вокально хоровая работа в детском саду комплект наглядных пособий
Вокально-хоровая работа в детском саду
Код | 19535 |
Авторы | Картушина М.Ю. |
Издательство | Скрипторий 2003, 2018 |
ISBN | 978-5-98527-142-3 |
Страниц | 176 |
Штрихкод | 9785985271423 |
Размеры (Ш x В x Т) | 165 x 235 x 10 (мм) |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 240 г |
Содержание
Особенности детского голоса. 4
Вокально-хоровая работа. 7
Певческая установка. 8
Работа над дыханием. 11
Дыхательные упражнения без звука. 11
Звуковые дыхательные упражнения. 14
Дыхательные упражнения под музыку. 20
Работа над интонацией. 38
Развитие ладового чувства. 52
Артикуляция и дикция. 64
Расширение диапазона. 81
эа5ота над динамикой. 87
Работа над ритмом. 92
Работа над темпом. 97
Работа над выразительностью. 100
Методика работы над песней. 109
Певческая работа. 113
Приложение 1. Диагностика вокально-хоровых навыков. 130
Приложение 2. Определение уровней развития голоса и вокально-хоровых навыков для детей 4-5 лет. 131
Приложение 3. Раздаточный материал для упражнений на развитие дыхания. 134
Приложение 4. Пособия на ниточках для дыхательных упражнений. 135
Приложение 5. Пособие «Согласные звуки» (для старших дошкольников). 136
Приложение 6. Моделирование песни «Тень-тень». 139
Приложение 7. Моделирование песни «Зимушка». 141
Приложение 8. Песня с движениями «Часы». 143
Приложение 9. Доминантное занятие «В зимнем лесу» (для детей подготовительной группы). 144
Приложение 10. Доминантное занятие по развитию вокально-хоровой техники «Песенки на лесенке» (для детей средней группы). 152
Приложение 11. Доминантное занятие по привитию вокально-хоровых навыков «Как медвежонок стал вежливым» (для детей второй младшей группы). 158
Приложение 12. Музыкальная сказка «Репка». 166
Приложение 13. Анкета для родителей. 170
Словарь музыкальных и хореографических терминов. 172
Музыкальные игры Картушиной для развития певческих навыков дошкольников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста по технологии М.Ю. Картушиной
Цель: развитие певческих способностей детей, воспитание у ребенка интереса и любви к пению, создание условий для высоконравственного личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирование общей культуры посредством обучения детей пению.
Формировать у детей устойчивый интерес и любовь к пению.
Продолжать формировать восприятие определенных способов певческих умений (певческая установка, исполнение на одном дыхании фразы песни, правильность звукообразования, смена различных способов звуковедения).
Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса).
Расширять певческий диапазон.
Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию.
Способствовать пробуждению творческой активности детей.
Учить детей взаимодействию в хоровом исполнении песни.
Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость дошкольников.
Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровьесберегающую технологию – дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения).
Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским народным песням и интерес к песням современных авторов.
При ознакомлении с певческой постановкой корпуса педагог может использовать разные приемы: песня, стихотворение, упражнение.
При ознакомлении с певческой установкой автор предлагает педагогу спеть песенку Л. Абелян «Петь приятно и удобно» [1].
Напомнить детям об осанке поможет песенка: «Сидит дед»[5]
Второй этап – работа над дыханием.
Автор включает следующие упражнения для развития дыхания:
звуковые («пузырь», «котенок и шар», «Две собаки», «Комар», «Муха», «Жук»);
незвуковые (по Н.И. Журавленко, А.Н. Стрельниковой, М. Лазареву);
произнесение скороговорок на одном дыхании, шепотом;
дыхательные упражнения под музыку.
На пенечках пять опят
Дружно выстроились в ряд,
Раз опенок, два опенок…..пять опенок.
Вот какой у нас отряд
Крепких маленьких опят.
Автор предлагает ряд упражнений в работе над правильным звукообразованием:
пение закрытым ртом,
с приставленной к уху ладонью,
упражнения на раскрепощение подбородка,
музыкальные игры «кукушка»,
пособие «Поющие часы»
Нон легато – такой прием, при котором звуки разделяются кратковременной задержкой дыхания перед каждым звуком.
Для закрепления навыков звуковедения автор предлагает использовать работу с карточками и упражнения.
Приемы для чистоты интонирования:
1) пение а капелла или в сопровождении металлофона,
2) пропевание интонационно сложных элементов мелодии на звук «у»,
3) пение с солистами,
4) узнавание попевок по графическому изображению мелодии с последующим пропеванием их («Ходит зайка по саду», «Василек»),
5) использование дидактических пособий с движущимися деталями, показывающими высоту звука «Качели», «Листопад»,[6]
6) использование картинок, основанных на ассоциациях, например попевка «Зимние забавы», «Тучка»,
7)использование наглядных пособий с целью поощрения за чистое пение («Выгляни в окошко»),
8) выкладывание фрагментов мелодий, разучиваемых песен на нотном стане снежинками, капельками, листочками,
9) использование игровых моментов
(попевка «Лесенка» сопровождается
движением игрушки по лесенке вверх или вниз),
10) использование сказок, историй при распевании
11) показ движения мелодии рукой,
13) игра «Мелодическое эхо», при котором на металлофоне педагог играет небольшой мотив, а дети повторяют на слог «лё» или «лю».
Упражнения на развитие ладового чувства:
— распевки, основанные на звуках тонического трезвучия и опевания тоники,
— попевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонику, например, «Слон»,
— попевки с окончанием фраз по звукам тонического трезвучия «Листики», музыкальное приветствие «Здравствуйте»,
— упражнения на точное интонирование тонической терции «Кто как кричит?»,
— наглядные пособия с движущимися деталями «Падают листики»,
Работа по певческой импровизации проводится в 4 этапа:
1 Утрированный показ артикуляции при начальном этапе.
2. Артикуляционная гимнастика, озвученная артикуляционная гимнастика (упражнения «Ручеек», «Мотоцикл» и др.).
3. Музыкальные пальчиковые игры «Мышки», «Неумеха» и др.
5. Логопедические распевки «Шипящие звуки».
6. Вокальные упражнения на гласные «Плач», «Волк», «Заболели зубы».
7. Пневмопластические упражнения (по М. Лазареву) «На болоте».
8. Пение попевок на произнесение определенных слогов «Переполох».
9. Беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание.
10. Проговаривание слов песни нараспев на одной высоте «высоким» голосом с целью постановки речевого голоса.
Ноты вокальных распевок можно посмотреть в пособии М.Ю. Картушиной [5].
Диапазон – это звуковой объем голоса (инструмента) от самого нижнего до самого верхнего звука. Общеизвестно, что певческий диапазон у детей небольшой.
Г.П. Стулова предлагает концентрический метод развития певческого диапазона и выделяет следующие основные положения:
1) пение без придыхания, плавно;
2) при вокализации на гласную должна звучать чистая фонема;
3) пение должно быть непринужденным;
4) рот при пении открывается умеренно;
5) пение без гримас и усилий;
6) уметь долго тянуть звук ровным по силе голосом;
7) петь не громко и не тихо;
8) петь звукоряд вверх и вниз ровным по тембру голосом;
9) прямо, без «подъездов», попадать в ноту;
10) не допускать, чтобы начинающий певец уставал
Автор предлагает следующую последовательность вокальных упражнений:
Автор предлагает использовать фонопедические упражнения В. Емельянова, И.А Трифоновой, Д. Огороднова.
В пособии представлено фонопедическое авторское упражнение «В осеннем лесу» [5,84], а также автор предлагает использовать музыкально – дидактическую игру «Баба Яга».
Динамика – совокупность явлений, связанных с громкостью, силой звучания. Динамика в музыкальном произведении обозначается нюансами.
Нюансировка – важное средство выразительности.
А при пении piano исполнять с той же активностью, «не проваливаться», не «пропадать».
М.Ю. Картушина в своем пособии предлагает упражнения для работы с динамикой.
«Крещендо на осенних листьях» (по Е. И. Юдиной).
«Морской прилив и отлив».
Проговаривание потешек и пропевание песен в полярной динамике.
Пение попевок на активное пиано.
Пропевание попевок с подвижными нюансами («Села кошка на такси».
Ритмодекламация с подвижными динамическими оттенками (например, слушая «Марш деревянных солдатиков» Чайковского, проговаривать стих В. Лунина).
Ритм – соотношение длительностей звуков и их последовательности. Объединяясь в определенной последовательности, складывается ритмический рисунок.
Прохлопывание ритма ладошками, палочками.
Узнавание попевок по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом.
Игра «Узнай песню по ритму».
Игра «Зеваки и торопыги» (прохлопывание ритмического рисунка песни по «цепочке»).
Ноты, текст попевок и графические карточки представлены автором в пособии.
Автор считает, что исполнение песни в одном темпе, слаженно – непростая задача для дошкольников. Поэтому, чтобы дети пели все вместе, прислушиваясь к другим детям, предлагает следующие упражнения.
Телесные игры «автобус» (пение раскачиваясь).
Коллективная игра на скорость движения «Поезд».
Исполнение попевок и песен с контрастным темпом («Карамель»).
Пение с ритмическим аккомпанементом (под барабан).
Упражнения на развитие выразительности:
Этюды на звукоподражание.
Воссоздание особенностей речи героев сказок (голосом Кощея, Кикиморы, Буратино).
Произнесение звуков с разной интонацией.
Озвучивание картин (по Ю. Алиеву).
Проговаривание скороговорок с разным выражением (крик, новость, удивление и т.д.).
Речевая декламация стихотворений, допускающая модуляцию голоса по высоте (по методике Д. Е. Огороднова).
Мелодекламации и ритмодекламации.
Пение звукоподражаний с
различным эмоциональным выражением.
Игра «Звериный концерт».
Пение по пиктограммам.
Также автор в пособии дает советы по выбору репертуара. Правильный выбор репертуара, считает автор, является важнейшей задачей музыкального руководителя. Тем более это актуально в наше время, когда выбор музыкальных произведений осуществляет сам музыкальный руководитель.
Требования к репертуару (по М.Ю. Картушиной).
Художественная ценность произведения.
Доступность для понимания детей.
Соответствие возрастному диапазону.
Песня должна быть интересна детям.
Должна способствовать вокальному росту ребенка.
Этапы разучивания песен (по М.Ю. Картушиной):
4 этап – закрепление песни (по подгруппам, по рядам, по уголкам, прием «дирижер», «солист», инсценирование песен;
Кроме того, в методике М.Ю. Картушиной приводятся готовые доминантные занятия по привитию вокально-хоровых навыков.
В заключении автор приводит таблицы диагностики вокально-хоровых способностей детей, которую разработала на основе методик Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой, О.П. Радыновой, М.Л. Лазарева, а также рекомендаций по развитию голоса Т.М. Орловой и С.И. Бекиной.
В заключение надо отметить, что в своей работе я успешно применяю технологию М.Ю. Картушиной. Она очень простая, в ней представлен многолетний опыт работы автора. Даны практические рекомендации по развитию вокально-хоровых навыков у дошкольников. Методика содержит большое количество упражнений, распевок, игр, конспектов занятий. Можно использовать как отдельные элементы, так и целые занятия. Кроме того надо отметить, что для детей дошкольного возраста огромное значение имеет наглядность. Она предполагает не только показ яркой, привлекательной картинки, а использование наглядного пособия с определенной целью. Наибольшей эффективностью пользуются у детей «ожившие» картинки. М.Ю. Картушина разработала комплект наглядных пособий. Я рекомендую другим музыкальным руководителям познакомиться с технологией автора и использовать на занятиях ее дидактический материал.
Горохова Л.С. Вокально – артикуляционные упражнения в детском саду. – Архангельск: ГОУ СПО «Арх. пед. колледж», 2009.
Емельянов В.В., Трифонова И.А. Фонопедический метод развития голоса: I уровень: Развивающие голосовые игры. – СПб.,1999.
Лазарев М.Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. – М.: Издательство ЦВЛД, 1993
Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной
Регина Шафранович
Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной
Немецкий музыковед Курт Закс, живший в прошлом веке, говорил, что музыка начинается с пения.
Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему пели мама, бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, пргиворки, дразнилки. Подрастая, ребёнок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни – трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.
«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребёнка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка.
В чём же заключается значение пения в жизни ребёнка
• Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления
• Пение в хоре даёт возможность узнать чувство локтя, испытать единение с товарищами
• Исполнение песен помогает ребёнку выразить свои чувства
• Развитие слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления дошкольников
Детский голос сильно отличается от голоса взрослого человека. У дошкольников он еще не сформирован и слаб.
Общие проблемы при пении дошкольников – это неточное интонирование, крикливая манера пения, открытый, так называемый «белый» звук и невнятная дикция.
Методика вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста аналогична методике, применяемой в вокально-хоровой работе со взрослыми. Существенное различие заключается в методах и приёмах. Вся дошкольная педагогика, в том числе и музыкальная, опирается на игровую методику, которая позволяет достигнуть хороших результатов в обучении.
МЕТОДОМ развития певческого голоса детей, так же как и взрослых, является концентрический – расширение как в сторону нижнего, так и верхнего регистра.
Суть концентрического метода – постепенное расширение звукового диапазона голоса концентрическими кругами вокруг его центра. Центр голоса расположен в диапазоне спокойной речи. Чтобы определить высоту примарных тонов голоса ребёнка, следует внимательно прислушаться к его речи и определить речевой диапазон. Как правило, центр речевого диапазона у детей находится в пределах си – ре’. Целесообразно начинать работу по постановке голоса ребёнка с укрепления его примарного диапазона. Затем голос развивается вниз, а потом вверх, путём исполнения попевок по полутонам.
ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ концентрического метода является русский композитор и замечательный вокальный педагог
Главная наша задача – не навредить в своей работе здоровью детей, не сломать этот хрупкий природный инструмент – голос, а укрепить его, развив вокальные навыки ребёнка.
В своей работе мы должны придерживаться следующих простых правил по охране детского голоса.
Немало важно в нашей работе подойти правильно к подбору репертуара.
Педагог не должен руководствоваться тем, что песня нравится ему лично. Песня должна быть не только красивой, но и удобной для исполнения детьми. При выборе песни нужно учитывать физические и возрастные возможности голоса ребёнка. Песня не должна содержать мелодию с широкими интервальными скачками, выходящие за рамки возрастного диапазона детей, слишком высокую, или низкую тесситуру, сложный, для понимания ребёнка, текст.
Вторая проблема – эстетическая ценность песен, исполняемых детьми. Часто музыкальные руководители выбирают для утренников песни современной эстрады, желая добавить юмора в праздничный концерт. Это смотрится иногда нелепо, когда маленькие дети поют, например, о взрослой любви. В детском саду не рекомендуется петь лирические песни.
Достаточно разучить с дошкольниками в год 12 – 15 песен, включая игры с пением и хороводы
При большем количестве дети просто не успевают выучить песни качественно и очень быстро их забывают.
Мы должны помнить, что выбрав не правильную песню, мы напрягаем, ещё слабый, не сформированный голосовой аппарат ребёнка. Голос из серебристого станет сиплым, надрывным, и, что очень важно помнить, останется таким на всю жизнь.
Методическая разработка «Вокально-хоровая работа в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста»
Татьяна Нохрина
Методическая разработка «Вокально-хоровая работа в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста»
Методическая разработка «Вокально-хоровая работа в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: обучить детей дошкольного возраста певческим навыкам.
Задачи: 1. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей;
2. воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
3. формирование певческих навыков
4. развитие исполнительского мастерства;
5. усвоение навыков хорового пения;
6. расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире.
Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. Она отличается от песен других народов своей многогранностью, полифоничностью, многоголосием.
Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые пели ему мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни – трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.
«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка.
В своей работея опираюсь на следующих авторов: М. Ю. Картушина, Т. Э. Тютюнникова, Н. А. Ветлугина.
В данной разработке я предлагаю вам познакомиться с методическими приемами М. Ю. Картушиной, которые я использую в своей работе с детьми. В основе этих разработок – традиционные и современные методики.
При проведении упражнений необходимо учитывать следующие дидактические правила:
1. Всегда ставить перед детьми конкретную учебную задачу – объяснить, что они должны сделать (делать под музыку короткий вдох и медленный выдох; спеть попевку на звук «У», при этом вытянув губы трубочкой, и т. п.):
2. Показать способ выполнения действия, словесно пояснить, т. е. использовать принцип «Делай, как я» («Послушайте, как надо спеть, и обратите внимание, как четко я произношу окончания слов»);
3. Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспонируя его с этой целью по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу (например, если первый раз пропевали упражнение тихо, второй рахз предлагается спеть громко);
4. Постоянно контролировать выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык выполнения того или иного упражнения;
5. Включать вокально-хоровые упражнения в каждое музыкальное занятие.
Вокальных упражнений существует очень много. Каждое из них имеет конкретную педагогическую направленность.
Под певческой установкой понимают положение, которое должен принять вокалист перед началом пения. Можно использовать упражнения в игровой форме. Например, исполнить песню «Петь приятно и удобно» (Л. Абелян, В. Степанов) или выполнить Упражнение «Медведь».
Сел медведь на бревнышко, Дети садятся (или стоят, ссутулившись, опустив плечи и положив расслабленные руки на колени (или вдоль туловища)
Посмотрел на солнышко, Поднимают голову вверх
Покачался, Покачиваются вправо-влево
Потянулся, Потягиваются, разводя руки в стороны
Вправо, влево повернулся, Поворачиваю корпус вправо, влево
Сел красиво, Садятся прямо (или выпрямляются)
И сказал: «Хоть я медведь, Грозят пальцем
Но хочу красиво петь!» Покачивают головой вправо, влево
Работа над дыханием
Дыхание – один из важнейших факторов голосообразования. Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые подразделяются на дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку. Эти упражнения, помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.
приведу примеры некоторых упражнений, которые применяю в своей работе.
дыхательные упражнения без звука:
1. «вдох и выдох» (по Н. И. Журавленко). Дети кладут ладошки на живот.Педагог поднимает руку вверх и говорит: «Вдох!» дети делают энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Руки должны почувствовать, как при вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «Выдох» дети выдыхают воздух через чуть приоткрытые губы.
2. «быстро-медленно» (для приобретения навыков спокойного и энергичного вдоха). Если педагог поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным; если быстро – коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные «с», «ш», «ф».
3. «мороз» (для равномерного выдоха). Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и «отогрелись».
Звуковые дыхательные упражнения:
1. «Ежик» (способствует очищению легких). И. П. : сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову в левую и правую стороны,одновременно произнося звуки: «Пх-пх-пх…»
2. «Воздушный шар» дыхательное упражнение под музыкальное сопровождение с движениями (на равномерность выдоха, произнесение звуков и выстраивание круга) (муз. и сл. М. Картушиной)
вступление Дети «надувают шарик» (делают активный вдох через нос и энергичный выдох через рот, вытягивая губы трубочкой)
Мы надули шар воздушный,
Вот такой большой-большой, Берутся за руки, делают большой круг
Отпустили его в небо, Поднимают руки вверх
Помахали вслед рукой. Прощально машут рукой
Полетел воздушный шарик прямо в небу к облакам (играть чуть быстрее) Разбегаются врассыпную по залу, руки на поясе
Но за сук он зацепился, Резко останавливаются
Лопнул, хлопнул – БАМ! 3 раза хлопают в ладоши
Ш-ш-ш…. Приседают, произнося на продолжительном выдохе звук ш-ш-ш…
Дыхательные упражнения под музыку:
1. «дыхание под музыку» (на развитие динамического слуха и равномерного вдоха и выдоха). Упражнение выполняется под звучание любого вальса. На усиление звучания дети делают вдох, на затихание – выдох. Ладони лежат на животе. Детям нужно почувствовать, как на вдохе живот «идет вперед», а на выдохе возвращается в и. п.
2. Попевки с использованием дыхательных упражнений используются в качестве попевок. Они помогают закрепить навыки певческого дыхания и подготавливают голоса к дальнейшей работе. (упражнение «Паровоз», муз. и сл. М. Картушиной. Данное упражнение закрепляет навык активной работы диафрагмы. Упражнение «Ветер», муз. и сл. М. Картушиной. Упражнение способствует равномерному выдоху. Упражнение «Чайник», муз. и сл. М. Картушиной.В упражнении закрепляются два навыка: активная работа диафрагмы и равномерный выдох).
Работа над звукообразованием
Строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы.
1. Пение с приставленной к уху ладонью.
3. Использование песенок – распевок.
Работа над интонацией
Существует несколько приемов, помогающих добиться чистоты интонирования.
1. Пение a capella. Пение без сопровождения помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей в целом.
2. Пение в сопровождении металлофона. Этот инструмент имеет тонкий звук и побуждает ребенка петь в высокой позиции звонким звуком.
3. Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у». звук «У» позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как иголочкой, уколоть ее.
4. Пение с солистами. Все дети поют песни, солист или группа солистов исполняют партию персонажа песни.
Развитие ладового чувства
Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые ступени лада.
Предлагаю некоторые упражнения, способствующие развитию чувства лада.
1. Распевки, основанные на звуках тонического трезвучия и опевания тоники. («на заре» муз. и сл. М. Картушиной)
2. Попевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонику. Педагог исполняет начало фразы, а дети каждый раз поют тонику. На следующем этапе дети делятся на 2 подгруппы и поют, перекликаясь друг с другом.
3. Попевки с окончанием фраз по звукам тонического трезвучия. Дети поют попевку, показывая рукой расположение опорных звуков.
4. Использование музыкально-дидактических игр.
Работа над артикуляцией и дикцией
Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции.
Цель вокально-артикуляционныхупражнений конкретизируется в частных задачах:
1. Освобождение артикуляционных мышц от напряженности, скованности;
2. Развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;
3. Преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;
4. Развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом четко произнося согласные звуки;
5. Развитие способности петь слово интонационно чисто;
6. Овладение приемами произношения слова для улучшения вокальных качеств голоса.
На музыкальных занятиях, работая над дикцией, можно использовать следующие методические приемы:
1. Артикуляционная гимнастика;
2. Озвученная артикуляционная гимнастика.Наример:
Упражнение «Ручеек». Быстрые движения вправо, влево кончиком языка по вытянутым губам, интонируя один звук, или звуки тонического трезвучия вниз, таким образом имитируя журчание ручейка.
3. Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. (в продаже есть фонограммы пальчиковых игр московского педагога Екатерины Железновой и Александра Иванова из Петербурга).
4. Проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе, характере, с использование звучащих жестов (по методу К. Орфа).
Работа над ритмом
Работу над ритмическим развитием нужно вести планомерно и постоянно в различных видах музыкальной деятельности, в различных вариантах и, конечно же, работая над песней.В этом помогают такие упражнения:
1. Прохлопывание ритма попевок ладошками, палочками.
2. Узнавание попевок по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом и пропевание их (для старших дошкольников).
Методика работы над песней.
Разучивание песни – один из самых важных разделов музыкального занятия. Обычно процесс работынад песней проходит в течении 7-8 занятий и состоит из нескольких этапов:
1. Разучивание песни;
2. Закрепление текста;
3. Работа над качеством исполнения;
4. Закрепление песни;
5. Концертное исполнение.
Для поддержания интереса помогают следующие игры и задания:
1. Для того, чтобы проверить качество исполнения песни, можно использовать прием пения по подгруппам, по рядам.
2. Игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке. Дети по очереди передают друг другу какую-нибудь игрушку на каждую музыкальную фразу. Солирует ребенок, у которого находится игрушка.
Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Пение в хоре дает возможность узнать чувство локтя, испытать единение с товарищами.
Наша задача, музыкальных руководителей детского сада – с самого раннего детства научить малыша любить песню и способствовать тому, чтобы пение для каждого ребенка стало естественной потребностью, а не принудительной обязанностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, чтобы он испытал то чувство счастья, которое дает исполнение любимой песни.
Методическая разработка ННОД с детьми младшего дошкольного возраста «Погуляем в лесочке» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Методическая разработка «Город, в котором я живу» для детей старшего дошкольного возраста муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 Советского района г. Волгограда Методическая разработка «Город,.
Методическая разработка проекта «Мой город» для детей старшего и дошкольного возраста Прохорова Олеся Викторовна, педагог первой категории, педагог дополнительного образования (эколог) Проект «Мой город» для детей старшего.
Методическая разработка «ННОД с детьми старшего возраста по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования» тема: “Волшебные цветы”. Занятие проводится в один этап. Задачи: с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес.
Методическая разработка «Прогулки в детском саду» МБДОУ Детский сад №14 «Аленушка» Методическая разработка «Прогулки в детском саду». Автор разработки: воспитатель I квалифицированной.
Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Ай да каток!» Методическая разработка совместной образовательной деятельности по теме «Ай, да каток!» (из цикла культурных практик по развитию творческих.
Методическая разработка театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста «Репка» Методическая разработка театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Репка» для детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка «Военно-игровой турнир среди воспитанников старшего дошкольного возраста» Цель: Формировать нравственно-патриотические основы у дошкольников посредством физической подготовки. Задачи: 1. Формирование интереса.