военное право как отрасль юридической науки изучается
Система военного права
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие системы военного права
Под системой военного права понимается совокупность юридического законодательства, которая охватывает юридические вопросы, которые закрепляют принципы и формы устройства ВС, регламентирующие их устройство, основы быта и жизнедеятельности, определяя права и обязанности военнослужащих, а также военнообязанных, других участников обществ, а также отношений в сфере военного дела.
Военное право является частью военной науки, включая в себя положения относительно административно-военной права, положений об организации войск, их укомплектовании и управлении ими, военном хозяйстве, материальном праве, формальном праве.
Данное право было кодифицировано еще на основании сводов о военных положениях, возникших с 1838 г. Данные положения претерпевали неоднократные редакции.
Военное право как отрасль права
Военное право как отрасль права выступает в качестве совокупности норм права, которые регулируют общественные отношения относительно организации вооруженных сил в государстве, регламентируя военную жизнь, быт, а также жизнедеятельность войск.
Данное право характеризуется следующими специфическими признаками: комплексность, традиционность, больше количество норм, регулирование сферой национального законодательства, в том числе совокупностью гражданского, трудового, уголовного, иных отраслей права, а также совокупностью важных нормативно-правовых актов.
В качестве предмета данной отрасли права выступают страны и государства, в основном те, в которых преобладает романо-германская По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Романо-германская правовая семья подробнее правовая система, а именно происходит отражение следующих положений: принципов и форм устройства национальных ВС, основ их управления, порядка их комплектования, а также учета происхождения военной службы; вопросы организации данной деятельности, порядка обеспечения материальным и денежным довольствием; вопросы дисциплины и дисциплинарной власти в воинских частях, основы укрепления дисциплины и правопорядка, а также вопросы социального обеспечения, то есть пенсии, льготы, пособия, которые могут начисляться военнослужащим и членам их семей.
Готовые работы на аналогичную тему
Структура военного права
Ученые предусматривают понятие военной доктрины, рассматриваемой в качестве декларативных норм в сфере обеспечения военной безопасности. Она отражает официальные и доктринальные взгляды на военное строительство, причем как в мирное, так и в военное время.
Важным документом в данной сфере является воинский устав, который регламентирует основы военной деятельности. Кроме того, нормы УК РФ По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Ст. 313 УК РФ подробнее также затрагивают положения военных преступлений, которые совершены как в военное, так и в мирное время.
Законы, которые действуют в период военных действий, выступают в качестве совокупности нормативно-правовых актов, которые ограничены периодом военного времени. Принятие их возможно по уголовно-правовым, административным, уголовным, иным правоотношениям в данной сфере.
Допускается проведение следующих действий:
На период действия военного положения допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, что прямо вытекает из норм Конституции Российской Федерации. Нарушение законов в военное время карается строже, чем нарушение тех же норм в мирное время. Это связано с необходимостью установления жесткой дисциплины в обществе на указанный период времени. Особенно жестоко наказывается неповиновение приказам, дезертирство, и иные похожие деяния.
Военное право как наука
В рамках данного вопроса военное право выступает в качестве системы знаний о процессах и явлениях в военной сфере, которые охватываются различными сферами военной деятельности государств и стран. Здесь наблюдается связь военного права с военными и правовыми науками. В качестве основного предмета выступают правовые нормы, которые регулируют правоотношения, возникающие в военное и мирное время.
Основные вопросы, которые рассматриваются наукой военного права, следующие:
Важными аспектами изучения в сфере военного права являются следующие положения:
Военное право как наука и учебная дисциплина
Военное право как самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, которые возникают в сфере организации обороны страны, её безопасности и военного строительства. Акты органов военного управления, их основные признаки.
Рубрика | Государство и право |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.08.2012 |
Размер файла | 31,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Военное право как наука
2. Военное право как учебная дисциплина
3. Понятие военного права
4. Источники военного права
Военное право является самостоятельной отраслью права в складывающейся сегодня системе права РФ. Тема моей работы показалась мне актуальной потому, что военное право призвано регулировать особую область общественных отношений, которые возникают в сфере организации обороны страны, её безопасности и военного строительства.
В современном мире военное право часто переплетается и с другими отраслями права, такими как гражданское право, трудовое право, уголовное право и др.
Цель работы заключается в следующем:
— раскрыть военное право как науку и учебную дисциплину;
— рассмотреть понятие военного права и раскрыть источники военного права.
К предмету военного права относятся общественные отношения, складывающееся в области военной деятельности государства такие как
— общественные отношения в сфере подготовки и применения всех элементов военной организации государства;
— связанные с выполнением воинской обязанности;
— связанные с воинской дисциплиной, законностью, правопорядком, деятельностью органов военной юстиции;
— по международному гуманитарному праву.
При подготовке работы были применены принцип историзма и объективного рассмотрения материала, которые позволяют изучить объект исследования во всём его многообразии и развитии.
Это представляется тем более важным в настоящее время, когда объективно уходит целое поколение военных ученых-юристов и не должна прерваться связь времен, а путь исканий, как и всегда, полон трудностей, сомнений и страданий.
Из числа общенаучных методов в работе использовался системный подход, метод анализа и синтеза. Из числа частно-научных методов были использованы формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно теоретический.
Научную основу работы составили труды: Адельханяна Р.А., Золотарева В.А., Кузнецова Н.И., Кудашкина А.В., Мигачева Ю.И.
1. Военное право как наука
Военное право как отрасль юридической науки изучается со второй половины XIX в. На Западе первая попытка разработки теории военного права была предпринята немецким профессором Л. фон Штейном, издавшим «Учение о военном быте как часть науки о государстве».
Методологические и общетеоретические проблемы военного права неоднократно рассматривались на научных конференциях и сессиях совета Военно-юридической академии (1940, 1954 и 1956 гг.), на которых определились два концептуальных подхода к их решению:
1) разработка военно-правовых проблем в рамках сложившейся системы советского права
2) разработка военно-правовых проблем на основе признания концепции военного права как отраслевой военно-юридической науки.
В то же время необходимо отметить, что до недавнего времени исследования по военному праву ограничивались исследованием общественных отношений в области строительства Вооруженных Сил. Этот подход базировался на положениях Конституции СССР и Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности», в соответствии с которыми в СССР существовали единые Вооруженные Силы СССР, состоявшие из Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск и составлявшие, по существу, военную организацию государства. С изменением в начале 90-х гг. ХХ в. структуры военной организации, включением в ее состав всех войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации, изменением социально-экономического положения нашего государства перед военно-правовой наукой встал вопрос о расширении круга исследуемых проблем.
Таким образом, военное право как науку следует рассматривать как систему знаний о правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства. Военное право изучает правовые аспекты обороны и военной безопасности, воинской обязанности и военной службы; правовое положение военной организации государства, в том числе в условиях военного и чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и военнослужащих, их юридическую ответственность; правовое регулирование военно-служебных отношений; деятельность органов военной юстиции; организационно-правовые формы международного военного сотрудничества. Военное право также изучает военные аспекты других отраслей права. Перечисленные направления составляют основной предмет науки военного права.
2. Военное право как учебная дисциплина
Военное право как учебная дисциплина также имеет свою историю. В дореволюционной России преподавание военного права осуществлялось по трем направлениям: военно-административное право (военная администрация), военно-уголовное право и военно-судебное право.
Военная администрация в России стала преподаваться в начале XIX в. Преподавание осуществлялось в Академии Генерального штаба и включало вопросы организации военного управления, военной службы и комплектования армии. В последующем преподавание военной администрации было введено во всех военно-учебных заведениях России, хотя объем и содержание этого курса в основном носили практический и прикладной характер.
Так, в частности, в рамках данного курса рассматривались основы устройства армии, прохождение военной службы, военное управление, делопроизводство. С образованием в 1878 г. в России Военно-юридической академии военная администрация, как наука и учебная дисциплина приобрела, более теоретический характер, связанный с изучением законодательства в области устройства армии, военной службы, ответственности военнослужащих и т.д.
Профессором П.Л. Лобко в конце XIX и начале XX вв. были подготовлены «Записки военной администрации для военных и юнкерских училищ» (выдержавшие 17 изданий), в которых рассматривались вопросы правовых основ устройства армии, ее комплектования, прохождения военной службы, военного управления, удовлетворения материальных потребностей военнослужащих и армии в целом. Объясняя предмет военной администрации, он писал, что развитие постоянной кадровой армии вызвало развитие и усложнение военного законодательства в такой мере, что само изучение и исследование военных законов должно было принять характер военно-научный и завоевало себе в курсе военных наук особое место под названием «Военная администрация».
Предмет военной администрации определялся им как «изучение законов существования армии, а именно:
а) ее устройства или организации;
б) пополнения, или комплектования;
в) прохождения службы;
г) устройства военного управления;
д) удовлетворения материальных потребностей, как отдельных лиц, так и всей армии».
В основе построения учебного курса военного права как учебной дисциплины лежит внутренняя взаимосвязь общественных отношений, составляющих предмет военного права и последовательность регулирующих их правовых норм. В ходе изложения тем курса военного права значительное место отводится анализу законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих в сфере военной деятельности государства.
3. Понятие военного права
Военное право как отрасль права выступает в качестве базовой, отправной категории для отраслевой юридической науки и соответствующей учебной дисциплины. Его предметом в общем виде является совокупность многоуровневых относительно самостоятельных общественных отношений, складывающихся в области военно-оборонной деятельности государств.
Понятие «военное право» можно рассматривать в трех аспектах:
1) как отрасль права, регулирующую определенную группу общественных отношений;
2) как науку (область правоведения);
3) как учебную дисциплину, связанную с преподаванием военного права.
Перечисленные разновидности понятия «военное право» взаимосвязаны, но каждая из них имеет собственное содержание.
Военное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины.
Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего предметом регулирования, т.е. определенным видом общественных отношений, на которые направлено воздействие норм данной отрасли права.
Общим предметом военного права являются общественные отношения, складывающиеся в области военной деятельности государства. Внутри этого предмета выделяются несколько групп относительно однородных общественных отношений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства.
К первой группе относятся общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства военными методами, подготовки и применения в этих целях всех элементов военной организации государства; военного строительства; управления военной организацией государства и ее всестороннего обеспечения.
Ко второй группе относятся отношения, связанные с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту, прохождением военной службы, а также статусом военнослужащих.
В третью группу включаются отношения, связанные с поддержанием воинской дисциплины, законности и правопорядка, деятельностью органов военной юстиции.
В четвертую группу входят отношения, регулируемые нормами международного права, связанные с вопросами военного сотрудничества, а также ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права.
Все перечисленные отношения охватываются понятием «воинские отношения», или «военные отношения».
Следует также обратить внимание на имеющее место определение отрасли права как связанной едиными принципами и функциями подсистемы правовых норм, которые с использованием свойственных им специфических юридических способов и средств регулируют определенную широкую сферу (область) однородных общественных отношений. Для военного права характерным является наличие «приграничных зон», т.е. регулирование одних и тех же вопросов различными отраслями права. Так, например, правовое регулирование жилищных отношений военнослужащих происходит как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и Жилищным кодексом. Военное право тесно взаимодействует с уголовным и уголовно-исполнительным правом в вопросах уголовной ответственности военнослужащих и исполнения в отношении их уголовных наказаний. Воинские отношения регулируются также административным, налоговым, бюджетным и финансовым правом и рядом других отраслей права, входящих в публичное право.
Таким образом, налицо отсутствие четкой дифференциации системы права (разграничение отраслей права), предусматривающей ясный и исчерпывающий «раздел» территории. Такое положение объясняется тем, что регулирование воинских отношений силами и средствами одной отрасли права в настоящее время невозможно в силу их большой дифференциации. В то же время объективно требуется использование возможностей нескольких отраслей права, из арсенала которых берется то, что в данный момент наиболее адекватно соответствует целенаправленному и эффективному правовому регулированию. Речь идет об интеграции отдельных отраслей права, которая в своей перспективе может привести к «легализации» новой отрасли права (например, военного права), совокупность правовых норм, которой может быть закреплена в соответствующем кодексе. В то же время все нормы военного права характеризуются единством, внутренней согласованностью и органической взаимосвязью в целях укрепления и совершенствования деятельности военной организации государства на основе специфических принципов: централизации, единоначалия и воинской дисциплины.
4. Источники военного права
К источникам военного права относятся законодательные и иные нормативные правовые акты.
Военное законодательство можно представить в виде определенной системы, в которую входят Конституция Российской Федерации, международные договоры, федеральные конституционные законы и федеральные законы Российской Федерации, т.е. отношения в области обороны регулируются только федеральным законодательством. Исключается регулирование указанных отношений законодательством субъектов Российской Федерации.
Среди источников военного права важнейшее место занимают Конституция Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации, которые создают основу для развития военного законодательства.
Военное законодательство как комплексная отрасль законодательства включает в себя нормы государственного, административного, финансового, земельного, уголовного и других отраслей права, которые регулируют сферу военной деятельности государства, в том числе специфической жизнедеятельности ее военной организации. Нормы военного законодательства определяют, устройство вооруженных сил, организацию и полномочия органов военного управления, порядок комплектования кадров и запаса вооруженных сил личным составом, порядок прохождения военной службы, правовое положение военнослужащих и военнообязанных, организацию и ведение войскового хозяйства, правила материального и финансового обеспечения военнослужащих, права военных властей в местностях, объявленных на военном положении, основы мобилизации вооруженных сил.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы обороны и безопасности государства. Так, согласно ст. 71 в силу особой значимости к исключительному ведению Российской Федерации отнесены: вопросы войны и мира; оборона и безопасность; федеральная государственная служба; определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и т.д.
Конституция Российской Федерации закрепляет также основы, которые распространяются на все отношения в сфере обороны и безопасности: верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4); единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 5); приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18); обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32) и др.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность гражданина защищать свое Отечество. В ст. 59 Конституции указывается;
1) защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации;
2) гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом;
3) гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Статус названных военнослужащих определяется, прежде всего, тем что они остаются военнослужащими своего государства со всеми правами и обязанностями, связанными с этим положением, другими словами, сохраняют все права и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, пребывая за пределами своего государства в составе военного персонала национального контингента при проведении операции по поддержанию мира, военнослужащие выполняют задачи на территории, где осуществляют свою юрисдикцию другие государства. Законность действий военнослужащих, юридическое закрепление их прав и обязанностей, привилегий и иммунитетов находит отражение в международных договорах.
Как уже было отмечено, федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ст. 108 Конституции Российской Федерации).
Федеральные конституционные законы принимаются только по предметам ведения Российской Федерации, перечисленным в ст. 71 и других статьях Конституции Российской Федерации. В частности, в области обороны и безопасности к ним относятся:
Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы. К федеральным конституционным законам в сфере военной деятельности государства относятся:
— Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ;
— Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ;
— Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ;
— Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ;
— Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (с изменениями и дополнениями) является базовым законом для правового регулирования воинской обязанности и военной службы. Кроме Вооруженных Сил Российской Федерации, военную службу граждане проходят и в других войсках, воинских формированиях и органах, перечисленных в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Основу правового регулирования, учитывающего специфику исполнения в них военной службы, кроме этого Закона, составляют и другие федеральные законы:
— Федеральный закон «О Железнодорожных войсках Российской Федерации» от 5 августа 1995 г. N 126-ФЗ;
— Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ;
— Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ;
— Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ;
— Федеральный закон «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ и др.
Правовое положение военнослужащих закреплено в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
Подзаконные нормативные правовые и иные акты, регулирующие отношения в области обороны и военной безопасности, должны издаваться только в развитие законодательства об обороне и безопасности и не противоречить ему. К ним относятся общевоинские уставы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по военным вопросам, а также ведомственные нормативные правовые акты, издаваемые в пределах своих полномочий министром обороны Российской Федерации, руководителями других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Специфическим источником военного права являются правовые акты органов военного управления (акты военного управления). Акт военного управления есть выраженное на основе и во исполнение закона в пределах компетенции органа военного управления государственно-властное предписание (распоряжение, повеление, установление), направленное на регулирование отношений в процессе организации военного управления, жизни, быта и деятельности войск.
Акты военного управления характеризуются подзаконностью и авторитарностью.
Подзаконность акта означает, что издаваемый акт по своему содержанию не должен противоречить требованиям законодательных актов, издается в пределах компетенции данного органа управления и в порядке, установленном законом. Подзаконность акта военного управления в широком смысле понимается и как соответствие актов не только закону, но и подзаконным актам других государственных органов и органов военного управления. Акты военного управления вызывают определенные юридические последствия, которые могут выражаться в установлении соответствующих правил поведения (норм) общего характера или затрагивать отношения, связанные с конкретными лицами, т.е. они имеют правовой характер.
Авторитарность акта военного управления означает обязательность его исполнения лицами и органами, на которых он распространяется, независимо от того, являются эти лица подчиненными органа, издавшего акт, или не являются, а также независимо от согласия исполнителей акта (императивность акта военного управления).
Акты военного управления отличаются от служебных документов, которые не имеют правового характера (различные учетные документы, справки, доклады, рапорты и др.). Такие служебные документы не устанавливают и не изменяют конкретные правовые отношения. Однако служебные документы могут выступать предпосылкой для издания актов военного управления.
Основными видами актов военного управления являются: приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, предписания, указания, приказания.
Единоначалие является одним из принципов взаимоотношений между военнослужащими. Суть его состоит в том, что командир (начальник) наделяется всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возлагается персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения.
Командир как единоначальник вправе единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться, как основные принципы единоначалия закреплены в дисциплинарном уставе вооружённых сил РФ. Данное требование всецело вытекает из характера военной организации государства и является непреложным принципом служебных взаимоотношений, стержнем воинской дисциплины. Из этой особенности военно-служебных отношений также вытекает ряд юридических последствий: за служебную необходимость и целесообразность отданного приказа отвечает начальник; подача жалобы не может приостановить исполнение приказа; в случае открытого неповиновения подчиненного начальник не только вправе, но и обязан принять все меры принуждения, вплоть до ареста виновного и привлечения его к уголовной ответственности, а в исключительных случаях с этой целью может быть применено оружие; никакие органы власти не имеют права вмешиваться в законную деятельность военного командования. Иначе говоря, командиры (начальники) по отношению к подчиненным наделены гораздо большим объемом властных полномочий, чем соответствующие должностные лица невоенных государственных организаций.
В то же время единоначалие не является абсолютным, т.е. безграничным. Командирам-единоначальникам предоставляется такой объем полномочий, который обеспечивает эффективный контроль над всеми сторонами жизни и деятельности воинской части, их самостоятельность в единоличном решении основных вопросов осуществления власти. Они не вправе переступать предел власти, которым они наделены законами, другими правовыми актами. Таким образом, принцип беспрекословного выполнения приказов исходит из презумпции законности этих приказов и их соответствия интересам военной службы. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника. В противном случае для него наступает ответственность вплоть до уголовной, если это повлекло общественно опасные последствия.
Приказы и директивы издаются во исполнение законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив вышестоящих командиров (начальников), а также в инициативном порядке.
Акты органов военного управления можно группировать по следующим основным признакам (критериям):
— органам, издающим акты;
— характеру регулируемых вопросов.
По юридическим свойствам акты военного управления делятся на нормативные и индивидуальные. Нормативными называются акты военного управления, содержащие правила поведения общего характера (к ним относятся инструкции, положения и наставления). Индивидуальные акты военного управления предназначены на основе и во исполнение нормативных актов регулировать конкретные вопросы и распространяются на конкретное лицо или определенную группу лиц, т.е. это акты применения норм действия права к конкретным случаям (приказы о присвоении воинских званий, назначении на должности, о поощрении, о наложении дисциплинарных взысканий).
По издающим органам акты военного управления классифицируются в соответствии с системой органов военного управления. Значение этой классификации состоит в том, что юридическая сила акта военного управления определяется тем, какое место в системе органов военного управления занимает издавший его орган. Юридическая сила акта означает соподчиненность актов.
По правообязанным субъектам акты военного управления разделяются на следующие группы:
— акты, обращенные к органам военного управления или должностным лицам; акты, обращенные к конкретным военнослужащим или группе военнослужащих;
— акты, обращенные к гражданам, находящимся в запасе, или призывникам; акты, обращенные не к военным органам или организациям, гражданским лицам (например, находящимся в местностях, объявленных на военном положении).
По характеру регулируемых вопросов акты военного управления могут быть разделены на:
— акты управления боевыми действиями войск;
— акты строевого управления и организации служб войск;
— акты материально-технического обеспечения войск.
Акты военного управления, в том числе и акты управления воинской части, должны отвечать определенным требованиям. Основное требование, предъявляемое к актам военного управления, состоит в том, чтобы они не противоречили закону и актам вышестоящих государственных органов, были изданы на их основе и в установленных в них целях. Акты нижестоящих органов военного управления должны, кроме того, находиться в строгом соответствии с актами вышестоящих военных органов и быть изданными на их основе.
В структурном отношении акты военного управления должны быть составлены кратко, ясно и четко, без употребления формулировок, порождающих различные толкования документов, а также терминов и сокращений, не предусмотренных уставами и наставлениями. В акте военного управления не допускается и дублирование требований, изложенных в ранее изданных актах. При необходимости делаются ссылки на ранее изданный акт. В актах военного управления указываются: наименование акта, его дата и место издания; орган, издавший акт; круг органов и лиц, обязанных исполнить акт; содержание предписываемых действий и срок их исполнения.
Сегодня в условиях, когда отношения между Вооруженными Силами и государством начали регулироваться законами, а деятельность самих Вооруженных Сил стала более «прозрачной», значение норм военного права, является необходимостью не только для военнослужащих, но и для всех тех, кому на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», так или иначе придется участвовать в деле создания и обеспечения безопасности Российской Федерации.
Военное право является самостоятельной отраслью права в складывающейся сегодня системе права Российской Федерации. Оно призвано регулировать особую область общественных отношений, которые возникают в сфере организации обороны страны, ее безопасности и военного строительства.
В соответствии с данными науки теории государства и права самостоятельная отрасль права, как известно, должна отвечать трем основным требованиям.
Во-первых, она должна иметь определенный вид общественных отношений, которые составили бы присущей этой отрасли права предмет правового регулирования, отличающийся по своему характеру и содержанию от предмета регулирования других отраслей российского права.
Во-вторых, ей должна соответствовать особая система норм права, рассчитанная на регулирование именно этого особого вида общественных отношений, Причем такая система правовых норм должна образовать обособленную общность и закрепляться в более или менее самостоятельных источниках.
В-третьих, в формировании особой отрасли права должно быть заинтересовано само государство, которое, придавая большее значение той или иной сфере общественной жизни, желает обстоятельно отладить ее, в том числе и с помощью своей правотворческой деятельности.
Обособленная система норм военного права закреплена в действующем обширном военном законодательстве и регулирует эту сферу общественных отношений. У военных отношений большое будущее и объективная политическая значимость. Российская Федерация, как суверенное государство, кровно заинтересовано в обособленном правовом регулировании военных отношений и к настоящему времени уже сложилась целая система военного законодательства, основанная на положениях Конституции Российской Федерации 1993 года.
Значимость в оптимальном регулировании военных отношений в Российской Федерации объясняется и тем, что военная безопасность страны остается весьма актуальной и в современном мире, независимо от демократизации межгосударственных отношений.
Правовое регулирование военных отношений в современном российском государстве осуществляется прежде всего в интересах безопасности страны, ее граждан. Сегодня Россия строит правовое государство. Однако и правовое государство нуждается в обеспечении своей военной безопасности и оно, поэтому само заинтересовано в организации обороны, в четком определении прав и обязанностей всех субъектов права, имеющих отношение к вопросам военного строительства.
Знание основ военного права позволяет регулировать отношения между областью военного строительства и гражданами России.
орган военный акт оборона управление
1. Адельханян Р.А. Военные преступления в современном праве. М., 2003.
3. Военное право: Учебник для военно-учебных заведений Вооруженных Сил Российской Федерации/ Под ред. Н.И. Кузнецова. М., 1996.
4. Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб., 2003.
5. Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М., 2001.
6. Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Военное право: Учебник. М., 1998.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Конституционное право Российской Федерации как юридическая наука, отрасль права и учебная дисциплина. Развитие науки конституционного права на современном этапе. Общественные отношения, возникающие в процессе реализации российского конституционного права.
курсовая работа [74,9 K], добавлен 03.07.2015
реферат [16,5 K], добавлен 22.01.2009
Понятие системы законодательства. Основные направления взаимоотношения системы права и системы законодательства. Военное законодательство – комплексная отрасль законодательства РФ. Общая характеристика и особенности отрасли военного законодательства.
дипломная работа [100,1 K], добавлен 29.08.2012
презентация [3,9 M], добавлен 26.12.2012
Соотношение муниципального права с другими отраслями российского права. Прямая и представительная демократия в системе местного самоуправления. Источники муниципального права и их подразделение. Предмет муниципального права как комплексной отрасли права.
контрольная работа [25,3 K], добавлен 28.02.2017
Порядок объявления военного положения в Российской Федерации, издание указа Президента. Детальное определение режима военного положения. Политические права и свободы граждан, их соблюдение и защита государством. Источники конституционного права России.
контрольная работа [30,3 K], добавлен 20.01.2010
Уголовное право России — самостоятельная отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер правового характера; задачи, функции и принципы. Уголовная политика РФ.
контрольная работа [33,7 K], добавлен 08.03.2012