воспитание ребенка с сенсорным дефектом опирается на какую компенсацию

Воспитание ребенка с сенсорным дефектом опирается на какую компенсацию

В основе компенсации сенсорного дефекта лежит использование существующих потенциальных возможностей ребенка с целью преодоления отклонений в психофизическом развитии. Активизация процесса компенсации во многом зависит от того, как педагоги знают закономерности, особенности развития детей с нарушением зрения и в соответствии с этим организуют коррекционную работу.

Своеобразие развития слабовидящих детей можно условно представить в двух направлениях: отрицательные последствия зрительных нарушений и отсутствие специальных условий воспитания и обучения, направленных на обогащение слабовидящего ребенка представлениями об окружающем мире за счет развития компенсаторных возможностей ребенка.

‘Развитие компенсаторных процессов способствует преодолению последствий нарушенных функций и приводит к нормализации развития детей. Это происходит как за счет опоры на другие сенсорные функции, имеющие компенсаторное значение (слуховую, тактильную, мышечную и другие виды чувствительности), так и за счет использования высших форм познавательной деятельности и накопленных знаний, позволяющих восполнять пробелы неполноценного зрительного восприятия, а также за счет формирования приспособительных, адаптационных возможностей оптических средств коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций зрения. Зрительная система в основе своей даже в условиях патологии располагает определенными возможностями компенсаторного развития, которые в условиях нормального развития зрения почти не используются. В тифлопедагогической практике имеются данные, говорящие о том, что среди слабовидящих детей имеются дети, которые в условиях системного коррекционного обучения достигают значительного уровня в овладении чтением результатов, близким к нормально видящим.

Встречаются случаи уникальной компенсации остроты зрения за счет систематизации зрительного анализа и синтеза в условиях слабовидения при чтении и осмыслении иллюстративного материала, когда дети правильно обучены зрительному процессу восприятия.

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Выготский Лев Семенович

Книга «Основы дефектологии»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Воспитание ребенка с тем или иным физическим дефектом опирается обычно на непрямую, психическую, компенсацию, так как прямая, органическая, компенсация слепоты, глухоты и т. п. недостатков невозможна.

2. Три основных типа дефекта. Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств), ответный, или рабочий, аппарат (связанный с

рабочими органами тела, мышцами, железами) и центральная нервная система. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на развитие ребенка и его воспитание. Соответственно этому следует различать три основных типа дефекта: повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота), повреждение или недостаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки) и недостаток или повреждение центральной нервной системы (слабоумие). Не только тип дефекта, но и тип компенсации во всех трех случаях будет различный.

3. Психофизиологическая основа воспитания ребенка с дефектом. «По существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницы,—говорит П. Я. Трошин.—Те и другие—люди, те и другие—дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способе развития» (1915, с. XIII). Всякое воспитание в конечном счете сводится к установлению некоторых новых форм поведения, к выработке условных реакций, или условных рефлексов. Со стороны физиологической принципиально не существует никакой разницы между воспитанием дефективного ребенка и воспитанием нормального ребенка. Одно из важнейших для педагогики положений современной экспериментальной физиологии гласит, что условные формы поведения (условные рефлексы) завязываются принципиально одинаковым образом с различных органов чувств. Условный рефлекс может быть воспитан с глаза так же, как с уха, с уха так же, как с кожи. Важно ведь не то, чтобы слепой видел буквы, важно, чтобы он умел читать. Важно, чта слепой читает совершенно таким же образом, каким читаем и мы, и обучается этому так же, как нормальный ребенок. Поэтому формула Куртмана, гласящая, что слепого, глухого и слабоумного нельзя мерить той же мерой, что и нормального, должна быть заменена как раз обратной: к слепому, глухонемому и т. п. ребенку, с точки зрения психологической и педагогической, должно и можно подходить с той же мерой, что и к нормальному. Однако способ развития и воспитания у дефективного ребенка существенно иной, чем у нормального, и поэтому техника обучения ребенка с дефектом при абсолютном принципиальном тождестве психологической природы этого процесса с обучением нормального ребенка будет всегда отличаться глубоким своеобразием. Читать глазом и читать пальцем—принципиально одно и то же, но технически глубоко отлично одно от другого. Это и вызывает необходимость создания специальной системы воспитания и обучения дефективного ребенка (сурдо- и тифлопедагогики, т. е. педагогики слепого и глухого ребенка, и т. д.). Разница символики, способа, техники, формальных навыков при абсолютном тождестве содержания всякого воспитательного и образовательного процесса—таков основной принцип специального воспитания.

4. Социально-психологическая основа воспитания ребенка с дефектом. Всякий телесный недостаток не только изменяет отноше-

ОСНОВЫ РАБОТЫ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ

ние человека к физическому миру, но сказывается также на отношениях с людьми. Дефективный ребенок есть прежде всего особенный ребенок, к нему складывается исключительное, не обычное, не такое, как к другим детям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет его социальную позицию,, социальную установку в среде. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции общественного бытия перестраиваются; физический дефект вызывает как бы социальный вывих. Дефект сам по себе еще не есть трагедия. Он есть только предлог и повод для возникновения трагедии. «Причитания и вздохи,— говорит А. М. Щербина,— сопровождают слепого в течение его жизни; таким образом, медленно, но верно совершается огромная разрушительная работа» (1916, с. 39).

Сам по себе органический дефект (слепота, глухота и т. п.) есть факт биологический. Но воспитателю приходится иметь дело не столько с этими фактами самими по себе, сколько с их социальными последствиями. Когда перед нами слепой ребенок как объект воспитания, здесь приходится иметь дело не столько со слепотой, сколько с теми конфликтами, которые возникают у такого ребенка при вхождении в жизнь. Поэтому воспитание дефективного ребенка есть социальное воспитание. Так же точно и процессы компенсации, возникающие у такого ребенка под влиянием дефекта, направляются в основном не по линии органического восполнения недостатка (что невозможно), а по линии психологического преодоления, замещения, выравнивания дефекта, по линии завоевания социальной полноценности или приближения к ней. Дефект, как сказано выше, есть не только минус, недостаток, слабость, но и плюс, источник силы и способностей, стимул к компенсации. Одновременно с дефектом даны и психологические тенденции противоположного направления, даны силы для преодоления этого дефекта. Наука указывает путь для воспитания дефективного ребенка: надо построить весь воспитательный процесс по линии естественных тенденций к компенсации дефекта.

5. Психологические основы воспитания и обучения слепого ребенка. Основная особенность внутреннего и внешнего развития слепого ребенка—тяжкое нарушение его пространственных восприятий и представлений, ограниченность в свободе движения, беспомощность в отношении пространства. Все остальные силы и способности слепого ребенка могут полноценно функционировать. А. Петцельд видит самую характерную особенность личности слепого ребенка в противоречии между относительной беспомощностью в пространственном отношении и возможностью посредством речи полного и совершенно адекватного общения и взаимного понимания со зрячими. Именно речь и основанное на ней общение со зрячими являются основным средством компенсации у слепого ребенка. Предоставленный сам себе, замкйутый в кругу собственного опыта, не включенный в социальный опыт, слепой

ребенок развился бы в совершенно особенное существо, глубоко отличное от нормального человека и совершенно неприспособленное к жизни в мире зрячих. «У них развиваются такие особенности,—говорит К. Бюрклен про слепых,—которых мы не можем заметить у зрячих, и надо полагать, что в случае исключительного общения слепых со слепыми, без всякого сношения со зрячими, могла бы возникнуть особая порода людей».

Слепоту побеждает слово. Не развитие и чрезмерное усиление и обострение других чувств (слуха, осязания и т. д.), т. е. не прямая органическая компенсация отсутствующего зрения оставшимися чувствами, составляют поэтому основную задачу в воспитании слепого ребенка, как полагала теория викариата чувств. Задача заключается в приобщении слепого ребенка через речь к социальному опыту зрячих, в приспособлении ребенка к труду и общественной жизни зрячих, в компенсации через знание и понимание недостающих ему непосредственных зрительных впечатлений и пространственного опыта. Огромное значение имеет также физическое воспитание слепого ребенка, развитие его движений, использование слуха и осязания.

6. Психологические основы воспитания и обучения глухонемого ребенка. Глухонемой ребенок физически гораздо более приспособлен, чем слепой. Мир представлен в человеческом сознании преимущественно как зрительный феномен. Звуки в системе природы играют меньшую роль. С биологической стороны глухота должна составлять неизмеримо меньший недостаток, чем слепота. Так оно в действительности и есть, и глухое животное, вероятно, менее беспомощно, чем слепое. Не так у человека. Лишая его речи, глухота выключает его из социальной жизни людей сильнее, чем слепота. Р. Линднер, произведший обстоятельное психологическое исследование глухонемого ребенка, пришел к подтверждению старинного мнения: лишенный речи, глухонемой ребенок в психическом развитии не поднимается сколько-нибудь значительно над уровнем человекоподобных обезьян.

Источник

Доклад: ««Коррекция и компенсация дефектов детей с ограниченными возможностями здоровья, через развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Коррекция и компенсация дефектов детей с ограниченными возможностями здоровья, через развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Теоретической основой нашей программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для учащихся с интеллектуальными нарушениями характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т. д.

Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о самом объекте. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено.

Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Ученые констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным функциям, что свидетельствует о незавершенности в этих возрастных фазах процессов сенсомоторного развития. Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно снижение цветовой чувствительности. Обычно они правильно различают белый и черный цвет, насыщенные красный, синий. Но недостаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не воспринимают оттенки и цвета, соседние по спектру, путают их названия.

Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.

Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.

раздел «Развитие слухового восприятия».
Создание основы для более полного овладения речью возможно через использование игровых приемов работы, направленных на различение речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение имитационных и разных двигательных упражнений различного ритмического рисунка; игру на детских музыкальных (в том числе шумовых) инструментах и т. д. Состояние слухового восприятия влияет на ориентировку в окружающем: пространственная ориентация и различного рода деятельность требуют способности дифференцировать звуки, шумы, локализовывать источники звуков, определять направление звуковой волны.
Развитый фонематический слух является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой, что особенно актуально для учащихся.

Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях.

Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще сложнее формируются у детей представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. А умением определять время по часам ученики коррекционной школы зачастую не овладевают и к старшим классам.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.

Источник

Механизмы компенсации у детей ментальными нарушениями со сложной структурой дефекта

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Механизмы компенсации у детей ментальными нарушениями со сложной структурой дефекта

преподаватель высшей категории ГАПОУ МО «МГКИ»

Большая роль в разработке проблемы социализации таких детей принадлежит основателю отечественной дефектологии Льву Семеновичу Выготскому [2]. развитие таких детей резко отличается от развития «нормальных» детей. В развитии детей с ментальными нарушениями большую роль играют компенсаторные механизмы.

Прежде чем говорить о компенсаторных механизмах детей с умственной отсталостью, имеет смысл поговорить о самой интеллектуальной недостаточности.

Специалисты [1 — 7; 10; 11, 12] отмечают, у детей с ментальными нарушениями поражение лобных отделов коры головного мозга возникает на ранних этапах развития: во внутриутробном периоде, при рождении или в первый год—полтора жизни, т.е. до периода становления речи. Органическая недостаточность мозга носит врожденный и постоянный характер.

Ментальные нарушения, возникшие после трех лет встречаются реже.

Поскольку речь идет о детях с врожденными ментальными нарушениями, нужно отметить, что общей характеристикой таких нарушений будут стойкие нарушения и недоразвитие всех психических процессов, которые отражены в познавательной и личностной сфере. При этом проявляется не просто отставание от нормы, а глубокое своеобразие развития.

Своеобразие развития заключается в следующем:

Первое. Такие дети практически здоровы и способны, пусть к медленному, но развитию

Второе. Структура психики такого ребенка, очень сложна. Поэтому для таких детей важен принцип индивидуальности при диагностике, а так же принцип индивидуальности при работе.

В психической деятельности детей с ментальными нарушениями обнаруживаются свои общие и специфические особенности.

Под общими особенностями имеются в виду такие черты психики, которые присущи всем таким детям.

Так всем детям с ментальными нарушениями свойственны существенные отклонения в словесно-логическом мышлении, нарушения высших процессов памяти, произвольного внимания, следовании правилам культурного поведения, эмоциональной зрелости и т.д.

Здесь нужно отметить, что восприятие, объем памяти и внимания таких детей резко сужен (1, 2 единицы информации), мышление конкретно и в лучшем случае дети с ментальными нарушениями могут освоить программу 1 – 4 классов (при самом благоприятном прогнозе).

Сложными нарушениями развития называют сочетание двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка.

В отечественной дефектологии и специальной психологии, наиболее четко вопрос о проблеме развития личности аномального ребенка поставил, опять же Л.С. Выготский. Он считал, для того, что бы рассматривать развитие личности любого ребенка, нужно «пробиться из биологического пленения психологии в область исторической человеческой психологии» [2].

Сложная структура обходных путей возникает когда основные возможности обучения и воспитания сильно затруднены в следствии интеллектуальной недостаточности.

За счет тактильной чувствительности (дополнительно задействована тактильная кора головного мозга) возможно восприятие написанного текста (шрифт Брайля).

«Обходные пути развития личности» возможны при использовании всех достижений социума и культуры, которые, так или иначе, влияют на развитие высших психических функций. Успешное нахождение личностных «обходных путей» в педагогике и психологии способно сгладить негативные последствия сложного дефекта.

В работе «Основные проблемы дефектологии» Л.С. Выготский [2] отмечает, что основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненном дефектом, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. Л.С. Выготский, характеризуя роль компенсаторных процессов в развитии ребенка, подчеркивал [2], что «вместе с органическим дефектом даны силы, тенденции, стремления к его преодолению и выравниванию, они создают творческие, бесконечно разнообразные, иногда глубоко причудливые формы развития, подобные, которым мы не наблюдаем в развитии нормального ребенка».

Для компенсации наиболее важны высшие психические функции, так как их формирование и развитии зависит от качества социально-культурной среды. Следовательно, создавая культуру, наполненные вполне определенной развивающей личность символикой возможна успешная компенсация нарушенных функций. Сама символика должна «работать» на мотивацию к развитию таких детей, тем самым побуждая детей к саморазвитию.

Компенсация нарушенного развития возможна и за счет творческого развития таких детей. Музыкальное, художественное, творчество «поднимает» развитие ребенка на новый для него уровень. Для него становится возможным приобщение к символическому наполнению культуры, что способствует развитию различных сторон его личности. Дети с ментальными нарушениями лучше вливаются в социальные отношения со сверстниками и взрослыми, если для этого создаются все необходимые условия.

Список использованных источников

Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1985

Выготский Л. С. Собр. соч. М., 1983. Т. 5.

Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Спб.: Речь. 2003. 381 с.

Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. Учебник для вузов. Санкт-Петербург: Спецлит. 2001. – 463 с.

Источник

testy_OSPP_TIPOGR

МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВ ПО ОСНОВАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СГПА

Составители: Абдрахманова М.В., Мавлеткулова Ф.Р., Чипсанова С.Г., Кагарманова Г.Г.

Аутизм проявляется наиболее ярко в возрасте

Билингвистический подход при обучении неслышащих означает…

○ использование дактильной и жестовой речи

○ систему чтения с губ

○ использование устной и дактильной речи

использование языка в устной, письменной, тактильной форме и языка в жестовой форме

В группу побудительно – оценочных методов воспитания детей в специальных школах входит…

В настоящее время под понятием «общее психическое недоразвитие» понимается…

4) детский церебральный паралич

В основе поврежденного развития лежат процессы…

○ врожденной умственной отсталости

○ дефицитарности анализаторных систем

В основе психологического недоразвития лежат механизмы…

1) асинхронии развития

2) искаженного развития

3) тотальной ретардации

4) парциальной ретардации

В основные параметры нарушений зрения входят …

нарушение остроты зрения

нарушение полей зрения

В отечественной специальной педагогике и психологии выделяют следующие формы организации специального обучения:

В процессе обучения дети с ограниченными возможностями здоровья могут осваивать следующие уровни образования:

программы элементарной общеобразовательной подготовки

программы общего среднего образования

□ программы обязательного высшего образования

программы средового и социального адаптирования

□ программы обязательного среднего и специального образования

В результате школьной дезадаптации возникают проблемы, не включающие

В содержание общеобразовательных предметов вносятся следующие изменения, позволяющие корректировать недостатки, характерные для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, такие как то…

учет степени выраженности ядерного нарушения

введение пропедевтических разделов, позволяющие восполнить недостающие знания и представления об окружающем

□ введение специфики содержания на период обучения в старших классах, когда основные недостатки в развитии наиболее выражены

□ введение специфики содержания только на период начального обучения, когда основные недостатки в развитии наиболее выражены

включение специфических учебных предметов, не представленных в содержании общего образования

В специальной психологии выделяют следующие принципы проведения исследований

В специальной школе III вида обучаются дети…

с задержкой психического развития

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В специальной школе VIII вида обучаются дети …

○ с тяжелыми нарушениями речи

с интеллектуальным недоразвитием

В специальном образовании используются следующие грумы методов воспитания:

В учебный процесс в школе для слабослышащих включается:

специальные занятия по технике речи;

□ специальные занятия по пространной ориентировке;

□ специальные занятия по развитию зрительного восприятия;

работа по развитию навыков чтения с губ

В школе III вида обучаются:

○ дети с интеллектуальной недостаточностью

○ дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является …

Возникновение специальной психологии как науки относится…

○ к середине XVIII века

Воспитание ребенка с сенсорным дефектом опирается на _____ компенсацию

Восстановление физических и умственных способностей детей раннего возраста называется…

Врожденная слепота бывает следствием…

1) осложнений после общих заболеваний организма

2) заболеваний центральной нервной системы

3) травматических повреждений глаз

4) повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития

Выделяют основные группы детей со сложными нарушениями:

дети со множественными нарушениями

□ дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать атипию развития

□ дети с тяжелой умственной отсталостью

Выделяют следующие варианты общего недоразвития речи

□ сложный: у ребенка практически отсутствует речь;

□ комбинированный: ОНР комбинируется с умственной отсталостью;

осложненный: ОНР сочетается с рядом неврологических и психопатических нарушений;

неосложненный: признаки ОНР не сопровождаются дополнительной паталогической симптоматикой.

Выделяют следующие виды дефицитарного развития:

1) раннее дефицитарное развитие

2) грубое дефицитарное развитие

3) позднее дефицитарное развитие

4) неосложненное дефицитарное развитие

Выделяют следующие формы нарушения звукопроизношения у слабослышащих детей…

□ отсутствие нарушений звукопроизношения

замены одних звуков другими

смешанные формы нарушений произношения при моторной и сенсорной недостаточности

□ смазанность артикуляции, обусловленную парезами речевой мускулатуры

Выделяют следующие(ую) клинические(ую) форму(ы) детского церебрального паралича…

Выраженность вторичных и третичных дефектов при нарушениях зрения зависит от…

отношения ребенка к своему дефекту

времени утраты зрения

□ особенностей семейного воспитания

□ клинической формы нарушения зрения

Госпитализм является следствием…

1) генетических отклонений

2) отрыва ребенка от матери

3) вирусного заболевания

4) неправильного воспитания

Дезадаптация свидетельствует о…

нарушении взаимодействия между личностью и ее социальным окружением

недостаточной удовлетворенности организма в каких-либо потребностях

Дети дошкольного возраста с ЗПР составляют…

○ 40% от детской популяции

○ 12,5% от детской популяции

25% от детской популяции

○ 2% от детской популяции

Детский церебральный паралич – это …

○ травматическое повреждение конечностей

○ врожденная деформация стоп

○ атрофия зрительного нерва

заболевание центральной нервной системы

○ недостатком в социальном поведении;

физическим и психическим недостатком;

○ только психическим недостатком;

○ только физическим недостатком

Дизонтогенез при раннем детском аутизме обусловлен _____ развитием.

Для детей с легкой степенью умственной отсталости характерна…

○ неспособность к труду

○ плохая механическая память

способность к обучению

○ потребность в постоянном надзоре

Для игры детей с синдромом раннего детского аутизма типично…

наличие ролевых действий и ролевой беседы

самостоятельное придумывание сюжета

проявление творчества в подготовке атрибутов в игре

однообразие, бессмысленное повторение одних и тех же действий

Для предупреждения ОНР важны …

ранняя диагностика отклонений в речевом развитии;

□ развитие тонкой моторики пальцев рук;

ранняя логопедическая работа;

□ способность к звуковому анализу и синтезу

Для проявлений раннего детского аутизма характерно …

отсутствие прямого зрительного контакта «глаза в глаза»

Для раннего довербального периода речевого развития ребенка характерны…

□ способность к звуковому анализу и синтезу

Для резидуально-органического поражения головного мозга свойственны.

○ тяжелые расстройства сна и аппетита;

○ нарушение памяти и интеллектуальных возможностей;

сумеречные помрачения сознания.

Для суждения о наличии аутизма наиболее значим следующий показатель:

понимание словесной просьбы

наличие познавательных интересов

уровень речевого развития

Дрожание пальцев рук и языка при детском церебральном параличе называется …

Задачей коррекционных – компенсаторных мероприятий является…

○ исправление первичных отклонений в развитии

○ возмещение недостатков психофизического развития

воздействие на весь комплекс вторичных отклонений

○ активизацию высших психических функций организма

Задачей специальной педагогики является …

○ прогнозирование рождения ребенка с отклонениями в развитии;

○ подготовка правовых документов по социальной защите детей-инвалидов;

○ медицинское сопровождение человека с особыми потребностями;

разработка программ образования лиц с ограниченными возможностями

Задачей специальной педагогики является …

○ определение методики медицинского обследования дефектов

○ разработка методов лечения отклонений в развитии

изучение и осуществление процессов социальной реабилитации

○ интеграция государственного и благотворительного финансирования специального образования

Задачей специальной педагогики является …

○ выявление закономерностей психического развития аномального ребенка

изучение и осуществление интеграции лиц с ограниченными возможностями

○ экономическое обеспечение включения человека с ограниченными возможностями в общество

○ составление медицинских реабилитационных программ

Задачей специальной педагогики является…

○ изучение психологических проблем интеграции

○ медицинское сопровождение человека с особыми потребностями

○ обеспечение вариативности финансирования специального образования

выявление закономерностей специального образования

Задачей специальной педагогики является…

1) изучение существующих систем образования лиц с ограниченными возможностями

2) разработка психологических диагностических методик

3) установление биологических причин отклонения в развитии

4) определение способов финансирования системы специального образования

Задачей специальной педагогики является…

разработка принципов специального образования

изучение психологических проблем интегрированного обучения

выявление влияния патогенных факторов на нарушения в развития

контроль за соблюдением прав лиц с ограниченными возможностями

1) затруднениями коммуникации

2) несформированностью лексического запаса

3) судорогами речевого аппарата

4) специфическими ошибками на письме

Закон компенсации гласит: «Минус дефекта превращается в ______»

3) плюс вторичного дефекта

4) плюс компенсации

Здоровье можно определить как

○ ощущение физического и психологического комфорта

состояние полного физического, душевного, социального благополучия

Значительная компенсация утраченной зрительной функции у слепого ребенка достигается в результате специальных педагогических воздействий по развитию …

Игровая деятельность детей с синдром раннего детского аутизма имеет такие особенности, как…

□ сформированность сюжетно – ролевый игры

длительно, регидно манипулирует неигровым материалом (веревочки, провода обувь и т.п.)

□ творческое развитие сюжета игры

Избирательного использования методов и средств в соответствии с недостатками развития каждого ребенка требует принцип …

○ деятельностного подхода в обучении и воспитании

дифференцированного и индивидуального подхода

○ социально-адаптирующей направленности образования

Изменения и корректировка содержания общеобразовательных предметов в специальной школе направлены на…

1) расширение образовательной программы

2) усложнение учебных программ

3) преодоление недостатков развития детей

4) повышение сложности уровня обучения

Изначальными причинами ранней дезадаптации не являются

○ нейробиологические нарушения формирования мозговых систем

○ органические повреждения центральной нервной системы

постнатальные травматические факторы

○ нарушения соматического и психического развития

Изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития является задачей исследований…

Интеллектуальное развитие детей с ДЦП имеет следующее особенности:

□ сохранность вербально – логических форм мышления

□ достаточной по возрасту уровень развития наглядных форм мышления

парциальная несформированность высших психических функций

неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальный недостаточности (нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других, сохранность третьих)

Искажение психического развития при синдроме раннего детского аутизма проявляется в следующем:

1) наблюдается недостаточность общего психического тонуса

2) отдельные функции развиваются замедленно, другие – патологически ускоренно

3) выявляется врожденная интеллектуальная недостаточность

4) парциальной несформированности регуляторного компонента деятельности

Исходя из МКБ-10 РДА определен в категорию:

общие (первазивные) расстройства развития;

○ расстройства социального функционирования;

○ эмоциональные расстройства поведения;

○ смешанные специфические расстройства развития

К информационным методам воспитания детей с ограниченными возможностями относят…

использование средств массовой информации

примеры из окружающей жизни

К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся …

К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся:

К категории лиц с сенсорными нарушениями НЕ относятся

4) умственно отсталые

К компонентам личностной реабилитации НЕ относится

1) формирование адекватных форм социального поведения

2) воспитание чувства собственного достоинства

3) лечение недостатков, последствий дефекта

4) преодоление чувства малоценности, маргинальности

К методам сбора информации в специальной психологии относят

изучение документации ребенка;

изучение продуктов деятельности ребенка (рисунков, поделок, учебных работ)

К нарушениям бинокулярности зрения относят:

К нарушениям мышечного тонуса относят…

К основным психическим нарушениям при ДЦП относят …

□ дефицитарность зрительного восприятия

нарушения формирования познавательной деятельности

□ дефицитарность слухового восприятия

К особенностям игровой деятельности умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста относят…

□ наличие развернутой сюжетно – ролевый игры со сложным игровым содержанием

наличие предметно – игровых действий (укачивание куклы, катание машины)

процессуальная игра – многократное повторение одних и тех же действий

К особенностям психического развития детей со сложным дефектом относят:

увеличение числа вторичных отклонений

уменьшение возможностей компенсации

□ увеличение возможностей компенсации

□ психическое развитие сводится к сумме особенностей при каждом нарушении

К параметрам дизонтогенеза относится…

1) социальное влияние

2) генетическое влияние

3) речевое недоразвитие

4) этиология нарушений

К поведенческим особенностям детей с выраженной речевой патологией относят…

□ отсутствие психической дистанции со взрослым

□ отсутствие критического отношения к собственным поступкам

К проявлениям феномена тождества при аутизме относят:

стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем

противодействие любым изменениям в окружающем

К речевым недостаткам слабослышащих детей относят…

1) наличие эхолалий

2) сохранное понимание речи

3) ограниченный словарный запас

4) недостатки произношения

К условиям нормального психического развития (по А.Р. Лурия) можно отнести:

наличие обучения и воспитания

□ благоприятную семейную обстановку

сохранность анализаторных систем

К целям общего уровня специальной педагогики относится …

○ формирование у глухих навыков восприятия устной речи по чтению с губ

○ овладение незрячими детьми навыками ориентировки в пространстве

○ освоение слабослышащими навыков использования остаточного слуха

Какая разновидность эксперимента предпочтительнее в проведении исследований в области специальной психологии: индивидуальный или групповой?

индивидуальный за исключением тех случаев, когда изучаются какие-либо социально-психологические феномены (общение, отношение и т.п.)

□ обе разновидности используются примерно в одинаковых пропорциях

□ групповой, т.к. это существенно сокращает время проведения процедуры

Какая форма интегрированного обучения наиболее приемлема для детей с интеллектуальной недостаточностью?

○ специальные группы и классы в общеобразовательных учреждениях

○ обучение в обычных классах совместно с нормально развивающимися детьми

○ при интеллектуальной недостаточности интеграция проблематична

обучение в специальной школе и сотрудничество со здоровыми детьми в детских оздоровительных лагерях, «лагерях общения» и т.п.

Классификацию типов акцентуации характера разработал…

Ключевым в теории компенсации А. Адлера является понятие…

Компенсация высших психических функций возможна…

только в результате специального организованного обучения

через медикаментозное лечение

за счет автоматической перестройки центральной нервной системы

в процессе саморазвития

Компенсация может быть:

Компенсация функций зрительного анализатора у слепого ребенка за счет развития осязания относится к типу …

Концепция акцентуированных личностей была разработана…

Коррекционная работа с незрячим ребенком решает такие задачи, как…

□ поддержание эмоционального контакта

□ развитие зрительно-тактильного восприятия

стимулирование речевого подражания

обогащение опыта ребенка тактильными и кинестетическими ощущениями

Коррекция произношения отдельных звуков выступает в качестве…

1) абилитации детей раннего возраста

2) процесса компенсации психических функций

3) системы мер, направленных на преодоление дефекта

4) специфических действий, направленных на частичное исправление недостатка

Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения проводится поэтапно в зависимости от…

□ степени выраженности интеллектуального дефекта

□ уровня сформированности связной речи

уровня сформированности активного и пассивного словаря и грамматического строя речи

степени нарушения зрения

Место и степень поражения слуха определяются при помощи…

Методология специальной психологии базируется на принципах:

□ единства сознания и деятельности

Методом специальной педагогики, сущность которого заключается в непосредственном общении с аномальным ребенком, является…

3) изучение документов

Мутизм (отсутствие речи) является характерной особенностью речевого развития дошкольников с …

синдромом раннего детского аутизма

На положении о том, что необучаемых детей нет, базируется принцип …

○ развития мышления, языка и коммуникации;

○ деятельностного подхода в обучении и воспитании

Наиболее частой причиной возникновения детского церебрального паралича считается…

1) сочетание внутриутробной патологии и родовой травмы

2) аномалии развития позвоночника

3) травматическое повреждение конечностей

4) медикаментозное вмешательство

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *