водитель счет бух учета
Берем автомобиль в операционную аренду. Как отразить в учете?
Автор: Волчкова М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
При осуществлении своей деятельности учреждения здравоохранения зачастую сталкиваются с необходимостью арендовать на какое-то время автомобиль. Иногда автомобиль в аренду берется с водителем (экипажем), а иногда и без него. В рамках данной консультации рассмотрим, как на счетах бухгалтерского учета отразить операции по аренде автотранспортного средства исходя из требований ФСБУ «Аренда».
При заключении контракта (договора) аренды учреждению следует изначально произвести классификацию планируемой операции и определить, относится объект аренды к операционной или неоперационной аренде. Пунктом 12 – 15 ФСБУ «Аренда» установлены признаки, позволяющие квалифицировать имущество как объект операционной или финансовой (неоперационной) аренды.
Объекты операционной аренды должны отвечать следующим критериям:
а) срок пользования имуществом меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении;
б) на дату классификации объектов учета аренды общая сумма арендной платы (платы за пользование имуществом, предусмотренной договором за весь срок его использования) и сумма всех платежей (выкупной цены), необходимых для реализации права выкупа имущества по окончании срока пользования имуществом, при условии что размер таких платежей предопределяет осуществление указанного выкупа имущества по истечении срока пользования имуществом (далее – арендные платежи), ниже и несопоставимы со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества на дату классификации объектов учета аренды.
Перечисленные признаки по отдельности или вместе являются основанием для квалификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды. Если при наличии одного или нескольких признаков иные условия пользования имуществом соответствуют признакам, обозначенным в п. 13 ФСБУ «Аренда», объекты учета аренды квалифицируются в качестве объектов учета неоперационной (финансовой) аренды.
Здесь же заметим, что сроком полезного использования объекта учета аренды является срок, в течение которого предусматривается использование субъектом учета в его деятельности объекта учета аренды в целях, ради которых тот был получен (использование в целях получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с пользованием объектом учета аренды).
При сопоставлении срока использования имущества, предусмотренного условиями договора, и оставшегося срока полезного использования передаваемого в пользование имущества (объект аренды или пользования) следует исходить из обязанности пользователя имущества по завершении права пользования имуществом возвратить объект аренды (пользования) в состоянии, позволяющем правообладателю (собственнику) такового использовать его в дальнейшем.
Осуществлять указанное сопоставление на основе оставшегося срока амортизации передаваемого объекта аренды (пользования) некорректно.
Обратите внимание: ФСБУ «Аренда» не применяется в случае (п. 4 ФСБУ «Аренда»):
передачи учреждениями, созданными собственником государственного (муниципального) имущества, объектов нефинансовых активов при выполнении ими функций по содержанию государственного (муниципального) имущества и организационно-техническому обеспечению иных учреждений (органов власти), созданных собственником, в целях использования последними указанного имущества при выполнении возложенных на них функций (полномочий), без возложения на пользователя имущества обязанности по его содержанию;
передачи имущества на праве оперативного управления.
Таким образом, контракт (договор), заключаемый на аренду автомобиля (как с экипажем, так и без него), не предполагающий его выкуп, отвечает признакам операционной аренды.
Отражаем в учете право пользования арендованным автомобилем
Объект операционной аренды отражается посредством использования счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами». По этому счету ведется аналитический учет прав пользования активами в разрезе договоров, мест нахождения имущества, полученного в пользование, а также лиц, ответственных за их сохранность и (или) использование по назначению. Учет операций по выбытию (реклассификации) права пользования активами ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов. Бухгалтерские записи с использованием счета 0 111 40 000 отражаются так:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Признано арендатором (пользователем имущества) право пользования объектом операционной аренды (операция совершается на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды или имущественного найма)
0 302 24 730
0 302 29 730
Поступили в безвозмездное срочное пользование объекты, относящиеся к операционной аренде на льготных условиях (операция отражается в сумме справедливой стоимости арендных платежей)
Прекращено право пользования активом (при условии полного исполнения договора), выбыл объект учета операционной аренды (операция отражается в сумме балансовой стоимости права пользования активом)
Прекращено право пользования активом при досрочном прекращении договора, в соответствии с которым были приняты на учет объекты учета операционной аренды, выбыл объект учета операционной аренды (операция отражается методом «красное сторно»):
– в сумме остаточной стоимости права пользования активом
0 302 24 730
0 302 29 730
0 401 40 182
– в сумме накопленной амортизации права пользования активом
Обратите внимание: дополнительную информацию о применении счета 0 111 40 000 можно посмотреть в письмах Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83464, от 13.12.2017 № 02-07-07/83463.
Рассмотрим на примере, как на счетах бухгалтерского учета отразить аренду автомобиля, взятого во временное пользование.
Пример 1.
По итогам проведения запроса котировок в мае 2018 года был заключен договор, предметом которого является предоставление автомобиля во временное возмездное пользование сроком на 10 месяцев. Ежемесячный размер арендной платы составляет 20 000 руб. Операции совершаются в рамках приносящей доход деятельности.
На счетах бухгалтерского учета операции по получению в пользование автомобиля отразятся так:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Признано арендатором (пользователем имущества) право пользования автомобилем
(20 000 руб. х 10 мес.)
Приняты обязательства, подлежащие исполнению в текущем году (за период с мая по декабрь 2018 года)
(20 000 руб. х 8 мес.)
Приняты обязательства, подлежащие исполнению в следующем году* (за период с января по февраль 2019 года)
(20 000 руб. х 2 мес.)
Начислена амортизация за право пользования автомобилем
2 401 20 224
(2 109 хх 224)
Приняты денежные обязательства текущего года (операция совершается ежемесячно на сумму арендных платежей)
Произведен арендный платеж
* При совершении заключительных записей по итогам 2018 года принятые в 2018 году обязательства на 2019 год по счету 2 502 21 224 будут перенесены на счет 2 502 11 224.
Рассмотрим ситуацию, когда срок действия контракта (договора) аренды автомобиля – объекта операционной аренды захватывает период 2017 – 2018 годов. В этом случае у учреждения такой объект будет отражаться в учете по состоянию на 1 января 2018 года на забалансовом счете 01.
Напомним, что до 1 января 2018 года учет объектов основных средств, полученных в возмездное (безвозмездное) пользование, велся на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Согласно п. 333 Инструкции № 157н объекты имущества, полученные субъектом учета от балансодержателя (собственника) имущества, подлежали учету на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его использования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником), а в случае отсутствия данных о стоимости в условной оценке: один объект – 1 руб. С 1 января 2018 года учет таких объектов на забалансовом счете 01 не производится (п. 333 Инструкции № 157н в редакции Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, Письмо Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83463 «О направлении Методических указаний по переходным положениям СГС «Аренда»). Поэтому при формировании в 2018 году входящих остатков по объектам операционной аренды выбытие (уменьшение) объектов, находящихся в пользовании, отражается по забалансовому счету 01 «Имущество в пользовании» (Письмо Минфина РФ № 02-07-07/83463).
Здесь же отметим: Минфин в Письме № 02-07-07/83463 разъяснил, что при наличии объектов операционной аренды на 1 января 2018 года субъекту учета необходимо:
1) провести инвентаризацию объектов имущества, полученных (переданных) в пользование в соответствии с договорами, заключенными до 1 января 2018 года и действующими в период применения ФСБУ «Аренда» (по договорам со сроком действия как в 2017 году, так и в год (годы), следующий (следующие) за ним);
2) определить оставшиеся сроки полезного использования объектов операционной аренды (оставшиеся сроки пользования объектами имущества);
3) определить сумму обязательств по арендным платежам за оставшиеся сроки полезного использования объектов (начиная с 2018 года и до завершения сроков использования объектов учета аренды);
4) сформировать бухгалтерскую справку (ф. 0504833) в целях формирования в межотчетный период входящих остатков по объектам учета аренды:
– отразить суммы прав пользования объектами операционной аренды:
Дебет счета 0 111 4х 000 «Право пользования имуществом»
Кредит счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
– одновременно отразить объем принятых обязательств по арендным платежам:
Дебет счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
Кредит счета 0 302 24 000 «Расчеты по арендной плате за пользование имуществом»
– дополнительно по забалансовому счету 01 «Имущество в пользовании» отразить выбытие (уменьшение) объектов, находящихся в пользовании.
Пример 2.
Учреждение здравоохранения в феврале 2017 года заключило договор аренды автомобиля на период с февраля 2017 года по апрель 2018 года. Ежемесячная сумма арендных платежей – 15 000 руб. В акте приема-передачи автомобиля было указано, что его стоимость составляет 1 890 000 руб.
На счетах бухгалтерского учета операции по формированию входящих остатков отразятся так:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Признано арендатором (пользователем имущества) право пользования автомобилем за оставшийся срок действия договора аренды (за период с января по апрель 2018 года)
(15 000 руб. х 4 мес.)
2 111 45 000
2 401 30 000
2 401 30 000
2 302 24 730
Приняты обязательства, подлежащие исполнению в текущем году (за период с января по апрель 2018 года)
(15 000 руб. х 4 мес.)
Объект списан с забалансового учета
Начислена амортизация за право пользования автомобилем
2 401 20 224
(2 109 хх 224)
Приняты денежные обязательства текущего года (операция совершается ежемесячно на сумму арендных платежей)
Произведен арендный платеж
Особенности учета автомобиля, полученного в безвозмездное пользование
Иногда автомобиль передается учреждению во временное безвозмездное пользование. Имущество, получаемое учреждением в безвозмездное пользование, является объектом операционной аренды (письма Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83464, от 07.03.2018 № 02-07-10/14794).
При принятии к учету объекта операционной аренды на основании договора безвозмездного пользования необходимо обратить внимание на определение права пользования активом. В Письме Минфина РФ № 02-07-10/14794 сказано, что при определении права пользования имуществом, получаемым безвозмездно, нужно исходить из рыночной стоимости арендных платежей по аналогичным объектам имущества. Согласно п. 67.3 Инструкции № 174н, п. 67.3 Инструкции № 183н для этих целей применяется справедливая стоимость. Пунктом 54 ФСБУ «Концептуальные основы» установлено, что при определении справедливой стоимости объекта применяется один из следующих методов:
метод рыночных цен;
метод амортизированной стоимости замещения.
Таким образом, справедливая стоимость равна рыночной стоимости имущества, если используется рыночный метод определения такой стоимости. Следовательно, информация, содержащаяся в вышеназванном письме, не противоречит п. 67.3 Инструкции № 174н, п. 67.3 Инструкции № 183н и п. 54 ФСБУ «Концептуальные основы».
Если договором безвозмездного пользования не определен срок аренды, то бюджетным и автономным учреждениям следует руководствоваться сроком, сопоставимым с обозримым будущим, – такая рекомендация дана в Письме Минфина РФ от 08.05.2018 № 02-07-10/31144. Из положений этого письма следует, что если срок аренды в договоре не определен, то для целей бухгалтерского учета нужно руководствоваться принципом допущения непрерывности деятельности, который означает, что субъект учета (субъект отчетности) будет продолжать свою деятельность, выполнять свои полномочия (функции) и обязательства не менее четырех лет начиная с года, за который была сформирована последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность (обозримое будущее), и у его собственника (учредителя) отсутствуют намерения и (или) необходимость ликвидировать субъект учета (субъект отчетности) или прекратить его деятельность в обозримом будущем (п. 77 ФСБУ «Концептуальные основы»). Получателям бюджетных средств при определении срока пользования объектом аренды рекомендовано исходить из периода бюджетного цикла (Письмо Минфина РФ от 07.03.2018 № 02-07-10/14794).
Рассмотрим пример отражения в учете имущества, полученного безвозмездно.
Пример 3.
Учреждению по договору безвозмездного бессрочного пользования в июне 2018 года передан автомобиль. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов установила, что справедливая стоимость арендных платежей по аналогичному имуществу составляет 15 000 руб. в месяц. Поскольку договор безвозмездного пользования бессрочный, комиссия учреждения установила предполагаемый срок использования автомобиля – 6 месяцев. Исходя из условного срока использования имущества и справедливой стоимости арендных платежей по аналогичному имуществу, комиссия расчетным путем установила право оперативного управления по этому объекту – 90 000 руб. (15 000 руб. х 6 мес.).
На счетах бухгалтерского учета признание права пользования объектом отразится так:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Признано право пользования объектом операционной аренды
Учет расходов на топливо по путевым листам в «1С:Бухгалтерии 8»
Практически в каждой организации, включая индивидуальных предпринимателей (ИП), имеется автотранспорт (собственный, арендованный или полученный по договору лизинга), который используется в служебных целях. В связи с этим возникает необходимость учета расходов на содержание служебного транспорта, в том числе и расходов на топливо.
Учет расходов на топливо
Все виды топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ) относятся к горюче-смазочным материалам (ГСМ), которые входят в состав материально-производственных запасов (МПЗ). В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н) МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Для обобщения информации о наличии и движении топлива в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) предназначен субсчет 10.03 «Топливо», подчиненный счету 10 «Материалы».
Документом, который подтверждает расход топлива, данные о фактическом пробеге и производственный характер маршрута движения автомобиля, является путевой лист. Формы путевых листов для различных видов автомобильного транспорта утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Эти формы документов носят обязательный характер только для автотранспортных организаций. Остальные организации могут разработать свою форму путевого листа, которая должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»:
Для целей налогообложения прибыли расходы на ГСМ не нормируются и учитываются в полном объеме, если они экономически обоснованы, документально подтверждены и произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). С целью внутреннего контроля организация может самостоятельно установить нормы расхода топлива, утвердив их приказом руководителя. При этом можно руководствоваться нормами расхода топлива, указанными в инструкции по эксплуатации автомобиля, или нормами, рекомендованными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (см., например, письмо Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-07/19283).
В бухгалтерском учете фактический расход топлива на основании путевых листов списывается в расходы по обычным видам деятельности. Для целей налогообложения прибыли расходы на содержание служебного транспорта относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России 08.08.2019 № 03-03-06/1/59876). При применении упрощенной системы налогообложения (УСН) с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» стоимость топлива для автомобиля, используемого в деятельности, направленной на получение дохода, также учитывается в качестве расходов на содержание служебного автотранспорта (пп. 12 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Варианты учета ГСМ в «1С:Бухгалтерии 8»
Топливо можно приобретать за наличный расчет и в безналичной форме. Если организация выбрала безналичную форму, то с поставщиком ГСМ заключается договор поставки, в соответствии с которым организация перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика, а взамен получает талоны или топливные карты, по которым водители осуществляют заправку автомобилей на автозаправочных станциях (АЗС).
Учет ГСМ по талонам
Для учета операций с применением топливных талонов имеет значение, какой вид талонов используется и в какой момент к организации переходит право собственности на ГСМ. В зависимости от условий договора поставки нефтепродуктов право собственности на получаемый бензин может переходить к организации либо в момент получения талонов, либо в момент заправки автомобиля на АЗС.
Если по договору с поставщиком право собственности на ГСМ переходит к организации в момент заправки топлива в бак автомобиля на АЗС, то талоны на ГСМ могут учитываться в составе денежных документов на счете 50.03 «Денежные документы».
В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для учета на топливо в составе денежных документов используются документы:
В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для учета ГСМ с переходом права собственности в момент получения талонов используются документы:
1С:ИТС
Учет ГСМ по топливной карте
Топливная карта представляет собой микропроцессорную небанковскую пластиковую карту с ПИН-кодом и чипом, являющимся носителем информации:
Чтобы приобретать топливо по картам, компания заключает договор с поставщиком топлива (это может быть процессинговый центр, который выступает в роли эмитента топливной карты и действует по договорам комиссии с собственниками топлива). В зависимости от условий договора топливная карта может передаваться организации и обслуживаться бесплатно или за определенную плату.
Организация может иметь в своем распоряжении несколько топливных карт. Топливные карты в организации закрепляются либо за водителем, либо за автомобилем. На каждую отдельную карту ни деньги, ни литры не зачисляются. Информация у поставщика хранится в целом по всей организации-покупателе, а топливная карта представляет собой техническое средство для получения топлива и услуг на АЗС отдельными водителями.
При получении топлива на АЗС водитель получает чек о произведенной заправке, который следует приложить к путевому листу. В оговоренный договором срок (в конце месяца или чаще) поставщик топлива представляет организации комплект документов за указанный период:
1С:ИТС
Как видим, «традиционные» методики учета топлива достаточно трудоемкие. При этом в прежних версиях программы отсутствовала печатная форма путевого листа.
Упрощение учета расходов на топливо в «1С:Бухгалтерии 8»
Рис. 1. Настройка функциональности программы
Возможности нового документа «Путевой лист»
С помощью документа Путевой лист (рис. 2) программы пользователь может:
Рис. 2. Документ «Путевой лист». Приобретение топлива по кассовому чеку
Обратите внимание, что документ Путевой лист имеет ограничения: его могут использовать только предприятия, которые не являются транспортными компаниями и для которых перевозки не являются основной деятельностью. Помимо этого, в Путевом листе не поддерживается учет топлива по талонам на ГСМ. Если в деятельности организации используются не легковые автомобили, практикуются заправки «в канистру», используются талоны на ГСМ, а топливо хранится на разных складах, то учет ГСМ должен осуществляться по прежнему («традиционному») сценарию. Методика учета топлива по путевым листам потребовала внесения изменений в программу.
Изменения в «1С:Бухгалтерии 8» для автоматизации учета расходов по путевым листам
В рамках автоматизации учета расходов на топливо по путевым листам в «1С:Бухгалтерии 8» начиная с версии 3.0.74 произошли следующие изменения:
Рис. 3. Карточка транспортного средства
Примеры применения документа «Путевой лист»
Примечание
Цены в примерах условные.
Пример 1
Выдача наличных денежных средств сотруднику под отчет отражается документом Выдача наличных с видом операции Выдача подотчетному лицу. При проведении документа Выдача наличных формируется запись регистра бухгалтерии:
Дебет 71.01 Кредит 50.01
— на сумму денежных средств, выданных под отчет (5 000 руб.).
Обратите внимание, для тех счетов, где поддерживается налоговый учет, соответствующие суммы вводятся в специальные ресурсы регистра бухгалтерии для целей налогового учета. В рассмотренных в данной статье примерах разниц между бухгалтерским и налоговым учетом не возникает.
Отразим приобретение бензина по кассовому чеку и его расход документом Путевой лист (см. рис. 2). В шапке документа указывается:
Если топливо приобретается за наличный расчет, то его количество и цена определяются на момент заправки и указываются в кассовом чеке. При заполнении табличной части на закладке Топливо в поле Документ следует выбрать значение Кассовый чек, указать реквизиты кассового чека, количество, цену и сумму приобретенного топлива.
В табличной части на закладке Маршрут следует заполнить пункты отправления и назначения, дату, время и показания одометра на момент отправления и прибытия, расстояние между пунктами и расход топлива на каждом участке маршрута. Итоговое количество топлива в баке с учетом остатка на начало маршрута, поступления и расхода по путевому листу рассчитывается автоматически и выводится в наглядной форме в нижней части документа. Остаток топлива в баке автоматически переносится в следующий в хронологическом порядке Путевой лист.
При проведении документа сформируются проводки:
Дебет 10.03.2 Кредит 71.01
— на сумму приобретенного бензина (3 150,00 руб.) в количестве 70 л;
Дебет 26 Кредит 10.03.2
— на количество списанного бензина (60 л). Поскольку в течение месяца аналогичное топливо может приобретаться разными способами и по разным ценам, то окончательная стоимость топлива, учитываемого в расходах для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения прибыли, будет сформирована в конце месяца при выполнении регламентной операции Корректировка стоимости номенклатуры, входящей в обработку Закрытие месяца.
Возврат неиспользованных подотчетных сумм в кассу организации оформляется документом Поступление наличных с видом операции Возврат от подотчетного лица. При проведении документа в регистр бухгалтерии вводится запись:
Дебет 50.01 Кредит 71.01
— на сумму возвращенных денежных средств (1 850,00 руб.).
В последний день месяца 31.08.2019 при выполнении регламентной операции Корректировка стоимости номенклатуры стоимость списанного бензина учитывается в расходах:
Дебет 26 Кредит 10.03.2
— на сумму расходов по приобретению топлива (2 700,00 руб.). При этом количество бензина по счету 10.03.2 в данной проводке уже не отражается.
При приобретении топлива по кассовому чеку в документе Путевой лист по команде Печать доступны следующие печатные формы:
Рис. 4. Упрощенная форма путевого листа
Если в результате служебной поездки помимо расходов на топливо возникают иные возмещаемые расходы сотрудника (например, расходы на приобретение товаров и материалов или командировочные расходы), то такая поездка отражается в учетной системе комбинацией документов:
Рассмотрим следующий пример, когда ГСМ приобретено по топливной карте АЗС.
Пример 2
Организация ООО «Швейная фабрика», имеющая на балансе собственный автомобиль марки BMW M3, заключила договор поставки топлива с поставщиком ГСМ на приобретение бензина марки АИ-98 на автозаправочных станциях этого поставщика с применением топливной карты. Автомобиль используется в управленческих целях. Поставка топлива осуществляется путем его выборки на АЗС поставщика через топливораздаточные колонки с использованием терминалов для приема топливных карт. В соответствии с условиями договора:
01.09.2019 ООО «Швейная фабрика» перечислила с расчетного счета 100% предоплату поставщику за бензин в сумме 8 400 руб. (в т. ч. НДС 20% ) из расчета 200 л по цене 42 руб. за литр с учетом НДС 20%.
Согласно путевому листу за сентябрь 2019 года по топливной карте заправлено 100 л бензина марки АИ-98, а израсходовано 88 л.
30.09.2019 поставщик представил комплект документов за сентябрь 2019 года, согласно которым по топливной карте заправлено 100 л бензина на сумму 4 200 руб. (в т. ч. НДС 20%).
Оплата в адрес поставщика регистрируется документом Списание с расчетного счета с видом операции Оплата поставщику. При проведении документа формируется бухгалтерская проводка:
Дебет 60.02 Кредит 51
— на сумму предоплаты поставщику топлива (8 400 руб.).
Если ГСМ приобретается по топливной карте, то фактическая стоимость топлива с учетом возможных скидок будет окончательно сформирована только в конце отчетного периода, когда поставщик представит организации финансовые документы по договору (товарную накладную, счет-фактуру и расшифровку по операциям, проведенным с использованием топливных карт). В этом случае при заполнении табличной части документа Путевой лист на закладке Топливо в поле Документ следует выбрать значение Топливная карта, указать реквизиты топливной карты и зафиксировать количество топлива, залитое в бак. Поля Цена и Сумма для топлива, приобретенного по топливной карте, для заполнения недоступны (рис. 5).
Рис. 5. Документ «Путевой лист». Приобретение ГСМ по топливной карте
Табличная часть на закладке Маршрут заполняется аналогично Примеру 1.
При проведении документа формируются проводки, которые отражают движения только в количественном учете топлива (без сумм):
Дебет 10.03.2 Кредит 76.15
— на количество приобретенного топлива (100 л);
Дебет 26 Кредит 10.03.2
— на количество израсходованного топлива (88 л).
В конце месяца согласно договору поставщик представляет расчетные (финансовые) документы. Отразим поступление топлива документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Топливо. Особенность данного документа состоит в том, что приобретаемые ГСМ «привязываются» к конкретному транспортному средству (рис. 6).
Рис. 6. Поступление топлива
При проведении документа формируются записи регистра бухгалтерии:
Дебет 60.01 Кредит 60.02
— на сумму зачтенного аванса (4 200,00 руб.);
Дебет 10.03.2 Кредит 60.01
— на стоимость бензина, купленного по топливной карте и залитого в бак транспортного средства (3 500,00 руб.);
Дебет 76.15 Кредит 60.01
— на количество топлива, залитого в бак транспортного средства (100 л);
Дебет 19.03 Кредит 60.01
— на сумму НДС (700,00 руб.).
При приобретении топлива по топливной карте печатная форма авансового отчета (Авансовый отчет (АО-1)) в документе Путевой лист недоступна.
30.09.2019 при выполнении регламентной операции Корректировка стоимости номенклатуры стоимость израсходованного бензина учитывается в расходах:
Дебет 26 Кредит 10.03.2
— на сумму расходов по приобретению топлива (3 080,00 руб.). При этом количество топлива по счету 10.03.2 в данной проводке уже не отражается.