возмещения расходов другого налогоплательщика в учете

Перевыставление расходов контрагенту: налоговые последствия

возмещения расходов другого налогоплательщика в учете. возмещения расходов другого налогоплательщика в учете фото. картинка возмещения расходов другого налогоплательщика в учете. смотреть фото возмещения расходов другого налогоплательщика в учете. смотреть картинку возмещения расходов другого налогоплательщика в учете.Перевыставление отдельных расходов, возмещение расходов – отношения между контрагентами весьма распространённые.

С этим сталкиваются компании при:

поставках товаров – перевыставляют транспортные расходы;

аренде, лизинге – перевыставляют коммунальные расходы, расходы на страхование;

строительстве – генподрядчик перевыставляет расходы на электроэнергию подрядчику.

Практика обычная. Но так ли безобидны налоговые последствия подобных хозяйственных операций и что по этому поводу думает налоговая служба. Давайте разбираться.

При отражении в бухгалтерском и налоговом учёте расходов организация руководствуется, как минимум, ПБУ 10 «Расходы организации» и 25 главой Налогового кодекса РФ. В данных документах чётко указаны требования по признанию расходов.

Расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы, то есть, связаны с получением дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). И в Законе о бухучёте сказано, что каждый факт хозяйственной жизни компании должен оформляться первичными учётными документами (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

В зависимости от факта хозяйственной жизни мы формируем соответствующий пакет первичных документов. О требованиях к первичным документам ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ говорит следующее. Обязательными реквизитами первичного учётного документа являются:

дата составления документа;

наименование экономического субъекта, составившего документ;

содержание факта хозяйственной жизни;

величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за её оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

И уже рассматривая данные требования, мы видим, что при перевыставлении расходов требования, изложенные в подпунктах 3, 6, 7 не выполняются!

В вышеуказанных нормативных актах речь идёт о расходах, понесённых самой организацией, а не какой-либо другой организации. И в этом случае Минфин и ФНС РФ неоднократно давали комментарии о невозможности признания «чужих» расходов.

Рассмотрим письмо Минфина от 08.02.2019 №03-03-07/7618 «Об учёте в целях налога на прибыль расходов в виде возмещения расходов другого налогоплательщика», где ведомство прямо указывает: «В случае если налогоплательщиком возмещаются расходы другого налогоплательщика, то такие расходы не могут рассматриваться как расходы, произведённые для осуществления деятельности самого налогоплательщика, в связи с чем не подлежат учёту при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций».

Наиболее часто перевыставлют поставщики транспортные расходы, мотивируя тем, что так написано в договоре: «… покупатель возмещает поставщику расходы на доставку товара». Давайте внимательно рассмотрим данный факт хозяйственной жизни. Поставщик, поставляя товар, является заказчиком транспортных услуг у компании – перевозчика. Перевозчик выставляет первичные документы по факту перевозки в адрес поставщика. Всё верно. У поставщика транспортные услуги учитываются в составе расходов, связанных с продажей товаров. А вот что поставщик перевыставляет покупателю – большой вопрос.

Пункт 5 статьи 38 НК РФ говорит следующее: «Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

Согласно положениям подпункта 1 пункта 3 статьи 169 и пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан составить соответствующие счета-фактуры при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, поставщик потребил транспортную услугу в момент её оказания. Что же тогда он пытается «перепродать»? Потреблённую услугу? Поставщик-то «перепродаёт» и при этом отражает доход и формирует налогооблагаемую базу по двум налогам: налогу на прибыль организации и налогу на добавленную стоимость. А вот что принимает на учёт покупатель под видом перевыставленных транспортных услуг? Вопрос открыт. Ведь при таком отражении искажённых фактов хозяйственной деятельности поставщик выставляет счёт-фактуру. Правомерно ли?

Минфин России в Письме от 22.02.2018 N 03-07-09/11443 указал, что если согласно условиям договора продавец услуг по предоставлению вагонов для перевозки грузов обязуется их оказать, а покупатель оплатить эти услуги и возместить понесённые продавцом транспортные расходы при подаче (возврате) вагонов для (после) оказания услуг, то данные возмещаемые расходы по оплате услуг по транспортировке подаваемых (возвращаемых) вагонов, оказываемых третьими лицами, не учитываются продавцом при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и, соответственно, в счёте-фактуре, выставляемом им по услугам по предоставлению вагонов, не указываются.

«Входной» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения договора (т.е. для деятельности, облагаемой НДС), стоимость которых возмещена контрагентом, принимайте к вычету в общем порядке (п. 1 ст. 172 НК РФ, Письма Минфина от 22.04.2015 N 03-07-11/22989, от 22.10.2013 N 03-07-09/44156).

Поскольку сам продавец не оказывает при этом услугу перевозки, то и счёт-фактуру, полученный от перевозчика, он не может просто перевыставить покупателю от своего имени (Письма Минфина от 13.04.2016 N 03-07-09/21127, от 22.10.2013 N 03-07-09/44156). Соответственно, покупатель не вправе принять к вычету НДС со стоимости перевозки по такому счёту-фактуре.

Вариант организации взаимоотношений между организациями, во избежание налоговых рисков, на стадии переговоров расходы на доставку товаров включать в стоимость товаров.

Можно ли списать в расходы возмещённый контрагенту утилизационный сбор? Организация, возместившая поставщику сумму уплаченного им утилизационного сбора, не вправе учесть сумму такого возмещения в «прибыльной» базе.

В своём письме от 14.08.2019 № 03-03-06/1/61449 Минфин напоминает, что в целях налога на прибыль к расходам относятся экономически обоснованные и документально подтверждённые затраты, произведённые при ведении деятельности, направленной на получение дохода. В общем случае возмещение затрат, произведённых иными организациями, не отвечает критериям «прибыльных» расходов.

Следовательно, возмещаемая поставщику продукции (плательщику утилизационного сбора) сумма сбора не учитывается при определении базы по налогу на прибыль у покупателя продукции.

И таких примеров немало.

Об учете лизингополучателем сумм возмещения затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга, в целях налога на прибыль

Достаточно часто приходится сталкиваться с тем, что после определённого срока действия договора лизинга лизингодатель перевыставляет лизингополучателю какие- либо расходы. Например, расходы на страхование, на уплату транспортного налога или налога на имущество организации. И вот в этом случае в письме от 27.10.2017 N 03-03-06/1/70590 Минфин говорит, что лизинговые платежи, которые учитываются у лизингополучателя при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации, уже должны включать в себя суммы возмещения затрат лизингодателя, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга.

Таким образом, мы видим, что перевыставление расходов по сделке является весьма рискованным действием для обоих сторон договора. Большую часть рисков можно снять на стадии обсуждения условий договора.

Источник

Как исчисляется НДС при возмещении расходов в разных ситуациях?

возмещения расходов другого налогоплательщика в учете. возмещения расходов другого налогоплательщика в учете фото. картинка возмещения расходов другого налогоплательщика в учете. смотреть фото возмещения расходов другого налогоплательщика в учете. смотреть картинку возмещения расходов другого налогоплательщика в учете.

Какие расходы относят к возмещаемым?

Для начала давайте разберемся, какие же именно расходы называют возмещаемыми. Тут все не очень сложно: это расходы, которые осуществлены в интересах другого лица. Возмещение издержек чаще всего оформляется договорами возмездного оказания услуг, аренды или посредническими. Приведем примеры наиболее распространенных случаев:

Эксперты КонсультантПлюс подготовили разъяснения о необходимости начисления НДС при возмещении расходов, учтенных в цене договора; сверх цены договора; при перевыставлении расходов по посредническому договору. Если у вас нет доступа к К+, получите его бесплатно на временной основе и переходите к указаниям.

Но, конечно, наиболее весомую долю всех видов возмещаемых услуг составляют услуги по доставке и перевозке товаров. Остановимся на них подробнее.

Что является транспортными возмещаемыми расходами?

Рассмотрим несколько вариантов, связанных с доставкой товара.

Возмещение НДС по перевозке с точки зрения налоговиков

Свою точку зрения налоговики и финансисты выразили в письме Минфина РФ от 15.08.2012 № 03-07-11/299. О чем оно? Специалисты финансового ведомства указывают, что счета-фактуры, согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ, следует выставлять исключительно в случае реализации товаров. Далее они рассматривают случай, когда в соответствии с условиями заключенного договора поставщик организует перевозку, а покупатель возмещает ему осуществленные транспортные расходы. При этом, по мнению чиновников, в счете-фактуре продавца по отпущенным товарам стоимость услуг по доставке указывать не следует.

Потом они сообщают, что поставщик может оказывать транспортные услуги покупателю также по комиссионному или агентскому договорам. При этом покупатель вправе произвести вычеты НДС по таким услугам на основании счетов-фактур, которые выдаст ему продавец. Обратите внимание, что в этом случае при выписке счета-фактуры агент или комиссионер, заказавший услуги по доставке товаров, обязан указать в нем название фактического поставщика услуг (то есть перевозчика), а не свое собственное.

Рассуждая таким образом, чиновники приходят к выводу, что покупатель не может взять к вычету НДС по возмещаемым транспортным услугам, поскольку подобные счета-фактуры, согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, не могут служить основанием для осуществления налогового вычета.

Иными словами, финансисты в целях возмещения НДС настаивают на документальном оформлении посреднических отношений между поставщиком и перевозчиком. Следовательно, и составлять счета-фактуры следует по правилам, установленным для посредников. Это значит, что поставщик товара должен выписать покупателю два счета-фактуры:

Возмещение НДС по перевозке: мнение судей

Суды по поводу этой ситуации считают, что поставщик товара, инициирующий его доставку с использованием услуг стороннего перевозчика и возмещением данных расходов покупателем, не обязан платить НДС в бюджет с возмещенной суммы, так как в данном случае реализации нет. Именно этой позиции придерживаются арбитры, пример тому — постановление ФАС Московского округа от 12.04.2011 № КА-А41/957-11.

Можно ли возместить НДС с расходов на подарки сотрудникам см. здесь.

А можно ли по-другому?

Во избежание споров с налоговой можно, конечно, сделать именно так, как советуют чиновники. Однако здесь есть одна тонкость: согласно ГК РФ, агентский и комиссионный договоры являются не безвозмездными, а это означает, что по ним должно быть предусмотрено некоторое вознаграждение. И даже если в договоре это не предусмотрено, оно все равно должно быть выплачено после исполнения обязательств в размере, аналогичном ценам, взимаемым за подобные услуги.

Поэтому, если вы решите остановиться на заключении посреднического договора, необходимо будет предусмотреть некоторую сумму вознаграждения, пусть даже самую маленькую. Данная сумма для продавца (который здесь является посредником) будет доходом, и в учете услуги по перевозке пройдут транзитом через счет 76.

Однако стоит помнить, что ГК РФ по такой схеме никого поступать не обязывает, и условия организации перевозки товара могут быть закреплены другими способами. Например, можно предусмотреть в договоре изменение цены в зависимости от каких-либо показателей, ее определяющих.

Тогда цена товара будет состоять из двух частей: постоянной и переменной, определяемой суммой стоимости доставки. Эта схема убивает двух зайцев: происходит компенсация транспортных расходов, но в тоже время отсутствует посредничество.

Учет и налогообложение по «постоянно-переменной» схеме

Он будет точно таким же, как и в случае, когда поставщик организует доставку товара покупателям за собственный счет, учитывая транспортные расходы в конечной цене товара. А что в этом случае происходит с НДС?

Как видим, схема очень проста и удобна. А теперь перейдем к рассмотрению вопроса исчисления НДС по некоторым другим видам возмещаемых расходов.

Начисление НДС по возмещаемым командировочным

Рассмотрим ситуацию, когда поставщик оказывает заказчику какие-либо услуги, для выполнения которых представителя поставщика приходится командировать в другую местность. Нужно ли в этом случае начислять НДС и с какой суммы?

По данному вопросу имеются две позиции. Минфин считает, что компенсация командировочных расходов предусматривает обложение НДС. Соответствующее мнение финансисты высказывают в письмах от 26.02.2010 № 03-07-11/37, 09.11.2009 № 03-07-11/288 и других.

В них Минфин поясняет, что оплата командировочных расходов связана с оплатой основных услуг, оказываемых поставщиком. В связи с этим данные возмещаемые расходы должны быть включены в налоговую базу по НДС. Сформулировав свою точку зрения, чиновники тем не менее осторожно уточняют, что это их личное мнение, а письма носят всего лишь разъяснительный характер.

Однако арбитры часто считают по-другому. Поскольку при возмещении услуг не осуществляется переход права собственности на них, то средства, получаемые поставщиком услуг в качестве компенсации, не могут быть объектом налогообложения.

Как это объясняется? Если в договор об оказании основных услуг не включены условия о возможности осуществления командировочных расходов за счет заказчика, то последние признаются компенсацией, которая не является выручкой и не облагается НДС. Примеры подобных решений: определение ВАС РФ № 6950/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.08.2008 № А42-7064/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 19.02.2007 № А17-1843/5-2006 и другие).

Поробнее об этих двух точках зрения, аргументах и примерах свежей арбитражной практики смотрите в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС системы КонсультантПлюс. Пробный доступ к К+ можно получить бесплатно.

Исчисление НДС по возмещению госпошлины

Рассмотрим другую ситуацию. Компанией, сдающей в аренду помещения в торговом центре, оплачена пошлина за госрегистрацию договора аренды. Впоследствии арендатор должен ее возместить. Нужно ли в этом случае начислять НДС?

Тут можно рассуждать так же, как рассуждали судьи в предыдущем случае. Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ, объектом обложения НДС считаются, в частности, операции по реализации услуг. В случае возмещения арендатором суммы уплаченной арендодателем госпошлины о реализации речь не идет, а значит, нет объекта обложения и счет-фактуру выставлять нет необходимости.

Итоги

Итак, мы рассмотрели основные ситуации по начислению НДС с возмещаемых расходов и ознакомились с мнениями чиновников и судей. Какой из позиций придерживаться, вам придется решить самостоятельно. Однако нужно понимать, что если не следовать рекомендациям финансистов, то, возможно, придется отстаивать свое мнение в суде.

Источник

Компенсация затрат и ее отражение в учете

Расходы, произведенные в интересах другого лица, обычно возмещаются. Рассмотрим, каким будет налоговый учет у обеих сторон

Гражданско-правовые договоры

Как правило, возмещение издержек предусматривается посредническими договорами, договорами аренды и возмездного оказания услуг.

Договор возмездного оказания услуг

Согласно пункту 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке и отказаться от услуг, только если оплатит исполнителю затраты. К сожалению, учесть их в налоговой базе при УСН заказчик не сможет — в закрытом перечне пункта 1 статьи 346.16 НК РФ нет соответствующего вида расходов. А вот исполнителю полученные суммы придется включить во внереализационные доходы в день, когда деньги поступят в кассу или на расчетный счет (п. 1 ст. 346.15 и ст. 250 НК РФ). При УСН не учитываются доходы, облагаемые налогом на прибыль и НДФЛ, а также указанные в статье 251 НК РФ. Но суммы, компенсированные исполнителю по досрочно расторгнутому договору, ни к тем, ни к другим не относятся. А кроме того, список внереализационных доходов не является исчерпывающим.

Пример 1

ООО «Алкиона» и ООО «Медцентр» заключили договор на оказание медицинских услуг, согласно которому ООО «Медцентр» с 17 по 21 мая 2010 года должно провести врачебное обследование сотрудников ООО «Алкиона». С этой целью 12 мая медицинская компания купила и оплатила необходимые для обследования расходные материалы на сумму 8850 руб. (в том числе НДС 1350 руб.), но 14 мая ООО «Алкиона» отказалось от обязательств по договору и в связи с этим 17 мая возместило ООО «Медцентр» понесенные расходы.

Как отразить указанные операции в налоговом учете контрагентов при условии, что обе организации применяют УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы?

Сумму, возмещенную исполнителю за закупки, сделанные им до расторжения договора, учесть в расходах заказчику нельзя. Соответствующие затраты отсутствуют в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ.

Стоимость материалов, используемых для оказания услуг, без НДС учитывается как материальный расход (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ). Налоговую базу можно уменьшить и на сумму НДС (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Значит, бухгалтер ООО «Медцентр» сразу после оплаты — 12 мая 2010 года вправе списать затраты на материалы без НДС в размере 7500 руб. (8850 руб. – 1350 руб.) и отдельно НДС в размере 1350 руб. 14 мая договор расторгнут, однако материалы будут использованы для оказания услуг другим клиентам, следовательно, расходы корректировать не нужно. С 2009 года стоимость сырья и материалов допускается списывать в расходы при УСН сразу после оплаты, не дожидаясь отпуска в производство. Изменения в подпункт 1 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ внесены Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ. Полученную от заказчика компенсацию (8850 руб.) нужно отразить во внереализационных доходах 17 мая.

Договор аренды

Как правило, по договору аренды возмещаются коммунальные платежи и издержки на улучшение арендованного имущества.

Компенсация за улучшения. Арендатор, осуществивший за свой счет и с согласия арендодателя неотделимые улучшения арендованного имущества, после прекращения договора имеет право на компенсацию их стоимости, если стороны не предусмотрели иное (п. 2 ст. 623 ГК РФ). Неотделимым называется улучшение, которое нельзя рассматривать вне объекта и разъединить с ним, не ухудшив свойств, отвечающих его назначению, или не нарушив целостности. Когда срок договора аренды заканчивается, неотделимые улучшения остаются у арендодателя.

Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без одобрения арендодателя, не возмещается, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 623 ГК РФ)

Передавая капитальные вложения, арендатор по сути продает результаты работ. В статье 251 НК РФ не указан доход в виде компенсации за улучшения арендованного имущества. Следовательно, получив от арендодателя возмещение, арендатор должен увеличить налоговую базу (п. 1 ст. 346.15 и ст. 249 НК РФ).

Учет расходов несколько сложнее. Чаще всего неотделимые улучшения связаны с достройкой, реконструкцией, модернизацией или дополнительным оснащением арендованного объекта. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ затраты на преобразования можно списывать, если они были направлены на основные средства, к которым относится имущество, признаваемое амортизируемым в соответствии с главой 25 НК РФ. В пункте 1 статьи 256 НК РФ говорится, что неотделимые улучшения арендованного объекта, совершенные арендатором с ведома арендодателя, являются амортизируемым имуществом.

Неотделимые улучшения возможны и в виде ремонта

Отражается ли у арендаторов в расходах стоимость работ? Прежде чем ответить, вспомним, что арендаторы не становятся собственниками неотделимых улучшений и потому не вправе причислять их к основным средствам. Значит, затраты на них нельзя признать в расходах согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Другого же варианта, к сожалению, нет. А могут ли учесть подобные издержки арендодатели? Да, для них подпункт 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ подходит, но есть еще дополнительные требования. Во-первых, расходы при упрощенной системе признаются только после оплаты. Стоимость улучшений считается оплаченной на дату выплаты компенсации. Заметим, для арендодателя не важно, расплатился арендатор с подрядчиками или нет. Во-вторых, модернизированный (реконструированный, достроенный) объект необходимо ввести в эксплуатацию, а документы подать на государственную регистрацию, если она предусмотрена законодательством. Подобные расходы списываются равными долями в последние дни кварталов в течение налогового периода (п. 3 ст. 346.16 и подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Эта тема подробно рассматривалась в статье «Учет неотделимых улучшений объекта аренды» // Упрощенка, 2008, № 8

Пример 2

Индивидуальный предприниматель П.З. Орешкин 10 июля 2009 года арендовал склад у ООО «Посейдон» на 10 месяцев. В течение срока действия договора арендатор с согласия арендодателя надстроил склад вторым этажом. Расходы составили 1 290 000 руб. (в том числе НДС 196 779,66 руб.). 12 мая 2010 года организация ввела обновленный объект в эксплуатацию и подала документы на государственную регистрацию, а 17 мая перечислила предпринимателю компенсацию.

Отразим указанные операции в налоговом учете обеих сторон при условии, что и предприниматель, и организация применяют УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы.

Второй этаж является неотделимым улучшением арендованного склада, которое перешло в собственность ООО «Посейдон». Поэтому П.З. Орешкин не вправе отнести на расходы 1 290 000 руб. Несмотря на это, 17 мая 2010 года сумму полученной компенсации ему придется включить в облагаемые доходы.

12 мая ООО «Посейдон» ввело в эксплуатацию надстроенный склад и подало документы на регистрацию, а 17 мая компенсировало арендатору стоимость работ. С этого дня расходы считаются оплаченными. Таким образом, все условия для учета расходов на обновление основного средства выполнены в II квартале. Следовательно, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря бухгалтер ООО «Посейдон» может отразить в расходах по 430 000 руб. (1 290 000 руб. ÷ 3 квартала).

При упрощенной системе НДС является невозмещаемым налогом, поэтому входит в первоначальную стоимость основного средства

Компенсация коммунальных платежей. Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ за содержание арендованного имущества отвечают арендаторы, если другое не установлено законодательством или договором. Хотя именно они пользуются водой, электричеством, теплом и пр., покупателями коммунальных услуг в основном выступают арендодатели, поскольку традиционно договоры с поставщиками заключают владельцы. Арендаторы же возмещают им затраты.

При упрощенной системе доходы от реализации устанавливаются согласно статье 249 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), а в ней указано, что выручка складывается из всех поступлений, связанных с продажей товаров (работ, услуг) или имущественных прав. Стало быть, наряду с арендной платой арендодатель должен включить в доходы полученную компенсацию коммунальных платежей. Так полагают и контролирующие органы (письма Минфина России от 10.02.2009 № 03-11-09/42 и ФНС России от 05.12.2006 № 02-6-10/216@).

Подробнее об этом читайте в статье «Коммунальные платежи» // Упрощенка, 2009, № 11

Если объект налогообложения — доходы минус расходы, то на сумму, перечисленную коммунальным службам, арендодатель вправе снизить налоговую базу (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). На том же основании арендатор может учесть выплаченную компенсацию (как материальный расход).

Пример 3

Дополним условия примера 2. Согласно договору аренды коммунальные услуги оплачивает ООО «Посейдон» (арендодатель), а индивидуальный предприниматель П.З. Орешкин (арендатор) возмещает их стоимость. 6 мая 2010 года арендодатель перечислил коммунальным службам за апрель 2800 руб. (в том числе НДС 427,12 руб.), а 7 мая получил компенсацию от арендатора. Отразим операции в налоговом учете у обеих сторон.

Коммунальные платежи без НДС составляют 2372,88 руб. (2800 руб. – 427,12 руб.). 6 мая 2010 года учтем их в расходах арендодателя (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Отдельной строкой в Книге учета доходов и расходов будет отражен расход в виде НДС — 427,12 руб. (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Сумму компенсации, равную 2800 руб., 7 мая включим в доходы арендодателя и в расходы арендатора.

Посреднический договор

От заказчика (доверителя, комитента или принципала) требуется не только уплатить посреднику (поверенному, комиссионеру или агенту) вознаграждение, но и возместить издержки, понесенные по договору (п. 2 ст. 975, ст. 1001 и ст. 1011 ГК РФ).

Комиссионер не вправе требовать компенсацию расходов на хранение имущества комитента, если в законе или договоре не установлено иное

При упрощенной системе доходы, приведенные в статье 251 НК РФ, не учитываются (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В подпункте 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ указаны суммы, поступившие посреднику для выполнения договора и возмещения издержек. Следовательно, компенсация затрат, полученная от заказчика, в доходах посредника не отражается. Правда, уменьшить налоговую базу на затраты ему тоже не удастся: они произведены за заказчика и считаются его расходами, да и то не всегда. Ведь при упрощенной системе признаются расходы, которые перечислены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Поэтому заказчик вправе учесть в налоговой базе при УСН уплаченную компенсацию только тех затрат, которые упомянуты в закрытом перечне.

Пример 4

По договору комиссии ООО «Альфин» получило от ЗАО «Марлет» 1 т муки для продажи по минимальной цене 20 руб./кг. Комитент возмещает все затраты, связанные с продажей, в том числе на хранение. Комиссионер участвует в расчетах, а его вознаграждение составляет 15% стоимости реализованного товара. Обе организации применяют УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы.

ООО «Альфин» 11 июля 2010 года уплатило за аренду склада 2006 руб. (в том числе НДС 306 руб.) и за перевозку муки 3540 руб. (в том числе НДС 540 руб.). Вся партия была продана оптовому покупателю за 22 000 руб. 13 июля деньги поступили на расчетный счет комиссионера, который, удержав вознаграждение и компенсацию затрат, перечислил оставшуюся сумму комитенту. В тот же день комитент подписал отчет. Каким будет налоговый учет у организаций?

Вознаграждение комиссионера составляет 3300 руб. (22 000 руб. × 15%), а полученная компенсация — 5546 руб. (2006 руб. + 3540 руб.). Несмотря на то что ООО «Альфин» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, оно не вправе учесть в расходах стоимость хранения и перевозки. Эти расходы войдут в налоговую базу ЗАО «Марлет». 13 июля 2010 года в доходах комиссионера нужно отразить только 3300 руб. Сумма полученной компенсации доходом не является (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 и подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).

13 июля бухгалтер ЗАО «Марлет» должен показать в доходах выручку от реализации муки (22 000 руб.), а в расходах — ее покупную стоимость (предположим, что к тому моменту ЗАО «Марлет» погасило задолженность перед поставщиком муки). Отчет подписан, компенсация затрат и вознаграждение удержаны тоже 13 июля. Считается, что в этот день комитент оплатил все издержки, и можно включить в расходы:

Согласно статье 164 ТК РФ компенсация — это сумма, возмещаемая сотруднику, который произвел материальные затраты, исполняя рабочие или иные обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом и другими федеральными законами. Случаи, когда выплачиваются компенсации, указаны в статье 165 ТК РФ. Многие из них мы рассматривали в журнале раньше. Сейчас поговорим лишь о затратах, возмещаемых при переезде сотрудников к новому месту службы и разъездной работе.

…при переезде на работу в другой город (район, поселок)

При смене места жительства, продиктованной производственной необходимостью, по предварительной договоренности с руководством возмещаются расходы (ст. 169 ТК РФ):

Обратите внимание: работодатель обязан возместить сотруднику расходы, заранее условившись о приеме на работу и его переезде, когда:

Налоговый учет. Перечень пункта 1 статьи 346.16 НК РФ не содержит компенсацию затрат, понесенных сотрудником при переезде. Тем не менее есть способ, позволяющий отразить ее в налоговой базе. При упрощенной системе разрешено признавать расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), состав которых определяется в соответствии со статьей 255 НК РФ. К ним, в частности, относятся все суммы, выплаченные по трудовым или коллективным договорам (п. 25 ст. 255 НК РФ). Таким образом, компенсацию, указанную в данных документах, можно учесть в расходах на оплату труда. Минфин придерживается того же мнения (письмо от 23.07.2009 № 03-03-05/138).

Страховые взносы во внебюджетные фонды. Порядок начисления и уплаты взносов регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Выплаты, с которых не взимаются взносы, указаны в пункте 1 статьи 9. К ним относятся и компенсации, связанные с переездом гражданина в рабочих целях (подп. 2и). Отметим, что не облагаются выплаты в пределах установленных норм. Но для работодателей, не финансируемых из федерального бюджета, законодательно установленных норм нет. Поэтому коммерческие предприятия полностью не начисляют взносы с сумм, выплаченных в размере, установленном трудовыми договорами.

Ситуация

Оплата жилья работникам

Бывает, работодатели снимают для приезжих сотрудников квартиры. Учитывается ли при налогообложении стоимость аренды этих квартир? На первый взгляд нет, ведь в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ такой вид затрат не указан. Но не будем спешить.

В соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению сотрудника работу разрешается оплачивать не только деньгами (ст. 131 ТК РФ). Доля, выраженная в натуральной форме, не должна превышать 20% месячного заработка. Очевидно, что издержки на съем жилплощади для персонала, не выходящие за приведенный показатель, работодатель вправе включить в расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Минфин подтверждает такую возможность (письма от 17.03.2009 № 03-03-06/1/155 и от 28.05.2008 № 03-04-06-01/142). Рекомендации даны организациям на общем режиме, но «упрощенцы» также могут ими воспользоваться. Напомним, что и при общем режиме, и при УСН состав расходов на оплату труда определяется согласно статье 255 НК РФ

Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Постановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 765 утвержден Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ (далее — Перечень). Затраты на переезд, вызванный поступлением или переводом на работу в другую местность, возмещенные гражданам в размере, не превышающем лимит, указаны в пункте 10 Перечня. Значит, взносы в ФСС на эти компенсации начислять не нужно.

НДФЛ. Выплаты компенсаций в пределах сумм, зафиксированных в трудовом (коллективном) договоре, указаны в пункте 3 статьи 217 НК РФ, так что НДФЛ с них не удерживается. Данное положение прокомментировано в письме Минфина России от 26.05.2008 № 03-04-06-01/140.

…сотрудникам на разъездной работе

Практически в любой организации есть сотрудники, находящиеся в постоянных разъездах (корреспонденты, курьеры, торговые агенты и т. д.). Некоторых обеспечивают служебными автомобилями, но обычно, следуя статье 168.1 ТК РФ, возмещают затраты на проезд городским транспортом.

Налоговый учет. В пункте 1 статьи 346.16 НК РФ компенсация стоимости билетов для деловых поездок не указана. Однако если она предусмотрена в трудовых или коллективных договорах, то может быть включена в расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и п. 25 ст. 255 НК РФ).

Минфин придерживается такой же точки зрения (письмо от 01.08.2006 № 03-05-02-04/121)

Как известно, при упрощенной системе признаются только документально подтвержденные издержки. Поэтому советуем, во-первых, приказом руководителя утвердить список должностей, связанных с разъездами, во-вторых, зафиксировать характер работы в должностных инструкциях и, в-третьих, хранить проездные билеты, за которые организация возвратила деньги.

Страховые взносы во внебюджетные фонды. Сотрудники, занятые в разъездах, вынуждены покупать проездные билеты. Суммы, возмещенные персоналу, исполнявшему свои трудовые обязанности, в базу по страховым взносам не включаются (подп. 2и п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Следовательно, взносы с компенсаций начислять не нужно.

Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Компенсация сотрудникам служебных расходов указана в пункте 10 Перечня. Значит, взносами в ФСС эти выплаты не облагаются.

НДФЛ. Рабочие поездки совершаются в интересах работодателя, а компенсацию подобных затрат НДФЛ не облагают (п. 3 ст. 217 НК РФ). Возмещенная плата за проезд не является экономической выгодой, то есть доходом сотрудника, значит, НДФЛ с нее взиматься не должен. Об этом говорится и в письмах Минфина России от 29.08.2006 № 03-05-01-04/252 и от 04.05.2006 № 03-05-01-04/112.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *