вопросы для пользователей приложения
Бриф разработчика мобильных приложений: 15 главных вопросов, которые необходимо задать клиенту
Рынок мобильного маркетинга постоянно растет, приходят новые разработчики, создаются новые интересные проекты. Мы стараемся идти в ногу со временем. Именно поэтому наше сообщество теперь называется Digital Professionals Hub и вы сможете читать материалы не только об особенностях web-разработки, но и об актуальных вопросах, которых может коснуться разработчик мобильных приложений.
Итак, начнем с главного! Прежде, чем приступить к разработке, необходимо подробно выяснить все требования заказчика.
Для того чтобы разработать успешное приложение, нужно все делать правильно с самого начала. Основное количество конфликтов между заказчиком и разработчиком связано с отсутствием документов, определяющих детали того, что именно нужно проработать. Не всем вопросы являются обязательными для заполнения, но очень важно сразу донести до клиента значимость проработки задания с первых шагов.
Первая часть брифа: вопросы, которые помогут определить, какое именно приложение необходимо вашему клиенту Для начала разберемся, чем занимается компания заказчика, и какую цель он преследует, заказывая у вас приложение. Каких результатов клиент собирается добиться с помощью приложения: помочь увеличить приток клиентов напрямую, собрать целевую аудиторию, увеличить объем продаж, осуществить мобильную часть интегрированной рекламной кампании, ускорить или оптимизировать процессы логистики (что то другое?).
Итак, вопросы, которые помогут определить с кем вы имеете дело, и какое именно приложение необходимо вашему клиенту.
1. Чем занимается ваша компания?
2. Как вы планируете использовать приложение в своем бизнесе?
3. Какой тип приложения вам нужен? (здесь стоит указать для клиентов краткое описание типов приложений)
4. Каких результатов вы хотите добиться с помощью данного приложения?
Вторая часть брифа: определение функционала и технических особенностей приложения.
Перейдем к самому приложению. Чтобы облегчить клиенту жизнь и не заставлять его объяснять на пальцах, какой именно функционал требуется от приложения, попросите его показать несколько примеров подобных приложений. Пусть он отметит, что ему нравится в этих приложениях, и какие он в них видит минусы. Так заказчик полнее определит список основных функциональных блоков.
Не менее важный вопрос, для каких платформ должно работать приложение: вот тут клиенту, скорее всего, понадобиться ваша помощь – вряд ли он разбирается в тонкостях совместимостей. Расскажите ему об особенностях и преимуществах различных платформ и технологий, клиент будет благодарен вам за помощь. Например, iOS лидирует в Северной Америке и Европе, а вот в России, Африке и Азии самой популярной платформой является Nokia Symbian.
Определяем функционал и технические характеристики:
Третья часть брифа: этап пост-разработки, техническая поддержка и поддержка обновлений
Очень важно обговорить кто и каким образом будет заниматься поддержкой и обновлением приложения. Заказчик может доверить поддержку вам, а может пожелать независимости. Есть ли в компании IT-специалисты, которые смогут этим заниматься? Если такого специалиста нет, скорее всего, потребуется система управления приложением с доступным для обычного пользователя интерфейсом.
Итак, завершающая группа вопросов:
11. Как должны обновляться данные в приложении?
12. Существует ли необходимость разработки сайта-приложения?
13. Кто будет заниматься технической поддержкой приложения? Необходимо ли техническое обслуживание после гарантийного обслуживания данного приложения?
14. Существует ли необходимость создания системы управления приложением?
15. Кому будут принадлежать авторские права на приложение и в какой форме (исключительные или неисключительные права)? Этот вопрос не стоит оставлять «по-умолчанию»
И последнее — это контактная информация клиента.
Выясните, кто со стороны заказчика будет курировать данный проект. Полезно понимать, является ли этот человек IT-специалистом или нет: это поможет вам выборе языка общения с контактным лицом. Уточните все способы связи: электронная почта, Skype, номер рабочего и мобильного телефонов.
Составление такого брифа позволит вам лучше сделать коммерческое предложение, а клиенту — увидеть в вас профессионала своего дела.
Встраиваем опросы для пользователей Android-приложений
Одной из главных задач, стоящих перед разработчиками после релиза, является получение обратной связи от пользователей с целью совершенствования и развития приложений. Нечасто подобную информацию можно получить из отзывов в Google Play, да и не все пользователи уделяют этому своё время, даже если у них есть какие-либо идеи. Если разработчик считает необходимым получение обратной связи, он может реализовать соответствующий функционал в своём приложении самостоятельно, что влечёт за собой ряд соответствующих затрат.
Под катом хочу рассказать про классную “плюшку” под названием Profit Button, которая поможет установить диалог с пользователями вашего приложения, а также расширить его функционал так, как вы того захотите.
Profit button — элемент, представленный в виде плавающей кнопки, располагающийся поверх интерфейса вашего приложения. При тапе по кнопке, пользователю открывается окно WebView с опросом, который виден всем пользователям.
Для разработчиков
Как создать опрос?
Создание опроса состоит из пяти простых шагов:
Интеграция с Android-приложением
В случае необходимости поддержки устройств с более старыми версиями Android на борту, также необходимо изменить код каждой Activity следующим образом:
Profit Button может быть скрыта/показана непосредственно из кода приложения с помощью методов ProBtn.showProBtn() и ProBtn.hideProBtn().
Получить данные статистики использования можно непосредственно из кода:
Вопрос-ответ: о чём спрашивать пользователей?
Никто не придумает апдейт для сайта, продукта или сервиса лучше, чем их пользователи. Так что давайте разберёмся, какой вопрос задать, чтобы получить от фидбека пользу.
Никто не спорит, что цифры – это круто, но отзывы полезнее, когда это история не про количество, а про качество. Так, чтобы с ними можно было что-то сделать. Сразу внести на сайте изменения, починить или исправить.
Прежде чем начать собирать фидбек, определитесь с целями. Нужно понять, почему люди уходят с сайта? Повысить конверсию? Выловить баги, пока те не выловили вас? В зависимости от целей создаются вопросы. Возьмите на заметку фундаментальные, которые подойдут под любой бизнес и помогут получить полезные отзывы.
И сразу уточню – такие вопросы лучше использовать для опросов. И давать выбирать из нескольких готовых вариантов или поля «Другое», в котором можно написать что-то подробнее.
Вопросы
Так вы узнаете, зачем пользователи приходят на сайт, а ещё – уделяете ли вы внимание их «хотелкам». Иногда ответы на этот вопрос могут сильно удивить. Или вы поймёте, что о некоторых желаниях своих пользователей даже не догадывались. Может, неправильно определили ЦА? Получают ли ваши клиенты нужную им информацию? Аналитика показывает, как много людей заходит на сайт, а фидбек расскажет, ЗАЧЕМ они здесь.
Удобный вопрос, если хотите узнать, легко ли пользователю на вашем сайте найти то, за чем он пришёл. А ещё после ответов на этот вопрос часто приходится перевёрстывать навигацию…
Например, швейцарская железнодорожная компания Transilien после такого опроса добавила на сайт отдельную посадочную страницу с расписанием. Пользователи могут попасть на неё из меню-бара. Удивительно, но на главной странице они терялись и не могли узнать, когда отходит их поезд.
А если что-то найти не получается на вашем сайте, проще уйти к конкурентам, а не тратить на вас драгоценное время.
За нелинейными опросами – ближайшее будущее индустрии. Конкретно эти вопросы раскрывают мотивацию пользователей и указывают на ваши проблемы с позиционированием. Оказавшись на сайте, пользователь достигнет своей цели? Если нет, скорее вносите изменения.
Если вы научитесь понимать цели ваших пользователей, – сделаете гигантский шаг в сторону крутого UX! Например, туристическая компания Virgin Holidays выяснила, что пользователи искали на сайте галочку All Inclusive. И не могли её найти, потому что она называлась Premium All Inclusive…
Вы ещё не подписаны?
Ежемесячные статьи о любви к клиентам 💙
Присылаем вам на почту всё самое важное о пользовательском фидбеке, Voice of the Customer и классном CX!
Хватит перекладывать на пользователя работу UX-дизайнера! Хотя стоп… Это идеальный вариант, чтобы моментально изменить что-то на сайте в лучшую сторону. Потенциальные клиенты, да даже постоянные покупатели, перед новой покупкой хотят узнать побольше о компании, продуктах или услугах. Если они не найдут эту информацию у вас, значит купят у того, у кого найдут.
Вы ежедневно взаимодействуете со своим же сайтом, взгляд замыливается. Поэтому ответы на этот вопрос для вас – холодный душ. Приготовьтесь к тому, что узнаете о сайте много нового (и не всегда приятного).
Попросить пользователей рассказать о негативном опыте на вашем сайте – неприятная затея, это правда. Но иногда это самая ценная информация, которую вы только можете от них получить.
По сути, вы просите их рассказать о барьерах на пути к конверсии. То есть, о том, что помешало выполнить желаемое действие. А ведь мы все мечтаем получить это заветное объяснение!
Производитель одежды Calvin Klein, например, берёт этот вопрос за основу опроса «Как нам помочь выбрать вам те джинсы, которые вы ищете?» В вариантах – перечень новых возможностей сайта, из которых надо выбрать одну. Ту, которую пользователь хочет увидеть в первую очередь.
Таким вопросом легче масштабировать проблемы на сайте. Спросите пользователей о конкретных страницах и сразу вносите изменения. В личном кабинете сервиса UX Feedback настраиваются таргетинги на страницы, пользователей и их действия. Например, после оплаты товара предложите покупателю пройти опрос: «Какого функционала вам не хватает в корзине?»
В одном из наших кейсов мы спрашивали у пользователей сайта магазина текстиля, какие критерии при выборе ткани им важнее всего. Это помогло определиться клиенту, над какими улучшениями ему предстоит работать в первую очередь.
Каждая страница на вашем сайте для чего-то нужна (логично!), поэтому полезно иногда проверить, несёт ли она пользу для пользователей. То же самое касается продуктов и сервисов.
Другие вопросы
Сбор фидбека от пользователей всегда должен строиться вокруг той информации, которую вы действительно сможете использовать. Старайтесь избегать вопросов, на которые можно ответить да/нет. Конечно, ответы иногда будут… кхм, минималистичны, но в целом вы получите глубокий взгляд на сайт или продукт со стороны.
Аналитика отвечает на вопрос: «Что?» Пользовательский фидбек на вопрос: «Почему?» Если вы хотите прийти к удобному UX, повысить конверсию и сделать клиентов самыми счастливыми в мире, вам придётся научиться их слушать. Ответы на все вопросы у них – только и успевай вносить изменения ✍?
Пользовательские интервью: когда они нужны и как сделать их эффективными
Публикуем перевод статьи руководителя маркетинга в Django Stars Ярослава Легенчука о том, зачем нужны пользовательские интервью и как их правильно проводить.
Если хотите, чтобы продукт стал успешным, нужно знать своих клиентов. Просто понимать, кто ваша целевая аудитория, недостаточно — нужно точно знать, чего она хочет и как ей это дать.
Научитесь спрашивать
Самый простой способ узнать о потребностях и желаниях аудитории — спросить. Если хотите, чтобы продукт продавался, нужно уметь спрашивать и принимать критику пользователей, потому что пока вы прячете голову в песок, другие команды улучшают свои продукты и зарабатывают на них.
Что такое пользовательские интервью и зачем они нужны
Пользовательские интервью — это часть разработки с участием пользователя, которая может дать самые крутые идеи, — идеи, которые улучшат ваш продукт и его возможности.
Критика — это то, для чего существуют пользовательские интервью — чтобы увидеть реальное положение рынка и познакомиться с вашей ЦА.
Если не показывать никому свой продукт и не получать обратную связь, вы можете потерять кучу денег. Тех самых денег, на которые могли бы потягивать пинаколаду на тропическом острове.
Что будет, если не проводить интервью
В 2010 году Google представили экспериментальную программу-мессенджер Google Wave. Пользователи не поняли, что это такое и как должно работать. Google не осознал свою ошибку и через два года программу закрыли.
Исследование CB Insights, согласно которому 18% стартапов закрываются, потому что не слушают пользователей
Что будет, если проводить интервью
StoryTold — B2C-проект, направленный на улучшение взаимопонимания между детьми и родителями. В самом начале разработчики провели исследование, чтобы выяснить, какие проблемы есть у родителей во взаимопонимании со своими детьми, особенно, когда это касается общения на расстоянии. Эти опросы подтвердили предполагаемые проблемы и показали, что целевая аудитория приложения не включает домохозяек, которые проводят все свое свободное время с детьми.
Следующий шаг: клиенты несколько недель используют приложение, а создатели StoryTold наблюдают за процессом.
Что они обнаружили:
Интервью с пользователями привело к серьезному изменению функций и бизнес-модели StoryTold. Сейчас приложение функционирует и команда StoryTold использует метрики, чтобы анализировать, какие функции больше всего и в какое время используются, как пользователи взаимодействуют с приложением и так далее. Компания использует эти данные, чтобы сегментировать аудиторию и выпускать обновления, а затем через почту и Skype собирает мнения реальных пользователей об обновлениях.
StoryTold — отличный пример внимательной к пользователям команды, которая ценила обратную связь с самого начала и использовала пользовательские данные не только во время разработки, но и после релиза приложения. Они доказали, что не нужно бояться пользовательских интервью — вы можете проводить их, даже если у вас небольшая команда. Если сделаете все правильно, это изменит и улучшит ваш продукт.
Теперь разберемся, как эффективно проводить интервью на разных стадиях развития проекта, принося пользу продукту и вашей аудитории.
Этапы интервью
1 этап: определение ЦА и ниши на рынке
Работайте только над тем продуктом, в котором есть потребность. На первом этапе интервью с пользователем поможет оценить жизнеспособность продукта на рынке.
Допустим, вы хотите создать приложение, которое поможет пользователям решить проблемы в отношениях. Но такое приложение способно помочь только тем, кто знает, что у них есть проблемы, и пытаются найти решение. В большинстве случаев люди затрудняются описать, в чем состоит проблема, или даже признать, что она вообще есть.
Вывод: вы не можете продать приложение, решающее проблемы, которые люди не осознают.
Чтобы помочь продукту выжить, нужно поговорить с потенциальными пользователями и выяснить:
После разговора с потенциальными пользователями соберите данные, сделайте выводы и доработайте идею. Взгляды других людей будут отличаться от ваших, так что разработка продукта может неожиданно свернуть в другую сторону.
При разработке не забывайте, что вы не ЦА. К этому моменту вы уже должны понимать, кто в неё входит.
2 этап: сбор отзывов о вашем MVP
Если вы учли ответы целевой аудитории, то, наверное, поняли, что люди не осознают и не решают свои проблемы самостоятельно — они либо идут к психологу, либо просто забивают.
Прием психолога стоит дорого, и вы убеждены, что приложение сможет давать экспертные советы по отношениям за значительно меньшую сумму. Ваша цель — дать людям маленького джина — психолога внутри телефона — у которого есть надёжные данные, особые подходы к разным типам людей, диаграммы и анализаторы уровня счастья и так далее. Но, ещё раз отметим, вы можете потерпеть фиаско, потому что люди, к примеру:
Чтобы подтвердить или опровергнуть опасения, нужно узнать:
Эта информация поможет в разработке MVP — минимального жизнеспособного продукта, — приложения со стартовым набором функций для выпуска на рынок.
К примеру, когда запустили Pokemon Go, там можно было только ловить покемонов. Новые функции появились позже, когда создатели убедились, что игра жизнеспособна и востребована. Пользовательские опросы помогут определить это и для вашего продукта.
3 этап: UX-исследование
UX-исследование поможет избежать дорогостоящих доработок в будущем и покажет, что нужно доработать в бета-версии. В зависимости от отзывов, вы увидите, к примеру, нужно ли упростить интерфейс или дать приложению человеческое лицо, подключив настоящего психолога и отсылая советы по отношениям от его имени.
4 этап: финальные доработки
Четвертый этап — последняя проверка перед разработкой полноценного продукта. Это ваш шанс пообщаться с пользователями и сделать финальные доработки перед релизом. Проверьте еще раз, учли ли вы все важные аспекты: цену, UX, потребности пользователя и так далее.
В зависимости от результатов исследования и ответов ЦА, создайте оптимальную модель работы приложения. Вот несколько вариантов:
5 этап, который никогда не заканчивается
С этого момента вы на этапе, который будет длиться столько, сколько будет существовать продукт. Все предыдущие пользовательские интервью относятся лишь к определенной стадии развития продукта, потребностям, стандартам и возможностям разработки, но пользовательский опыт меняется, и пользовательские потребности также все время меняются и растут.
Так что каждый раз, когда вы хотите обновить, улучшить или добавить новые функции, нужно спросить мнение ЦА. На этом этапе у вас должно быть достаточно пользователей, чтобы проводить репрезентативные опросы и интервью. Без этого количество пользователей уменьшится и продукт потеряет конкурентоспособность.
Что и как спрашивать
Теперь давайте подробно разберем, что и как спрашивать. Если просто спросить, нравится ли пользователю продукт, получите односложный ответ на закрытый вопрос, а вам нужна подробная информация, поэтому учитесь задавать вопросы правильно.
Задавайте открытые вопросы
Есть закрытые и открытые вопросы. На закрытый вопрос можно ответить только «да» или «нет». Открытые вопросы построены так, чтобы получить развернутые ответы. Они отлично подходят для вашей цели, так как вызывают более глубокие ассоциации и даже могут помочь взглянуть на проект под новым углом.
Пример списка открытых вопросов. Вы можете составить свой список на основе этой классификации
Всегда интересуйтесь, почему пользователь сделал или сказал что-либо, потому что знание мотивов поможет вам обозначить свои приоритеты.
Конвертируйте закрытые вопросы в открытые
Вместо того, чтобы спрашивать, нет ли у пользователя каких-то вопросов, узнайте, на какой вопрос вы можете ответить. Вместо того, чтобы спрашивать, понравилось ли приложение, поинтересуйтесь, какие функции показались сами полезными, и так далее.
Чтобы лучше определять закрытые и открытые вопросы, начните отмечать, какой тип вопросов вы задаете людям, с которыми вы общаетесь. Если поймете, что задаете в основном закрытые вопросы, подумайте, получили ли вы нужную информацию, или открытый вопрос дал бы больше полезной информации.
Задавайте личные вопросы
Эта техника используется для того, чтобы получить доверие. К примеру, сотрудники ФБР используют этот метод в беседах с серийными убийцами.
Люди любят говорить о себе. Просто спросите и слушайте
Попросите людей рассказать о себе, о проблеме, которая относится к вашему продукту, как они пытались решить её, и почему это не подействовало.
Если ваше интервью не выглядит как интервью, пользователи могут быть более открыты. Не бойтесь отойти от темы. Вы будете находить ценную информацию, если будете говорить о том, что реально близко вашему пользователю.
Конкретика, факты и цифры
Люди могут захотеть угодить вам, поэтому могут сказать, что им нравится приложение, что они в восторге, что оно отличное. Избегайте неопределенных ответов вроде: «В принципе, хорошее приложение». Вникайте в детали, просите дать развёрнутый ответ, оценить по шкале. Задавайте прямые вопросы по интересующим функциям.
Следите за невербаликой
Вы можете изучить манеру общения аудитории и видеть их невербальную реакцию, концентрируясь на том, что они делают, а не на том, что говорят.
Ещё раз, как сделать пользовательские интервью эффективными
Так вы узнаете потребности клиента, дадите ему решение и в идеале получите довольного пользователя, который будет готов платить за продукт.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
8 вопросов, которые нужно себе задать перед разработкой приложения
У вас появилась идея для нового приложения? Прекрасно! Но прежде чем взяться за его разработку, нужно оценить, насколько жизнеспособным оно получится и стоит ли вообще им заниматься. Вот восемь вопросов, которые вам в этом помогут — отвечать на них можно в любом порядке.
Решает ли ваше приложение какую-то проблему?
Кому-то это покажется очевидным, но вы удивитесь, как много людей пытаются продвигать идею, которая не решает никаких проблем.
Чтобы ответить на этот вопрос вам нужно определить следующее:
Нир Эяль, предприниматель и автор бестселлера «На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки» разработал свой метод. Согласно ему, нужно задать себе два вопроса:
Нужно чтобы вы ответили хотя бы на один из этих вопросов утвердительно (в идеале — на оба).
Если вы хотите добиться успеха на B2B-рынке, проверьте, работает ли для вашего продукта правило зубной пасты: будут ли ваши клиенты пользоваться вашим решением дважды в день? Если ответ «да», то вас гарантированно ждет победа.
Что такое цифровая карта и почему она нужна уже сегодня?
Что происходит на рынке?
Если вы уже являетесь экспертом в своей области, то ответить на этот вопрос вам не составит труда. Однако иногда вам может прийти идея для совершенно незнакомого вам рынка. В этом случае у вас есть два варианта:
Изучите рынок — взгляните на статистику, чтобы понять, приживется ли ваша идея.
Заключите партнерство с лидером рынка — найдите себе партнера (лучше если он станет членом совета директоров), которые работает в своей индустрии уже долгое время.
Другими словами, неважно как вы это сделаете, но кто-то в вашей команде должен хорошо разбираться в рынке, куда вы планируете выйти
Что там с конкурентами?
Анализ конкурентов тесно связан с предыдущим пунктом про изучение рынка. Однако он настолько важен, что о нем стоит поговорить отдельно.
Вот что нужно будет сделать, чтобы проанализировать своих конкурентов.
Помните, что в наличии конкуренции нет ничего плохого, если у вас есть уникальное продающее предложение, которое заставит потребителей выбирать вас, а не конкурента.
Кто ваши клиенты?
Для успеха приложения важно понимать для кого вы его разрабатываете. Базовые знания о своих пользователях должны были у вас появиться еще когда вы изучали рынок, теперь же пора углубиться в детали.
Создайте как минимум один, а лучше несколько профилей своих потенциальных пользователей. В них должна быть указана следующая информация:
Такие профили пользователя помогут вам продумать правильный дизайн приложения, а также пригодятся при разработке маркетингового плана.
Где собираются ваши пользователи?
Очень часто целевая аудитория приложения бывает очевидной. Вот вам необычная идея — подумайте о том, где чаще всего собираются ваши пользователи. Например, если вы делаете приложение для студентов, вспомните, где их можно увидеть чаще всего (например, в университете). Пойдите туда и вы увидите проблему, которую хотите решить, в действии. Так вы лучше поймете, действительно ли ваше приложение ее решит.
С кем вы можете обсудить свою идею?
Одна из главных причин, почему проваливаются приложения, заключается в том, что их разработчики боятся обсуждать свою идею и все делают в одиночку. Общение с коллегами по цеху и целевой аудиторией крайне важно, если вы хотите понять, сможет ли ваше приложение приносить деньги.
На ранних этапах разработки лучше обсудить идею с самыми близкими людьми. Затем стоит обратиться к идеальному покупателю и экспертам в вашей индустрии.
Если вы боитесь, что кто-то может украсть вашу идею или вам просто неловко ее обсуждать, есть более безопасный вариант. Воспользуйтесь сервисами вроде Survey Monkey, чтобы проводить опросы, не выдавая слишком много информации.
Насколько финансово жизнеспособна ваша идея?
Переходим к самой скучной части. Не каждый разбирается в экономике, однако все же важно оценить финансовый потенциал вашей идеи. Для этого лучше сделать простые финансовые прогнозы — определить модель монетизации (то есть как вы будете зарабатывать деньги) и прикинуть, сколько пользователей у вас может появиться.
С самого начала также важно продумать стратегию выхода. Например, в первые несколько лет вы не слишком думаете о прибыли и вас в первую очередь заботит привлечение пользователей. В таком случае вам надо поставить перед собой цель и решить, что вы будете делать, когда ее достигните.
Сможете ли вы продвигать свое приложение?
Многие попадаются в эту ловушку — в первую очередь думают только о разработке приложения и забывают о привлечении пользователей.