воспитание как процесс формирования системы отношений личности
Воспитание как процесс формирования личности
Принципы воспитания
Принципы воспитания выступают методологическими нормами, правилами воспитания. К принципам воспитания в педагогике относят: 1) общественную направленность воспитания; 2) связь воспитания с жизнью; 3) опора на положительное в воспитании; 4) принцип гуманности воспитания; 5) личностный подход; 6) единство воспитательных воздействий.
1. Принцип общественной направленности воспитания объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации. 2. Принцип связи воспитания с жизнью является одним из известнейших со времени возникновения профессиональной педагогики. Суть его проста: реальная жизнь и труд являются лучшим учителем и воспитателем. Воспитание жизнью и трудом становится необходимым моментом социализации – освоение общественных отношений и включение в них. 3. Принцип опоры на положительное требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные. Отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога. Иначе у воспитуемого появится стойкое убеждение в том, что иным он быть не может (согласно пословице: «Скажи человеку сто раз, что он свинья, то человек захрюкает»). 4. Принцип гуманности воспитания рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности. Гуманизм изначально представлен как «человеколюбие». В качестве главной цели гуманистический подход рассматривает создание предпосылок для самореализации личности. 5. Личностный подход как принцип воспитания требует учета в педагогическом процессе всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п. 6. Принцип единства воспитательных воздействий призван узаконить необходимость реального взаимодействия всех институтов и агентов воспитания: семьи, школы, общественных организаций, воспитателей, родителей, представителей общественности и т.п.
А.С.Макаренко писал о невозможности полной стандартизации в определении целей воспитания подрастающего поколения. Он считал, что для каждого молодого человека необходимо продумать две программы воспитания: одна, представленная общими стандартами (принципы воспитания), другая, корректирующая безликость стандартов, должна учитывать особенности конкретного человека, быть ориентированной на развитие индивидуальности воспитанника. Исходя из того, что сегодня как никогда актуальна потребность развития индивидуальности личности, остановимся на принципах ее воспитания. К числу данных принципов с учетом практической педагогической этики можно отнести: принцип ненасилия (право человека быть тем, что он есть); принцип паритетности взаимоотношений; принцип уважения труда познания; принцип уважения неудач; принцип уважения тяжелой работы роста; принцип уважения самобытности; принцип опоры на положительное в человеке; принцип компромиссности спорных решений.
Итак, принципы воспитания представляют собой систему, нормативный аспект которой заключается в применении взаимосвязанных и взаимодополняемых правил воспитательного воздействия. Пренебрежение, даже временное, к использованию одного или нескольких принципов чревато негативными последствиями воспитания личности.
Содержание процесса воспитания
Под содержанием процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания. В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период перестройки. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.
Гражданин: выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями; чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции и органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну); ответственность за судьбу страны; общественная дисциплина и культура общежития; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям; общественная активность; соблюдение демократических принципов; бережное отношение к природе; уважение прав и свобод других людей; активная жизненная позиция; правосознание и гражданская ответственность; честность, правдивость, чуткость, милосердие; ответственность за свои дела и поступки; интернационализм, уважение к народам других стран и другие качества.
Работник: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; общие, специальные и экономические знания; творческое отношение к труду; настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело; профессиональная гордость, уважение к мастерству; сознательность, вежливость, аккуратность; опыт трудовой деятельности; эмоциональная производственная культура; эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности; коллективизм, умение трудиться сообща; инициативность, самостоятельность; готовность много и плодотворно трудиться на свое собственное благо, благо страны, общества; деловитость и предприимчивость; ответственность за результаты труда; уважение к людям труда, мастерам производства.
Семьянин: трудолюбие, ответственность; тактичность, вежливость, культура общения; умение держать себя в обществе; опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки; здоровье, привычка к активному образу жизни; умение организовать и проводить досуг; разносторонняя образованность; знание правовых норм, законов; знание практической педагогики, этики; умение воспитывать детей; психосексуальная подготовленность; готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности; уважение к своим родителям, к престарелым людям.
Воспитание как процесс формирования системы отношений человека к миру
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспитанники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на ее пассивное созерцание и затверждение готовых истин. интим
Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник — потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности — постоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период интенсивного становления человека очень подвижны и переменчивы. На различных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.
Активность личности, как и деятельность, имеет избирательный характер. Развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн, — чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью — так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается».
Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности — таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности.
Этапы формирования личностного отношения к объекту окружающего мира выглядят так в своей последовательности:
1. Модель поведения, предъявленная социальной средой.
2. Собственные действия субъекта.
3. Возвратно-оценочные воздействия среды.
4. Новая модель поведения как начало нового цикла.
Тема 1.10. Воспитание как процесс формирования личности.
С 80-х годов ХХ века в педагогике стали различать два типа воспитательного процесса: воспитание, преимущественно ориентированное на формирование личности, и воспитание, преимущественно ориентированное на развитие личности. То есть, в первом случае внешняя продуктивная функция воспитательного процесса заключается в формировании личности с определенными качествами, желаемыми с точки зрения какого-либо социума, а во втором – в развитии личности, предполагающем поэтапное изменение её качеств в соответствии с закономерностями становления человека как личности.
Системные исследования воспитательного процесса позволили установить, что его продуктивная функция, а также качества всех его элементов и взаимосвязей между ними определяется характером образовательной системы, в которую воспитательный процесс включен как подсистема, взаимосвязанная и взаимообусловленная с другой подсистемой – процессом обучения. Из этого следует, что тип воспитательного процесса определяется характером его продуктивной функции и всегда соотносим с определенной моделью (типом) образовательного процесса.
Для того чтобы описать основные модели образования и выявить соответствующие им типы воспитания, необходимо выделить сущностные качества процесса образования и установить основные способы проявления этих качеств. Сущностные качества образовательного процесса проявляются в тех его функциях, которые свойственны только этому процессу.
Прежде всего, образовательный процесс – это целостный педагогический процесс, или педагогическое взаимодействие, которое целенаправленно организуется педагогом посредством педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность возникла в процессе разделения труда в результате выделения такой продуктивной функции деятельности человека как передача новому поколению социо-культурного опыта, накопленного предыдущими поколениями людей. Это одна из основных общественных функций человека, которую он выполняет по отношению к другому человеку и которая необходима для существования и развития каждого индивида и человечества в целом. Целенаправленное осуществление этой функции в качестве основной характеризует педагогическую деятельность.
Накопление большого объема социо-культурного опыта привело к возникновению проблемы отбора того, что необходимо передать подрастающему поколению. Специально отобранный общественный опыт стал составлять содержание образования, передачу которого и освоение обучающимися в образовательном процессе должен был обеспечить педагог.
Отбор содержания образования в целом стал осуществляться на основе выделения основных групп населения и определения того, что они должны уметь и что знать для успешного свойственной им деятельности. Образование, построенное на таком основании ориентированно на формирование личности в соответствии с определенными социальными функциями, социальными ролями.
Основу содержания воспитания в таком образовании также составляли знания о способах поведения, которые общество определяло как общезначимые и требовало выполнять. Эти знания должны быть переданы и выражены в умении, в навыке индивидов вести себя в соответствии с требованиями общества. Этот тип воспитания отличается ориентированностью на формирование определенного общепринятого способа поведения личности, который заключается в выполнении определенного комплекса правил поведения и деятельности, зафиксированных на уровне представлений.
Первоначально в содержание образования входили только те знания, умения и навыки, передача которых и освоение новым поколением людей обеспечивало поддержание существующего устройства общества. Но как только возникли идеи улучшения общества, возникла и идея формирования содержания образования, в том числе и воспитания, исходя из идеальной модели государства. Это образование уже ориентированно на развитие общества, согласно идеальной модели этого общества. Способ формирования содержания такого образования был предложен Платоном в его работе «Государство». Он выделил три основные группы граждан: правителей-философов, стражей (воинов) и ремесленников с земледельцами. Каждая из основных групп была представлена подгруппами, соотносимыми с отдельными видами деятельности, необходимой для удовлетворения определенных потребностей человека. Так в число ремесленников он включил пахарей, строителей, портных, сапожников, плотников, кузнецов, розничных торговцев, лавочников, купцов, кормчих, моряков, кораблестроителей.
Образование детей, по Платону, должно было начинаться с их отбора в группы, который осуществлялся на основе выявления индивидуальных особенностей души: каждый должен выполнять то дело, к которому определен по своей природе – считал Платон. Детей предполагалось обучать и воспитывать в соответствии с теми видами деятельности, которые должны выполнять философы-правители, воины и ремесленники с земледельцами.
Воспитание строилось на основе четырех основополагающих добродетелей: мудрости, мужества, благоразумие, справедливости. Но, как следует из текстов Платона, оно заключалось в передаче знаний о том, как следует понимать эти добродетели. Например, мудрость рассматривается как знание или наука о том, что хорошо для всего полиса (государства), для полиса как целого. Справедливость, по Платону, заключалась в том, чтобы каждый индивид выполнял свое собственное дело, к которому он определен по своей природе. Несправедливость же есть смешение и беспорядок, когда индивид или группа занимается тем, к чему не имеет природного дарования.
Таким образом, образование, ориентированное на развитие общества согласно его идеальной модели, предполагает формирование личностей с определенными наборами качеств, соответствующих основным социальным ролям. При этом при выборе вида обучения согласно будущей профессии предполагалось учитывать природные данные индивидов.
Типы образования, ориентированного на поддержание общественного устройства или на развитие общества, согласно идеальной модели этого общества существовали и развивались до середины ХХ века во всех странах. Для медленно развивающегося общества эти типы образования были самыми эффективными, так как позволяли сохранять проверенные опытом лучшие способы установления отношений между людьми, между человеком и природой, человеком и культурой, человека с самим собой.
Общим для этих типов образования было то, что основой организации образовательного процесса было содержание образования, специально отобранное в соответствии с имеющимся или желаемым устройством общества. Структура такого содержания образования отражала порядок его усвоения и передавалась посредством системы целей образования. Можно сказать, что цели образования, цели воспитания и обучения заключались в усвоении обучающимися содержания образования. То есть, при проектировании педагогического процесса сначала отбиралось содержание образования, усвоение которого и рассматривалось как цели воспитания и обучения.
Точность и полнота усвоения содержания образования новым поколением людей, с одной стороны, обеспечивает в медленно меняющемся обществе поддержание имеющихся общественных отношений, с другой стороны – необходима для реализации задуманной идеальной модели общественного устройства. Именно поэтому возникает ориентация образования на ЗУНы (знания, умения и навыки). Она заключается в том, что любое знание должно быть применено в умении, а умение доведено до навыка, так как только это обеспечит точность воспроизводства индивидами тех общественных отношений, в которые они либо включаются, либо должны построить.
Такое образование можно характеризовать как формирующее, так как оно предполагает, что личностный опыт обучающихся должен быть адекватным тому общественному опыту, который они усваивают. Эти же требования предъявляются и к личностной системе ценностей – она должна быть полностью адекватна системе ценностей, которая признается обществом (государством) как общезначимая.
И образование в целом, и воспитание в частности, ориентированные на формирование личности, характеризуются тем, что в педагогическом взаимодействии основной функцией педагога становиться передача общественного опыта (в том числе и передача знаний об общезначимой системе ценностей), а функцией обучающегося (воспитанника) – усвоение этого опыта и адекватное воспроизводство на репродуктивном уровне в своём поведении и деятельности. В качестве целей образования и воспитания, ориентированного на формирование личности выступает специально отобранное, не допускающее вариативности содержание образования, то есть, тот социокультурный опыт, который признается обществом и государством как необходимый для поддержания определенного способа функционирования общества. В отечественной педагогике такой тип образования получил название «традиционное образование», или «авторитарное образование».
Итак, воспитание, ориентированное на формирование личности, характеризуется следующими качествами:
Основная продуктивная функция воспитания заключается в формировании типа поведения личности, признаваемого обществом необходимым для построения определенной системы устройства этого общества.
Цели воспитания описывают единственно необходимый, конечный продукт воспитательного процесса – определенный тип поведения личности. Они не соотносятся с особенностями личности на разных этапах её развития, с возрастом человека.
Продуктивная функция воспитания реализуется посредством педагогической деятельности, основная функция которой заключается в передаче содержания общественного опыта со стороны педагога, которая предполагает точное и полное его усвоении со стороны обучающихся.
Основу содержания общественного опыта, необходимого для осуществления воспитания, ориентированного на формирование личности, составляют знания о правилах поведения и деятельности людей, зафиксированных на уровне представлений, которые одобряются обществом и считаются единственно правильными способами реализации высших ценностей.
Воспитание, ориентированное на формирование личности – это педагогический процесс, организация которого основывается на отборе содержания образования из социокультурного общественного опыта в соответствии с определенной структурой функционирования общества и с той системой ценностей, которая признается этим обществом как общезначимая. Цели такого воспитания заключаются в усвоении воспитанниками знаний, умений и навыков, характеризующих определенный тип поведения человека, который обществом рассматривается как необходимый для построения определенной системы общественных отношений.
Воспитание как процесс формирования системы отношений человека к миру
28. Воспитание как процесс формирования системы отношений человека к миру
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспитанники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на ее пассивное созерцание и затверждение готовых истин.
Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник — потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности — постоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период интенсивного становления человека очень подвижны и переменчивы. На различных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.
Активность личности, как и деятельность, имеет избирательный характер. Развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн, — чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью — так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается».
Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности — таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности.[41]
Этапы формирования личностного отношения к объекту окружающего мира выглядят так в своей последовательности:
1. Модель поведения, предъявленная социальной средой.
2. Собственные действия субъекта.
3. Возвратно-оценочные воздействия среды.
4. Новая модель поведения как начало нового цикла.
29. Учебно-воспитательный коллектив как объект и субъект воспитания
Одна из важнейших его закономерностей и принципов сущности воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Особенно большой вклад в решение этой проблемы внесли такие известные педагоги, как А.С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. Нужно прямо сказать, — и об этом пишут многие зарубежные педагоги, — что разработанная в нашей педагогике теория коллективного воспитания явилась выдающимся достижением мировой педагогической мысли и дала толчок ее дальнейшему развитию. В связи с этим не могут не вызывать удивления имеющиеся в последние годы попытки не только уменьшить наш приоритет в данном случае, но и посеять сомнение в благотворном влиянии коллектива на формирование личности. Ведутся разговоры о том, что коллектив якобы ограничивает свободу личности, не дает возможности развитию ее индивидуальной красоты и насаждает среди учащихся конформизм и нивелировку личностных качеств (сглаживание различий). Все это далеко от научной истины. Как раз наоборот, заключенные в коллективе большие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания. Дело в том, что для того чтобы понять другого, нужно самому пережить многое. Человек, который сам не переживал сильных эмоций, сам не думал, не поймет и другого.
В одиночку человек может развиваться только до известных пределов, очень незначительных, за которыми его опыт должен обогащаться опытом других. Опыт других, созвучный развивающемуся ребенку, близкий ему, дающий материал для сравнения, ведет ребенка вперед. Чем шире будет этот усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребенок, тем более приспособленным к общественной жизни человеком он будет расти.
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как его мощный педагогический инструмент.
Надо сказать, что идеи коллективного воспитания ставились и ставятся в мировой педагогике. Отдельные из ее деятелей не могли не замечать стремления детей к объединению со сверстниками и большой воспитательной роли этих объединений. Вот почему многие из них подходили к мысли о необходимости организации детских воспитательных коллективов.
Слово коллектив происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus — собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально-значимых задач, на поддержании и соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности. Например, два ученика активно участвуют в работе класса. В этом случае они находятся в деловых отношениях. В то же время у них может существовать близость интересов в спорте (любят вместе кататься на коньках), в посещении кино, чтении книг, а также особая доверительность и откровенность в сфере дружеских отношений. Как видим, последняя область их связей и поведения существует параллельно с деловыми отношениями и, естественно, характеризует их личные отношения.
Детально определял сущность коллектива А.С. Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, — писал он, — если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».
Таким образом, воспитательный коллектив — это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.
Если исходить из этого определения, то становится понятным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.
В этом смысле первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. «Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.
Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину.
И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это — тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой».
Иногда говорят, что требования не могут выступать в качестве единственного параметра, характеризующего развитие воспитательного коллектива. Известный исследователь коллектива Л.И. Новикова выделяет стадию сплочения коллектива, стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и, наконец, стадию, когда важнейшей заботой коллектива должно быть воспитание каждого ученика, забота о благополучной позиции каждого, правильная регуляция отношений между всеми членами коллектива. Думается, что не следует отрицать рационального зерна, которое заложено и в подобном подходе к определению стадий развития коллектива.
Обычно в школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение. Однако непосредственного перехода от общешкольного коллектива к каждому отдельному ученику в большинстве случаев не бывает. Этот переход опосредствуется входящими в общешкольный коллектив первичными коллективами, В условиях школы в качестве таких первичных коллективов выступают классы, которые постоянно объединяют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе.
Для выполнения той или иной работы могут создаваться на более или менее продолжительное время так называемые временные коллективы. В условиях школы к таким временным коллективным объединениям относятся различные кружки, создаваемые для решения отдельных задач бригады, коллективы художественной самодеятельности.
В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученический комитет (совет), старосты в классах, а также в кружках художественной самодеятельности.
При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у учащихся. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувство товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; наконец, чувство защищенности каждого члена коллектива. Создание такого стиля и тона, естественно, требует длительного времени, активных и методически правильных педагогических усилий.[43]