водный налог для сельхозпроизводителей
Как сельхозорганизации воспользоваться льготой по водному налогу
Хозяйства, которые используют воду для сельхозпроизводства (полив, орошение земель, водопой скота и т. д.), освобождены от уплаты водного налога. Но только если лицензия на забор воды из подземных источников оформлена должным образом.
Кто имеет право воспользоваться льготой
Напомню, что такая льгота установлена в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.
При этом следует иметь в виду, что совсем не важно, из каких водных объектов – подземных или наземных – сельскохозяйственные организации берут воду для орошения земель или водопоя скота. Вместе с тем порядок водопользования подземными и наземными водами различается.
Забор воды из подземного источника
Например, в письме Минфина России от 5 мая 2012 г. № 03-06-06-02/7 рассматривался случай, когда в лицензии на право пользования подземными водами, выданной сельхозорганизации, было указано: «. добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта». Чиновники сделали вывод, что при такой формулировке нет оснований для применения льготы, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.
Поэтому хозяйству пришлось уплачивать водный налог в общеустановленном порядке. То есть даже при фактическом использовании воды из подземного источника на орошение полей или водопой скота права на льготу по водному налогу не возникает.
А в письме Минфина России от 20 ноября 2012 г. № 03-06-06-02/7 уточняется, что для освобождения от налогообложения объемов воды, забранных сельхозпредприятием для орошения или водопоя, необходимо наличие не только лицензии, но и обязательное отражение в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды.
Забор воды из наземного водоема
Однако в статье 5 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено следующее. Водопользователи, которые пользуются водными объектами на основании лицензий, выданных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют право пользования водными объектами до истечения срока действия лицензий и договоров.
Иными словами, если сельхозорганизация имеет лицензию на водопользование поверхностными водами, выданную до вступления в силу Водного кодекса РФ, она вправе либо продолжать пользоваться водным объектом на основании лицензии, либо заключить договор на водопользование (получить решение о предоставлении водных объектов в пользование).
В первом случае организация будет являться плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии, во втором случае – за пользование водой организация будет вносить определенную плату.
Безусловно, льготой по водному налогу по подпункту 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ могут воспользоваться лишь плательщики этого налога. То есть сельскохозяйственные организации, имеющие выданные до 2007 года лицензии на право пользования поверхностными водами для определенных в лицензии целей.
Примечательно, что в силу подпункта 16 пункта 3 статьи 11 Водного кодекса РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется, скажем, для водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными. То есть пользование наземным водным объектом для этих целей является бесплатным – не взимаются ни плата по договору пользования, ни водный налог.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Водный налог: как должны отчитываться сельхозпроизводители
ФНС сообщила, как заполняется декларация по водному налогу при наличии лицензии на пользование недрами для технического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов, в том числе для орошения земель.
В письме от 04.04.2018 N СД-3-3/2089@ ведомство отмечает, что обязанность представлять налоговую декларацию обусловлена не наличием налога к уплате, а отнесением лица к числу плательщиков такого налога.
Так статья 333.8 НК РФ относит к плательщикам водного налога организации и ИП, которые осуществляют пользование водными объектами, подлежащее лицензированию.
Таким образом, при наличии лицензии на пользование недрами с возможностью забора воды организация (ИП) обязана сдавать декларацию по водному налогу даже при отсутствии забора воды из водных объектов.
Забор воды из водных объектов является объектом налогообложения. Вместе с тем, к объекту налогообложения не относят забор воды для орошения земель сельхозназначения, полива садоводческих, огороднических, дачных и подсобных участков, а также для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельхозфирм и граждан (статья 333.9 НК РФ).
Фактический объем воды, забранной из водного объекта в целях, не признаваемых объектом налогообложения, отражается в строке 070 Раздела 2 декларации.
При этом в случае водопользования исключительно в указанных целях обязательств по уплате водного налога не возникает.
Существуют ли налоговые льготы по водному налогу?
Где в Налоговом кодексе написано о льготах по водному налогу?
НК РФ структурирован таким образом, что по многим налогам описание льгот не нужно долго искать — они выделены в отдельную статью. Например:
Узнайте, что предпринять имеющему право на «земельную» льготу физлицу для ее получения.
Внимание! О льготах по земельному и транспортному налогу, налогоплательщики обязаны сообщать ФНС по специальной форме. Подробности см. здесь.
О льготах водного налога кодекс умалчивает — в гл. 25.2 НК РФ отдельной статьи с названием «налоговые льготы» нет. При этом в статьях этой главы все-таки можно найти «льготные» элементы, а именно:
Такие налоговые послабления можно отнести к льготам по ВН, хотя напрямую в кодексе они так не называются. Расскажем о них подробнее.
Когда налог на воду не уплачивается?
Использование водной акватории и откачка из нее воды — это операции с водой, облагаемые ВН. При этом вы можете не платить налог, если:
Полный список не подлежащих обложению ВН операций приведен в п. 2 ст. 333.9 НК РФ.
Как отразить необлагаемые водным налогом операции в декларации по водному налогу, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Исчерпывающую информацию, касающуюся водного налога, узнайте здесь.
Освобождение указанных видов водопользования от уплаты ВН позволяет налогоплательщикам на законных основаниях снизить налоговую нагрузку, то есть воспользоваться предусмотренным законодательством налоговым послаблением (льготой).
Как влияет на налоговую нагрузку налоговая политика государства, рассказано в этой публикации.
Целевое разграничение использования воды — условие для применения льготы
Ставки ВН для цели забора воды из водных объектов делятся:
Если вы забираете воду из источника одновременно для общепроизводственных нужд и для водоснабжения населения, можете воспользоваться пониженной ставкой ВН, при условии что разграничите воду по цели использования.
Такое разграничение должно быть:
Какие ставки ВН должен применять налогоплательщик при невыполнении указанных условий по разграничению, расскажем далее.
Применяется ли льгота, если нет лицензии?
Если указанные в предыдущем разделе условия не обеспечены, налогоплательщик права на применение пониженных ставок не имеет, и весь объем забираемой воды будет облагаться по общим ставкам. Такова позиция Минфина (см. письмо от 12.10.2016 № 03-06-05-02/59547). По мнению ведомства:
Проверьте, правильно ли вы определили ставку по водному налогу с помощью разъяснений от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Суды на этот счет рассуждают по-другому. К примеру, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 № Ф08-2818/2008 указано, что гл. 25.2 НК РФ не обязывает налогоплательщика (при водоснабжении населения) при отсутствии у него лицензии на водопользование уплачивать налог по общей ставке.
Узнайте больше о лицензировании и учете расходов на эту операцию из материалов:
На необходимость ведения раздельного учета воды чиновники Минфина указали в письме от 09.09.2013 № 03-06-05-02/36943. И суды в этом вопросе с ними согласны: в постановлении 17-го арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 17АП-10284/16 сказано, что фактические объемы переданной населению воды (в целях применения пониженной ставки ВН) нужно подтверждать документально.
Какая налоговая отчетность содержит информацию о «водных» льготах?
Если вы являетесь плательщиками ВН, обязательным для вас является представление декларации по этому налогу. Среди общего набора информации, необходимого для определения суммы ВН, предусмотрены отдельные строки и для льготируемых ситуаций — они расположены в разделе 2 декларации:
Строка раздела 2 декларации по водному налогу
Занесите сюда данные по лицензии на водопользование (серия, номер и вид лицензии), если вы претендуете на применение сниженной ставки в связи с водозабором для нужд населения
Проставьте в этой строке показатель объема воды, забранной из водного объекта в целях, не признаваемых объектом налогообложения (по п. 2 ст. 333.9 НК РФ)
Укажите здесь цель забора воды в закодированном виде — при водоснабжении населения проставьте цифру «1»
Отразите налоговую ставку за 1 000 м 3 — при водозаборе для нужд населения возьмите ее из п. 3 ст. 333.12 НК РФ
Бланк декларации по водному налогу можно скачать здесь.
Итоги
Среди налоговых льгот по водному налогу можно назвать предоставленную п. 2 ст. 333.9 НК РФ возможность не уплачивать налог в отдельных случаях (если забранная вода используется для ликвидации последствий аварий, обеспечения пожарной безопасности и по другим основаниям).
Если водозабор осуществляется для нужд населения, можно применять пониженные ставки налога. Для этого нужно оформить лицензию и организовать учет фактически переданных населению объемов воды.
Водный налог для сельхозпроизводителей
НК РФ Статья 333.9. Объекты налогообложения
1) забор воды из водных объектов;
2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Не признаются объектами налогообложения:
1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
12) пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садовых, огородных земельных участков и земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 321-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.
Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ. Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ
(введена Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ)
Статья 333.8. Налогоплательщики
(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.
(п. 2 введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ)
Статья 333.9. Объекты налогообложения
1) забор воды из водных объектов;
2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
2. Не признаются объектами налогообложения:
1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.
Статья 333.10. Налоговая база
1. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.
2. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.
3. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.
4. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
5. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
Статья 333.11. Налоговый период
Налоговым периодом признается квартал.
Статья 333.12. Налоговые ставки
1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:
1) при заборе воды из:
поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:
│ Экономический │ Бассейн реки, │ Налоговая ставка в │
│ район │ озера │ рублях за 1 тыс. куб. м │
Северный Волга 300 384
Северная Двина 258 312
Прочие реки и озера 306 378
Северо-Западный Волга 294 390
Западная Двина 288 366
Прочие реки и озера 282 372
Центральный Волга 288 360
Западная Двина 306 354
Прочие реки и озера 264 336
Волго-Вятский Волга 282 336
Северная Двина 252 312
Прочие реки и озера 270 330
Центрально- Днепр 258 318
Черноземный Дон 336 402
Прочие реки и озера 258 318
Поволжский Волга 294 348
Прочие реки и озера 264 342
Северо-Кавказский Дон 390 486
Прочие реки и озера 540 654
Уральский Волга 294 444
Прочие реки и озера 306 390
Западно-Сибирский Обь 270 330
Прочие реки и озера 276 342
Восточно-Сибирский Амур 276 330
Озеро Байкал 576 678
Прочие реки и озера 282 342
Дальневосточный Амур 264 336
Прочие реки и озера 252 306
Калининградская Неман 276 324
Прочие реки и озера 288 336;
территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования: