восстановление кассовых расходов в бюджетном учреждении проводки 2020 и забалансовый счет
Как бюджетной организации отразить в учете восстановление в бюджет косвенных расходов
Бюджетными организациями расходы по основной (бюджетной) и внебюджетной деятельности учитываются раздельно и финансируются за счет средств бюджета и внебюджетных средств соответственно. В том случае, если на внебюджетную деятельность расходуются средства бюджета, они подлежат восстановлению в бюджет (п. 10, 16, 18 Положения о внебюджетных средствах N 641, вопрос 4 письма Минфина, Минздрава N 6-1-22/2482/10-31/586).
Восстановление средств производится путем уменьшения кассовых расходов бюджета по соответствующим статьям, подстатьям, элементам расходов бюджетной классификации. Для этого внебюджетные средства, предназначенные для восстановления расходов бюджета, зачисляются на счета казначейства. Они отражаются по лицевому счету организации и в дальнейшем используются ею для оплаты соответствующих расходов по бюджету (п. 16 Положения о внебюджетных средствах N 641, ч. 3 подп. 40.1 Инструкции об исполнении бюджетов N 63).
На заметку
В определенных случаях законодательством предусматривается освобождение от восстановления расходов бюджета, приходящихся на внебюджетную деятельность (п. 4, 8 и 9 Положения о внебюджетных средствах при оказании платных медуслуг N 982).
В бухучете расходы бюджетных организаций, предназначенные к распределению по источникам финансирования (косвенные расходы), отражаются по дебету субсчета 210 «Расходы к распределению» (ч. 1 п. 10 Инструкции по учету расходов N 157).
При этом восстановление в бюджет на счета казначейства части косвенных расходов, приходящихся на внебюджетную деятельность, отражаются в бухучете следующим образом (ч. 2 и 5 п. 10 Инструкции по учету расходов N 157, ч. 1 п. 18 Положения о внебюджетных средствах N 641):
Корреспонденция счетов по учету восстановления в бюджет косвенных расходов
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Оплачены со счета казначейства расходы организации, предназначенные к распределению по источникам финансирования | 178 и др. | 100 |
Одновременно отражается факт получения бюджетного финансирования на оплату расходов | 100 | 140 (230) |
Отражены расходы, предназначенные к распределению по источникам финансирования | 210 | 178 и др. |
Отнесена на расходы по бюджету распределенная на данный источник финансирования сумма | 200 | 210 |
Отнесена на расходы по внебюджетной деятельности соответствующая сумма расходов | 211 (080, 082) | 210 |
Зачислена с текущего внебюджетного счета на текущий бюджетный счет сумма, подлежащая восстановлению в бюджет | 100 | 111 |
Восстановлены кассовые расходы путем перечисления денежных средств с текущего бюджетного счета на счет казначейства | 140 (230) | 100 |
——————————— Зачисленные на текущий бюджетный счет денежные средства подлежат перечислению на счет казначейства в течение трех рабочих дней и в последний рабочий день месяца. При этом в заявке в поле «Назначение платежа» указывается учетный номер казначейства (УНК), вид операции, а также коды бюджетной классификации расходов бюджета, по которым восстанавливаются кассовые расходы (ч. 1 подп. 40.1 Инструкции об исполнении бюджетов N 63). Денежные средства, поступившие на восстановление кассовых расходов, казначейство отражает по лицевому счету бюджетной организации по тем же кодам бюджетной классификации расходов бюджета, по которым произведены кассовые расходы, не позднее пяти рабочих дней со дня поступления указанных сумм и в последний рабочий день месяца (ч. 1 подп. 43 Инструкции об исполнении бюджетов N 63) |
Иногда для оказания платных услуг бюджетной организацией могут использоваться приобретенные за счет бюджетных средств материальные запасы. В этом случае расходы бюджета также подлежат восстановлению.
В бухучете данные операции отражаются следующими записями:
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Оплачена стоимость материальных запасов со счета казначейства | 178 и др. | 100 |
Одновременно отражается получение бюджетного финансирования на оплату расходов по приобретению | 100 | 140 (230) |
Оприходованы материальные запасы | 06 и др. | 178 и др. |
Отнесена на расходы по бюджету стоимость материальных запасов, израсходованных на основную деятельность | 200 | 06 и др. |
Отнесена на расходы по внебюджетной деятельности стоимость материальных запасов, использованных на внебюджетную деятельность | 211 (080, 082) | 06 и др. |
Зачислена с текущего внебюджетного счета на текущий бюджетный счет сумма средств, подлежащая восстановлению в бюджет | 100 | 111 |
Восстановлены кассовые расходы путем перечисления денежных средств с текущего бюджетного счета на счет казначейства | 140 (230) | 100 |
В ситуации, когда расходы на внебюджетную деятельность были отнесены на расходы по бюджету в дебет субсчета 200, рекомендуем следующие проводки по восстановлению средств в бюджет:
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Отражаются методом «красное сторно» расходы по бюджету, приходящиеся на внебюджетную деятельность и подлежащие восстановлению в бюджет | 200 | 178 и др. |
Отнесена на расходы по внебюджетной деятельности сумма расходов, предназначенная к восстановлению в бюджет | 211 (080, 082) | 178 и др. |
Зачислена с текущего внебюджетного счета на текущий бюджетный счет сумма средств, подлежащая восстановлению в бюджет | 100 | 111 |
Восстановлены кассовые расходы путем перечисления денежных средств с текущего бюджетного счета на счет казначейства | 140 (230) | 100 |
——————————— Конкретный порядок бухучета операций по восстановлению расходов бюджета в законодательстве не прописан. Некоторыми специалистами бюджетного учета предлагается иной вариант бухгалтерских записей в данном случае (см. статью «Расходы от предпринимательской деятельности бюджетной организации: восстановление на счета казначейства», автор — О.Г.Козарез) |
Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Восстановление кассовых расходов в бюджетном учреждении проводки 2020 и забалансовый счет
Минфин России разъяснил, каким образом в учете бюджетного (автономного) учреждения, а также в отчете (ф. 0503737) отразить возмещение за счет целевой субсидии расходов, ранее произведенных за счет КФО 2, 4 в связи с коронавирусной инфекцией. В письме приведены корреспонденции счетов по возмещению целевых расходов на закупку материальных запасов для профилактики заболевания COVID-19, на оплату труда отдельных категорий работников в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2020 № 597.
Порядок отражения операций в учете и отчете (ф. 0503737) зависит от того, когда учреждение принимало обязательства (денежные обязательства) по целевым расходам за счет средств по КФО 2, 4 – до или после решения (заключения соглашения) о предоставлении целевой субсидии на возмещение кассовых расходов.
Обязательства приняты до решения о выделении целевой субсидии
Если учреждение принимало обязательства по КФО 2, 4 до того, как была выделена целевая субсидия, изначально операции отражались в общеустановленном порядке за счет соответствующего источника.
После заключения соглашения о предоставлении целевой субсидии и согласования учредителем возмещения целевых расходов, необходимо сделать корректирующие бухгалтерские записи по КФО 2, 4 методом «красное сторно» в части возмещаемых расходов. Сторнируются все операции (кроме кассовых расходов), в т.ч. принятие обязательств на счетах санкционирования. При этом поступление материалов, начисление заработной платы и страховых взносов по КФО 2, 4 корректируется в корреспонденции со счетом 304 06, а не счетами 302 ХХ, 303 ХХ, как в первоначальных проводках:
Дебет КРБ Х 105 ХХ 34Х Кредит КРБ Х 304 06 732 – скорректировано методом «красное сторно» поступление материалов по КФО 2, 4;
Дебет КРБ Х 109 ХХ 2ХХ Кредит КРБ Х 105 ХХ 44Х, Х 304 06 732 – скорректированы методом «красное сторно» списание материалов, начисление заработной платы и страховых взносов по КФО 2, 4.
Одновременно делаются записи по КФО 5:
Дебет КРБ 5 105 ХХ 34Х Кредит КРБ 5 304 06 732 – приняты к учету материалы;
Дебет КРБ 5 401 20 272 Кредит КРБ 5 105 ХХ 44Х – списана на расходы стоимость материалов;
Дебет КРБ Х 401 20 2ХХ Кредит КРБ Х 304 06 732 – начислена заработная плата и страховые взносы.
Также по КФО 5 отражаются обязательства на счетах санкционирования в общеустановленном порядке.
Перечисление целевой субсидии с лицевого счета 21 (КФО 5) на лицевой счет 20 (КФО 2, 4) на восстановление кассовых расходов отражается записями:
КРБ 5 304 06 832 Кредит КИФ 5 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (по соответствующим КВР и КОСГУ) – перечислена субсидия с лицевого счета 21;
Дебет КИФ 4 201 11 510, уменьшение забалансового счета 18 (по соответствующим КВР и КОСГУ) Кредит КРБ 4 304 06 732 – восстановлен кассовый расход на лицевом счете 20.
В отчете (ф. 0503737) эти операции по лицевым счетам отражаются так:
Обязательства приняты после принятия решения о выделении целевой субсидии
Если учреждение при наличии соглашения (решения) о предоставлении целевой субсидии оплачивало целевые расходы за счет КФО 2, 4 до момента поступления субсидии, фактические расходы, а также операции на счетах санкционирования должны сразу учитываться по КФО 5. Движение денежных средств между лицевым счетом 20 (КФО 2, 4) и лицевым счетом 21 (КФО 5) отражается как внутреннее заимствование:
Дебет КИФ (510) Х 304 06 832, увеличение забалансового счета 17 (АнГр 510, КОСГУ 510) Кредит КИФ Х 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (АнГр 610, КОСГУ 610) – перечислены средства, привлеченные по КФО 2, 4, на исполнение обязательства, принятого по КФО 5.
В отчете (ф. 0503737) операция отражается так:
Далее показывается некассовая операция по исполнению задолженности по обязательствам за счет привлеченных средств:
Дебет КРБ 5 302 ХХ 83Х Кредит КИФ (610) 5 304 06 732, увеличение забалансового счета 18 (по соответствующим КВР, КОСГУ) – зачтена задолженность по КФО 5 за счет другого источника финансового обеспечения.
Поскольку зачет сделан без движения денежных средств, операция отражается в отчете (ф. 0503737) как некассовая в гр. 8 по стр. 831 (плюс) и стр. 200 (КВР ХХХ) (плюс).
После принятия решения о возмещении средств, привлеченных по КФО 2, 4, за счет целевой субсидии в учете отражается еще одна некассовая операция:
КИФ (610) 5 304 06 832, уменьшение забалансового счета (по соответствующим КВР, КОСГУ) Кредит КРБ 5 304 06 732 – отражен перевод внутреннего заимствования в категорию расходных операций.
В отчете (ф. 0503737) операция отражается как некассовая в гр. 8 по стр. 832 (минус), стр. 200 (КВР ХХХ) (минус).
Перечисление целевой субсидии с лицевого счета 21 (КФО 5) на возмещение кассовых расходов по КФО 2, 4 (лицевой счет 20) отражается записями:
Дебет КРБ 5 304 06 832 Кредит КИФ 5 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (по соответствующим КВР и КОСГУ) – перечислена целевая субсидия на восстановление кассового расхода по КФО 2, 4;
Дебет КИФ Х 201 11 510, увеличение забалансового счета 17 (АнГр 510, КОСГУ 510) Кредит КИФ (610) Х 304 06 732, увеличение забалансового счета 18 (АнГр 610, КОСГУ 610) – поступили денежные средства на лицевой счет 20.
В отчете (ф. 0503737) эти операции по лицевым счетам отражаются так:
Обратите внимание на разницу отражения в отчете (ф. 0503737) операций в зависимости от их квалификации. В первом варианте операция сразу рассматривается как возмещение кассового расхода, поэтому заполняются разд. 2, 3 отчета (ф. 0503737). Во втором варианте операция сначала отражается как внутреннее заимствование между источниками финансового обеспечения. Поэтому в отчете (ф. 0503737) заполняется только разд. 3. Однако позднее, когда достигнуто соглашение о предоставлении целевой субсидии, операция по КФО 5 переквалифицируется в возмещение расходов. Соответственно, в отчете (ф. 0503737) по КФО 5 заполняются разд. 2, 3. Также во втором варианте присутствуют некассовые операции по зачету задолженности.
Корреспонденциями счетов, приведенными в письме Минфина России, можно руководствоваться в других случаях заимствований между источниками, не только в целях возмещения кассовых расходов на мероприятия, связанные с COVID-19.
Восстановление кассовых расходов в бюджетном учреждении проводки 2020 и забалансовый счет
17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.
9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.
Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.
Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
В общие правила организации бюджетного учета внесены следующие изменения (п. 2 Инструкции № 162н):
В разрядах 1 – 17 номеров счетов, в которых Инструкцией № 162н предусмотрены нули, могут быть указаны коды бюджетной классификации в порядке, установленном учетной политикой.
Пункт 48 Инструкции № 162н дополнен абзацем, который определяет документальное оформление кассовых операций между учреждением и его подразделением, по месту нахождения которого оборудуется рабочее место (рабочие места). Выдача из кассы юридического лица подразделению (прием в кассу учреждения от подразделения) наличных денег (в т. ч. для размена) оформляется расходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и приходными кассовыми ордерами (ф. 0310002).
Уточнения корреспонденций по поступлению, внутреннему перемещению, движению и выбытию основных средств (пп. 7, 10 Инструкции № 162н) представлены в таблице:
Приняты к бюджетному учету вновь выстроенные здания, сооружения, увеличена их стоимость в результате достройки, реконструкции, создания резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации
Включено новое основание увеличения стоимости – создание резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.
Создание этого вида резерва установлено с 01.01.2020 федеральным стандартом «Резервы», утв. приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н (далее – СГС «Резервы»)
Отражено внутреннее перемещение основных средств при передаче в концессию без прекращения права оперативного управления. Одновременно на счете 38 отражена информация о сумме инвестиций, предусмотренной концессионным соглашением
Ранее передача объектов в концессию была зафиксирована в общей массе проводок по внутреннему перемещению. Также добавлено применение забалансового счета 38
Оприходованы неучтенные объекты, выявленные при инвентаризации
Уточнен номер счета по кредиту. Ранее был указан счет 0 401 10 190 «Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления»
Восстановлено на балансе основное средство на основании решения уполномоченного органа о дальнейшем использовании имущества, признанного ранее не соответствующим критериям актива, или о его безвозмездной передаче (кроме решения о продаже таких объектов):
Ранее отражение этой операции в учете не было урегулировано Инструкцией № 162н. Кроме того, уточнено, по какой стоимости и с какой амортизацией объекты нужно восстановить на балансе
Уменьшена сумма по забалансовому счету 02
Восстановлен объект основных средств на балансе с забалансового счета 21 на основании решения уполномоченного органа власти о безвозмездной передаче. Одновременно уменьшена сумма на забалансовом счете 21
Вопрос об отражении в учете передачи основных средств, которые числятся на счете 21, долгое время был дискуссионным. Кто-то восстанавливал объекты на счет 101 00, кто-то передавал напрямую со счета 21. Теперь проводка закреплена в Инструкции № 162н
Отражено выбытие с балансового учета объекта основных средств в случае выявления комиссией по поступлению и выбытию активов несоответствия условиям признания актива (непригодности объекта для дальнейшей эксплуатации, в т. ч. по причине физического, морального износа).
Одновременно отражено на забалансовом счете 02 выбывшее имущество. При принятии уполномоченным органом решения о списании имущества, выбывшего с баланса, сумма на счете 02 уменьшается при условии утилизации объекта
Обновлено описание корреспонденции счетов. Основные средства списываются с баланса на счет 02 на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов. Ранее это не было четко закреплено. Списать основные средства на счет 02 можно было после согласования списания. Теперь стало понятно, что такого согласования ждать не следует
Переданы работникам в личное пользование основные средства стоимостью свыше 10 000 руб. Одновременно увеличена сумма на забалансовом счете 27
Новая корреспонденция счетов
Уменьшен ранее начисленный резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации в случае изменения условий использования недвижимости, в результате чего у учреждения больше не возникает обязанность осуществлять расходы на демонтаж и (или) вывод объекта из эксплуатации, восстановление земельного участка:
Инструкция № 162н дополнена новыми корреспонденциями счетов в связи с вступлением в силу с 01.01.2020 СГС «Резервы»
Отражен финансовый результат от оценки основных средств до справедливой стоимости:
Новые корреспонденции счетов.
Основные средства переоцениваются до справедливой стоимости при их передаче, продаже организациям, не относящимся к бюджетной сфере, физлицам (п. 29 федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, далее – СГС «Основные средства»).
Пунктом 41 СГС «Основные средства» предусмотрен порядок пересчета амортизации при такой переоценке. Есть два варианта. Для амортизации в Инструкции № 162н не предусмотрены проводки по переоценке. Получается, что первый вариант из п. 41 СГС «Основные средства» в проводках Инструкции № 162н не реализован. Он предполагает умножение амортизации и балансовой стоимости на коэффициент в целях переоценки. Пока Инструкцией № 162н урегулирован, хотя и не полностью, второй вариант переоценки. Он предполагает следующие этапы:
1. уменьшение балансовой стоимости основного средства на сумму начисленной амортизации: Дт 1 104 ХХ 411 Кт 1 101 ХХ 410. Такой проводки для переоценки в Инструкции № 162н нет;
2. отражение финансового результата от оценки основного средства.
Для нематериальных активов установлена корреспонденция счетов по дооценке стоимости до справедливой при реализации (п. 13 Инструкции № 162н):
Дебет КРБ 1 102 ХХ 320 Кредит КДБ 1 401 10 176 – увеличена стоимость;
Дебет КДБ 1 401 10 176 Кредит КРБ 1 102 ХХ 420 – уменьшена стоимость.
Необходимость дооценки стоимости активов при отчуждении организациям, которые не относятся к бюджетной сфере, установлена в п. 52 федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Для НМА дополнительно это установлено в п. 24 федерального стандарта «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (далее – СГФ «Нематериальные активы»). Он будет применяться с 01.01.2021.
Уточнения проводок по непроизведенным активам (пп. 16, 17 Инструкции № 162н) представлены в таблице:
Изменена кадастровая стоимость земельных участков:
Ранее изменение кадастровой стоимости земельных участков следовало отражать по кредиту счета 1 401 10 199 «Прочие неденежные доходы от безвозмездных поступлений». Уменьшение кадастровой стоимости отражалось той же записью со знаком «минус»
Приняты к учету земельные участки, образовавшиеся в результате раздела земельного участка:
Новые корреспонденции счетов. Ранее бухгалтерские записи для раздела земельного участка не были приведены
Отражен финансовый результат от оценки непроизведенных активов до справедливой стоимости при их реализации:
Новые корреспонденции счетов. Аналогичные правки внесены и по другим видам нефинансовых активов
Отражено выбытие земельного участка, который ранее был вовлечен уполномоченным органом власти в хозяйственный оборот, в связи с принятием его в состав имущества казны по факту регистрации права собственности:
Новые корреспонденции счетов. Ранее постановку в казну земельного участка со счета 103 13 следовало согласовать
с финансовым органом
Много изменений внесено в порядок учета материальных запасов (пп. 23, 26 – 28 Инструкции № 162н):
Оприходованы материальные запасы, образовавшиеся в результате принятия уполномоченным органом власти решения
о реализации имущества, которое на момент такого решения не является активом. Одновременно уменьшена сумма на забалансовом счете 02
Изменено описание проводки. Из описания, которое приводилось ранее, было не вполне ясно, о каком именно имуществе идет речь. Теперь можно сделать вывод, что речь идет о любых нефинансовых активах, ранее признанных не соответствующими понятию актива, если уполномоченный орган власти принял решение об их реализации. Если решено реализовать основное средство, которое не соответствовало понятию актива, оно восстанавливается на балансе на счет 105 36
Отражен возврат на баланс материальных запасов, ранее списанных на забалансовые счета 02, 03, 07. Одновременно уменьшена сумма по соответствующим забалансовым счетам
Новая корреспонденция счетов. В новой редакции Инструкции № 162н приведена неоднозначная формулировка в описании этой проводки. Отражена ситуация только восстановления на балансе объектов, ранее признанных не соответствующими понятию «актив», по которым принято решение о безвозмездной передаче. В то же время приведено уменьшение показателей не только счета 02, но и счетов 03, 07. Из этого можно сделать вывод и о других ситуациях восстановления объектов с забалансового учета на счет 105 00
Отражено внутреннее перемещение материальных запасов
Новая корреспонденция счетов. Ранее в Инструкции № 162н не было проводки по внутреннему перемещению запасов
Отражена реклассификация материальных запасов в иную группу
Новая корреспонденция счетов. Ранее вопрос об отражении в учете реклассификации материальных запасов был дискуссионным. Кто-то оформлял операцию с применением счета 1 401 10 172, кто-то – прямой записью. В Инструкции № 162н установлен второй вариант
Списаны материальные запасы сверх норм естественной убыли
Новая корреспонденция счетов
Возвращены материальные запасы из личного пользования работников (сотрудников). Одновременно уменьшена сумма на счете 27
Новая корреспонденция счетов. Эту запись следует применять в случае, когда материальные запасы можно использовать в деятельности учреждения
Уменьшена на конец отчетного периода стоимость готовой продукции за счет резерва под снижение стоимости материальных запасов при их реализации по цене ниже нормативно-плановой стоимости
Новая корреспонденция счетов. Создание резерва под снижение стоимости материальных запасов установлено п. 32 федерального стандарта «Запасы», утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н
Уменьшена на конец отчетного периода стоимость товаров за счет резерва под снижение стоимости материальных запасов при их реализации по цене ниже нормативно-плановой стоимости
Списаны израсходованные материальные запасы
Ранее допускалось применять только счета 1 401 20 272, 1 106 34 340
Изменения в части учета вложений в нефинансовые активы (пп. 31, 34 Инструкции № 162н) представлены в таблице:
Учтены вложения в объекты концессии в объеме фактических затрат концессионера по их строительству (созданию), достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию. Одновременно уменьшена сумма на счете 38 на использованный объем инвестиций
Новая корреспонденция счетов. Ранее операции по концессионным соглашениям в Инструкции № 162н практически не были урегулированы
Отражена разукомплектация вложений в недвижимое имущество при строительстве «под ключ», при котором в стоимость строительства включено движимое имущество
Новая корреспонденция счетов. Ранее не было урегулировано, как отражать в учете строительство «под ключ». Особенность этой операции заключается в том, что в стоимость строительства включается не только само здание, но и иные объекты, которые в стоимость здания включить нельзя (к примеру, мебель, объекты благоустройства и т. п.)
Создан резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации
Инструкция № 162н дополнена новой корреспонденцией счетов в связи с вступлением в силу с 01.01.2020 СГС «Резервы»
Признаны расходами текущего финансового года капитальные вложения в объекты основных средств, НМА, которые не были созданы (не признаны активами), в т. ч. в сумме расходов по разработке ПСД, строительно-монтажным работам, в сумме иных расходов, не приведших к возведению (созданию) объекта основных средств, НМА (объекта незавершенного строительства), при наличии решения о прекращении инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись инвестиции
Уточнено описание проводки.
1. Ранее такой записью списывались только вложения со счета 106 11. Теперь можно списать и вложениям в НМА. Вероятно, речь о ПСД, учтенной в составе НМА.
2. Уточнен порядок списания. Ранее необходимо было решение уполномоченного органа, теперь – решение о прекращение инвестиционного проекта
Основные изменения в части операций учета имущества казны (пп. 38, 39 Инструкции № 162н) представлены в таблице:
Прекращено в соответствии с законодательством право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (изъятие в казну). Одновременно уменьшена сумма на забалансовом счете 26 о земельном участке, переданном в постоянное (бессрочное) пользование
Уточнен счет кредита. Ранее был указан группировочный счет 1 401 10 190
Изменена кадастровая стоимость земельных участков в составе казны:
Ранее увеличение кадастровой стоимости земельных участков в составе казны следовало отражать по кредиту счета 1 401 10 199 «Доходы от прочих неденежных безвозмездных поступлений». Уменьшение кадастровой стоимости отражалось той же записью со знаком «минус»
Отражено внутреннее перемещение объектов имущества казны при передаче в концессию. Одновременно на счете 38 отражена информация о сумме инвестиций, предусмотренной концессионным соглашением
Новая корреспонденция счетов. Ранее в Инструкции № 162н не был закреплен порядок передачи имущества казны в концессию
Списаны объекты имущества казны, пришедшие в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, опасного явления, катастрофы
Новая корреспонденция счетов
Отражен финансовый результат от оценки имущества казны до справедливой стоимости:
Новые бухгалтерские записи. Как и в случае с другими активами, при отчуждении имущества казны в пользу организаций, которые не относятся к бюджетной сфере, требуется дооценка до справедливой стоимости
Изменена стоимость ценностей Госфонда России, Госфонда субъекта РФ в результате переоценки их первоначальной (балансовой) стоимости:
Проводка изменена. Ранее переоценка таких ценностей отражалась с применением счета 1 401 10 171 «Доходы от переоценки активов и обязательств». Аналогично поменялась проводка переоценки таких ценностей, если их стоимость выражена в иностранной валюте
В Инструкцию № 162н добавлены корреспонденции для отражения расчетов по долгосрочным договорам строительного подряда (пп. 41, 78, 124 Инструкции № 162н):
Отражено формирование себестоимости при выполнении работ по долгосрочным договорам строительного подряда при включении расходов, понесенных в отчетном периоде, в сводный сметный расчет
Отражены расходы подрядчика сверх сводного сметного расчета в связи с выполненным в отчетном периоде объемом работ.
Одновременно увеличена сумма аналитического счета забалансового счета 45 в размере расходов сверх сводного сметного расчета
Отражены сформированные суммы фактической себестоимости в пределах сводного сметного расчета по завершении работ по договорам строительного подряда.
Одновременно увеличена сумма аналитического счета забалансового счета 45 в размере сформированной себестоимости выполненных работ по договору строительного подряда
Начислены доходы к предъявлению по долгосрочным договорам строительного подряда (в сумме, рассчитанной за отчетный период по выполненным этапам работ).
Одновременно увеличена сумма аналитического счета забалансового счета 45 в объеме выполненных работ по договору строительного подряда
Отнесена на расчеты по доходам от реализации сумма, признанная к предъявлению по мере завершения этапов работ (работ) по договору строительного подряда
Отражена разница между суммой ранее начисленных доходов к предъявлению и суммой дохода текущего года по уже завершенным этапам работ:
Отражены предстоящие расходы учреждения, предусмотренные сводным сметным расчетом, понесенные в отчетном периоде в связи с предстоящими работами
При досрочном расторжении договора аренды (имущественного найма), безвозмездного пользования исключены операции методом «красное сторно» (пп. 41.1, 78, 94.1 Инструкции № 162н). В федеральном стандарте «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, аналогичные изменения действуют с 28.03.2020:
Списана остаточная стоимость права пользования
Уменьшены доходы при досрочном прекращении договоров аренды (имущественного найма), в соответствии с которыми переданы:
Отражен ссудодателем остаток по договору операционной аренды:
Отражен ссудодателем остаток по договору неоперационной (финансовой) аренды:
Инструкция № 162н дополнена в части операций по счету 114 00 «Обесценение нефинансовых активов». Уточнено, что показатели на счетах аналитического учета этого счета формируются с применением счета 1 401 20 274 «Убытки от обесценения активов». Причем начисление убытка от обесценения, резерва под снижение стоимости материальных запасов отражается с указанием счета 1 401 20 274 по дебету. Если убыток от обесценения, резерв под снижение стоимости материальных запасов уменьшается, счет 1 401 20 274 указывается по кредиту.
Внесены изменения в операции по счету 0 204 30 000 «Акции и иные формы участия в капитале» (п. 74 Инструкции № 162н):
Отражена переоценка финансовых вложений, стоимость которых выражена в иностранной валюте
Проводка изменена. Ранее переоценка финансовых вложений отражалась с применением счета 1 401 10 171 «Доходы от переоценки активов и обязательств»
Уменьшен показатель счета 204 33 в результате выбытия ОЦДИ бюджетного, автономного учреждения
Ранее такое уменьшение отражалось обратной записью с применением метода «красное сторно»
Уменьшены финансовые вложения в уставный фонд унитарного предприятия
Новая корреспонденция счетов
Внесены изменения в проводки по учету доходов на счете 205 00 (п. 78 Инструкции № 162н):
Начислен доход от возврата бюджетными (автономными) учреждениями неиспользованных остатков субсидии на выполнение задания в связи с его невыполнением
Проводки изменены (дополнены). Эти изменение готовилось еще в 2019 г. Такие записи приведены в системном письме Минфина России от 04.02.2020 № 02-06-07/6939
Начислен доход от возврата бюджетными (автономными) учреждениями неиспользованных остатков целевых субсидий (в т. ч. по подлежащим подтверждению потребности)
Подтверждена потребность в целевых субсидиях
Начислены доходы будущих периодов от предоставления права ограниченного пользования земельными участками (сервитут)
Ранее из анализа нормативных актов нельзя было сделать однозначный вывод, что доходы по соглашению об установлении сервитута отражаются на счете 401 40. Теперь это прямо закреплено в Инструкции № 162н
Отражено досрочное расторжение соглашения об установлении сервитута
Начислен возврат остатка неиспользованного МБТ, подлежащего предоставлению при подтверждении потребности
Дополнены корреспонденции счетов по учету межбюджетных трансфертов. Основная их часть доведена для применения в системном письме Минфина России от 15.01.2020 № 02-06-07/1666
Начислен возврат остатка неиспользованного МБТ в связи с возвратом получателю выплат прошлых отчетных периодов, источником финансового обеспечения которых были МБТ, а также сумм, подлежащих взысканию по результатам государственного (муниципального) контроля
Подтверждена потребность в использовании МБТ прошлых лет
Уменьшена дебиторская задолженность по доходам от МБТ без условий в связи с уменьшением в текущем году объемов МБТ
Дополнены проводки по учету межбюджетных трансфертов (пп. 78, 104 Инструкции № 162н). Основная их часть была доведена в системном письме Минфина России от 15.01.2020 № 02-06-07/1666:
Начислен возврат остатка неиспользованного МБТ, подлежащего предоставлению при подтверждении потребности
Начислен возврат остатка неиспользованного МБТ в связи с возвратом получателю выплат прошлых отчетных периодов, источником финансового обеспечения которых были МБТ, а также сумм, подлежащих взысканию по результатам государственного (муниципального) контроля
Подтверждена потребность в использовании МБТ прошлых лет
Уменьшена дебиторская задолженность по доходам от МБТ без условий в связи с уменьшением в текущем году объемов МБТ
Начислен администратором доходов возврат неиспользованных МБТ с условиями
Отражены администратором доходов расчеты по возврату неиспользованных МБТ, подлежащих предоставлению при подтверждении потребности
Отражены администратором доходов расчеты по возврату неиспользованных МБТ, восстановленных в связи с возвратом выплат прошлых отчетных периодов, источником финансового обеспечения которых были МБТ, а также сумм, подлежащих взысканию по результатам государственного (муниципального) контроля
Внесены изменения в порядок учета на счете 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)» (п. 82 Инструкции № 162н):
Отражена переоценка по предоставленным кредитам, займам (ссудам):
Проводка изменена. Ранее переоценка отражалась с применением счета 1 401 10 171 «Доходы от переоценки активов
Поступили долговые требования
по необменным операциям
Введен новый счет 207 44, а вместе с ним
Переоценка средств в иностранной валюте, выданных под отчет, теперь отражается на счете 1 401 10 176 без применения метода «красное сторно» (п. 84 Инструкции № 162н). Иные операции переоценки, которые ранее отражались с применением счета 1 401 10 172, теперь также отражаются на счете 1 401 10 176 без использования метода «красное сторно».
Для счета 209 34 уточнена возможность применения корреспонденций со счетом 0 401 40 134 (п. 86 Инструкции № 162н). Теперь точно можно сказать, что это ситуации, когда возможно уточнение долга по решению суда, а также когда виновные лица не установлены.
Проводки по счету учета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» дополнены новшествами согласно СГС «Резервы» (пп. 124.1, 124.2 Инструкции № 162н). Ряд из них был рассмотрен выше.
Уточнены проводки на счете 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» в случае снижения цены контракта (п. 141.1 Инструкции № 162н). Отражается корреспонденция по кредиту счета 502 07 и дебету счета 501 03, а также по дебету счета 502 07 и кредиту счета 502 01 методом «красное сторно».
В настоящее время нет разъяснений Минфина России о порядке перехода к изменениям, которые должны применяться при ведении учета и составлении отчетности на 1 января 2021 г. Полагаем, в таком случае можно руководствоваться указаниями, которые Минфин России давал ранее в схожих ситуациях (письма от 13.07.2018 № 02-06-07/49174, от 19.12.2014 № 02-07-07/66918).
Изменение требований, установленных законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, является основанием для изменения учетной политики (пп. «а» п. 12 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н).
Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, сформированные учреждением с 1 января 2020 г. до даты перехода на применение Приказа № 246н, не подлежат переоформлению и (или) исправлению в связи с изменением методологии бюджетного учета. Иное будет противоречить ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 21 СГС «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.
Датой вступления в силу изменений вновь вводимые обороты принимаются к бюджетному учету дополнительными бухгалтерскими операциями по соответствующим счетам актуализированного рабочего плана счетов. Обороты, требующие корректировки (в связи с изменением порядка отражения объектов бухгалтерского учета) отражаются методом «красное сторно». Бухгалтерские записи по актуализации оборотов счетов оформляются бухгалтерской справкой (ф. 0504833).
Изменения с 1 января 2021 года
Таких изменений меньше, ведь изменения 2020 года готовились давно, накапливались почти два года.
При завершении года остатки счетов расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности (205, 206, 302, 303, 304), содержащие в разрядах 24 – 26 подстатьи статей 560, 730 КОСГУ, нужно сформировать при переходе на 2021 г. с детализацией по 26 разряду (п. 2 Инструкции № 162н). Например, остаток кредиторской задолженности по услугам связи с ООО будет сформирован так: 1 302 21 004. При этом в Инструкции № 162н не приведены бухгалтерские записи по формированию остатков по счетам расчетов на начало года.
Инструкция № 162н дополнена бухгалтерскими записями по учету прав пользования нематериальными активами на счете 111 60 (пп. 19, 41.1, 41.3 Инструкции № 162н):