входит ли выплата процентов в текущие расходы государства

Проценты по кредитам относят в состав затрат

Расходы, в том числе в виде процентов по кредиту, должны быть экономически оправданными. Но не обязательно, чтобы хозяйственные операции, оплаченные за счет кредитных средств, были прибыльными. Достаточно, чтобы они были исполнены в рамках хозяйственной деятельности организации.

Как отразить в бухгалтерском учете

Если долг нужно вернуть в более длительный срок, то он отражается на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Такое деление обусловлено тем, что в бухгалтерской отчетности обязательства должны представляться подразделением в зависимости от срока погашения на краткосрочные и долгосрочные (п. 19 ПБУ 4/99). Таким образом, если до конца срока займа (в том числе и ранее учитываемого как долгосрочный) остается меньше года, он должен отражаться как краткосрочный.

Расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 6 ПБУ 15/2008). Причитающиеся к уплате проценты отражаются в составе прочих расходов.

Исключение составляют проценты, включаемые в стоимость инвестиционного актива. Об этом сказано в пункте 11 ПБУ 10/99 и пункте 7 ПБУ 15/2008.

При этом проценты, причитающиеся к оплате кредитору, включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов равномерно, как правило, независимо от условий предоставления займа (кредита). В бухгалтерском учете проценты признаются в расходах в сумме, уплачиваемой в соответствии с условиями договора.

Как учесть расходы при налогообложении

Прежде всего расходы должны соответствовать статье 252 Налогового кодекса РФ, то есть быть экономически оправданными. Но не обязательно, чтобы хозяйственные операции, проведенные за счет кредитных средств, были прибыльными. Достаточно, чтобы они были исполнены в рамках хозяйственной деятельности организации (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12 декабря 2013 г. № А53-32736/2012).

Если условиями договора предусмотрено, что проценты в отдельные отчетные (налоговые) периоды выплачиваются, то они учитываются в расходах в тех периодах, в которых у заемщика возникает обязательство по их уплате. На это указывает арбитражная практика (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18 марта 2013 г. № А53-9654/2012 (определением от 5 июня 2013 г. № ВАС-6608/13 ВАС РФ отказал в передаче данного дела в Президиум для пересмотра)). Это относится и к случаям, когда проценты уплачиваются вместе с основной суммой долга.

Нужно отметить, что финансисты не согласны с таким подходом. Они настаивают на том, что проценты по всем видам заимствований признаются равномерно в течение всего срока действия договора на конец каждого месяца. При этом фактический срок уплаты процентов во внимание не принимается (письмо Минфина России от 24 июля 2013 г. № 03-03-06/1/29175).

Налоговым кодексом РФ предусмотрено два варианта учета процентов по кредиту (п. 1 ст. 269):

Организация может выбрать способ учета процентов по установленным нормам. Они следующие:

Долговые обязательства признаются сопоставимыми, если они выданы:

Сопоставлять нужно выданные обязательства

Суды, в том числе и Президиум ВАС РФ, рассматривают как сопоставимые обязательства, которые заимодавец организации выдал другим российским организациям в отчетном периоде (постановления Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. № 9898/11, ФАС Уральского округа от 26 мая 2011 г. № Ф09-1692/11-С2).

При этом позиция, сформированная в постановлении Президиума ВАС РФ № 9898/11, является общеобязательной для нижестоящих арбитражных судов при рассмотрении аналогичных споров. В его заключительных положениях указано на то, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов со схожими фактическими обстоятельствами подлежат пересмотру, если они приняты на основании норм права в ином толковании.

Вместе с тем не всегда можно получить данные о среднем уровне процентов, которые взимает кредитор с других организаций. Поэтому чиновники указывают: для расчета уровня предельных процентов организация должна сопоставить как привлеченные ею самой кредиты, так и зайВ­мы, выданные кредиторами другим российским организациям в том же отчетном периоде, при наличии такой информации (письмо Минфина России от 19 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/665). При этом для подтверждения среднего уровня процентов по кредитам (займам), выданным (полученным) на сопоставимых условиях, может быть использована справка российского банка.

Ну а если кредит был получен от иностранного банка, то справка от него чиновниками как доказательство сопоставимости учитываться не будет (письмо Минфина России от 21 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/770).

Критерии сопоставимости

Соотношение сроков по продолжительности

А под долговыми обязательствами, выданными на те же сроки, следует понимать обязательства, которые выданы на сроки, сопоставимые по продолжительности. Такое разъяснение дал Минфин России в письме от 29 июля 2009 г. № 03-03-05/141.

Кроме того, есть решение арбитражного суда о том, что считаются сопоставимыми долговые обязательства, выданные на 4 и на 9 месяцев (постановление ФАС Поволжского округа от 8 декабря 2005 г. № А72-5338/05-7/410).

Соотношение обязательств по объему

Соответствие способов обеспечения

Отсутствует и судебная практика. Можно предположить, что сопоставимыми можно считать кредиты, которые обеспечиваются одним из следующих способов, указанных в главе 23 Гражданского кодекса РФ: неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия и задаток.

Дополнительные условия

Например, в письме Минфина России от 2 июня 2010 г. № 03-03-06/2/104 высшее финансовое ведомство отмечает, что не признаются выданными на сопоставимых условиях долговые обязательства, полученные от физических и юридических лиц.

А вот полученные от одного и того же кредитора обязательства являются сопоставимыми. Об этом специалисты главного финансового ведомства напомнили в письме от 25 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/88.

Если был выдан только один кредит

Данная формулировка вызывает разночтения. Из нее непонятно, у кого должны отсутствовать долговые обязательства перед российскими организациями. У заимодавца организации, выдающего ей кредит в данном квартале, или в принципе на рынке банковских услуг?

В основной массе предприятия понимают эту формулировку как предписывающую принимать в состав расходов проценты по норме исходя из ставки ЦБ РФ.

Хотя из постановления Президиума ВАС РФ № 9898/11 следует, что, если у организации за квартал имеется только одно кредитное обязательство, нужно применять метод определения предельной величины процентов, основанный на сравнении обязательства с сопоставимыми долговыми обязательствами, выданными банками и другими кредитными организациями российским предприятиям.

Актуальной официальной позиции чиновников по этому вопросу в открытых источниках не представлено. В ранних письмах они предписывали учитывать проценты по таким обязательствам в пределах нормируемой величины (письмо Минфина России от 6 марта 2006 г. № 03-03-04/1/183).

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Входит ли выплата процентов в текущие расходы государства

3 тБУИПДЩ ВАДЦЕФБ, ЙИ РМБОЙТПЧБОЙЕ Й ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ

3.1 ьЛПОПНЙЮЕУЛПЕ УПДЕТЦБОЙЕ Й ПУПВЕООПУФЙ ЖПТНЙТПЧБОЙС ТБУИПДПЧ РП ЪЧЕОШСН ВАДЦЕФОПК УЙУФЕНЩ

3.1.1 ьЛПОПНЙЮЕУЛПЕ УПДЕТЦБОЙЕ ТБУИПДПЧ тПУУЙКУЛПЗП ЗПУХДБТУФЧБ Ч УПЧТЕНЕООЩИ ХУМПЧЙСИ. лМБУУЙЖЙЛБГЙС ТБУИПДПЧ

уПДЕТЦБОЙЕ Й УФТХЛФХТБ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ТБУИПДПЧ ПРТЕДЕМСАФУС РТПЗТБННБНЙ тПУУЙКУЛПЗП ЗПУХДБТУФЧБ Й ЛПОЛТЕФОЩНЙ ЪБДБЮБНЙ ОБ ПЮЕТЕДОПК ЖЙОБОУПЧЩК ЗПД.

зПУХДБТУФЧЕООЩЕ ТБУИПДЩ ПИЧБФЩЧБАФ:

у ГЕМША ПРТЕДЕМЕОЙС ТПМЙ Й ЪОБЮЕОЙС ВАДЦЕФОЩИ ТБУИПДПЧ Ч ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ЦЙЪОЙ ПВЭЕУФЧБ ЙИ ЛМБУУЙЖЙГЙТХАФ РП ПРТЕДЕМЕООЩН РТЙЪОБЛБН

рП ЬЛПОПНЙЮЕУЛПНХ УПДЕТЦБОЙА Й ЧМЙСОЙА ОБ РТПГЕУУ ТБУЫЙТЕООПЗП ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧБ ТБУИПДЩ ВАДЦЕФБ ЛМБУУЙЖЙГЙТХАФУС ОБ ФЕЛХЭЙЕ Й ЛБРЙФБМШОЩЕ ТБУИПДЩ. зТХРРЙТПЧЛБ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФПЧ ОБ ФЕЛХЭЙЕ Й ЛБРЙФБМШОЩЕ ХУФБОБЧМЙЧБЕФУС ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЕК ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФПЧ тж.

л ФЕЛХЭЙН ТБУИПДБН ВАДЦЕФБ ПФОПУСФУС:

лБРЙФБМШОЩЕ ТБУИПДЩ РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК ДЕОЕЦОЩЕ ЪБФТБФЩ, УЧСЪБООЩЕ У ЧМПЦЕОЙЕН Ч ПУОПЧОПК ЛБРЙФБМ Й РТЙТПУФ ЪБРБУПЧ.

л ЛБРЙФБМШОЩН ТБУИПДБН ПФОПУСФУС:

ч УПУФБЧЕ ЛБРЙФБМШОЩИ ТБУИПДПЧ НПЦЕФ ВЩФШ ПВТБЪПЧБО ВАДЦЕФ ТБЪЧЙФЙС. рПТСДПЛ Й ХУМПЧЙС ЖПТНЙТПЧБОЙС ВАДЦЕФБ ТБЪЧЙФЙС ПРТЕДЕМСАФУС ЖЕДЕТБМШОЩН ВАДЦЕФПН.

тБУИПДЩ, УПЗМБУОП вАДЦЕФОПК лМБУУЙЖЙЛБГЙЙ тж РПДТБЪДЕМСАФУС:

ьФП НПЗХФ ВЩФШ ТБУИПДЩ:

уФТХЛФХТБ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФБ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА РПМЙФЙЛХ, РТПЧПДЙНХА ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ ПТЗБОБНЙ.

уФТХЛФХТБ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФБ пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ Ч ДЙОБНЙЛЕ ПФПВТБЦЕОБ Ч УИЕНЕ:

уФТХЛФХТБ ТБУИПДПЧ ВАДЦЕФБ пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ

входит ли выплата процентов в текущие расходы государства. входит ли выплата процентов в текущие расходы государства фото. картинка входит ли выплата процентов в текущие расходы государства. смотреть фото входит ли выплата процентов в текущие расходы государства. смотреть картинку входит ли выплата процентов в текущие расходы государства.

3.1.2 рТЙОГЙРЩ Й ЖПТНЩ ВАДЦЕФОПЗП ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС

зПУХДБТУФЧЕООЩЕ УТЕДУФЧБ ТБУРТЕДЕМСАФУС Й ТБУИПДХАФУС РХФЕН ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС

жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ РТЕДРТЙСФЙК НПЦЕФ ПУХЭЕУФЧМСФШУС ЙЪ УМЕДХАЭЙИ ЙУФПЮОЙЛПЧ:

жЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ОБ ПУОПЧЕ ЕДЙОЩИ РТЙОГЙРПЧ:

зПУХДБТУФЧЕООЩЕ ТБУИПДЩ ПУХЭЕУФЧМСАФУС ОБ ПУОПЧЕ ДЕКУФЧХАЭЕЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ. пТЗБОЩ ЖЕДЕТБМШОПЗП ЛБЪОБЮЕКУФЧБ ТБЪТЕЫБАФ ЖЙОБОУЙТПЧБФШ ФПМШЛП ФЕ ТБУИПДЩ, ЛПФПТЩЕ РТЕДХУНПФТЕОЩ ОПТНБФЙЧОЩНЙ БЛФБНЙ Й ХФЧЕТЦДЕОЩ ЪБЛПОБНЙ П ВАДЦЕФБИ, ВАДЦЕФОПК ТПУРЙУША, УНЕФБНЙ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК.

вАДЦЕФОПЕ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ Ч тж ЙНЕЕФ 2 ТБЪОПЧЙДОПУФЙ:

рТЕДПУФБЧМЕОЙЕ ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС Ч УМЕДХАЭЙИ ЖПТНБИ:

3.1.3 уНЕФОП-ВАДЦЕФОПЕ РМБОЙТПЧБОЙЕ Й ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ТБУИПДПЧ

уНЕФОП-ВАДЦЕФОЩН ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕН ОБЪЩЧБЕФУС ПВЕУРЕЮЕОЙЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ ДЕОЕЦОЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ ХЮТЕЦДЕОЙК Й ПТЗБОЙЪБГЙК, ДЕКУФЧХАЭЙИ Ч ОЕРТПЙЪЧПДУФЧЕООПК УЖЕТЕ.

л ФБЛПЧЩН ПФОПУСФУС, ОБРТЙНЕТ, УПГЙБМШОП-ЛХМШФХТОБС УЖЕТБ, ПВПТПОБ, ПТЗБОЩ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ХРТБЧМЕОЙС Й ДТХЗЙЕ.

ьФЙ ХЮТЕЦДЕОЙС РПМХЮБАФ УТЕДУФЧБ ОБ УЧПЕ УПДЕТЦБОЙЕ ЙЪ ВАДЦЕФБ ОБ ПУОПЧЕ ЖЙОБОУПЧЩИ ДПЛХНЕОФПЧ, ОБЪЩЧБЕНЩИ УНЕФБНЙ.

ч ВАДЦЕФОХА УЖЕТХ ЧИПДСФ УМЕДХАЭЙЕ УПГЙБМШОП-ЛХМШФХТОЩЕ НЕТПРТЙСФЙС Й ХЮТЕЦДЕОЙС:

лБЦДПЕ ВАДЦЕФОПЕ ХЮТЕЦДЕОЙЕ ЙНЕЕФ УНЕФХ ДПИПДПЧ Й ТБУИПДПЧ. уНЕФБ ХУФБОБЧМЙЧБЕФ ПВЯЕН, ГЕМЕЧПЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ Й РПЛЧБТФБМШОПЕ ТБУРТЕДЕМЕОЙЕ УТЕДУФЧ, ЧЩДЕМЕООЩИ ЙЪ ВАДЦЕФБ.

жПТНЩ УНЕФ ДМС ЧУЕИ ФЙРПЧ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК ПРТЕДЕМСАФУС нЙОЙУФЕТУФЧПН ЖЙОБОУПЧ тж.

рТПГЕУУ ХФЧЕТЦДЕОЙС УНЕФЩ УПУФПЙФ ЙЪ УФБДЙК, УЧПКУФЧЕООЩИ ВАДЦЕФОПНХ РТПГЕУУХ: УПУФБЧМЕОЙА, ТБУУНПФТЕОЙА, ХФЧЕТЦДЕОЙА Й ЙУРПМОЕОЙА.

уНЕФБ ДЕКУФЧХЕФ Ч ФЕЮЕОЙЕ ВАДЦЕФОПЗП РЕТЙПДБ, Ф.Е. У 1 СОЧБТС РП 31 ДЕЛБВТС. дПЛХНЕОФ РПДРЙУЩЧБЕФУС ЗМБЧОЩН ВХИЗБМФЕТПН Й ДЙТЕЛФПТПН ВАДЦЕФОПЗП ХЮТЕЦДЕОЙС, ХФЧЕТЦДБЕФУС ЗМБЧОЩН ТБУРПТСДЙФЕМЕН ВАДЦЕФОЩИ УТЕДУФЧ.

уНЕФЩ ТБЪМЙЮБАФУС РП ЛТХЗХ Й ФЙРХ ПИЧБФЩЧБЕНЩИ ЙНЙ ХЮТЕЦДЕОЙК.

рП ЛТХЗХ ХЮТЕЦДЕОЙК УНЕФЩ РПДТБЪДЕМСАФУС ОБ:

йОДЙЧЙДХБМШОБС УНЕФБ УПДЕТЦЙФ ТБУИПДЩ Й ДПИПДЩ ФПМШЛП ПДОПЗП ХЮТЕЦДЕОЙС. пОБ РПЪЧПМСЕФ ХЮЙФЩЧБФШ ПУПВЕООПУФЙ ДБООПЗП ХЮТЕЦДЕОЙС, ИБТБЛФЕТ Й НБУЫФБВЩ ДЕСФЕМШОПУФЙ. йОДЙЧЙДХБМШОЩЕ УНЕФЩ ХЮТЕЦДЕОЙК, РТЙОБДМЕЦБЭЙИ Л ПДОПК ПФТБУМЙ ЙМЙ УЖЕТЕ ДЕСФЕМШОПУФЙ, ПВЯЕДЙОСАФУС УППФЧЕФУФЧХАЭЙНЙ НЙОЙУФЕТУФЧБНЙ, ЧЕДПНУФЧБНЙ, ПТЗБОБНЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС Ч УЧПДОЩЕ УНЕФЩ.

нЙОЙУФЕТУФЧБ, ЧЕДПНУФЧБ РТЕДПУФБЧМСАФ ЙИ (УЧПДОЩЕ УНЕФЩ) Ч УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ЖЙОБОУПЧЩЕ ПТЗБОЩ ДМС ЧЛМАЮЕОЙС Ч ВАДЦЕФ.

уФТХЛФХТОЩНЙ РПДТБЪДЕМЕОЙСНЙ УНЕФЩ СЧМСАФУС УФБФШЙ ТБУИПДПЧ, ЛБЦДБС ЙЪ ЛПФПТЩИ ЙНЕЕФ РТЕДНЕФОП-ГЕМЕЧПЕ ОБЪОБЮЕОЙЕ.

дМС ЧУЕИ ВАДЦЕФОЩИ ПТЗБОЙЪБГЙК Й ХЮТЕЦДЕОЙК ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ РТПЙЪЧПДЙФУС РП ХЛТХРОЕООЩН УФБФШСН:

тБУИПДЩ ПУХЭЕУФЧМСАФУС УФТПЗП Ч РТЕДЕМБИ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС РПУФБФЕКОП.

уНЕФЩ УПУФБЧМСАФУС ОБ ПУОПЧЕ ОПТН ТБУИПДПЧ.

оПТНЩ ТБУИПДПЧ ЛМБУУЙЖЙГЙТХАФУС ОБ ПВСЪБФЕМШОЩЕ Й ОЕПВСЪБФЕМШОЩЕ.

л ФБЛЙН ОПТНБН ПФОПУСФУС: ЧУЕ ИПЪСКУФЧЕООЩЕ ТБУИПДЩ (ЪБФТБФЩ ОБ ПФПРМЕОЙЕ, ПУЧЕЭЕОЙЕ, ТБУИПДЩ ОБ УПДЕТЦБОЙЕ ЪДБОЙК Й ДТ.)

уХЭЕУФЧПЧБОЙЕ ОЕПВСЪБФЕМШОЩИ ОПТН ПВХУМБЧМЙЧБЕФУС ФЕН, ЮФП ВАДЦЕФОЩЕ ХЮТЕЦДЕОЙС ТБВПФБАФ Ч ТБЪМЙЮОЩИ ХУМПЧЙСИ.

оБРТЙНЕТ, 2 ПОЛПМПЗЙЮЕУЛЙИ УФБГЙПОБТБ НПЗХФ ТБВПФБФШ Ч ТБЪМЙЮОЩИ РПНЕЭЕОЙСИ. зПТПДУЛЙЕ Й УЕМШУЛЙЕ ХУМПЧЙС ФПЦЕ ТБЪМЙЮОЩ. рПЬФПНХ ЛБЦДПЕ ХЮТЕЦДЕОЙЕ НПЦЕФ ЙЪНЕОСФШ ЬФЙ ОПТНЩ, ОП Ч РТЕДЕМБИ ПВЭЕК ОПТНЩ, ЛПФПТЩЕ УППФЧЕФУФЧХАФ ЕЗП ТЕБМШОЩН РПФТЕВОПУФСН.

оПТНЩ ТБУИПДПЧ РПДТБЪДЕМСАФУС ФБЛЦЕ ОБ НБФЕТЙБМШОЩЕ Й ДЕОЕЦОЩЕ

нБФЕТЙБМШОЩЕ ОПТНЩ СЧМСАФУС ЗМБЧОЩНЙ. пОЙ ЪБЛМАЮБАФ Ч УЕВЕ ПРТЕДЕМЕООПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП НБФЕТЙБМШОЩИ УТЕДУФЧ ОБ ЕДЙОЙГХ ЙЪНЕТЕОЙС ТБУИПДПЧ. оБРТЙНЕТ, ЛПМЙЮЕУФЧП РТПДХЛФПЧ РЙФБОЙС ОБ 1 ВПМШОПЗП Ч ДЕОШ, ЛПМЙЮЕУФЧП ЬМЕЛФТПЬОЕТЗЙЙ ДМС ПУЧЕЭЕОЙС ЛМБУУБ Й Ф.Д.

дЕОЕЦОЩЕ ОПТНЩ ПФТБЦБАФ УФПЙНПУФШ НБФЕТЙБМШОЩИ ОПТН

оПТНЩ ТБЪТБВБФЩЧБАФУС ойй Й ХФЧЕТЦДБАФУС РТБЧЙФЕМШУФЧПН.

ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ГЕМЕЧПК ОБРТБЧМЕООПУФЙ ОПТНЩ ДЕМСФУС ОБ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩЕ Й ЛПНВЙОЙТПЧБООЩЕ.

л ЙОДЙЧЙДХБМШОЩН ПФОПУСФУС ОПТНЩ, УПДЕТЦБЭЙЕ ТБУИПДЩ ФПМШЛП ОБ ПДОХ ГЕМШ. пОЙ ЙУРПМШЪХАФУС РТЙ УПУФБЧМЕОЙЙ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩИ УНЕФ ХЮТЕЦДЕОЙК.

рТЙНЕОЕОЙЕ ОПТН РПЪЧПМСЕФ ЛЧБМЙЖЙГЙТПЧБООП УПУФБЧМСФШ УЧПДОЩЕ УНЕФЩ Й РПМШЪПЧБФШУС ЙНЙ.

чПРТПУЩ ДМС УБНПЛПОФТПМС

ъБДБЮЙ ДМС УБНПЛПОФТПМС

рТПБОБМЙЪЙТХКФЕ ДЙОБНЙЛХ БУУЙЗОПЧБОЙК ЙЪ ВАДЦЕФБ УХВЯЕЛФБ ЖЕДЕТБГЙЙ ОБ РПДДЕТЦЛХ ПФТБУМЕК НБФЕТЙБМШОПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ ЪБ РПУМЕДОЙЕ 2 ЗПДБ. хЛБЦЙФЕ, Ч ЛБЛЙИ ЖПТНБИ ПОЙ РТЕДПУФБЧМСМЙУШ.

оБЪПЧЙФЕ РТЙЮЙОЩ, ПРТЕДЕМЙЧЫЙЕ ЙЪНЕОЕОЙЕ ПВЯЕНБ, УПУФБЧБ, УФТХЛФХТЩ Й ЖПТН РТЕДПУФБЧМЕОЙС УТЕДУФЧ ВАДЦЕФБ ОБ РПДДЕТЦЛХ ПФТБУМЕК НБФЕТЙБМШОПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ.

© гЕОФТ ДЙУФБОГЙПООПЗП ПВТБЪПЧБОЙС пзх, 2002

Источник

Расходы бюджетов

Раздел III. Расходы бюджетов

Глава 10. Общие положения о расходах бюджетов

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ статья 65 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 65. Формирование расходов бюджетов

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 66. Составные части расходов бюджетов

1. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

2. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ в пункт 3 статьи 66 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком «минус».

Статья 67. Капитальные расходы бюджетов

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

См. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 181-ФЗ «О Бюджете развития Российской Федерации»

Статья 68. Текущие расходы бюджетов

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ в статью 69 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 69. Формы расходов бюджетов

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

Статья 70. Расходы бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

Статья 71. Закупки товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями

Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

Статья 72. Государственный или муниципальный контракт и государственный или муниципальный заказ

2. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

3. Государственный и муниципальный контракты включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.

4. Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.

5. Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Статья 73. Реестры закупок

1. Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок.

2. Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики, осуществляющие закупки товаров, работ и услуг на сумму не более 2000 минимальных размеров оплаты труда за один вид товара или услуг (за один контракт), ведут реестры закупок, в которых должны быть указаны следующие сведения:
краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
цена и дата закупки.

3. По государственным и муниципальным контрактам порядок ведения реестров закупок определяется федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 74. Финансирование расходов при выполнении условий

В законе (решении) о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете.

Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным статьей 231 настоящего Кодекса.

Источник

Тема 3. Государственные расходы

Целью изучения темы является ознакомление с сущностью и структурой государственных расходов.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач :

Оглавление

3.1. Понятие и принципы организации государственных расходов

При возникновении финансовой науки внимание учёных было занято преимущественно процессами формирования доходов. Только во II половине XIX в. появляются так называемые цивильные листы, где отражались расходы на содержание монарха и членов его семьи, расходы на народное образование, пенсии по старости, расходы на развитие народного хозяйства. К концу же XIX в. ситуация изменилась на противоположную – учеными было признано, что в финансовом хозяйстве не доходы, а расходы имеют решающее значение, т. к. частное хозяйство не может тратить больше, чем у него есть доходов.

Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием фондов финансовых ресурсов субъектов экономических отношений в целях финансирования основных затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.

Специфика общественного назначения государственных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, социальной, управленческой, военной и т. д.

Объём и структура государственных расходов в ВВП зависят от следующих факторов:

Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней, а также государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фонды государственных предприятий).

В настоящий период в странах со смешанной экономикой определяющими остаются централизованные государственные расходы, а государственный бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления государством своих конституционных функций. Таким образом, расходы государственного бюджета уже государственных расходов. Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для их последующего перераспределения и использования в целях государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей её территории.

Основная часть расходов местных бюджетов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством: финансирование муниципального строительства, дорожного хозяйства, общественного транспорта, затрат на просвещение, здравоохранение.

Финансовое звено внебюджетных фондов осуществляет расходы, обусловленные назначением этих фондов. Сюда относятся расходы по социальному обеспечению и социальному страхованию граждан страны, обязательному медицинскому страхованию, занятости населения, проведению различных экономических мероприятий и пр.

Расходы, относящиеся к финансам государственных предприятий, включают два вида затрат – текущие, которые связаны с обеспечением функционирования этих предприятий, и капитальные, т. е. инвестиции, идущие на обновление и расширение основного капитала. В составе текущих расходов основное место занимает заработная плата, а также затраты по различным элементам, обеспечивающим производство продукции или предоставление услуг. Среди инвестиций наиболее крупные расходы относятся к пополнению парка оборудования, строительно-монтажным работам. Расходы государственных предприятий подчинены задаче обеспечения воспроизводства общественного капитала, стимулирования получения монополиями высоких прибылей.

Финансирование осуществляется в различных формах, зависящих от субъекта, которому предназначаются государственные средства. Формы и методы финансирования государственных расходов определяются сущностью производственных отношений, экономической природой и функциями государства.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определённых принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся: целевое направление средств, безвозвратность расходования государственных ресурсов, бесплатность, соблюдение режима экономии, контроль за их использованием.

Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой – заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т. п.

Государство устанавливает приоритетность тех или иных потребностей, регламентируя порядок их удовлетворения, исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов.

Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, выделяемые на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к итогу использования государственных ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.

Бесплатность означает, что выделение бюджетных средств производится без уплаты государству каких-либо доходов в виде процентов или других видов оплаты ассигнований.

Принцип соблюдения режима экономии может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

Контроль направлен на борьбу с бесхозяйственностью и расточительством, на соблюдение законности и требований финансовой дисциплины при расходовании средств.

3.2. Виды государственных расходов

Государственные расходы могут классифицироваться по различным признакам. Дадим характеристику основных видов госрасходов (рис. 1).

входит ли выплата процентов в текущие расходы государства. входит ли выплата процентов в текущие расходы государства фото. картинка входит ли выплата процентов в текущие расходы государства. смотреть фото входит ли выплата процентов в текущие расходы государства. смотреть картинку входит ли выплата процентов в текущие расходы государства.

Риc. 1. Классификация государственных расходов

В отношении экономических результатов государственные расходы делятся на производительные и непроизводительные. Производительные – это те расходы, которые или увеличивают преимущественное достояние государства или укрепляют экономические основы частного хозяйства. Непроизводительные расходы – это те, которые не дают ни одного из этих результатов, но не являются бесполезными.

По характеру потребностей расходы делятся на обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные – отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом. Чрезвычайные – обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. Обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и пр.), а чрезвычайные – посредством чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или заключение займа).

В самом общем виде расходы государства могут быть разделены на две большие группы:

Основную часть расходов составляет первая группа. Лишь в случае войны или внешнеэкономической экспансии доля второй группы может возрасти.

По целевому назначению расходы государства подразделяются на три группы: текущие расходы (бюджет текущего потребления), капитальные (бюджет развития) и расходы, связанные с образованием и обслуживанием страховых и резервных фондов. Каждая группа расходов утверждается отдельно.

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, услуг народному хозяйству, выплату процентов по государственному долгу – внутреннему и внешнему, бюджетные ссуды на текущие нужды и др.

Капитальные расходы включают в себя затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

По общественному назначению расходы государства могут быть поделены на следующие группы:

Кратко рассмотрим каждую из них.

Экономические расходы – имеют важное народно-хозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, мелиорацию), которые требуют огромных капиталовложений, поскольку низко рентабельны; финансирование новых прогрессивных отраслей, таких как атомная, космическая и т. д.; финансирование убыточных отраслей – угольно-добывающих, сельского хозяйства, научно-исследовательских работ, особенно фундаментальных исследований, требующих крупного сосредоточения финансов.

Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходам. В их состав всегда включаются такие основные группы расходов: на содержание личного состава, вооружение, материально-техническое оснащение; на строительство военных объектов, на военные исследования и разработки; на пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей; на подготовку кадров; на создание запасов и ресурсов на случай войны и др. Это – прямые военные расходы. Существуют косвенные военные расходы, т. е. расходы на ликвидацию последствий войны и милитаризации, пенсии и пособия участникам войны, на восстановление разрушенного хозяйства, затраты на перевод экономики на мирные рельсы. Скрытые военные расходы включают в себя исследовательские расходы, расходы на подготовку к мобилизационным мероприятиям, по подготовке населения на случай ведения войны. При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь часть затрат, а именно затраты на военные исследования и разработки, могут косвенно принести экономический эффект. Доходы государства, получаемые от реализации третьим странам военной техники и технологий, не сокращают военных расходов, поскольку предприятия, производящие вооружение, как правило, не относятся к военному ведомству, однако составляют значительную часть доходов бюджета.

Расходы на управление – сюда входят расходы на содержание законодательных органов, правительства, местных органов власти и управления, милиции, органов судопроизводства и прокуратуры.

Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это – прямые субсидии компаниям из бюджета (субсидируют некоторые виды товаров, в частности, имеющих важное значение для военно-промышленного комплекса), освобождение экспортёров от налогов, предоставление кредита экспортёру или импортёру на льготных условиях, страхование экспорта и т. п. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

Среди расходов федерального бюджета России особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Данный вид затрат зачастую включается в состав внешнеэкономических расходов. Государственный долг возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Его появление связано с превышением бюджетных расходов над его доходами, т. е. государство становится заёмщиком финансовых средств или у населения, банков и предприятий, и в этом случае возникает внутренний государственный долг, или у другого государства или международных финансовых организаций, когда возникает внешний государственный долг. Формами привлечения заёмных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.).

Государственные расходы по признаку участия в общественном воспроизводстве подразделяются на средства государства, направляемые на финансирование материального производства и непроизводственной сферы. Такое разграничение в направлении средств характеризует совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.

По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на социально-культурные мероприятия:

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Законодательные и инструктивные материалы

Версия для печати

Хрестоматия

Практикумы

«Практикум» содержит методические указания и задания для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по 3 теме дисциплины «финансы»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *