военная форма середины 19 века

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

От Петра I до Николая II: рейтинг удобства русской военной формы

Что для солдата важнее всего? Одежда! Всё в ней должно быть максимально комфортно и удобно — тогда можно со спокойной душой защищать родину или захватывать вражеские города. Как же с этим обстояли дела в далёком прошлом? Мы составили подробный рейтинг удобства русских мундиров за двести лет.

Что для солдата важнее всего? Одежда! Всё в ней должно быть максимально комфортно и удобно — тогда можно со спокойной душой защищать родину или захватывать вражеские города. Как же с этим обстояли дела в далёком прошлом? Мы составили подробный рейтинг удобства русских мундиров за двести лет.

Автор довольно долго занимался военно-исторической реконструкцией и поэтому ощутил на себе степень удобства почти всех военных мундиров, которые использовались в русской императорской армии — от Петра I до Николая II. Разумеется, оценки субъективные, но, скорее всего, мнение любого жителя XXI века будет мало отличаться от авторского.

Пётр I

После столетий господства традиционной русской одежды Пётр I решительно порвал с прошлым и ввёл в употребление европейский костюм во французском стиле. Тогдашняя военная форма была похожа на гражданскую одежду, отличаясь лишь унифицированной расцветкой и особой отделкой.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

Простые горожане и солдаты выглядели почти одинаково: кафтан длиной до колена, расширяющийся от талии вниз, рукава его украшали большие отвороты-обшлага; под кафтан надевали короткую куртку — камзол, а на ноги короткие штаны-кюлоты до колена и чулки с башмаками. На голове носили треугольную шляпу и парик, который иногда заменяли собственными длинными волосами.

Несмотря на вычурность наряда, он был весьма комфортным и не доставлял серьёзных неудобств.

Кафтан свободно сидел на теле, в тёплую погоду его расстёгивали — или же застёгивали, когда становилось прохладнее. Вопросы вызывают лишь широкие обшлага: они красивы, но не слишком утилитарны. Треуголка удобная — не случайно у этой шляпы была такая долгая жизнь. Несколько непривычны короткие штаны с чулками, но к ним быстро привыкаешь. Что касается парика, то, по моим ощущениям, в начале XVIII века он был слишком массивным.

Удобство ношения: 3,5

Преемники Петра

Весь XVIII век русская военная форма в целом следовала курсу, выбранному Петром. Но постепенно внешний вид мундиров всё больше склонялся к « прусскому стилю», отличавшемуся узким кроем.

Пруссаки придумали это новшество из экономии: меньше сукна идёт на форму солдат — армия обходится дешевле.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

У этой формы есть как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, более узкий крой кафтана немного сковывает движения. С другой — обшлага больше не мешаются своим « размахом», а парик превратился в лёгкий аксессуар, ношение которого на коротко стриженной голове совершенно не мешает выполнять сложные строевые приёмы.

Удобство ношения: 4

Потёмкинская форма

К 1786 году в русской армии произошли удивительные изменения. По инициативе светлейшего князя Потёмкина установили новый образец полностью продуманной формы, не имевшей никакой связи с прежними традициями, в качестве особого военного наряда. Выглядело новшество весьма необычно. Вместо привычных кафтанов, камзолов и кюлотов солдаты надели короткие куртки длиной до середины бедра, шаровары и каску. Парик отменили.

Несмотря на декларируемую практичность, форма получилась скорее неудачной. Поэтому, как только представилась возможность, русская армия предпочла избавиться от продукта творчества Потёмкина. Куртка, будучи довольно узкой, сохраняла недостаток старых мундиров, но при этом оказалась слишком короткой — отчего в холодную погоду, весьма свойственную России, нижняя часть тела неизменно мёрзла.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

Отмена париков привела к необходимости вместо очень короткой стрижки ( под парик носили волосы длиной буквально четыре-пять миллиметров) отращивать более длинные волосы и постоянно ухаживать за ними. Но самой неудобной оказалась каска: тяжелее, нежели старая треугольная шляпа, с большим гребнем, который при любом ветре превращался в парус, норовящий сдуть каску с головы — этот головной убор стал типичным примером того, что кабинетные теории плохо соотносятся с жизненной практикой. К тому же каска оказалась ещё и ощутимо дороже шляпы, а содержать её в порядке стоило немалых сил.

Удобство ношения: 3

Эпоха фрака

При императоре Александре I в русской армии наступило время фрака. Военный мундир теперь подражал самой остромодной новинке начала XIX столетия, любимой одежде всех денди. Эту форму хорошо знает почти каждый — благодаря образам ‘ title=>героев Отечественной войны 1812 года. Она довольно простая: короткая куртка до талии с фалдами, длинные белые штаны ( эпоха кюлотов завершилась) и в качестве головного убора — кивер.

Мундиры европейских армий первой половины XIX века считаются самыми красивыми, изящными и изысканными.

Но за внешней красотой скрывалось довольно серьёзное неудобство в ношении. Неслучайно фрачный покрой униформы просуществовал менее пятидесяти лет — в то время как кафтан XVIII века провёл « в строю» почти полтора столетия, а современная форма армий мира вообще восходит к образцам Первой мировой и недавно отметила столетний юбилей.

Мундир 1812 года ( как и чуть более ранние и поздние) — очень узкий и совершенно не согревает всё, что расположено ниже талии. Белые панталоны имеют свойство сильно загрязняться, отчего в походе армия очень быстро теряет всю свою « Однообразная красивость»: символизм военной формы’ data-src=/system/images/000/066/920/teaser/35ef0ebec436292833a6523325c4e851e68d61ea.jpg?1579248015 data-lead=’Почему военный мундир англичан красный, а французов — синий? Какова связь между дорогим фарфором и армией Наполеона? Ответом на эти вопросы станет наше повествование о самых занимательных фактах из истории эффектной военной формы.
‘ title=> « однообразную красивость». Ну и наконец, любимец публики — кивер. Штука настолько популярная, что он превратился в настоящий символ этой эпохи, и даже сейчас кивера являются частью парадной формы военнослужащих Президентского полка.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

Но вот обратная сторона красивой медали. Кивер довольно тяжёлый, а его ношение во время пеших маршей — сущее мучение. Впрочем, стоит признать, он неплохо защищает от удара саблей в голову, а внутри можно хранить нитки, иголки и куски ткани — для ремонта формы, порвавшейся в бою. Нет, конечно, потёмкинская каска ощутимо хуже, но и кивер — совсем не подарок.

Справедливости ради надо заметить, что военная форма первой половины XIX века отличается очень простым покроем: её можно быстро и легко изготовить силами даже не самых профессиональных полковых портных.

Удобство ношения: 2,5

Русско-турецкая война

При Александре II русская форма опять сильно изменилась. Она стала почти похожей на современную парадную, которая во многих странах с давними военными традициями ориентируется на стиль второй половине XIX века. Главная часть формы — снова кафтан. Но на этот раз не такой, как сто лет назад. Теперь он назывался полукафтаном, более плотно облегал фигуру военного, имел невысокий стоячий воротник. На ногах — штаны, почти как современные брюки, на голове — лёгкая шапка-кепи, завоевавшая мировую популярность благодаря французам.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

К этому мундиру нет почти никаких нареканий. Он лёгкий в ношении, практичный, удобный и привычный любому нашему современнику. И при этом отлично выглядит! Но, пожалуй, главное, что стоит отметить в военном костюме этой эпохи — головной убор. Кепи было самым замечательным нововведением александровского времени. Эта шапка отличалась лёгкостью, удобством и красотой. Она хорошо защищала от солнца, не мешала во время долгих переходов и придавала солдатам характерный военный вид, по которому мы легко узнаём французов в Севастополе, американцев во время ‘ title=>Гражданской войны и русских воинов под Константинополем.

Удобство ношения: 4,5

« Мужичья форма»

Александр III не только повернул вспять многие реформы отца, но и полностью отказался от общеевропейского покроя военной формы. При нём русская армия получила грубые мундиры, напоминавшие одежду не военных, а извозчиков.

Популярность нововведения была столь низкой, что начались отставки офицеров, которые не желали носить « мужичью форму», а престиж армии серьёзно упал.

В основе этого стиля был мундир без пуговиц со слегка скошенным бортом, широкие шаровары, высокие сапоги гармошкой и маленькая шапка из бараньего меха. В этой форме было плохо буквально всё. Застёжка на крючки ( которые всё время раскрывались в самый неподходящий момент) вместо пуговиц очень мешала быстро надевать мундир.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

Высокие сапоги были тяжелее низких, использовавшихся раньше, а если их делали на заказ, то шили настолько узкими, что они могли слишком сильно сдавливать голень. Головной убор не спасал от зимних холодов и был очень некстати летом — в меховой шапке слишком жарко, а из-за отсутствия козырька глаза солдата слепило яркое солнце.

Удобство ношения: 3

Первая мировая

При Николае II просьбы военных услышали и — для поднятия престижа армии — вернули мундиры времён Александра II, а заодно дополнительно украсили их ( порой без всякой меры). После русско-японской войны начались эксперименты по созданию и применению полевого обмундирования. С этого момента два вида военной одежды полностью разделились. Теперь солдат ‘ title=>шёл на войну совсем в другой форме, нежели на парад или в увольнение в город.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

К началу Первой мировой войны русские войска одели в гимнастёрки и фуражки защитного цвета. С этой формой, наверное, все хорошо знакомы. Она вполне пригодна для походной жизни, её сложно испортить и легко починить.

Несмотря на небольшие недостатки, такая военная одежда заслуживает самого высокого балла.

Поэтому неудивительно, что гимнастёрки с успехом служили русскому солдату и во Вторую мировую войну.

Кстати о недостатках. Британское изобретение — френч — всё-таки чуть-чуть удобнее. Гимнастёрка надевается через голову, а френч, как обычная куртка, застёгивается на груди. Так что именно френч в ХХ веке стал самым популярным образцом военной формы во всём мире.

Удобство ношения: 5 ( с небольшим минусом)

Возможно, многие победы или поражения наших армий далёкого прошлого можно объяснить и с точки зрения того, насколько им было комфортно. Ведь, как ни крути, все люди зависят от того, во что одеваются — и какая бы ни была ‘ title=>мода, в первую очередь важно удобство.

У вас иное мнение или даже есть собственный опыт ношения старинной формы? Поделитесь!

Источник

Русский военный костюм в России XVIII — начала XX века 2-я часть

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

На вторую половину XVIII века приходятся реформы снаряжения и организации войск, проведенные светлейшим князем Г.А.Потемкиным, который возглавлял тогда Военную коллегию. Он боролся с прусским влиянием в русской армии. «Завиваться, пудриться, плести косы — солдатское ли это дело? — говорил Потемкин, — у них камердинеров нет. На ЧТО же букли? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдата должен быть таков: что встал, то и готов».

Новый комплект обмундирования окончательно сложился в 1786 году, хотя отдельные его элементы появились в полках уже в 1782 — 1783 годах, в основном в армии Потемкина. Реформами Потемкина были введены практичные суконные укороченные куртки, штаны с кожаными крагами, полусапоги и легкие суконные каски с поперечным валиком. Летняя униформа состояла из белых полотняных кителей и шаровар, защищающих от зноя. Однако далеко не все офицеры приняли унифицированное удобное обмундирование, учрежденное генерал-фельдмаршалом, ибо оно совершенно не соответствовало господствовавшей тогда моде. Лишь солдаты и малоимущие офицеры оценили по достоинству недорогую и простую одежду.

Взошедшии на престол в ноябре 1796 года Павел I резко изменил внешний вид и организацию русской армии. Еще будучи наследником, он осуждал политику своей матери. Неоднократно он представлял записки Екатерине II с рассуждениями о войске и государстве, в которых было указано «предписать всем, начиная от фельдмаршала и кончая рядовым, все то, что должно им делать, тогда можно с них взыскивать, если что-нибудь будет упущено».

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

После посещения Берлина и встречи с прусским королем Фридрихом II, кумиром своего отца, Павел в 1783 году создает Гатчинские войска. Считая екатерининскую армию недисциплинированной и распущенной, а офицеров — недобросовестными, Павел доверял только гатчинским офицерам. Это было связано с тем, что в эти войска набирали прежде всего иностранцев, большинство которых прошли службу в прусской армии. Однако во главе их стоял русский — Алексей Андреевич Аракчеев, который являлся одновременно губернатором и управляющим военного департамента Гатчины. Безупречно преданный Павлу, он был его любимцем и ближайшим помощником.

Изменения военной униформы в период правления Павла I в основном коснулись гвардии, в 1800 году для солдат были утверждены двубортные кафтаны, для офицеров — однобортные. Были введены новый рисунок золотного шитья и новая форма обшлагов на кафтанах офицеров. Общепринятое мнение о неудобстве павловских мундиров не соответствует действительности. Солдатские и офицерские мундиры имели па лифе тесемочные стяжки, позволявшие в зимнее время надеть под мундир овчинную безрукавку или меховой жилет.

Некоторые мундиры, учрежденные Павлом I, прижились надолго, их носили и в эпоху его сыновей — Александра I, Николая I (например вицмундир кавалергардского и конного полков).

Недовольство гвардейского офицерства павловскими реформами было связано не с введением непопулярного обмундирования, а с ужесточением режима службы.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

При вступлении на престол император Александр I объявил, что будет управлять своим народом и государством «по заветам своей бабки Екатерины Великой». После прусских порядков в армии, которые успел ввести Павел I, и ограничений дворянских привилегий слова Александра были встречены дворянством с восторгом. «После бури, бури преужаспой днесь настал наш день прекрасный…», — пели гвардейские офицеры. По убеждению Александра I, доставшаяся ему в наследство армия нуждалась в реформах.

Всеобщая антипатия к нововведениям Павла I требовала отмены всех регламентации и смягчения строгостей. 24 июля 1801 года по именному указу императора создается «Особая воинская комиссия» под председательством брата Александра I великого князя Константина Павловича. В ее состав вошли генерал от инфантерии И Л. Голенищев- Кутузов, A.A. Прозо- ровский, А.А.Аракчееев, В.В.Долгоруков и другие видные деятели.

Комиссия обладала большими полномочиями «рассмотреть все, что найдет она нужного и полезного ко введению или отмене». Наряду с другими комиссия должна была обсудить и вопрос о форме одежды армии. Относительно обмундирования в указе императора отмечалось: «С меньшими издержками дать одежде вид наиболее воинственный и прочный и не только для всех оборотов службы и для сохранения здоровья и бодрости солдат вообще удобнейший, но и каждому роду войск приличнейший».

Слушания этого вопроса вызвали серьезные разногласия среди членов комиссии. Для их разрешения па имя императора были представлены «особые мнения» членов комиссии о некоторых «вещах, потребных к одежде солдатской». В результате данной работы были установлены новые мундиры фрачного покроя, двуугольные шляпы, высокие сапоги и шинели. Было решено отменить пудру и косы, а волосы обрезать по нижнему краю воротника. «Пудру же иначе не употреблять, как в большие парады и праздники ». Полностью же длинные волосы и сложные прически были отменены в архмии только в 1806 году.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

Важное значение имели меры, «принятые для развития казенного производства ». Были значительно расширены Иркутская и Павловская фабрика, что было связано с отказом о т закупки ткани за границей. В 1803 году в Санкт-Петербурге создается фабрика для изготовления офицерского обмундирования и снаряжения. Было приказано отпускать эти вещи по той цене, по которой они обходятся государству.

Однако десятилетие непрерывных войн с Францией и Турцией привело к тому, что снабжение армии оказалось в неудовлетворительном состоянии. И это несмотря на то, что государство субсидировало казенные предприятия для повышения их производительности.

В 1812 году император Александр I лично санкционировал закупку сукна за границей. В ходе войны с Наполеоном 1812-1814 годов военному ведомству удалось обеспечить потребности армии в вещевом имуществе, при том, что приоритет в снабжении всегда отдавался гвардии — на нее полностью работала Екатеринославская суконная фабрика.

В январе 1813 года русская армия уже снабжалась довольно хорошо. Для восполнения потерь имущества в ходе войны в армию было поставлено около 60 тысяч мундиров и шинелей. Одновременно с этим было налажено изготовление обмундирования на освобожденных от французов территориях. В Польше, Силсзии, Саксонии Россия закупала сырье.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

В основном же в военной форме за период 1825 — 1854 годов не произошло кардинальных перемен. Вносилось множество различных декоративных элементов, направленных лишь на украшение мундира. Наиболее существенными нововведениями было появление в армейских частях однобортных мундиров и замена ранее используемых панталон с крагами рейтузами, которые носили поверх сапог. В 1846 году для войск Отдельного Кавказского корпуса ввели мундиры нового образца, пехота вместо фрачных мундиров получила полукафтаны, а кавалерия — короткие куртки, заправленные в шаровары.

За время царствования Николая I трансформации в основном подвергались головные уборы. Так, в 1844 — 1845 годах кивера повсеместно были заменены касками. Исключение составляли только гусарские и уланские полки.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

«…Солдат в то время был одет неудобно… На голове носили каску, которая на парадах и разводах способна была производить эффект на зрителя, но в военном отношении оказывалась совершенно непрактичной… В Николаеве нас встретил флигель-адъютант граф Левашев с распоряжением — оставить каски в особых складах… Солдаты от души благодарят… за распоряжение об оставлении касок… И то сказать, что шлемы не только не приносили нам пользы, но делали вред. От дождей и потом сильной жары каски скоробились, сжались до того, что едва держались на головах солдат, давя их и сжимая до головной боли. Небольшой ветер — глядишь, и летят каски с голов. А чистка медных украшений, а сбережение чешуи, чтоб не разорвалась, да звенья не рассыпались, да шишак чтоб не сломался — разве мало это поглощало времени и труда?» — так писал 12 октября 1854 года один из офицеров 11-й пехотной дивизии П.В. Алабин.

Но постепенно положение стало меняться к лучшему. К весне 1855 года была «…получена новая форма офицерского пальто. Хрулев поспешил себе сделать, и могли все последовать его примеру, но как серой летней материи в городе не оказалось, то сшили какие попало, и явились пальто зеленоватые, голубые и даже лиловые. Там на это не смотрели; даже солдатам в одежде была полная свобода; суконные фуражки заменялись белыми и велено было не снимать их при встрече с офицерами», — вспоминал участник обороны Севастополя П.И.Степанов.

Скорее всего, такой либерализм в вопросах униформы сложился под влиянием кавказских войск, прибывших на помощь городу. На Кавказе уже давно носили не парадную форму, а ту, которая была наиболее приближена к войне в горах. Солдаты и офицеры повсеместно носили папахи, черкески, фуражки, сюртуки.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

Императорская фамилия не стояла в стороне от всего происходящего. В декабре 1854 по года по именному указу Николая I был создан па средства фамилии полк в составе 4500 человек. Ответственность за создание полка возлагалась на министра уделов графа Л.АПеровского, он же был и первым командиром полка. И по внешнему виду, и по принципу комплектования полк существенно отличался от остальных частей. Набирался он из крестьян северных губерний, преимущественно охотников, па добровольной основе. Обмундирование полагалось «максимально близкое к народной одежде». Состояло оно из полукафтана, напоминавшего армяк, широких шаровар, заправленных в высокие мягкие сапоги, и шапки с квадратным суконным верхом и барашковым околышем. Всем чинам полка разрешалось носить бороду.

Офицерами в этот полк вступили многие известные люди России: ученые, писатели, общественные деятели (например, полковником был граф А.КЛолстой, капитанами — братья Жемчужниковы). Шефом полка стал сам император, шефами батальонов и рот — великие князья.

В боевых действиях полк участия не принимал, но уже в 1857 году получил права «молодой гвардии» и стал называться лейб-гвардейским.

Во время царствования императора Александра II в России произо- шли значительные воешю-политические события и социальные преобразования. В ходе осуществления реформ, проведенных при участии военного министра графа Д.А.Милютина, были ликвидированы военные поселения. Запрещены телесные наказания. Существенно была перестроена система комплектования армии. В 1874 году принят «Устав о воинской повинности», отменивший установленные еще Петром I рекрутские наборы. Срок службы в армии сократился с двадцати пяти лет до шести лет в строю и девяти лет — в запасе.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

Трансформация униформы во второй половине 1850-х годов началась с замены фрачных мундиров на полукафтаны. Во всех войсках были введены двубортные мундиры и упрощенные в отделке вицмундиры, которые в 1872 году были заменены однобортными. Верхней одеждой всех чипов стали шипели. Нижние чины и офицеры кавалерии получили белые полотняные кители, вначале как рабочую форму, а впоследствии и как повседневную.

В 1862 году кардинально меняется тип головного убора — вводятся кепи высотой 11-12 сантиметров сзади, спереди — 6-8 сантиметров. При параде оно украшалось султаном и гербом. В том же году для занятий гимнастикой вводятся белые льняные рубахи-гимнастерки. В дальнейшем они стали основной формой одежды нижних чинов.

В войсках южных военных округов и Донском казачьем войске было разрешено ношение белых чехлов на фуражках и кепи, а в Кавказском и Туркестанском военных округах слали носить кожаные штаны-чембары из овечьей или козьей кожи, которые, по поверьям, предохраняли от змей. В 1869 году устанавливается особый тип формы — походная форма. В связи с этим проводится четкая регламентация всего обмундирования и порядок его ношения, с ежегодным утверждением и оповещением всех о нем. Форма отныне подразделялась на городскую, парадную, праздничную, воскресную, повседневную и походную.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

В результате военных реформ I860 — 1870-х годов была введена действительно удобная походная форма. Парадный вариант потерял свое самодовлеющее значение.

Переход к всеобщей воинской повинности и увеличение личного состава армии в царствование Александра II повысили расходы на обмундирование, что заставило военное ведомство искать пути к их снижению. Появление швейных машин и установление стандартных размеров и ростов положили начало индустриальному, более дешевому способу производства обмундирования.

Согласно «Положению о вещевом интендантском довольствии» все предметы подразделялись на два вида: срочные, отпускаемые регулярно через определенное время, и предметы разовой выдачи, которые являлись собственностью части и эксплуатировались до полного износа. Предметами первого типа являлись вещи годовые, то есть те, на которые был установлен срок ношения. Ко второму типу относились пуговицы, гербы, кокарды. Их выдавали либо предметами, либо деньгами.

Во время войн снабжение осуществлялось сверх установленных норм. Могли выдаваться дополнительные вещи, по исключительно с особого высочайшего разрешения, то есть с соизволения самого императора.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

В марте 1881 года на российский престол вступает Александр III, про- долживший военные реформы. Был взят курс па повышение боеготовности п строжайшей экономии расходов. Военная реформа, проведенная графом П.С.Ванновским, в основном носила оборонительный характер, ибо сам император по своему характеру был склонен к мирному разрешению конфликтов, за что его и называли царем-миротворцем.

В своем манифесте от 29 апреля 1881 года Александр III выдвинул на первый план «поддержание порядка и власти, наблюдение строжайшей справедливости и экономии. Возвращение к исконным русским началам и обеспечение повсюду русских интересов».

В ходе реформы 1881 — 1883 годов было увеличено количество строевых частей, улучшено их вооружение. За счет сокращения срока действительной военной службы до четырех лет повысилась численность населения, обученного военному делу.

Вся кавалерия, за исключением гвардии, подверглась реформированию по американскому образцу — она стала однородной, способной вести боевые действия как в пешем, так и в конном строю.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

Значительно изменился и внешний вид армии. Военный министр генерал П.С.Ванповский и Александр III упростили покрой военного мундира. Он стал более скромным, практичным и удобным в ношении. Покрой его был приближен к русскому национальному костюму. Новый мундир был просторным, имел вид куртки с запашным бортом без пуговиц. Глубокий запах спереди и складки сзади — элементы, характерные для народной верхней одежды, типа поддевки или зипуна. Покрой обеспечивал солдату не только свободу в движении, но и тепло и удобство. Затяжной шнур на лифе куртки позволял в зимнее время поддеть под пего фуфайку. Основным преимуществом нового мундира являлось то, что его легко было подогнать по фигуре. При мобилизации или наборе в армию он мог выдаваться в готовом виде.

Новая форма, с некоторыми отличиями, была распространена во всей армии. Удобство в ношении, легкость подгонки были положительными качествами мундира. Однако отмена декоративных элементов, простота формы вызвали новую проблему — негативное к ней отношение. Это явилось отрицательным результатом реформы.

Сам же император с большим удовольствием и умением носил форму, которая полностью соответствовала его характеру и внешнему виду. Вот как описывает художник А.Н.Бенуа свою встречу с Александром III: «Меня поразила его «громоздкость», его тяжеловесность и величие. Введенная в самом начале царствования новая военная форма с притязанием па национальный характер, ее угрюмая простота и, хуже всего, эти грубые сапожищи с воткнутыми в них штанами возмущали мое художественное чувство. Но вот в натуре обо всем это забывалось, до того самоё лицо государя поражало своей значительностью».

Со сменой царя в России, как правило, менялась и военная форма. Одна- ко после смерти Александра III этого не произошло. До 1897 года она не подверглась каким-либо изменениям, за исключением восстановления некоторых декоративных деталей.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

В 1897 году была проведена унификация приборных цветов — лацканов, воротников, обшлагов — в кавалерии, по образцу пехотных полков. Был изменен покрой мундира, он стал двубортным, с шестью пуговицами, карманными клапанами и выпушками.

Впервые защитные цвета обмундирования были введены в английской армии в 1895 году в качестве тропической колониальной формы, а в 1904-м, после англо-бурской войны, приняты в качестве основного цвета для походной формы.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

Следующим этапом преобразований военного костюма стало введение новой парадной формы в 1908-1909 годах.

В приказах 1907 года Николай II повелел: «Восстановить гвардейским частям пехоты, артиллерии и саперам мундиры времен царствования Александра II» и «для армейской пехоты, для всех частей артиллерии и инженерных войск установить двубортный мундир и ровным образом и форма обмундирования армейской кавалерии подлежит изменению». Реформы вернули к жизни нарядную, эффектно украшенную военную форму 1870-х годов.

И только драгунские полки получили мундиры нового покроя. Они были темно-зеленого цвета и похожи на колеты гвардейских кирасир. Особенно сильно изменились головные уборы гвардейской пехоты и армейской кавалерии. Новый головной убор пехотинцев, введенный в 1909 году, имел вид кивера, у офицеров обтянутого сукном, у нижних чинов — из черного фетра. Он был украшен подвесами, арматурой, султаном или кистью. Армейские драгуны получили каски с поперечным волосяным гребнем: черным — у драгунских полков и белым — у полков, бывших ранее кирасирскими. Музыканты всех полков имели красные султаны.

Шапки гвардейцев были из барашкового меха со шлыком полкового цвета, как правило, по цвету погон. В 1912 году для нижних чинов всех родов войск была введена суконная гимнастерка защитного цвета. Также были установлены погоны нового образца — двусторонние. Шили их так, чтобы можно было перекрашивать (если они выгорали), то есть внешним швом.

военная форма середины 19 века. военная форма середины 19 века фото. картинка военная форма середины 19 века. смотреть фото военная форма середины 19 века. смотреть картинку военная форма середины 19 века.

К 1913 году возникла проблема экономии средств, отпускаемых на обмундирование. Сроки ношения парадной формы в России были короткими, в основном же носились шинель или гимнастерка, и военные склады были заполнены невостребованным обмундированием. Выходом из создавшегося положения являлось введение единого типа обмундирования, пригодного для военного и мирного времени.

Техническая комиссия военного министерства получила задание императора разработать новые образцы путем добавления каких-либо украшений на существующую походную форму. Причем выбор украшений был предоставлен на усмотрение самих полков. На основании всех отзывов была установлена новая форма: суконная гимнастерка с пристежными лацканом, воротником и обшлагами. Головным убором служила папаха из барашка или искусственного меха. У офицеров декоративные элементы крепились на кителе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *