вопросы по коммерческому праву
Вопросы к экзамену по Коммерческому праву
Преподаватель: Чупанов А. С.
1. Понятие коммерции и коммерческого права
2. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина
3. Предмет регулирования коммерческого права
4. Содержание курса коммерческого права
5. Соотношение коммерческого права со смежными юридическими и иными дисциплинами
6. История развития торгового права
7. Современные тенденции развития торгового права
8. Проблема дуализма частного права
9. Становление торгового права России
10. Характеристика современного торгового законодательства России
11. Задачи кодификации российского торгового законодательства
12. Понятие участников торговой деятельности
13. Виды субъектов коммерческого права
14. Организаторы товарного рынка
15. Оптовые торговые и посреднические организации
16. Основания выбора видов организаций
17. Понятие объектов торгового права
18. Виды объектов торгового права
19. Классификация товаров
20. Правовой режим товаров
21. Способы обособления товаров
22. Понятие товарного рынка и его структуры
23. Пути развития структуры товарного рынка
24. Особенности развития субъектов — организаторов товарного рынка
25. Формирование инфраструктуры товарного рынка
26. Понятие и социально-экономическая роль конкуренции
27. Способы создания конкурентной среды
28. Защита конкуренции
29. Сущность коммерческого договора
30. Отличительные черты коммерческих договоров
31. Классификация коммерческих договоров
32. Составные обязательства в коммерческих договорах
33. Правовое регулирование заключения договоров
34. Способы заключения торговых договоров
35. Заключение договоров в сети Интернет
36. Изменение и расторжение договоров
37. Оптовая торговля и обеспечение интересов потребителей
38. Договор оптовой купли-продажи
39. Купля-продажа и поставка
40. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции
41. Поставка для государственных нужд
42. Сущность и виды договорных связей
43. Выбор структуры реализационных связей
44. Особенности отдельных видов договорных связей
45. Порядок определения условий реализационных договоров
46. Предмет реализационного договора, ассортимент, сроки и порядок отгрузки
47. Определение качества товаров
48. Условия о цене и способе расчетов в реализационных договорах
49. Торговое посредничество и представительство
50. Правовое регулирование посредничества и представительства
51. Договор коммерческой комиссии
52. Коммерческое поручение и агентирование
53. Виды посреднических договоров
54. Виды договоров, содействующих торговле
55. Договоры на проведение маркетинговых исследований
56. Договоры на распространение рекламы и на передачу информации
57. Договоры хранения товаров. Договоры страхования
58. Договор коммерческой франшизы
59. Договор транспортной экспедиции
60. Определение условий перевозки товаров
61. Правила согласования объемов и организации перевозок
62. Договор перевозки грузов
63. Ответственность транспортных организаций за перевозку грузов
64. Сущность организационных договоров
65. Основные виды организационных договоров
66. Особенности отдельных организационных договоров
67. Сущность ответственности в коммерческом праве
68. Виды ответственности в коммерческом праве
69. Условия применения ответственности в коммерческом праве
70. Основания освобождения от ответственности в коммерческом праве
71. Правовое регулирование приемки товаров
72. Порядок приемки во внутреннем торговом обороте
73. Приемка импортных товаров
74. Экспертиза качества товаров
75. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
[1] Цитович П.П. Труды по торговому и вексельному праву. В 2-х т. Т. 1. М., 2005. С. 449.
[2] Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 41. С. 311.
[3] Принципы международных коммерческих договоров. М., 2003.
[4] Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2005. № 3; № 4.
[5] Внешнеторговое право. 2004. № 2.
[6] Каминка А.И. Очерки торгового права. М., 2002. С. 117.
[7] Монтескье Ш. Избранные произведения. М, 1955. С. 442.
[8] Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть / Под ред. В.А. Томсинова. М, 2003. С. 42.
[9] Шустер П. Основы немецкого торгового и хозяйственного права М., 1995. С. 24.
[10] Каминка А.И. Очерки торгового права. М., 2002. С. 70.
[11] См.: Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть. М., 2003. С. 42.
[12] Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997. С. 200.
[13] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. С. 297.
[14] См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 24.
[15] См.: Витрянский В.В. Договор поставки и отдельные его виды. М., 1999. С. 117.
[16] Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. М., 2001. С. 109-110.
[17] См. Измайлова Е.В. Правовое регулирование маркетинга. М., 2002.
[18] Копылов В.А. Информационное право. М., 1997. С. 22.
[19] См.: Красавчиков О. А. Гражданские организационно-правовые отношения // Советское государство и право. 1966. № 10. С. 50—57.
[20] Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1996. № 9.
[22] Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Тест по коммерческому праву, 50 вопросов с ответами
1. Определение коммерческой (торговой) деятельности содержится:
a) в Уголовном кодексе РФ;
б) в Гражданском кодексе РФ;
в) в Трудовом кодексе РФ;
г) в Налоговом кодексе РФ.
2. Российское коммерческое право – это:
a) один из элементов российской правовой системы;
б) совокупность правовых норм, регулирующих правила торговли;
в) относительно самостоятельное подразделение системы российского права, состоящее из правовых норм и институтов, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений;
г) совокупность обычаев делового оборота.
3. Предметом коммерческого права является:
a) управленческие отношения;
б) отношения, возникающие в сфере товарного обращения;
в) отношения, возникающие в сфере административного права;
г) управленческие отношения и отношения, возникающие в сфере товарного обращения и административного права.
4. Цель коммерческой деятельности – это:
a) извлечение прибыли посредством систематического отчуждения товаров;
б) просто систематическое отчуждение товаров;
в) безвозмездная передача товаров третьим лицам.
г) получение прибыли.
5. Источником коммерческого права является:
а) обычай делового оборота;
б) судебный прецедент;
в) договор поставки;
г) договор подряда.
6. Императивные нормы права – это такие нормы, которые:
a) позволяют субъектам гражданских правоотношений совершать одно из нескольких действий;
б) носят рекомендательный характер;
в) обязывают субъектов гражданских правоотношений неукоснительно следовать этим нормам;
г) позволяют субъектам гражданских правоотношений изменять их по своему усмотрению.
7. Действие закона распространяется на отношения возникающие:
a) после введения его в действие;
б) после введения его в действие при согласии участников правоотношения, регулируемого данным законом;
в) до введения в действие закона по требованию одной из сторон;
г) после введение закона в действие по требованию одной из сторон.
8. В содержание правовой нормы входят следующие элементы:
a) гипотеза, санкция, договор;
б) диспозиция, гипотеза, правило;
в) санкция, диспозиция, соглашение;
г) гипотеза, диспозиция, санкция.
9. Правовой институт регулирует определенный вид:
a) однородных отношений;
б) разнородных отношений;
в) неопределенных отношений;
г) определенных отношений.
10. Торговый обычай – это:
a) правило применяемое по соглашению сторон;
б) правило применяемое при наличии разногласий между сторонами;
в) правило, сложившееся в сфере торговли на основе постоянного и единообразного повторения конкретных фактических отношений;
г) правило применяемое одной из сторон.
11. Субъект коммерческой деятельности – это:
a) несовершеннолетние;
б) специалист, работающий в области юриспруденции;
в) юридические лица или индивидуальные предприниматели, занимающиеся торгово-предпринимательской деятельностью и зарегистрированные в установленном законом порядке;
г) экономист.
12. Специальными субъектами товарного рынка являются:
a) оптовые продовольственные рынки, торгово-промышленные выставки;
б) торгово-промышленные выставки;
в) только торгово-промышленные палаты, оптовые продовольственные рынки;
г) оптовые продовольственные рынки, торгово-промышленные выставки, только торгово-промышленные палаты.
13. К коммерческим организациям относится:
a) общественная организация;
б) благотворительный фонд;
в) общество с ограниченной ответственностью;
г) общественный фонд.
14. Гражданин признается предпринимателем с момента:
a) подачи заявления о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя;
б) государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
в) достижения полной дееспособности;
г) осуществления предпринимательской деятельности.
15. Объектом торгового оборота являются:
a) личные права и обязанности;
б) личный капитал;
в) товарораспорядительные документы;
г) личные свободы.
16. Правовой режим товаров в торговле – это:
a) совокупность законов;
б) совокупность правил, регулирующих порядок приобретения, использования и отчуждения товаров в торговле;
в) совокупность личных прав;
г) совокупность законов, правил и личных прав.
17. Основной целью деятельности некоммерческой организации является:
a) получение прибыли;
б) получение прибыли не является основной целью;
в) получение гарантий;
г) получение товара.
18. При рассмотрении дела о банкротстве применяются следующие стадии:
a) наблюдение и финансовое оздоровление, мировое соглашение;
б) внешнее управление и конкурсное производство;
в) мировое соглашение, внешнее управление и конкурсное производство;
г) наблюдение и финансовое оздоровление, мировое соглашение, внешнее управление и конкурсное производство.
19. Основными формами образования юридических лиц как субъектов коммерческой деятельности, являются:
a) хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия;
б) только государственные и муниципальные унитарные предприятия;
в) общество с ограниченной ответственностью;
г) хозяйственные товарищества и общества, общество с ограниченной ответственностью, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
20. Деликтоспособность – это способность:
a) иметь права и обязанности;
б) совершать сделки;
в) отказаться от совершения сделки;
г) нести юридическую ответственность за свои действия.
21. Право владения означает:
a) возможность иметь у себя данное имущество;
б) содержать его в своем хозяйстве;
в) фактически обладать им;
г) владение, пользование и распоряжение имуществом.
22. К способам приобретения права собственности относятся:
a) первоначальные и производные способы;
б) второстепенные способы;
в) изначальные способы;
г) специальные способы.
23. Помимо воли собственника право собственности прекращается:
a) конфискацией, национализацией;
б) только приватизацией;
в) национализацией;
г) конфискацией, приватизацией, национализацией.
24. Виндикационным иском признается:
a) внедоговорное требование не владеющего собственника к фактическому владельцу имущества о возврате последнего в натуре;
б) внедоговорное требование владеющего собственника к третьему лицу, владеющему имуществом о его возврате;
в) договорное требование владеющего собственника к третьему лицу, владеющему имуществом о его возврате;
г) договорное требование не владеющего собственника к фактическому владельцу имущества о возврате последнего в натуре.
25.Средства защиты права собственности подразделяются:
a) вещно-правовые средства;
б) обязательственно-правовые;
в) средства, направленные на защиту интересов собственника при прекращении права собственности по основаниям, предусмотренным в законе;
г) вещно-правовые, обязательственно-правовые и средства предусмотренные в законе.
26. Исковой давностью признается:
a) рассмотрение спора в суде;
б) защита права по иску лица, право которого нарушено;
в) подачи иска в суд в случае ненадлежащего исполнения обязательства;
г) розыск ответчика по делу.
27.Основанием возникновения обязательства являются:
a) достижение гражданином совершеннолетия;
б) договоры и иные сделки, не противоречащие закону;
в) прогулка по парку;
г) иски.
28. К способам обеспечения исполнения обязательств относятся:
a) только неустойка;
б) залоги и банковская гарантия;
в) только банковская гарантия;
г) неустойка, залоги и банковская гарантия.
29. Поручительство – это:
a) сделка;
б) способ обеспечения обязательств;
в) соглашение;
г) разногласия сторон.
30. Ответственность должника наступает при наличии:
a) убытков;
б) вины должника;
в) причинной связи между противоправными действиями должника и ущербом кредитора;
г) убытков, вины и причинной связи.
31. Соглашение двух или нескольких лиц об установлении изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей относится к понятию:
a) ответ;
б) договор;
в) обязательство;
г) предложение.
32. По своей правовой природе торговый договор представляет собой разновидность:
a) гражданско-правового договора;
б) имеет сходство (аналогию) с гражданско-правовым договором;
в) имеет существенное отличие от гражданско-правового договора;
г) не имеет ничего общего с гражданско-правовым договором.
33. Основным признаком коммерческого договора является:
a) возмездность;
б) заключается субъектами торговых отношений;
в) спорные ситуации разрешаются арбитражным судом.
г) возмездность, субъектность, разрешение споров арбитражным судом.
34. Коммерческими договорами являются:
a) реализационные и посреднический договор;
б) организационные и посреднический договор;
в) только организационные договора;
г) реализационные, организационные и посреднический договор.
35. Содержание договора поставки составляют совокупность:
a) условий, определяющих требования к предмету договора, состав и порядок действий, подлежащих совершению сторонами;
б) законодательных актов;
в) основных признаков договора;
г) правил поведения.
36. Условия договора подразделяются:
a) существенные, примерные;
б) примерные, иные условия, определяемые сторонами в каждом конкретном случае;
в) иные условия, определяемые сторонами в каждом конкретном случае;
г) существенные, примерные и иные условия для каждого конкретного случая.
37. Посредничество – это:
a) создание условий для цивилизованного функционирования рынка;
б) стратегическое планирование развития науки и научно-технического прогресса;
в) решение макроэкономических проблем;
г) элемент разделения общественного труда.
38. Отличия коммерческого представительства от общегражданского:
a) носит возмездный характер;
б) представляет собой профессиональную деятельность представителя;
в) состоит в совершении множества или неопределенного количества действий для представляемого;
г) возмездность, профессиональность, комплексность.
39. Сторонами договора комиссии являются:
a) комиссионер и комитент;
б) поверенный и доверитель;
в) агент и принципал;
г) некоммерческие организации.
40. Договорами, содействующими торговле, являются:
a) договор на рекламу и передачу информации, договор хранения товаров, договор перевозки;
б) договор хранения товаров, договор на рекламу и передачу информации;
в) договоры страхования, договор поставки, договор перевозки;
г) договор на рекламу и передачу информации, договор хранения товаров, договоры страхования.
41. Субъектами договоров на перевозку конкретных партий являются:
a) грузоотправитель, посредник, грузополучатель;
б) перевозчик, посредник, грузополучатель;
в) грузополучатель, отправитель, посредник;
г) грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель.
42. Перевозка осуществляется на основании:
a) перевозочных документов;
б) договора;
в) соглашения;
г) залога.
43. Виды коносамента:
a) договорной, именной, ордерный;
б) ордерный, договорной, соглашение;
в) на предъявителя, соглашение, именной;
г) именной, ордерный, на предъявителя.
44. Оплата перевозки производится отправителем:
a) до сдачи груза;
б) после сдачи груза;
в) во время сдачи груза;
г) не производится.
45. Факт не сохранности грузов удостоверяется:
a) соглашением;
б) договором;
в) коммерческим актом;
г) сделкой.
46. Ответственность транспортных организаций носит:
a) ограничительный характер;
б) общий характер;
в) договорной характер;
г) дозволяющий характер.
47. Претензии заявляются клиентами к органам транспорта в пределах:
a) одного месяца с момента возникновения права требования;
б) двух месяцев с момента возникновения права требования;
в) трех месяцев с момента возникновения права требования;
г) шести месяцев с момента возникновения права требования.
48. К претензии по поводу не сохранности груза прилагаются:
a) публичный договор, соглашение, коммерческий акт;
б) коммерческий акт, транспортная накладная, договор;
в) счет-фактура продавца и расчет претензии, предварительный договор;
г) транспортная накладная, коммерческий акт, счет-фактура продавца и расчет претензии.
49.Ответ на претензию должен быть дан заявителю в течение … дней.
a) 10;
б) 15;
в) 20;
г) 30.
50.Срок исковой давности составляет:
a) один год;
б) три года;
в) пять лет;
г) шесть лет.
Вопросы к экзамену по коммерческому праву
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КОММЕРЧЕСКОМУ ПРАВУ.
1. Предмет курса Коммерческое право. Цели, задачи и система курса.
2. Предпосылки возникновения и основные этапы развития коммерчес-
кого права в Европе.
3. Особенности развития и правового регулирования сферы торговли в коммерческом законодательстве России.
4. Международное коммерческое право. Общая характеристика тенденций законодательного регулирования современного коммерческого права зарубежных стран.
5. Понятие коммерческого права как комплексной отрасли права.
6. Цели и задачи правового регулирования предпринимательских отношений в сфере торговли.
7. Соотношение коммерческого права с основными отраслями российского права. Коммерческое и хозяйственное, предпринимательское право.
8. Отношения в сфере торговли, регулируемые нормами конституционного и других основных отраслей российского права.
9. Система, состав и общая характеристика источников основных отраслей права, регулирующих сферу торговли.
10. Цели и задачи развития правового регулирования торговли в условиях рыночной экономики. Компетенция высших органов государственной власти в сфере управления торговлей.
11. Система и структура федеральных органов исполнительной власти в условиях административной реформы.
12. Государственные программы развития сферы торговли. Основные правовые направления государственного регулирования товарных рынков.
13. Компетенция и основные направления деятельности органов управления торговлей субъектов федерации.
14. Роль и значение органов местного управления в организации торговой деятельности на территории муниципального округа.
15. Порядок государственной регистрации коммерсанта и лицензирования его деятельности.
16. Виды товаров, на торговлю которыми требуется лицензия. Случаи обязательного предоставления санитарно-эпидемиологического заключения. 17. Характеристика правового механизма лицензирования торговли отдельными видами товаров.
18. Понятие и правовое регулирование конкуренции.
19. Понятие и виды монополий.
20. Государственный антимонопольный контроль за монополизацией
21. Недобросовестная конкуренция как злоупотребление правом и ее основные формы.
22. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства и ее виды.
23. Правовое обеспечение безопасности и качества продукции. Нормативно-технические документы их значение и виды.
24. Задачи и функции исполнительных органов государственной власти по надзору за качеством и безопасностью продукции.
25. Понятие потребительских правоотношений. История развития потребительских отношений в России и зарубежных странах.
26. Законодательство Российской Федерации, регулирующее защиту прав потребителей. Правовой статус потребителя.
27. Договор как основа в потребительских отношениях. Правовое регулирование торгового обслуживания населения.
28. Ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей.
29. Государственное регулирование и государственная защита прав потребителей. Негосударственные формы защиты прав потребителей.
30. Задачи государственных органов, контролирующих сферу торговли и правовые основы их деятельности.
31. Порядок проведения проверок деятельности предприятий, реализующих товары.
32. Организация и осуществление государственного контроля и надзора в области технического регулирования.
33. Общая характеристика организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в сфере торговли. Особенности отдельных организационно-правовых форм в торговой сфере.
34. Выбор организационно-правовой формы коммерческой организации в зависимости от функций в процессе создания и реализации товара.
35. Специальные субъекты торговой деятельности, их виды и место в структуре товарного рынка.
36. Специфика правового положения субъектов малого предпринимательства.
37. Прекращение деятельности торгового предприятия. Банкротство.
38. Понятие торгового оборота и значение коммерческой деятельности для его функционирования.
39. Понятие объектов торгового оборота. Оборотоспособность товаров и ее виды.
40. Оптовый оборот. Розничный оборот. Общественное питание.
41. Способы индивидуализации объектов товарооборота и их характеристика.
42. Защита прав участников торгового оборота и ответственность за незаконное использование объектов торгового оборота.
43. Товарораспорядительные документы и их значение.
44. Понятие рынка как экономической и правовой категории. Организационная структура и инфраструктура товарного рынка.
45. Характеристика основных звеньев структуры товарного рынка и проблемы их функционирования.
46. Характеристика основных программных документов развития товарных рынков в Российской Федерации.
47. Значение и функции торговых договоров в условиях рынка. Свобода договора в сфере коммерческой деятельности.
48. Классификация торговых договоров. Характеристика основных групп торговых договоров.
49. Понятие и виды структуры договорных связей и ее значение для торговли.
50. Оформление торговых договоров с использованием специальных бланков, печатей, электронной цифровой подписи. Требования к форме внешнеторговых договоров.
51. Заключение письменных торговых договоров путем направления публичной оферты. Типовые формы (проформы) и их значение.
52. Правовые аспекты электронной торговли. Рамочные торговые договоры.
53. Заключение письменных торговых договоров путем направления публичной оферты. Типовые формы (проформы) и их значение.
54. Особенности заключения контрактов на поставку товаров для государственных нужд.
55. Односторонний отказ от исполнения торговых обязательств. Досрочное расторжение или изменение условий торговых договоров.
56. Торговые риски и их правовое регулирование.
57. Роль рекламы для заключения торговых договоров и особенности ее правового регулирования.
58. Организация работы по заключению и исполнению договоров в торговых предприятиях.
59. Виды реализационных договоров и правила формулирования их условий.
60. Правила об ассортименте.
62. Правила о гарантийных сроках, сроках годности и сроках службы товаров.
63. Правила о месте и сроках исполнения договора на реализацию товара.
64. Правила о доставке товара.
65. Правила определения цены товара и порядка расчетов.
66. Виды посреднических договоров и их юридическая природа.
67. Договоры, содействующие торговле и их юридическая природа.
68. Характеристика ответственности за нарушение обязательств, вытекающих из торговых договоров. Права сторон по установлению мер ответственности в договоре.
69. Основания и порядок освобождения от ответственности за нарушение договорных обязательств. Непреодолимая сила и ее значение.