вопросы к метафорическим картам про отношения
Как могут помочь метафорические карты в решении проблем по запросу «отношения»
Самый распространенный запрос на работу с метафорическими картами –«отношения». Давайте разберемся на примерах, чем в отношениях могут помочь метафорические карты.
Девушка 32 года. Красивая, интересная, успешная. Мужчины ухаживают. Отношения периодически завязываются, но также и развязываются. Самые долгие длились около года. На сессии использовали метафорические карты «Алгоритм». В результате пришло понимание, что есть внутренний конфликт. Подсознательно ищет партнёра похожего на отца, но при этом не принимает его, живёт с обидой в его адрес. И свою обиду переносит на мужчин рядом. Ушла с сессии с пониманием необходимости разобраться в своих отношениях с отцом. Работает с собой в этом направлении.
Мужчина 37 лет. Женат. Постоянно изменяет жене. После сессии с использованием метафорических карт осознал, что ему просто скучно. Нет истинного увлечения, которое бы наполняло его энергией. Жизнь как в беличьем колесе. Все по кругу: работа, потомучто нужно обеспечивать семью и семья, потому что так надо. Интрижки на стороне наполняют жизнь эмоциями и красками. На следующую сессию пришел с запросом о поиске предназначения. Но это другой кейс.
Женщина 46 лет. В разводе десять лет. Хочет отношений, но их нет. Никаких. С помощью метафорических карт «Алгоритм» поняла, что она сама не знает зачем ей отношения. Не понимает, что именно она от них хочет, да ещё и боль от развода и обида на мужчин живёт в ней до сих пор. Ушла с домашним заданием написать эссе на тему «мужчина в моей жизни», «мой идеальный день».
Женщина 42 года. Двое сыновей 18 и 16 лет. Не хотят учиться, прогуливают, грубят матери, отказываются помогать. Дома постоянные конфликты. Она боится, что они покатятся «по наклонной». Через работу с метафорическими картами поняла, что ее стремление контролировать своих детей и их жизнь просто душит их. Ее стремление заботы и обеспечить им счастливое будущее, ее внутренняя ответственность за них и желание «быть хорошей мамой» провоцирует ребят на стремление отстоять свои границы.
Это всего пять примеров. В реальности запросов гораздо больше. Про отношения в семье, с родителями, с детьми, коллегами. Про отсутствие отношений. Про выбор партнёра. Про выбор между продолжением отношений или их завершением.
Мы хотим не только понимания причин тех или иных событий в нашей жизни, но и гарантий. Убежденности, что делаем верный выбор. Метафорические карты, конечно же не предсказывают, но они помогают понять истинное отношение и истинные причины событий. А этого уже достаточно для принятия решений и понимания что делать дальше. Хочется добавить, что последнее время метафорические карты «Алгоритм» вытеснили практически все остальные колоды из моих практик. Присмотритесь к ним.
Как правильно задать вопрос при работе с метафорическими картами
Регулярно на сайтах онлайн-магазинов метафорических карт, на форумах, да и в комментариях Инстаграм или в Фэйсбук, вижу отзывы, о том, что не получается работать с метафорическими картами, что они не для каждого, что нужно специально обучаться на курсах, чтобы использовать этот инструмент.
На самом деле, одна из причин, почему с картами не получается работать — отсутствие навыка формулировать запросы.
Как правильно задавать вопрос при работе с метафорическими картами
Сегодня я расскажу основные принципы построения эффективных вопросов при работе с метафорическими картами.
Какие вопросы задавать при работе с метафорическими картами
Предлагаю перейти к практике и разобрать неработающие и работающие запросы.
Примеры вопросов о замужестве:
А вот такие запросы хорошо работают с картами:
Примеры вопросов о бизнесе:
Вопрос к метафорическим картам необходимо формулировать примерно так:
Необходимо задавать вопрос вот в таком ключе, тогда он сработает.
А эти вопросы уже работают с метафорическими картами:
Примеры вопросов про отношения:
А задав вопрос примерно так вам уже гораздо проще получить ответ от метафорических карт.
А вот такие вопросы картам уже работают:
Все запросы в примерах — реальны. И на каждый, верно, заданный вопрос, получен истинный ответ из своего подсознания.
Вопросы к метафорическим картам про отношения
Перечень вопросов из инструкции к колоде «MEMORY» (автор Н.Глотова)
Итак,
КАКИЕ ВОПРОСЫ МОЖНО ЗАДАВАТЬ:
У вас могут быть свои вопросы, а также клиент может воскликнуть (как часто бывало) «Я знаю про что это!», или даже «Ну, и что это значит? Мне непонятно…». Однако в работе с данной колодой я рекомендую обширную беседу. Я предлагаю перечень вопросов, которые могут помочь в работе с картами:
1) «Что изображено на картинке?» (пусть клиент опишет, что конкретно он видит – предметы, людей, животных, элементы природы и природных явлений). Тут важно спросить: «Что-то еще?», для себя можно отметить, что клиент «не заметил» и это тоже материал для работы.
2) «Что, по вашему мнению, сейчас происходит на картинке?».
3) «Что чувствует этот персонаж? А этот?» (даже если изображено дерево).
4) «Что происходило до того и что будет происходить после?». Как вариант: «Откуда направляется объект и куда?».
5) «Что на картинке привлекло вше внимание больше всего и почему? Как вы думаете, почему?».
6) «Что самого плохого и что самого хорошего?».
7) «Что на картинке есть, а вы не заметили?».
8) «Есть ли на этой картинке вы?», или «Кто это может быть из вашей реальной жизни?».
9) «Какие переживания и чувства это вызывает у вас?».
10) «Как то, что изображено на картинке о вас и вашем запросе?».
11) «Что хотелось бы сделать?».
12) «Что может помочь?».
И так далее. Можно вытягивать несколько картинок поочередно или одновременно. Тут уже вам подскажут ваша фантазия, профессиональные чутье и этика.
На этот раз выдержка из статьи А.Пушкова «Техника постановки вопросов с ОН картами»
— Какой из этих образов (портретов) вы поставите на первый план?
— Представим, что образ на карте разрывается на части, чтоб стать одновременно ближе к другим картам (ситуация выбора), в каком процентном соотношении разорвется карта и по какому критерию?
— Если представить себе, что вся ваша ролевая энергия содержится в круглом «энергетическом» пироге, то сколько его процентов (какая долька) содержится в роли «бизнес-леди»?
— А сколько процентов бы вам хотелось, чтоб эта роль содержала?
— За счет какой роли вы готовы увеличить/уменьшить энергию в этой роли?
— Сколько процентов страха содержится в этой карте?
— Сколько килограмм обид в мешке у изображенной на карте фигуры?
— Как часто (как давно, когда, где) проблема не возникала?
— Чем были заняты в это время вы и другие?
— Как вам удалось сделать так, чтобы проблема не возникла?
— Что бы вы еще могли сделать по сравнению с вашими действиями в «непроблемные» времена?
— «Что еще?» заставляет нашего визави задуматься, а часто впервые подталкивает додумать что-либо дальше, чем до сих пор.
— Если бы мы заглянули в будущее (на 5 лет) вперед, как звучала б эта история?
— Как бы смогла описать проблему второстепенная фигура, предмет, изображенные на карте?
— В чем сила героя, изображенного на карте?
— Описывая проблемную ситуацию, которая изображена на карте, какие из её элементов должны были бы остаться неизменным или повторяться как можно чаще?
— Как должен был бы выглядеть по-настоящему хороший результат (во времени, пространстве, отношениях)?
— Что могло бы быть наименьшим показателем того, что ситуация движется в ожидаемом направлении?
— В каких временных промежутках и в каком темпе можно было бы рассчитывать на изменение?
— Как ты думаешь, как изменилась бы история, если главный герой смог обуздать свои агрессивные импульсы?
— Как бы изменился смысл карты, если бы рядом с принцессой появился принц?
— В какие сферы жизни Проблема уже проникла, где её влияние особенно сильно? Влияет ли она на взаимоотношения с другими людьми, на чувства, вмешивается ли в мои мысли, как она изменила мое представление о самом себе и об истории моей жизни?
— Как именно Проблема манипулирует мной: к каким стратегиям, методам и хитростям она прибегает, пытаясь руководить моей жизнью? Как я ей противодействую? Изобрел ли я какие-то техники, стратегии, хитрости, которые мешают Проблеме руководить Моей жизнью?
— Какими способами проблема сообщает мне, что она тут, как заявляет о своем влиянии на мою жизнь?
— Какие у Меня есть качества, умения, способности, которые Проблеме все еще трудно обесценить?
— Каким образом Я сообщаю проблеме, что не буду «подчиняться?
Интуитивные и метафорические карты – какие вопросы задавать
При работе с интуитивными и метафорическими картами надо, конечно, помнить, что это все-таки не гадальные карты. В первую очередь они имеют отношение к психологии, к работе с подсознанием. Карты – это безопасный метод найти в этом обычно скрытом для нас пространстве ответы на свои вопросы. При этом мы развиваем нашу собственную интуицию, чутье, умение слышать и видеть вглубь.
В прошлых статьях я говорила об этом подробнее:
Метафорические и интуитивные карты не имеют определенных интерпретаций – они всегда значат только то, что мы сами в них видим. Вытянули карту, посмотрели, прочитали, и именно то, что вы почувствовали при взаимодействии с ней, именно те мысли, что пришли вам в голову, те ассоциации, что возникли, и есть ответ на ваш вопрос. Тут не может быть правильного и неправильного, и никто не сможет сказать вам, что это значит. Только вы сами можете увидеть это. И именно поэтому карты дают такие точные, безошибочные ответы на наши вопросы.
Итак, как же правильно задавать вопросы при работе с метафорическими и интуитивными картами?
Самый главный принцип заключается в том, что все они должны быть направлены на поиск в себе. То есть мы не у кого-то стороннего спрашиваем, не просим, чтобы кто-то извне дал нам ответ, например – когда я продам квартиру? Выйду ли я замуж? Будет ли мое дело приносить мне прибыль?
Вот это как раз и есть чистой воды гадания. Можно, конечно, и так – ради смеха, развлечения, главное, при этом понимать, что это совершенно ненаучный подход, и каких-либо обоснованных ответов на такие запросы ждать не приходится.
Если же мы и правда хотим заглянуть внутрь себя, получить доступ к внутреннему знанию и ресурсам, то и вопросы должны быть сформулированы соответствующе.
Во-первых, сначала составляем свой запрос. После этого в соответствии с запросом задаем себе один из вопросов:
— что поможет мне на путь к моей цели?
— что мне нужно изменить в себе, чтобы добиться желаемого?
— что мне нужно понять, осознать, над чем поработать, чтобы случилось то, что я хочу?
— что мне мешает реализовать задуманное?
— что станет ресурсом, который поможет мне справиться с поставленной задачей?
Если подходить к формулировке запроса именно так, то наши вопросы для гаданий можно поставить иначе: какой духовный урок помогает мне пройти ситуация с непрожающейся квартирой? Что мне нужно осознать и принять, чтобы она продалась?
Что мне нужно найти и открыть в себе, чтобы выйти замуж?
Каким ресурсом я располагаю и могу воспользоваться, чтобы развить свое дело и получать от него прибыль?
Рассмотрим конкретный пример
Запрос: хочу, чтобы мои отношения с близким человеком стали более теплыми.
В связи с этим можно задать себе и не один вопрос, а несколько:
— по какой причине в наших отношениях не хватает тепла?
— что мне нужно изменить в себе, чтобы и отношения изменились?
— что поможет мне это сделать?
К картам обращаемся по очереди, одна за другой, иначе очень легко смешаться.
Вот первая из карт.
Я для примера взяла реальную ситуацию из своей жизни, отношения с подругой. Некоторое время назад они прервались по непонятной мне причине, но я знаю совершенно точно, что подруга была искренне расположена ко мне. Именно поэтому первая карта не вызывает во мне никаких ассоциаций.
Такие ситуации тоже могут быть, путь это вас не обескураживает. Если не чувствуете, не понимаете, значит, возможно, еще не время для этого, а, может, вообще этот вопрос не самый важный в сложившейся ситуации. Отложите карту и вопрос, задайте его как-то по-другому или просто идите дальше.
Итак, второй вопрос, вторая карта – что мне нужно изменить в себе, чтобы и отношения изменились?
А вот эта карта наталкивает меня на мысль, что на самом деле нет ничего невозможного, и, несмотря на то, как загадочно, без объяснений наши отношения оборвались, все еще можно возобновить их, если только самой верить в то, что это возможно. Не скатываться в обиды и упреки, не таить зла, а просто позволить всему наладиться в свое время.
И третья карта – что поможет мне это сделать?
Мысли и ощущения такие – действительно не стоит быть проще, чем ты есть на самом деле. Не стоит пытаться извиняться, если вины твоей ни в чем нет. И может быть, этот опыт и нужен тебе в итоге именно для этого – чтобы позволить случиться всему нужному тебе же, и тебе же наверняка он для чего-то очень пригодится в будущем. Так что расслабься, не тая ни зла, ни обиды, и дай всему идти своим чередом, не навязывая узлов там, где их может и не быть.
Что получаем в результате
Если после всего вы почувствовали покой в душе, удовлетворение полученными ответами, значит, ваша работа с данным запросом окончена. Если нет, можно продолжить цепочку, продвигаясь по возникающим и не дающим покой запросам, как по маячкам.
Опять же помним, что выводы в результате работы с интуитивными и метафорическими картами могут быть разные. Иногда успокаиваешься, а иногда напротив, понимаешь, что нужно приложить довольно активные усилия, чтобы изменить ситуацию так, как тебе того хотелось бы. Однако в любом случае главное правило тут всегда только одно – слушайте себя, ищите в себе, доверяйте себе, и тогда ответы обязательно найдутся.
Техника задавания вопросов при работе с ассоциативно-метафорическими картами
При первом же прикосновении к метафорическим ассоциативным картам открытой темой для меня осталась техника задавания вопросов. Понятно, что пресловутое «Карты – это инструмент, все зависти от парадигмы которую вы исповедуете» отсылают нас к азам психотерапии, НО ведь хочется «выжать» из карт максимум! Тем более эклектический подход никто не отменял.
В данной статье я опишу основные способы задавания вопросов при работе с ассоциативно-метафорическими картами. Информация не претендует на всеобъемлющую. Скорее нацелена на активизацию поискового интереса. В моем сознании нет общей классификации психотерапевтических вопросов, возможно, мы придем к ней в конце статьи.
Но это лишь одна из возможностей, заложенных в инструмент.
Для себя я выделяю костяк «сценария» консультационной встречи с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК), который:
1) Наладка контакта, прояснение запроса;
2) Предложение определенной техники-упражнения с МАКами;
3) Диссоциированная работа, погружение в МАКи;
4) Челнок в реальность, интеграция полученного опыта;
5) Подведение итога встречи.
Хотя вполне возможны случаи, когда:
— встречу начинают с упражнения с картами (для прояснения запроса, например) и потом идут в классике консультирования – тематической беседе;
— погружение в карточные образы и челнок в реальность проделывается множества раз напротяжении сессии;
— вся встреча строится на метафорическом общении в контексте карточного расклада или молчаливом манипулировании карточными образами.
Принимая во внимание все исключения, у меня в сознании сложилась классификация вопросов, основанная на этапности (и соответственно целях) консультационного процесса.
С самого начала совместной работы перед психологом стоит задача установления контакта с клиентом, создание атмосферы доброжелательности и поддержки, а так же прояснить цель прихода на консультацию, сформулировать запрос.
— Как вы представляете наше сотрудничество?
— Как, на ваш взгляд, я могу вам помочь?
— Чего, в связи с заявленной проблемой, вы хотели б в результате наших встреч?
Конечно, в разных направлениях психологии и психотерапии процесс прояснения запроса происходит по-разному. В нейролингвистическом программировании (НЛП), например, этот этап относительно четко регламентирован, существует ряд вопросов, прописанная схема, по которой психолог помогает клиенту сформулировать результат.
В системной семейной терапии можно найти ряд вопросов, которые рекомендуют озвучить на начальном этапе встречи. (Кто и чего хочет? От кого хотят? С каких пор? Для чего. )
В экзистенциально-гуманистических подходах психотерапии, как правило, прояснение запроса происходит в диалоге, и сам этот процесс менее технологичен.
Главное, чтобы клиент и психолог поняли друг друга и пришли к соглашению относительно дальнейшей работы.
Ориентируясь на запрос, клиенту предлагают повзаимодействовать в карточном пространстве. Метафорические ассоциативные карты хоть и являются достаточно универсальным инструментом в психотерапии, но все же они не всесильны. Соответственно, выделяя возможные терапевтические задачи, ограничусь самыми часто встречающимися.
Для достижения поставленных задач существует несколько распространенных форм проведения упражнения:
· Работа «вслепую»/«в открытую»
· Комбинация слов и изображений (пасьянсы)/ создание истории/ вырисовывание/
Так же можно выделить уровни погружения в инструмент:
· Диссоциированный (То, что происходит с образами на карте);
· Метафорический (То, что клиент видит в карте и соотносит со своей реальностью);
· Реальный (То, что происходит с клиентом в реальной жизни).
Все эти 3 уровня задействованы в беседе в той или иной пропорции.
Потенциал диссоциированного уровня – безопасное исследование актуальных для клиента событий, переживаний через художественные образы. Главный фокус вопросов, как мне кажется, должен быть направлен на углубление и расширение описания карты – т.е. максимальное насыщение истории проективным материалом.
Вопросы, заданные на диссоциированном уровне, отличаются от вопросов про реальность лишь фокусом (от первого или от третьего лица они задаются).
— Сколько процентов злости у вас, когда вы думаете о своем партнере по бизнесу?
Метафорический уровень позволяет соединить карточный образ с реальностью. Вопросы концентрируются на выяснении отношения к карте; прояснении чувств, мыслей, импульсов; на расшифровке основной метафоры.
Реальный уровень в фокусе разговора и вопросов держит актуальные события и переживания клиента. Это по сути то, о чем он мог сказать и без работы с ассоциативно-метафорическими картами.
Учитывая все вышесказанное, далее я приведу примеры вопросов, собранные из разных подходов, которые могут быть полезны при работе с ассоциативно-метафорическими картами. Повторюсь, что информация не претендует на всеобъемлющую. Скорее нацелена на активизацию поискового интереса.
Вопросы на классификацию
Эта форма вопросов наилучшим образом «срабатывает» при выяснении позиций и отношений, требующих ранжирования:
· Какой из этих образов (портретов) вы поставите на первый план?
Такая форма вопросов служит для уточнения отличий между предложениями, убеждениями, настроениями, концепциями (болезни), представлениями и т. п.
· Представим, что образ на карте разрывается на части, что б стать одновременно ближе к другим картам (ситуация выбора), в каком процентном соотношении разорвется карта и по какому критерию?
· Если представить себе, что вся ваша ролевая энергия содержится в круглом «энергетическом» пироге, то сколько его процентов (какая долька) содержится в роли «бизнес-леди»? А сколько процентов бы вам хотелось, что б эта роль содержала? За счет какой роли вы готовы увеличить/уменьшить энергию в этой роли?
· Сколько процентов страха содержится в этой карте?
· Сколько килограмм обид в мешке у изображенной на карте фигуры?
Вопросы об исключениях из проблемы
Сравнивая периоды, когда проблема беспокоит и когда ее нет, можно значительно лучше раскрыть их важные отличия.
· (После описания через карты актуальной проблемы) Как часто (как давно, когда, где) проблема не возникала? Чем были заняты в это время вы и другие? Как вам удалось сделать так, чтобы проблема не возникла? Что бы вы еще могли сделать по сравнению с вашими действиями в «непроблемные» времена?
· «Что еще?» заставляет нашего визави задуматься, а часто впервые подталкивает додумать что-либо дальше, чем до сих пор.
Вопросы на изменение контекста
Позволяет посмотреть на проблему с неожиданной стороны.
· Если бы мы заглянули в будущее (на 5 лет) вперед, как звучала б эта история?
· Как бы смогла описать проблему второстепенная фигура, предмет, изображенные на карте?
Фокусировка на непроблемных областях и ресурсах
Позволяет снять напряжение с зацикленного на проблеме разговора
· В чем сила героя, изображенного на карте?
· Описывая проблемную ситуацию, которая изображена на карте, какие из её элементов должны были бы остаться неизменным или повторяться как можно чаще?
Цель и способы решения
· Как должен был бы выглядеть по-настоящему хороший результат (во времени, пространстве, отношениях)?
· Что могло бы быть наименьшим показателем того, что ситуация движется в ожидаемом направлении?
· В каких временных промежутках и в каком темпе можно было бы рассчитывать на изменение?
· Как ты думаешь, как изменилась бы история, если главный герой смог обуздать свои агрессивные импульсы?
· Как бы изменился смысл карты, если бы рядом с принцессой появился принц?
Отдельно стоит осветить технику экстернализированной беседы нарративного подхода.
Экстернализированная беседа заключается в преобразовании языка, используемого человеком для описания проблемы так, чтобы проблема заняла по отношению к человеку внешнюю позицию. Экстернализирующие беседы позволяют человеку занять метапозицию и увидеть ряд возможностей. Когда проблема занимает внешнюю позицию, человек, находя собственные предпочтения, может взять на себя ответственность за взаимодействие с ней.
Образцы вопросов экстарнализущих проблему
Механизм взаимодействия: Какими способами проблема сообщает мне, что она тут, как заявляет о своем влиянии на мою жизнь?Какие у Меня есть качества, умения, способности, которые Проблеме все еще трудно обесценить? Каким образом Я сообщаю проблеме, что не буду «подчиняться?
Данные вопросы были взяты из системной семейной терапии и нарративного подхода. Любопытным остается возможность применения техник арт-терапии, НЛП и других направлений в работе с ассоциативно-метафорическими картами.
Арист фон Шлиппе, Йохан Швайтцер. Учебник по системной терапии и консультированию.
Майкл Уайт. Карты нарративной практики. Введение в нарративную терапию.