восстановление советско китайских отношений

Восстановление советско-китайских отношений в 1932 году

В 1931 году Москва оказывала поддержку китайским коммунистам. Соображения идеологического порядка задавали свой тон в китайской политике Москвы. Но советская политика в Китае вынуждена была учитывать и национальные интересы Советского Союза. Осознание опасности, исходящей из политики Японии, советским интересам в Сибири и на Дальнем Востоке сыграло свою роль. После японского вторжения в Маньчжурию в сентябре 1931 года советская сторона стала сильнее настаивать на восстановлении советско-китайских отношений.

Японское военное командование полагало, что овладение советским Приморьем и Камчаткой необходимо ввиду неизбежного начала японо-американской войны. На советском Дальнем Востоке японские военные намеревались создать плацдарм для нанесения удара по Аляске. Помимо этого, Токио стремился овладеть естественными богатствами советской территории и создать заслон советской коммунистической пропаганде в Китае и Японии.

Замнаркома иностранных дел Л.М. Карахан посетил полпреда Китая на советско-китайской конференции (работать начала с 11 октября 1930 года) Мо Дегуя и заявил, что конфликт в Маньчжурии требует возобновления отношений между СССР и Китаем, что позволит проводить общую политику против Японии. Китайский полпред отказался обсуждать этот вопрос по причине отсутствия указаний от своего правительства.

26 июня 1932 года глава китайской делегации на советско-китайской конференции Ян Хойцин вручил наркому иностранных дел М.М. Литвинову письмо, в котором предложил обсудить возможность заключения договора о ненападении между СССР и Китаем. 6 июля нарком ответил, что советское правительство готово рассмотреть этот вопрос, но предлагает начать переговоры с восстановления советско-китайских отношений. 12 декабря М.М. Литвинов и Ян Хойцин обменялись нотами о формальном восстановлении дипломатических отношений между Советским Союзом и Китаем. «Политика СССР диктует установление и сохранение нормальных отношений со всеми государствами и не рассматривает разрыв или отказ от отношений как подходящее средство для урегулирования международных вопросов», – говорилось наркомом в интервью газете «Известия» 13 декабря 1932 года.

Китайская общественность с радостью встретила восстановление советско-китайских отношений. 17 декабря в Шанхае Ассоциацией национального спасения был созван митинг, посвященный этому событию. Участники его направили советскому правительству и советскому народу обращение, где говорилось, что «для того, чтобы обеспечить мир в Восточной Азии и существование Китая и СССР, нужно сплотиться воедино и совместно бороться». С этой позиции оценивал важность восстановления дипломатических отношений и нарком иностранных дел: «Только при сохранении всеми государствами отношений между собой возможно будет серьезно говорить… о международном обеспечении соблюдения мирных пактов и соглашений и о создании авторитетных международных организаций».

Чан Кайши, помимо неприязни к идеям коммунизма, обострением отношений с Советским Союзом в конце 20-х годов стремился вызвать отказ капиталистических держав от неравноправных договоров с Китаем. Однако державы не стремились их пересматривать, а Китай между тем лишился некоторой поддержки со стороны Москвы. М.М. Литвинов в интервью от 12 декабря 1932 года отметил, что «вряд ли и в Китае может кто-либо сейчас думать, что печальные события, приведшие к разрыву отношений между СССР и Китаем, принесли последнему какую-либо пользу».

Чан Кайши рассчитывал, что восстановление советско-китайских отношений поможет Китаю получить советскую военно-экономическую помощь. Советский Союз, в отличие от капиталистических держав, имел общую границу с Китаем. Оказание поддержки Китаю было в интересах Москвы. Деятельность СССР в этом направлении явится главной причиной наступления нового подъема в советско-китайских отношениях.

Устанавливая контакты с Чан Кайши, советское правительство ускоренными темпами укрепляло обороноспособность советского Дальнего Востока. В 1931– 1932 годы там возводился новый город Комсомольск-на-Амуре и новый крупнейший в мире авиационный завод. По решению Политбюро ЦК ВКП (б) началось создание военно-морских сил Дальнего Востока (в 1935 году они будут переименованы в Тихоокеанский флот). Численность советских дальневосточных сухопутных войск к 1933 году была увеличена до 150 тысяч человек, что не уступало численности японской военной группировки в Маньчжурии и Корее.

Источник

восстановление советско китайских отношений. восстановление советско китайских отношений фото. картинка восстановление советско китайских отношений. смотреть фото восстановление советско китайских отношений. смотреть картинку восстановление советско китайских отношений.

СССР и Китайская Народная Республика впервые установили дипломатические отношения 2 октября 1949 года. Советский Союз стал первым иностранным государством, которое объявило о признании КНР.

14 февраля 1950 года в Москве был подписан советско-китайский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. В последующее десятилетие двустороннее взаимодействие было оформлено целым рядом важных соглашений, в том числе о содействии в строительстве и реконструкции в КНР 156 крупных промышленных предприятий, о передаче КНР советской доли в совместных акционерных обществах, о выводе советских войск из Порт-Артура, об обучении китайских граждан в советских вузах и др.

12 октября 1954 года была подписана Совместная декларация, в которой стороны заявили о готовности консультироваться для согласования действий по обеспечению своей безопасности, по поддержанию мира на Дальнем Востоке и во всем мире.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов обострились различия в подходах руководства двух государств к основным вопросам внутренней и международной политики. С 1960 года полемические баталии между двумя коммунистическими партиями переросли в пограничные конфликты. Консультации между правительственными делегациями СССР и КНР по уточнению советско-китайской государственной границы, проведенные в 1964 году, не привели к положительным результатам, и с ноября 1964 года все контакты между руководителями двух стран практически прекратились. Только в 1969 году удалось запустить механизм пограничных переговоров, которые длились до конца 1970-х годов. С 1982 года заработал механизм политических консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел. С 1983 года началось динамичное расширение культурных, спортивных, студенческих обменов.

В 1984 и 1985 году в Нью-Йорке во время сессий Генеральной Ассамблеи ООН состоялись встречи между министрами иностранных дел СССР и КНР, ставшие затем регулярными.

Официальный визит председателя Верховного Совета СССР, генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева в Китай в мае 1989 года ознаменовал нормализацию советско-китайских межгосударственных отношений.

После распада СССР правительство КНР 24 декабря 1991 года признало Российскую Федерацию в качестве правопреемницы международных прав и обязательств бывшего Советского Союза.

Основные принципы российско-китайских отношений, главные направления и сферы двустороннего сотрудничества отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанном 16 июля 2001 года в Москве и вступившим в силу 28 февраля 2002 года.

Практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные и межведомственные соглашения.

Контакты между главами государств двух стран носят регулярный характер — встречи проводятся не менее трех раз в год (официальные визиты, двусторонние контакты в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС).
22-23 марта 2013 года состоялся первый визит в Россию нового председателя КНР Си Цзиньпина, в ходе которого прошли переговоры Си Цзиньпина с президентом РФ Владимиром Путиным.

Также встречи глав государств состоялись в сентябре 2013 года на полях саммита G20 в Стрельне (Ленинградская область) и в октябре на полях саммита лидеров стран Азиатско Тихоокеанского экономического сотрудничества на индонезийском острове Бали.

В феврале 2014 года глава КНР посетил Сочи для участия в церемонии открытия Зимних Олимпийских игр.

С 1996 года действует механизм регулярных (ежегодных) встреч глав правительств России и Китая. В целях обеспечения его работы образована комиссия по подготовке регулярных встреч глав правительств, а также целый ряд отраслевых подкомиссий, сфера деятельности которых охватывает широкий спектр направлений сотрудничества.

Последняя встреча премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и председателя КНР Си Цзиньпина состоялась 22 октября 2013 года, также премьер-министр РФ принял участие в заседании глав правительств РФ и КНР.

Налажен контакт на уровне министерств иностранных дел.

15 апреля 2014 года состоялся официальный визит министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в КНР, в ходе которого состоялись беседа Лаврова с председателем КНР Си Цзиньпином и переговоры с министром иностранных дел КНР Ван И.

Высокой интенсивностью контактов характеризуется современное состояние российско-китайских межпарламентских связей. На регулярной основе происходит обмен делегациями по линии профильных комитетов и комиссий, а также созданных в обоих парламентах депутатских групп российско-китайской дружбы.

Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) созданы и действуют совместные межпарламентские комиссии.

В мае 2013 года состоялся официальный визит в КНР председателя Государственной Думы РФ Сергея Нарышкина. В рамках визита Сергей Нарышкин принял участие в работе шестого заседания российско китайской парламентской комиссии по сотрудничеству между Госдумой РФ и ВСНП, встретился с председателем КНР Си Цзиньпином и председателем Постоянного комитета ВСНП Чжан Дэцзяном.

23 сентября встреча председателя Госдумы Сергея Нарышкина и председателя Постоянного комитета ВСНП Чжан Дэцзяна прошла в Москве.

В этот же день с участием Чжан Дэцзяна состоялось седьмое заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Совета Федерации и ВСНП, которое провела председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Между Россией и Китаем установлен механизм консультаций по вопросам стратегической безопасности, который стал важным каналом координации российско-китайского взаимодействия в этой сфере.

15 августа 2013 года в Москве член Госсовета КНР Ян Цзечи и секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев провели девятый раунд консультаций по вопросам стратегической безопасности.

В 2013 году прошло два совместных российско-китайских военных учения: «Морское взаимодействие 2013» в акватории залива Петра Великого в Японском море (5-12 июля) и антитеррористическое учение «Мирная миссия 2013» на территории Чебаркульского полигона в России (27 июля — 15 августа).

Очередные регулярные учения российских и китайских ВМС «Морское заимодействие-2014» запланированы на конец мая 2014 года.

Китай занимает ведущее место среди внешнеторговых партнеров России. В 2013 году Россия в рейтинге 20 основных торговых партнеров Китая заняла 10-е место, доля РФ во внешнеторговом обороте Китая составила 2,14%. Товарооборот России с КНР составил около 89,21 миллиардов долларов.

Китайский экспорт в Россию в 2013 году вырос на 12,6%, достигнув 49,59 миллиарда долларов, импорт российских товаров в КНР сократился на 10,3% до 39,62 миллиардов долларов.

Более половины российского экспорта (67,89%) приходится на поставки «минерального топлива, нефти и нефтепродуктов». На второй позиции в российском экспорте в Китай находятся поставки «цветных металлов» (7,42%), прежде всего меди и алюминия, на третьем месте — поставки «древесины и изделий из нее» (7,08%). Четвертую позицию занимают поставки «руд» (2,87%).

Основу импорта товаров из Китая составляет товарная группа «машины и оборудование». В 2013 году он вырос на 0,7% и составил 18824,5 миллионов долларов. Крупной статьей импорта из Китая также является продукция химической промышленности.

Инвестиционное взаимодействие между Россией и Китаем координируется Постоянной Рабочей группой (ПРГ) по инвестиционному сотрудничеству, ПРГ по сотрудничеству в особых экономических зонах, ПРГ по межрегиональному и приграничному сотрудничеству, ПРГ по совместному освоению и использованию лесных ресурсов.

По данным Минкоммерции КНР, общий объем китайских прямых инвестиций в России к началу 2013 года увеличился на 22,59% и составил 3,58 миллиарда долларов, в том числе в 660 миллионов долларов было инвестировано в 2012 году. Главными приоритетами инвестиционной деятельности КНР в России являются разработка полезных ископаемых, лесное хозяйство, энергетика, торговля, строительство, связь.

К началу 2013 года суммарный объем российских прямых инвестиций в КНР достиг 847,71 миллионов долларов. Общее количество российских проектов с прямыми инвестициями в КНР превысило 2,45 тысячи.

Активно развиваются межрегиональные связи, подписано более ста соглашений о сотрудничестве между властями административно-территориальных единиц различного уровня. В настоящее время более 70 субъектов Российской Федерации имеют контакты с провинциями КНР.

Одним из важнейших направлений двусторонних отношений остается взаимодействие в гуманитарно-социальной сфере.

Сторонами намечены масштабные проекты сотрудничества, среди которых: ежегодное проведение фестивалей культуры, создание совместных вузов, налаживание тесной координации между санитарно-эпидемиологическими службами стран, популяризация в России лечебных методов традиционной китайской медицины, активизация туристических и спортивных обменов, сотрудничество СМИ. Активно продолжается работа по линии российско-китайского Комитета дружбы, мира и развития.

В мае 2013 года состоялся первый в истории визит в КНР патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

28 марта 2014 года в Санкт-Петербурге заместители глав правительств России и Китая Ольга Голодец и Лю Яньдун провели церемонию открытия нового масштабного гуманитарного проекта — Годов российско-китайских дружественных молодежных обменов.

26 апреля 2014 года вступило в силу Соглашение между правительствами РФ и КНР об облегчении поездок граждан двух стран.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Советско-китайские отношения 1982-1985

восстановление советско китайских отношений. восстановление советско китайских отношений фото. картинка восстановление советско китайских отношений. смотреть фото восстановление советско китайских отношений. смотреть картинку восстановление советско китайских отношений.

Советско-китайский конфликт

В начале 1979 г. советско-китайские отношения осложнились вьетнамским фактором, когда Китай, решив «наказать» СРВ за Кампучию, в феврале 1979 г. начал военные действия против Вьетнама. 3 апреля китайский МИД заявил, что не собирается продлять «Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи» от 1950 г.

СССР был назван «врагом №1» и даже появилась доктрина «единого международного фронта борьбы против советского гегемонизма». Концепция единого фронта предполагала, что «США, Китай, Япония, Западная Европа и другие страны должны объединиться, чтобы дать отпор советскому гегемонизму».
В этих условиях СССР и КНР вновь условились сесть за стол переговоров, на этот раз по проблеме урегулирования межгосударственных отношений. В ходе этих переговоров советско-китайские противоречия предстали уже не в виде идеологических расхождений, а оформились как претензии к внешнеполитическому курсу Советского Союза, получившие название «трех препятствий». Китай выдвинул следующие требования:

Закономерно, что советская сторона эти требования отклонила.

Нормализация советско-китайских отношений

Начало диалога между двумя державами стало ответом на события на международной арене. Возрастающее напряжение между СССР и США, Польских кризис, война в Афганистане, экономические санкции США.

Опасавшиеся усиливающейся международной изоляции СССР, советское руководство взяло курс на сближение с Китаем. 24 марта 1982 года Брежнев произнес речь в Ташкент, в которой задавал новый внешнеполитический курс, направленный на нормализацию отношений с КНР. В то время Брежнев был уже не способен самостоятельно принимать решения из-за состояния здоровья. За «ташкентской линией» скорее всего стоял его спичрайтер Александр Бовин или помощник Виктор Голиков. Из оппонентом был Олег Рахманин.

«Ташкенскую линию» внешней политики СССР можно объяснить по крайней мере двумя факторами. Наиболее значительным был фактор Советско-Американских отношений. Советское присутствие в Африке, размещение ракет средней дальности в Европе, применение суровых мер в отношении польской «Солидарности» – все это не могло понравиться Вашингтону.

Закончился период “разрядки” – главное достижение брежневской внешней политики. Антисоветская реторика Вашингтона усилилась («ось зла» Рейгана). В это же время США казались слабее из-за поражения во Вьетнаме и экономических проблем 1970-х. СССР хотел использовать Китай против США, как США использовали Китай против СССР за 10 лет до этого. Немаловажную роль также играл идеологический фактор (считалось, что Китай и СССР как социалистические страны должны быть в дружественных отношениях).

Китайцы, в свою очередь, были настроены весьма скептически. Они посчитали наивным заявление Брежнева. 26 марта 1982 года был опубликован довольно сухой и жесткий на первый взгляд ответ. Но в нем было закодировано послание, что Китай готов к нормализации отношений, однако ждет, когда слова главы Советского союза будут подкреплены делами (намек на «три препятствия»).

Дэн Сяопин сделал многое для сближения с США: сотрудничал с ЦРУ, вступил в войну во Вьетнаме, чтобы показать американцам, что Китай – надежный союзник США в Холодной войне против Советской гегемонии, позволил установить американскую станцию сбора информации в Синьцзяне для отслеживания советских ядерных испытаний.

Таким образом, каждая страна пошла на сближение, опираясь на собственные страхи и надежды в отношении Вашингтона.

XII съезд Коммунистической партии Китая провозгласил «независимую внешнюю политику» Китая. Однако, это вовсе не означало, что Китай поменял приоритеты – США по-прежнему оставались ключевым стержнем его политики (прежде всего из-за необходимости в технологическом обеспечении Китая). Сближение с СССР означало лишь поворот китайской политики от «объединенного фронта против гегемонии СССР» в сторону более сбалансированных отношений.

Кроме того, «три препятствия» по-прежнему оставались препятствиями, хотя пришедший к власти после смерти Брежнева Андропов и пошел навстречу Китаю в этом вопросе. Он заявил, что компромисс по поводу присутствия военных на границе с Китаем будет решен. Кроме того, он отметил, что войска направлены против возрастающей угрозы со стороны Японии и США, а не против Китая.

Находясь уже на смертном одре, Андропов продолжал думать о нормализации советско-китайских отношений. Он решил отправить Ивана Архипова в Китай как вестника налаживающихся отношений. Впоследствии Архипов, ставший символом советско-китайской дружбы, называл Китай «второй родиной».

Поездка была намечена на май 1884 года, но из-за препятствий со стороны некоторых высокопоставленных чиновкников (Громыко, Рахманина) была отложена и состоялась лишь спустя полгода. Несмотря на это, Архипов встретил теплый прием в Народной республике. Однако из-за принципиальных позиций обеих сторон по поводу «трех препятствий» визит Архипова не привел к прорыву в советско-китайских отношениях.

Источник

восстановление советско китайских отношений. восстановление советско китайских отношений фото. картинка восстановление советско китайских отношений. смотреть фото восстановление советско китайских отношений. смотреть картинку восстановление советско китайских отношений.masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Отношения Советского Союза и китайцев не складывались ровно и гладко. Даже в 1940-е, когда военный потенциал Мао Цзэдуна зависел от объемов сталинской помощи, его сторонники боролись со всеми, в ком видели проводника московского влияния. 24 июня 1960-го в Бухаресте на совещании компартий делегации СССР и КНР публично подвергли друг друга неприкрытой критике.

Этот день принято считать окончательным расколом в лагере недавних союзников, что вскоре привело к локальным вооружённым столкновениям.

Послевоенная дружба и стратегическое партнерство

Подписание советско-китайского договора о дружбе.

После японской капитуляции китайские коммунисты пошли шквальной войной на Гоминьдан (национал-демократов). После победы Мао и установления коммунистической власти над всей китайской территорией начался период дружбы Страны Советов и КНР. По окончании Второй мировой взаимоотношения внутри антигитлеровской коалиции резко испортились, и замаячила очередная глобальная война. В этих условиях человеческий ресурс густонаселенного Китая пришелся бы Сталину очень кстати. Поэтому, видя в Китае важного потенциального союзника, СССР инициировал Мао колоссальную поддержку.

За несколько лет Москва предоставила китайцам череду кредитов на выгодных условиях, построила в Китае сотни крупных промышленных предприятий с полным оснащением. Советская сторона передала партнеру возвращённые с победой над японцами Порт-Артур, Дальний и даже Китайско-Восточную железную дорогу. Печать обеих государств пестрела заголовками о вечной дружбе русского с китайцем, а коммунистический лагерь еще не был столь могущественной угрозой для своего противника. Но все рухнуло, не выдержав политических амбиций.

Смерть Сталина и неприязнь к новому лидеру

Несмотря на внешнюю дружелюбность, Мао не видел Хрущева равным себе лидером.

Смерть товарища Сталина скорректировала отношения между государствами. В Кремле теперь заправлял Хрущёв, которого Мао не видел революционным предводителем подобно себе. Утратив в лице Иосифа Виссарионовича конкуренцию, Мао ощущал лидером соцлагеря исключительно себя. Хрущёв не особо владел идеологическими вопросами, а Мао даже сформировал новое коммунистическое течение — маоизм. Кроме того, Хрущёв был моложе, а возраст в восточной культуре играл не последнюю роль. Мао не планировал подчиняться Хрущёву. Маоизм становился идеальной идеологией для экспорта в нищие азиатские страны. В авангарде Мао оказались беднейшие крестьяне, которые могли подавить буржуазные города. Для СССР усиление китайцев не выглядело заманчивым, и Москва взялась за палки в колесах.

Новая стратегия Мао и требование ядерной войны

Со смертью Сталина пропаганда вечной дружбы между русскими и китайцами сошла на нет.

К середине 50-х стратегия Мао Цзэдуна резко изменилась. До этого периода он учтиво благодарил СССР за любую помощь и малейшую поддержку. Теперь же он требовал. В частности, китайский лидер настаивал на форсировании передачи атомных технологий КНР. Хрущёв сначала пошёл навстречу, но быстро притормозил процесс, побаиваясь усиления Китая и выхода коварного Мао из-под колпака. Вторым номером китайский лидер запросил создание атомного подводного флота, что называется «под ключ», причем при условии полного китайского управления. Кремль на такое пойти, конечно же, не мог. Кроме этого, Мао пожелал завладеть Монголией и неоднократно ставил этот вопрос на обсуждение. Но Монголия продолжала оставаться в зоне советского влияния.

Несмотря на усугубляющиеся расхождения интересов Мао ещё какое-то время выказывал дружелюбие, посетив Москву. На 40-летнюю годовщину Октябрьской революции китайский лидер говорил о ядерной войне, которая должна уничтожить капитализм и империализм на планете. Хрущёв же объявлял курс на мирное сожительство капитализма с социализмом. Для Мао это стало сигналом о потере мощи новой советской формацией.

Окончательный раскол и новый противник СССР

Мао взял курс на независимость от Москвы и всецелую власть над соцлагерем.

Мао начал проверять соседей на прочность. Все началось с двух вооружённых столкновений в Тайване, вошедших в историю как 1-й и 2-й тайваньские кризисы. Но Тайвань имел поддержку США, поэтому война не состоялась. Следом настала очередь Индии, с которой были инициированы приграничные вооружённые столкновения. Китайско-индийские схватки совсем не входили в планы Москвы, потому как нейтральный Дели рассматривался в роли противовеса крепнущему Китаю. СССР жестко осудил действия Мао, который теперь перешел в разряд неуправляемых. Передачу атомных технологий заморозили.

В ответ на несогласие с политикой КНР. В апреле 1960-го китайские газеты выдали ряд статей с неприкрытой критикой советского руководства. Раздраженный таким выпадом Хрущев распорядился в считанные дни отозвать из КНР всех технических специалистов. Обесточенные китайские предприятия символизировали начало нового этапа — 20-летней открытой вражды коммунистических империй. Из вечных друзей СССР и Китай превратились в первых врагов. Конфликт разгорался, у посольства СССР круглосуточно шумели недовольные демонстрации. Китай обозначил претензии на Дальний Восток и южную Сибирь. В результате произошло громкое столкновение на острове Даманский, стоившее десятков жизней.

Конфликт достиг серьезных масштабов, и в Китае начали строить бомбоубежища, создавать продовольственные склады, закупать вооружение у Запада. СССР, в свою очередь, форсировал строительство оборонных объектов на границе, формирование дополнительных военных соединений и резко увеличил оборонные расходы. Только со смертью Мао страны встали на путь примирения, выстраивая когда-то блестяще налаженные связи с нуля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *