военная форма суворовских солдат
Военная форма суворовских солдат
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
О мундирах Русской армии во времена суворовских войн
Перед дворцом происходили следующие сцены: гвардейцы отовсюду сносили мундиры и разные принадлежности, устроенные по прусским образцам и по вкусу Петра III. Форма эта была им ненавистна и они публично выражали свою к ней ненависть: рвали в клочья и ломали все принадлежности вновь данной им Петром формы и тут же, на улице, переодевались в прежние мундиры времен Елизаветы.
Гвардейцы тем с большим удовольствием занимались этой потехой, что им тогда же было объявлено от государыни, что все в их военном быте восстановится по-старому, как было при Елизавете, и что похода на Данию не будет».
Однако как же выглядели все эти ненавистные одежды?
Император Петр III, питающий особенное уважение к прусскому королю Фридриху Великому, ввел в одежду и вооружение Русской армии следующие значительные перемены, в коих для образца приняты прусские войска. Итак, с «1-го генваря повелено было во всех полевых, гарнизонных и ландмилицких полках, как пеших, так и конных, штаб- и обер-офицерам носить мундиры не длинные и не широкие и у них узкие рукава, с малыми обшлагами, по образцу офицерских мундиров в Пруссии.
1 апреля состоялось положение об обмундировании полевых мушкетерских полков и гренадерских баталионов, по которому мундиры, или кафтаны, оставались, как и прежде, зеленые, подбой красный; цвет же воротника, обшлагов и вновь прибавленных лацканов предоставлялися на произвол шефов, от воли которых зависел и выбор цвета для камзола, штанов и пуговиц, из коих первые два могли быть: палевые или лосинные, белые, желтые и померанцевые, а последние чисто медные, или медные, вылуженные под вид серебра.
На основании вышеприведенного положения, обмундирование рядового мушкетера составляли:
Мундир суконный, зеленый с небольшим отложным воротником, пришитым к нему всеми четырьмя краями, с лацканами (или без оных) и с малыми разрезными обшлагами; все три цветами по воле шефа;
Камзол и штаны суконные же, одного из четырех цветов: лосинного или палевого, белого, желтого и померанцевого;
Штиблеты вседневные черные, с штибель-манжетами, а на параде — белые.
Башмаки, а для походного времени сапоги;
Шляпа с обшивкою из узкого шерстяного галуна и с бантом, или кокардою, из белой ленты;
Мундир — то же, что прежний кафтан, в покрое мало отличался от употреблявшегося в предшествовавшее царствование, только был теснее и короче, и рукава имел уже. Лацканы, шириною: вверху — до 2-х, внизу 1 1/2 вершка — на ладонь руки не доходили до пояса и имели, на каждой стороне, по шести прорезанных петель, которые застегивались на пришитые против них к мундиру пуговицы и были расположены, как называли тогда, гнездами, т. е. попарно, таким образом, что расстояния между 1-ю и 2-ю, 3-ю и 4-ю, и 5-ю и 6-ю были уже, нежели между 2 и 3-ю и 4 и 5-ю. Независимо от сих петель и пуговиц, по две таковые же находились на каждой стороне мундирного борта, под лацканами и по две же на передней стороне обшлагов. Каждая из сих петель обшивалась узкою шерстяною тесьмою, желтою или белою, по цвету пуговиц, с кисточкою при конце, или без кисточки. Точно такие нашивки, по-тогдашнему шлейфы, и то же расположение петель и пуговиц полагались и для мундиров, не имеющих лацканов.
На правом плече положено было носить нитяный, по цвету шлейфов, аксельбант, длиною до 3/4 аршина, состоявший из трех петель, банта и двух концов, с медными или с оловянными наконечниками и надевавшийся, одною из петель, на пуговицу, пришитую на правом плече, под воротником. Мундир застегивался небольшими крючками и петлями, пришитыми снизу, под лацканами.
Камзол, штаны, манжеты, галстук, штиблеты, штибель-манжеты, башмаки и сапоги остались без изменений в покрое, кроме одного камзола, который полагался без рукавов, и на карманных клапанах имел не по три, как прежде, а только по две пуговицы.
Шляпа, несколько длиннее прежней, обшивалась тесьмою, в полвершка шириною, желтою или белою, сообразно цвету пуговиц, и имела для большего украшения три гарусные кисти: две цветами по воле шефа на боковых углах, а одну белую над продолговатою петлицею из белой тесьмы, одним углом задетую за верхнюю кисть, а другим за пуговицу, пришитую к шляпе, почти над левым глазом мушкетера.
Епанча осталась та самая, какая была и прежде.
Уборка волос, пудрение их и плетение в косу также не подвергалось изменению.
Самую суму носили уже не на боку, как прежде, а за спиною, ближе к правой стороне, и все лосинные вещи белили.
При шпаге полагался темляк, из белой тесьмы, с столбчиком и кистью, из коих первые были нитяные, а последняя гарусная, цветами по выбору шефа. Вся длина его была 11 или 12, а ширина до 3/4 вершков.
Обмундирование капралов, фурьеров, фанен-юнкеров или подпрапорщиков, каптенармусов, сержантов и фельдфебелей было одинаковое с рядовыми, с тем только отличием, что последние пятеро имели золотой или серебряный, смотря по цвету пуговиц, галун, на шляпе, воротнике и обшлагах. Галун сей, по краям шляпы и по воротнику нашивался в один, а на обшлагах: у фурьера и подпрапорщика в один же, у каптенармуса в два, у сержанта в три, у фельдфебеля в четыре ряда. Вооружение и амуниция сих чинов были следующие:
Фурьера — шпага с темляком и портупеею и фурьерский значок, который сохранил прежнюю форму и употреблялся в военное или в походное время, а в остальное заменялся алебардою, которая была одинаковая с вышеописанною (в предыдущие царствования) алебардою гвардейских унтер-офицеров, и имела цвет древка по произволу шефа, кроме желтого, предоставленного гвардии.
Подпрапорщика (по указу 1-го генваря 1762 обязанного носить ротное знамя, что прежде возлагалось на прапорщика), — шпага с темляком и портупеею; ранец и водоносная фляжка.
Каптенармуса — шпага с темляком и портупеею; сума для запасных патронов, с перевязью; алебарда, ранец и водоносная фляжка.
Сержанта и фельдфебеля — шпага с темляком и портупеею; алебарда, ранец и водоносная фляжка.
Указом 7-го февраля 1762 года запрещено было вкравшееся временем обыкновение: что капралы и унтер-офицеры, отправляясь на учения, вахт-наряды и другие сборные места, не носили сами ружей и алебард, а поручали их своим служителям или другим лицам.
Обмундирование мушкетерских офицеров составляли: кафтан, камзол, штаны, манжеты, галстук, штиблеты (вседневные черные, в параде белые); при черных штиблетах и сапогах штибель-манжеты, башмаки, для походного времени сапоги, шляпа и епанча; всё одних цветов и покроя с присвоенными рядовым мушкетерам, с переменою только: медных и луженых или оловянных пуговиц — на вызолоченные и высеребренные; нитяных мундирных шлейфов, аксельбанта, галуна, и боковых кистей при шляпе — на золотые или серебряные, из коих первые, т. е. шлейфы были вышитые; и с переменою верхней кисти у шляпы на кокарду из белых шелковых лент.
В летнее время, когда мундир не весь застегивался, верхняя часть камзола оставалась также незастегнутой, и из нее выставлялась накрахмаленная и в мелкие сборки собранная белая манишка. Как летом, так и зимою носили замшевые перчатки с лосиными обшлагами.
Вооружение и амуницию мушкетерских офицеров составляли: шпага с портупеею и темляком и эспантон. Первые две не изменили прежней формы, еще при императрице Анне Иоанновне заимствованной из Пруссии; темляк был одной меры и вида с установленным для рядовых, но весь золотой с двумя, у краев, черными, шелковыми полосками, а эспантон, на основании Указа 19-го февраля 1762 года, состоял из насаженного на деревянное древко, с медным подтоком, плоского, стального пера, с золотою насечкою, изображавшею вензелевое имя Императора, окруженное воинскою арматурою.
Ниже онаго — заглавные литеры названия полка, а выше, в лавровом венке и под короною — опять арматура, двуглавый орел и, над ним, лента или хартия, с надписью: «Никого не устрашусь». Древко было одного цвета с алебардным.
К строевому убору офицеров принадлежали еще шарф и знак. Первый, по-прежнему надевавшийся по поясу, только не в один, а в два перехвата, был выткан из золота, с черными шелковыми полосками, и штаб-офицерский от обер-офицерского отличался только тем, что имел канительные, а не гладкие кисти.
Знак, нисколько не изменивший прежней формы, был: у субалтерн-офицеров весь серебряный, у капитанов с позолоченным рубчиком, у штаб-офицеров весь позолоченный. По Указу 11-го марта 1762 года его носили на черной ленте, надевая ее сверх воротника».
Вот это-то успевшее надоесть — пусть и за короткий срок — облачение солдаты с яростным увлечением сбрасывали, сдергивали с себя. Со стороны все это производило какое-то смешанное чувство удивления, недоумения и даже в немалой степени жалости к отвергнутому императору.
«И вот гренадерские шапки топчутся ногами, — продолжает М. И. Семевский прерванный нами рассказ, — прокалываются штыками, бросаются в грязь или высоко подымаются на штыках ради потехи окружающих. Да из всех военных головных уборов голштинская кичка, ныне мирно украшающая бравые головы солдат лейб-гвардии Павловского полка, была наименее популярна в день 28 июня 1762 года.
Впрочем, не все солдаты глумились и уничтожали ненавистную им форму; более расчетливые тотчас же обратили все принадлежности своего туалета голштинского образца в продажу, с целью приобресть кое-что на выпивку по случаю радостного дня».
Сергей Охлябин. Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн. Молодая гвардия. Москва, 2004
Это определение справедливо не только для военнослужащих, но и для воспитанников российских военно – учебных заведений как прошлых времен, так и наших дней. Первая кадетская форма появилась в России в 1732 году, и была разработана на основе формы русской армии того времени. За два века кадетская форма изменялась многократно, идя в ногу с российской военной формой, носимой в ту или иную эпоху. Наконец, в начале XX века, кадеты получили форму, которая выделялась простотой, удачно отвечала как требованиям учебно – воспитательного процесса, так и удобству воспитанников.
Шинель из черного сукна имела на правом борте, посредине груди, 6 пуговиц в один ряд. На отложной воротник нашивались алые суконные клапаны…Подробное описание кадетской формы дореволюционных кадетских корпусов, которая, по понятным причинам отсутствует в коллекции нашего музея, приведена для того, чтобы подчеркнуть ее долговечность – в 1943 году, когда разрабатывалась форма для суворовцев, за основу была принята именно старая кадетская форма.
Она, в основном, состоит из формы суворовцев, которую носили воспитанники СВУ за последние сорок лет.
На околышах фуражек суворовцев крепится такая же звезда с эмблемой, как на фуражках солдат и сержантов срочной службы. На полочки шинелей стали нашивать пять декоративных форменных пуговиц вместо шести. Остальные предметы обмундирования у суворовцев остались прежнего образца. В музее имеется полный комплект вышеперечисленного форменного обмундирования суворовцев.
В частности, до наших дней сохранился офицерский сундучок с полным комплектом обмундирования подпоручика лейб-гвардии 4-го Стрелкового полка, принадлежащий наследнику Алексею Николаевичу. Можно порадоваться тому, что не все раритеты русской истории пропали в суровые годы революции. В конце статьи, посвященной выставке детского военного мундира, корреспондент «Красной Звезды» бесстрастно отмечает, что устроители не могли разыскать мундир суворовцев образца 1943 года». Найти подобный мундир можно и сейчас. Дело в цене и в счастливом случае. Две последние поездки в Санкт-Петербург (2012-2013гг.) существенно пополнили раздел форменного обмундирования нашего музея.
Форма Российских кадет, дореволюционный период
Уже более 70-ти лет прошло со дня основания Суворовских военных и Нахимоских военно-морских училищ. В годы военного лихолетья пришлось вспомнить о лучших страницах русской военной истории. В рабочем кабинете Верховного Главнокомандующего появились портреты выдающихся полководцев прошлого: Румянцева, Суворова, Кутузова. В 1942 году были учреждены высокие военные награды – ордена Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского.
А 21 августа 1943 года Постановлением СНК и ЦК РКП(б) № 901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», наряду с другими пунктами было предписано:
«1. Для устройства, воспитания и обучения детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать в Краснодарском, Ставропольском краях, Воронежской, Харьковской, Курской, Орловской, Смоленской и Калининской областях девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет с закрытым пансионом для воспитанников».
Если проанализировать все Постановление, то можно убедиться сколь много для вновь создаваемых суворовских военных училищ, перешло от российских кадетских корпусов. Даже, в какой-то степени, само название, «суворовские». В 1900 голу, когда отмечалась 100-летняя годовщина со дня кончины А.В.Суворова, Варшавский кадетский корпус был переименован в Суворовский кадетский корпус.
Форменную одежду для суворовцев создали по образцу кадетской формы начала ХХ века. Кадеты трех десятков корпусов имели унифицированную, удобную форму, что соответствовало требованиям учебно-воспитательного процесса, поддержанию воинской дисциплины. Отличие формы одного кадетского корпуса от другого заключалось в основном цветом прикладного сукна и шифровкой на погонах.
Форма российских кадет просуществовала практически без изменений 36 лет, с 1882 года и до 1918 года:
Винтовка – трехлинейная (7,62 мм) системы Мосина образца 1891 года,
кавалерийская. Ремень коричневой кожи.
Штык – от винтовки, полагается строевой роте в строю, при несении дежурства и прочих нарядов и при увольнении в отпуск. Носится слева на поясе в черных кожаных ножнах.
Шинель кадетская обр. 1907 г.
В качестве иллюстрации приведу историю, прочитанную в толстом журнале советской поры. Сюжет бесхитростный, но, впрочем, судите сами.
Первые годы советской власти. Небольшой провинциальный городок, утопающий в зелени и дорожной пыли. Рубленые избы с подслеповатыми окнами. В дни революционных праздников на площади проводят митинги с пламенными речами и красными знаменами. Уже несколько лет в доме дальнего родственника скрывается бывший офицер бывшей российской армии. Днями копирует бесконечные ведомости, отрабатывая хлеб и кров, и только ночами позволяет себе выйти крадучись на свежий воздух.
Сын гимназического преподавателя математики он успешно одолел семь лет кадетской муштры и по первому разряду окончил московское Александровское пехотное училище. К долгожданным золотым погонам он шел 10 лет – половину своей короткой жизни. А в августе 1914-го грянула Мировая война. Молодой офицер сражался умело и зло. Ему повезло, как немногим. Две контузии и три боевых ордена были на счету штабс-капитана к октябрю 17-го года. В Красную Армию он не записался, но и на Дон, к Каледину не ушел. Русскую кровь проливать не захотел и не нам его судить. Любая война бесчеловечна и жестока, а гражданская – вдвойне.
И еще один рассказ, уже из недавней эпохи. Другие времена, другие обстоятельства. Но воинская честь, честь мундира не подвластна годам. Либо она есть, либо нет. До 15-ти лет Дима Покровский не видел моря. Как-то повелось в России, что прославленные флотоводцы, отважные мореплаватели являлись на свет вдали от морей и океанов в скромных помещичьих усадьбах, в городках на берегах спокойных равнинных рек. Дима грезил морем. И не просто грезил солеными морскими ветрами, а настойчиво шел к своей мечте. И первым серьезным экзаменом для него стало поступление в Нахимовское училище.
Не все вынесли первые трудности летнего лагеря на Нахимовском озере. И ноги ломит от после строевых занятий, и руки в мозолях от тяжелых весел неуклюжего яла. И дисциплина без скидки на возраст.
Форма суворовцев образца 1943 года
На странице изображена форма суворовцев образца 1943 года:
Форма суворовцев образца 1943 года
Парадно-выходная форма суворовца Минского СВУ образца 1943 года. (Получена из Музея военной формы СПб)
Летняя форма вицесержанта Киевского СВУ образца 1943 года (получена из Музея военной формы СПб)
Повседневная зимняя форма вице-сержанта Сталинградского СВУ образца 1943 года (передана Музеем военного костюма СПб)
Летняя (для лагерей) форма старшего вицесержанта Минского СВУ ( передана Музеем военного костюма СПб)
Зимняя форма суворовцев образца 1943 года
Ниже изображена форма суворовцев образца 1943 года:
– Шапки-ушанки
– Мундир парадный (погоны Минского СВУ)
– Гимнастерка зимняя повседневная (погоны вице-сержанта Сталинградского СВУ)
– Гимнастерка летняя (погоны вице-сержанта Киевского СВУ)
– Брюки п/ш с лампасами
В соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров
Союза СССР от от 8 сентября 1943 г. за № 969 приказываю:
Ввести объявляемые при сем:
Заместитель Народного Комиссара Обороны
Маршал Советского Союза Василевский.
Форма одежды воспитанников суворовских военных училищ состоит из следующих предметов:
Описание предметов одежды воспитанников суворовских военных училищ. Шинель – черная, однобортная, с застежкой на крючки, с 6 латунными пуговицами, петлицами и вшивными погонами. Мундир – черный, суконный, со стоячим воротником, однобортный, на 8 латунных пуговицах. По обшлагам рукава и краю воротника красный кант. Концы воротника красные с золотым шитьем. Погоны вшивные. Гимнастерка – суконная, черная, со стоячим воротником, прямой застежкой на 5 пуговиц. Погоны пристяжные. Гимнастерка летняя – из льняного вареного полотна со стоячим воротником с прямой застежкой спереди на 5 пуговиц. Погоны пристяжные. Брюки – черные, суконные навыпуск с красными лампасами шириной 2 см. Шапка-ушанка – из черной мерлушки, с черным верхом, обшитым красным кантом крест-накрест. Фуражка – суконная. черная, с красным околышем и белой окантовкой. Фуражка летняя – с красным околышем,верх съемный из вареного льняного полотна. Козырек черный. Ремень – черный, кожаный, с латунной форменной пряжкой. Ботинки – черные, кожаные. 1. Пуговицы на всех предметах одежды и на погонах – латунные, установленной формы и размеров для Красной Армии. 2. Погоны и шинельные петлицы для всех училищ одинаков, поле – красное, кант – белый. В какой военной форме русская армия громила Наполеона?Императрица Екатерина II умела заботиться об армии. Это в её царствование в 1786 году армия получила новую удобную форму, в разработке которой деятельное участие принял Григорий Потемкин. Вступивший на престол в 1796 году Павел I, поклонник прусской системы подготовки армии, ввел военную форму прусского образца. Военнослужащих затянули в тесные, неудобные мундиры, снова ввели сложные прически с косами и буклями. Армия вместо подготовки к защите Отечества стала готовиться к смотрам и вахтпарадам. Стали утрачиваться традиции русского военного мундира, как символа чести и доблести. Военные преобразования Павла I нанесли русской армии тяжелый ущерб, но полностью вытравить из нее дух Румянцева и Суворова не смогли. С 1801 года, после вступления на престол императора Александра I, в армии начались существенные преобразования, в том числе и совершенствование формы одежды. Были отменены сложные прически. Военная форма стала удобнее, но до екатериненской ей все-таки было далеко. С 1802 года в русской армии введена шинель, из толстого сукна серого цвета. Нижние чины носили шинель с высоким стоячим воротником и погонами. На шинелях офицеров и генералов погон не было, носилась она с пелериной (длинным воротником). Особое значение военный мундир, как символ воинской чести и национального достоинства, приобрел в период войн с Наполеоном 1805−1807 годов, Отечественной войны 1812 года, последующих заграничных походов. В этот период солдаты и офицеры пехоты носили короткие мундиры фрачного типа с фалдочками. Гвардейские полки отличались от армейских особым рисунком шитья на воротнике и обшлагах рукавов. Повседневным головным убором был кивер — цилиндрическая, немного расширяющаяся в верхней части кожаная или суконная шапка с небольшим козырьком и специальным подбородочным ремешком. Сверху на кивер крепился овальный репеек — кокарда, который для каждой роты имел свою расцветку. За репеек вставлялся белый или разноцветный султан из перьев. На кивер надевали этишкет — плетеные подвесы с кисточками. Герб на гвардейских киверах был в виде орла, на армейских — гренада, у артиллеристов — скрещенные пушечные стволы. Гусары — легкая кавалерия — носили короткую куртку-доломан с низким стоячим воротником, расшитую шерстяными шнурами. Теплую куртку-ментик, внешне похожую на доломан, но обшитую мехом, носили в теплое время внакидку на левом плече, а зимой — надевали в рукава. Форму дополняли рейтузы-чакчиры, которые расшивались цветными шнурами, и низкие сапоги. Вместо эполет и погон гусары носили специальные жгуты. Чины у гусар определялись по галунной обшивке доломана и ментика. В непогоду носили плащ, а зимой полушубок. Мундиры гусар, расшитые витыми шнурами, были самыми яркими и красочными в кавалерии. Уланы — тоже легкая кавалерия, но в отличие от гусар вооруженная пиками, носили темно-синюю куртку с красными лацканами. Особенностью их формы были длинные в обтяжку брюки с лампасами, которые надевались поверх сапог. На голове носили шапку-уланку высотой до 22 см с квадратным верхом, украшенную серебряными этишкетными шнурами с двумя кистями и султаном из перьев. Вместо погон у офицеров и солдат — эполеты. Драгуны — всадники средней кавалерии, носили мундир, близкий по покрою пехотному: двубортную куртку с фалдами, белые панталоны, а в поход — серые, обшитые кожей в шагу рейтузы поверх сапог. На голове — высокие каски из пумповой кожи с волосяным гребнем. На шинелях все солдаты, а на мундирах только пехотинцы, артиллеристы, драгуны и кирасиры носили погоны. Офицерам (кроме гусар) на мундиры полагались эполеты. Вне строя в этот период стали носить фуражки (у солдат бескозырки), которые первоначально были введены в кавалерии, а затем и в отдельных родах войск. В этой форме русская армия разгромила полчища Наполеона и покрыла свои знамена неувядаемой славой.
|