возможна ли отмена запроса котировок в электронной форме ответ
Возможна ли отмена запроса котировок в электронной форме ответ
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ (ред. 30.12.2020))
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
2. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика.
3. При проведении запроса котировок в электронной форме заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, содержащее:
1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
3) дату и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме должен составлять не менее четырех рабочих дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме;
5) требования, предъявляемые к участникам запроса котировок в электронной форме, и исчерпывающий перечень информации и электронных документов, которые должны быть представлены участниками такого запроса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
4. Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме должно содержать проект контракта, а также обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта. Внесение изменений в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не допускается.
1) об участнике запроса котировок в электронной форме:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения юридического лица, номер контактного телефона (если участником закупки является юридическое лицо);
б) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо);
в) фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, номер контактного телефона (если участником закупки является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель);
г) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки (или его копия), если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта (в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона) является крупной сделкой;
д) документы (или их копии), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
ж) декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы);
з) декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона (если участник закупки является такой организацией);
и) декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) с учетом положений части 6 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира;
в) документы (или их копии), подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов (или их копий) предусмотрено извещением о проведении запроса котировок в электронной форме. При этом не допускается требовать представление указанных документов (или их копий), если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
3) предложение участника запроса котировок в электронной форме о цене контракта, цене единицы товара, работы, услуги и сумме цен указанных единиц (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона);
4) документы (или их копии), предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, в случае, если в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска. В случае отсутствия таких документов (или их копий) в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работах, услугах, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
6. Информация, предусмотренная подпунктом «а» пункта 2 части 5 настоящей статьи, в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме может не включаться в случае указания в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме товарного знака и предложения участником закупки товара, обозначенного таким товарным знаком.
7. Информация, предусмотренная подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 5 настоящей статьи:
1) включается в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме при осуществлении закупки работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар (за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей части), в случае установления заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме требования о представлении такой информации в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме. При этом информация, предусмотренная подпунктом «а» пункта 2 части 5 настоящей статьи, в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме может не включаться при указании в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме товарного знака и предложения участником закупки товара, обозначенного таким товарным знаком;
2) не включается в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме в случае включения в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме проектной документации в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
8. Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных настоящей статьей, не допускается.
9. В течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме оператор электронной площадки направляет заказчику заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, а также предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.
10. Не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, установленной в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявку, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 9 настоящей статьи, и принимают решение о соответствии заявки на участие в запросе котировок в электронной форме требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, или об отклонении заявки на участие в запросе котировок в электронной форме по основаниям, предусмотренным частью 11 настоящей статьи;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, которая не отклонена в соответствии с требованиями части 11 настоящей статьи, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Победителем запроса котировок в электронной форме признается участник закупки, заявке на участие в запросе котировок в электронной форме которого присвоен первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в запросе котировок в электронной форме содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 части 5 настоящей статьи, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, которая поступила ранее других таких заявок;
в) подписывают усиленными электронными подписями сформированный заказчиком с использованием электронной площадки протокол подведения итогов запроса котировок в электронной форме;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов запроса котировок в электронной форме и после подписания такого протокола членами комиссии по осуществлению закупок в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 настоящей части подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки, который в течение одного часа с момента получения такого протокола размещает его в единой информационной системе и на электронной площадке.
11. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления информации и документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме;
2) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 1, частью 1.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
4) непредставления документов, предусмотренных пунктом 4 части 5 настоящей статьи (если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона), в случае, если в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме включена информация о запрете допуска товаров, происходящих из иностранных государств;
5) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме.
12. Протокол подведения итогов запроса котировок в электронной форме должен содержать:
1) дату подведения итогов запроса котировок в электронной форме, идентификационные номера заявок на участие в запросе котировок в электронной форме;
2) информацию о принятом решении о соответствии заявки на участие в запросе котировок в электронной форме требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, или об отклонении заявки на участие в запросе котировок в электронной форме с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме;
3) присвоенные заявкам на участие в запросе котировок в электронной форме, которые не отклонены в соответствии с требованиями части 11 настоящей статьи, порядковые номера в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 10 настоящей статьи;
4) информацию об увеличении цены контракта в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
5) решение каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, в отношении каждой заявки на участие в запросе котировок в электронной форме;
6) информацию о признании запроса котировок в электронной форме не состоявшимся в случаях, предусмотренных частью 14 настоящей статьи.
13. Заключение контракта с победителем запроса котировок в электронной форме осуществляется в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик осуществляет действия, предусмотренные частью 2 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме;
2) победитель запроса котировок в электронной форме осуществляет действия, предусмотренные частью 3 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части. При этом формирование и размещение протокола разногласий не допускаются;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные частью 7 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления победителем запроса котировок в электронной форме действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее срока, предусмотренного пунктом 4 настоящей части;
4) контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме.
14. Запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся в случае, если на участие в запросе котировок в электронной форме:
1) подана только одна заявка на участие в запросе котировок в электронной форме или только одна заявка на участие в запросе котировок в электронной форме признана соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме;
2) не подано ни одной заявки на участие в запросе котировок в электронной форме или все поданные заявки на участие в запросе котировок в электронной форме отклонены.
15. Если запрос котировок в электронной форме признан не состоявшимся в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 14 настоящей статьи, контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в запросе котировок в электронной форме, соответствующую требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 настоящей статьи. Если запрос котировок в электронной форме признан не состоявшимся в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 14 настоящей статьи, заказчик вправе осуществить новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как отменить запрос котировок по 44-ФЗ
Антикризисное предложение до 11 ноября
Как отменить запрос котировок по 44-ФЗ: разбираемся в особенностях процесса
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
Как отменить запрос котировок по 44-ФЗ – очень важный вопрос, который задают участники госторгов. Нормы законодательства разрешают процедуру отмены, но при соблюдении определенных сроков.
Несмотря на то что законодательство не содержит закрытого перечня причин, по которым возможна отмена, это не означает, что у данной процедуры отсутствует регламент. В нашей статье мы подробно расскажем о причинах отмены и приведем пошаговую инструкцию.
Как проходит запрос котировок по 44-ФЗ
Чтобы понять, как отменить запрос котировок по 44-ФЗ, необходимо разобраться в последовательности самой конкурсной процедуры.
Условия проведения электронной процедуры таковы:
Заказчик обязан разместить именно тот документ, в соответствии с которым будет в дальнейшем происходить закупка. В извещении содержатся основные тезисы предстоящей сделки. До тех пор, пока заявки принимаются к подаче, с опубликованным извещением может ознакомиться любой желающий.
После публикации извещения заказчик может сделать запрос котировки у трех и более организаций, предоставляющих требуемые товары или услуги.
Важно! В случае с предприятиями, ведущими деятельность исключительно за пределами нашего государства, процесс проведения запроса котировок не может быть осуществлен в электронном виде. Если возникла подобная ситуация, заказчик вправе ознакомиться с прайс-листами интересующих его товаров или услуг у трех организаций, принимающих участие в тендере. После получения подробной информации он может выбрать участника по своему усмотрению, невзирая на сумму контракта.
Существует ряд нюансов, связанных с тендерами на товары и услуги для скорой неотложной или экстренной медицинской помощи. При проведении запросов котировок в таком случае учитываются следующие моменты:
Перечисленные выше условия являются достаточным основанием для проведения внеочередного тендера. При этом срок контракта рассчитывается из времени, отведенного для проведения электронной конкурсной процедуры. Предмет торгов в данном случае – количество товара или услуг, достаточное для нормального жизнеобеспечения людей в течение указанного периода.
Обязательным условием является регистрация всех участников, подавших заявки в оговоренный период. В регистрации может быть отказано, если данные о заявителе предоставлены не в полном объеме. Однако такой отказ не вполне законен, поскольку в законе № 44-ФЗ говорится о недопустимости требований иных документов и сведений сверх указанных в соответствующем регламенте.
Заказчик обязан сохранять конфиденциальность данных запроса котировок, пока вся информация не появится в свободном доступе.
Закон № 44-ФЗ гласит: если по окончании срока процедуры запроса котировок заказчик подал одну заявку или не подал ни одной заявки, запрос котировок будет признан несостоявшимся.
В извещении указывается срок, в течение которого открывается свободный доступ ко всем данным заявителя. Для законности оглашения этой информации необходимо присутствие всех участников. Своевременное уведомление всех заявителей – обязанность заказчика. Такая же, как аудиозапись открытия содержащихся в заявках сведений.
Заключительный этап – контрольное рассмотрение всех заявок на предмет соответствия условиям, обозначенным в извещении. По итогам этой проверки заявка может быть отклонена как несоответствующая.
Проверку соответствия осуществляет котировочная комиссия, после чего в течение одного дня проводится оценка заявки. В случае обнаружения хотя бы одного несоответствия заявка отклоняется. Причиной отказа может послужить, например, недостаточный комплект документов. Заявка снимается с конкурса, а заявитель исключается из числа участников.
Когда запрос котировок будет признан несостоявшимся
Ситуация, когда на конкурс подается единственная заявка, не является редкостью. В таком случае, согласно закону № 44-ФЗ, контракт подписывается с участником, подавшим эту заявку.
Не исключены также случаи, когда котировочная комиссия находит множество несоответствий, что приводит к отклонению всех поданных заявок. Тогда срок подачи заявок продлевается еще на четыре рабочих дня, после чего вновь проводится проверка соответствия.
Если по итогам проверок среди кандидатов на роль подрядчика остается только один участник, контракт заключается с ним. В случае если все заявки вновь признаны несоответствующими, заказчик будет вынужден изменить план-график и подать еще одно извещение.
Дальнейшие действия заказчика зависят от причины, по которой закупка не была осуществлена. В связи с этим у него есть два пути решения проблемы:
Если проводится новый конкурс, условия заключения контракта остаются неизменными. При этом на сумму в пределах 10 % может быть увеличена начальная цена, а также меняются сроки исполнения.
В некоторых случаях приходится проводить отмену запроса котировок. По 44-ФЗ заказчик обязан отменить проведение электронных торгов не менее чем за два дня до срока, прописанного в извещении. Крайне важно своевременно уведомить об этом решении всех заявителей. Не позднее 24 часов после сообщения об отмене электронного аукциона должна появиться публикация нового плана-графика.
Крайне важно донести сведения об отмене запроса котировок до каждого участника конкурса. Поиск поставщика прекращается в момент официальной публикации на электронной площадке извещения об отмене котировочных запросов.
Основания и сроки для отмены запроса котировок
Чтобы знать, как отменить запрос котировок по 44-ФЗ, следует обратиться к электронной пошаговой инструкции. При наличии обстоятельств непреодолимой силы отмену допустимо провести в любой момент до заключения контракта, во всех остальных случаях отменить запрос котировок необходимо за два дня до завершения срока подачи заявок.
Если заказчик успел отменить запрос котировок в обозначенный срок, по 44-ФЗ прекращение процедуры не нуждается в обосновании.
Если же причиной прекращения процедуры закупки послужили обстоятельства непреодолимой силы и заказчику не удалось отменить запрос котировок в положенные дни до истечения срока подачи заявок, необходимо четко обозначить причины сложившейся ситуации.
Причины, понимаемые как «обстоятельства непреодолимой силы», прописаны в Гражданском кодексе РФ. В рамках этого термина можно выделить две составляющие:
Необходимо иметь в виду, что отсутствие вышеуказанных составляющих приводит к расцениванию ситуации вне категории обстоятельств непреодолимой силы. Как следствие, названная причина не будет являться достаточным основанием для прекращения процедуры госзакупки в срок меньше установленного действующим законодательством.
Проверка сроков
Как уже говорилось выше, отменить запрос котировок по 44-ФЗ заказчик должен не менее чем за два дня до даты завершения приема заявок.
Юридически заверенный документ о прекращении тендера необходимо опубликовать сразу же после его подписания. Как только данное решение будет размещено в Единой информационной системе, заказчик лишается возможности ознакомиться с заявками. Вскрывать конверты участников закупки после отмены запроса котировок строго запрещено. Необходимо, чтобы изменения в план-график были внесены не позднее следующего рабочего дня.
Как отменить запрос котировок по 44-ФЗ
Чтобы отменить запрос котировок в ЕИС, необходимо соблюсти следующую последовательность:
Пренебрежение описанным регламентом влечет за собой наказание в виде административного штрафа.
Последствия отмены запроса котировок
Как только решение отменить тендер принято, а все участники уведомлены, происходит аннулирование поданных заявок. Средства, зарезервированные на расчетных счетах кандидатов и являющиеся обеспечением заявок, как можно скорее возвращаются заявителям. С этих денег снимается временная блокировка, и их можно использовать по своему усмотрению.
Сведения, указанные в заявках, относятся к конфиденциальным и не могут быть распространены заказчиком.
Отмена запроса котировок не влечет материальную ответственность заказчика при условии, что участники электронного аукциона не понесли убытки. Данное правило следует отменить, если в результате неправомерных действий заказчика участники теряют часть финансовых средств.
Если регламент отмены конкурсной процедуры был соблюден в полной мере, решение заказчика не подлежит оспариванию со стороны участников.
Подчеркнем, что отменить электронные торги можно не позднее пяти дней до завершения процедуры подачи заявок. Сокращение сроков, предписанных законом, возможно только при наличии обстоятельств непреодолимой силы. Отмена госзакупки может быть признана законной только в случае соблюдения всех процессуальных норм.