военная форма женская 19 века
Военная форма женская 19 века
В наполеоновских войсках очень известны были несколько женщин, поступившие, переодевшись мужчиной, на военную службу.
Мария-Жанна Шеллинк, родившаяся в 1757 г. в Ганде (Бельгия), которая в 35 лет была зачислена во второй Бельгийский батальон.
Эта первая в истории женщина, награжденная орденом Почетного Легиона, дослужилась до фельдфебеля и участвовала в жемаппском сражении, где была ранена шестью сабельными ударами.
Весной 1797 года она попала в плен к австрийцам, но после заключения Кампо-Формийского мира была выпущена на свободу, ранена при Аустерлице и произведена в подпоручики.
Получив отставку Мария Шеллинк опять надела женское платье, на котором с гордостью носила крест Почетного Легиона.
Поселилась она у себя на родине в Ганде, где её в 1811 году посетил сам Наполеон в сопровождении Марии Луизы, и последняя подарила храброму воину в юбке шелковое платье и разные женские украшения (брошь и серьги).
Умерла Мария-Жанна в 1840 году в возрасте 83 лет.
Вообще в истории революционных и наполеоновских войн в Европе в 19 веке было много женщин.
Во французской армии, в отличие от русской, например, женского пола было предостаточно.
Это были и маркитантки (например, в русской армии в этот период таковых не было), и женщины слабого поведения, и жены, последовавшие за своими мужьями, и воины.
На одной из гравюр даже была изображена женщина с пикой и написаны следующее:
«Мы также научимся сражаться и умирать, как и мужчины, и докажем, что умеем обращаться не только с веретеном и иголкой. О Беллона! спутница Марса, неужели твой пример не вдохновит женщин, чтобы идти в бой вместе с мужчинами?
Богиня силы и храбрости! ты не будешь краснеть за француженок!«
В 1851 году она, будучи уже при Луи Филиппе, была произведена в подпоручики, получила от Принца Президента Луи Наполеона Крест Почетного Легиона.
Крест этот президент собственноручно прикрепил к её груди в инвалидном доме, где она доживала остатки своих старческих дней и всегда носила форму ветерана унтер-офицера, хотя всем было известно,что она женщина.
Но не только в армии Наполеона были женщины-воины, но и в армиях, противостоящих Наполеону.
одна из знаменитых прусских девушек, ушедших воевать против наполеоновской армии захватчиков.
Прохазка Мария родилась 11 марта 1785 г. в Потсдаме в семье унтер-офицера. Восторженные рассказы отца о тех войнах в которых он участвовал оказали сильное влияние на девушку.
Под именем Августа Ренца она причисляется к Лютцовским волонтерам и не узнанная никем, отправляется в поход.
Лишь после того, ка кона была тяжело ранена при Герде (16 сентю 1813 г) во время штурма занятой французами возвышенности, и отправлена в лазарет, в тяжелом состоянии перед смертью в ней узнали девушку.
Героиня войны за свободу, называется в книгах, которые о ней рассказывают, унтер-офицером:
Крюгер София Доротея Фридерика (1789-1848)
— прусская женщина солдат, известная больше как Август Любек.
Весной 1813 года переодевшись в мужскую одежду участвовала в войне против Наполеона в качестве вольноопределяющегося 9-го пехотного полка, называемого Кольбер фон Богенским.
Награждена за доблесть и отвагу прусским Железным Крестом 2 класса, медалью в память войны 1813-1815 гг и орденом Святого Георгия 5 класса.
В истории полка ( Кольберг 1842) написано о ней:
«Особенно при Герцоген-Бушском деле отличилась своей неустрашимостью одна девушка (Августа Крюгер), которая родом из Фриланда, восемнадцати лет поступила добровольно, когда вспыхнула война. под именем Любек, в 4-ую роту 3-го батальона майора фон Шмидта.
Пол её был сейчас же обнаружен, и с ней обращались всегда очень внимательно, благодаря её безупречному поведению.
Полковник фон Застров произвел ее под настоящим именем в унтер-офицеры лейб роты.
Она получила железный крест и пользовалась всегда особенным вниманием со стороны полковника.
Когда она в последствии вышла замуж за унтер-офицера гвардейско-уланского полка Келлера, то получила богатое приданное, а в настоящее время она проживает в Люхене, где муж её получил место податного инспектора»
В воспоминаниях генерала фон Венцеля можно прочесть:
» В груди этой девушки билось сильное мужское сердце и начальство и все солдаты относились к ней с величайшим уважением. В рукопашном бою под Гросбереном она держалась не хуже мужчины.»
При выходе её замуж генерал лейтенант фон Борстейль в Кенигсберге открыл в её пользу подписку, которая дала такую значительную сумму, что проценты с этого капитала составляли приличную пенсию для этой героини и когда у неё родились дети, то все общество того времени приняло в её судьбе горячее участие.
София Фридерика скончалась 31 мая 1848 года в г. Темплине н а58 году своей жизни. Ветераны 1813-15 годов посвятили ей на страницах Шпенерской газеты хвалебный никролог.
Анна Люринг (1796-1866),
дочь Бременского плотника.
Ей было около 20 лет, когда в октябре 1813 года в числе других частей Тетенборнского Корпуса прибыл в Бремен отряд Люцовских волонтерный войск.
Командиру она назвалась студентом Эдуардом Крузе из Ольденбурга, и была зачислена стрелком. Обмундирование Анна купила за свой счет.
Осада города была трудная, но девушка исполняла свои обязанности очень стойко.
Во время перехода в Аахен капитан фон Гельмштртейт взял её к себе.
Отец Анны стал её везде разыскивать и послал запрос волонтерам, которые останавливались у него.
Капитан догадался о том,что под мужским именем скрывается девушка, которая призналась ему во всем, умоляя не выдавать её тайну товарищам.
Просьба была исполнена и командующий самолично приказал ей остаться на прусской военной службе и последовать за корпусом во Францию.
Вскоре все офицерские чины знали тайну Анны.
Она вернулась после всего в родительский дом, где была встречена торжественно всеми Бременскими жителями.
В 1820 году она вышла замуж.Но вскоре стала вдовой и осталась без средств. Тогда сам город назначил ей за её заслуги пенсион.
Умерла в возрасте 70-ти лет.
Её именем названы улицы в Бремене и в Гамбурге.
Конечно же, это не весь перечень женщин-воинов, которые участвовали в войнах в 19 веке. Женщин было очень много, а порой даже начали появляться и шарлатанки, которые надевали старую военную форму и представлялись в обществе ветеранами войны.
Как видите, и в Европе были свои Остапы Бендеры в юбках. ))
Например:
При освещении знамени города Дьера общества ветеранов в 1888 году людей привлекла женщина в мужском одеянии.
Она явилась в форме поручика, на что имела полное право.
Так как участвовала от начала до конца венгерской войны за свободу и была в девяти сражениях и битвах.
Родившись в 1830 году в семье зажиточного купца Лебштюка в Аграме, она в молодости жила в Вене,где в 1848 г. принимала деятельное участие при уличных стычках и баррикадах.
После взятия Вены ей удалось спастись бегством в Дьёр. Там семнадцатилетняя девица встала в ряды венгерских защитников отечества.
В сражении при Капольне она одолела двух кирасир, за что была произведена в лейтенанты.
Под Верпелетом она была тяжело ранена и долгое время пролежала в Тиссафередскойм госпитале.
За этот подвиг военный министр произвел её в поручики.
По окончании войны она некоторое время была в плену и сидела в Арадской крепости.
когда девушку выпустили, то она отправилась в Дьёрн и там вышла замуж.
. напоследок, вспомню известную графиню
Она была участницей ноябрьского восстания 1830 года, в ходе которого сначала организовала и возглавила небольшой партизанский отряд. а затем была командиром роты литовских (белорусских) пехотинцев в звании капитана.
Она была горячей патриоткой еще до восстания, но когда оно началось, надела мужскую одежду, чтобы беспрепятственно агитировать среди русского населения, которое она хотела поднять на восстание в 1830 году, когда вспыхнула революция в Варшаве.
Затем она вступила вольным стрелком к Викомиру, затем в корпус Парсецевского, была командиром 25 линейного полка и храбро участовала во многих битвах.
После раздела польских войск она последовала за корпусом генерала Хлаповского и по дороге из Пруссии в Варшаву неожиданно заболела и скоропостижно умерла.
Ей было всего 25 лет.
Дополнительно о женщинах-воинах можете прочесть в соц. сетях. Повторяться не буду.
Например, у одного из блогеров гугла «Наполеон и революция» и других.
Вот от туда одно из сообщений:
Европа, Европа, а как же русские женщины? неужели у нас в роду в России и на Руси нет патриоток, например мы все знаем о знаменитой Дуровой.
Конечно же есть! и немало!
Однако, с вашего позволения об этом уже напишу отдельно.
Продолжение рубрики «Женщины-воины»:
Список инфо-источников всех статей под рубрикой ЖЕНЩИНЫ-ВОИНЫ в блоге:
Военно-исторический костюм начала 19 века (открытки)
Офицерские нагрудные знаки.
Офицерские шарф и шляпы.
Офицерские эполеты и репейки.
Приказом по Военному министерству от 2б января 1808 года было введено специальное шитье в виде золотых дубовых ветвей на воротники и обшлага генеральских мундиров. Такое же шитье помещалось на клапанах обшлагов и на горизонтальных карманных клапанах у заднего поясного шва. При этом оговаривалось, что воротники, обшлага, фалды и подкладка генеральских мундиров выполняются из алого сукна, а сами мундиры, клапана обшлагов и карманные клапана шьются из темно-зеленого сукна, как и большая часть русских военных мундиров. Отличием генеральского чина служили также эполеты, аведенные приказом от 17 сентября 1807 года. Они изготовлялись из золотой канители и пряжи на красной суконной основе. Круглые поля эполет оплетались двойным рядом крученого золотого жгута: ряд, идущий по внутреннему обводу эполетного поля, был толщиной около 6,5 мм, а наружный ряд выполнялся из жгута толщиной около 13 мм. По краям эполетных полей свисала бахрома, выполненная из толстого жгута, а края эполетных клапанов обшивались золотым галуном. Такие же эполеты генералы носили на повседневных вицмундирах, а также на полковых мундирах, если были причислены к тем или иным, чаще всего гвардейским, полкам. Мундиры с генеральским шитьем полагалось носить при нахождении в строю, на парадах и смотрах войск. Такое же генеральское шитье, но серебряное, было принято к 1812 году к ношению на мундирах генералов гарнизонной службы и на чекменях генералов Донского казачьего войска.
Офицерское гвардейское шитье.
Снаряжение казачьих полков.
Каски и конское снаряжение.
Снаряжение гусарских полков.
Нагрудные знаки и медали.
Первые знаки отличии, пожалованные приказом от 13 апреля 1813 года 1, 5, 14 и 20 егерским полкам, имели вид небольших, закругленных снизу щитков из листовой меди с надписью «За отличие» (5). Исключение составили знаки в виде металлической ленточки, пожалованные Ахтырскому, Мариупольскому, Белорусскому и Александрийскому гусарским полкам приказом от 15 сентября 1813 года. На этих знаках помещалась надпись: «За отличие 14 августа 1813 г.» (1). Как известно, указанные полки в тот день отличились в сражении на реке Кацбах. Указом от 22 декабря 1813 года для награждения всех строевых чинов армии и флота, принимавших участие в боевых действиях с французами с начала их вторжения в Россию, была учреждена серебряная медаль на андреевской ленточке (3). Указом от 30 августа 1814 года была учреждена точно такая же медаль, но из бронзы для награждения офицеров, лринимавших участие в заграничной кампании 1813-1814 годов, а также для дворян и чиновников, участвовавших в формировании ополченских частей и делавших пожертвования на армию и ополчение. Носилась она на владимирской ленточке (4). Такая же медаль, но на анненской ленточке давалась мещанам и купцам за пожертвования на ополчение и армию. Медаль «За взятие Парижа» проектировалась также указом от 30 августа 1814 года, но из-за сложностей международной обстановки чеканка ее последовала лишь после указа от 19 марта 1826 года. Медаль была серебряной и носилась на андреевско-георгиевской янточке (2). Помимо всех участников взятия французской столицы ею награждались и все участники боев зимне-весенней кампании 1814 года.
Наградные кресты и медали.
Кираса и снаряжение.
В 1812 году казачьи войска (за исключением гвардейских казаков) были, как правило, вооружены саблями нерегламентированных образцов (1). Наряду с легкокавалерийской саблей образца 1809 года применялись различные отечественные модели XVIII века, а также всевозможные азиатские, венгерские, польские и другие иноземные типы сабель. Их носили в деревянных ножнах, обтянутых кожей, с медным или железным прибором. Заряды и пули к огнестрельному оружию казак хранил в кожаной лядунке (3), носимой на черной перевязи, к которой спереди крепились металлический вензель Александра I в венке и цепочка. У офицеров лейб-гвардии Казачьего полка перевязь была из красной юфти, шитая серебряной нитью по внешней стороне, а на крышке лядунки была серебряная восьмиконечная звезда (2).
Как в XIX веке дамы на войну ходили: Чем занимались французские маркитантки на войне
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Всё строго по закону
Само слово «маркитант», буквально «торговец», происходит из итальянского языка. Во французской армии пользовались обозначениями «кантиньер» или «кантиньерка» и «вивандьерка». Первая пара слов в родстве с обозначением столовой, второй термин означает примерно «та, кто поддерживает жизнь». Функции у них были похожи только отчасти.
В отличие от прачки, чтобы работать при батальоне, маркитантка должна была получить специальную лицензию. Кроме того, в отличие от прачки, маркитантка, не будучи, строго говоря, военнослужащей, тем не менее часто носила форму своего полка с одним только добавлением — пышной короткой юбкой поверх брюк, обозначающей её пол. На голове также была обычно гражданская шляпа, какие носили с костюмом для верховой езды, а юбку защищал от грязи короткий фартучек.
Однако форму носить было для них необязательно, и часть маркитанток предпочитала ходить в гражданском. Форма была удобна тем, что солдаты сразу понимали, кто стоит перед ними. Посягать на честь маркитантки, грабить её, просто оскорблять было не принято — от маркитантки зависело слишком многое.
Первые сёстры милосердия
Как можно понять, два разных названия маркитанток говорили о том, что у них были две разные роли. Кантиньерка продавала провизию на привалах — а вместе с провизией ещё разного рода мелкий необходимый товар, вроде ниток, иголок, ножей, гребешков и всего, что вообще может пригодиться солдату в походе — и зачастую была супругой кантиньера, деля с ним общий бизнес. Вивандьерка торговала только едой и горячительными напитками, а во время боя разносила водку бесплатно, прямо под пулями, порой тут же обрабатывая раны павших, чтобы они могли дожить до врача. В качестве обезболивающего тоже использовалась водка.
Если сражение затягивалось, вивандьерка раздавала и еду. Фартучек вивандьерки можно было увидеть в самой гуще битвы. Денег во время боя при этом маркитантка никогда не брала — или вообще, или ожидая, что расплатятся за себя те, кто выживет. Тем не менее, она не разорялась, и не только благодаря ценам в своей походной лавочке. К вивандьеркам солдаты старались подольститься и часто дарили подарки.
Любовь и армия
Семьи маркитантки строили тут же, в армии, не только с другими маркитантами, но и с солдатами своего батальона. Смертность в сражениях была такой высокой, что порой маркитантка выходила замуж каждый год за нового мужчину. Во времена Республики брак заключался гражданским порядком, с росписью в бумагах, позже — маркитантку с её избранником венчал капеллан. Порой маркитантки с презрением относились ко всем этим церемониям и просто заводили любовников.
Несмотря на то, что маркитантка всегда находила себе нового мужа, это происходило не из-за её красоты или молодости. Типичная маркитантка была женщиной среднего возраста, с грубыми манерами, очень самостоятельной, сильной, выносливой; молодая маркитантка обычно была дочерью маркитантки старой, не ставшей заводить нормальный кабачок на накопленные средства. На маркитантках женились из привязанности, благодарности или просто из корыстных соображений. Впрочем, и мужья их редко бывали молоды и красивы.
Тем не менее, в рисунках маркитантку обычно представляли молодой и соблазнительной, она часто выступала объектом эротических фантазий. Фотографии реальных маркитанток… Как ни странно, не разочаровывали публику. На них лежал романтический флёр уже сложившегося образа. Тем более, что имена отдельных, особенно смелых и находчивых вивандьерок, входили в легенды. Например, Тереза Журдан по прозвищу «Старейшина», которая прошла множество боёв и умела подбодрить солдат острым словечком, или две безвестные маркитантки, которые спрятали полковые знамёна и унесли их, таким образом, не дав противнику над знамёнами надругаться.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Русский военный костюм в России XVIII — начала XX века 2-я часть
На вторую половину XVIII века приходятся реформы снаряжения и организации войск, проведенные светлейшим князем Г.А.Потемкиным, который возглавлял тогда Военную коллегию. Он боролся с прусским влиянием в русской армии. «Завиваться, пудриться, плести косы — солдатское ли это дело? — говорил Потемкин, — у них камердинеров нет. На ЧТО же букли? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдата должен быть таков: что встал, то и готов».
Новый комплект обмундирования окончательно сложился в 1786 году, хотя отдельные его элементы появились в полках уже в 1782 — 1783 годах, в основном в армии Потемкина. Реформами Потемкина были введены практичные суконные укороченные куртки, штаны с кожаными крагами, полусапоги и легкие суконные каски с поперечным валиком. Летняя униформа состояла из белых полотняных кителей и шаровар, защищающих от зноя. Однако далеко не все офицеры приняли унифицированное удобное обмундирование, учрежденное генерал-фельдмаршалом, ибо оно совершенно не соответствовало господствовавшей тогда моде. Лишь солдаты и малоимущие офицеры оценили по достоинству недорогую и простую одежду.
Взошедшии на престол в ноябре 1796 года Павел I резко изменил внешний вид и организацию русской армии. Еще будучи наследником, он осуждал политику своей матери. Неоднократно он представлял записки Екатерине II с рассуждениями о войске и государстве, в которых было указано «предписать всем, начиная от фельдмаршала и кончая рядовым, все то, что должно им делать, тогда можно с них взыскивать, если что-нибудь будет упущено».
После посещения Берлина и встречи с прусским королем Фридрихом II, кумиром своего отца, Павел в 1783 году создает Гатчинские войска. Считая екатерининскую армию недисциплинированной и распущенной, а офицеров — недобросовестными, Павел доверял только гатчинским офицерам. Это было связано с тем, что в эти войска набирали прежде всего иностранцев, большинство которых прошли службу в прусской армии. Однако во главе их стоял русский — Алексей Андреевич Аракчеев, который являлся одновременно губернатором и управляющим военного департамента Гатчины. Безупречно преданный Павлу, он был его любимцем и ближайшим помощником.
Изменения военной униформы в период правления Павла I в основном коснулись гвардии, в 1800 году для солдат были утверждены двубортные кафтаны, для офицеров — однобортные. Были введены новый рисунок золотного шитья и новая форма обшлагов на кафтанах офицеров. Общепринятое мнение о неудобстве павловских мундиров не соответствует действительности. Солдатские и офицерские мундиры имели па лифе тесемочные стяжки, позволявшие в зимнее время надеть под мундир овчинную безрукавку или меховой жилет.
Некоторые мундиры, учрежденные Павлом I, прижились надолго, их носили и в эпоху его сыновей — Александра I, Николая I (например вицмундир кавалергардского и конного полков).
Недовольство гвардейского офицерства павловскими реформами было связано не с введением непопулярного обмундирования, а с ужесточением режима службы.
При вступлении на престол император Александр I объявил, что будет управлять своим народом и государством «по заветам своей бабки Екатерины Великой». После прусских порядков в армии, которые успел ввести Павел I, и ограничений дворянских привилегий слова Александра были встречены дворянством с восторгом. «После бури, бури преужаспой днесь настал наш день прекрасный…», — пели гвардейские офицеры. По убеждению Александра I, доставшаяся ему в наследство армия нуждалась в реформах.
Всеобщая антипатия к нововведениям Павла I требовала отмены всех регламентации и смягчения строгостей. 24 июля 1801 года по именному указу императора создается «Особая воинская комиссия» под председательством брата Александра I великого князя Константина Павловича. В ее состав вошли генерал от инфантерии И Л. Голенищев- Кутузов, A.A. Прозо- ровский, А.А.Аракчееев, В.В.Долгоруков и другие видные деятели.
Комиссия обладала большими полномочиями «рассмотреть все, что найдет она нужного и полезного ко введению или отмене». Наряду с другими комиссия должна была обсудить и вопрос о форме одежды армии. Относительно обмундирования в указе императора отмечалось: «С меньшими издержками дать одежде вид наиболее воинственный и прочный и не только для всех оборотов службы и для сохранения здоровья и бодрости солдат вообще удобнейший, но и каждому роду войск приличнейший».
Слушания этого вопроса вызвали серьезные разногласия среди членов комиссии. Для их разрешения па имя императора были представлены «особые мнения» членов комиссии о некоторых «вещах, потребных к одежде солдатской». В результате данной работы были установлены новые мундиры фрачного покроя, двуугольные шляпы, высокие сапоги и шинели. Было решено отменить пудру и косы, а волосы обрезать по нижнему краю воротника. «Пудру же иначе не употреблять, как в большие парады и праздники ». Полностью же длинные волосы и сложные прически были отменены в архмии только в 1806 году.
Важное значение имели меры, «принятые для развития казенного производства ». Были значительно расширены Иркутская и Павловская фабрика, что было связано с отказом о т закупки ткани за границей. В 1803 году в Санкт-Петербурге создается фабрика для изготовления офицерского обмундирования и снаряжения. Было приказано отпускать эти вещи по той цене, по которой они обходятся государству.
Однако десятилетие непрерывных войн с Францией и Турцией привело к тому, что снабжение армии оказалось в неудовлетворительном состоянии. И это несмотря на то, что государство субсидировало казенные предприятия для повышения их производительности.
В 1812 году император Александр I лично санкционировал закупку сукна за границей. В ходе войны с Наполеоном 1812-1814 годов военному ведомству удалось обеспечить потребности армии в вещевом имуществе, при том, что приоритет в снабжении всегда отдавался гвардии — на нее полностью работала Екатеринославская суконная фабрика.
В январе 1813 года русская армия уже снабжалась довольно хорошо. Для восполнения потерь имущества в ходе войны в армию было поставлено около 60 тысяч мундиров и шинелей. Одновременно с этим было налажено изготовление обмундирования на освобожденных от французов территориях. В Польше, Силсзии, Саксонии Россия закупала сырье.
В основном же в военной форме за период 1825 — 1854 годов не произошло кардинальных перемен. Вносилось множество различных декоративных элементов, направленных лишь на украшение мундира. Наиболее существенными нововведениями было появление в армейских частях однобортных мундиров и замена ранее используемых панталон с крагами рейтузами, которые носили поверх сапог. В 1846 году для войск Отдельного Кавказского корпуса ввели мундиры нового образца, пехота вместо фрачных мундиров получила полукафтаны, а кавалерия — короткие куртки, заправленные в шаровары.
За время царствования Николая I трансформации в основном подвергались головные уборы. Так, в 1844 — 1845 годах кивера повсеместно были заменены касками. Исключение составляли только гусарские и уланские полки.
«…Солдат в то время был одет неудобно… На голове носили каску, которая на парадах и разводах способна была производить эффект на зрителя, но в военном отношении оказывалась совершенно непрактичной… В Николаеве нас встретил флигель-адъютант граф Левашев с распоряжением — оставить каски в особых складах… Солдаты от души благодарят… за распоряжение об оставлении касок… И то сказать, что шлемы не только не приносили нам пользы, но делали вред. От дождей и потом сильной жары каски скоробились, сжались до того, что едва держались на головах солдат, давя их и сжимая до головной боли. Небольшой ветер — глядишь, и летят каски с голов. А чистка медных украшений, а сбережение чешуи, чтоб не разорвалась, да звенья не рассыпались, да шишак чтоб не сломался — разве мало это поглощало времени и труда?» — так писал 12 октября 1854 года один из офицеров 11-й пехотной дивизии П.В. Алабин.
Но постепенно положение стало меняться к лучшему. К весне 1855 года была «…получена новая форма офицерского пальто. Хрулев поспешил себе сделать, и могли все последовать его примеру, но как серой летней материи в городе не оказалось, то сшили какие попало, и явились пальто зеленоватые, голубые и даже лиловые. Там на это не смотрели; даже солдатам в одежде была полная свобода; суконные фуражки заменялись белыми и велено было не снимать их при встрече с офицерами», — вспоминал участник обороны Севастополя П.И.Степанов.
Скорее всего, такой либерализм в вопросах униформы сложился под влиянием кавказских войск, прибывших на помощь городу. На Кавказе уже давно носили не парадную форму, а ту, которая была наиболее приближена к войне в горах. Солдаты и офицеры повсеместно носили папахи, черкески, фуражки, сюртуки.
Императорская фамилия не стояла в стороне от всего происходящего. В декабре 1854 по года по именному указу Николая I был создан па средства фамилии полк в составе 4500 человек. Ответственность за создание полка возлагалась на министра уделов графа Л.АПеровского, он же был и первым командиром полка. И по внешнему виду, и по принципу комплектования полк существенно отличался от остальных частей. Набирался он из крестьян северных губерний, преимущественно охотников, па добровольной основе. Обмундирование полагалось «максимально близкое к народной одежде». Состояло оно из полукафтана, напоминавшего армяк, широких шаровар, заправленных в высокие мягкие сапоги, и шапки с квадратным суконным верхом и барашковым околышем. Всем чинам полка разрешалось носить бороду.
Офицерами в этот полк вступили многие известные люди России: ученые, писатели, общественные деятели (например, полковником был граф А.КЛолстой, капитанами — братья Жемчужниковы). Шефом полка стал сам император, шефами батальонов и рот — великие князья.
В боевых действиях полк участия не принимал, но уже в 1857 году получил права «молодой гвардии» и стал называться лейб-гвардейским.
Во время царствования императора Александра II в России произо- шли значительные воешю-политические события и социальные преобразования. В ходе осуществления реформ, проведенных при участии военного министра графа Д.А.Милютина, были ликвидированы военные поселения. Запрещены телесные наказания. Существенно была перестроена система комплектования армии. В 1874 году принят «Устав о воинской повинности», отменивший установленные еще Петром I рекрутские наборы. Срок службы в армии сократился с двадцати пяти лет до шести лет в строю и девяти лет — в запасе.
Трансформация униформы во второй половине 1850-х годов началась с замены фрачных мундиров на полукафтаны. Во всех войсках были введены двубортные мундиры и упрощенные в отделке вицмундиры, которые в 1872 году были заменены однобортными. Верхней одеждой всех чипов стали шипели. Нижние чины и офицеры кавалерии получили белые полотняные кители, вначале как рабочую форму, а впоследствии и как повседневную.
В 1862 году кардинально меняется тип головного убора — вводятся кепи высотой 11-12 сантиметров сзади, спереди — 6-8 сантиметров. При параде оно украшалось султаном и гербом. В том же году для занятий гимнастикой вводятся белые льняные рубахи-гимнастерки. В дальнейшем они стали основной формой одежды нижних чинов.
В войсках южных военных округов и Донском казачьем войске было разрешено ношение белых чехлов на фуражках и кепи, а в Кавказском и Туркестанском военных округах слали носить кожаные штаны-чембары из овечьей или козьей кожи, которые, по поверьям, предохраняли от змей. В 1869 году устанавливается особый тип формы — походная форма. В связи с этим проводится четкая регламентация всего обмундирования и порядок его ношения, с ежегодным утверждением и оповещением всех о нем. Форма отныне подразделялась на городскую, парадную, праздничную, воскресную, повседневную и походную.
В результате военных реформ I860 — 1870-х годов была введена действительно удобная походная форма. Парадный вариант потерял свое самодовлеющее значение.
Переход к всеобщей воинской повинности и увеличение личного состава армии в царствование Александра II повысили расходы на обмундирование, что заставило военное ведомство искать пути к их снижению. Появление швейных машин и установление стандартных размеров и ростов положили начало индустриальному, более дешевому способу производства обмундирования.
Согласно «Положению о вещевом интендантском довольствии» все предметы подразделялись на два вида: срочные, отпускаемые регулярно через определенное время, и предметы разовой выдачи, которые являлись собственностью части и эксплуатировались до полного износа. Предметами первого типа являлись вещи годовые, то есть те, на которые был установлен срок ношения. Ко второму типу относились пуговицы, гербы, кокарды. Их выдавали либо предметами, либо деньгами.
Во время войн снабжение осуществлялось сверх установленных норм. Могли выдаваться дополнительные вещи, по исключительно с особого высочайшего разрешения, то есть с соизволения самого императора.
В марте 1881 года на российский престол вступает Александр III, про- долживший военные реформы. Был взят курс па повышение боеготовности п строжайшей экономии расходов. Военная реформа, проведенная графом П.С.Ванновским, в основном носила оборонительный характер, ибо сам император по своему характеру был склонен к мирному разрешению конфликтов, за что его и называли царем-миротворцем.
В своем манифесте от 29 апреля 1881 года Александр III выдвинул на первый план «поддержание порядка и власти, наблюдение строжайшей справедливости и экономии. Возвращение к исконным русским началам и обеспечение повсюду русских интересов».
В ходе реформы 1881 — 1883 годов было увеличено количество строевых частей, улучшено их вооружение. За счет сокращения срока действительной военной службы до четырех лет повысилась численность населения, обученного военному делу.
Вся кавалерия, за исключением гвардии, подверглась реформированию по американскому образцу — она стала однородной, способной вести боевые действия как в пешем, так и в конном строю.
Значительно изменился и внешний вид армии. Военный министр генерал П.С.Ванповский и Александр III упростили покрой военного мундира. Он стал более скромным, практичным и удобным в ношении. Покрой его был приближен к русскому национальному костюму. Новый мундир был просторным, имел вид куртки с запашным бортом без пуговиц. Глубокий запах спереди и складки сзади — элементы, характерные для народной верхней одежды, типа поддевки или зипуна. Покрой обеспечивал солдату не только свободу в движении, но и тепло и удобство. Затяжной шнур на лифе куртки позволял в зимнее время поддеть под пего фуфайку. Основным преимуществом нового мундира являлось то, что его легко было подогнать по фигуре. При мобилизации или наборе в армию он мог выдаваться в готовом виде.
Новая форма, с некоторыми отличиями, была распространена во всей армии. Удобство в ношении, легкость подгонки были положительными качествами мундира. Однако отмена декоративных элементов, простота формы вызвали новую проблему — негативное к ней отношение. Это явилось отрицательным результатом реформы.
Сам же император с большим удовольствием и умением носил форму, которая полностью соответствовала его характеру и внешнему виду. Вот как описывает художник А.Н.Бенуа свою встречу с Александром III: «Меня поразила его «громоздкость», его тяжеловесность и величие. Введенная в самом начале царствования новая военная форма с притязанием па национальный характер, ее угрюмая простота и, хуже всего, эти грубые сапожищи с воткнутыми в них штанами возмущали мое художественное чувство. Но вот в натуре обо всем это забывалось, до того самоё лицо государя поражало своей значительностью».
Со сменой царя в России, как правило, менялась и военная форма. Одна- ко после смерти Александра III этого не произошло. До 1897 года она не подверглась каким-либо изменениям, за исключением восстановления некоторых декоративных деталей.
В 1897 году была проведена унификация приборных цветов — лацканов, воротников, обшлагов — в кавалерии, по образцу пехотных полков. Был изменен покрой мундира, он стал двубортным, с шестью пуговицами, карманными клапанами и выпушками.
Впервые защитные цвета обмундирования были введены в английской армии в 1895 году в качестве тропической колониальной формы, а в 1904-м, после англо-бурской войны, приняты в качестве основного цвета для походной формы.
Следующим этапом преобразований военного костюма стало введение новой парадной формы в 1908-1909 годах.
В приказах 1907 года Николай II повелел: «Восстановить гвардейским частям пехоты, артиллерии и саперам мундиры времен царствования Александра II» и «для армейской пехоты, для всех частей артиллерии и инженерных войск установить двубортный мундир и ровным образом и форма обмундирования армейской кавалерии подлежит изменению». Реформы вернули к жизни нарядную, эффектно украшенную военную форму 1870-х годов.
И только драгунские полки получили мундиры нового покроя. Они были темно-зеленого цвета и похожи на колеты гвардейских кирасир. Особенно сильно изменились головные уборы гвардейской пехоты и армейской кавалерии. Новый головной убор пехотинцев, введенный в 1909 году, имел вид кивера, у офицеров обтянутого сукном, у нижних чинов — из черного фетра. Он был украшен подвесами, арматурой, султаном или кистью. Армейские драгуны получили каски с поперечным волосяным гребнем: черным — у драгунских полков и белым — у полков, бывших ранее кирасирскими. Музыканты всех полков имели красные султаны.
Шапки гвардейцев были из барашкового меха со шлыком полкового цвета, как правило, по цвету погон. В 1912 году для нижних чинов всех родов войск была введена суконная гимнастерка защитного цвета. Также были установлены погоны нового образца — двусторонние. Шили их так, чтобы можно было перекрашивать (если они выгорали), то есть внешним швом.
К 1913 году возникла проблема экономии средств, отпускаемых на обмундирование. Сроки ношения парадной формы в России были короткими, в основном же носились шинель или гимнастерка, и военные склады были заполнены невостребованным обмундированием. Выходом из создавшегося положения являлось введение единого типа обмундирования, пригодного для военного и мирного времени.
Техническая комиссия военного министерства получила задание императора разработать новые образцы путем добавления каких-либо украшений на существующую походную форму. Причем выбор украшений был предоставлен на усмотрение самих полков. На основании всех отзывов была установлена новая форма: суконная гимнастерка с пристежными лацканом, воротником и обшлагами. Головным убором служила папаха из барашка или искусственного меха. У офицеров декоративные элементы крепились на кителе.