военный договор россии и китая
Военный союз России и Китая: основания, перспективы и последствия
4 февраля 2021 года состоялся телефонный разговор между министрами иностранных дел России и Китая Сергеем Лавровым и Ван И, значение которого сложно переоценить.
В рамках переподписания Договора о дружбе и добрососедстве, который в скором времени истекает, Пекин предложил наполнить новый договор эпохальным содержанием, отражающим не только стремление обеих стран защитить собственную безопасность, безопасность друг друга, но и безопасность сопредельных государств. Фактически можно говорить о том, что Пекин предложил Москве заключение официального военного союза.
Важно отметить, что произошедшее не есть внезапная инициатива Пекина. Судя по многочисленным оговоркам и заявлениям, в том числе, и первых лиц, в закрытом режиме этот вопрос обсуждался едва ли не с 2016 года, а к 2020 произошло серьезное сближение взаимных взглядов.
В частности, президент России 22 октября 2020 в Ново-Огарево заявил, что вполне допускает заключение военного союза между двумя странами, хотя «в общем» они в этом не нуждаются. На что китайская сторона тут же отреагировала «очень тепло».
Так что глобальное геополитическое и сближение между Россией и Китаем является процессом закономерным и неизбежным. Особенно учитывая тот факт, что у обеих стран очень схожие цели и долгосрочные стратегии, которые, к тому же, даже в очень обозримом будущем между собой не пересекаются. А значит, на протяжении минимум полувека, если не больше, между нашими странами не должно возникнуть хоть сколько-нибудь серьезных конфликтов, способных вылиться в вооруженное противостояние.
И на всем этом периоде у нас присутствует общий достаточно серьезный противник и одинаковая геополитическая цель.
Интерес Китая в этом союзе заключается в трех моментах.
Во-вторых, получив гарантию прикрытия спины, Пекин может сосредоточить армию на достаточно узком «восточном» участке потенциального фронта, тем самым гарантированно обеспечив получение на нем решающего превосходства в силах и средствах.
В-третьих, наличие такого договора не просто развяжет руки Китаю в «тайваньском вопросе», но и будет означать неофициальное признание Россией за ним права этот «вопрос» решать по собственному усмотрению.
В чем может заключаться российский интерес в таком союзе?
В первую очередь, подписание подобного договора автоматически вынудит Китай занять более активную и явно пророссийскую позицию по множеству важных для нас международных вопросов. От «чей Крым» и санкций против СП-2 до поддержки российской экономики финансами и промышленности технологиями.
Далее, он подспудно формирует отличный фундамент четкого разделения интересов двух стран в Средней Азии и всем прочем постсоветском пространстве, в котором пока сохраняется слишком высокий уровень неопределенности. И если по Средней Азии и Туркестану возможны очень широкие комбинации выстраивания совместных интересов, то на западных рубежах России Пекин может только поддержать формулировку, что эти земли входят в зону российских стратегических интересов, точно так же как и Тайвань в зону стратегических интересов Пекина.
Главное, что в итоге появляется возможность синхронизации взаимной позиции по вопросу целесообразности сохранения европейского интеграционного проекта. Нам с ним «определяться» все равно потребуется без вариантов. Но с поддержкой экономической махины КНР решить эту задачу России будет гораздо проще, чем в одиночку.
Понятно, что, кроме преимуществ, возможный военный союз между РФ и КНР также имеет свои спорные моменты. Некоторые из них довольно существенны. Можно сказать, что, учитывая разницу в экономическом весе и размерах кругов внешнеполитических проблем, а также некотором мировоззренческом расхождении, в случае подписания такого договора, Москва оказывается в определенной зависимости от внешней и внутренней политики Пекина. И это действительно так.
Однако верно и обратное. В точно такой же зависимости оказывает и Китай. И коль он согласие на договор выражает, значит, с этой взаимной зависимостью правящая элита страны согласна.
Так что, нельзя исключать, что уже в текущем году, максимум, в 2022, официальный военный союз России с Китаем вполне может быть заключен.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Современные российско-китайские отношения официально определяются сторонами как «отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающие в новую эпоху» (в соответствии с совместным заявлением лидеров двух стран по итогам визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию в июне 2019 г.). Их основные принципы и направления развития отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г., 20-летие подписания которого рассматривается лидерами двух стран в качестве ключевого события политического диалога в 2021 г.
Осуществляются интенсивные контакты на высшем и высоком уровнях.
19 мая с.г. В.В.Путин и Си Цзиньпин в формате телемоста приняли участие в церемонии начала сооружения четырех энергоблоков российского дизайна на АЭС «Тяньвань» и «Сюйдапу» в КНР. 28 июня состоялась беседа глав России и Китая в формате видеоконференции. По ее итогам принято Совместное заявление к 20-летию подписания «базового» российско-китайского договора. 25 августа проведен телефонный разговор лидеров двух стран, обсуждались вопросы двусторонней повестки дня, афганская и шосовская проблематика.
На ежегодной основе функционирует механизм регулярных встреч глав правительств, повестка дня которого охватывает весь комплекс двустороннего практического сотрудничества. В его рамках на уровне вице-премьеров действуют пять межправительственных комиссий: по подготовке регулярных встреч глав правительств (24-е заседание проведено в формате видеоконференции 24 ноября 2020 г.), гуманитарному (21-е заседание по видеосвязи состоялось 25 ноября 2020 г.), инвестиционному (7-е заседание проведено в режиме ВКС 17 ноября 2020 г.) и энергетическому сотрудничеству (17-е заседание проведено 24 ноября 2020 г. в режиме видеомоста), а также по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона России и Северо-Востока КНР (3-е заседание состоялось 29 сентября 2020 г. в видеоформате). В их структуру входит около 60 отраслевых подкомиссий и рабочих групп.
Функционирует Межпарламентская комиссия по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации с Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП). Ее 6-е заседание в удаленном режиме прошло 2 ноября 2020 г. под сопредседательством Председателя Государственной Думы В.В.Володина и Председателя Постоянного комитета ВСНП Ли Чжаньшу. В мероприятии также приняла участие Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко.
Развивается взаимодействие между Администрацией Президента Российской Федерации и аппаратом ЦК Компартии Китая. На регулярной основе организуются консультации по стратегической безопасности – 25 мая 2021 г. в Москве состоялся 16-й раунд (Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушев – член Политбюро ЦК КПК, руководитель Канцелярии Комиссии ЦК КПК по международным делам Ян Цзечи), а также по вопросам общественной безопасности, юстиции и правопорядка (Н.П.Патрушев – член Политбюро ЦК КПК, секретарь Политико-юридической комиссии ЦК КПК Го Шэнкунь), на сегодня проведено 6 заседаний.
Поддерживается активный контакт на уровне глав внешнеполитических ведомств. 22-23 марта с.г. состоялся рабочий визит С.В.Лаврова в Китай (г.Гуйлинь) и его переговоры с членом Госсовета, Министром иностранных дел КНР Ван И. 15 июля они встретились в рамках международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» (г.Ташкент), а 16 сентября – «на полях» сессии Совета глав государств – членов ШОС (г.Душанбе). 4 февраля, 4 июня и 16 августа с.г. министры общались в телефонном формате. Очередная очная беседа состоялась 30 октября с.г. (г.Рим).
Двусторонний товарооборот, по данным российской статистики, в 2020 г. составил 104 млрд долл. (-6,7%), в том числе экспорт России в КНР – 57,3 млрд долл. (-14,4%), импорт из Китая – 54,1 млрд долл. (+1,4%). В январе-июле 2021 г. объем торговли вырос на 29,1% до 74,1 млрд долл., в том числе экспорт из России составил 36,8 млрд долл. (+31,1%), импорт из КНР – 37,3 млрд долл. (+27,3%).
Россия и Китай тесно взаимодействуют в борьбе со вспышкой коронавируса. 5 февраля 2020 г. самолетами Минобороны России осуществлена эвакуация 144 граждан Российской Федерации и ряда стран СНГ из г.Ухань. Страны оказали друг другу гуманитарную помощь, направили специалистов, на регулярной основе проводят экспертные консультации.
21 января с.г. в формате видеоконференцсвязи состоялись консультации Роспотребнадзора с китайскими профильными ведомствами, в результате которых достигнуто взаимопонимание о запуске работы по гармонизации стандартов и сопоставлению подходов к проведению тестирования на COVID-19, обмену данными и выработке алгоритма действий при обнаружении положительных проб. В начале февраля с.г. в состав научной миссии ВОЗ, побывавшей в г.Ухань с целью установления источника новой коронавирусной инфекции, вошел российский эксперт.
По линии Российского фонда прямых инвестиций достигнуты договоренности о производстве отечественной вакцины «Спутник V» на мощностях китайских фармацевтических компаний. ООО «НПО Петровакс Фарм» сотрудничает с китайской компанией «Кансино» по разработке и производству в России китайского вакцинного препарата «Конвидеция».
Россия и Китай не имеют друг к другу территориальных претензий, что зафиксировано в статье 6 Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем от 16 июля 2001 г. В соответствии
с межправительственным соглашением о режиме российско-китайской государственной границы от 9 ноября 2006 г. для контроля за ее выполнением создана Совместная Российско-Китайская Комиссия по границе, сессии которой проводятся два раза в год поочередно в России и КНР. Действует уникальный для Восточной Азии механизм мер доверия в военной области в районе границы с участием России, КНР, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.
Между российскими и китайскими регионами сложились 364 партнерские пары, в том числе 135 – на уровне субъектов Федерации, 229 – по линии муниципалитетов. 59 субъектов Российской Федерации связаны с регионами КНР соглашениями, у около 100 муниципальных образований имеются побратимы или партнеры в Китае.
В мае 2013 г. запущен формат взаимодействия «Волга-Янцзы» между регионами Приволжского федерального округа (ПФО) и верхнего и среднего течения реки Янцзы (в июле 2016 г. преобразован в Совет по межрегиональному сотрудничеству регионов ПФО и верхнего, среднего течения Янцзы), который охватывает 14 субъектов ПФО и 6 китайских административных образований провинциального уровня. К настоящему времени в данном формате заключено 52 рамочных соглашения о сотрудничестве.
2020-2021 гг. объявлены главами государств Годами российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества. Церемония открытия состоялась 26 августа 2020 г. в формате телемоста. В совместный План вошли более тысячи мероприятий в таких сферах, как робототехника, материаловедение, биотехнологии, информационные технологии, искусственный интеллект, агротехнологии, медицина, а также социально-культурной направленности. В 2020 г. состоялось около 650 мероприятий, как заявленных в Плане, так и дополнительных. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, а также действующими в России и Китае мерами по предотвращению распространения COVID-19, большинство из них проводятся в онлайн-формате.
Развиваются неправительственные обмены, в том числе между политическими партиями. Основным каналом диалога между представителями общественности является созданный в 1996 г. по решению глав государств Российско-Китайский Комитет дружбы, мира и развития. «Народная дипломатия» также осуществляется по линии Общества российско-китайской дружбы.
10-15 мая 2013 г. прошел первый в истории визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Китай, в ходе которого состоялась встреча с Председателем КНР Си Цзиньпином, проведены богослужения
в Пекине, Харбине и Шанхае. 8 мая 2015 г. в Москве организована вторая встреча Патриарха с Си Цзиньпином.
Одна из важнейших составляющих российско-китайского стратегического партнерства – осуществление координации для поддержания глобальной стратстабильности. В декабре 2020 г. подписан Протокол о продлении на десятилетний период двустороннего Соглашения об уведомлениях о пусках баллистических ракет и космических ракет-носителей. В этом же месяце состоялось второе совместное воздушное патрулирование района Японского и Восточно-Китайского морей с задействованием стратегических бомбардировщиков ВКС России и ВВС НОАК.
Подходы России и КНР к принципиальным вопросам современного миропорядка и ключевым международным проблемам совпадают или близки. На этой основе поддерживается тесное взаимодействие в международных делах. Помимо регулярных встреч глав внешнеполитических ведомств в ходе взаимных визитов и «на полях» международных форумов, между МИДами России и Китая действует система плановых консультаций на уровне заместителей министров и руководства подразделений.
Позиция России по тайваньскому вопросу зафиксирована в российско-китайском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 г. и состоит в том, что существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань, а правительство КНР выступает в качестве единственного законного правительства, представляющего весь Китай. КНР не возражает против развития Россией неофициальных связей с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной, спортивной и других практических областях.
Москва и Пекин обновляют соглашение о военном сотрудничестве
По словам источника «Ведомостей», близкого к Минобороны России, министерство решило инициировать подписание нового соглашения о военном сотрудничестве между двумя странами для создания нормативно-правовой основы. Предыдущая версия документа датирована 1993 г. и с тех пор формат взаимодействия России и Китая существенно изменился, поясняет собеседник «Ведомостей»: например, учения теперь охватывают морской, наземный и воздушный компоненты, предусматривая в том числе нанесение совместных ударов по вероятному противнику (как было, к примеру, во время авиационной части учений «Мирная миссия – 2018» на одном из полигонов Центрального военного округа в Чебаркуле).
Со времени подписания действующего соглашения ситуация радикально изменилась и в отношениях двух стран, в том числе в военной сфере, и в целом во всем мире, продолжает еще один источник, близкий к Минобороны России. С начала 2000-х гг. Россия и Китай провели значительное количество совместных учений миротворческих сил, сухопутных войск, флота и совместные тренировки противоракетной обороны. Самым крупным мероприятием стали прошлогодние маневры «Восток-2018» Восточного военного округа российских Вооруженных сил, куда прибыла целая механизированная бригада Народно-освободительной армии Китая, которая обозначала действия китайской армейской группы (объединение, эквивалентное российской общевойсковой армии). Подобных учений не было ранее ни в российской, ни в китайской практике, говорит собеседник «Ведомостей». При этом российско-китайские отношения в военной сфере не являются военным союзом и, по официальной трактовке, не направлены против какой-либо третьей стороны, однако носят при этом все более глубокий характер. Фактически армии двух стран продолжают быть готовыми действовать совместно во все более широком диапазоне и учиться реагировать на все большее количество возможных кризисных ситуаций, говорит источник, близкий к Минобороны.
Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой
Подписан Президентом России Владимиром Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем в Москве 16 июля 2001 года
Российская Федерация и Китайская Народная Республика, далее именуемые Договаривающимися Сторонами, опираясь на исторические традиции добрососедства и дружбы между народами России и Китая, считая, что совместные российско-китайские декларации и заявления, подписанные и принятые главами двух государств в период с 1992 года по 2000 год, имеют важное значение для развития двусторонних отношений, убежденные в том, что укрепление дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между ними во всех областях отвечает коренным интересам их народов и способствует сохранению мира, безопасности и стабильности в Азии и во всем мире, подтверждая свои обязательства по Уставу Организации Объединенных Наций и другим международным договорам, участницами которых они являются, желая способствовать утверждению нового справедливого и рационального международного порядка, основанного на строгом соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права, стремясь поднять отношения между ними на качественно новый уровень, преисполненные решимости передавать дружбу между своими народами из поколения в поколение, договорились о нижеследующем:
Договаривающиеся Стороны на долгосрочной основе всесторонне развивают отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования.
Договаривающиеся Стороны в своих взаимоотношениях не применяют силу или угрозу силой, не используют друг против друга экономические и иные способы давления и разрешают разногласия между собой исключительно мирными средствами в соответствии с положениями Устава ООН, другими общепризнанными принципами и нормами международного права.
Договаривающиеся Стороны, взаимно уважая выбор пути политического, экономического, социального и культурного развития, сделанный каждой из них в соответствии со своими внутренними условиями, обеспечивают долговременное и стабильное развитие отношений между двумя государствами.
Российская Сторона поддерживает политику Китайской Стороны в вопросах, касающихся защиты государственного единства и территориальной целостности Китайской Народной Республики.
Китайская Сторона поддерживает политику Российской Стороны в вопросах, касающихся защиты государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации.
Российская Сторона подтверждает неизменность своей принципиальной позиции по тайваньскому вопросу, изложенной в политических документах, подписанных и принятых главами обоих государств в период с 1992 года по 2000 год. Российская Сторона признает, что в мире существует только один Китай, Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Российская Сторона выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме.
Договаривающиеся Стороны, с удовлетворением отмечая отсутствие взаимных территориальных претензий, преисполнены решимости превратить границу между ними в границу вечного мира и дружбы, передаваемой из поколения в поколение, и прилагают для этого активные усилия. Договаривающиеся Стороны руководствуются международно-правовыми принципами территориальной неприкосновенности и нерушимости государственных границ, неукоснительно соблюдают государственную границу между ними.
Договаривающиеся Стороны в соответствии с Соглашением между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16 мая 1991 года продолжат переговоры для разрешения вопросов о прохождении линии российско-китайской границы на еще не согласованных ее участках. До разрешения этих вопросов они соблюдают статус-кво на еще не согласованных участках границы между ними.
Договаривающиеся Стороны осуществляют меры по укреплению доверия в военной области и взаимному сокращению вооруженных сил в районе границы на основе действующих соглашений. Договаривающиеся Стороны расширяют и углубляют меры доверия в военной области с целью укрепления безопасности каждой из них, упрочения региональной и международной стабильности.
Договаривающиеся Стороны предпринимают усилия по обеспечению собственной безопасности, основываясь на принципе разумной достаточности вооружений и вооруженных сил.
Военное и военно-техническое сотрудничество между Договаривающимися Сторонами, осуществляемое на основе соответствующих соглашений, не направлено против третьих государств.
Договаривающиеся Стороны не участвуют в каких‑либо союзах или блоках, не предпринимают каких‑либо действий, включая заключение договоров с третьими государствами, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны. Ни одна из Договаривающихся Сторон не допускает использования своей территории третьими государствами в ущерб государственному суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны.
Ни одна из Договаривающихся Сторон не допускает создания и деятельности на своей территории организаций и групп, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны.
В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Договаривающихся Сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также в случае возникновения угрозы агрессии против одной из Договаривающихся Сторон Договаривающиеся Стороны незамедлительно вступают в контакт друг с другом и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы.
Договаривающиеся Стороны укрепляют равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие, используя и совершенствуя механизм регулярных встреч на различных уровнях, прежде всего на высшем и высоком уровнях, проводя регулярный обмен мнениями и согласовывая позиции по вопросам двусторонних отношений, важным и актуальным международным проблемам, представляющим взаимный интерес.
Договаривающиеся Стороны выступают за строгое соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, против любых действий, направленных на оказание силового давления или на вмешательство под каким‑либо предлогом во внутренние дела суверенных государств, намерены прилагать активные усилия для укрепления международного мира, стабильности, развития и сотрудничества.
Договаривающиеся Стороны выступают против действий, которые могли бы создать угрозу международной стабильности, безопасности и миру, взаимодействуют в предотвращении международных конфликтов и их политическом урегулировании.
Договаривающиеся Стороны прилагают совместные усилия по поддержанию глобального стратегического баланса и стабильности, а также всемерно способствуют неукоснительному соблюдению основополагающих договоренностей, обеспечивающих поддержание стратегической стабильности.
Договаривающиеся Стороны укрепляют сотрудничество в Организации Объединенных Наций, ее Совете Безопасности и специализированных учреждениях ООН. Договаривающиеся Стороны предпринимают усилия по укреплению центральной роли ООН как наиболее авторитетной и наиболее универсальной международной организации, образованной суверенными государствами, в решении международных дел, особенно в области мира и развития, по обеспечению главной ответственности Совета Безопасности ООН в области поддержания международного мира и безопасности.
Договаривающиеся Стороны всемерно способствуют укреплению стабильности, утверждению атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества в регионах, прилегающих к их территориям, и содействуют усилиям по созданию в этих регионах соответствующих их реалиям многосторонних механизмов взаимодействия по вопросам безопасности и сотрудничества.
Договаривающиеся Стороны регулируют отношения в области долговых прав и долговых обязательств на основе соответствующих двусторонних межправительственных соглашений и других документов, признают законные права и интересы друг друга в отношении активов и иного имущества одной Договаривающейся Стороны, находящихся на территории другой Договаривающейся Стороны.
Договаривающиеся Стороны на основе взаимной выгоды развивают сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной областях, в ядерной энергетике, в финансовой, космической, авиационной областях, в сфере информационных технологий и других сферах, представляющих взаимный интерес, содействуют развитию приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами и в соответствии с национальным законодательством каждой из них создают для этого необходимые благоприятные условия.
Договаривающиеся Стороны всемерно способствуют развитию обменов и сотрудничества в области культуры, образования, здравоохранения, информации, туризма, спорта и права.
Договаривающиеся Стороны обеспечивают защиту интеллектуальной собственности, в том числе авторских и смежных прав, в соответствии со своим национальным законодательством и международными договорами, участницами которых они являются.
Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в международных финансовых учреждениях, экономических организациях и форумах, а также в соответствии с положениями уставных документов таких учреждений, организаций и форумов способствуют вступлению одной Договаривающейся Стороны в те из них, членом (участницей) которых является другая Договаривающаяся Сторона.
Договаривающиеся Стороны сотрудничают в деле содействия осуществлению прав человека и основных свобод в соответствии со своими международными обязательствами и национальным законодательством каждой из них.
Договаривающиеся Стороны в соответствии со своими международными обязательствами, а также законами и правилами, действующими в каждой из них, предпринимают эффективные меры, гарантирующие законные права и интересы юридических и физических лиц одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны, а также оказывают друг другу необходимую правовую помощь по гражданским и уголовным делам.
Соответствующие органы Договаривающихся Сторон на основе соответствующих законов рассматривают и решают проблемы и споры, возникающие в ходе сотрудничества и хозяйственной деятельности юридических и физических лиц одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны.
Договаривающиеся Стороны осуществляют сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды, предотвращения трансграничных загрязнений, справедливого рационального использования пограничных водотоков, живых ресурсов в северной части Тихого океана и бассейнах пограничных рек, предпринимают совместные усилия для защиты редких видов флоры, фауны и природных экосистем в приграничных районах, а также осуществляют сотрудничество в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в обоих государствах и ликвидации их последствий.
Договаривающиеся Стороны придают важное значение развитию контактов и сотрудничества между федеральными (центральными) органами законодательной и исполнительной властей обоих государств.
Договаривающиеся Стороны всемерно содействуют развитию контактов и сотрудничества между органами судебной власти обоих государств.
Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Договаривающихся Сторон по другим международным договорам, участницами которых они являются, и не направлен против какого‑либо третьего государства.
В целях выполнения настоящего Договора Договаривающиеся Стороны активно содействуют заключению договоров в конкретных областях, представляющих взаимный интерес.
Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами, который будет произведен в Пекине.
Настоящий Договор действует в течение двадцати лет. Срок действия настоящего Договора автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не менее чем за один год до истечения соответствующего периода действия Договора не уведомит в письменной форме другую Договаривающуюся Сторону о своем намерении прекратить его действие.
Совершено в Москве 16 июля 2001 года в двух экземплярах, каждый на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.