возмещение коммунальных услуг по договору аренды бюджетному учреждению
Возмещение коммунальных услуг по договору аренды бюджетному учреждению
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В бюджетном учреждении в безвозмездное пользование сдается недвижимое имущество. Аренда классифицируется в качестве операционной. К договору безвозмездного пользования заключен договор «О возмещении стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг», предметом которого является возмещение расходов ссудодателю за:
— коммунальные услуги;
— услуги охраны;
— налог на землю;
— налог на имущество.
Какой КВР и подстатью КОСГУ следует применить в рамках договора ссудополучателю?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по возмещению учреждением ссудодателю стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг по соответствующему договору отражаются по коду видов расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ в части возмещения коммунальных услуг, с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в части возмещения услуг по охране, с подстатьей 224 «Арендная плата за пользование имуществом» или подстатьей 296 «Иные расходы» КОСГУ в части возмещения расходов на уплату налогов на землю и имущество.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Возмещение коммунальных услуг по договору аренды бюджетному учреждению
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Автономное учреждение заключило долгосрочные договоры аренды нежилых помещений для размещения своих офисов. По договорам ежемесячно уплачивается арендная плата. В договорах отсутствует условие об обязанности арендатора возмещать арендодателю стоимость коммунальных услуг, равно как и отсутствует условие об обязанности арендодателя обеспечивать переданное в аренду помещение коммунальными услугами.
Вправе ли при данных обстоятельствах арендодатель требовать с учреждения возмещения расходов по оплате коммунальных услуг? Обязано ли учреждение оплачивать стоимость коммунальных услуг?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку договором аренды не предусмотрено иное, арендатор обязан возмещать арендодателю затраты на оплату коммунальных услуг в части, относящейся к арендуемому помещению. Сумма таких затрат может быть истребована с арендатора как его неосновательное обогащение.
Обоснование вывода:
Как подчеркивается в судебной практике, в соответствии с нормами гражданского законодательства обязательственные правоотношения основываются на принципах возмездности и эквивалентности обмениваемых материальных объектов и недопустимости неосновательного обогащения (смотрите, например, постановления АС Уральского округа от 08.10.2018 N Ф09-5936/18, АС Поволжского округа от 02.10.2018 N Ф06-37165/18).
По договору аренды арендодатель обязан предоставить арендатору имущество во временное владение и (или) пользование в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (ст. 606, п. 1 ст. 611 ГК РФ).
В свою очередь, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
При этом ни общие положения ГК РФ об аренде, ни специальные нормы параграфа 4 главы 34 ГК РФ, посвященные аренде зданий и сооружений, не устанавливают, что определенная в договоре аренды плата за пользование арендованным имуществом (арендная плата) по умолчанию включает в себя все расходы, необходимые для содержания арендуемого имущества и пользования им.
Законодательством не определено значение использованного в п. 2 ст. 616 ГК РФ понятия «расходы на содержание имущества». Прямое указание на то, что в такие расходы включается и оплата коммунальных услуг (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение и т.д.), в законодательстве также отсутствует. Однако в судебной практике сложилось мнение о том, что обязанность арендатора нести расходы на содержание имущества, предусмотренная п. 2 ст. 616 ГК РФ, предполагает наличие у арендатора обязанности возмещать понесенные арендодателем затраты на оплату оказанных третьими лицами эксплуатационных, коммунальных и иных услуг, оказанных непосредственно в отношении объекта аренды (смотрите, например, постановление Двенадцатого ААС от 10.02.2017 N 12АП-12398/16).
Пользование находящимся в аренде помещением предполагает потребление арендатором поставляемых энергоресурсов, поэтому на арендодателя как собственника помещения возлагается обязанность по обеспечению условий для доступа арендатора к коммунальным услугам. При этом, поскольку расходы на оплату коммунальных услуг являются расходами на обеспечение собственной деятельности арендатора, они должны осуществляться за его собственный счет, если стороны договора аренды не предусмотрели в тексте договора, что эти расходы распределяются между сторонами каким-либо иным образом (смотрите также постановление Семнадцатого ААС от 22.08.2011 N 17АП-1645/11).
Как отмечают суды, в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения (постановление Восьмого ААС от 15.10.2018 N 08АП-8574/18). Статья 616 ГК РФ предусматривает обязанность арендатора по отношению к арендодателю, у которого возникает право требовать совершения оговоренных в ней действий, следовательно, эта норма может быть применима, в частности, при расчетах между арендатором и арендодателем с целью возмещения понесенных последним затрат на оплату коммунальных расходов (постановление Президиума ВАС РФ от 21.05.2013 N 13112/12).
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае арендатор не оплачивает коммунальные услуги в отношении помещений, переданных ему в аренду, на основании договоров с ресурсоснабжающими организациями, обязанность по оплате таких услуг исполняет арендодатель, при этом арендатор пользуется такими услугами в связи с владением и пользованием помещениями, арендодатель вправе потребовать от него возмещения расходов на оплату коммунальных услуг в части, приходящейся на арендуемые помещения. Отсутствие в договоре аренды условия об обязанности арендатора возмещать эти затраты правового значения не имеет, поскольку соответствующая обязанность вытекает из требований закона.
При отказе арендатора возместить сумму затрат на оплату коммунальных услуг арендодатель вправе истребовать их в судебном порядке как неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ, постановления Девятнадцатого ААС от 12.11.2018 N 19АП-7224/18, Одиннадцатого ААС от 24.05.2018 N 11АП-5603/18, Восьмого ААС от 07.05.2015 N 08АП-1425/15).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Возмещение коммунальных услуг по договору аренды бюджетному учреждению
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Автономное учреждение (арендодатель) в конце мая заключило договор аренды недвижимого имущества до конца 2021 года. В рамках данного договора предусмотрено возмещение арендатором коммунальных услуг согласно показаниям приборов учета, а также возмещение расходов по уходу за территорией в фиксированной сумме 2000 руб. При этом автономное учреждение оплачивает расходы по уходу за территорией в зависимости от количества вывозимого мусора (каждый месяц сумма разная).
Как в бухгалтерском учете автономного учреждения в рамках договора аренды отразить возмещение расходов по уходу за территорией в фиксированной сумме?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет расчетов по доходам от компенсации услуг по уходу за территорией в зависимости от выбранного в автономном учреждении варианта оплаты может осуществляться с применением счета 205 35 «Расчеты по условным арендным платежам» либо счета 205 21 «Расчеты по доходам от операционной аренды».
Обоснование вывода:
Отношения между сторонами при сдаче имущества в аренду регулируются главой 34 ГК РФ. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). При этом арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, а также нести расходы на содержание этого имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ). К таким расходам, в частности, относятся расходы по уходу за территорией, сумма которых из месяца в месяц изменяется.
Расчеты по услугам по уходу за территорией могут быть организованы следующим образом:
— арендатор оплачивает услуги по уходу за территорией арендодателю в составе арендной платы в фиксированном виде;
— арендатор компенсирует арендодателю стоимость услуг отдельным платежом.
Применение первого способа предполагает, что отдельного возмещения стоимости услуг по уходу за территорией не осуществляется. А при расчете арендной платы были включены возможные расходы, в том числе на содержание имущества. В таком случае речь идет о заключении только договора аренды с установленным фиксированным платежом за аренду помещения. При этом в первичных документах (счетах на оплату, актах) указывается только арендная плата по договору аренды без выделения отдельной строкой сумм компенсаций расходов по уходу за территорией, также не составляются отдельные первичные документы.
Если арендатор оплачивает расходы за услуги по уходу за территорией в фиксированной сумме в составе арендной платы, которая является неделимой, то доходы от платы по такому договору аренды отражаются с применением счета 0 205 21 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операционной аренды» по АнКВД 120 «Доходы от собственности» в увязке с подстатьей 121 «Доходы от операционной аренды» КОСГУ (п. 12.1.2 Порядка N 85н, п. 9.2.1 Порядка N 209н).
При этом исходя из положений п. 96 Инструкции N 183н и положений п. 24 Стандарта «Аренда расчеты по доходам по арендным обязательствам пользователя (арендатора) отражаются в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов от предоставления права пользования активом в сумме арендных платежей за весь срок пользования объектом учета аренды, то есть с использованием счета 401 40 «Доходы будущих периодов».
Таким образом, если возмещение услуг по уходу за территорией включается в арендную плату по договору операционной аренды, то в бухгалтерском учете автономного учреждения может быть оформлена следующая корреспонденция счетов:
Дебет 0 205 21 56Х Кредит 0 401 40 121
— начислены доходы от арендной платы в соответствии с договором операционной аренды.
При применении второго варианта услуги по уходу за территорией перевыставляются сверх арендной платы, то есть не включаются в состав арендной платы и являются дополнительной (переменной) частью, которая зависит от набора оказываемых услуг, например расходы по уходу за территорией, оплата за которые производится на основании дополнительного счета либо выделяется отдельной строкой в первичном документе.
В соответствии с п. 7 Стандарта «Аренда» часть платы за пользование и (или) содержание (возмещение затрат по содержанию) имущества, в частности, осуществляемой в соответствии с договором аренды, размер которой не зафиксирован договором в виде денежного значения и определяется в ходе исполнения договора, признается доходами по условным арендным платежам.
В рассматриваемой ситуации сама по себе фиксация в договоре расценок, исходя из которых будет определяться фактический размер подлежащих возмещению расходов, не исключает возможности их квалификации в качестве условных арендных платежей. Дело в том, что денежное обязательство у арендатора возникает не на основании условий договора, а только после определения объема фактически оказанных услуг за определенный временной период.
Следовательно, если в рассматриваемой ситуации поступление денежных средств за возмещение арендатором услуг по уходу за территорией в рамках заключенного договора осуществляется на основании фактически произведенных расходов и эту часть расходов можно обособить от арендной платы, то в таком случае считаем, что такие доходы являются доходами по условным арендным платежам. Переменная часть рассчитывается из стоимости услуг по уходу за территорией, которой пользуется арендатор за определенное время, и оплачивается по факту представления арендодателем счетов на такие услуги.
Так, если в соответствии с договором аренды оплата услуг по уходу за территорией производится по фактическому их расходу, то есть ежемесячно после предоставления арендодателем счетов на оплату, то такие платежи признаются условными арендными платежами и отражаются на счете 0 205 35 560 «Расчеты по условным арендным платежам» в составе доходов текущего финансового периода (п. 23 стандарта «Аренда») по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей с подстатьей 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ (п. 12.1.3 Порядка N 85н, п. 9.3.5 Порядка N 209н). Начисление суммы доходов от возмещения услуг по уходу за территорией в качестве условных арендных платежей отражается следующей корреспонденцией счетов:
Дебет 0 205 35 56Х Кредит 0 401 10 135
— начислены доходы от возмещения услуг по уходу за территорией согласно выставленным документам (счетам, актам) по факту их предоставления ежемесячно.
Вместе с тем возмещение расходов по уходу за территорией, по нашему мнению, можно признать в качестве доходов по условным арендным платежам в том случае, если фиксированная сумма в 2000 рублей является минимальной к возмещению арендатором, исходя из анализа производимых арендодателем расходов на услуги по уходу за территорией в предыдущие периоды. В случае если возмещаемая сумма расходов будет превышать фактическую стоимость услуг по уходу за территорией, сумма разницы может быть признана в качестве доходов автономного учреждения от реализации услуг, которые отражаются по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. При этом не исключена в такой ситуации и возможность признания контролирующими органами всей суммы возмещения услуг по уходу за территорией в качестве доходов от реализации. Применяя данный подход, следует помнить, что исходя из положений ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ, автономные учреждения могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставе), с соблюдением иных требований, предусмотренных законодательством для оказания конкретной платной услуги.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Расчеты с арендаторами по коммунальным услугам
Некоторые автономные учреждения сдают в аренду свободное имущество, чаще всего объекты недвижимости. Арендаторы при эксплуатации этого имущества пользуются электричеством, водой, отоплением и др. Как документально оформляются взаимоотношения между автономными учреждениями и арендаторами по предоставлению этих услуг? Как происходят расчеты между ними? Являются ли объектом обложения НДС поступления от арендаторов в виде возмещения коммунальных расходов? Нужно ли их учитывать при расчете налога на прибыль? Как в бухгалтерском учете отразить начисление и поступление доходов в виде возмещаемых коммунальных платежей?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.
Правомерность сдачи имущества в аренду
Этим законом также установлено, что автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Принимая решение о сдаче имущества в аренду, необходимо учитывать вышеуказанные требования и, как того требует закон, при сдаче в аренду имущества, в отношении которого нужно получить согласие собственника, – заручиться им.
Автономное учреждение вправе осуществлять деятельность по сдаче имущества в аренду согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ при условии соблюдения им следующих условий:
Сдача помещений в аренду такими учреждениями может осуществляться только после получения положительного решения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания (п. 2 ст. 13 Федерального закона № 124-ФЗ).
Автономное учреждение, соблюдая все вышеуказанные требования, вправе сдавать имущество в аренду.
Оформление взаимоотношений с арендаторами по возмещению коммунальных расходов
Пунктом 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» подтверждается эта позиция: возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы.
Следовательно, взаимоотношения между арендатором и автономным учреждением по оплате коммунальных услуг строятся на основании заключаемого между ними отдельного договора.
В договоре на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг нужно указать, какие конкретно услуги должны быть оказаны, порядок оплаты арендатором предоставленных ему коммунальных услуг, размер возмещения расходов или метод его определения.
Например, расчет возмещения расходов может производиться на основании показаний приборов учета расхода энергоносителей пропорционально занимаемым арендатором площадям либо другим способом.
Распоряжение полученными от арендаторов средствами
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ при сдаче в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Следовательно, автономное учреждение при сдаче в аренду такого имущества должно содержать его за счет собственных средств. Плата, поступающая от арендаторов за предоставленные коммунальные услуги, является возмещением произведенных автономным учреждением расходов.
Налогообложение
Исходя из мнения финансового и налогового ведомств операции по передаче арендодателем арендатору энергоносителей не относятся к операциям по реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления НДС, так как арендодатель не может выступать их поставщиком, поскольку сам является покупателем (абонентом). Поэтому в данном случае объект обложения НДС у арендодателя отсутствует (письма Минфина РФ от 31.12.2008 № 03-07-11/392, от 26.12.2008 № 03-07-05/51, ФНС РФ от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@, УФНС по г. Москве от 08.06.2009 № 16-15/58069, от 21.05.2008 № 19-11/48675).
С этим мнением согласны и арбитражные суды (постановления ФАС СЗО от 21.07.2009 № А56-48203/2007, ФАС ПО от 04.03.2008 № А65-8421/2007-СА1-37). ВАС в Определении от 19.02.2007 № 560/07 заключил, что арендодатель только осуществляет функции по сбору коммунальных платежей от арендатора и перечислению их организациям, оказывающим коммунальные услуги. Кроме того, в счетах-фактурах, выставленных арендодателю, в тарифы на коммунальные услуги уже включен НДС, который арендодатель уплатил коммунальным организациям, поэтому начисление НДС на стоимость услуг, уже включающих налог, противоречит налоговому законодательству.
Из Определения ВАС РФ от 29.01.2008 № 18186/07, Постановления ФАС ЗСО от 28.01.2009 № Ф04-7965/2008(20062-А46-25) следует, что если нет реализации услуг (арендодатель не оказывает коммунальные услуги), то выставлять арендатору счет-фактуру на сумму потребляемых им коммунальных услуг арендодатель не должен.
Арендодатель также не вправе и перевыставлять счета-фактуры арендатору, поскольку в данном случае не является посредником между арендатором и поставщиком услуг, следовательно, на него не распространяются положения пп. «а» п. 7, п. 11 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, п. 11 Правил ведения книги покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
Таким образом, автономное учреждение – арендодатель не должно выставлять арендатору счет-фактуру.
Относительно налогового вычета «входного» НДС, предъявленного арендодателю поставщиками коммунальных услуг, позиция чиновников следующая:
Как было сказано выше, передача арендаторам энергоносителей не облагается НДС, следовательно, сумма «входного» налога, предъявленная поставщиками энергоносителей в части услуг, потребляемых арендатором, у арендодателя вычету не подлежит.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ арендодатель должен эту сумму налога включить в стоимость коммунальных услуг, которые потребляет арендатор (письма Минфина РФ от 03.03.2006 № 03-04-15/52, УФНС по г. Москве от 21.05.2008 № 19-11/48675, от 16.07.2007 № 19-11/067415). Такую же позицию занимают некоторые арбитражные суды (Постановление ФАС СЗО от 12.09.2006 № А52-353/2006/2).
В соответствии с п. 13 Правил ведения книги покупок регистрация в книге покупок счетов-фактур, предъявленных арендодателю поставщиками услуг, производится без учета сумм налога по коммунальным платежам, потребленным арендатором.
Следовательно, автономное учреждение – арендодатель вправе принять НДС к вычету по предоставленным поставщиками энергоносителям без учета сумм налога по коммунальным платежам, потребленным арендатором.
Налог на прибыль. Деятельность автономного учреждения по сдаче в аренду имущества не является основной. Поэтому выясним, учитывается ли возмещение расходов автономного учреждения по коммунальным услугам в составе внереализационных доходов, перечень которых приведен в ст. 250 НК РФ.
Такой вид дохода, как возмещение арендатором стоимости потребленных коммунальных услуг, в этом перечне не поименован. Однако в ст. 251 НК РФ содержится перечень доходов, не учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Суммы, полученные от арендаторов в качестве возмещения расходов по коммунальным услугам, в этой статье не указаны.
На основании вышеперечисленного сумму возмещения расходов по коммунальным платежам нужно учитывать в составе внереализационных доходов (письма Минфина РФ от 27.08.2012 № 03-03-06/4/88, от 20.12.2012 № 03-03-06/4/117).
Таким образом, если арендатор помимо арендной платы возмещает автономному учреждению расходы по коммунальным услугам, то у последнего возникает внереализационный доход, но при этом в составе расходов он вправе учесть суммы, которые перечислены поставщикам, оказывающим коммунальные услуги, в том числе и за помещения, сданные в аренду.
Бухгалтерский учет
В то же время расчеты по принятым автономным учреждением обязательствам за оказанные коммунальные услуги в рамках заключенных договоров с их поставщиками отражаются на счете 0 302 23 000 «Расчеты по коммунальным услугам (п. 135 Инструкции № 183н).
Расходы по коммунальным услугам могут относиться к прямым (как при сдаче имущества в аренду) или к накладным, которые подлежат распределению между видами деятельности, способом, утвержденным учетной политикой. При возмещении арендаторами расходов по коммунальным услугам их сумма, как было указано выше, определяется условиями договора или установленным методом ее определения.
Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете операций по возмещению арендаторами расходов по коммунальным услугам.
Автономное учреждение временно сдает свободное здание арендатору. Условиями договора о возмещении расходов по коммунальным платежам установлено, что сумма их возмещения будет определяться по показаниям приборов учета. Поставщиками предъявлены документы на оплату предоставленных автономному учреждению за месяц энергоносителей на сумму 40 000 руб. Затраты по коммунальным услугам учитываются в составе накладных расходов. Учреждение не осуществляет других видов приносящей доход деятельности. Поскольку плата за коммунальные услуги не была произведена арендатором (соответственно, средств от указанной деятельности на счете не было), оплата поставщикам осуществлена за счет средств субсидии на выполнение госзадания с последующим их возмещением за счет средств от деятельности по сдаче имущества в аренду. Арендатору был выставлен счет на возмещение расходов по показаниям приборов учета на сумму 10 000 руб. Эта сумма поступила на лицевой счет учреждения, открытого в ОФК.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
- возмещение коммунальных услуг налог на прибыль
- возмещение коммунальных услуг по договору аренды квр 244 или 247