военнослужащий прописан у родителей имеет ли он право на признание нуждающимся
Изменение нормы жилья на ребенка при достижении им 18 лет
Согласно абз. 5 п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено этим федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:
дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Исходя из содержания указанной нормы, следует, что дети военнослужащего старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, дети, находящиеся на иждивении, имеют также право на обеспечение жильем.
Вместе с тем в соответствии с абз. 3 п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ и Семейного кодекса РФ.
Следовательно, если ребенок военнослужащего не соответствует требованиям, предъявляемым к детям в абз. 5 п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», на момент предоставления жилья, то это не означает, что он не относится к членам семьи военнослужащего, имеющего право на обеспечение жильем.
Для отнесения детей к членам семьи военнослужащего с учетом положений Жилищного кодекса РФ могут учитываться конкретные обстоятельства, в частности, ведение совместного хозяйства, проживание детей вместе с военнослужащим и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
Почему военный, проживавший у родственников, может потерять право на служебку
Тема регистрации военнослужащих у родственников и проживания в их жилом помещении, а также последствий этого при признании нуждающимся не теряет своей актуальности. Судебная практика по данному вопросу во многом очень спорная и неоднозначная, поэтому каждый нюанс может сыграть огромную роль и зачастую не в пользу военнослужащего. Сегодня разберем позицию высших судебных инстанций по проживанию военных у родственников и реально ли будет при выезде от них признаться в служебном жилом помещении.
Кстати, не так давно мы выпускали блог про регистрацию у родственников и о том, как не потерять право на обеспечение основным жильем. Ссылка приведем ниже, советуем посмотреть.
Начнем с истории, которая и легла в основу обзора суда.
Военнослужащий проходил военную службу по контракту. До поступления на военную службу и после начала её прохождения был зарегистрирован в том же населённом пункте в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его матери. Далее он женился и по адресу указанного жилья зарегистрировал и свою супругу. Там они проживали на основании договора найма жилого помещения. Договор прекратил свое действие и вскоре они вдвоём осуществили регистрацию по адресу воинской части. И соответственно подали документы о признании нуждающимся в служебном жилом помещении. Однако, решением жилищного органа военному было отказано во включении в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, поскольку за ним сохранялось право пользования жилым помещением в населённом пункте по месту прохождения военной службы. При этом снятие с регистрационного учета и отказ от права пользования данным жилым помещением были расценены жилорганом как недобросовестное осуществление прав, т.е. попросту злоупотребление правом в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. Военнослужащий не согласился с этим и обратился в суд за защитой своих прав. Прошел три инстанции по судебному спору.
Давайте посмотрим, что сказал в итоге суд по данной ситуации.
Подробнее в 99-м выпуске нашего военно-правового видео блога:
Гарантированное статьёй 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение служебными жилыми помещениями подлежит реализации при отсутствии к этому препятствий, установленных иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одно из таких препятствий установлено частью 2 статьи 99 ЖК РФ, согласно которой специализированные жилые помещения, включая служебное жильё, предоставляются по установленным в названном Кодексе основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно руководствовались нормами статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», положениями статей 31, 92 и 99 ЖК РФ, и разъяснениями, содержащимися в пунктах 11 и 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14, анализ которых в их системной взаимосвязи позволил судам прийти к обоснованному выводу о том, что прекращение военнослужащего права пользования жилым помещением в том же населённом пункте, где он проходит службу, и снятие с регистрационного учёта по адресу данного жилья, принадлежащего на праве собственности его матери, не влечёт возникновения у военного ведомства автоматически обязанности предоставить служебное жилое помещение при том, что согласно абзацу 11 пункта 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу.
Далее особо хотим обратить ваше внимание на ключевой вывод суда, который сейчас процитирую.
Вопреки доводам кассационной жалобы, не влияет на правильность выводов судебных инстанций указание административного истца на то, что он был вселён в приобретённое матерью жилое помещение и зарегистрирован по его адресу как наниматель жилья, поскольку военнослужащий, проживая со своей матерью в принадлежащей ей на праве собственности квартире, приобрёл право пользования этим жилым помещением как член семьи собственника в силу родственных отношений!
Я уже не однократно говорила, что сейчас вопрос судебной оценки договора найма с родственниками приобретает негативный окрас. И вот наглядное подтверждение в виде решения суда. То есть ранее в практике было совсем наоборот — достаточно было иметь с родственниками договор найма, чтобы жилорганы не имели никаких претензий, поскольку такой договор доказывал отдельное ведение совместного хозяйства. А сейчас все больше и больше появляется выводов высших судов о наличии права пользования именно в силу родственных отношений. Хотя особо подчеркну, что законом при такой трактовке даже не определен этот круг родственников.
Кстати уточню, что такой же подход сейчас справедлив и при признании нуждающимся в постоянном жилом помещении.
Поэтому на основании всего вышесказанного, чтобы свести к минимуму возможность возникновения проблем с жилобеспечением рекомендуем прекращать такие договора именно через суд. Советуем поступать именно так, чтобы в дальнейшем вам не приписали факт злоупотребления правом и был шанс нормально решить данный вопрос.
Хотя не устаем повторять в судебной практике бывают разные случаи. Это состязательный процесс и тут многое зависит от вашего юриста, его практического опыта и насколько грамотно он сумеет подготовить подобный суд.
На этом на сегодня все, повышайте правовую грамотность вместе с Начфин.инфо, ну а если у Вас случились непредвиденное, можете смело обращаться в наше юридическое бюро «Начфин.инфо-39».
Право собственности и право пользования у военного. Как не остаться без жилья при признании нуждающимся.
Сегодня поговорим о проблеме признания военнослужащих нуждающимся в жилых помещения и как на это влияет наличие у него собственности и право пользования жильем.
Статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гласит о том, что военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным в статье 51 ЖК РФ. Статья 51 ЖК РФ в свою очередь говорит о том, что при признании нуждающимся учитываются квадратные метры на праве собственности и на праве пользования. К сожалению, проанализировав поступающие вопросы на нашу горячую линию, мы видим, что многие не понимают в чем разница, некоторые отождествляют эти понятия, другие недоумевают, что оказывается и на праве пользования учитываются метры при признании нуждающимся в постоянном жилье.
Поэтому в этом блоге мы и рассмотрим в чем отличие права собственности от права пользования, в чем тут проблема и как военнослужащему не лишиться жилья из-за лишних квадратных метров.
Разберем сегодня как жилорганы учитывают право собственности и отдельно право пользования при признании вас нуждающимся в постоянном жилье.
Итак, согласно ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся собственниками жилых помещений. Согласно закона собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Право собственности на имущество, согласно нормам гражданского кодекса, может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Таким образом, в момент признания нуждающимся военнослужащего и членов семьи, жилорганами всегда учитываются квадратные метры на праве собственности, имеющиеся у них, полученные в результате: договора купли-продажи, то есть тут подразумевается обычная гражданско-правовая сделка.
Очень часто слышу такой вопрос, я приобрел жилье в ипотеку, учтут ли мне его при признании нуждающимся. А некоторые военные при этом делают странный вывод, о том что такая квартира по их мнению, не находится в собственности.
Хочу развеять заблуждение о том, что ипотечная квартира якобы не находится в собственности. Уважаемые военнослужащие, запомните, квартира в ипотеке, это Ваша собственность. Она находится в обременении, простыми словами, в залоге. А это значит весь риск последствий при невыплате ипотеки, вы берете на себя. Другими словами, если в момент признания нуждающимся у Вас эта квартира в наличии и на торгах ее никто еще не продал, то конечно эти квадраты будут учтены жилорганами. Тоже самое, кстати, касается и подобных сделок, проводимых членами вашей семьи.
Добавлю, что также квадратные метры учтут, если жилье получено в собственность по договору мены, либо дарения. Это же касается и получения жилья в порядке наследования.
Более того, также метры учтут, если есть имущество, которое можно квалифицировать как совместно нажитое имущество в период брака.
И это довольно острый вопрос ведь если, например супруга приобрела жилье по военной ипотеке большой площади жилорганы на практике снимают такого военного с очереди нуждающихся. Тоже самое справедливо для случая развода, ведь режим совместной собственности никуда не девается даже при расторжении брака.
Военные постоянно пытаются судиться по данному вопросу, но к сожалению, практика в целом отрицательная, но в некоторых ситуациях мы решаем этот вопрос. Поэтому в случае необходимости можем помочь, обращайтесь.
Еще здесь можно перечислить договор передачи в собственность жилого помещения в порядке приватизации. Эта тема большая и достаточно сложная поэтому, останавливаться на этом сейчас не будем, но ниже приведем ссылки на тематические блоги, советуем ознакомиться.
Идем далее. Предполагаю ваш вопрос, если квадратные метры учтут то, как именно.
Более подробно на него мы уже отвечали, рекомендую посмотреть наш прошлый блог про учетную норму и норму предоставления — там мы разбирали данную тему, ссылка будет ниже.
Сейчас же напомню вкратце, что при признании нуждающимся используется учетная норма — в каждом регионе она разная, в среднем от 8 до 14 кв.м. Например, если имеется семья из 4 человек, учетная норма в регионе 10 квадратных метров, в собственности квартира 60 кв.м., то соответственно согласно учетной норме, вы будете считаться обеспеченным — т.к. жилорганы10 умножат на 4 и получат 40, а у военного имеется целых 60 квадратов.
Кстати, по поводу норм очень часто слышу и такое, от чего приходишь в недоумение, посудите сами, военнослужащий имея несколько квартир, спрашивает, а что еще он может получить от государства. Ответ напрашивается сам — ничего, другими словами, если с учетом имеющегося жилья по учетной норме не проходите какие еще могут быть вопросы.
На этом думаю разбор по учету права собственности мы закончим.
Переходим к праву пользования, как самостоятельному основанию для отказа в признании нуждающимся.
В данном случае право пользования военнослужащего рассматривается в контексте, когда военный зарегистрирован и проживает в жилом помещении как член семьи без договора, либо когда право пользование определено заключенным договором между собственником и самим военным. И здесь кроется много проблем. До настоящего времени выясняется, что большинство военнослужащих зарегистрированы у родственников и там проживают без договора. К таким правоотношениям жилорган однозначно применит часть 2 ст 31 ЖК РФ. Она гласит: члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. И соответственно квадратные метры будут учтены.
Для понимания приведем наглядный пример:
Военный зарегистрирован в доме своих родителей общей площадью 80 квадратных метров. В доме зарегистрированы родители и сам военный. То есть 80/3=26,6 квадратных метров будут учтены за военным и ему откажут в признании, указав, что военный является членом семьи и имеет право пользование 1/3.
Поэтому этот пример показывает, как делать, однозначно, нельзя.
Иногда, в таких случаях военный задает вопрос, а если родители там не проживают и не зарегистрированы, что будет в этом случае. Поясним, в таком случае суды говорят, что данное обстоятельство не влияет на сам факт вселения как члена семьи, поскольку никаких соглашений, определяющих их права иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом, с собственником не имеется.
И второй момент, с которым мы часто сталкиваемся. Честно, не знаю, откуда эта тенденция, но большинство военных заключают договора найма с родственниками, где определено безвозмездное пользование. При этом бездумно скачивается образец договора с интернета, который затем предоставляют в жилорганы. В итоге подобные безграмотные документы дают повод жилорганам признать, что военный вселился как член семьи а значит учесть за ним квадратные метры жилья на праве пользования. И суды к сожалению зачастую поддерживают позицию жилорганов в такой ситуации. Безусловно, в теме учета квадратов на праве пользования в целом много нюансов, особенно, если дело касается защиты интересов военных в суде. Сегодня мы коснулись лишь верхушки айсберга и в каждой ситуации нужно разбираться отдельно.
Подведем итог нашего выпуска. И дадим несколько важных советов, как говорится, как не остаться у разбитого корыта.
Смотрите 89-й выпуск нашего военно-правового видео блога:
1. Если вы планируете признаваться нуждающимся в жилом помещении и хотите забрать причитающееся от государства по максимуму, то конечно, лучше в период службы не приобретать и не оформлять на себя или членов семьи право собственности, иначе это может послужить поводом к отказу в признании нуждающимся. Если же вы планируете избавиться от подобного жилья, то не забывайте, что здесь применят 5-летний срок намеренного ухудшения.
2. если Вы вселились в квартиру своих родственников, либо супруги, без заключения с ними соглашения, то вы должны понимать, что в этом случае будет практически не реально доказать, что Вы не являетесь членом их семьи, даже если эти родственники фактически будут проживать отдельно от Вас в другом жилом помещении.
3. безграмотные договора безвозмездного пользования также приведут к учету квадратных метров на праве пользования. Договор должен быть возмездный и срочный — то есть иметь ограниченный срок.
4. Также не должно быть регистрации у родственников в жилом помещении во избежании учета метров на праве пользования. Подробнее как регистрация может привести к потере жилья, посмотрите в нашем блоге по ссылке под видео.
И в заключении, добавлю важное для понимания ситуации, уважаемые военнослужащие судебная практика сейчас меняется чуть ли не каждые полгода, тенденции к экономии бюджета растут в геометрической прогрессии, поэтому военному все труднее и труднее защищать свои права в суде, в целом складывается очень много негативной судебной практики. Поэтому повторю и порекомендую простой, но крайне эффективный подход, перед признанием нуждающихся, не поленитесь, проконсультируйтесь с юристом, если чувствуете, что могут быть проблемы. Это с большой вероятностью поможет уберечь Вас в дальнейшем от потери жилья, так как, к сожалению, не всегда при получении отказа жилорганов можно исправить ситуацию и помочь.
На этом на сегодня все, повышайте правовую грамотность вместе с Начфин.инфо, ну а если у Вас случились непредвиденное, можете смело обращаться в наше юридическое бюро «Начфин.инфо-39».
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2011 г. N 512
О ПОРЯДКЕ
ПРИЗНАНИЯ НУЖДАЮЩИМИСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
ОБЕСПЕЧИВАЕМЫХ НА ВЕСЬ СРОК ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ СЛУЖЕБНЫМИ
ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ, И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМ ЖИЛЫХ
ПОМЕЩЕНИЙ В СОБСТВЕННОСТЬ БЕСПЛАТНО
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.03.2015 N 201,
В соответствии с абзацами третьим, двенадцатым и тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Правительство Российской Федерации постановляет:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 N 900)
1. Утвердить прилагаемые:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 N 900)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 N 900)
2. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Постановлением.
от 29 июня 2011 г. N 512
ПРАВИЛА
ПРИЗНАНИЯ НУЖДАЮЩИМИСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.03.2015 N 201,
(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 N 900)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 N 900)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 N 900)
а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;
д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в подпункте «г» пункта 3 настоящих Правил, не могут быть получены, он представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения.
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Форма решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) устанавливается федеральными органами.
6. Военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
7. Уполномоченные органы не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) выдают или направляют военнослужащим, подавшим заявление, предусмотренное пунктом 3 настоящих Правил, указанное решение с приложением заверенных уполномоченными органами копий рассмотренных документов.
8. Уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей.
9. Датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, и представленных документов.
10. Датой принятия на учет военнослужащего, который не может представить заявление, предусмотренное пунктом 3 настоящих Правил, и документы в силу нахождения в служебной командировке или на лечении, несения боевого дежурства, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, военного положения и вооруженных конфликтов, участия в боевых действиях, учениях, походах кораблей, предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в иных мероприятиях, связанных с исполнением обязанностей военной службы вне места постоянной дислокации воинской части, а также нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен) либо в положении заложника или интернированного является дата возникновения права военнослужащего на признание его нуждающимся в жилом помещении, но не ранее даты возникновения указанных обстоятельств.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 N 900)
12. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), состоящие на учете в соответствии с настоящими Правилами, обязаны в течение 5 дней сообщить в уполномоченные органы об изменении сведений в ранее представленных ими документах.
14. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете:
б) до заключения гражданами, уволенными с военной службы, обеспечиваемыми на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, нового контракта о прохождении военной службы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 N 900)
15. Решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил, и выдается или направляется военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) в течение 3 рабочих дней.
Формы решения о снятии с учета устанавливаются федеральными органами.
16. Федеральные органы осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, устанавливаемом федеральными органами.
к Правилам признания
нуждающимися в жилых помещениях
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 N 201)
(наименование уполномоченного органа)
(воинское звание, Ф.И.О.)
(индекс, почтовый адрес,
Прошу признать меня, _________________________________________________,
(воинское звание, Ф.И.О.)
нуждающимся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного
кодекса Российской Федерации и принять на учет для обеспечения жилым
помещением в ______________________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации
и административно-территориального образования субъекта Российской
Федерации (для городов федерального значения наименование
административно-территориального образования субъекта Российской
Федерации не указывать))
(серия, номер, кем и когда выдан)
Удостоверение личности _______________________________________________.
(серия, номер, кем и когда выдан)
Личный номер _________________________________________________________.
дата получения офицерского звания в связи с окончанием
военной образовательной организации высшего образования)
(наименование органа военного управления, воинской части, организации)
супруга (супруг) ______________________________________________________
иные члены семьи: _____________________________________________________
(степень родства, Ф.И.О., дата рождения)
(степень родства, Ф.И.О., дата рождения)
Сообщаю о себе и членах семьи сведения.
I. Сведения о наличии жилых помещений, занимаемых по договорам
социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности мне и членам
Фамилия, имя, отчество
Паспорт (свидетельство о рождении), серия, номер, кем и когда выдан
Вид имущества, площадь, кв. м
Основание пользования (договор социального найма, документ, подтверждающий право собственности), дата и реквизиты договора