воспитывать бережное отношение к природе
Воспитываем бережное отношение к природе
Ирина Лисова
Воспитываем бережное отношение к природе
Воспитываем бережное отношение к природе
Сейчас вся планета говорит о том, какая плохая у нас экология, что ее нужно спасать. В природе исчезло много видов животных, птиц, насекомых и растений, меняется климат и все это неизменно ведет к всевозможным катаклизмам. Все так же признают, что в этом виноваты мы сами. Мы люди довели природу до такого состояния. Но редко кто задумывается о том, что такое отношение к природе закладывается в раннем детстве. Если мы не воспитываем любовь к природе у ребенка с детства, то откуда ж ей взяться, когда малыш вырастет. Огромная роль в экологическом воспитании детей принадлежит семье. Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Много интересного в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать это ребенку.
С наступлением тёплых дней нам очень хочется уехать за город, на природу. И очень хорошо, когда рядом с нами наши дети. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьёй. Заготавливаются продукты, собирается рюкзак, берутся мячи, ракетки… Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки! А также вспомнить ранее прочитанные сказки о жизни животных, насекомых, растений, птиц, поискать их тут же на полянке и понаблюдать за ними. Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребёнок, найдя живую отгадку. Можно также вспомнить пословицы, поговорки, приметы, которые ранее учили с ребёнком. Замечательно делают те родители, которые обращают внимание детей на красоту природы: «Какой сегодня густой туман!», «Смотри, как красиво!», «Посмотри какие стройные бёрёзки», «Смотри, какое облако, на что оно похоже?» «А капельки росы на траве, словно слёзы!»
Расскажите своему ребёнку:
И обязательно, вместе с ребёнком вспомните правила поведения на природе.
• На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.
• Заботливо относитесь к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.
• Для костра собирайте только сухостой.
• Заботливо относитесь к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!
• Не ловите и не приносите домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.
• Берегите лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.
• Не ловите бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.
• Во время собирания ягод и плодов не повреждайте деревья и кусты, не срывайте недозрелых плодов и ягод.
• Правильно собирайте лекарственные растения, оставляя корни в земле.
• Не загрязняйте озер, речек, не бросайте в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушайте родников и колодцев.
• Не делайте надписей на деревьях.
• Не рвите цветы в большие букеты.
• Не разрушайте муравейники, муравьи – санитары леса.Помните: вы пришли в гости к природе. Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.
Если все люди будут относиться хорошо к окружающему их миру природы, то Земля будет кормить человека еще много-много веков.
Воспитание любви к природе. «Заповедник» на участке Здравствуйте! Ребенок должен как можно больше быть на свежем воздухе,гулять,общаться с природой. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне.
Дидактические игры по экологии для детей среднего дошкольного возраста В средней группе значительное место занимают занятия, направленные на первичное ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой.
Консультация для воспитателей «Как воспитать в детях бережное отношение к природе»
Людмила Госниц
Консультация для воспитателей «Как воспитать в детях бережное отношение к природе»
С каждым годом все более актуальным становится вопрос экологического воспитания. Важно, чтобы у ребенка была любовь к природе, которую он подкрепляет заботой об окружающем мире. Гармония ребенка с природой обогащает его психику, совершенствует эстетический вкус и в целом способствует общему развитию. В статье мы расскажем, как воспитать в детях дошкольного возраста бережное отношение к природе.
Какие знания следует давать дошкольнику
Возрастными особенностями дошкольников являются эмоциональная отзывчивость и впечатлительность, поэтому знания следует давать через сопереживание и сострадание. Для формирования гуманного отношения к природе важно дать понять ребенку, что человек связан с окружающим миром. Если будешь заботиться о природе, это будет еще и заботой о будущем для человека. Природа – наш общий дом, которому нельзя наносить вред.
Детям необходимо объяснять, что человек должен покровительствовать природе и беречь ее.Для этого дошкольникам важно дать наиболее полные знания об экологической системе:
они должны получить представление о животных и растениях как уникальных живых существах;
важно объяснить, какая есть взаимосвязь между растениями и животными, позволяющая им сосуществовать и приносить пользу друг другу;
дети должны понять, что исчезновение отдельных живых существ или растений приводит к нарушению биологического равновесия в мире и у каждого из них есть своя экологическая ниша.
Какие беседы следует проводить с детьми
Педагогам и родителям воспитывать бережное отношение к природе у ребенка следует в различных формах, в том числе и через беседы. В процессе предоставления знаний об экологической системе важно разговаривать с детьми, задавая им конкретные вопросы об окружающей среде и направляя их на поиск соответствующей информации. Она может быть найдена с помощью наблюдений за растениями и животными.
Воспитатель развивает в детях наблюдательность, формирует представления об особенностях растений и животных, в то же время, прививая устойчивый интерес к природе. Для этого знакомство детей с окружающим миром должно быть постепенным и постоянным. Ребенок должен каждый день открывать для себя что-то новое и стремиться поделиться этими знаниями. С детьми следует обсуждать изменения, происходящие в природе, чтобы они научились устанавливать причинно-следственные связи в происходящем в окружающей среде. Но любые наблюдения требуют от детей большого внимания и умственной активности. А для дошкольников это достаточно тяжелая нагрузка, которая не может быть продолжительной. Поэтому ведущей формой воспитания бережного отношения к природе является игровая деятельность.
Цель: предложить детям рассказать о том, почему нужно бережно относиться к растениям, как их беречь. Формировать представления о разнообразии природы и взаимосвязи ее объектов. Обогащать словарь образными словами и выражениями.
Беседа «Мое любимое животное».
Цель: активизация в речи детей соответствующих понятий, формирование умения составлять связный рассказ, участвовать в диалоге.
Беседа «Как растения готовятся к зиме»
Цель: формировать первичные представления о признаках осени, цикличности изменений в природе,учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений: по изменениям погоды, внешнего вида растений, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы.
ОБЖ Беседа «Безопасность в лесу»
Цель: познакомить детей с правилами поведения в лесу, обсудить их, пояснить смысл. Предложить ребятам рассказать, что случиться, если будет нарушено то или иное правило.
Как воспитать в детях бережное отношение к природе в форме игр
В экологическом воспитании детей игра позволяет им легче усваивать сложные представления о природных явлениях. Например, информацию об окружающем мире детям среднего и старшего дошкольного возраста можно доносить через сказку. Читая литературные произведения с тематическими иллюстрациями, можно распределить между детьми роли персонажей в сказке. Это обеспечивает вовлеченность в рассказываемую историю и помогает в легкой форме дать необходимые знания. Благодаря сказкам дети лучше понимают, что делать по отношению к природе хорошо, а какие действия будут плохими. Ведь в детских произведениях есть добро и зло, на которых делается акцент.
Дети могут примерять на себя роль какого-нибудь животного или растения и без привязки к литературному произведению. Педагог предлагает ребятам «стать» на время цветком и рассказать, как надо за ним ухаживать, чтобы цветок стал красивым. Или «превратиться» на время в мышку, чтобы взглянуть на окружающий мир ее глазами. Дети всегда с удовольствием играют такие роли, а воспитатель в это время дает новые знания и направляет ребят на самостоятельное изучение природы.
«Назови три предмета».
Дид.задача: упражнять детей в классификации предметов.
Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом.Например: цветы
— Ромашка, роза, василек.
Дид.задача: закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры: воспитатель называет четыре слова,дети должны назвать лишнее слово:
1) заяц, еж, лиса, шмель;
2) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) таракан, муха, пчела, майский жук;
8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).
Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Игра с мячом «Воздух, земля, вода».
Дид.задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Эффективное экологическое воспитание
Для воспитания бережного отношения к природе у детей необходимо подходить к этому вопросу комплексно. В данном процессе важно совместно использовать беседы, игры, музыку, изобразительное искусство, литературу и исследовательскую деятельность. Чем более разносторонним будет подход, тем больше шансов, что у детей появится интерес к природе и они научатся бережному отношению к ней. Воспитательная работа должна вестись на занятиях и на прогулках, с предоставлением теоретических и практических знаний. Вся информация должна предоставляться детям в максимально наглядном виде.
Формирование бережного отношения детей к природе начинается с младшей группы, в которой ребята знакомятся с временами года и сезонными явлениями в виде снега, дождя и так далее. В средней группе дети учатся наблюдать за окружающим миром, заботиться о растениях и животных. К старшей группе у них появляется понимание, как человек связан с природой и какие поступки влияют на нее негативно, а какие приносят пользу. При этом важно, чтобы ребенок умел применять в жизни полученные на занятиях знания и понимал необходимость бережного отношения к природе. Для достижения такого эффекта воспитательный процесс должен быть целенаправленным и непрерывным. Также важно, чтобы в нем принимали участие и воспитатели, и родители ребенка.
Консультация для родителей и воспитателей по экологии «Наблюдение за бабочками в природе и отражение их в творчестве» Наступило долгожданное лето. У нас на Севере в этом году июнь дождливый, ветреный и холодный. Не удивительно, это свойственно нашему Сибирскому.
Консультация для родителей «Как воспитать грамотных пешеходов» Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах. Задачи: • Создавать с родителями условия для сознательного изучения детьми.
Консультация для родителей «Как воспитать мальчика» У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек, а у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Но.
Консультация на тему: Как воспитать бережное отношение к природе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Консультация на тему:
«Как воспитать бережное отношение к природе»
Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.
Дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость. Ничто так не обогащает психику ребенка, не совершенствует его органы чувств, эстетический вкус и мыслительные способности, как природа.
Но нередко мы бываем свидетелями того, как дети ломают деревья, портят газоны и цветы, издеваются над животными, разоряют птичьи гнезда. Такое поведение объясняется тем, что своевременно им не была внушена любовь к природе, не развивался и не укреплялся интерес к ней.
Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства. С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить их видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного.
Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдется без нас, а вот мы без нее — нет. Сохранение природы — необходимое условие существования человеческого общества.
Как же заинтересовать детей? Как научить видеть, чувствовать и беречь красоту природы?
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Наша задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Воспитание любви и бережного отношения к природе
Миясат Келбиханова
Воспитание любви и бережного отношения к природе
Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных задач, стоящих перед воспитателем – воспитать любовь к Родине. Это первая нравственная заповедь нашего общества. Воспитывать любовь к родной природе – значит воспитывать и любовь к Родине.
Большое значение природе, как одному из важнейших средств воспитания, продавали лучшие педагоги. К. Д.Ушинский писал: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зелёной травы. Никогда оно не разовьется с той полнотою и свежестью, к которой способна душа человеческая…»
Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ним, учит их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Знакомя детей с доступными их пониманию явлениями природы, воспитатель вместе с тем развивает их умственные способности, формирует нравственное и эстетическое отношение к действительности. У детей воспитывают деятельную любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умение бережно относиться к растениям и животным. Воспитатель должен дать не только определённые знания, но и научить детей беречь природу, наслаждаться её красотой, любить родные места, свою Родину, это и будет главной задачей. Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребёнка с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Пусть дети последят, как птица учит летать своих птенцов, как трудятся муравьи. Заинтересовавшись природой, дети полюбят её, захотят узнать о ней больше. Восприятие природы помогает развивать такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных, будет стараться охранять природу. Любовь эта должна быть действительной, а ребёнок всегда активен, нужно только направить его деятельность.
В нашей стране обширные леса, больше всего в мире рек и озёр, у нас живут разнообразные животные и птицы от белого медведя до тигра, от воробья до гагары. В наших лесах и парках растут удивительные растения. Зная законы природы, человек преобразует её. Всюду, куда проник человек, видны возделываемые поля, чудесные сады, распаханная целина. Человек создаёт моря, меняет русло рек, улучшая и умножая народное достояние. Но всё это пришло не сразу. Природа способствовала развитию человека.
У человека восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, у него растёт интерес к ней. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог детского сада может воспитать у детей очень многие положительные качества личности.
У человека нашего общества необходимо с детства формировать материалистическое мировоззрение. И тут опять поможет природа. В постоянном общении с ней воспитатель познакомит детей с существующими природными явлениями, объяснит их причины и взаимосвязь между ними и дети поймут, что в природе нет ничего сверхъестественного, они должны быть лишены страха перед непонятными явлениями, которые вызывали ужас ум наших предков. Сейчас дети знают, что люди посылают в космос ракеты, космонавты изучают в космосе другие планеты. Теперь природа предстала перед человечеством доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней.
Обращаемся к природе мы – воспитатели и при развитии у детей умственных способностей, логического мышления и речи. Наблюдательному ребёнку доступно чувство красоты природы. Что помогает воспитателю развить у него художественный вкус и понимание прекрасного. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полётом ласточки, у ребёнка разовьётся чувство прекрасного, он будет удивляться и радоваться красоте природы. Сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками вместе с воспитателем в своём детском саду, а в дальнейшем и в любой работе.
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется. М. М.Пришвин писал: «Никогда весна новая не приходит опять такой как была, и лето, и осень, и зима, новыми придут не такими, как были» Воспитателю следует научить детей искать и находить это новое в уже известном виденном. На прогулках воспитатель должен показать детям коллективный труд людей. Детям будет понятен труд земледельцев на поле, в огороде, в цветнике. Так воспитывается чувство уважения к труду взрослых, дети приучаются с детства беречь чужой труд, беречь природу, созданную руками человека. Воспитанный таким образом человек не будет ходить по газонам, загрязнять реки, разводить костры под деревьями, будет оберегать животных, не давать их в обиду.
Требование нашего века изучать экономику заставляет воспитателя с помощью природы знакомить детей с элементами этой науки. Дети должны знать, что человек преобразует природу, воздействуя на неё умеючи. Например, садовник знает, что дерево (груша, вишня, яблони) было пышное, красивое, чтобы оно быстрее росло, за ним нужно ухаживать – поливать его, беречь от вредителей. Вот тогда оно даёт большой урожай плодов (вишен, яблок, груш) Человек срывает концы огуречных плетей, чтобы завязалось больше огурцов и т. д.
Знакомство детей с природой начинается с раннего детства. В средней группе важнейшей педагогической задачей по ознакомлению детей с природой является – воспитание любви к природе, бережное отношение к растениям и животным. Эту задачу можно решить лишь в том случае, если дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе. Овладевают несложными способами ухода за животными, выращивания растений, научатся наблюдать и понимать окружающий мир. Знакомство детей с природой в средней группе осуществляется на занятиях и на целевых прогулках в природу. Прогулки с детьми будут радостными, интересными и достигнут своей цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнять и обогащать знания детей, полученные на занятиях и на предыдущих прогулках. Дети средней группы имеют более устойчивое внимание. Они окрепли физически, с ними можно чаще проводить прогулки за пределы детского сада. Здесь детей учат более внимательно наблюдать явления живой и не живой природы и устанавливать простейшие связи между ними. Основной способ знакомства с природой детей среднего возраста – непосредственно наблюдение. Дети рассматривают внешний вид животных, наблюдают за ростом растений, повадками животного, сравнивают с о знакомым ранее, находят отличия и получают новые представления, приобретают новые знания. При наблюдениях необходимо развивать чувства детей. Для этого следует пользоваться всеми анализаторами. Наблюдения должны быть кратковременными, но частыми. С детьми этого возраста можно проводить и более длительные наблюдения. С детьми нашей группы мы провели длительное наблюдение за всходом нарциссов, ростом и цветением цветов нарциссов. В начале обратили внимание детей на появление узких листьев. Листья быстро вытягивались. Их было много. Дети каждый день подбегали к цветам, искали стебель, спрашивали, когда зацветут нарциссы? Мы отвечали, что как только появится стебель с бутоном. Надо быть терпеливыми, подпушили с детьми землю вокруг цветов. При этом напомнили детям, что работать тяпочкой надо осторожно, чтобы не повредить цветов. И вот в одну из прогулок дети заметили, что появился стебель с бутоном у одного цветка. На следующий день цветок расцвёл. Он был жёлтым, красивым. Женя заметил, что у других нарциссов появились тоже бутоны. Утром цветов стало больше. И все они были похожи друг на друга (формой, цветом). Лена заметила, что на нашей клумбе выросла целая семейка нарциссов. Что дало детям это длительное наблюдение? Во – первых, дети учились наблюдать, замечать изменения в росте цветов, называть цветы, ухаживать за ними, видеть красоту цветка, любоваться этой красотой, учились сравнивать, понимать связь между рыхлением почвы и ростом цветов. Какие длительные наблюдения можно провести с детьми средней группы? За развитием в течении лета какого и- либо животного (котёнка, ёжика, щенка, как воробьи вьют гнёзда, выводят птенцов, учит их летать. За ростом и цветением и плодоношением огурцов. За цветением одного из фруктовых деревьев (например, вишни, появление ягод вишни и их созревание и т. д.
Для знакомства и закрепления полученных детьми представлений о природемы широко используем: дидактические игры, труд детей в природе, стихи, пословицы, загадки, слушание голосов птиц и животных с помощью звукозаписи, исполнение песен о природе с детьми и взрослыми, зарисовки. В средней группе продолжаем формировать у детей конкретные представления о сезонных изменениях в природе, знакомим с временами года. Работу по ознакомлению с природой, осуществляем не только на занятии, но и во время ежедневных прогулок, где мы стараемся закрепить знания детей о явлениях, происходящих в природе с наступлением нового времени года.
Знакомили с трудом взрослых зимой. С помощью лопат они расчищали от снега дорожки вокруг дома, машины очищают улицы от снега. И конечно познакомили с тем, что снег нельзя убирать от деревьев, чтобы они не вымерзли и чтобы весной, когда снег растает, им было больше влаги. Пришла весна. Прилетели первые скворцы. Я услышала их пение. Сообщила детям, что к нам прилетели из тёплых краёв новые птицы. Послушайте, как они красиво поют. Дети, не видя скворцов, слушали их пение. Тогда я показала на ветку тополя, где сидел скворец и громко со свистом пел. Кто помнит эту птицу? Ира первая назвала скворца. Мы с детьми начали наблюдать за скворцами. Вспомнили, что скворцы живут в скворечниках. Всей группой пошли к слесарю Н. А. попросили его сделать скворечник. Он согласился помочь детям. И пока дети спали, скворечник был сделан и прибит. Радости не было конца. Но вот дети заметили, что в скворечник залетел воробей. Они волновались, заботливо спрашивали, где будут жить скворцы. Все дети решили попросить пап сделать нам ещё скворечник.Познакомили детей с загадкой про скворца: «На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его (скворец).
Однажды дети увидели, как кошка подкралась к воробью и хотела его схватить. Дети убедились, что у птиц есть враги. Они старались оберегать от них. Хлопали в ладоши, когда видели кошку и птицы улетали. Выучили стихотворение о галчонке.
Барахтались в пыли
За ним гонялась кошка,
за приходом весны, за прилётом ласточек на родину мы выучили стихи А. Плещеева. Наблюдая
В сени к нам летит».
Знакомя детей с приметами погоды, обращались к той же ласточке.
«Я проворна, легкокрыла,
хвост раздвоен, точно вилы.
Если я летаю низко,
значит где – то дождик близко».
Используя стихи, загадки, народные приметы, во время наблюдений мы давали детям почувствовать приход весны, возвращение ласточек совсем по иному, дети поняли, что ласточки любят наш красивый, богатый край, они вьют здесь гнёзда и выводят птенцов, учат их летать. И что с приходом весны, с возвращением птиц, наш край становится ещё богаче, красивее. Нам, людям, надо беречь и умножать природу.
Осмотр группового участка лучше провести с детьми среднего возраста осенью и весной в период бурного таяния снега. Здесь дети замечать изменения, происходящие в природе. В средней группе вводится такое сложное, требующее серьёзной подготовки, занятие как экскурсия в природу. Организуется оно со второй половины года один раз в сезон. Первую экскурсию можно и лучше провести по участку детского сада. Во время экскурсии сначала мы отметили, какая сегодня погода, есть ли ветер? Обратили внимание детей на то, что на участке много деревьев и все они разные, каждое по – своему дерево красиво, они украшают наш участок. Вот пышная зелёная ёлочка раскинула свои колючие ветки, на что она похожа? Правильно, она похожа на красивую зелёную пирамидку, а рядом с ёлочкой стоит стройная белостволая берёза. Молодые деревца, которые мы с вами садили прошлой осенью, уже принялись, на них появились маленькие коричневые почки. Что выглядывает из почек? Правильно, начинают появляться листочки. Правильно, скоро наши деревья станут зелёными и красивыми. Предложить можно найти тополь. Спросить, какого цвета кора у тополя. Сравнить с цветом коры берёзы. Спросить, что выше – берёза или тополь. Чтобы дети запомнили название деревьев и умели находить среди других, рекомендуется проводить дидактические, подвижные игры. Например,такие: «Раз, два, три – к берёзе (тополю) беги!»; «Найди дерево по описанию» и др. И обязательно всегда следует подчеркнуть, что к деревьям надо относиться бережно. Воспитательочень часто должен пользоваться вопросами: «Как ты понимаешь – относиться бережно к деревьям, растениям, животным, насекомым? Что это такое? Как можно любить котёнка, собаку? Сберечь цветы, деревья? (Не обижать его, не оставлять одного на незнакомой улице, гулять со щенком, кормить его, учить собаку приносить вещи, окапывать деревья, не рвать много цветов и т. д.) На прогулках весной следует закреплять представления детей о том, что в это время года солнце светит ярче, чаще появляется на небе, поэтому становится теплее, тает снег, бегут ручьи, появляется зелёная трава, первые весенние цветы (подснежники, нарциссы, тюльпаны). Обратить внимание детей на первую весеннюю грозу, на появление радуги, послушать раскаты грома. После этих наблюдений мы познакомили детей со стихотворением С. Дрожжена «Первый гром»
«Первый гром прогремел,
Чистой влагой дождя
Брызнул солнечный луч
В марте мы с детьми наблюдали за цветущим кустарником сирени. Дети увидели, что у сирени быстрее, чем у деревьев набухли почки и появились листья.Познакомили детей с травянистыми растениями: ромашкой, колокольчиком,васильком При знакомстве с ними провели дидактические игры: «Узнай по цветку», «Найди такой же листок», «Найди и назови такой же цветок». Во время наблюдения за развитием растений у детей формировали представление о том, что под влиянием солнечного света, тепла, воды быстро растут цветы, трава, созревают ягоды, овощи, фрукты. Проводя экскурсии в природу необходимо учитывать неустойчивое внимание детей среднего возраста, их быструю утомляемость. Осенью наблюдение в природу начали мы связывать с играми, сборами природного материала, поделкой простейших игрушек из него, чтением стихов, пением песен, зарисовками. Всё это помогало развивать интерес, любовь к природе. Дети наблюдали, как преобразилась природа осенью. На прогулках помогали рассмотреть разноцветные листья, обратить внимание на их красоту, окраску, составляли букеты из осенних листьев. Собирали листья и в свободное время все вместе наклеивали сухие листья, составляя из них рисунки, украшая групповую комнату, приёмную.Во время сбора листьев читали стихи:
Листья жёлтые летят!
Под ногой шуршат, шуршат –
Дай шерсти колечко,
Позднее познакомили детей с загадкой об овцах «По горам, по долам ходит шуба да кафтан». Если есть возможность, хорошо понаблюдать за живым объектом. Мы наблюдали за ежом. Это дало возможность детям непосредственно прикоснуться к нему, потрогать колючие иголки, увидеть красивые глаза – бусинки, услышать фырканье ежа. Сколько было восторга в детских глазах, когда они слушали, как пыхтит ёжик, заворачивается в газету. Рассказали детям, что у ежей рождаются детёныши – ежата. Показали их на картине. Обратили внимание на то, что ежата маленькие, беззащитные, их следует оберегать, заботиться о их питании, что всё живое следует любить, помогать животным в трудную минуту.Провели рисование на тему: «Помоги ежихе» (Непослушные ежата разбежались. Мама ежиха ищет их. Поможем ежихе). Дети рисовали ежат. Юра нарисовал маленького колючего ёжик: «Я нарисовал ежонку длинные колючие иголки, чтобы его волк не съел. А чтобы он добежал поскорее до мамы, я подрисовал ему длинные лапки». В рисунке ребёнок отобразил заботу, желание помочь, защитить маленького ежонка, а значит и свою любовь к нему.
Воспитывая интерес, любовь и бережное отношение детей к животным мы знакомили со многими домашними животными, при этом использовали художественные произведения. Очень много говорили с детьми о цирке,арене которого выступают животные: кошечки, собачки. Значит они умные, всё понимают, когда к ним относятся ласково, терпеливо всему учат. Дети знают и любят артистов Дуровых, братьев Запашных, Николая Куклачёва, которые работают с животными. Пока они знакомы с ними через экран телевизора, но все мечтают увидеть их на арене цирка. Вова пытается дрессировать своего котёнка, но он умеет только играть.
Любить животных по – настоящему – это трудно и ответственно. Многие дети, взяв котёнка к себе домой, только забавляются им. Наша задача – научить заботиться о животных. Алёша отставляет за обедом полкотлетки. Это я Мурзику. Алёша любит животных, это заслуга его родителей. В доме есть кошка, собака, куры. Он часто помогает маме, папе, кормит кур. Маша не пришла в детский сад, оказывается, она помогала бабушке пасти козочку. Дети познакомились с песенкой «Пропала собака», прослушали песню «Рыжий пёс». Наблюдая за кошкой с котёнком, мы использовали загадки. Загадки брали разные. Это давало возможность детям мыслить. Многие говорили, что это загадка тоже про кошку, а некоторые сомневались, называя других животных.
«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные.
Анкета для родителей по вопросам привития детям бережного отношения к книгам Уважаемые родители! В дошкольном образовательном учреждении, которое посещает ваш ребенок, особое внимание уделяется вопросам приобщения.
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.
Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит очень остро. Прививать детям любовь к природе необходимо.
Конспект родительского собрания на тему «Воспитание любви к родному городу» в старшей группе Конспект помогает расширять и закреплять представление детей о городе, в котором мы живём, его истории, о людях, живущих в нём; воспитывать.
Консультация для родителей «Воспитание у ребёнка любви к природе» Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В первую очередь воспитание у ребёнка любви к природе.
Консультация «Их не любить невозможно! Воспитание любви к домашним животным» Цель: Воспитание милосердия, доброты к животным. Всегда ли мы правильно поступаем? Учим детей быть добрыми, гуманными, жалостливыми, но.
Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.
Труд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.
Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.