воспитание ребенка с аутизмом в семье пособие для родителей и педагогов фгос
Воспитание ребенка с аутизмом в семье
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
В пособии дается подробный анализ поведения ребенка, страдающего различными расстройствами аутистического спектра (РАС), приводятся методики раннего выявления аутизма у детей, а также влияние семьи на судьбу ребенка с аутизмом. Семья в этой связи рассматривается как центральное место, где ребенок получает основные источники для своего развития.
Книга адресована родителям, в семьях которых растет ребенок с различными расстройствами аутистического спектра, а также педагогам общеобразовательных организаций реализующих ФГОС НОО ОВЗ и ААОП НОО обучающихся с РАС.
Отзывы 1
Книга хорошая, понятная.Но скорее для тех, кто только знакомится с аутизмом.Думала будет больше примеров по воспитанию.Но как, я уже сказала, это больше вводная в коррекцию и воспитание детей с РАС. Прочитать стоит так, как много интересных примеров из жизни детей с РАС.
Книга хорошая, понятная.Но скорее для тех, кто только знакомится с аутизмом.Думала будет больше примеров по воспитанию.Но как, я уже сказала, это больше вводная в коррекцию и воспитание детей с РАС. Прочитать стоит так, как много интересных примеров из жизни детей с РАС.
Оставьте отзыв
Напишите отзыв и получите 50 бонусных рублей на ваш счёт ЛитРес
Воспитание ребенка с аутизмом в семье пособие для родителей и педагогов фгос
«АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК. ПУТИ ПОМОЩИ»
Авторы: О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.
Светлой памяти Клары Самойловны Лебединской
Книга посвящена одному из сложных и загадочных нарушений психического развития детей – раннему детскому аутизму. Освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. Рассматриваются проблемы диагностики детей раннего возраста; предлагаются подходы к оказанию помощи как в сравнительно легких, так и в достаточно тяжелых случаях детского аутизма. Рекомендации даются на основе опыта многолетней работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики (Москва). Для широкого круга специалистов, причастных к работе с аутичными детьми, и членов семей, в которых растут такие дети.
«ДЕТИ И ПОДРОСТКИ С АУТИЗМОМ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»
Авторы: А.В. Аршатский, Е.Р. Баенская, И.А. Костин, М.М. Либлинг, М.Ю. Веденина, О.С. Аршатская, О.С. Никольская
В книге подробно описываются закономерности проявления синдрома раннего детского аутизма на разных возрастных этапах, в том числе в подростковом и юношеском возрасте. Анализируются проблемы семей, воспитывающих детей и подростков с аутизмом. Предлагаются конкретные приемы психологической работы, направленные на развитие эмоциональной сферы ребенка. В книге отражены результаты многолетнего опыта работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся вопросами оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушениями аутистического спектра: родителям таких детей, воспитателям и педагогам дошкольных учреждений, психологам, дефектологам, врачам.
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ У АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ»
Автор: Л.Г. Нуриева
В книге изложена авторская методика, позволяющая развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с ранним детским аутизмом. Большое внимание уделяется созданию мотивации к общению. Одна из глав посвящена изложению методики занятий с малышами от двух до трех лет. Это тот возрастной период, когда начало целенаправленной работы над речью особенно эффективно.
Методика Л. Г. Нуриевой также с успехом применяется для развития речи у детей с сенсорной и моторной алалией.
Для логопедов и других специалистов, работающих с особыми детьми; для занятий с такими детьми дома.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей».
Авторы: Е.А. Стребелева, доктор пед. наук, профессор; Г.А. Мишина, канд. пед. наук; Ю.А. Разенкова, канд. пед. наук; А.Н. Орлова, канд. псих, наук; Н.Д. Шматко, канд. пед. наук.
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий. Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам до-школьных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Алехина С.В.
Создание системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в России: опыт одного проектаС. 10–13 69
Аннотация | Полный текст: [ PDF, 0.2 Мб ] CrossRef doi:10.17759/autdd.2016140402
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/autism/2016/n4/index.shtml [Аутизм и нарушения развития №4/2016]
ПОМОЩЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ (РАННИЙ ВОЗРАСТ)
Автор: Баенская Елена Ростиславовна, доктор психологических наук, главный научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО. Поле профессиональных интересов: ранний детский аутизм, его первые проявления, раннее аффективное развитие обычного ребенка. За участие в создании книги «Аутичный ребенок: пути помощи» удостоена звания Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования за 1997 год.
Аннотация
В книге рассматриваются ранние этапы и закономерности эмоционального развития в норме. Описываются наиболее значимые для ранней диагностики признаки аффективного неблагополучия, выделяются их сочетания, характерные для искажения эмоционального развития. Прослеживается логика формирования разных вариантов раннего детского аутизма, определяются специфические для них проблемы. Предлагаются адекватные для раннего возраста приемы психологической коррекционной работы с детьми с аутизмом.
Книга адресована в первую очередь родителям, воспитывающим детей с особенностями эмоционального развития. Она может быть полезна и специалистам (психологам, педагогам, врачам), работающим с маленькими детьми, а также студентам психологических и дефектологических факультетов вузов.
Рецензии на книгу « Воспитание ребенка с аутизмом в семье. Пособие для родителей и педагогов. ФГОС »
Данную книгу одной из первых рекомендую прочесть родителям! На столько ценны знания, выводы,сделанные на практике, советы, рекомендации автора!
Хочу поблагодарить автора за информативную книгу. Написана понятным языком, лаконично, но подробно.
Прекрасная книга во всех отношениях. В её начале дается теоретический материал, который сочетается с авторскими стратегиями в помощь родителям детей с аутизмом. Как мама ребенка с РАС, Валентина Тюлина выбрала самое нужное и актуальное, подтвердила практическими советами и историями из жизни своих подопечных.
Во второй главе идет развенчание мифов об аутизме, а вот в третей главе то, что так нужно знать всем сомневающимся. собственно, это то, о чем следует знать всем сопричастным с темой детского аутизма: тревожные признаки, как убрать негативизм и нежелательное поведение и др.
Автор приводит варианты исхода неловкий ситуаций: на мой взгляд, гениально, если ребенок не хочет вставать с качелей, а на его место претендует целая очередь, можно сказать, что у него болит зуб и ему очень нужно покататься. А про специфику инклюзивной бумажной реальности я полностью согласна.
Отличная книга, чтобы дать почитать родным, которые на стадии принятия диагноза или отрицают его. Будет полезна всем, кто имеет дело с детками РАС. Цена вполне адекватная, брала по скидке. Автору бесконечная благодарность, терпения и творческого вдохновения!
Методические пособия для родителей
Представляем вашему вниманию сборник для родителей, впервые столкнувшихся с диагнозом «аутизм»!
Статьи в этом сборнике написаны родителями детей с аутизмом. Каждое слово не просто напечатано — оно прожито. Мы хорошо понимаем о чем говорим: боль, страх, отчаяние, чувство несправедливости и вопрос «за что?» знакомы каждому из нас не понаслышке. Но еще мы знаем, что такое уверенность и как сладок вкус победы. Мы объединились для того, чтобы те, кто находится в начале пути или заблудился по дороге, знали, что они не одни, что рядом есть люди, готовые поддержать и помочь, что все не безнадежно, что впереди вас и вашего ребенка ждут новые перспективы и удивительные открытия. Со всем, что сейчас кажется вам неподъемным бременем, можно жить полноценной жизнью. И главное — можно быть счастливыми.
Во всем мире систему помощи людям с аутизмом создают, прежде всего, родители, и наша страна — не исключение. Признаем: мы отстали, но наша настойчивость и последовательность делает возможным быстрое движение вперед.
Мы будем говорить о существующих и гипотетических возможностях помощи семье и ребенку с аутизмом или из группы риска. Вы можете ознакомиться с заботливо подготовленной составителями этого сборника полезной практической информацией о том, кто и что делает в направлении помощи детям и взрослым с аутизмом в России и, в частности, в Москве, чем это может быть полезно вам, как родителю или специалисту.
Мы хотим сразу поделиться с вами простыми, но очень важными мыслями, которые в свое время помогли каждому из нас. Можно долго искать причины аутизма, уточнять диагноз, раздумывать, стоит ли получать инвалидность, искать специалистов, лекарства или диеты.
Мы просим только об одном: никогда прекращайте занятия. Не имеет значения, какой диагноз стоит у ребенка в медицинской карте, — важно, какие у него дефициты развития и как их компенсировать. Занятия, занятия, занятия – это главное! Они будут полезны в любом случае.
Вторая (аксиома): ВСЕ ДЕТИ ОБУЧАЕМЫ. Нужно только знать, чему их учить и как. Третье: пожалуйста, не сравнивайте своего ребенка с другими. Сравнивайте его с самим собой, и научитесь отслеживать его прогресс, фокусироваться на удачах.
Родительское сообщество является движущей силой в решении вопросов и проблем ранней помощи, обучения, организации взрослой жизни детей с РАС. Так происходит во всем мире, так же и в нашей стране. Все дети обучаемы, и базовые законодательные механизмы у нас для этого есть, но степень их работоспособности зависит и от наших с вами совместных усилий.
Многие организации в регионах и в Москве (РОО помощи детям с РАС «Контакт» в их числе) помогают семьям в построении реабилитационного, медицинского, образовательного, социального и всех прочих маршрутов. Мы надеемся помочь и вам.
Термин, с которым вы еще не раз столкнетесь — ограниченные возможности здоровья — законная, но плохая формулировка. Во всем, что мы делаем (не только в образовании), мы отказываемся от нозологического (т.е. от исходящего от диагноза) подхода и выступаем за переход к необходимым специальным образовательным условиям, в которых ВСЕ дети могут учиться вместе. Выбор формы обучения должен быть ответственным и взвешенным выбором родителя, но он возможен, если существуют и поддерживаются все вариативные формы образования. Сам выбор должен быть квалифицированным и осознанным, а значит кто-то должен помочь разобраться, как его сделать, разъяснить нюансы и рассказать о возможностях тех или иных образовательных подходов. Вы всегда можете обратиться за поддержкой к нам, мы постараемся просто и доступно объяснить все тонкости и помочь сделать выбор, наметить путь.
Методичка «Родитель — родителю»
Обновлённое методическое пособие
Также вы можете скачать и напечатать информационный плакат:
Плакат о маршрутах помощи в Москве
PECS: общение для всех
Особенности семьи воспитывающей ребенка с аутизмом
Гульнара Воробьева
Особенности семьи воспитывающей ребенка с аутизмом
Семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. Семья – является системой, живым организмом. Изменения, которые происходят с одним членом семьи, влияют на всю семейную систему в целом.
В результате рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, отношения внутри семьи искажаются. Сообщение родителям о диагнозе, вызывает у них состояние паники, страха и депрессии. Они начинают винить себя, испытывают чувство стыда за ребенка перед окружающими, ограничивают контакты, даже с друзьями и родственниками. Их главной проблемой становится ребенок – он «не такой как все». Постепенно замыкаясь на своей проблеме, они перестают радоваться жизни, уходят с работы, оставляют свои мечты ради воспитания своего ребенка.
Аутизм относится к категории сложных нарушений, затрагивающих все сферы развития ребенка. При аутизме нарушается эмоциональный контакт между ребенком и окружающими людьми. Слабый психический тонус, повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность, нарушение общения с самого раннего детства затрудняет контакты аутичного ребенка с внешним миром. Что приводит к формированию жесткого симбиоза с мамой.
В таких семьях социальные роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.
Данной проблемой и оказанием помощи таким семьям занимались такие ученые, как Аршатская О. С., Баенская Е. Р, Лебединская К. С., Карвасарская И. Б., Морозов С. О., Никольская О. С., Ткачева В. В., Левченко И. Ю.
В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных психологов подчеркивается, что семейные отношения играют огромную роль в развитии ребенка. Искажение внутрисемейного климата может усилить формирование дисгармонии ребенка с аутизмом. Данные исследования изложены в работах Варга А. Я., Личко А. Е., Столина В. В., Эйдемиллера Э. Г., Юстицкого В. В. Вроно М. Ш. и Башиной В. М.
Психологические исследования раннего детского аутизма ведутся с использованием разных подходов, особоговнимания заслуживают работы отечественных психологов: Баенской Е. Р., Башиной В. М., Лебединского В. В., Лебединской К. С., Никольской О. Е. и др.
Синдром раннего детского аутизма характеризуется наибольшей сложностью и дисгармоничностью, как в клинической картине, так и в психологической структуре нарушений, и является сравнительно редкой патологией развития.Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются: отсутствие потребности в контактах; отгороженность от внешнего мира, слабость эмоционального реагирования; неспособность дифференцировать людей и предметы; недостаточная реакция на раздражители; приверженность к сохранению неизменности окружающего; боязнь всего нового; однообразное поведение; речевые нарушения.
Когда становится очевидной серьезность отклонений ребенка, реакция родителей проявляется в подавленности, растерянности перед неконтактностью ребенка, в комплексе собственной неполноценности, полном отказе от себя, во имя ребенка. Склонность аутичного ребенка к созданию множественных стереотипов, а также трудности установления контактов, не может не влиять на систему взаимоотношений в семье. Таким образом, проблема изучения семьи аутичного ребенка является актуальным вопросом, который будет рассмотрен более подробно в нашем исследовании.
Вся тяжесть воспитания аутичных детей ложиться на плечи родителей. Семьям аутичных детей приходится крайне тяжело адаптироваться, выдерживая психологическое напряжение и отвержение себя своим ребенком. И такие семьи, также как и все остальные, испытывают влияние семейного кризиса, с которым они уже не в силах справится, и им просто необходима помощь специалиста.
Психологическая помощь семье организуется с момента выявления у ребенка аутистических черт и сроки ее реализации не ограничиваться определенным количеством времени. И более того, сопровождение семьи должно осуществляться постоянно в течение всей жизни ребенка с аутизмом. Основной целью в работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего эмоционально-аффективное нарушение развития.
Специалист, работающий с семьями аутичных детей должен научить родителей способам эффективного взаимодействия с ребенком. Но также следует учитывать особую ранимость близких ребенка, их внутреннее тревожное состояние. Ранимость семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом, увеличивается в периоды семейных кризисов, которые оставляют значительный след в развитии семьи. Именно поэтому родители нуждаются в сопровождении специалиста. Им необходимо объяснить, что способствует развитию социализации их ребенка. Все взрослые члены семьи должны достичь единства в понимании поведения и нужд ребенка, а также предъявляемых ему требований. Для этого специалист ведет работу с родителями, помогает формировать адекватное отношение к себе и своему ребенку.
Конспект интегрированного занятия на тему «Моя семья» с использованием ИКТ Тема: Моя семья Цель: Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Консультация для родителей «Вместе с семьей» Ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить, если нет плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями.