военная форма времен великой отечественной войны
Время перемен: военная форма РККА 1940–1945 годов
Военная форма Рабоче-крестьянской красной армии в Великую отечественную войну претерпела большие изменения. Если сначала она продолжала традиции 1920‑х и 1930‑х годов, то к середине войны стало ясно, что необходимо серьёзно пересматривать подход к внешнему виду военнослужащих.
VATNIKSTAN разбирает историю советской военной формы с 1940 по 1945 год, развитие которой отразило дух эпохи и времени.
Обмундирование и знаки различия в Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) менялись каждые несколько лет, подстраиваясь под актуальные запросы и требования времени. Несмотря на то, что чаще изменения были небольшими, в истории униформы РККА были свои переломные моменты.
Так, в 1918 году необходимо было выделить красноармейцев на фоне всех остальных военизированных формирований. Тогда в ход шли красные ленты, повязки и любые другие красные аксессуары. Отличительным знаком первых красноармейцев был нагрудный знак — венок с красной звездой, на которой были изображены молот и плуг, что должно было отражать «рабоче-крестьянский» элемент РККА. Позже звезда перекочевала на головные уборы, став кокардой.
Тем не менее о единой форме речи идти не могло — носили то, что осталось от имперского периода. В 1919 году вышел приказ о введении униформы, но промышленность еще не была в состоянии обеспечить необходимое количество комплектов. Хотя всё же именно в этом году начали шить зимние шлемы, которые получили названия «богатырки», «фрунзевки», «будёновки» — поскольку первыми головные уборы поступили в войска, которыми командовали М. В. Фрунзе и С.М. Будённый.
Униформа в широком понимании появилась в Рабоче-крестьянской красной армии в 1920‑х годах. Одной из причин этого послужило появление обязательной военной службы в мирное время, что потребовало обеспечить одеждой огромное количество людей, ранее не занятых в военном деле. С 1922 года начал широко действовать приказ 1919 года: был введен единый покрой одежды, петлицы, верхняя часть рубахи и шинели снабжалась тремя клапанами-«разговорами». Красные звезды-кокарды с 1920‑х сменили плуг на серп, приблизившись к классическому образцу, который позже перекочует и в Советскую армию. Ношение неутверждённых образцов одежды и неустановленных знаков различия отныне воспрещалось. Любопытно отметить, что ранее на неуставную форму смотрели спокойнее — военнослужащим разрешалось носить самостоятельно купленную одежду.
Форма образца 1920‑х годов с клапанами, петлицами, нашивками и летним шлемом
С 1930‑х в РККА устанавливаются персональные военные звания (лейтенант, командир бригады и другие), форма делится на повседневную, походную и караульную, вводят гимнастёрки и френчи, поясные ремни. В 1935 году вводятся пилотки.
Военнослужащие в 1930‑х — начале 40‑х годов
К 1940 году красноармеец в строю носил гимнастёрку с двумя нагрудными карманами и закрытой планкой, пилотку с красной звездой, бриджи, сапоги. Вся одежда была цвета хаки — синие бриджи выдавались только офицерам.
Солдаты отправляются на фронт. Фото сделано до 1943 года
Фуражки с цветным околышем (цвет означал принадлежность к роду войск) полагались командному и начальствующему составам. Яркие знаки различия носились на стояче-отложном воротнике гимнастерки, а также нашивались на рукава.
В качестве зимней одежды полагалась однобортная шинель с отложным воротником, на котором были петлицы в цвет рода войск и знаки различия. Также шились ватные телогрейки и ватные шаровары. На голове зимой носили шапки-ушанки — от шлемов-будёновок отказались после Зимней войны, хотя кое-где ещё несколько лет продолжали их носить.
Андрей Васильевич Хрулёв
Ещё одним важным событием первых месяцев войны было введение обмундирования для военнослужащих-женщин. Уже 3 августа 1941 года вышел приказ, согласно которому в форму для женщин входили берет с металлической звездой, пальто из серого сукна, платье защитного цвета из сукна, либо шерсти. В том же году были отменены нарукавные знаки различия, генералы стали носить шаровары без лампасов в повседневной форме.
Несмотря на то, что государственный заказ был большим, у Хрулёва мы читаем, что текстильная и лёгкая промышленность были «очень плохо» подготовлены к войне. И не из-за оборудования или мощностей, а из-за того, что фабрики были исключены из перечней предприятий, на которых бронировали рабочую силу — все работники попросту ушли на фронт.
Так или иначе в 1943 году вся армия была одета сплошь в защитные цвета, а на воротниках носила защитного цвета петлицы. 1943 год считается переломным для Великой отечественной войны — таким же он стал и для военной формы: 6 января были введены погоны.
О том, как именно это произошло, рассказывает генерал Хрулёв. Он пишет, что ещё в 1942 году его вызвал к себе Сталин и приказал подать предложения по новому обмундированию для гвардейских частей. В поданных проектах отмечалась необходимость введения погон имперского образца, а также улучшенных тканей для формы. Важно отметить, что «гвардейскими» частями сначала стали миномётные, потом стрелковые, а потом и многие другие части. Поэтому был риск того, что половина армии будет носить погоны, а вторая половина – петлицы. Чтобы избежать недоразумений, было решено ввести погоны для всех частей РККА. Хрулёву лично поступило распоряжение подготовить проекты погон для полевой, повседневной и парадной формы. Но если полевые и повседневные погоны для среднего и старшего командно-начальствующего состава получилось частично воспроизвести с имперских образцов, то производство генеральских погон стало сложной задачей.
За 25 лет была утрачена особая технология их изготовления, а также не было мастеров, которые могли бы помочь восстановить её. Поэтому помощник Хрулёва, инженер-полковник Пучков решил обратиться в Большой театр, где ему подсказали, что нужно найти в Москве некоего «гражданина Дмитриева», консультанта театра, который до Революции владел магазином по продаже погон и галунов – у него, дескать, должны остаться запасы готовых погон и материалов для изготовления. Хрулёв смог отыскать Дмитриева, и тот рассказал ему, что офицерские погоны в царской России делались из цельнотканого галуна, а его вырабатывали на специальных жаккардовых станках. Два таких станка нашли в селе под Дмитровом, где когда-то работало производство галунов, а на фронте был даже отыскан ткач Фонарёв родом из этого села. Однако для создания погон нужна была специальная металлическая волока – её смогли добыть у агента Марченко, в дореволюционное время сбывавшего товар кустарям и мастерским. Остатки склада, 8 кг волоки, были куплены у Марченко горисполкомом Дмитрова за 75 тысяч рублей. Из неё Фонарёв смог выработать 100 м цельнотканого галуна, который пошёл на изготовление первой партии генеральских погон. Впоследствии технологию изготовления всех погон стали осваивать крупнейшие швейные фабрики, и к началу 1943 года было сшито достаточное их количество, как свидетельствует Хрулёв.
При этом обеспечение армии погонами было только половиной дела, поскольку под новые знаки различия требовались другие гимнастёрки. 15 января 1943 были введены однобортные мундиры и кители, новые фуражки и новые гимнастёрки — они делались из сукна, имели стоячий воротник, застегивавшийся на пуговицы, открытую планку. Нагрудные карманы на них оставлялись только для формы старшего и среднего командного состава. При гимнастёрке носился ремень, пилотка со звездой и шаровары защитного цвета (синего — для офицеров).
Фронтовой корреспондент «Красноармейской правды» капитан Евгений Воробьев. 3‑й Белорусский фронт. Весна 1945 года
Переход на погоны был делом небыстрым — на фотографиях 1943 года мы очень часто видим, как на «петличную» гимнастёрку с отложным воротником военнослужащие крепили погоны установленного образца. Это могло объясняться многими причинами: недостаток обмундирования в части, удобство нагрудных карманов, привычка носить старую гимнастёрку.
Военнослужащие, одетые в гимнастерки старых образцов, на которые пришиты погоны
Следующие дополнения к форме произошли уже только в апреле 1945 года: тогда для маршалов и генералов был введен двубортный мундир с двумя рядами пуговиц.
В дальнейшем, уже в Советской армии, униформа продолжала меняться, но такой радикальной перемены как в 1943 году, она, пожалуй, больше не увидела.
Экипировка советских солдат в Великую Отечественную войну (13 фото)
Этот пост расскажет нам о том, в чем приходилось воевать советским солдатам в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что в то время военнослужащие зачастую носили трофейную одежду, общепринятую экипировку никто не отменял, и о том, что в нее входило, читайте далее.
Стальной шлем СШ-40. Этот шлем является модернизацией шлема СШ-39, принятого на снабжение Красной Армии в июне 1939 года. В конструкции СШ-39 были устранены недостатки предыдущего СШ-36, однако эксплуатация СШ-39 в ходе советско-финской войны 1939–1940 гг. выявила существенный недостаток – под него нельзя было надеть зимнюю шапку, а штатный шерстяной подшлемник не спасал от сильных морозов. Поэтому солдаты часто выламывали подтулейное устройство СШ-39 и носили каску поверх шапки без него.
В итоге в новом шлеме СШ-40 подтулейное устройство значительно отличалось от СШ-39, хотя форма купола осталась без изменений. Визуально СШ-40 можно отличить по шести заклёпкам по окружности в нижней части купола шлема, а у СШ-39 заклёпок три, и расположены они вверху. У СШ-40 использовалось подтулейное устройство из трёх лепестков, к которым с обратной стороны пришивались мешочки амортизатора, набитые технической ватой. Стягивались лепестки шнурком, который позволял регулировать глубину посадки шлема на голове.
Производство СШ-40 начали разворачивать в начале 1941 года в Лысьве на Урале, а чуть позже в Сталинграде на заводе «Красный Октябрь», но к 22 июня в войсках было лишь незначительное количество этих касок. К осени 1942 года каски этого типа делали только в Лысьве. Постепенно СШ-40 стал основным типом каски Красной Армии. Он выпускался в больших количествах и после войны, и был снят с вооружения относительно недавно.
Котелок круглый. Котелок подобной круглой формы использовался ещё в армии Российской империи, изготавливаясь из меди, латуни, лужёной жести, а позже из алюминия. В 1927 году в Ленинграде на заводе «Красный Выборжец» было развёрнуто массовое производство штампованных алюминиевых котелков круглой формы для Красной Армии, но в 1936 году они были заменены плоским котелком нового образца.
С началом Великой Отечественной войны, осенью 1941 года, изготовление круглых котелков вновь было налажено в Лысьве на Урале, но уже из стали вместо дефицитного алюминия. Возврат к круглой форме был тоже объясним – такой котелок был проще в производстве. Лысьвенским заводом была проделана огромная работа, позволившая существенно снизить себестоимость производства. К 1945 году суммарный выпуск круглых армейских котелков составил более 20 миллионов штук – они стали самыми массовыми в Красной Армии. Производство продолжалось и после войны.
Вещевой мешок. Этот предмет экипировки, получивший у солдат прозвище «сидор», представлял собой простой мешок с лямкой и верёвочной завязкой горловины. Впервые он появился в царской армии в 1869 году и без существенных изменений попал в Красную Армию. В 1930 году был принят новый стандарт, определивший облик вещмешка – в соответствии с ним теперь он назывался «вещевой мешок туркестанского типа», или вещевой мешок образца 1930 года.
Вещмешок имел всего одно отделение, верх которого мог утягиваться верёвкой. К нижней части мешка пришивалась плечевая лямка, на которую были надеты две перемычки, предназначавшиеся для застёгивания на груди. С другой стороны плечевой лямки были нашиты три верёвочных петли для регулировки длины. К углу мешка была пришита деревянная бобышка-клеванта, за которую цеплялась петля плечевой лямки. Плечевая лямка сворачивалась в «коровий» узел, в центр которого продевалась горловина мешка, после чего узел затягивался. В таком виде мешок надевался и переносился за спиной бойца.
В 1941 году произошло изменение в облике вещевого мешка образца 1930 года: он стал чуть меньше, плечевая лямка более узкой и получила подкладку внутрь на плечах, что потребовало её прострочки. В 1942 году последовало новое упрощение – от подкладки в плечевой лямке отказались, но саму лямку сделали шире. В таком виде вещевой мешок производился до конца 40-х годов. С учётом простоты изготовления, вещевой мешок стал основным средством для переноски личных вещей солдат Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.
Противогазная сумка образца 1939 года. К 1945 году противогаз со снабжения бойцов Красной Армии никто не снимал. Однако четыре года войны прошли без химических атак, и солдаты пытались избавиться от «ненужного» предмета экипировки, сдавая его в обоз. Часто, несмотря на постоянный контроль командования, противогазы попросту выкидывали, а в противогазных сумках носили личные вещи.
В ходе войны у солдат даже одного подразделения могли встречаться разные сумки и противогазы разных типов. На фотографии противогазная сумка образца 1939 года, выпущенная в декабре 1941 года. Сумка, изготовленная из палаточной ткани, закрывалась на кнопку. Она была значительно проще в изготовлении, чем сумка 1936 года.
Малая пехотная лопата. В ходе войны малая пехотная лопата МПЛ-50 претерпела ряд изменений, направленных на упрощение производства. Вначале в целом конструкция лотка и лопаты осталась без изменений, но крепление накладки с задним тяжем стало производиться точечной электросваркой вместо заклёпок, чуть позже отказались от обжимного кольца, продолжая крепить черенок между тяжами на заклёпках.
В 1943 году появился ещё более упрощённый вариант МПЛ-50: лопата стала цельноштампованной. В ней отказались от накладки с задним тяжем, а форма верхней части переднего тяжа стала ровной (до того она была треугольной). Более того, теперь передний тяж стал скручиваться, образуя трубку, скрепляемую заклёпкой или сваркой. Черенок вставлялся в эту трубку, плотно забивался до расклинивания лотком лопаты, после чего фиксировался шурупом. На фото представлена лопата промежуточных серий – с тяжами, без обжимного кольца, с креплением накладки точечной электросваркой.
Сумка гранатная. Каждый пехотинец имел при себе ручные гранаты, которые штатно переносились в специальной сумке на поясном ремне. Располагалась сумка слева сзади, после патронной сумки и перед продуктовой. Представляла собой четырёхугольную тканевую сумку с тремя отделениями. В два больших укладывались гранаты, в третье, малое – детонаторы для них. В боевое положение гранаты приводились непосредственно перед применением. Материалом сумки могли быть брезент, парусина или палаточная ткань. Закрывалась сумка на пуговицу или деревянную бобышку-клеванту.
В сумку помещались две старых гранаты образца 1914/30 года или две РГД-33 (на фото), которые укладывались рукоятками вверх. Детонаторы лежали в бумаге или ветоши. Также в сумку могли попарно укладываться четыре «лимонки» Ф-1, причём располагались они своеобразно: на каждой гранате запальное гнездо было закрыто специальной винтовой пробкой из дерева или бакелита, при этом одну гранату клали пробкой вниз, а вторую вверх. С принятием в ходе войны на вооружение Красной Армии новых образцов гранат укладка их в сумку была аналогична гранатам Ф-1. Без существенных изменений гранатная сумка служила с 1941 по 1945 гг.
Солдатские шаровары образца 1935 года. Принятые на снабжение РККА тем же приказом, что и гимнастёрка 1935 года, шаровары оставались неизменными в течение всей Великой Отечественной войны. Они представляли собой галифе с высокой посадкой, хорошо облегавшими талию, свободные в верхней части и плотно обтягивающие икры ног.
По низу штанин пришивались завязки. По бокам шаровар имелось два глубоких кармана, а ещё один карман с клапаном, застёгивавшимся на пуговицу, располагался в задней части. У пояса, рядом с гульфиком, находился маленький кармашек для смертного медальона. На коленях нашивались пятиугольные накладки-усилители. На поясе предусматривались шлёвки для брючного ремня, хотя возможность регулировки объёма была предусмотрена и с помощью хлястика с пряжкой в задней части. Изготавливались шаровары из специальной двойной «шароварной» диагонали и были достаточно прочными.
Солдатская гимнастёрка образца 1943 года. Была введена приказом Народного комиссара обороны СССР от 15 января 1943 года взамен гимнастёрки образца 1935 года. Главные отличия заключались в мягком стоячем воротнике вместо отложного. Застёгивался воротник на две форменные пуговицы малого размера. Передняя планка была открытая и застёгивалась на три пуговицы через сквозные петли.
На плечах размещались пристяжные погоны, для которых были нашиты шлёвки. У солдатской гимнастёрки в военное время отсутствовали карманы, их ввели позже. На плечах в боевых условиях носились пятиугольные полевые погоны. У пехоты поле погона было зелёным, кант по краю погона – малиновый. Лычки младшего командного состава нашивались в верхней части погона.
Поясной ремень. Из-за того, что кожа была дорогой в обработке и зачастую требовалась для изготовления более долговечных и ответственных предметов экипировки, к концу войны большее распространение получил поясной ремень из тесьмы, усиленный элементами из кожи или кожаного спилка. Появился этот тип ремня ещё до 1941 года и использовался до конца войны.
Много кожаных поясных ремней, отличавшихся деталями, поступило от союзников по ленд-лизу. Показанный на фото американский ремень шириной 45 мм имел однозубую пряжку, как и советские аналоги, но она изготавливалась не из круглой в сечении проволоки, а была литой или штампованной, с чёткими углами.
Красноармейцами также использовались трофейные немецкие ремни, у которых из-за рисунка с орлом и свастикой приходилось дорабатывать пряжку. Чаще всего эти атрибуты попросту стачивались, но при наличии свободного времени на пряжке прорезался силуэт пятиконечной звезды. На фото показан ещё один вариант переделки: по центру пряжки пробивалось отверстие, в которое вставлялась звезда с красноармейской пилотки или фуражки.
Стеклянная фляга. Фляги из стекла широко использовались во многих армиях мира. Не была исключением и Русская императорская армия, от которой такой тип фляг достался «по наследству» Красной Армии. Несмотря на то, что параллельно производившиеся фляги из жести или алюминия были более практичны, дешёвые стеклянные ёмкости были хороши для массовой призывной армии.
В Красной Армии старались заменить стеклянные фляги алюминиевыми, но и про стекло не забывали – 26 декабря 1931 года был утверждён очередной стандарт на изготовление таких фляг номинальным объёмом 0,75 и 1,0 литра. С началом войны стеклянные фляги стали основными – сказались дефицит алюминия и блокада Ленинграда, где производилось большинство алюминиевых фляг.
Закрывалась фляга резиновой или деревянной пробкой с обвязанной вокруг горлышка бечёвкой. Для переноски использовалось несколько типов чехлов, и почти все они предусматривали ношение фляги на ремне через плечо. Конструктивно такой чехол представлял собой простую сумку из ткани с верёвочными утяжками у горловины. Были варианты чехлов с мягкими вставками для предохранения фляги при ударах – такие использовались в ВДВ. Стеклянная фляга могла переноситься и в поясном чехле, принятом для алюминиевых фляг.
Сумка для коробчатых магазинов. С появлением коробчатых магазинов для пистолета-пулемёта Шпагина и с разработкой пистолета-пулемёта Судаева с подобными магазинами возникла необходимость в сумке для их переноски. В качестве прототипа была использована сумка для магазинов немецкого пистолета-пулемёта.
Сумка вмещала в себя три магазина, каждый из которых был рассчитан на 35 патронов. К каждому ППС-43 полагалось две таких сумки, но на фотографиях военного времени видно, что часто бойцы-автоматчики носили только одну. Связано это было с некоторым дефицитом магазинов – в боевых условиях они были расходным материалом и легко терялись.
Шилась сумка из парусины или брезента и, в отличие от немецкой, была сильно упрощена. Клапан застёгивался на шпеньки или деревянные бобышки-клеванты, были варианты и с пуговицами. Сзади сумки были нашиты петли для продевания поясного ремня. Носились сумки на ремне спереди, что обеспечивало быстрый доступ к снаряжённым магазинам и укладку пустых обратно. Укладка магазинов вверх или вниз горловиной не регламентировалась.
Сапоги юфтевые. Изначально сапоги были единственной обувью русского солдата: ботинки с обмотками были приняты на снабжение только в начале 1915 года, когда армия резко прибавила в численности, и сапог перестало хватать. Солдатские сапоги изготавливались из юфти и в Красной Армии поступали на снабжение всех родов войск.
В середине 30-х годов в СССР была придумана кирза – материал с тканевой основой, на которую наносился искусственный бутадиен-натриевый каучук с имитацией фактуры кожи. С началом войны остро встала проблема снабжения отмобилизованной армии обувью, и «чёртова кожа» пришлась как нельзя кстати – сапоги красноармейца стали кирзовыми.
К 1945 году типичный советский пехотинец был обут именно в кирзачи или ботинки с обмотками, но бывалые солдаты стремились раздобыть для себя кожаные сапоги. На фото на пехотинце показаны юфтевые сапоги, на кожаной подошве и с кожаным каблуком.
Военная форма солдат и офицеров Второй мировой войны
Рядовой (1 и 2) в летней полевой униформе образца 1936 г. со знаками различия образца 1941 г. Каска образца 1936 г. и ботинки с обмотками. Полевая экипировка образца 1936 г., практически вся экипировка этого типа была потеряна в первый год боев. Экипировка включает в себя вещевой мешок, скатку с шинелью и плащ-палаткой, продовольственный мешок, патронные подсумки с двумя отделениями, саперная лопатка, фляжка и противогазная сумка. Красноармеец вооружен 7,62-мм винтовкой Мосина образца 1891/30 г. Штык примкнут в обратном направлении для удобства переноски. Показаны бакелитовый медальон (3), саперная лопатка с чехлом (4), алюминиевая фляжка с чехлом (5), патронташ на 14 винтовочных обойм (6). В дальнейшем вместо кожаной экипировки выпускалась брезентовая. В каждое отделение патронного подсумка помещались две пятизарядные обоймы (7). Простоя котелок (8) служил как в качестве кастрюли, так и в качестве миски. Ботинки (9) с обмотками (10). Противогаз БС с сумкой (11). Выступ между глазницами позволял протирать запотевшие изнутри стекла и прочищать нос. Противогаз комплектовался фильтром Т-5.
Кригсмарине (военно-морской флот) Matrosengefreiter, 1943 01 — военно-морская куртка, Железный крест 2 степени, ветеран экипаж знак на левой стороне груди, знаки Matrosengefreiter 02 — Кригсмарине фуражка 03 — военно-морской бушлат 04 — «палубные» брюки 05 — журнал «Сигнал», Июль 1943 06 — табак 07 — сигаретная бумага 08 — «Hygenischer Gummischutz-Dublosan» 09 — сапоги
Рядовой, Люфтваффе, Франция 1944 01 — М-40 шлем 02 — Einheitsfeldmütze М-43 пилотка 03 — М-43 футболка комуфлированная «Sumpftarnmuster» 04 — брюки 05 — лямки 06 — 7,92 мм Маузер 98k винтовка 07 — М-31 breadbag 08 — М-31 котелок 09 — М-39 ботинки 10 — медальон 11 — «Esbit» карманный обогреватель
8 SS-Kavallerie дивизия «Флориан Гейер», лето 1944 года. 01 — М-40 Feldmutze пилотка 02 — М-40 каска с СС значками 03 — полевая куртка 44 — нового покроя, кавалерийские значки на погонах 04 — брюки 05 — М-35 ремень 06 — шерсть рубашка 07 — М-39 лямки 08 — «Флориан Гейер» повязка 09 — шерстяные перчатки 10 — Panzerfaust 60 11 — 7,92 мм Sturmgewehr 44 12 — M-84/98 штык 13 — брезентовые подсумки 14 — М-24 граната 15 — Ваффен СС зарплатная карта 16 — М-31 котелок 17 — М-43 кожаные сапоги 18 — Леггинсы
Капитан (Kapitanleutnant) — подводная лодка командир, 1941 01 — куртка офицерская, Kapitanleutnant знаки различия 02 — Крест Kninght Железного Креста 03 — знак подводной лодки 04 — Неофициальные знаки 1-й и 9-флотилии подлодок 05 — сигареты фуражка Кригсмарине офицеров — 06 07 — кожаные перчатки 08 — кожаный плащ»U-Boot-Päckchen» 09 — сапоги 10 — «Junghans» 11 — военно-морской бинокль
Партизан Крестьянского батальона (Bataliony Chlopskie), Польши, 1942 01 — wz.1937 «rogatywka» фуражка 02 — куртка 03 — брюки 04 — сапоги 05 — импровизированная повязка 06 — 9 мм MP-40 SMG
Форма советского командира танка, 1939 01 — брезентовая шапка с наушниками 02 — модель 1935 пилотка с красной звездой 03 — льняной комбинезон 04 — холщовый мешок для противогаза 05 — офицерские сапоги 06 — кабура для 7,62 мм Нагана 07 — планшет из кож.зама 08 — офицерский ремень
Форма польской пехоты 1939 01 — wz.1939 «rogatywka» пилотка 02 — wz.1937 «rogatywka «пилотка 03 — wz.1937 стальной шлем 04 — wz.1936 куртка 05 — жетон 06 — WSR wz.1932 противогаз в брезентовой сумке 07 — средства гигиены 08 — кожаные подсумки 09 — wz.1933 breadbag 10 — кожаный разгрузочный пояс 11 — wz.1938 котелок 12 — wz.1928 штык 13 — складная лопата в кожаном чехле 14 — wz.1933 рюкзак с одеялом 15 — галеты 16 — wz.1931 комбинированный котелок 17 — ложка + вилка комплект 18 — owijacze ремни из ткани, используемые вместо носки 19 — сапоги 20 — GR-31 граната-осколочная 21 — GR-31 граната наступательная 22 — 7,92 мм Маузер 1898a винтовка 23 — 7,92 мм патроны обоймы 24 — WZ. 1924 штык 25
С Францией все довльно просто
Хоть и прошло уже 18 дней, позволю сделать себе пару замечаний.
1. На ефрейторе (хотя, лычка для ефрейтора мне кажется широковатой, более похожей на ст.сержанта. но это же не фото, а рисунок, так что неважно) офицерская гимнастёрка обр.1943 г., так как на гимнастёрках рядовых и мл.комсостава карманы отсутствовали. Только осенью 1944 г. разрешили использовать б/у офицерскую форму.
Шлемы СШ-40 (и внешне почти неотличимые СШ-39) стали широко использоваться ещё до войны. Уже в 1941 г. СШ-36 был уже достаточно редким в войсках.
2. Знаки различия обр.1941 г. это просто полевые знаки различия обр.1940 г., введённые в 1941 г.
Полевая куртка (фельблузе) не М-35, а М-36.
6. Униформа РОА. Она вообще разной была, и шеврон РОА на разных рукавах носился. Не журнал «Новая жизнь», а газета «Новое слово»
C D E F соответственно 3-я, 9-я, 34-я и 1-я пехотные дивизии.
11. Это форма лейтенанта спецназа Х-й флотилии торпедных катеров Республики Сало
12. Не Ваффен СС зарплатная карта, а расчётная книжка Ваффен СС, и не леггинсы, а гамаши:)
18. Форма лейтенанта НКВД изображена неправильно (реконструкция, видимо). Судя по нарукавным звёздам это политработник РККА (старший политрук), однако форма и петлицы соответствуют лейтенанту ГУГБ НКВД, но тогда звёзды лишние и не хватает нарукавных шевронов НКВД
Это не считая ужасного перевода:)))
В 1944 г. наряду с барабанным магазином для ППШ-41 начал выпускаться рожковый 35-зарядный магазин, подходящий также и для ППС-43
Как владелец ППС-43 СХП могу с увереностью заявить что от ППШ магазин не подходит абсолютно
Забыли и переврали чутка.
Нормальный чехол ниже.
Но за пост спасибо)
я с детства думал что это термос или нечто другое, но никак не противогаз =)))
Такое ощущение, что это корявый перевод.
» Из-за нехватки алюминия, в войсках встречались стеклянные фляжки с пробковой пробкой (8). Стекло фляжки могло быть зеленого или коричневого цвета, а также прозрачное».
Стеклянные фляги появились ещё в 1932 году, закрывались они «корковой» пробкой.
А кто-нибудь сравнивал по себестоимости форму?
Где женская военная форма?
Самое интересное, это наличие презервативов у моряков Kriegsmarine (под номером 8)
^^
Экспериментальные погоны «бутылочной» формы
Повседневные погоны «бутылочной» формы были введены приказом НКО СССР от 15 января 1943 года, аналогичный приказ последовал и в Наркомате Внутренних Дел СССР за № 126 от 18 февраля 1943 года.
Буквально в течение одного-двух месяцев форма погон НКВД была изменена и приведена в соответствие с формой погон, введенных в РККА. Однако, это произошло на месяц позже. С чем это связано, сейчас трудно предположить.
При этом по требованию И.В. Сталина переход на новые знаки различия в РККА, должен был закончен в течении месяца! Для военного времени и огромной армии, это было фантастически сложной задачей! Тем не менее, срок перехода, ввиду сложности снабжения, перенесли всего на 30 дней. Все поступающие на фронт части имели погоны, петлицы донашивали в тыловых районах и округах, и обеспечивались погонами по мере поступления таковых на склады.
НКВД более детально и точно расписал характеристики погон, возможно для того, чтобы руководствуясь приказом, организовать выпуск погон на местах. Благо мощностей и собственных производств у НКВД было в избытке.
В 1944 году с введением изменений в правилах ношения формы бутылочные погоны уступили место общевойсковым погонам шестиугольной формы.
История красивого морского звания «МИЧМАН»
Звание «Мичман» произошло от английского Midshipman – кандидата на первый офицерский Чин, и берет начало с Королевского военно-морского флота Великобритании XVII-XVIII веков.
Несмотря на трудности и опасности, служба в Королевском военно-морском флоте считалась достаточно престижной. Причин у этого было несколько. Среди них – неплохое, даже у матросов, жалование, социальное обеспечение, недоступная большинству тогдашних обывателей возможность побывать в дальних странах. Кроме того, Royal Navy для усердного и способного моряка мог сыграть роль социального лифта, позволяя в определенных границах перемещаться по карьерной лестнице. Начиная с 1677 года, правила королевского флота для повышения до лейтенанта требовали службы в качестве мичмана, а повышение до мичмана требовало нахождения некоторого времени в море. К наполеоновской эпохе эти правила требовали, по меньшей мере, трех лет службы в качестве мичмана или помощника капитана, и шести лет постоянной службы на корабле, морского ценза.
Примерно 50% будущих офицеров, мичманов, были отпрысками знатных и заслуженных морских династий. Естественно, такое положение, и семейные связи, служили хорошим подспорьем для будущего офицера в его продвижении по службе. 27% мичманов были выходцами из дворянских фамилий. Остальные имели происхождение более низкое, о шансов дорасти до лейтенантского чина, у них были не очень велики. Кандидаты в мичманы, или мичманы из знатных семейств широко использовали свои связи, и искусственно повышали свой морской ценз. Эта незаконная практика, позволяла им быстро дорасти до мичмана, а то и обеспечивало производство в лейтенанты, раньше положенного срока.
Форма одежды мичманов, с 1748 года, была почти аналогичной офицерской, со знаками различия мичманов. Мундир подчеркивал, что мичманы, являются джентльменами, и будущими полноценными командирами Королевского флота.
Мичманы, равноценно с другими членами экипажа корабля, исполняли корабельные работы, но вместе с тем, их основной обязанностью была учеба, изучать навигацию и морское дело. Они должны были уметь ставить паруса, обязаны были нести вахту, руководить личным составом корабля, командовать батарейными расчетами, и небольшими судами, шлюпками. Некоторые успешные мичмана становились штурманскими помощниками. Все усиленно учились и готовились к экзамену на офицерский чин, и с разрешения капитана исполняли, обязанности вахтенного офицера. Старший помощник капитана, проводил уроки с мичманами по математике, навигации и управлением кораблем. На более больших судах, с мичманами занимался специальный учитель, с правами мичмана, но сам при этом, был гражданским человеком.
Прежде чем стать офицером Королевского флота, мичман должен был сдать специальный экзамен. Будущему лейтенанту Королевского флота, должно быть при этом не менее 19 лет. Что быть допущенным к экзамену, кандидат в офицеры предоставлял комиссии доказательства своей службы, которые включали бы аттестации его командиров (естественно положительные). Однако большинство мичманов стремилось сдать экзамен на лейтенанта в 17 или 18 лет (а типичный возраст мичмана в то время был между 15 и 22 годами). Экзамен принимал совет из трех капитанов флота.
Вопросы на экзамене не были формальными (или стандартными), и характер задаваемых вопросов, зависел от личности принимающих экзамен капитанов. От будущего лейтенанта ожидалось что он может отлично управлять кораблем, знать навигацию, наблюдать за заездами, дабы определить курс и местоположения корабля, и вообще, квалифицирован, как офицер, и как моряк.
Неудача на экзамене, означала, еще 6 месяцев морской службы, прежде чем можно было повторить попытку сдать зачеты на офицерский чин, но случались, были и пожилые мичмана, так и не выдержавшие его до самого увольнения. Успешно прошедшие испытание, находившиеся в ожидании повышения, часто назначались помощниками капитана, и несли вахту в качестве заместителей лейтенантов. Мичман, ставший помощником капитана, при этом получал прибавку к жалованью.
Военно-морских училищ у англичан не существовало до 1733 года. Именно тогда в Портсмуте была основана Королевская военно-морская академия (Royal Naval Academy). Однако в Англии существовала традиция превосходства практического опыта над теоретическими знаниями. До 1806 года Королевская военно-морская академия особой популярностью не пользовалась – большинство джентри и джентльменов предпочитали отдавать своих сыновей сразу на корабли.
Мичманы, были основным резервом пополнения офицерского корпуса. С ранних стадий службы им давалась номинальная власть над старшими и гораздо более опытными моряками, «для приобретения командных навыков».
Начиная с 19 века, будущие офицеры флота все больше стали учится в военно-морских учебных заведениях. Кандидаты в офицеры теперь проходили учебу в стенах альма-матер на протяжении 4 лет, и два стажировались на кораблях в морях, после чего производились в офицерский чин. Далее, практические плавания сократили до 1 года.
Звания или чины, эквивалентные званию «Мичман» существовали и существуют во многих флотах мира. В основном, мичманами являются курсанты или кадеты военно-морских училищ.
В России, а точнее в Российской империи, первые мичмана появились в 1716 году, изначально как унтер-офицеры (по современному – сержанты), но уже в 1732 году, чин «Мичман», стал первым обер-офицерским чином Российского Императорского флота, таковым он и оставался до 1917 года. Исключая короткий период с 1751 по 1758 года, когда служебное положение мичмана опять понижали до унтер-офицера.
Как правило, мичманами в русском флоте становились Гардемарины, выпускники Гардемаринской роты. Подготовка офицера русского флота в начале и в середине 18 века, стартовала со Школы математических и навигацких наук (Навигацкой школы), а в последующем, Академии Морской Гвардии (Морской академии), и Гардемаринской роты, откуда и выходили на флот, молодые офицеры-мичманы.
С 1906 года, успешно закончившее обучение в Корпусе Гардемарины, становились не Мичманами, а Корабельными гардемаринами. Что бы стать полноценными офицерами, им предстояло пройти годичную практику на действующем флоте, и только после положительной аттестации от своих командиров, молодой человек производился в мичманы.
Неспособные к службе на кораблях, становились поручиками по Адмиралтейству. С 1913 года, в чин «Мичман», а точнее «Инженер-Механик Мичман» начали производить и выпускников Морского Инженерного училища (МИУ), ведущего подготовку инженеров флота (до этого птенцы этого училища носили армейские чины).
Знаками различия мичманов служили погоны золотистого цвета, с одним черным просветам и кантами, и эполеты с одной звездой серебристого цвета, с 1909 года мичманы на погонах стали носить две звезды.
С началом Первой Мировой войны, или Великой войны 1914 года, с ростом потребности офицеров на действующий флот, подготовку Мичманов упростилась. Помимо МКК и МИУ, офицеров на флот готовили Отдельные Гардемаринские классы, Школа мичманов военного времени или Курсы Гардемарин флота. В 1917 году, на флоте были отменены погоны, и введены нарукавные нашивки по образцу английского флота. Мичману, таким образом, были присвоены нарукавные нашивки, состоящие из одного широкого золотистого галуна в 3/4 с завитком и одного узкого золотистого галуна без завитка.
В ходе революционных событий в России, чины и звания на флоте, были упразднены. Упразднён был и чин мичмана. Об этом звании, вспомнили в СССР только перед Великой отечественной войной, в 1940 году, а точнее его ввели постановлением СНК СССР от 30 ноября 1940 года как высшее звание для старшин ВМФ и морских частей пограничных и внутренних войск. Как видим, мичман опять стал старшинским званием, как некогда, Петр Великий, предназначал мичманов, как унтер-офицеров. На советских мичманов возлагались обязанности, которые до революции в Российском императорском флоте, исполняли Кондукторы флота.
К кондукторам флота причислялись: старшие боцманы, старшие береговые боцманы, артиллерийские, минные, рулевые, сигнальные, сигнально-дальномерные, авиационные, машинные, минно-машинные, трюмные, кочегарные, телеграфные, гальванерные и санитарные кондукторы, кондукторы-электрики, шкиперы, старшие баталеры, старшие минно-артиллерийские содержатели и старшие машинные содержатели. Кондукторы являлись ближайшими помощниками офицеров-специалистов, как и советские мичманы. Старшие боцманы считались «правой рукой» старшего офицера корабля и были главными среди остальных кондукторов корабля. В их обязанности входило наблюдение за порядком и наружной чистотой корабля, в их подчинении находилась вся корабельная команда. На кораблях у кондукторов имелась своя кают-компания. В Кондукторы флота производили способных заслуженных унтер-офицеров при положительной аттестации и сдачи специального экзамена.
В молодом, Рабоче-Крестьянском Красном Флоте, обязанности бывших царских Кондукторов флота, были возложены на Главных старшин, а потом на Главных боцманов. Главные боцманы были высшей категорией среди цепочки старшинских должностей в РККФ, а потом Морских Сил РККА. Знаки различия Главных боцманов, были потом присвоены Мичманам.