Как использовать синтаксические средства выразительности в русском языке
Что такое синтаксические средства выразительности
Синтаксические средства выразительности — тип средств выразительности, которые посредством синтаксиса помогают расставить акценты, придать живописности предложению.
Что такое фигуры речи и какие они бывают
Фигуры речи — обороты речи, зафиксированные стилистикой русского языка, усиливающие экспрессивность предложения.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:
ФУНКЦИЯ
Антитеза — фигура речи, показывающая контраст двух частей высказывания.
«На жизненной стезе Оставив след загадочный и странный, Являясь ангелом в грозе Идемоном у пристани желанной, — Погибла ты…» (Некрасов Н. А., Несчастные («Тяжел мой крест: уединенье. »)
«Я бичрабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы, И, видишь, — я у ног твоих! (Лермонтов М.Ю. Демон)
Антитеза помогает глубоко раскрыть образы литературных героев, противопоставляя идеи, характеры, события, которые появляются в произведении. Яркий пример — произведение «Принц и нищий» Марка Твена.
Бессоюзие — синтаксический прием, при котором союзы в предложении опускаются.
«Третья группа представляла «Действия злых сердец»: она изображала ястреба, терзающего голубя, паука, спускающегося на муху, кошачью голову, с мышью в зубах, лисицу, давящую петуха. Эту группу заключал нестройный хор музыки; музыканты были наряжены в виде разных животных». (Гейнце Н.Э. Людоедка)
«Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет». (Блок А.А. Ночь, улица, фонарь, аптека)
Градация — тип фигуры речи, состоящий из однородных членов предложения, выражает либо постепенное напряжение действия (климакс), либо постепенное снижение эмоциональной выразительности (антиклимакс).
Виды градации:
Функции градации:
Многосоюзие — синтаксический прием, характеризующийся повтором одного и того же союза.
«Младший, Степан, пошел по торговой части и помогал отцу, но настоящей помощи от него не ждали, так как он был слаб здоровьем и глух; его жена Аксинья, красивая, стройная женщина, ходившая в праздники в шляпке и с зонтиком, рано вставала, поздно ложилась и весь день бегала, подобрав свои юбки и гремя ключами, то в амбар, то в погреб, то в лавку, и старик Цыбукин глядел на нее весело, глаза у него загорались, и в это время он жалел, что на ней женат не старший сын, а младший, глухой, который, очевидно, мало смыслил в женской красоте». (Чехов А.П. В овраге)
Инверсия — фигура речи, характеризующаяся изменением порядка слов в предложении или словосочетании. Цель данной фигуры речи — усилить торжественность, поэтичность момента, сделать акцент на событии или слове.
В русском языке предложения строятся по следующей схеме: сначала идет подлежащее, потом сказуемое, далее второстепенные члены предложения, такие как: определение, дополнение, обстоятельство и т.д.
Часто инверсия используется в лирике. Например, у М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Парус».
Виды инверсии:
Функции инверсии:
«Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала». (Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву)
Вопросно-ответная форма изложения — синтаксический прием, который характеризуется конструкцией вопрос + ответ.
«Ничего не помня, бегаю по двору, и собаки тоже. Спрашивают: что делать? Не знаем! (Горький Максим. Лето)
Эллипсис — синтаксическая фигура, характеризующаяся «умалчиванием» одного из компонентов предложения. Обычно «умалчивается» сказуемое с целью сделать текст более выразительным, динамичным, передать незавершенность высказывания.
«Голубчик. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе? Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей. Ведь ты их на ветер… а я бы — в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох! Дай ты их мне! (Горький Максим. Челкаш)
Виды эллипсиса:
Синтаксическая конструкция с междометием вместо сказуемого.
«А странный вы господин! — начала, подумав, Даша. — Громами гремите против предрассудков, а самим ух жутко, если дело начистоту выходит! Что же вам! Разве вы не любите сестры или стыдитесь быть ее, как они говорят «коханком»?» (Лесков Н.С. Обойдённые) — пропущен глагол «становится»
Цели эллипсиса:
В художественном тексте выражает эмоциональное состояние героев, их чувства (шок, взволнованность и другие), увеличивает динамику происходящего. «Казак тотчаснаконяи верхом выехал на берег. Арсеньев В. К., По Уссурийскому краю) — пропущен глагол «влез»
Лирическое усиление художественной выразительности:
Имитация настоящего диалога в тексте: «Тогда еще вечер был, и солнце на вас обоих так…, а я сидел в углу и трубку курил да на вас смотрел… Я, Сережа, каждый месяц к ней на могилу, в город, езжу, – прибавил он пониженным голосом, в котором слышались дрожание и подавляемые слезы. – Я об этом сейчас Насте говорил: она сказала, что мы оба вместе будем к ней ездить…» (Достоевский Ф.М. Село Степанчиково и его обитатели)
Эпифора — фигура речи, характеризующаяся повторением одного элемента в концах фраз.
«Пот неудержимо бежал у меня по лбу из-под белого колпака, и марлей Пелагея Ивановна вытирала соленый пот». (Булгаков М.А. Записки юного врача)
Функцияэпифоры:
Анафора — фигура речи, повторяющая один и тот же элемент в начале каждой фразы.
«Только ветер да звонкая пена,
Только чаек тревожный полет,
Только кровь, что наполнила вены…» (Багрицкий Э.Г. Моряки)
Функции анафоры:
Параллелизм — фигура речи, которая характеризуется повтором речевых приемов в синтаксисе предложения. Разные предложения при параллелизме (или части предложения) имеют одинаковую синтаксическую структуру.
Для чего нужен параллелизм?
Подчеркивая сходные или несходные черты, придает тексту/фразе выразительности, обычно в эмоциональном плане.
«Отчего же Бог меня наказывал Каждый день и каждый час? Или это ангел мне указывал Свет, невидимый для нас?» (Ахматова А.А. Помолись о нищей)
Широко используются приёмы параллелизма в лирике, прозе, а также в фольклоре (например, в сказках, былинах, частушках, пословицах)
Риторический вопрос — синтаксическая фигура речи, характеризующаяся присутствием вопроса, ответ на который не обязателен. Ответ в таком случае может быть не предусмотрен, очевидным.
Наравне с риторическими вопросами в тексте выполняют те же функции такие синтаксические фигуры речи, как риторическое восклицание и риторическое обращение.
Функции риторического вопроса:
«Что бы ни было, пойду разведать, что он: жив ли он? в могиле? или уже и в самой могиле нет его?» (Гоголь Н.В. Тарас Бульба)
«Что в ненависти моей к людям нашей земли заключалась всегда тоска: зачем я не могу ненавидеть их, не любя их, зачем не могу не прощать их, а в любви моей к ним тоска: зачем не могу любить их, не ненавидя их?» (Достоевский Ф.М. Сон смешного человека)
«Багратион молчал, пораженный тяжелым зрелищем живого трупа, каким выглядел Александр Васильевич. Последний продолжал после минутной паузы. » (Гейнце Н.Э. Генералиссимус Суворов)
«Охрипшие и надсаженные голоса арфисток неприятно резали непривычное ухо; на каждом шагу так и обдавало ярмарочным кабаком с его убогой роскошью и беспросыпным, отчаянным пьянством». (Мамин-Сибиряк Д.Н. Приваловские миллионы)
Фигуры речи включают в себя тропы (употребление слов в переносном смысле) и фигуры в узком понимании этого слова (различные приемы сочетания слов), но в русском языке до сих пор актуальна проблема разграничения первых и вторых. В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные фигуры речи и лексические средства русского языка.
Смеющееся лето просилось в дом.
Откуда ты такой добрый взялся на мою голову?
Мертвая тишина повисла в комнате.
И напрасно наместник Рима Мыл руки пред всем народом, Под зловещие крики черни; И шотландская королева Напрасно с узких ладоней Стирала красные брызги В душном мраке царского дома.
И тогда он увидел глаза. Зеленые и искрящиеся.
И снова взрывы и смерти. Что это значило? Это значило, что о мечтах и чаяниях можно надолго забыть.
Курень, гутарить, тремпель, тормозок.
Однородные члены предложения. Употребление предложений с однородными членами используется для перечисления однородных понятий. Также служит для усиления эффекта от преподносимой информации.
Потеря была горькой, мучительной, невосполнимой и разрывающей душе на части.
Торжество науки над верой, ума над чувствами, молекулы над живой водой.
Над крепостью развевалось знамя. У крепости лежали груды тел погибших воинов.
Солнце жарило, как в Сахаре.
Я не чувствую ног ( = я стал). Отправиться на край света ( = отправиться далеко).
ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 26. Языковые средства выразительности.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 26. Языковые средства выразительности.
Задание № 26.Языковые средства выразительности.
Вот и довёз нас вами, ребята, наш замечательный экспресс до последней тестовой остановки.
Сегодня мы вспомним основные художественные выразительные средства языка. Я вам подскажу, как нужно выполнять задание № 25. Но беседа впереди долгая, материала много. Если вы готовы, то начнём.
Я шаг за шагом объясню порядок выполнения задания № 25.
Внимательно прочитайте задание. Посмотрите, ЧТО вам нужно найти.
Если необходимо найти ТРОП в названных предложениях, то вспомните, что это такое и какие виды топов бывают.
ТЕОРИЯ.
Тропы – это слова, употреблённые в переносном смысле, помогающие ярко, образно, выразительно передать мысли и чувства, воссоздать необходимую картину.
Помните главное: это слова в переносном смысле, то есть в жизни мы это «увидеть» не сможем, нам кажется, что это так происходит, это наше вИдение мира.
Аллегория.
Иносказание, при помощи которого передаётся суть, признаки конкретного образа.
Примеры.
Фемида( женщина с весами) – правосудие.
Гипербола
Пример.
В сто сорок солнц закат пылал.(В. Маяковский)
Ирония
От греческого «притворство». Это троп, при котором скрывают истинный смысл, это лёгкая насмешка.
Пример.
Откуда, умная, бредёшь ты голова (обращение к Ослу в басне И.Крылова).
Литота
Преуменьшение чего- либо, в противоположность гиперболе.
Пример.
Талии не тоньше бутылочной шейки (Н.В. Гоголь)
Метафора
Метафора бывает развёрнутая, когда создаётся целая картина сравниваемого предмета или явления.
Пример.
Метонимия
Это перенос свойств предметов по их внутреннему сходству (в этом отличие от метафоры, при которой сходство- внешнее).
Существую разные случаи переноса по внутреннему признаку, связи между предметами:
1.между предметом и материалом
2.между содержимом и содержащим.
3.между действием и орудием действия.
4.между автором и его произведением.
5.Между местом и людьми, там находящимися.
Примеры.
1.Не то на серебре- на золоте едал ( А.Грибоедов).
2. Скушай ложечку. Выпей чашечку.
3.Перо его дышит местью.
4. Читаю Толстого, слушаю Чайковского.
5. На субботник вышла вся школа.
Олицетворение.
Пример.
Синекдоха
Это перенос значения по количественному признаку: когда вместо единственного числа употреблено множественное и наоборот, часть вместо целого.
Когда о человеке в целом говорят через его деталь (одежды, внешности, особенности характера).
Примеры:
Пуще всего береги копейку
И вы, мундиры голубые. (М.Ю. Лермонтов о жандармах).
Сравнение.
Не путайте сравнение с метафорой. В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.
Пример.
Эпитет
Помните! Эпитетами не всегда являются прилагательные, могут быть и другие части речи.
Примеры.
Отговорила роща золотаяберёзовым, весёлым языком (С.Есенин)..
Кругом трава так весело цвела.
…когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом
Шаг 2.
Если необходимо найти лексические средства, то среди слов предложенного списка нужно искать следующие термины.
Типы слов по смыслу
Контекстные синонимы— это слова, которые являются синонимами только в данном контексте.
Например: по характеру это была добрая, мягкая женщина.
Синонимы данных слов вне текста:
Контекстные антонимы— это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением.
Паронимы – это слова, сходные по написанию и звучанию, но имеющие различное значение ( великий- величественный, эффектный- эффективный).
Типы слов по сфере употребления
Профессионализмы (или специальная лексика)– эти слова употребляются людьми определённой профессии (шприц, скальпель – врачами; корень, морфология, синтаксис- учителями русского языка).
Термины– названия определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: функция, демократия)
Типы слов по происхождению
Исконно русские слова – слова, возникшие в древности у восточных славян, старославянизмы (сладкий, враг, ведать )
Заимствованные слова (иноязычные)- по происхождению эти слова заимствованы из других языков. Часто это происходит в период экономического, культурного общения, взаимосвязей стран и народов. (Например, гипербола- слово греческого происхождения, модернизация- французского).
Варваризмы – это иноязычные слова, вошедшие в русскую речь, но всегда воспринимаемые как чужеродные. Их часто используют для описания иностранного быта, этикета и т.д. ( Например: месье, бой-френд, бизнес-вумен).
Типы слов по сферам употребления
( хвастунишка, читалка, задира.)
Просторечные слова – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности :
-нарушающие языковые нормы ( траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл)
— нарушающие моральные нормы, грубые слова (башка, притащиться)
— вульгарна, бранная лексика, оскорбляющая человека.
Эмоционально окрашенные слова (экспрессивная лексика, оценочная лексика) – это слова, при помощи которых выражается отношение к окружающим, явлениям, действиям, позитивное и негативное (например: дружище, силища, врата, страж).
С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают:
— книжные : яблоко раздора, звёздный час
— просторечные: вкручивать мозги, дурья башка.
Шаг 3.
Если нужно определить, какой приём (фигура речи) использует автор, то ищите следующие приёмы.
Примечание: некоторые фигуры речи могут быть одновременно и синтаксическими средствами (риторический вопрос, риторическое восклицание и др.).
Фигуры речи
приёмы).
Определения.
Примеры.
Анафора
Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.
Пример.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Эпифора
Противоположна анафоре: повторение слов или словосочетаний в конце строк или предложений.
Пример.
Правда твоя – это наша правда, Родина!
Слава твоя – это наша слава. Родина!
Антитеза
Противопоставление явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.
Кто был никем, тот станет всем.
Градация
Пример.
Пришёл, увидел, победил!
Не жалею, не зову, не плачу.
Инверсия
Жили-были дед да баба.
Пришёл я однажды в школу.
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням.
Оксюморон
Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.
Примеры.
Горькая радость. Звонкая тишина.
Синтаксический параллелизм
Сходное построение предложений в синтаксическом плане.
Пример.
Молодым везде у нас дорога,
Старика везде у нас почёт.
Перифраз.
От греческого- описание. Это употребление описания предмета, явления, человека, вместо его названия.
Примеры.
Автор Войны и мира»
Пишущий эти строки (я).
Туманный Альбион ( Англия.)
Умолчание
Приём, при котором автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.
Я сама не из таких,
Кто чужим подвластен чарам.
Я сама… Но, впрочем, даром
Тайн не выдаю своих.
Парцелляция.
Пример.
Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.
Бессоюзие или асиндетон
Приём, при котором союзы опускаются. Это придаёт речи динамичность, помогает воссоздать быструю смену действий героев, картин.
Пример.
Швед, русский, колет, рубит, режет.
Многосоюзие или полисиндетон
Намеренное увеличение союзов в предложении. Это позволяет замедлить речь выделить какие-то слова, усилить выразительность созданного образа.
Пример.
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.
Риторические восклицания.
Использование восклицательных предложений, чтобы не только выразить свои чувства, но и предать их читателям, вызвать в ответ такие же.
Пример.
Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!
Риторические вопросы.
Это вопросы, не требующие ответа. На них автор либо сам отвечает, либо хочет, чтобы над вопросом подумали читатели. Они создают иллюзию беседы. Обращены такие вопросы во всем людям. Часто используются в художественной или публицистической литературе.
Пример.
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?
Шаг 4.
Наконец, если необходим найти синтаксические средства, то помните, они связаны со знаками препинания, их выделяют запятыми, тире, ставится знак вопроса или восклицания и т.д.
Средства
Определения
Примеры
Однородные члены способны ярко воссоздать и картину событий, и внешние и внутренние свойства предмета описания, и всю гамму чувств.
Пример.
Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.
Ряды однородных членов
Вводные слова.
Вводные слова многообразны по значению. Умелое использование этих значений поможет и выразить оттенки чувств, и систематизировать мысли, и выделить главное, важное
Пример.
Вероятно, там, в родных местах, как в детстве удивительно пахнет цветами, самые большие ромашки из которых можно сплести замечательные букеты.
Вопросно-ответная форма изложения.
Это приём, при котором размышления автора представлены в виде вопросов-ответов.
Пример.
Для чего нужно приучать детей с детства читать правильные книги,- спросите вы? А я отвечу: чтобы стать человеком, настоящим, достойным права так называться.
Риторические обращения
Риторические обращения часто используются в публицистической речи с целью привлечения внимания к проблеме, для призыва к действию.
Пример.
Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!
Обособленные члены.
Пример.
В родных местах всё так же шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своим и вещими шёпотами тем поэтом, каким я стал.
Восклицательные предложения.
Они позволяют автору выразить своё отношение к описываемому. Восклицательные предложения могут выражать побуждение к действию, становясь таким образом риторическими восклицаниями.
Примеры.
Надо воспитывать милосердие в детства!
Цитирование
Использование цитаты из произведения или высказывание известного человека для подтверждения своих мыслей.
Пример.
Пользуйтесь подсказками.
Рассмотрим пример.
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Рассуждая на тему творчества и «нахождения себя», автор использует такой прием, как (А)_____ (предложения 8—9; 17—18). Что может помешать творческой личности? Использованные в 13-м предложении (Б)_____ дают, по мнению автора, ответ на этот вопрос. Говоря о том, какие профессии можно считать творческими, а какие — нет, В. Белов в 20-м предложении использует (В)_____. Это даёт возможность подготовить читателя к пониманию следующего, 21-го предложения. Кроме этого, в тексте широко использована (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.»
Список терминов:
1) сравнительный оборот
5) просторечная лексика
6) ряды однородных членов
7) вопросно-ответная форма изложения
8) общественно-политическая лексика
9) риторический вопрос
10) восклицательные предложения
ПОЯСНЕНИЕ.
А) Приём-7 ( вопрос-ответ).
(8) Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9) Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта).
Б) Ответ-6, ряды однородных членов.
(17) Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18) Ведь артистом и художником можно быть в любом деле.
(13) Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица, которые, кстати сказать, бывают разные.
В) Антонимы-3.
(20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно»,«интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.
Ответ:7638.
Алгоритм выполнения задания № 26.
В пример выше читаем: «в тексте широко использована (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.».
Как видим, нет чёткого указания, что надо искать, но даны слова в скобках, кроме того, слово «использована» стоит в ж. роде. Поэтому здесь подходит «политическая лексика».