вопросы по регистрации валютных договоров
Валютный контроль 2021: что нужно знать
Автор: Екатерина Кищук Юрист 1С-WiseAdvice
Валютный контроль 2021: что нужно знать
Автор: Екатерина Кищук
Юрист 1С-WiseAdvice
Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки. Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование. Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.
Законодательная база
Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании. ».
Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».
Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.
Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.
Формы и принципы валютного контроля
Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:
Валютный контроль делится на следующие формы:
Кто осуществляет валютный контроль?
Регулирование в этой области осуществляют:
В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.
Сделки, подлежащие валютному контролю
К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:
Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».
А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.
Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.
Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
Сумма
Экспорт
Импорт или кредитование
Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.
Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).
Штраф за нарушение валютного контроля
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка
Юридические лица
Должностные лица и ИП
При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.
Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.
Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.
Что делать, если уже нарушил?
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.
Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.
Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).
А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.
Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля. При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.
Вывод
Основной целью валютного контроля в РФ является обеспечение своевременного поступления в страну сумм, предусмотренных условиями контрактов (экспортная выручка, возврат заемных средств, авансов и т.п.).
Санкции за нарушения в этой области могут равняться всей сумме сделки, а при крупном размере – возможно и уголовное преследование.
Если иностранный партнер не выполнил свои обязательства, то нужно принять все меры к тому, чтобы заставить его исполнить контракт. Так как нельзя заранее предугадать, какие именно действия российской компании будут признаны проверяющими и судом достаточными, следует сделать максимум возможного в рамках законодательства и условий контракта.
Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского обслуживания. Специалисты нашей компании знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.
Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы строго соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.
В сложных и запутанных ситуациях мы предлагаем нашим клиентам помощь высококлассных юристов 1С-WiseAdvice, которые имеют богатый опыт сопровождения внешнеторговых сделок и еще на этапе заключения контракта смогут исключить риски для бизнеса клиента.
Нацбанк ответил на часто задаваемые вопросы по регистрации валютных договоров
Нацбанк на своем сайте разъяснил отдельные практические вопросы, возникающие при регистрации валютных договоров, в том числе:
1) порядок заполнения поля регистрационной формы «срок действия договора«. Трудности возникают, если договор бессрочный или предусматривает автоматическую пролонгацию.
Нацбанк пояснил, что поле «Срок действия валютного договора» является обязательным для заполнения. Если в договоре нет даты истечения его срока действия, то резиденту нужно самостоятельно ее определить. При этом следует исходить из иных условий валютного договора, а также планируемого периода сотрудничества с нерезидентом.
Если договор предусматривает автоматическую пролонгацию, то при регистрации резиденту нужно указать фактический срок действия договора. А когда наступит момент пролонгации, следует внести изменения в поле «срок действия договора», указав в нем дату окончания нового срока действия договора.
2) порядок регистрации рамочных договоров, в которых не указана общая сумма обязательств, но есть спецификации (иные приложения с суммами обязательств).
Здесь возникает вопрос, как определить общую сумму договора, чтобы понять регистрировать его или нет. Нацбанк пояснил, что нужно сложить сумму всех приложений, начиная с даты заключения договора. При сложении учитываются как уже исполненные, так и подлежащие исполнению обязательств, указанные в приложениях.
Если полученная сумма составит 4 000 БВ и более, то валютный договор подлежит регистрации (при соблюдении иных условий регистрации).
Примечание
Приложениями к валютному договору могут быть спецификации, счета, инвойсы, заявки, дополнения, акты оказанных услуг и др. документы, являющиеся неотъемлемой частью договора.
При этом в регистрационной форме резидент указывает следующую сумму обязательств по договору:
— если резидент не может определить, на какую сумму будут исполнены обязательства до окончания срока действия договора — сумму исполненных денежных обязательств, которая при подписании очередного приложения к договору изменяется на указанную в таком приложении сумму;
— если резидент может определить, на какую сумму будут исполнены обязательства до окончания срока действия договора — общую сумму как исполненных денежных обязательств, так и подлежащих исполнению.
3) порядок регистрации договоров, в которых не указана общая сумма обязательств, но есть ежемесячный тариф.
Для целей регистрации резиденту нужно понять, составляет ли общая сумма такого договора 4 000 БВ и более. А для этого нужно разобраться с механизмом расчета общей суммы.
Нацбанк пояснил следующее. Чтобы определить общую сумму таких договоров, нужно сложить суммы за все месяцы, начиная с даты заключения такого договора до даты окончания срока его действия. Т.е. сюда войдут как уже исполненные, так и подлежащие исполнению денежные обязательства. Полученную цифру и нужно сравнить со значением в 4 000 БВ.
4) другие актуальные вопросы, касающиеся регистрации валютных договоров. Например, сроки регистрации валютных договоров, не исполненных до 09.07.2021, на конкретных примерах.
Валютные договоры и их регистрация: изменения 2021 года
09.07.2021 в силу вступила новая редакция Закона о валютном регулировании.
Конституционный суд в своем решении отметил, что принятие Закона о валютном регулировании в новой редакции обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля, согласования норм Закона о валютном регулировании с положениями иных законодательных актов, а также международно-правовых актов, составляющих право ЕАЭС.
Новая редакция Закона о валютном регулировании является единым правовым актом, комплексно регламентирующим вопросы осуществления валютных операций и порядок осуществления внешнеторговых операций. Безусловно, есть и будут иные правовые акты, также разрешающие данные вопросы, однако базово следует говорить о своего рода совершенствовании правового регулирования в данной сфере.
Рассмотрим ниже, что изменилось в валютном регулировании в связи с принятием новой редакции Закона о валютном регулировании и каковы практические последствия таких изменений.
1. Терминология
Новая редакция Закона о валютном регулировании использует множество новых терминов, таких как «валютный договор«, «внутренний валютный рынок«, «мониторинг валютных операций«, «репатриация денежных средств«, а также уточняет некоторые понятия, которые ранее уже использовались.
В законодательстве появился термин «валютный договор» — договор (контракт, соглашение), иной документ, на основании которого совершаются валютные операции (подп. 1.5 п. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании). По своей сути этот термин включает в себя то, что мы привыкли называть внешнеторговыми договорами (экспорт/импорт в его текущем определении) и внешнеэкономическими (например, заем). При этом законодатель предусмотрел общие (универсальные) требования ко всем валютным договорам, о которых автор скажет ниже.
Эта корректировка имеет и важное практическое последствие. Напомним, что до принятия новой редакции Закона о валютном регулировании среди неденежных способов прекращения внешнеторговых операций был назван зачет встречных однородных требований, но в рамках двух внешнеторговых договоров (абз. 2 п. 1 постановления N 548/8). Как следствие, был невозможен, например, зачет требований по экспортной поставке и импортному займу. Хотя на практике подобные потребности встречаются часто.
Новая же редакции Закона о валютном регулировании при проведении зачета как способа завершения того, что мы привыкли называть внешнеторговой операцией, уже допускает по двум валютным договорам (в том числе займу) (подп. 2.15 п. 2 ст. 19). Как следствие, субъекты хозяйствования получат больше средств (способов) по завершению валютных операций.
Закон о валютном регулировании теперь не содержит привычного разделения валютных операций на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
2. О некоторых условиях валютного договора
В новой редакции Закона о валютном регулировании валютные договоры, заключаемые между резидентами и нерезидентами, должны предусматривать сроки исполнения обязательств нерезидентами (ч. 2 п. 1 ст. 10):
— по оплате переданных нерезиденту товаров, работ и услуг;
— по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предоплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, работ и услуг.
При этом автор полагает, что второе условие применимо только для договоров, в которых используется предоплата.
3. Регистрация валютных договоров
В целях реализации положений новой редакции Закона о валютном регулировании принята Инструкция от 12.02.2021 N 37. Она определяет порядок регистрации резидентами валютных договоров, перечень валютных операций, при проведении которых валютный договор подлежит регистрации, предельный размер суммы обязательств по валютному договору, при превышении которого валютный договор подлежит регистрации, а также порядок представления резидентами документов и иной информации об исполнении обязательств по зарегистрированным валютным договорам (п. 1 Инструкции от 12.02.2021 N 37).
Так, резидент обязан зарегистрировать валютный договор в личном кабинете пользователя на веб-портале, если одновременно (п. 3 Инструкции от 12.02.2021 N 37):
1) договор заключен с нерезидентом;
2) сумма денежных обязательств по договору не определена либо достигает или превышает 4000 БВ (для юрлиц и ИП) и 2000 БВ (для физлиц) в эквиваленте на дату заключения договора;
3) валютный договор предусматривает проведение валютных операций, указанных в ст. 13 Закона о валютном регулировании и ч. 2 п. 3 Инструкции от 12.02.2021 N 37.
Для регистрации валютного договора резидент с использованием руководства пользователя «Резидент» регистрируется на веб-портале и получает доступ к личному кабинету резидента, в котором заполняет поля регистрационной формы валютного договора, содержащей существенные условия валютного договора, а также сведения о контрагенте-нерезиденте.
Инструкция от 12.02.2021 N 37 также предусматривает возможность оказания банками резидентам услуг по регистрации валютного договора, представлению на веб-портале документов и иной информации об изменении, исполнении валютного договора (п. 5).
Валютный договор подлежит регистрации до совершения резидентом действий, направленных на исполнение валютного договора, либо не позднее семи рабочих дней с даты, следующей за датой поступления денежных средств по валютному договору на счет, открытый резиденту в банке либо иностранном банке, в зависимости от того, какое из указанных событий наступает раньше (ч. 1 п. 6 Инструкции от 12.02.2021 N 37).
Обратите внимание!
Регистрации также подлежат валютные договоры, заключенные резидентами до 09.07.2021, если обязательства по ним не исполнены до указанной даты. Это касается в т.ч. договоров, которые до 09.07.2021 были зарегистрированы в банке (ч. 1 подп. 2.1, подп. 2.2 п. 2 постановления от 12.02.2021 N 37).
По зарегистрированным договорам необходимо не позднее 15 числа каждого месяца вносить в личный кабинет информацию об исполнении валютного договора. В дополнение к этому резидент представляет на веб-портале информацию об исполнении в полном объеме обязательств по валютному договору в срок не позднее 15 календарных дней со дня определения даты исполнения валютного договора в полном объеме (п. 13 и 15 Инструкции от 12.02.2021 N 37).
Также для резидента предусмотрена обязанность по предоставлению документов и иной информации об исполнении валютного договора на основании запроса Нацбанка, направленного посредством личного кабинета резидента, системы межведомственного электронного документооборота государственных органов либо на бумажном носителе (ч. 1 п. 16 Инструкции от 12.02.2021 N 37).
4. Валютные ограничения
Закон о валютном регулировании и валютном контроле предусматривает условия введения и виды валютных ограничений (ст. 7).
Так, в случае угрозы экономической безопасности Республики Беларусь, в том числе стабильности финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики, на срок не более одного года могут быть введены следующие валютные ограничения:
— установление запрета на проведение валютных и валютно-обменных операций;
— установление лимитов на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютно-обменных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;
— требование получения специальных разрешений Нацбанка на проведение валютных операций;
— требование обязательной продажи полученной юрлицами — резидентами иностранной валюты;
— ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.
Указанные валютные ограничения вводятся Нацбанком совместно с Совмином.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Комментарий к Инструкции N 37 — регистрация валютных договоров
Александр Михайлович Луговой,
экономист
12 февраля 2021 г. в целях реализации положений новой редакции Закона о валютном регулировании, предусматривающих формирование системы валютного мониторинга Нацбанка (п. 2 ст. 9 Закона о валютном регулировании), принято постановление Правления Нацбанка N 37 «О регистрации резидентами валютных договоров», которым утверждена одноименная Инструкция N 37.
Предметом правового регулирования Инструкции N 37 является определение:
— порядка регистрации физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами Республики Беларусь (далее — резиденты), либо по их поручению банками Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее — банки) в личном кабинете пользователя на веб-портале, размещенном на официальном сайте Нацбанка, валютных договоров.
Справочно
Для целей Инструкции N 37 под регистрацией валютного договора понимается совокупность действий по представлению на веб-портале информации о валютном договоре, которая завершается присвоением валютному договору регистрационного номера с использованием программно-аппаратных средств и технологий. Веб-портал — информационный ресурс для регистрации валютных договоров, размещенный на сайте Нацбанка в глобальной компьютерной сети Интернет, который начнет свою работу к моменту вступления в силу Инструкции N 37 (июль 2021г.);
— перечня валютных операций, при проведении которых валютный договор подлежит регистрации;
— предельного размера суммы обязательств по валютному договору, при превышении которого валютный договор подлежит регистрации;
— порядка представления резидентами документов и иной информации об исполнении обязательств по зарегистрированным валютным договорам.
Регистрации не подлежат валютные договоры, одной из сторон которых являются:
— Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством, Нацбанк, Минфин;
— банки Республики Беларусь, Банк развития при проведении операций с валютными ценностями, относимых к банковским операциям;
— иные резиденты, перечень которых определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Совмином.
В иных случаях Законом о валютном регулировании определена обязанность резидентов по регистрации валютных договоров и представлению документов и иной информации по зарегистрированным валютным договорам в порядке, установленном Нацбанком (подп. 2.3 п. 2 ст. 8).
Так, валютные договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым не определена, достигает либо превышает 2000 базовых величин (для физических лиц) и 4000 базовых величин (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в эквиваленте, подлежат регистрации резидентом в личном кабинете пользователя на веб-портале (п. 3 Инструкции N 37).
Справочно
На 1 марта 2021 г. 2000 базовых величин эквивалентны 22 259 долл. США, 4000 базовых величин — 44 518 долл. США.
На заметку
В настоящее время регистрации подлежат только внешнеторговые договоры, просматривающие экспорт (импорт) товаров, общая стоимость которых равна либо превышает 3000 евро. Если посмотреть на ближайших партнеров по ЕАЭС, то в Российской Федерации установлены пороговые значения для регистрации при экспорте 6 млн росс. руб. (по курсу Банка России на 01.03.2021 это более 80 000 долл. США в эквиваленте), при импорте, а также по кредитным договорам — 3 млн росс. руб. (т.е., соответственно, более 40 000 долл. США). В Республике Казахстан режим регистрации сохраняется как для экспортно-импортных операций, так и для операций движения капитала. Пороговые значения для экспортно-импортных операций определены в размере 50 тыс. долл. США в эквиваленте по валютным операциям, связанным с движением капитала, 500 тыс. долл. США — для операций по притоку капитала и 500 тыс. долл. США — для операций оттока капитала.
Инструкцией N 37 определено, что резиденты для целей регистрации валютного договора создают личный кабинет пользователя на веб-портале, организация непрерывной работы которого обеспечивается Нацбанком (п. 8, 7).
Справочно
Личный кабинет резидента — компонент веб-портала, посредством которого представляется информация о валютном договоре, необходимая для его регистрации, документы и иная информация об изменении, исполнении валютного договора, осуществляется поиск и получение информации по зарегистрированным валютным договорам.
В личном кабинете пользователя резидент заполняет регистрационную форму, которая содержит существенные условия валютного договора (к таким существенным условия, помимо прочего, относятся: тип и подтип валютного договора, его номер и дата, срок действия валютного договора, сумма денежных обязательств по валютному договору, валюта платежа и условия расчетов, и ряд иных), а также сведения о контрагенте-нерезиденте (наименование контрагента, страна, идентификационный номер, а в случае отсутствия — адрес местонахождения).
Резидент обязан зарегистрировать в личном кабинете пользователя валютный договор до совершения или в день совершения им действий, направленных на исполнение валютного договора, либо не позднее 7 рабочих дней с даты, следующей за датой поступления денежных средств по валютному договору на счет, открытый в банке либо иностранном банке, в зависимости от того, какое из указанных событий наступает раньше (п. 6 Инструкции N 37).
Справочно
Действиями, направленными на исполнение валютного договора, являются: проведение платежей, получение (передача) валютных ценностей, получение (отгрузка) товаров, получение (передача) нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг, внесение вклада в уставный капитал, привлечение (предоставление) займов, приобретение (продажа) ценных бумаг, имущества, относимого в соответствии с законодательством Республики Беларусь к недвижимому имуществу, и иные действия.
Валютный договор регистрируется путем присвоения ему регистрационного номера, состоящего из трех частей, разделенных наклонной чертой.
В первой части регистрационного номера, состоящей из шести рядов, проставляются слева направо:
— две последние цифры года, в котором регистрируется валютный договор;
— цифры, обозначающие порядковый номер месяца, в котором регистрируется валютный договор (от 01 до 12);
— цифры, обозначающие день месяца, в который регистрируется валютный договор (от 01 до 31).
Во второй части регистрационного номера, состоящей из шести разрядов, проставляются слева направо три цифры кода Нацбанка (042) и три цифры типа валютного договора согласно приложению 2 к Инструкции N 37.
В третьей части регистрационного номера, состоящей из пяти разрядов, проставляется слева направо порядковый номер валютного договора, зарегистрированного на веб-портале в календарном году (от 00001 до 99999) (п. 9 Инструкции N 37).
Датой регистрации валютного договора на веб-портале считается дата присвоения валютному договору регистрационного номера с использованием программно-аппаратных средств и технологий. В личном кабинете резидента предоставляется возможность просмотра и вывода на печать свидетельства о регистрации валютного договора, содержащего регистрационный номер и иные сведения о валютном договоре.
Внимание!
Стоит особо отметить, что требование о регистрации валютных договоров распространяется также на валютные договоры, ранее зарегистрированные в банках Республики Беларусь, а также не подлежавшие регистрации, обязательства по которым не исполнены на дату вступления в силу Закона о валютном регулировании.
Нормы Инструкции N 37 устанавливают требования о представлении на веб-портале документов и иной информации об изменении, исполнении валютного договора. При этом представление данной информации основывается на принципах полноты, достоверности и оперативности.
Таким образом, недостаточно представить сведения на веб-портал один раз, необходимо ежемесячно вносить данные об исполнении валютного договора, а именно не позднее 15 числа каждого месяца представлять в личном кабинете резидента информацию об исполнении валютного договора за предыдущий календарный месяц (п. 13 Инструкции N 37).
Инструкция N 37 также устанавливает порядок внесения резидентом в личный кабинет пользователя информации об исполнении валютного договора, изменениях существенных условий договора, а также сведений о завершении всех операций по валютному договору для снятия валютного договора с учета.
Так, резидент представляет на веб-портале информацию об исполнении в полном объеме обязательств по валютному договору в срок не позднее 15 календарных дней со дня определения даты исполнения валютного договора в полном объеме.
Датой исполнения валютного договора в полном объеме считается дата окончания исполнения всех обязательств сторонами по валютному договору, в том числе дата:
— последнего поступления (проведения) платежа либо отгрузки (поступления) товаров, включая возврат платежей и товаров, осуществляемый в результате отказа одной из сторон от исполнения своих обязательств;
— выполнения работ, оказания услуг, передачи (получения) нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав;
— погашения кредита, возврата займа, вклада (депозита) ( п. 15 Инструкции N 37).
При этом Инструкцией N 37 определено, что на основании запроса Нацбанка, направленного посредством личного кабинета резидента, системы межведомственного электронного документооборота государственных органов либо на бумажном носителе, резиденты представляют документы и иную информацию об исполнении валютного договора в срок, установленный в запросе.
В целях оказания помощи в выполнении новых для резидентов функций, а также ввиду отсутствия у отдельных категорий резидентов технических средств соответствующих характеристик Инструкцией N 37 предусмотрена возможность оказания банками резидентам услуг по регистрации валютного договора, представлению актуальной информации о валютном договоре и его исполнении в личном кабинете пользователя на веб-портале при условии заключения соответствующего договора между банком и резидентом (ч. 2 п. 5).
Определено, что договор на оказание соответствующих услуг по регистрации валютного договора должен содержать:
— предмет договора с указанием точного перечня оказываемых услуг;
— сроки оказания услуг;
— установленные сторонами процедуры и сроки обмена документами и иной информацией по валютному договору в объеме, необходимом для оказания услуг;
— требования по обеспечению конфиденциальности и защите информации, полученной в процессе оказания услуг;
— яопределение прав и обязанностей сторон при неисполнении либо ненадлежащем исполнении договора;
— разграничение ответственности сторон за достоверность, полноту и своевременность представления документов, иной информации по валютному договору при его регистрации, внесении информации об изменении, исполнении валютного договора, зарегистрированного на веб-портале.
После заключения договора с банком резидент в личном кабинете резидента предоставляет банку права, предусмотренные указанным договором, путем проставления соответствующей отметки.
В заключение отметим, что положения Инструкции N 37 вступают в силу с 9 июля 2021 г., т.е. одновременно с нормами новой редакции Закона о валютном регулировании.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex