возможно ли продление договора по 223 фз
Пролонгация договора по 223-ФЗ
В ситуации, когда поставщик во всех отношениях удовлетворяет интересам государственного или коммерческого заказчика, обязательное проведение тендера приобретает значение утомительной процедуры, требующей немало времени и средств.
Между тем, в соответствии с законодательными основами закупочной политики РФ, проводить тендеры необходимо ежегодно, согласно годовому бюджету организации.
В этой статье вы узнаете о том, при каких обстоятельствах можно продлять договоры, не прибегая к нормативным процедурам, а при каких обстоятельствах это может быть квалифицировано как серьезное нарушение и повлечь за собой соответствующие санкции.
Можно ли продлять договоры, заключенные до ввода 223-ФЗ?
Действующая база 223 ФЗ содержит в себе ряд «спорных» моментов, которые в некоторых ситуациях могут трактоваться по-разному. К числу таких моментов относится и возможность пролонгации договоров, заключенных еще до вступления в силу Федерального Закона № 223.
Несмотря на существующее мнение о том, что, если в текст договора внесен пункт о возможности автоматического продления, то контракт не подлежит перезаключению по окончанию финансового года, без дополнительных заявлений со стороны исполнителя, либо заказчика, это не совсем так. Продление договора — это, так или иначе, новые правовые отношения, стало быть, и осуществлять их необходимо в точном соответствии с нормами ныне действующего законодательства РФ.
Таким образом, если вы желаете избежать неприятных проблем с законом, то, лучше всего, все же перезаключать все договора в нормативном порядке. В любом случае, при правильном подходе к участию в тендере, ваш поставщик всегда сможет и не единожды доказать свое лидерство и свою высокую эффективность по сравнению с конкурентами.
Порядок пролонгации договоров по 223-ФЗ
В ситуации же, когда договоры заключены после ввода № 223-ФЗ, их вполне можно продлять ежегодно, путем подписания дополнительных соглашений, но только при одном условии. Возможность пролонгации договоров, ее нормы и порядок должны быть четко прописаны в составе внутреннего Положения организации о закупочной деятельности, а само положение — утверждено и опубликовано в ЕИС.
В результате подписания дополнительных соглашений, заменяющего нормативную процедуру проведения закупки, можно даже изменять цены и некоторые условия, не проводя при этом новый тендер. Но вся измененная информация должна немедленно появляться на общероссийском ресурсе ЕИС — только тогда данная процедура будет считаться легитимной, а ее организатор избежит штрафных санкций в соответствии с Положением № 616.
Эксперты BiCo готовы предложить свою поддержку!
Какой бы бизнес-процесс не ждал вас впереди — переоформление документов, участие в государственной или коммерческой закупке, либо отстаивание интересов в зале суда, профессионалы ГК BiCo всегда рады протянуть вам руку помощи!
Только у нас вы найдете:
Комплекс услуг ГК BiCo — надежный гарант вашего успеха и развития!
223-ФЗ: возможно ли пролонгировать договор на оказание услуг, если при заключении предусмотрена возможность продления?
Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
ВОПРОС
ФГУП в 2005 году заключило договор на оказание услуг связи. В условиях договора имеется пункт о пролонгации договора, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении.
Законом №223-ФЗ не установлено запрета продлевать действие договоров, если в положении о закупке и договоре предусмотрена возможность такой пролонгации. При этом рекомендуется заключение дополнительного соглашения в письменной форме (если иное не предусмотрено положением о закупке).
Если ваш договор был заключен до вступления в силу закона №223-ФЗ, а отношения, которые установлены договором, подпадают под сферу его действия, то вам необходимо заключить новый договор на оказание услуг связи в порядке, который установлен законом №223-ФЗ и положением о закупках.
ОБОСНОВАНИЕ
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ). Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ).
Согласно судебной практике пролонгация действия договора в случае, если приобретаются дополнительные объемы услуг, фактически представляют собой новые закупки, и они должны соответствовать нормам закона, действующим на момент такой пролонгации (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.10.2018 N Ф02-4511/2018 по делу N А58-9921/2017).
Вносить изменения в договор заказчик вправе, если это не противоречит положению о закупке и условиям самого договора (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Закон N 223-ФЗ позволяет сторонам при исполнении изменить количество (объем), цену закупаемых товаров, работ, услуг, а также сроки исполнения договора (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Если это не противоречит положению о закупке и договору, возможно продлить соглашение с контрагентом. Минэкономразвития России указывает на то, что возможность пролонгации должна быть предусмотрена самим договором и не изменять иных существенных условий договора, помимо объема и цены (см. Письмо от 10.05.2017 N Д28и-2031).
Порядок оформления изменений в договоре по Закону N 223-ФЗ заказчик определяет в соответствии с положением о закупке и самим договором (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Если такой порядок не установлен, соглашение об изменении составляется в той же форме, что и сам договор (ст. 452 ГК РФ).
Согласно Письма Минэкономразвития России от 16.12.2016 N ОГ-Д28-15138, если в рамках договора, заключенного по 223-ФЗ, предусмотрено заключение дополнительного соглашения, в результате чего суммарная стоимость договора превысит сто тысяч рублей, то сведения о закупке подлежат публикации в единой информационной системе и должны быть направлены в реестр договоров.
Не позднее десяти дней после изменения договора необходимо внести коррективы в сведения о договоре, который размещался в ЕИС после заключения. Для этого в реестр договоров направляется:
Таким образом, сведения об изменении договора будут размещены в ЕИС надлежащим образом (ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ, п. 43 Положения о размещении в ЕИС, пп. «в» п. 10 Правил ведения реестра договоров).
Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Возможно ли продление договора по 223 фз
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация осуществляет закупки с соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При выполнении работ было обнаружено несоответствие объема работ. Заказчик принял решение привлечь экспертную организацию, но подрядчик не успевает выполнить работы в срок. Можно ли увеличить сроки выполнения работ (ни положением о закупке, ни договором не предусмотрены ограничения на изменение срока выполнения работ)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если необходимость изменения сроков выполнения работ обусловлена объективной необходимостью (то есть изменение не является произвольным), такое изменение не может рассматриваться как нарушение Закона N 223-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Возможность продления срока действия договора по 223-ФЗ
Регламентация
Желательное для заказчиков продление сроков исполнения контрактов, заключённых на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с постоянной потребностью в них, ограничено законодательно и ставится в зависимость от законов, в рамках которых осуществляется закупочный процесс.
Ч. 1 ст. 95 44-ФЗ запрещает, за редкими исключениями, корректировать существенные условия контракта, к которым принадлежит и время его действия.
Т. е. продление, или как принято чаще называть данное действие, пролонгация договорных соглашений не отвечает нормам 44-ФЗ.
В соответствии с нормативной базой, все госзакупки обязаны производиться в соответствии с планом-графиком, публикуемом в ЕИС. Сроки исполнения контракта в данном документе составляют базовые показатели и изменению не подлежат.
Более того, письмо Минэкономразвития РФ № ОГ-Д28-4011 от 31.03.2017 даже не допускает включения в договорный текст пунктов о вероятности пролонгации и, соответственно, оформления допсоглашений о пролонгации времени исполнения контракта.
Игнорирование этих требований чревато для нарушителей админштрафами в сумме 20 тыс. руб. в отношении должностных лиц и до 200 тыс. руб. в отношении юрлиц.
Существенные условия контракта по 44-ФЗ могут быть изменены только в виде исключения на основании решений правительства, органов управления субъектов федерации или местной администрации. Например, согласно ПП РФ № 1186 от 19.12.2013.
Закон 223-ФЗ более лоялен к заказчикам, которые хотели бы увеличить время действия ранее подписанных контрактных соглашений.
Самостоятельно разрабатывая положения о закупочной процедуре, заказчики вольны вносить в него пункты о возможности пролонгации договора.
Если такие пункты в него внесены без изменения существенных условий контракта, исключая стоимость и объём, то пролонгация контракта без осуществления новой закупочной процедуры отвечает нормам 223-ФЗ.
Однако при этом необходимо соблюсти определённые требования.
Порядок
Ежегодное продление сроков действия договора по 223-ФЗ посредством заключения допсоглашений должно корреспондироваться с:
Хотя пролонгация договоров по 223-ФЗ при соблюдении названных условий вполне законна, тем не менее у контролирующих органов по поводу удлинения времени действия договора, заключённого на конкурентной основе, зачастую возникают вопросы. Они провоцируются тем обстоятельством, что заказчик, осуществляя продление срока действия договора по 223-ФЗ, не проводит новую закупку с предоставлением участникам равных конкурентных возможностей, а продолжает вести дело лишь с одним поставщиком.
В этой связи специалисты рекомендуют по возможности избегать пролонгации контрактных соглашений даже при соблюдении всех требований закона.
Пролонгация существующего договора вместо заключения нового не конфликтует с положениями 223-ФЗ, однако может стать объектом повышенного внимания со стороны контролирующих органов из-за подозрения в нарушении принципа конкурентности.
Как продлить срок действия госконтракта
Понятие
Есть группа товаров, работ, услуг, которые требуются заказчику постоянно, к примеру, электроэнергия, доступ в Интернет, телефония. Каждый заказчик хотел бы упростить процедуру ведения своей закупочной деятельности и не проводить ежегодно одинаковые заказы. Куда проще просто продлить период действия ранее заключенного контракта, а не утруждать себя проведением новых торгов. Это и называется пролонгация — увеличение периода действия контракта в процессе реализации сторонами своих договорных отношений.
По общему правилу, указанному в нормах гражданского законодательства, соглашение между участниками сделки может быть продлено свыше срока, на который оно заключалось. То есть стороны вправе изменять условия контракта в связи с изменением обстоятельств (ст. 451).
Но стоит учитывать, что деятельность заказчиков в сфере 44 ФЗ и 223 ФЗ должна опираться в первую очередь на специфические нормы данных законов.
Пролонгация по 44-ФЗ
Согласно ч. 1 ст. 95, стороны не вправе изменять существенные условия контракта, к которым в том числе относится срок его действия. То есть возможность пролонгации 44-ФЗ не предусматривает (письмо Минэкономразвития от 21.07.2015 № Д28и-2020, от 14.07.2016 № Д28и-1818, письмо Казначейства России от 19.05.2015 № 07-04-05/09-319).
Все закупки осуществляются согласно плану-графику, а период исполнения контракта в нем — один из главных показателей, вариативности здесь быть не может. Нарушением будет внесение в текст контракта правил о возможности продления (письмо Минэкономразвития от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4011). Заключать доп соглашение о продлении срока действия договора заказчик не имеет права (п. 2 ст. 168 ГК, доп соглашение о продлении срока договора является ничтожным, если оно не предусмотрено законом и контрактом).
Нарушение данного требования влечет административное наказание, предусмотренное пунктами 4 и 5 статьи 7.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. для должностных лиц и 200 000 руб. для юридических лиц.
Единственным юридически верным выходом из ситуации является публикация сведений в плане-графике и дальнейшее проведение нового заказа.
Исключение составляет случай изменений существенных условий в связи с решением Правительства, субъекта или местной администрации (пп. 2–4 ч. 1 ст. 95, Постановление от 19.12.2013 № 1186).
Пролонгация по 223-ФЗ
Иная ситуация обстоит в рамках закона 223-ФЗ. Заказчики находятся в менее строгих условиях, так как самостоятельно разрабатывают положение о закупке и могут включать в него положения о пролонгации.
Если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право его пролонгации и при этом не изменяются существенные условия (за исключением объема, цены), то продление срока без проведения повторной закупочной процедуры не противоречит требованиям Закона № 223 ФЗ. Такой позиции придерживается Минэкономразвития в своем письме от 24.03.2017 № Д28и-1993.
Таким образом, чтобы провести процедуру пролонгации, заказчику необходимо соблюсти ряд условий:
Стоит отметить, что нередко увеличение периода действия контракта, заключенного конкурентным способом, расценивается контрольными органами как ограничение конкуренции. Контролеры руководствуются тем, что вместо того чтобы провести очередную закупку и предоставить участникам равные возможности, заказчик обговаривает новые условия только с одним поставщиком