военная форма немцев 1941 1945 фото
Камуфляжная форма Вермахта и войск СС
Весь камуфляж Третьего рейха можно было разделить на две группы: камуфляж, используемый в вермахте, и в войсках СС. При этом различить его было очень просто, рисунок камуфляжа вермахта включал в себя параллельные линии — так называемый эффект дождя, а на камуфляже войск СС «эффект дождя» просто отсутствовал. При этом все рисунки камуфляжа обладали «растительно-древесными» названиями по типу рисунка: Eichenlaub (дубовые листья), Platanen (листья платана) и тому подобные.
В настоящее время достаточно широко распространено заблуждение относительно того, что первенство в использовании камуфлированной униформы принадлежит войскам СС. Пожалуй, в отношении специализированной униформы — приоритет этих войск нацистской Германии действительно существует, однако первые камуфлированные плащ-накидки появились еще в итальянской армии в 1929 году, а знаменитая камуфлированная накидка «Zeltbahn» стала общепринятой в немецкой армии еще с 1931 года, то есть еще до создания войск ваффен-СС.
Самым ранним видом камуфляжа, который немцы использовали в годы Второй мировой войны, стал Нeerres-Splittermuster-31. Его появление датируется еще июнем 1930 года, когда появилась треугольная накидка Dreieckszeltbahn, замененная с 1931 года в войсках на серую накидку Viereckige Zeltbahn, обладавшую прямоугольной формой. Тогда и родилась известная теперь накидка «Zeltbahn-31», которая, вероятно, стала самой массовой камуфляжной формой одежды в истории. Данные накидки имелись почти у всех солдат Вермахта, Люфтваффе, войск СС, береговой артиллерии Кригсмарине и даже полицейских. Данные накидки отличались наличием камуфляжа под названием «Нeerres-Splittermuster». Главной характеристикой данного камуфляжа были мелкие вертикальные штрихи — «Strich», которые были нанесены поверх традиционных камуфляжных пятен. При этом пятна разной геометрической формы, используемые на этом камуфляже, относились к различным типам разрушающего камуфляжа, который использовался еще во время Первой мировой войны. Как отмечают специалисты, на практике данная схема была не особенно эффективной — на расстоянии разноцветные пятна просто сливались в один цвет.
Многие исследователи не склонны относить накидку Zeltbahn-31 к камуфлированной одежде, подчеркивая, что из них очень часто сооружались тенты и палатки, на худой конец их могли носить для защиты от непогоды, однако не для маскировки на местности. В то же время противоположную точку зрения, согласно которой накидки все же использовались именно в качестве маскировочной одежды, подтверждают многочисленные фотографии, а также воспоминания самих ветеранов войны.
Стоит отметить, что долгое время в Германии просто не задумывались над выпуском специальной камуфлированной униформы. В те годы цвет хаки и его немецкий аналог — серо-полевой эквивалент фельдграу (feldgrau) во всем мире считались очень практичными. Однако в руководстве СС посчитали, что данного камуфляжа недостаточно. Им требовался такой вид камуфляжа, который позволял бы бойцам не просто растворяться на фоне различных пейзажей, но и не терял бы своих свойств в зависимости от разных погодных условий и сезонных изменений, к примеру, таких как опавшая пожелтевшая листва. В итоге первые варианты нового камуфляжа были испытаны полком «Германия» в 1937 году, а в июне 1938 года были одобрены лично Гимлером.
Удивительно, но накидки Zeltbahn-31 практически десятилетие оставались единственным вариантом камуфлированной одежды вермахта (не ваффен СС), пока в 1942 году в войсках не начали появляться куртки Tarnhemd и чехлы для касок Tarnhelmuberzug. С одной стороны куртки и чехлы имели камуфляж, который был аналогичен тому, что был на накидках Zeltbahn-31, а другая сторона была белого цвета, под цвет снега. При этом появление камуфляжа в частях и соединениях вермахта было инициировано именно распространением камуфляжа в войсках СС.
Камуфлированные куртки вермахта и войск СС обладали очень свободным покроем, что позволяло носить их поверх стандартного обмундирования. По бокам в куртках были сделаны большие вертикальные прорези, которые обеспечивали доступ к снаряжению, закрепленному поверх полевой униформы, а также открывавшие доступ к карманам мундиров. В нижней части рукавов этой блузы-анорака были вздержки с резинками или со шнурками, хлястики, по талии шли кулиски со шнуром. Передний разрез можно было зашнуровать от середины груди к горлу, воротник на этой блузе заменял капюшон со шнуровой затяжкой. Подол часто подворачивался. Со временем на блузу-анорак добавили просторные карманы с клапанами на пуговицах, нагрудные прорези также решили прикрыть клапанами. На самых поздних моделях — на плечах спереди и сзади, как и на рукавах — появились нашитые лесенкой шлевки, которые предназначались для крепления в них веток или пучков травы для еще большей маскировки на местности.
Пятнистые блузы начали появляться в войсках СС еще в 1938 году, постепенно подобной одеждой, а также камуфляжными куртками и рубахами обеспечивались части всех родов войск в Германии. Блузы-анораки, которые надевались через голову поверх кителя, первоначально выпускались из хлопчатобумажной ткани с небольшим добавлением в состав вискозы. Так как горловина, манжеты и пояс затягивались при помощи шнурков, это придавало блузе характерный мешковатый вид, это только усиливало маскирующие свойства и предохраняло мундир, поверх которого и надевалась, от грязи и механических повреждений. Вплоть до 1940 года камуфляжный рисунок наносился на ткань вручную с помощью трафарета, такой метод существенно замедлял производство, однако когда удалось перевести производство на машинный способ печати рисунка, выпуск значительно вырос. К июню 1940 году в части СС поступило 32 тысячи камуфляжных блуз, а еще 30 тысяч было выпущено к сентябрю того же года.
Армейские камуфляжные блузы шились из палаточной ткани с «размытым» или «оскольчатым» рисунком, с белой или бежевой изнанкой. Всего в войсках СС имелось порядка 7 различных разновидностей рисунка камуфляжа. При этом каждый был выполнен в темной и светлой гаммах с обеих сторон полотна. Чаще всего рисунок представлял собой россыпь небольшого размера пятен с округлой или неправильной формой, с размытым или четким контуром. В целом рисунок был похож на ковер из опавших листьев на фоне травы или земли. Точно такая же мелкопятнистая ткань шла на эсэсовские плащ-палатки. После оккупации немцами Италии во второй половине 1943 года вермахт и эсэсовские части воспользовались итальянской маскировочной тканью, которая отличалась трехцветным крупнопятнистым рисунком. Данный камуфляж можно было встретить потом и на Восточном фронте, главным образом в дивизиях, которые прибыли с Запада.
Помимо этого, в войсках СС часто вместе с серо-зеленой полевой курткой сочетались также камуфлированные хлопчатобумажные брюки, которые надевались поверх суконных или просто вместо них — они входили в состав полного маскировочного костюма вместе с распашной курткой. У штанов имелся встречный клапан с тремя пуговицами, находящимися на гульфике, скошенные клапаны карманов, немного смещенные вперед, которые застегивались на пуговицу, а по талии и низкам штанин были расположены затяжные тесемки. Куртка, которая входила в этот комплект, больше походила на полевой китель, но с открытым воротником (имелись и другие варианты), при этом знаки различия частей СС на него не нашивались. Однако допускались нарукавный орел и съемные погоны, в жару камуфляжный костюм можно было надеть прямо на нижнее белье.
Помимо этого, для войск СС была создана специальная теплая длинная куртка с меховой подкладкой. Сверху данную куртку покрывала ткань с пятнами зелено-коричневых тонов, на ней было четырех теплых наружных кармана и капюшон на меху. Данную куртку предполагалось использовать в холодное время года, однако речь шла о бесснежном периоде. Специально для зимы камуфляж состоял из серых, белых и серо-синих тонов, которые оформляясь в виде оскольчатого рисунка.
По цветам камуфляж, который использовался в частях СС, делился на три основных типа: оттенки зеленого и багрово-коричневого цвета для летнего периода, темно-серого и светло-серого цветов для весны, коричневого и желтого для осени. Если же говорить о самой раскраске, что она обычно делилась на 5 основных типов, которые, так или иначе, были связаны с растительным миром: «широколистное дерево», «пальма», «горох», «оскольчатый» и «дубовые листья». При этом, как уже отмечалось выше, подойдя к созданию камуфлированной формы со всей немецкой педантичностью, разработчики предусмотрели вариант с выворачиванием одежды наружу, при этом камуфлированный рисунок на обеих сторонах всегда отличался.
Также из камуфляжной ткани в Германии шили кепи и пилотки, а теплые шапки покрывались специальным материалом, который шел и на пошив пятнистых курток. При этом у солдат ваффен СС были свои чехлы для стальных шлемов, которые были дороже и качественнее, чем чехлы солдат вермахта. Такие чехлы состояли из 14 основных деталей-лоскутов, в то время как обычные армейские имели всего по 5 деталей. На шлем они крепились с помощью специального кармана, который надевался прямо на козырек и трех пружинных крючков по обоим бокам, а также сзади. Ткань также была двусторонней и имела специальные шлевки (петли), предназначенные для закрепления травы или веток. При этом некоторые чехлы дополнительно оснащались пристяжной маской, которая могла скрыть лицо снайпера или наблюдателя. Зимние версии подобных масок выпускались из шерсти и хлопка, что предохраняло немецких солдат от обморожения.
Стоит отметить, что практически вся форма воинских частей СС полностью или частично копировала армейские образцы и модели, а часто просто бралась или закупалась со складов вермахта. Однако это не касалось камуфляжа, в области которого солдаты Гиммлера считались настоящими законодателями мод.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Несколько лет назад разгорелся скандал вокруг обнародованных фактов о причастности всемирно известного бренда «Hugo Boss» к созданию военной формы для солдат и офицеров вермахта. Знаменитого дизайнера Хьюго Босса обвиняли в пособничестве нацистам и личных связях с Гитлером. Компания даже обратилась за помощью к историкам, чтобы разобраться в этом вопросе. И хотя результаты научного исследования опровергли многие растиражированные мифы о дизайнере, компании пришлось признать факт создания униформы нацистов и принести извинения за эксплуатацию на фабриках труда военнопленных и заключенных из концлагерей. Мы это уже обсуждали в постах Ленд-лиз для Гитлера и Как европейские корпорации помогали Гитлеру.
Но вернемся к Хьюго.
В те времена имя Хьюго Босса еще не было известным брендом. Он начал свой профессиональный путь в качестве работника швейной фабрики в 1902 г. Спустя 6 лет ему в наследство от родителей перешла текстильная лавка, а в 1923 г. Хьюго Босс открыл собственное швейное предприятие – мастерскую по пошиву спецодежды, ветровок, комбинезонов и плащей для рабочих. В 1930 г. его фирма оказалась на грани банкротства. Чтобы спасти ее от разорения, он занялся пошивом униформы вермахта.
Слухи о том, что всемирно известная компания «Hugo Boss» получала прибыль от сотрудничества с нацистами, появились еще в конце 1990-х гг., взбудоражили общество и стали причиной громкого скандала. В 1997 г. компания публично признала факт сотрудничества с нацистами. Поскольку это отрицательно сказалось на имидже бренда, компания спонсировала научное исследование этих фактов, которое провел мюнхенский историк Роман Кестер. В 2012 г. он опубликовал книгу под названием «Hugo Boss, 1924–1945. Швейная фабрика между Веймарской республикой и Третьим рейхом», в которой подробно изложил результаты своего исследования.
Как оказалось, Хьюго Босс действительно занимался пошивом военной формы для вермахта и получал от этих заказов большую прибыль. И на фабрике использовался подневольный труд 140 выходцев из Польши и 40 пленных французов. Однако никаких письменных свидетельств о том, что Хьюго Босс был личным портным Адольфа Гитлера, не сохранилось. Кроме того, дизайнер не участвовал в разработке эскизов и создании выкроек, а его фабрика была одной из многих, далеко не самой крупной, из всех компаний, которые занимались пошивом униформы.
Карл Дибич – дизайнер черной униформы СС
На самом деле дизайнером черной униформы СС был не Хьюго Босс, а Карл Дибич – немецкий художник, дизайнер и офицер СС, а эмблему СС в виде двух рун «Зиг» разработал художник-график Вальтер Хек. Черный цвет формы офицеров СС был призван вызывать уважение и страх, однако вскоре оказалось, что у этого цвета есть существенный недостаток: в летнее время он поглощает солнечное излучение и провоцирует обильное потоотделение. Поэтому черный цвет вскоре заменили серым, хотя черный продолжали использовать в парадном обмундировании офицеров высшего эшелона СС. Фабрика Хьюго Босса занималась только пошивом униформы, разработанной Карлом Дибичем.
На создание эсэсовской униформы Дибича вдохновила форма прусских *Гусар смерти*
А вот то, что Хьюго Босс сотрудничал с нацистами не по принуждению, а в силу личных убеждений, подтвердил даже его сын. В 2007 г. Зигфрид Босс публично признал то, что его отец был членом нацистской партии и так прокомментировал этот факт: «А кто не был ее членом в то время? Вся промышленность работала на нацистов». Еще в 1931 г. дизайнер добровольно вступил в Национал-социалистическую рабочую партию НСДАП и сам был убежденным нацистом. Это стало главной причиной, по которой его фабрика была зарегистрирована как важное военное предприятие и получила крупный заказ на пошив униформы вермахта. Немецкий историк Хеннинг Кобер утверждает, что все представители руководства компании «Hugo Boss» были нацистами и сторонниками Гитлера.
Форма, разработанная Карлом Дибичем
По окончании войны фабрика вновь занялась изготовлением спецодежды для почтальонов, полицейских и железнодорожников. А ее владельца судили, он избежал тюрьмы, но был приговорен к выплате штрафа в размере 100 тысяч марок. Правда, позже Хьюго Босс был частично реабилитирован, а его статус изменили: из «обвиняемого» он превратился в «сочувствующего». В 1948 г. дизайнер ушел из жизни в возрасте 63 лет. Его компания стала всемирно известным брендом уже после его смерти.
После публикации книги Романа Кестера компания «Hugo Boss» разместила на своем сайте заявление, в котором выразила «глубокое сожаление по поводу страданий, выпавших на долю тех, кому пришлось работать на фабрике Хьюго Босса при нацистах», чем признала правомерность выводов историка.
А в мире моды обмундирование Третьего рейха, созданное компанией «Hugo Boss», считается самой красивой и стильной военной формой. В 1990-х гг. даже зародилось новое движение – Nazi chic – нацистский шик. Особенно популярно оно было в Японии, где появлялись неонацистские организации. Правда, подобная мода продиктована скорее не эстетическими предпочтениями, а общественно-политическими взглядами, и весьма далека от этических соображений – то, что называют «за гранью добра и зла».
Дизайнер и основатель знаменитого бренда Хьюго Босс
Свою первую одежную фирму Хуго Фердинанд Босс (Hugo Ferdinand Boss) основал в 1924-м. К сожалению, первый блин оказался комом – экономические условия в Германии на тот момент были довольно суровыми. Через некоторое время компания Хуго обанкротилась; окончательно разобраться с кредиторами Босс сумел лишь в 1931-м – к тому времени из всей компании у него осталось шесть швейных машин.
В 1931-м Хуго вступил в ряды нацистской партии и даже стал одним из спонсоров СС. Позже Босс утверждал, что к нацистам он пришел в первую очередь из-за того, что те обещали покончить с безработицей; сыграл свою роль и кризис веры, настигший к тому времени Хуго.
В 1936-м Босс присоединился к Германскому трудовому фронту (German Labour Front), в 1939-м – вступил в ряды Войск противовоздушной обороны (Reichsluftschutzbund), а в 1941-м – стал членом National Socialist People’s Welfare.
Продажи продукции Модного дома Хуго росли с завидной регулярностью – с 38260 рейхсмарок в 1932-м до 3300000 рейхсмарок в 1941-м; наряду с продажами рос и чистый доход. В своей рекламе Босс утверждал, что поставляет нацистам униформу с 1924-го; это, однако, скорее всего является преувеличением – поставки точно шли лишь с 1934-го, хотя вполне могли начаться в районе 1928-го.
В 1934-м Хуго уже обеспечивал униформой штурмовые отряды, СС, Гитлерюгенд и механизированный корпус НСДАП. С определенного момента Хуго, дабы справиться с наплывом заказов, начал использовать труд военнопленных – по разным данным, таких невольных сотрудников у него было от 30 до 40; еще 150 человек было силой привезено из Прибалтики, Франции (France), Бельгии (Belgium), Италии (Italy), Австрии (Austria), Чехословакии (Czechoslovakia) и Польши (Poland). Немецкий историк Хеннинг Кобер (Henning Kober) утверждал, что все представители руководства компании были убежденными нацистами и сторонниками Гитлера.
В 1946-м за членство в партии, поддержку СС и снабжение нацистских войск формой – даже до 1933-го – Босс был признан активистом и сторонником НСДАП; за это его лишили права на голосование, возможности управлять собственной компанией и оштрафовали на 100000 марок.
В 1948-м Хуго скончался; дело его, впрочем, пережило своего основателя.
Нацистское прошлое преследует компанию и по сей день. В 1997-м Модный дом был упомянут в связи со списком швейцарских счетов; эта история помогла миру узнать еще больше о связи ‘Hugo Boss’ с нацистами. В декабре 1999-го после продолжительного судебного разбирательства немецкое правительство, группа американских юристов, представители еврейской нации и правительство США организовали денежный фонд размером в 5.1 миллиарда долларов; средства фонда должны были пойти на компенсацию вынужденным рабам нацистского режима. Финансировался фонд немецким правительством и немецкими промышленниками; внесли свой вклад и ‘Hugo Boss’.
На данный момент продукция компании продается, как минимум, в 6102 магазинах в 110 странах мира. Более 364 магазинов принадлежит самому Модному дому; еще 1000 магазинов относятся к различным дочерним компаниям. Производственные мощности компании также расположены по всему миру – есть у ‘Hugo Boss’ cвои заводы в Турции (Turkey), Польше, Италии, США и Германии. Главная фабрика ‘HB’ находится в турецком Измире (Izmir).
Военная форма немцев 1941 1945 фото
Кепи было традиционным головным убором горных егерей. Они шились из ткани различных оттенков фельд-грау и имели отворачивающиеся наушники, которые в сложенном виде застегивались спереди на две пуговицы.
Спереди над отворотом нашивалась Т-образная темно-зеленая нашивка с трехцветной кокардой и имперским орлом.
Каких-либо обрамлений вокруг кокард не было. На левом наушнике крепилась эмблема горных стрелков и егерей — цветок эдельвейса.
В 1943 году было решено сделать кепи единственным полевым головным убором для всех родов войск, так как оно отлично себя зарекомендовало в горно-стрелковых частях.
Его приняли практически без изменений, за исключением более широкого козырька. Для сухопутных частей кепи делалось из ткани цвета фельдграу, для танкистов — из черной.
Еще одним отличием от горно-стрелкового кепи стала треугольная нашивка с орлом и кокардой, в отличие от Т-образной.
По приказу от 3 октября 1942 года донце на офицерских кепи должно было обшиваться серебристым алюминиевым жгутиком, а у генералов — золотистым.
В 1944 году в Вермахте было введено кепи, пошитое из хлопчатобумажной ткани с «оскольчатым» камуфляжным рисунком.
Символика и форма германской армии
В Третьем рейхе солдат должен был быть не только самым элегантным представителем нации, но и идеальным мужчиной.
Почему форма одежды? Ну, надо сказать, что в Третьем рейхе солдат должен был быть не только самым элегантным представителем нации, но и идеальным мужчиной. Соответственно, форма, которая разрабатывалась для этого идеального мужчины, должна была соответствовать герою нации. Над этим работало очень много людей и, наверное, сейчас уже достаточно много людей знают, что свою руку к разработке и пошиву немецкой формы приложил знаменитый кутюрье, Дом моды которого существует по сей день, Хуго Босс. Более того, в 1931 году Хуго Босс-старший вступил в Национал-социалистическую партию и начал разрабатывать костюмы для СС, СА, «Гитлерюгенда», высшего партийного руководства Германии и, естественно, для войсковых частей различных видов войск.
Особое внимание немцы стали уделять камуфляжным тканям, потому что новая война предполагала новые стандарты ведения боевых действий, большую скрытность. На первых порах это не проявилось, и первая основная ассоциация с германской армией, которая существует, наверное, у большинства людей и по сей день, — это серые мундиры с четырьмя карманами, очень элегантные (надо отдать им должное), очень удобные в носке, сделаны из прочных и качественных тканей.
Если вспомнить хронику войны, посмотреть на фотографии англичан, французов или нас, то ни английская, ни французская, ни советская форма не вызывала ощущения скрытой угрозы. А элемент скрытой угрозы был одним из основных компонентов ведения боевых действий германской армии. В своей книге офицер генштаба Германии Эйке Миддельдорф неоднократно обращается к вопросу скрытой угрозы. Скрытая угроза должна была создаваться всегда. Не обязательно окружать противника полностью — нужно создать видимость окружения и двигаться дальше; не обязательно предпринимать какие-то резкие немотивированные действия — достаточно намекнуть на то, что они произойдут. И эта идея пронизывала буквально все, в том числе и разработку униформы для германской армии.
За основу основного, скажем так, немецкого кителя, который носили и офицеры, и солдаты, была взята модель Первой мировой войны, которая была доработана: своим внешним видом она придавала большую статусность, большую подтянутость, в то же время была предельно функциональна.
Если посчитать, сколько разновидностей униформы имели немецкие солдаты и офицеры, то получится где-то десять разновидностей: это была форма парадная, выходная, форма для докладов, дополнительная выходная форма, повседневная, патрульная, полевая и рабочая. Соответственно, к форме предполагалось наличие всевозможных разгрузок, как это сейчас называют. Был специально разработан ранец, в который можно было поместить вся и все — это для пехоты, для солдат. И многочисленные просмотры немецких парадов и марширующих колонн действительно вызывают ощущение этой тревоги и фатальности, над которой, видимо, хорошо поработали не только Хуго Босс, но и идеологи, и модельеры.
Надо сказать, что к форме, естественно, прилагались всевозможные атрибуты: это петлицы, по которым определялась принадлежность к тем или иным родам войск; это канты на фуражках, которые тоже позволяли это сделать; ну и, соответственно, всевозможные элементы, которые отличали тех, кто чего-то добился.
Если говорить о немецких наградах, то все они имели свои жаргонные названия. И надо сказать, что здесь шла некая внутренняя конкуренция между вермахтом, то бишь германской армией, и НСДАП и СС соответственно, поскольку СС — это было как бы военное приложение НСДАП, личные войска Гитлера, партийные, потому что ни вермахт, ни люфтваффе, ни кригсмарине, ни одни другие войска в германской армии не являлись политическими. Ни один солдат и офицер германской армии в соответствии с немецким законодательством не мог быть членом никакой партии. Собственно говоря, вермахт особо НСДАП никогда не любил и активно организовывал покушения против Гитлера, последнее из которых было почти результативным.
На немецкой форме можно было носить не более шести наград. Награды были у немцев лаконичные, не цветные, за исключением немецкой звезды, которую в армии звали «яичницей» за присутствие желтого цвета. Обычно это был белый или черный металл. И, естественно, самыми престижными наградами были Железный крест и Рыцарский крест Железного креста, которые доставались очень и очень немногим.
Что касается СС, то там разработкой стилистики формы и многого другого лично занимался рейхсфюрер Генрих Гиммлер, который был очень заинтересован в германском эпосе. И все, что имело к этому какое бы то ни было отношение, он стремился привнести в разработку и создание формы и символики войск СС.
Если говорить о войсках СС, то обычно ассоциативный ряд рисует людей в черной форме. Но на самом деле черная форма у них далеко не у всех была ежедневной, и полевые части СС носили точно такую же серую форму или камуфляжную как и все остальные войсковые части Германии.
Наверное, стандартный стереотип восприятия — это присутствие черепа с костями на форме эсэсовцев. На самом деле история черепа с костями ничего общего с запугиванием и устрашением противника не имеет. Это очень древний германский знак, который означал готовность к самопожертвованию, готовность принести себя в жертву во имя Родины. Этот символ существовал еще во времена Фридриха Прусского, и когда его хоронили, гроб накрыли черным полотном, по углам которого был вышит череп с двумя костями, причем у черепа не было нижней челюсти. Считалось, что это был тот самый череп, который был на Голгофе, череп Адама, который лежал в основании креста, на котором был распят Иисус Христос.
Этот символ был очень распространен в Германии и в Первую мировую войну. Солдаты и офицеры заказывали себе кольца с изображением этого черепа. Естественно, когда пошла борьба за политическую власть, все, что может работать на эту власть, адаптировалось ею, и Гитлер со своим окружением решил использовать этот символ также в свою пользу. Некоторые изменения во внешний вид черепа с костями внес Гиммлер. Поскольку он окончил все-таки сельскохозяйственное учебное заведение, то обратил внимание, что форма черепа не совсем правильная — нет нижней челюсти, и велел доработать символ в соответствии с анатомическими параметрами. Именно такой, анатомически правильный череп и появился как символ войск СС и, в первую очередь, дивизии «Мертвая голова», которая весьма и весьма активно действовала на всех фронтах в годы Второй мировой войны.
Надо сказать, что начало боевых действий на Восточном фронте внесло в жизнь германской армии свои суровые коррективы. Естественно, у немецких солдат и офицеров были шинели. Однако немцы изначально не собирались воевать зимой, и шинель у них была, скорее, демисезонная и на прохладную погоду, но никак не на 30-ти и 40-градусные морозы, с которыми им пришлось столкнуться во время боевых действий зимой 1941/42 года. Соответственно, это поставило перед немецкими разработчиками формы задачу сделать одежду теплой. И такая форма появилась в 1942 году. Это была двусторонняя куртка, с одной стороны белая, с другой — серая либо в защитном камуфляже (он был или в виде битого стекла, или в виде разводов на воде), у которой выворачивались карманы, которая была прилично утеплена и которую можно было надеть на все. Это была, наверное, первая бесформенная форма, которая абсолютно не сковывала движений и позволяла достаточно удобно работать при любых погодных условиях, в том числе даже на снегу.
Отдельная разработка формы была проведена для Африки. Один из командиров в составе Африканского корпуса Роммеля в своих мемуарах пишет, что первые впечатления от формы, которую они получили для войны в пустыне, были достаточно ошеломляющими, потому что и шорты, и френч были толстые. В дневное время, когда температура доходила до сорока и более градусов, это казалось нелепым, было очень жарко. Но перепады температур в пустыне были столь велики, что к ночи эта форма оказывалась как нельзя более подходящей.
Получается, что форма не только определяет внешний вид, не только воздействует на психологию противника и психологию тех, кто носит эту форму, но еще и исполняет огромное количество функций.
Несколько слов о свастике как символе Третьего рейха. Итак, свастика — это очень древний символ. Когда шла разработка нацистской символики, у НСДАП все так или иначе крутилось вокруг креста той или иной формы: все-таки крест был стандартным германским символом на протяжении многих столетий, начиная с тех же тевтонских рыцарей.
Вообще-то, свастика — это тибетский, буддистский и индуистский символ, которому много-много тысяч лет, который символизировал собой движение солнца. И если вы побываете в Индии, то увидите свастики всех сортов и мастей, нарисованные на чем угодно: на жилищах, на машинах, на прилавках…
Соответственно, жесткая форма свастики, видимо, очень импонировала Гитлеру и Гиммлеру. Она была очень лаконична. А если вспомнить, что знамена нацистов были красные с белым кругом, где посередине размещалась свастика, и знамена немецких коммунистов — красные с белым кругом, где размещался черный серп и молот, то на большом расстоянии все это воспринималось единообразно, и в начале борьбы за влияние на общество все это выглядело как вариации на одну и ту же тему. Так или иначе, свастика в Германии прижилась, но она являлась не национальным символом, а политическим. Она не являлась символом вермахта. И, более того, если вспомнить конфликт командира ягдгешвадера-77 Гордона Голлоба с Герингом, который обвинил его в трусости и недостаточной эффективности действий, то Голлоб просто-напросто распорядился закрасить на «мессершмиттах» своей дивизии свастику. Так они всю войну без свастики на хвостах и пролетали. Ну, в общем, таких прецедентов было достаточно много.
Пару слов о том, как выглядела немецкая пехота. Как упоминалось выше, у рядовых и офицеров было порядка десяти разновидностей формы, которую они носили. В основном эта форма была серого, как у нас принято говорить, мышиного цвета. Возникает вопрос: почему немцы избрали именно серый цвет? Но на самом деле в условиях боя, когда поднимается пыль, грязь и прочее, все становится серым. Можно почитать Ремарка или кого-то еще из тех, кто писал о войне: пыль, пыль и грязь. Соответственно, серый цвет наиболее адаптивен, наиболее незаметен.
Надо сказать, что на первом этапе войны немцы красили самолеты по схеме: светло-зеленый и темно-зеленый сверху, бледно-голубой снизу. Но, начиная с 1942 года, они стали красить самолеты и истребители в серый и темно-серый цвета, сизые такие, оттенок крыльев голубя. Почему? Потому что на небольшом удалении этот самолет уже скрадывался, размывался. Серый — он достаточно безлик, как писали Стругацкие, «серые начинают и выигрывают». И, действительно, как элемент камуфляжа он был эффективен. Наша авиация тоже, начиная с 1943 года, адаптировала серые цвета для большей скрытности.