восточная форма возникновения государства

Восточный путь происхождения государства

восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства фото. картинка восточная форма возникновения государства. смотреть фото восточная форма возникновения государства. смотреть картинку восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства фото. картинка восточная форма возникновения государства. смотреть фото восточная форма возникновения государства. смотреть картинку восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства фото. картинка восточная форма возникновения государства. смотреть фото восточная форма возникновения государства. смотреть картинку восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства фото. картинка восточная форма возникновения государства. смотреть фото восточная форма возникновения государства. смотреть картинку восточная форма возникновения государства.

восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства фото. картинка восточная форма возникновения государства. смотреть фото восточная форма возникновения государства. смотреть картинку восточная форма возникновения государства.

восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства фото. картинка восточная форма возникновения государства. смотреть фото восточная форма возникновения государства. смотреть картинку восточная форма возникновения государства.

Первые государства, возникшие на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.), были доклассовыми, они одновременно управляли сельские общины,, выступая организаторами производства.

В этих государствах наибольшее распространение получил «азиатский способ производства». Основные причины появления государства здесь тесно связаны с сельским хозяйством:

— требовались масштабные ирригационные работы в связи с засушливым климатом и развитием поливного земледелия;

— необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

— необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Потребность в сооружении и эксплуатации сложных систем орошения превышало возможности отдельных общин и индивидуальное хозяйство было невозможным. Все произведенное общиной обобществлялось, а затем перераспределялось. Это перераспределение осуществлялось вождями и старейшинами, и именно в их руках скапливалось общественное достояние. Возникает родоплеменная знать, в распоряжении которой находилась общественная собственность в силу нахождения на определенной должности (оставляя должность, человек терял эту «собственность»). Государство возникает из родоплеменной знати.

Постепенно родоплеменная знать превращается в обособленную социальную группу, осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы.

Таким образом, этот (восточный или азиатский) путь возникновения государства отличается, прежде всего, тем, что политическое господство основывалось не на богатстве, а на отправлении какой-либо общественной функции, занимаемой должности.

Одной из главных предпосылок образования государства «по азиатскому пути» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

Административно-государственные структуры, появление которых жестко обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем возникает частная собственность (главным образом на землю). На протяжении веков деспотическое государство не только было орудием классового господства, но и само служило источником классообразования, возникновения различных привилегированных групп и слоев. На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими.

Экономика основывается на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность. Верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако частная собственность не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.

восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства фото. картинка восточная форма возникновения государства. смотреть фото восточная форма возникновения государства. смотреть картинку восточная форма возникновения государства.

Вместе с тем все восточные государства имели много общего в главном. Все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства (власть-собственность), а частная собственность имела второстепенное значение.

Источник

ВОСТОЧНЫЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВ

Е1а восточный, или азиатский, вариант формирования государст­венности существенное влияние оказали географические особен­ности среды обитания, когда условием выживания отдельных ро­до-племенных образований было выполнение грандиозных обще­ственных работ, превышающих возможности отдельных общин (например, строительство ирригационных систем).

Следовательно, одной из главных предпосылок образования го­сударства «по азиатскому способу» было использование властвую­щими слоями и группами сложившегося аппарата управления, конт­роля над экономическими, политическими и военными функциями.

Особенностью восточного пути явилось то, что административ­но-государственные структуры складывались прежде, чем возникала частная собственность (главным образом, на землю). На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими.

Экономика основывается на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность. Господствующие администраторы имели дворцы, драгоценности, рабов. Но «частный» характер этой собственности был весьма усло­вен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой. (Аналогичная ситуация была в нашей стране во времена культа личности Сталина. Пред­ставители партийно-государственной номенклатуры с потерей должности также теряли привилегии, а иногда и жизнь). В силу этого частная собственность господствующих слоев не оказывала существенного влияния на экономику.

Не оказывала серьезного влияния на экономику и частная соб­ственность других групп — купцов и городских ремесленников:

во-первых, она, как и ее владельцы, находилась в безраздельной власти монарха;

во-вторых, она не была существенной по сравнению с собствен­ностью государственной.

Отсутствие в полной мере частной собственности способство­вало формированию власти, имеющей деспотический характер. Наверху пирамиды власти находился неограниченный монарх, деспот.

Далее по иерархии располагались:

— его ближайшие советники, визири;

— затем — чиновники более низкого ранга и т.д.;

— в основании пирамиды — свободные общинники, находя­щиеся под контролем государственных чиновников.

Подобные государства получили наименование восточных, или азиатских, хотя государства такого типа возникали не только в Азии. Они в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семей­ный характер. В других — Египте — было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако в отличие от европейского рабства, основанного на част­ной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.

Помимо отличий восточные государства имели много общего:

— все они были абсолютными монархиями, деспотиями;

— государство вмешивалось во все сферы жизнедеятельности общества. Оно обладало мощным чиновничьим аппаратом;

— в основе их экономики лежала государственная форма соб­ственности на основные средства производства. Основное средство производства — земля формально находилась в собственности общин, однако реально ею распоряжались государственные чиновники. Общинники считались сво­бодными, однако фактически жизнь всех подданных также находилась в безраздельной власти бюрократически-чи- новничьем аппарата;

— рыночной экономики в полном понимании не было. Восточный, азиатский путь возникновения государства пред­

ставлял собой плавный переход родо-племенного общества в го­сударство. Этот путь являлся длительным. На протяжении веков, а иногда и тысячелетий восточные государства практически не развивались.

Так, государство в Китае возникло на 10—15 веков раньше, чем в Евро­пе (Греция, Рим). Однако в отличие от последних общественные отноше­ния в Китае вплоть до начала XX в. в основном оставались неизменными. Хотя там имели место социальные потрясения (иностранные завоевания.

крестьянские восстания, в том числе и победоносные, и т.п.). Однако они приводили лишь к смене царствующих династий, не затрагивая сущности общественных отношений.

Изменения подобного рода в Китае происходили следующими циклами.

1. Укрепление централизованной власти.

2. Кризис власти, отступление перед центробежными силами.

3. Социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иностранцев и т.д.

Далее циклы повторялись, что и приводило в целом к стагнации.

Источник

Восточная теория происхождения государства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Пути реформирования государства и права

Новые экономические условия создали определенные условия, в которых родоплеменная организация власти стала бессильной. Потребовался совершенно иной властный механизм, который мог бы обеспечить вес интересов одних членов общественной группы за счет других ее членов. Координация отношений общества при таких условиях не может удерживать равновесие.

Общество по причине раскола на экономические неравные классы (группы) индивидов объективно создает качественно новую властную организацию, которая способна не только поддержать интересы имущих, но и сдержать противоборство между ними и экономически зависимой частицей этого общества. Именно этой организацией и становится государство, которое является гениальным искусственным образованием мысли человечества.

В настоящее момент главенствует мнение о том, что происхождение государства проходило по двум направлениям, получившим названия «восточное» и «западное».

Восточная теория происхождения государства

Понятие «Восток» использовано не столь в географическом смысле, сколь в историко-культурном, цивилизационном. Одно из важнейших различий восточного и западного путей было заключено в том, что на Востоке частнособственнические отношения, которые ориентированы на рынок, не могли занимать значимого места, в отличие от Запада.

Одной из главных социальных форм, которые сыграли главенствующую роль при эволюции древневосточных обществ, являлась сельская община, которая во многом сохранила оттенки патриархально-родовой организации. В большей мере она определила характер власти в сфере политики в данных обществах, роль, регулирующие и контрольные функции государства древневосточного типа, отличительные черты правовых систем.

К примеру, в Древнем Китае основа социальной жизни в длительный период времени была представлена цзун (патронимиями), объединявшими несколько сотен семейных общин, которые были прикреплены к единой родственной группе. Система сельских общин замкнутого типа с натуральным производственным характером, с сочетанием ремесел и земледелия в границах каждой общины, недостаточным ростом товарно-денежных отношений представляла базис социальной жизни так же в Древней Индии.

Готовые работы на аналогичную тему

Крепкая связь общинных, родоплеменных и иных отношений замедляла процессию образования классовости, в частности развитие рабовладения, но не смогла сдерживать социальное и имущественное расслоения общества.

Наиболее ранние протогосударства (государственные формы) стали образовываться в цивилизациях Древнего востока путем разложения общинно-родовой цивилизации. Они образовывались по мере усиления разделения труда, осложнения управленческих функций, с превращения лиц, которые выполняли эти функции, в знатное сословие, не участвующее в производстве и стоящее над рядовыми членами общины. Сельская община, укреплению позиций которой помогали коллективные работы по формированию ирригационных систем, оказали мощное влияние на потерю скорости развития процессий образования классов, формы земельной собственности и способы эксплуатирования в древневосточных сообществах. Здесь собственником земли являлась община, а государство играло роль верховного собственника земель, властные собственнические права которого реализовывались при получении с общин ренты-налога.

При выделении надобщинных управляющих структур начали складываться царско-храмовые хозяйства, которые создавались за счет присвоения земель общин. Тут рано начал использоваться рабский труд подневольных.

Строй хозяйственной жизни определяет лишь яркий состав социума древневосточных обществ, дифференцированный в гранях базисных социально-классовых образований:

Восток характеризовался отсутствием четкости социально-классовых граней. Существовали разнообразные категории зависимого населения, которые занимали промежуточное положение между свободными индивидами и рабским слоем, переходные категории свободных земельных владельцев к главенствующему (господствующему) слою. Социально-правовой статус человека в обществе обычно не совпадал, а даже разнился с его социально-экономическим статусом.

Устойчивая многоукладность, историческая преемственность социальной, политической, правовой форм и институтов, главенствующей религии явились причиной того, что оосновной чертой всех обществ Древнего Востока стала традиционность.

Отличительной чертой политической организации обществ Древнего Востока является «восточная деспотия», характеризующаяся рядом признаков:

Древневосточные общества иногда характеризовались и республиканскими формами правления, к примеру, они существовали в городах-государствах, таких как Финикия, Месопотамия (значительную роль здесь сыграли традиции примитивизма демократии племенного типа).

В массовом религиозном сознании проявлялось особенное мистическое отношение к властности, царствованию, самому правителю. Признание верховной, божественной авторитетности, органически отделяющегося из общего миропорядка и неограниченных деспотичных полномочий правителя, стало базисным элементом восточной духовной культуры, идеологии религиозного характера, задающим в большей мере разнообразные грани жизнедеятельности древневосточных обществ. Учитывая данные обстоятельства необходимо отличать понятие «восточная деспотия» в: культурно-цивилизационном; социально-историческом; формально-юридическом смыслах.

Источник

Восточный (азиатский) и западный (европейский) пути формирования государства

восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства фото. картинка восточная форма возникновения государства. смотреть фото восточная форма возникновения государства. смотреть картинку восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства фото. картинка восточная форма возникновения государства. смотреть фото восточная форма возникновения государства. смотреть картинку восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства фото. картинка восточная форма возникновения государства. смотреть фото восточная форма возникновения государства. смотреть картинку восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства фото. картинка восточная форма возникновения государства. смотреть фото восточная форма возникновения государства. смотреть картинку восточная форма возникновения государства.

восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства фото. картинка восточная форма возникновения государства. смотреть фото восточная форма возникновения государства. смотреть картинку восточная форма возникновения государства.

восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства фото. картинка восточная форма возникновения государства. смотреть фото восточная форма возникновения государства. смотреть картинку восточная форма возникновения государства.

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел различными путями. Но все же выделяют два главных пути формирования государства. Восточный (азиатский) и западный (европейский) пути.

Надо сказать, что государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Потому не случайно, что главным считает восточный (азиатский) путь формирования государства (Древний Восток: Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай; затем Африка, Америка, Океания). Также многие ученые считают, что к Восточному (азиатскому) пути формирования государства можно причислить и возникновение СССР, а также страны Восточной Европы (после Второй Мировой войны).

Этот способ производства представляет собой своеобразную систему земледельческих общин, объединенных государством, которое имеет своим базисом общественную собственность на землю и коллективный труд. Взимая налоги (натуральную ренту) государство присваивало прибавочный продукт, фактически захватывая всю собственность на землю, воду. Господствующий класс совпадал с иерархией, осуществляющей управление и возглавлявшейся деспотом-правителем.

Государство – это аппарат принуждения. Государство (в лице аппарата) само господствовало над подданными. В процессе государствообразования создавалось общество, построенное по образцу пирамиды: наверху – монарх-деспот (царь, фараон, хан и т.д.). Ниже – круг его ближайших советников (министров, визирей). Далее чиновники – более низкого ранга. В основании пирамиды – сельскохозяйственные общины – это и есть объект эксплуатации, отдавали государству в виде налогов значительную часть общественного продукта.

Основные черты восточного пути формирования государства:

1) Влияние географических условий – необходимость выполнения крупно-масштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация, защита ирригационных систем). Особо засушливый район, особый режим рек Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Ганг, Хуанхэ.

2) Важнейшая функция родоплеменной знати – управление общественной собственностью. Исполняла общественные должности, которые постепенно трансформировались в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат).

3) Само государство выступало организатором производства, т.е. государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников и управляло ими. Государство создает классы.

4) Устойчивость структуры родового строя – сохранена земельная община, коллективная собственность. Но со временем общественная (коллективная) собственность превращается в государственную.

5) Частная собственность не имеет существенного значения.

6) Отношение к рабовладению – патриархальное рабство

Характеристика восточных государств:

1) по форме правления: абсолютные, деспотические монархии;

2) мощный чиновничий аппарат;

3) экономическая основа государства – государственная собственность;

4) отчетливо выраженной классовой дифференциации не наблюдается.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы (восточной и западной). Но первыми государствами считают – Афины, Рим. Государство – орудие управления в руках частных собственников. Особенность – захват одним народом другого народа. Обычно захватчиков было в несколько раз меньше чем захваченных.

Поэтому захватчики постоянно должны были контролировать ситуацию не только со стороны конфликтов с местным населением, но и с урегулированием конфликтов между собой, так как междоусобицы мгновенно привели бы к утрате привилегированного положения. Для удержания власти в своих руках и подавления сопротивления порабощенных народов было создано орудие – государство. Именно в условиях Европы произошла быстрая смена типов государства (от рабовладельческого к капиталистическому).

Основные черты западного пути формирования государства:

1) Классовое расслоение общества. Классы создают государство.

2) Частная собственность на землю, скот, рабов имеет существенное значение

восточная форма возникновения государства. восточная форма возникновения государства фото. картинка восточная форма возникновения государства. смотреть фото восточная форма возникновения государства. смотреть картинку восточная форма возникновения государства.

3) Ведение захватнических войн. И для того, чтобы управлять захваченной территорией и ее жителями требовался специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, народное достояние – в королевскую собственность; органы родового строя – в государственный аппарат

4) Форма правления – военная демократия

5) Отношение к рабовладению – на начальных этапах – классическое рабство (раб – объект права, «говорящее орудие труда»)

Синтезный путь возникновения государства. Примером является Россия. Ранее особенность возникновения Руси оговаривалось в рамках западного пути. При синтезном пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно.

Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путем военных походов. Разорившаяся часть населения попадает под влияние богатой части, оказывается зависимой. Идет активное заимствование государственности у других народов (Русь – Византия, Германия – Рим).

Источник

Причины, пути (формы) возникновения государства

Причины возникновения государства:

Формы возникновения государства:

«Восточные и западные» направления формирования государства

«Западные» направления формирования государства

Фридрих Энгельс : афинская, римская, древнегерманская.

Главный фактор «Западного пути» образования государства: кастовое расслоение общества благодаря формированию частной собственности на землю, скот, рабов.

«Восточное» направление формирования государства:

Принципиальное различие восточного и западного путей заключалось в том, что на Востоке, в отличие от Запада, частно-собственнические отношения, ориентированные на рынок, не занимали значительного места.

Одной из основных социальных форм, изучающих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древне-восточного государства, особенности правовых систем.

Крепость общинных связей тормозила процесс классообразования, но не смогла сдержать имущественное расслоение общества.

3 основных социально-классовых образования:

Специфической чертой политической организации древневосточных обществ является «восточная деспотия»: монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествленного монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *