волк заяц тип биотических отношений
Определите типы биотических отношений : 1?
Определите типы биотических отношений : 1.
Лесная мышь – желудь дуба, 4.
Дятел – личинка короеда, 5.
Рыжая лесная полевка –лесная мышь, 7.
Рыжий муравей – гусеница пяденицы, 8.
Ондатра(водяная крыса) –полевка, 9.
Взрослая ель – проросток березы.
10. Белый гриб – ель, 11.
Гриб пеницилл – бактерии, 14.
Кукуруза –бодяк полевой, 15.
Человек – аскарида, 16.
Волк –дождевой червь, 18.
Стрекоза – муравей, 19.
Корова – человек 22.
Божья коровка – тля, 24.
Человек – кишечная палочка, 25.
Человек – кровососущий комар, 27.
Заранее большое спасибо!
Лесная мышь – желудь дуба – хищничество (растительноядность)
Дятел – личинка короеда – хищничество
Рыжая лесная полевка –лесная мышь –конкуренция
Рыжий муравей – гусеница пяденицы –мутуализм
Ондатра(водяная крыса) –полевка – нейтрализм
Взрослая ель – проросток березы – аменсализм
Белый гриб – ель –мутуализм
Заяц и крот – нейтрализм
Гриб пеницилл – бактерии – аменсализм
Кукуруза –бодяк полевой – конкуренция
Человек – аскарида – паразитизм
Карась – карп– конкуренция
Волк –дождевой червь – нейтрализм
Стрекоза – муравей, нейтрализм
Стрекоза – муха, хищничество
Пчела – липа, мутуализм
Корова – человек, комменсализм (нахлебничество
), или хищничество (если корову съели)
Лось – белка, нейтрализм
Божья коровка – тля, хищничество
Человек – кишечная палочка, паразитизм
Человек – кровососущий комар, паразитизм
Пшеница – хомяк, хищничество (растительноядность).
Выбери правильный пример квартиранства :1) акула и рыба прилипала ; 2)волк и заяц ;3)свиная аскарида и свинья ; 4) крот и дождевой червь?
Выбери правильный пример квартиранства :
1) акула и рыба прилипала ; 2)волк и заяц ;
3)свиная аскарида и свинья ; 4) крот и дождевой червь.
Прочитайте список живых организмов и запишите пары, находящиеся в связях :
Составить возможные цепи питания : Ромашка, еж, уж, мышь, лисица, малина, насекомое, медведь, осина, лось, трава, заяц, синица, гусеница насекомого, ласка, крот, дождевой червь, почвенные бактерии, гр?
Составить возможные цепи питания : Ромашка, еж, уж, мышь, лисица, малина, насекомое, медведь, осина, лось, трава, заяц, синица, гусеница насекомого, ласка, крот, дождевой червь, почвенные бактерии, гриб трутовик, подосиновки.
Хотя бы пару пунктов : ) 1?
Хотя бы пару пунктов : ) 1.
Д 2. Что такое пищевые связи?
Каково значение трофических связей в природе?
Какио способы добычи пищи животными и растениями вам известны?
Распределить по группам?
Распределить по группам.
Заполните таблицу?
Хвойные растения, наравне с любым другим видом организмов, играют очень важную роль в процессах круговорота вещества и энергии в природе, продуцируя из солнечной энергии биомассу, которая затем служит пищей для разнообразных консументов. Для человек..
Да, конечно. Кто? (тюлень). На вопрос кто отвечают одушевлённые предметы.
Да тюлень это живой организм.
Строение пищеварительной системы : 1. Полость рта ; 2. Глотка ; 3. Пищевод ; 4. Желудок ; 5. Печень ; 6. Поджелудочная железа ; 7. Тонкая и толстая кишки. 1. Полость рта. Зубы измельчают пищу, с помощью языка смешивают ее со слюной. Слюна в..
D)главный корень и нижняя часть корня.
1. б 2. А 3. б 4. Г 5. г 6. Б 7. а 8. А.
Еще давным давно гениальный русский ученый М. В. Ломоносов очень точно объяснил, что необходимо для образования ископаемого угля из остатков растений подобно тому, как образуется торф. Ломоносов назвал условия, которые нужны для превращения торфа в..
Таблица по биологии «Биотические отношения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга, особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно.
Живущие в одном лесу не контактируют друг с другом: белки и лось, заяц и олень, бобр и утка, лебедь и кувшинка, медведь и дятел.
Симбиоз, при котором совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них.
Птицы-волоклюи, склевываюшие паразитов со шкуры крупных копытных, цветковых растения и насекомых опылителей.
Широко распространенная форма взаимополезного сожительства, когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них.
Опылители и растения, окспекеры и пасущиеся животные, рыба клоун и морские анемоны, лишайники, люди и бактерии.
Отношение между животными, которые полезны для одного и без вредны для другого.
В норе сурка могут поселится различные насекомые, жабы, ящерицы. Они не приносят суркам ни вреда, ни пользы, а сурок предоставляет им своё убежище.
Вид природного взаимодействия организмов, при котором один организм использует ресурсы другого, не отдавая ничего взамен.
Потребление разных веществ или частей одной и той же пищи.
Тип межвидовых взаимоотношений, при котором один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы.
Светлолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затемнения, то время, как сами не дерево никак не влияют. Взаимоотношения бактерии и плесневых грибов. Сине-зелёные водоросли, вызывая цветение воды, тем самым отравляют рыб. Сфагновые мхи, постепенно погребающие в своей толще многолетние цветы. Обитающие в горах сусликов жуки могут быть источником распространения инфекционных заболеваний среди сусликов.
Форма взаимоотношений, при которой представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также тегом самого в качестве временного или постоянного местообитания.
Присосавшись к жертве минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Многие рыбы погибают от нанесенный ею многочисленных ран. Печеночный сасальщик, живущий в печени коровы. Свиной цемент в организмах свиньи и человека. Вши, блохи, живущие в шерсти животных. Гриб фотофтора поражает томаты.
Тип антибиотики, при котором представители одного вида питаются представителями другого вида.
Лев, охотящийся на атилопу; рысь, пищей для которой служат зайцы; волк, охотящийся на косуль.
Соперничество за одни и те де ресурсы, происходящее между особями одного вида.
Птицы одного вида конкурируют за места гнездования. Самцы вступают в борьбу за возможность обзавестись семьей.
Соперничество за одним те же ресурсы, происходящее между особями разных видов.
Волки и лисы охотиться на зайцев, возникает конкуренция за пищу. Это не значит, что они непосредственно вступают в борьбу друг с другом, но успех одного означает не успех другого.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-1128478
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Типы взаимодействий организмов
1. Назовите типы биотических отношений, которые могут проявляться при взаимодействии пары организмов:
б) большой пестрый дятел – ель;
в) кишечная палочка – человек;
г) рыба прилипала – акула;
д) тля – рыжий муравей;
е) наездник-трихограмма – яйца капустной белянки;
ж) муха ктырь – комнатная муха;
з) человек – кровососущий комар;
и) грызун песчанка – саксаульная сойка;
л) ель – гусеница сибирского шелкопряда;
(Ответ: хищничество – а, б, ж, л; мутуализм – а, б, в, д; комменсализм – г, и, м; паразитизм – в, е, з, л; нейтрализм – и, к, м. Особенностью этого задания является неоднозначность большинства ответов к предлагаемым заданиям.)
2. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в мутуалистических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз): пчела, гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, липа, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.
(Ответ: пчела – липа; гриб подберезовик – береза; актиния – рак-отшельник; дуб – сойка; гриб подосиновик – осина; клевер – клубеньковые азотфиксирующие бактерии.)
3. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз): цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бактерии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.
(Ответ: цапля – лягушка; заяц-русак – ива; тля – смородина; амеба – водные бактерии; муравьиный лев – муравей; тигр – кабан; росянка – комар.)
4. Лишайники являются примером биотических отношений:
а) симбиоза (мутуализма);
(Ответ: а.)
5. Примером отношений типа «хищник – жертва» не могут служить пары организмов (выберите правильный ответ):
в) пресноводная амеба и бактерия;
г) муравьиный лев и муравей;
(Ответ: д.)
6. Соотнесите предлагаемые понятия и определения:
1) мутуализм (симбиоз);
5) комменсализм (квартирантство);
6) комменсализм (нахлебничество);
8) хищничество (трофизм).
А. Взаимодействие двух или нескольких особей, последствия которого для одних отрицательны, а для других безразличны.
Б. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни используют остатки пищи других, не причиняя им вреда.
В. Взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких особей.
Г. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни предоставляют убежища другим, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.
Д. Совместное обитание двух особей, непосредственно не взаимодействующих между собой.
Е. Взаимодействие двух или нескольких особей, имеющих сходные потребности в одних и тех же ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.
Ж. Взаимодействие двух или нескольких организмов, при котором одни питаются живыми тканями или клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания.
З. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни поедают других.
(Ответ: 1 – В; 2 – Д; 3 – Е; 4 – А; 5 – Г; 6 – Б; 7 – Ж; 8 – З.)
7. Как вы думаете, для чего прогрессивные технологии посадки деревьев в бедную почву предполагают заражение грунта определенными видами грибов?
(Ответ: между этими грибами и деревом формируются симбиотические отношения.
Грибы быстро образуют очень разветвленную грибницу и оплетают своими гифами корни деревьев. Благодаря этому растение получает воду и минеральные соли с огромной площади поверхности почвы. Чтобы достичь такого эффекта без грибницы, дереву пришлось бы потратить много времени, вещества и энергии на формирование столь разветвленной корневой системы. При посадке на новое место симбиоз с грибом значительно повышает шансы дерева благополучно прижиться.)
8. Назовите организмы, являющиеся симбионтами человека. Какую роль они выполняют?
(Ответ: представители бактерий и простейших, обитающих в кишечнике человека. В 1 г содержимого толстой кишки насчитывается 250 млрд микроорганизмов. Многие вещества, поступающие в организм человека с пищей, перевариваются при их активном участии. Без кишечных симбионтов нормальное развитие невозможно. Болезнь, при которой уменьшается количество симбиотических организмов кишечника, называется дисбактериозом. Микроорганизмы живут также в тканях, полостях и на поверхности кожи человека.)
9. Взаимоотношения взрослой ели и соседствующего проростка дуба являются примером:
(Ответ: а.)
10. Лишайники – пример симбиотических (мутуалистических) взаимоотношений между грибами и водорослями (или грибами и цианобактериями – синезелеными водорослями). Предположите, из какого первоначального типа биотических отношений мог сформироваться этот вариант симбиоза.
Презентация к уроку
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки-задания.
Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о видах взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.
Задачи:
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Здравствуйте. Я рада вас всех приветствовать на нашем сегодняшнем занятии.
Соседи, соседи: жуки и медведи,
Орлы и козявки, деревья и травки.
Прожить без соседей — увы! – невозможно,
Иных обойдешь далеко, осторожно,
Иными, как раз, хорошо закусить,
А с теми под крышей теплее прожить.
Иные годятся для дальней дороги,
Другие поднимут тебя по тревоге,
А эти соседи помогут в беде.
Соседи, соседи – всегда и везде!
Как вы считаете, какая у нас сегодня тема урока? А нужны ли в природе соседи?
Да нужны! И мы с вами сегодня на уроке будем говорить о том, как связаны между собой организмы в природе. Тема нашего сегодняшнего занятия «Взаимоотношения между живыми организмами». Цель нашего урока: определить какие, виды взаимоотношений существуют в природе.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
“Горячий стул”: один ученик садится на стул перед классом, учащиеся задают ему вопросы по терминам, которые учитель записывает на доске:
Экология, биотические факторы, абиотические факторы, антропогенный фактор, лимитирующий фактор, зона толерантности, зона оптимума, зона пессимума, критические точки, приспособленность организмов, относительный характер приспособленности.
III. Изучение нового материала.
Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют.
Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны, могут быть прямыми или косвенными.
Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например, хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды.
Нам предстоит познакомиться с различными типами межвидовых отношений в природе, которые выделяются среди огромного многообразия взаимосвязей живых существ.
Наиболее распространена формальная классификация этих связей, в основу которой положена оценка результата взаимодействия двух особей. Результат для каждой из них оценивается как положительный (+), отрицательный (-) или нейтральный (0). Попарное сочетание двух возможных значений дает шесть вариантов отношений, которые по-разному распространены в органическом мире.
– Сколько комбинаций знаков может быть? (6)
А теперь мы с вами перейдём к более подробному изучению этих взаимоотношений.
По ходу урока учащиеся заполняют таблицу.
Типы взаимодействия | Примеры |
(Слайд 3) Нейтрализм (00)— тип отношений между видами, при котором они не формируют значимых форм воздействий. Виды, характеризующиеся таким типом взаимоотношений, не оказывают друг на друга заметного биологического воздействия.
В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимодействия. При нейтральных отношениях виды не связаны друг с другом и даже не контактируют между собой. Например, синицы и полевые мыши, белки и лоси, волк и дождевой червь.
Сосед-конкурент – это тоже опасно.
Он рядом живет, все как будто прекрасно,
Но где только можно, он вас потеснит,
Участок отнимет и свет заслонит,
Умело обставит он вас на охоте –
Вы даже не сразу все это поймете.
Сумеет он дом и невесту отнять,
Останется вам только горько рыдать.
А все почему? Потому что крупнее,
Чуть-чуть посильнее, чуть-чуть побыстрее,
А может быть, просто, он вас поумнее.
Бывает и так иногда у зверей.
О каком виде взаимоотношений между организмами написано стихотворение? Выскажете свое предположение, как в ходе эволюции могло появиться это явление.
Конкуренция широко распространена в природе. Конкурировать могут в природе, как близкие виды, так и представители очень далёких групп. Например: все растения конкурируют за свет, влагу, питательные вещества почвы и, следовательно, за расширение территории своего обитания. Животные борются за пищевые ресурсы и за убежища.
Внутривидовая конкуренция – это борьба за одни и те же ресурсы, между особями одного вида. Конкуренция происходит между растениями одного вида. Если, например, на каком-то участке появится много всходов дуба, то постепенно будет происходить их самоизреживание. Произойдет это потому, что взойдут они не все одновременно, не у всех будет одинаковый запас питательных веществ, не все они прорастут с одинаковой глубины почвы и прочее. Более крупные растения будут всасывать больше воды и минеральных веществ, больше образовывать органических веществ, быстрее расти, затенять и угнетать растения, отставшие в росте.
(Слайд 5) Межвидовая конкуренция – отрицательные отношения между двумя видами. Постоянно конкурируют между собой за пищу и жилье животные разных видов, например щука и окунь, волк и лисица, некоторые травоядные звери, кормящиеся на пастбищах, птицы, устраивающие гнезда в дуплах деревьев, и др. В отличие от растений конкурирующие животные часто пускают друг против друга в ход зубы, рога, когти, копыта, клювы.
(Слайд 6) Аменсализм (-0) – для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы.
Ребята отгадайте, какие взаимоотношения мы с вами будем сейчас изучать
«Запрягся рак-отшельник…
Актиния на нем…
Отшельник не досадует,
Что ноша тяжела,
Ведь часто крошки падают
К нему с её стола»
(Е. Фейерабенд)
О каких взаимоотношениях речь?
(Слайд 7) Симбиоз (++) – сожительство ( от греческого «син» – вместе, «биос» – жизнь) – форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.
Положительные симбиотические взаимоотношения представлены в природе самыми разнообразными формами.
Протокооперация – совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.
Широко известен пример симбиоза между раками-отшельниками и актиниями. Последние поселяются на раковине, в которую прячет своё брюшко рак-отшельник. Стрекательные клетки щупалец актиний — надёжная защита обоих симбионтов. Питается актиния за счёт остатков пищи, активно добываемой раком.
Другой пример необязательной, но взаимовыгодной связи дают взаимоотношения мелких рыбок семейства Губановых и крупных хищных мурен. Рыбы-чистильщики, освобождающие крупных рыб от наружных паразитов, находящихся на коже, в жаберной и ротовой полости. Обитают губаны-чистильщики всегда в одном и том же месте. Крупные хищники, в том числе мурены, страдающие от паразитов, приплывают в места обитания губанов и дают им возможность уничтожать паразитов даже у себя во рту, хотя могли бы с легкостью их проглотить. Многие птицы кормятся на копытных, собирая с их тел паразитов – клещей. Столь же часто птицы выщипывают зимнюю шерсть у оленей, лосей, коров, во время линьки, используя ее при постройке гнезд.
(Слайд 8) Мутуализм – оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами. Типичный симбиоз – отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих у них в кишечнике. Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов, переваривающих целлюлозу. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в сахара. Без простейших – симбионтов – термиты погибают от голода. Сами же жгутиковые, помимо благоприятного микроклимата в кишечнике термитов получают пищу и условия для размножения.
Яркий пример мутуализма среди растений представляет сожительство мицелия гриба с корнями высшего растения – микориза (гифы оплетают корни и способствуют поступлению в них воды и минеральных веществ из почвы).
Примером взаимовыгодных отношений служит сожительство так называемых клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны, вики, белой акации, земляного ореха). Эти бактерии, способные усваивать азот воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений.
Лишайники – группа симбиотических организмов, в теле которых сочетаются два компонента: водоросль и гриб. Вместе они образуют единый организм. Симбиотические взаимоотношения гриба и водорослей проявляются в том, что нити гриба в теле лишайника как бы выполняют функцию корней, а клетки водорослей играют роль листьев зелёных растений – в них происходит фотосинтез и накопление органических веществ. Гриб обеспечивает водоросль водой и растворёнными в ней минеральными солями, а сам получает от водоросли органические вещества.
(Слайд 9) Комменсализм (+0) – тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.
Существует несколько разновидностей комменсализма:
Сотрапезничество – потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса. Такие взаимодействия существуют между различными видами почвенных бактерий – сапротрофов перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом соли; взаимоотношения копытных и сурков.
Нахлебничество – один организм получает питательные вещества от другого без нанесения тому вреда (кольчатые черви, живущие в раковине своего хозяина, рака-отшельника, поедают остатки его пищи, схватывая их непосредственно с ротовых частей хозяина; гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи; акулы и рыбы прилипалы).
(Слайд 10) Квартиранство – использование одними видами других (их тел, жилищ) в качестве жилища или укрытия (моллюск жемчужница откладывает икру в жабры рыбы семги – зависят друг от друга; рыба-горчак икру в раковины беззубок; орхидеи растут на ветках деревьев; поселение многих животных в норах грызунов, в ходах кротов)
(Слайд 11,12) Полезно-вредные(+-) – форма взаимоотношений, при которой один из взаимодействующих организмов испытывает отрицательное влияние, а второй положительное. Существует два вида таких взаимоотношений.
Хищничество – способ добывания пищи и питания животных, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных. Убивая и поедая жертв, хищники сокращают численность популяций видов-жертв. Для хищников характерно охотничье поведение. Большей частью хищникам удаётся поймать ослабленных (больных), очень молодых или старых животных, уже не принимающих участия в размножении. Тем самым хищники являются наиболее действенными «механизмами» естественного отбора. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений. Примеры: насекомоядные растения; лев, поедающий антилопу и т.д. Частным случаем хищничества служит каннибализм – поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Каннибализм часто встречается у пауков (самки нередко поедают самцов), у рыб (поедание мальков). Самки некоторых млекопитающих также иногда съедают своих детенышей.
(Слайд 13,14,15) Паразитизм – отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого вида не только как место обитания, но и как источник питания.
Переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить в борьбе за существование. Организм – хозяин служит для паразита источником питания, очень часто – местом обитания, защитой от врагов.
(Слайд 16) Какие выводы можно сделать из всего вышеизложенного?
IV. Закрепление изученного материала.
(Слайд 17) 1. Распределите пары организмов по типам взаимоотношений заполнив вторую колонку таблицы. Устно объясните свой выбор.
Вид взаимоотношений | Примеры |
Нейтрализм | |
Аменсализм | |
Внутривидовая конкуренция | |
Межвидовая конкуренция | |
Протокооперация | |
Мутуализм | |
Нахлебничество | |
Квартиранство | |
Хищничество | |
Паразитизм |
Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.
Аскарида и человек. Аскарида – круглый червь семейства нематод. Паразитирует в желудке кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.
Ель и сосна. Ель и сосна – растения хвойного леса, которым для осуществления процесса фотосинтеза требуется солнечная энергия и вода почвы, с растворенными в ней минеральными веществами.
Заяц и крот. Заяц – наземное травоядное животное, крот – подземное насекомоядное животное.
Плесневые грибки и бактерии. Грибки вырабатывают антибиотики, в присутствии которых жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничивается.
Рябина и дрозд-рябинник. Ягоды рябины являются пищей для птиц. Пройдя кишечный тракт дрозда, оболочка семян частично разрушается, что способствует прорастанию семян.
Раффлезия и лиана. Раффлезия высасывает соки (воду и питательные вещества) из лиан и поэтому не нуждающееся в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.
Ель и береза. Ель и береза растения смешенного леса. Когда ель мала, береза выполняет роль дерева-няньки дня теневыносливой и влаголюбивой ели. Когда ель вырастает, она затеняет свою спасительницу.
Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пищу разные корма.
Ель и светолюбивые травы. Травы испытывают угнетение, в результате сильного затенения кроной ели.
Воробей в гнезде скопы. Скопа – рыбоядная птица, но охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в стенках ее гнезда.
Микориза. Микориза – это связь грибницы гриба и корней дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывая фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.
Лисица и полевка. Лисица – хищник, питающийся мышевидными грызунами.
Волк и бабочка-крапивница. Волк – хищное млекопитающее, питающееся в основном позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветов, а ее личинки – листьями растений.
Фитонциды хвойных растений и бактерии. Хвойные растения выделяют вещества фитонциды в присутствие которых гибнут болезнетворные растения.
Лев и птицы – падальщики. Лев – крупное животное, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники-птицы падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы хищников.
Клубеньковые бактерии и клевер. Бактерии образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.
2. Решите биологические задачи.