водяная помпа мтз 80 старого образца
Конструкция водяной помпы МТЗ 82(80): неисправности и ремонт узла
Насос в системе охлаждения дизельного двигателя создаёт принудительную циркуляцию жидкости, тем самым ускоряет теплообменные процессы, обеспечивая оптимальный рабочий тепловой баланс агрегату. Нарушение работы помпы ведёт к перегреву двигателя, что является причиной ускоренного износа цилинропоршневой группы и газораспределительного механизма дизеля. Снижение скорости циркуляции жидкости может привести к пиковому перегреву дизеля и заклиниванию аварийному деталей. Агрегаты серии Д 240 трактора МТЗ 80(82) оснащены насосом центробежного типа встроенным в водяную рубашку блока. Узел размещён в передней части дизеля и получает привод от шкива коленчатого вала через клиноремённую передачу со скоростью вращения, в номинальном режиме, до 2600 об/мин. Одновременно с приводом помпы на шкив узла смонтирован вентилятор, вращением которого ускоряется поток воздуха через охлаждающий теплообменник радиатора.
Устройство помпы
Узел собран в отлитом чугунном корпусе 14, состоящем из двух отделений: водяной части в виде улитки, где установлена крыльчатка 9 насоса; масляной — с двумя опорными подшипниками вала 4. Улитка фрезерованной соединительной поверхностью крепится через прокладку к блоку тремя болтами, объединяя рабочую нагнетательную полость помпы с продольной магистралью водяной рубашки блока цилиндров.
Крыльчатка посажена на выточки вала и зафиксирована торцевым болтом через шайбу и уплотнительное резиновое кольцо. Водяная полость улитки с крыльчаткой отделена от масляной полости узла перегородкой и уплотнением, герметичность которого обеспечивается текстолитовой шайбой 12, прилегающей к тщательно притёртому торцу упорной втулки запрессованной в корпус, а также поджатой пружиной 8 резиновой манжеты 11, заключенной в обойму.
Созданное вращением крыльчатки разрежение всасывает охлаждающую жидкость из патрубка, идущего от нижней банки радиатора. Захватываемая лопастями жидкость из приёмной камеры улитки с ускорением поступает в блок, принимая тепло от цилиндров.
Вал помпы вращается на двух шарикоподшипниках установленных в масляном отсеке корпуса, изолированном с внешних сторон сальниками 13,16. Осевое перемещение наружного подшипника и вала ограничивает стопорное кольцо 6, установленное в выточке корпуса. Смазка подшипников осуществляется через маслёнку 7 в верхней части корпуса. На переднюю часть вала через шпонку 3 установлена фланцевая ступица 2, к которой присоединён приводной шкив 5 и вентилятор 1. Дренажное отверстие снизу корпуса, отводит наружу просочившуюся жидкость через уплотнитель крыльчатки. Появление течи через отверстие является сигналом о нарушении уплотнения.
Версии узла производства Минского Тракторного Завода, начиная с 1987 года выпуска, отличаются от выше описанной конструкции: диаметром вала; усиленными опорами вращения на подшипниках с закрытыми сепараторами без уплотнительных сальников; водяная полость изолируется фибровым сальником в металлическом корпусе.
Оригинальные узлы производства МТЗ подтверждены гарантийным талоном и паспортом, заверенным мокрыми печатями. Также на рынке запасных частей к МТЗ представлен ряд версий узла различных производителей. Отличительной особенностью таких насосов есть необслуживаемая конструкция, где крыльчатка выполнена из текстолита или полимера и соединена с валом горячей посадкой без фиксирующего болта.
Неисправности насоса
Причиной износа деталей и последующего выхода из строя узла является нарушение герметичности сальников. Разрушение уплотнителей происходит в результате действия температуры, механических нагрузок при вращении, а также трения при попадании твёрдых частиц окиси и накипи водяной рубашки двигателя.
При обнаружении незначительной течи помпы рекомендуется произвести ревизию с заменой уплотнителей узла. Игнорирование приводит к недопустимому износу деталей в последующем увеличивающее бюджет ремонта. Досадным результатом несвоевременного обслуживания является обнаружение при разборке насоса в местах прилегания уплотнения механических сколов и выбоин чугунного корпуса. Зачастую замена уплотнений в повреждённом корпусе не даёт положительного эффекта и помпа продолжает давать течь. В конце концов приходится приобретать и устанавливать новый узел.
Некоторые «кулибины», с целью продлить эксплуатационный ресурс насоса, рассверливают отверстие под вал в улитке на больший диаметр. В расточенное отверстие устанавливают нержавеющую втулку с наружными резиновыми кольцами, а в торцевую выточку втулки со стороны крыльчатки подбирают самоподжемные сальники. Успех такой реставрации зависит от точности подгонки втулки и герметичности прилегания уплотнений.
Также дополнительным риском при появлении недопустимых осевых зазоров в опорах вращения вала помпы может быть повреждение радиатора лопастями вентилятора. Биение при износе подшипников, может спровоцировать разрушение шпоночного соединения и посадочного места шкива с валом. Учитывая постоянную осевую нагрузку от усилия натяжки приводного ремня, при выработке недопустимых зазоров, шкив с вентилятором смещается в сторону радиатора, таким образом, повреждая теплообменник лопастями.
Ремонт и обслуживание помпы
Перед приобретением ремкомплекта для проведения ревизии насоса обратите внимание на конструкцию уплотнения и размер подшипников вращения вала, так как в зависимости от года выпуска насоса размеры деталей отличаются.
Демонтаж узла
Не комфортность процесса демонтажа помпы заключается в узком расстоянии между блоком и радиатором трактора МТЗ 80. Успех быстрого отсоединения зависит от наличия арсенала торцевых ключей и воротков к ним соответствующих конструктивным особенностям размещения узла, а также профессионализма слесаря.
Для отсоединения узла от блока производят операции в следующей последовательности:
Разборка помпы
Наличие слесарных тесов для фиксации и винтового съёмника для отпрессовки ступицы шкива и вала с подшипниками обеспечит быструю и комфортную разборку узла.
Насос разбирают в следующем порядке:
После разборки очищают корпус и крыльчатку от грязи и накипи. Особое внимание уделяют поверхностям прилегания уплотнителей и прокладок. С помощью наждачной бумаги зачищают наплывы накипи и мелкие раковины на контактных плоскостях с уплотнителями, особенно в корпусе насоса вокруг отверстия для вала.
В случае выявления больших выбоин или раковин, которые невозможно зачистить корпус узла подлежит замене. Вал с недопустимой выработкой в посадочных метах, подшипники с осевым люфтом в обоймах также меняют. Для достижения положительного результата при устранении течи помпы вторичное использование уплотнений и сальников недопустимо.
Сборка и установка
Процесс сборки осуществляют в обратном порядке. Все детали помпы должны занять свои посадочные места. Результатом правильной сборки есть свободное вращение от руки крыльчатки без перекосов и зацепов о корпус, без осевых люфтов в посадочных местах вала и крыльчатки. Ответственным моментом в сборке узла является посадка ступицы шкива на шпонку вала. Важно при запрессовке детали на вал не сместить шпонку с посадочной канавки и обеспечить надёжное соединение без радиального и осевого люфта. Присоединение осуществляется при тщательно зачищенных контактных поверхностях блока и насоса через новую прокладку.
Опытные трактористы для комфортной будущей ревизии узла вместо крепёжного штатного болта крыльчатки устанавливают аналогичную деталь из латуни, таким образом, предотвращая образование коррозии, затрудняющую разборку.
Обслуживание
В операции по обслуживанию насоса входят контроль натяжения ремня привода и своевременная смазка подшипников узла. Регламентную смазку осуществляют нагнетанием через тавотницу при проведении ТО 1. Натяжение ремня изменяется положением генератора при повороте крепёжного кронштейна.
Правильное натяжение обеспечивает ход ремня с минимальным проскальзыванием и контролируется прогибом середины большой ветви привода « шкив генератора – шкив коленвала» при нажатии с усилием 30…50 Н на 10…15 мм. Контроль осуществляют через каждые 60 часов работы. При вводе в эксплуатацию нового двигателя натяжение проверяют не позже чем через 2 – 3 рабочие смены. Чрезмерное натяжение увеличивает нагрузку на опорные подшипники приводных узлов и ускоряет их износ.
Водяной насос МТЗ: подбор помпы для МТЗ-80, 82, 1221 и др, как снять, разобрать и собрать, пошаговый ремонт
Водяной насос МТЗ входит в систему охлаждения дизельного мотора. В процессе работы он вызывает принудительную циркуляцию техжидкости, которая отводит избыточную тепловую энергию от двигателя. За счет этого водяной насос трактора помогает поддерживать оптимальный температурный режим для стабильной работы дизельной установки.
О том, как работает водяной насос, какие особенности конструкции насосов на МТЗ 80, 82, 50, 1221, 1025 и др, как выполняется ремонт, разборка и установка, поговорим далее в статье.
Устройство и принцип работы водяного насоса
Водяная помпа системы охлаждения дизельного двигателя представляет собой центробежный насос, перекачивающий охлаждающую жидкость. Водяная помпа МТЗ состоит из следующих узлов:
Несмотря на то, что насос называется водяным, в качестве охлаждающей жидкости используется не вода. Она применялась раньше, на старых версиях насосов, поэтому они и получили такие название. Тем не менее сегодня водяная помпа на МТЗ перекачивает не воду, а антифриз или другую техническую жидкость. Состав смесей может различаться в зависимости от климатических условий и времени года.
Опасен как полный выход из строя водяного насоса, так и ухудшение его эксплуатационных параметров. В частности, снижение скорости циркуляции охлаждающей жидкости приведет к пиковому перегреву двигателя. Это приведет к аварийному заклиниванию деталей мотора.
Принцип работы водяных помп на разных моделях Белорусов одинаковый. Насосы различаются лишь размерами и конфигурацией, которые определяются различиями в установленных двигателях. Рассмотрим устройство и особенности конструкции водяных насосов на разных тракторах МТЗ.
Водяной насос МТЗ 80 и 82
На тракторы МТЗ 80 и 82 устанавливаются водяные насосы, подходящие под двигатель Д-240 и Д-243. Дизельная установка оснащается центробежным насосом, который встроен в рубашку охлаждения мотора.
На схеме водяной помпы МТЗ 80 и 82 числами отмечены следующие детали:
5 – шкив водяного насоса МТЗ-80;
8 – прижимная пружина;
12 – уплотнительное кольцо;
15 – ремень вентилятора;
Водяная помпа МТЗ 80 и 82 расположена в передней части силовой установки. Насос приводится в действие через клиновидный ремень от коленчатого вала дизеля. На шкив коленчатого вала, помимо помпы, смонтирован вентилятор. Он прогоняет воздух через охлаждающий теплообменник радиатора. При номинальных оборотах двигателя 2200 об/мин водяной насос вместе с вентилятором развивают частоту вращения в 2600 об/мин.
Устройство водяного насоса МТЗ 80 и 82 следующее. Помпа собрана в литом чугунном корпусе, который состоит из двух отсеков. В первом – водяном − расположена улитка и крыльчатка насоса. Во втором – масляный отсек с двумя опорными подшипниками вала.
Улитка подсоединяется к блоку тремя болтами. Чтобы жидкости не просачивались сквозь соединения, используется прокладка (торцевое уплотнение). Уплотнение состоит из:
Чтобы резиновая манжета плотнее прилегала к валику, на нее надеты обоймы.
Крыльчатка водяного насоса МТЗ ставится на валик при помощи торцевого болта. От проворачивания ее удерживает лыска. Валик и крыльчатка вращаются на 2 шариковых подшипниках. Чтобы снизить трение, подшипниковый узел в корпусе между подшипниками заполняется масляной смазкой, например, ЛИТОЛ-24.
Крыльчатка находится в профилированной полости корпуса водяного насоса. Когда она вращается, на входе в эту полость создается область разряжения, которое в свою очередь передается в приемную камеру. Приемная камера через патрубок водяного насоса МТЗ 80 или 82 соединяется с нижним бачком радиатора.
За счет созданного разряжения вода поступает на лопатки крыльчатки водяного насоса МТЗ. Далее под давлением жидкость выталкивается в спиральный канал – улитку. Чтобы сделать водяной насос МТЗ более компактным, улитка «оборачивает» крыльчатку. После прохождения спиральной улитки вода нагнетается в продольный канал системы охлаждения блока цилиндров двигателя.
Отличие водяной помпы МТЗ 80/82 старого и нового образца
Устройство водяной помпы МТЗ 80 и 82 старого и нового образца (с 1987 года) различается. Поэтому при ремонте или выборе ремкомплекта водяного насоса необходимо обязательно обращать внимание на версию трактора. Водяной насос МТЗ нового образца имеет ряд существенных отличий от предыдущих модификаций Белорусов, и детали не являются взаимозаменяемыми.
Ремонт водяного насоса МТЗ 80 старого образца требуется достаточно редко, поскольку это надежный узел с деталями, отличающимися высокой ремонтопригодностью. К недостаткам водяной помпы МТЗ 80 и 82 старого образца можно отнести то, что деталей в узле много. Это повышает вероятность того, что какой-то из компонентов выйдет из строя.
Ремкомплект водяного насоса МТЗ 80 старого образца подходит только для тракторов с двигателем Д-240. На более современные модели тракторов с двигателями Д-240, Д-242 и Д-243 устанавливаются водяные насосы МТЗ 80 или 82 нового образца.
При необходимости можно шкив нового образца поставить на водяную помпу старого образца. Для этого ступица нового образца выкручивается из шкива – вместо нее нужно установить ступицу старого образца.
Водяная помпа МТЗ 82 нового образца устанавливается на Белорусы после 1987 года выпуска. Главные отличия водяного насоса нового образца следующие:
Крыльчатка водяного насоса МТЗ старого образца производится из чугуна. После ее замены или повторной установки обязательно выполняется балансировка. Крыльчатка водяного насоса МТЗ 80 и 82 нового образца производится из пластмассы. Она имеет стальную втулку для напрессовки на вал. Уплотняется вал посредством трения стальной шайбы о графитное уплотняющее кольцо сальника. Шайба скольжения уплотняется изготовленной из резины манжетой, которую прижимает крыльчатка.
Водяная помпа для МТЗ-100 и 102
Тракторы МТЗ-100 и 102 являются доработанными версиями МТЗ-80, поэтому имеют много общего в конструкции. В том числе устройство водяной помпы этих тракторов практически идентичное. Различия связаны с тем, что на МТЗ-80 и 82 устанавливаются атмосферные дизельные моторы Д-240 и Д-243, а на 100-й серии идут турбированные Д-245.
При частоте вращения двигателя 2200 об/мин водяной насос вращается с частотой 2590 об/мин.
Водяной насос МТЗ-50
Тракторы МТЗ-50 послужили основой при разработке МТЗ-80, поэтому многие конструктивные решения у них схожи. Найти подходящий ремкомплект на 50-й серии довольно сложно, но подойдет насос водяной для Д-240, в частности для МТЗ-80 старого образца.
Водяной насос МТЗ-1221
На МТЗ-1221 ставится насос водяной под двигатель Д-260. Помпа работает аналогично описанным выше механизмам и лишь незначительно отличается в плане конфигурации.
Насос водяной МТЗ 1221 центробежный, предназначен для перекачивания жидкости в охлаждающей системе дизельного мотора Д-260. Помпа под давлением прокачивает техническую жидкость или антифриз, в результате чего избыточная тепловая энергия отводится от поршневой группы.
Сальник водяного насоса МТЗ нового образца ставится при помощи специальной оправки. Торцевое уплотнение – картриджное. Это означает, что графитное уплотнительное кольцо и ответное керамическое кольцо скольжения находятся в общем корпусе. Таким образом, сальник водяного насоса нового образца представляет собой узел с неподвижной частью (она запрессовывается в посадочное место корпуса насоса) и подвижной (напрессовывается на вал водяного насоса трактора МТЗ). Благодаря такой конструкции дополнительная изоляция блока подшипников от жидкости системы охлаждения не требуется.
Водяная помпа МТЗ-1221 имеет лучшую герметизацию за счет наличия уплотняющей каймы из силиконового герметика. Когда насос устанавливается в посадочное место, герметик заполняет все неровности. Если ремкомплект идет без заводской прослойки, силиконовый герметик нужно будет нанести самостоятельно при установке детали.
Водяной насос МТЗ-320
На тракторах МТЗ-320 устанавливается ДВС Ламборджини. Водяная помпа для него визуально значительно отличается от остальных водяных насосов для модельного ряда МТЗ.
Какие насосы подходят для разных МТЗ: соответствие двигателям и каталожные номера
Рассмотрим, какие водяные помпы устанавливаются на различные тракторы МТЗ в зависимости от модели и года выпуска.
Каталожный номер водяного насоса (артикул) | Подходит для двигателей | Модель трактора |
1307010 | Д-240, Д-245 | МТЗ-80 |
1307010-А1 | Д-240, Д-242, Д-243, Д-244, Д-245 | МТЗ-82.1, МТЗ-821, МТЗ-80, МТЗ-90, МТЗ-92, МТЗ-510, МТЗ-512, МТЗ-520, МТЗ-522, МТЗ-952 |
1307121 | Д-260 | МТЗ-1221 |
1307012-А1 | Д-240 | МТЗ-82.1, МТЗ-800, МТЗ-900, МТЗ-822, МТЗ-922, МТЗ-923, МТЗ-90, МТЗ-92, МТЗ-510, МТЗ-512, МТЗ-520, МТЗ-522 |
1307010 А1-М | Д-240, Д-241, Д-242, Д-243, Д-244, Д-245 | МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-821, МТЗ-90, МТЗ-92, МТЗ-822, МТЗ-923, МТЗ-922 |
1307115/1307116 | Д-260 | МТЗ-1221 |
6584.447.188 | ДВС Ламборджини | МТЗ-320 |
3ld-1307010-Б | ДВС Ламборджини | МТЗ-320 |
1307010-А1-08М | Д-245 | МТЗ-80, МТЗ-82 |
Как снять водяную помпу с МТЗ
Чтобы произвести замену водяного насоса МТЗ, необходимо сначала снять старую помпу. Сделать это не так просто, поскольку свободного пространства между блоком и радиатором практически нет.
Прежде чем переходить к замене водяной помпы, нужно слить с охлаждающей системы МТЗ жидкость. Для этого к кранику подсоединяется сливной шланг с канистрой.
Чтобы снять водяную помпу, выполняют следующие действия:
На схеме цифрами обозначены:
Подробнее о том, как снять водяную помпу с МТЗ, можно посмотреть тут:
Как разобрать водяную помпу на тракторе МТЗ
Устройство водяного насоса на разных тракторах Белорус практически одинаковое, поэтому принцип разборки будет идентичен за исключением небольших особенностей, которые не представляют особой сложности при демонтаже. Рассмотрим, как разобрать водяную помпу после того, как вы сняли ее с МТЗ:
1 – гайка, 2 – шкив, 3 – стопорная пластина (она присутствует только на тракторах старого образца, на машинах, выпущенных после 1987 года, стопорной пластины нет).
Корпус водяного насоса нужно надежно зажать в тисках и лишь после этого снимать шкив при помощи винтового съемного устройства.
1 – шкив, 2 – двухрычажное съемное устройство для опрессовки.
1 – корпус водяной помпы, 2 – крыльчатка, 3 – болт.
На тракторах МТЗ нового образца валик выпрессовывается после демонтажа крыльчатки и уплотнителя.
1 – корпус водяной помпы, 2 – выколотка, 3 – крыльчатка.
1 – подшипник, 2 – валик, 3 – шток пресса.
Как собрать водяной насос? Для этого все этапы разборки выполняются в обратном порядке. В результате после сборки узла крыльчатка должна вращаться ровно, без перекосов, не цепляясь за корпус и не рисуя «восьмерку».
Самый ответственный этап в том, как собрать водяной насос, − установка ступицы шкива на шпонку валика. Нужно следить за тем, чтобы не сместить шпонку с посадочной канавки. Только в этом случае при вращении крыльчатки не будет осевого люфта. При сборке надо тщательно зачистить все контакты и использовать новые прокладки и уплотнители.
Ремонт водяного насоса
Перечислим основные поломки, по которым можно судить о выходе из строя помпы на тракторе МТЗ 82 и других:
На водяные насосы МТЗ нового образца устанавливаются более надежные уплотнители и усиленные подшипники.
Как правило, к ремонту водяного насоса на тракторе МТЗ приводят:
Далеко не все поломки требуют полной замены водяного насоса на тракторе МТЗ. Довольно часто достаточно перебрать узел и установить новый ремкомплект, выбрать вариант с подходящей комплектацией. Рассмотрим основные этапы текущего и капитального ремонта водяного насоса на примере МТЗ 80 или 82.
Обслуживание и проверка водяного насоса
При эксплуатации трактора МТЗ в теплом климате допускается заполнение системы охлаждения дистиллированной водой. В холодное время года используют низкозамерзающие жидкости – антифризы. Но антифризами можно пользоваться и круглый год.
Плановое обслуживание водяного насоса МТЗ предполагает:
Этапы проведения ремонта помпы
Если обнаруживается неисправность, далее возможны два варианта:
Чтобы определить стратегию ремонта водяной помпы МТЗ, ее разбирают и производят дефектовку. Уплотнители всегда меняются на новые, а остальные детали – только при видимых следах износа.
Использовать ремкомплект можно лишь в том случае, если чугунный корпус водяной помпы не поврежден. Если после разборки и очистки на корпусе видны трещины или сколы, лучше сразу поставить новый водяной насос – монтаж новых уплотнителей не даст положительного результата, и спустя короткое время снова появятся протечки.
Допускаются следующие следы износа водяной помпы на тракторах МТЗ:
Если износ превышает указанные выше значения, при ремонте нужно будет заменить соответствующую деталь водяной помпы. Ремкомплект подбирается с тем количеством запчастей, которые необходимо заменить.
- воды это в экологическом праве
- водяная помпа ямз 236 нового образца