воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения
Воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения
— паника (следствие дефицита или избытка информации о пугающей или непонятной новости). Но если в ситуации паники находится человек, способный предложить образец поведения, которое восстановит нормальное эмоциональное состояние толпы|,панику можно прекратить;
— эмоциональные заражения в ситуации массовых зрелищ. Установлено, что для возникновения заражения необходимо установление общности оценок (популярного артиста, фашистского лидера и т.д.), чему очень способствуют предварительные аплодисменты.
Отличия механизма внушения от механизма заражения:
— внушение, как правило, вербально; при заражении используются и другие средства (восклицания, ритмы и др.)
Отличия механизма внушения от убеждения состоит в следующем.
— в целом дети сильнее поддаются внушению, чем взрослые;
— более внушаемы люди утомленные, ослабленные физически и эмоционально;
— важен авторитет суггестора как личности и как представителя социальной группы (эффект косвенной аргументации).
Таким образом, внушение относится к манипулятивным способам воздействия на аудиторию. Исследованы приемы сопротивления внушению (контрсуггестия) и приемы снятия этой психической самозащиты (контрконтрсуггестия).
Примеры внушения мы находим в пропаганде и рекламе. И то, и другое формально апеллирует к логике и сознанию, но метод внушения используется весьма широко. В частности, здесь разработана особая концепция «имиджа» (специфический образ воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются только определенные стороны объекта).Имидж сгущает нужные рекламодателю краски образа и, тем самым, выполняет функцию механизма внушения. Кроме того, грамотно построенный имидж адресуется к эмоциональной стороне восприятия, что облегчает внушение.
— внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние. Например, духу религии начинают подражать раньше, чем обрядам;
Психология массовых психических явлений
Среди стихийных социально-психологических процессов выделяют заражение, подражание и массовое внушение.
Заражение – передача на психофизиологическом уровне эмоционального состояния от одного индивида к другому; при обратной связи заражение возрастает и приобретает вид циркулярной реакции.
Феномен заражения был известен на самых разных этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники.
Подражание – организация индивидом своего поведения в результате следования какому-либо примеру, образцу; в условиях толпы подражание чаще всего является неосознанным и потому тесно связано с заражением.
Его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, а воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Примеры подражания: дворянство – королевскому двору, провинция – центру, подражание одного класса общества другому и т.д.).
Массовое внушение – вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие группой людей сообщаемой информации; источником внушения могут быть отдельный индивид, группа, СМИ.
Одним из популярных методов массового внушения сейчас является реклама. Здесь разработана особая концепция «имиджа». Имидж – это специфический образ воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта. Поэтому достигается иллюзорное отображение объекта или явления. Между имиджем и реальным образом есть расхождения в достоверности, т.к. имидж сгущает краски образа и выполняет функцию механизма внушения.
Толпа –формируется непреднамеренно, в силу стечения обстоятельств, и поэтому сложноуправляема.
Толпа – бесструктурное и неосознанное скопление людей по поводу конкретного события (происшествия), обусловленное сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. (агрессивная толпа, паническая толпа, повстанческая толпа (направлена против властей), стяжательная толпа (стремиться получить выгоду перед другими).
Факторы образования стихийных групп (и толпы в том числе):
2. Событие (повод), объединивший людей.
3. Совместные действия, связанные с поводом.
Виды толпы в зависимости от поведения
Агрессивная толпа – образуют люди объединенные слепой ненавистью некоторому объекту.
Паническая толпа – возникает в ситуациях реальной или воображаемой опасности.
Стяжательная толпа – образуется в результате стремления массы людей получить выгоду перед другими.
Повстанческая толпа – образует группа людей, возмущенная действием властей.
2. Механизмы и типы поведения в толпе
Среди стихийных социально-психологических механизмов поведения в толпе выделяют заражение, подражание и массовое внушение.
Заражение – передача на психофизиологическом уровне эмоционального состояния от одного индивида к другому; при обратной связи заражение возрастает и приобретает вид циркулярной реакции.
Феномен заражения был известен на самых разных этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники.
Подражание – организация индивидом своего поведения в результате следования какому-либо примеру, образцу; в условиях толпы подражание чаще всего является неосознанным и потому тесно связано с заражением.
Его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, а воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Примеры подражания: дворянство – королевскому двору, провинция – центру, подражание одного класса общества другому и т.д.).
Массовое внушение – вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие группой людей сообщаемой информации; источником внушения могут быть отдельный индивид, группа, СМИ.
Одним из популярных методов массового внушения сейчас является реклама. Здесь разработана особая концепция «имиджа». Имидж – это специфический образ воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта. Поэтому достигается иллюзорное отображение объекта или явления. Между имиджем и реальным образом есть расхождения в достоверности, т.к. имидж сгущает краски образа и выполняет функцию механизма внушения.
Различие между внушением и заражением, подражанием (см выше):
От заражения внушение отличается тем, что 1) при заражении вся толпа поддается общему эмоциональному состоянию, при внушении та часть толпы которая внушает (или человек – суггестор) не поддается этому общему эмоциональному состоянию, в отличие от всей толпы. Процесс внушения односторонний процесс. Один человек действует на другого или группу(обратной связи, как правило нет). Внушение имеет как правило вербальный характер, а заражение необязательно. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации.
3.Влияние толпы на личность.
Влияние толпы на личность зависит от уровня развития личности, от ее интересов, установок, ценностей и т.д. Если толпа затрагивает проблемы личности, то личность становиться членом толпы и участником ее стихийного поведения. Т.е. ему свойственны такие механизмы поведения в толпе как заражение, подражание и внушение. Если же индивид не разделяет мнение толпы по каким-то своим личностным качествам или убеждениям он не принимает мнение толпы: либо уходит от участия в ней (хотя это не всегда возможно – толпа неуправляема, если она агрессивно настроена, она может угрожать жизни индивиду), либо противостоит ей и может оказать существенное влияние на толпу (если это не агрессивная толпа). Если толпа примет его убеждения он может стать лидером.
Подражание. Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения
Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Один из самых простых способов воздействия (влияния): не нужно убеждать, строить сложную систему аргументации, достаточно самому быть примером (образцом для подражания: «С кем поведешься – от того и наберешься»).
Специфика: активен объект влияния; субъект может быть как активной (требовать подражания; учить), так и пассивной стороной (не догадывается, что ему подражают).
Внушение
Внушение – это целенаправленное, неаргументированное речевое воздействие одного человека на другого (или группу), сопровождающееся некритическим восприятием информации.
При внушении осуществляется процесс передачи информации, но человек, принимающий информацию, не подвергает ее критической оценке, не сомневается в ее достоверности, слепо доверяя тому, что говорится.
Внушение – словесное заражение (Всякий говорящий внушает!). Психологический механизм внушения – неограниченное ничем доверие.
Факторы, влияющие на эффективность внушающего воздействия
1. Авторитет субъекта воздействия (коммуникатора).
Авторитет – основа доверия к источнику информации. Эффект доверия проявляется как по отношению к личности коммуникатора, так и по отношению к той группе, которую он представляет.
Авторитет выполняет функцию “косвенной аргументации”, компенсирует отсутствие прямой аргументации. Чем определяется авторитет?
Механизм: доверие к коммуникатору переносится на саму информацию.
2. Особенности личности реципиента (объекта воздействия).
Внушаемость – нормальное свойство человеческой психики, однако степень внушаемости индивидуальна, не нее влияет:
Тревожность, низкая самооценка, высокое образное мышление, конформность, несамостоятельность, состояние утомляемости и т.п.==> высокая внушаемость.
3. Содержание внушаемой информации.
Информация не должна противоречить ценностям, установкам, интересам, потребностям объекта внушения (Информация должна “лить воду на мельницу потребностей” ==> Верят тому, во что хочется верить. Пример: «МММ – нет проблем!»).
Для того чтобы внушить достаточно, чтобы нам доверяли, чтобы убедить – просто доверия недостаточно.
Подражание и принуждение, как формы воздействия
Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности.
Выделяют следующие виды подражания:
Виды принуждения:В качестве исключающего ответственность обстоятельства может рассматриваться физическое или психическое принуждение, которое применяется к лицу непосредственно в момент совершения им преступного деяния или незадолго до него (так что ещё сохраняется опасность повторного насильственного воздействия в случае отказа от совершения требуемых действий). В реальности физическое и психическое принуждение редко осуществляются отдельно друг от друга: как правило, любое физическое принуждение содержит элементы психического воздействия, а психическое принуждение сопровождается применением физического насилия
Психическое принуждение представляет собой информационное воздействие на сознание человека, которое, как правило, представляет собой угрозу применения физического насилия к самому принуждаемому лицу или его близким.
Спорным является вопрос о возможности признания психическим принуждением иных способов информационного воздействия на сознание, в частности, гипноза. Наиболее общим является мнение о том, что уголовно-правовое значение такое воздействие может иметь только в случае, если им полностью подавляются сознание лица или его воля.
Степень принуждения.Физическое принуждение может признаваться преодолимым или непреодолимым. В отношении психического принуждения, как правило, считается, что оно может быть только преодолимым. Непреодолимый характер принуждения означает, что воля лица была полностью подавлена, что лицо, причиняя общественно опасные последствия, не имело другого выбора, кроме как совершение общественно опасного деяния. В соответствии с принципом субъективного вменения такое причинение вреда должно быть признано невиновным, ответственность за него наступать не может. Исполнителем преступления при этом является принуждающий, имеет место так называемое посредственное причинение.Если возможность выбора непреступного варианта поведения у принуждаемого сохранялась, имеет место ситуация, схожая с крайней необходимостью: для предотвращения вреда своим охраняемым законом интересам принуждаемый причиняет вред интересам третьего лица. Вред, причинённый в таких ситуациях, оценивается как причинённый в состоянии крайней необходимости: то есть, для признания его причинения правомерным он должен быть меньше предотвращённого вреда и причинение вреда должно являться именно крайним выходом из сложившейся ситуации.
35. Технические и наглядные средства воздействия.
Psyage.ru
Согласно психологической трактовки, подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с явлением заражения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения[9].
Выделяются подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Сформулированы следующие законы массового подражания:
— внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние. Например, духу религии начинают подражать раньше, чем обрядам;
В истории социальной психологии подражанию уделено большое место. Как уже отмечалось, разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит так называемая теория подражания. В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания. Оно непроизвольно, и может быть рассмотрено как «род гипнотизма», когда осуществляется «воспроизведение одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого мозга» (Тард, 1892).
Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясняются противоречиями между возможными направлениями подражания. Поэтому природа этих конфликтов подобна природе конфликтов в индивидуальном сознании, когда человек просто испытывает колебания, выбирая новый образец поведения. Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Анализ этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания, среди которых, например, имеются следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королевскому двору) и т.д.[11]
Легко видеть, что подобная концепция дает классический пример абсолютизации роли подражания в обществе, когда все общественные проблемы рассматриваются с точки зрения действия некоторого психологического механизма. По справедливому замечанию Э. Дюркгейма, при таком подходе смешиваются в кучу самые разнообразные общественные явления. Между тем подражание ребенка взрослому, например, развивается по совсем иным законам, чем взаимоотношение классов в обществе.
Однако, если отвлечься от абсолютизации идеи подражания, можно в анализе, предложенном Тар дом, выделить весьма полезные соображения: сегодня скорее не только они, а довольно солидная практика экспериментальных исследований позволяет установить действительные характеристики этого специфического средства психологического воздействия. Особое значение, конечно, подражание имеет в процессе развития ребенка. Именно в детской психологии поэтому проводится основная масса экспериментальных исследований подражания[12]. Однако, коль скоро феномен включен в ткань общения, исследования эти имеют определенный социально-психологический интерес. Так, исследования механизма подражания стали предметом специальной теории подражания, разработанной в рамках необихевиористской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Опираясь на понятие «подкрепление», А. Бандура описывает три способа следования подкрепленному поведению «модели», т.е. образца для подражания: