возможно ли заключение секретных международных договоров которые не подлежат опубликованию
Возможно ли заключение секретных международных договоров которые не подлежат опубликованию
2. Порядок официального опубликования
международных договоров Российской Федерации
МИД России представляет на официальную публикацию международные договоры Российской Федерации (межгосударственные и межправительственные), решение о согласии на обязательность которых для Российской Федерации было принято в форме федерального закона. Международные договоры Российской Федерации, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. Официальным опубликованием подобных международных договоров считается первая публикация их полного текста в «Собрании законодательства Российской Федерации» (пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», статьи 3, 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации также официально опубликовываются в Бюллетене международных договоров и размещаются (опубликовываются) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru).
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международный договор, который предусматривает до вступления в силу временное применение Российской Федерацией всего договора или его части либо договоренность о временном применении которых достигнута каким-либо иным образом (за исключением договоров межведомственного характера), незамедлительно подлежит по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации официальному опубликованию в Бюллетене международных договоров и размещению (опубликовыванию) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru).
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.01.1993 N 11 «О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации» с 1 января 1992 года вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат официальному опубликованию в необходимых случаях также в газете «Российские вести».
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что международные договоры Российской Федерации межведомственного характера публикуются по решению федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.
Официальные сообщения МИД России о вступлении в силу международных договоров, заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации, подлежат опубликованию в том же порядке, что и международные договоры (пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»). В случае, если международный договор Российской Федерации вступает в силу со дня подписания, то сообщения МИД России о его вступлении в силу не публикуются, так как даты подписания договора и вступления его в силу совпадают. Если даты подписания договора и вступления его в силу различны, то сообщения МИД России обычно печатаются одновременно с опубликованием международного договора Российской Федерации после его вступления в силу для Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.03.2012 N 8-П установлено, что до внесения федеральным законодателем в трехмесячный срок соответствующих изменений в действующее правовое регулирование временно применяемые Российской Федерацией в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающие при этом иные правила, чем предусмотренные законом, подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 30 данного Федерального закона для вступивших в силу международных договоров Российской Федерации, либо в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 3 и частью 1 статьи 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» для международных договоров, ратифицированных Федеральным Собранием. По истечении указанного срока любые временно применяемые международные договоры Российской Федерации, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливают при этом иные правила, чем предусмотренные законом, не могут применяться далее, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Указом Президента РФ от 12.07.2012 N 970 «Об официальном опубликовании временно применяемых международных договоров Российской Федерации» определено, что до внесения изменений в законодательство, официальное опубликование временно применяемых международных договоров Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, осуществляется на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru).
Международные договоры Союза ССР публиковались в следующих официальных изданиях:
Международные договоры СССР публиковались также в сборниках международных договоров СССР, но эта публикация не являлась официальной (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5).
Если согласие Российской Федерации на обязательность для нее договора выражается в какую-либо дату после вступления договора в силу, то договор вступает в силу для Российской Федерации в эту дату, если в договоре не предусматривается иное (пункт 3 статьи 24 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969).
Например, «иное» предусмотрено в пункте 2 статьи 84 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969: «для каждого государства, ратифицировавшего Конвенцию или присоединившегося к ней после сдачи на хранение тридцать пятой ратификационной грамоты или тридцать пятого документа о присоединении, Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение им своей ратификационной грамоты или документа о присоединении».
Случаи временного применения международных договоров необходимо отличать от временных международных соглашений, которые заключаются государствами для решения каких-либо вопросов (например, Временное торговое соглашение между СССР и Великобританией от 16.02.1934).
Необходимо различать подписание как способ выражения согласия на обязательность международного договора для Российской Федерации (окончательное подписание) и подписание международного договора как стадии его заключения.
Если в первом случае подписание договора его участниками влечет за собой его вступление в силу, то во втором случае вступление в силу наступает только при выполнении условия выражения согласия на его обязательность для Российской Федерации.
Необходимо отличать предварительную стадию заключения договора в форме обмена письмами или нотами, в которых содержится предмет договора, от обмена документами, образующими договор, как одного из способов выражения согласия на обязательность договора.
В российской договорной практике не принято заключать в форме обмена нотами (письмами) договоры, подлежащие ратификации, и договоры межведомственного характера (пункт 8 Рекомендаций МИД России от 01.04.2009 NN 4529/дп, 4530/дп).
Согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией (пункт 1 статьи 14 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969), если:
— договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией;
— иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации;
— представитель государства подписал договор под условием ратификации;
— намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.
Ратификации подлежит весь договор в целом. Ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона (статья 14 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», статья 106 Конституции РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации:
а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;
б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;
в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;
д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.
Помимо договоров, о которых идет речь в статье 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», в отдельную группу можно выделить международные договоры Российской Федерации, ратификация которых прямо предусматривается положениями некоторых федеральных законов. К ним относятся:
— договоры в области военно-технического сотрудничества (пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 19.07.1998 N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»);
— договоры в области добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней (пункт 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»);
— договоры, которыми принимаются технические регламенты (статья 2, пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»);
— договоры, касающиеся перемещенных культурных ценностей и любые другие международные договоры Российской Федерации, касающиеся ее культурного достояния (статья 23 Федерального закона от 15.04.1998 N 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»);
— договоры о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации (статья 109 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ);
— соглашения о реструктуризации долга иностранного государства или иностранного юридического лица перед Российской Федерацией (пункт 3 статьи 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ);
— договоры об использовании природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, в том числе с борта летательного аппарата, иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а также не имеющими статуса юридического лица объединениями юридических лиц иностранных государств и международными организациями (пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»);
— договоры о проведении морских научных исследований во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе с борта летательных аппаратов и с воздушных зондов, иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, компетентными международными организациями, членом которых не является Российская Федерация (пункт 3 статьи 25 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»);
— договоры о предоставлении Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (абзац второй статьи 4 Федерального закона от 23.06.1995 N 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»);
— договоры, касающиеся граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации и изъявивших желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);
Для международных договоров, согласие на обязательность которых выражается путем ратификации и это прямо оговаривается в самом договоре, могут устанавливаться особые условия вступления в силу.
Так, договорная практика двусторонних договоров предусматривает следующие условия вступления в силу:
— в день обмена ратификационными грамотами (например, статья 22 Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном от 23.04.2002);
— со дня обмена ратификационными грамотами (например, статья 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о российско-казахстанской государственной границе от 18.01.2005);
— по истечении определенного срока с даты обмена ратификационными грамотами (например, статья 25 Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27.02.2009).
Для многосторонних международных договоров могут устанавливаться следующие условия:
— со дня сдачи ратификационной грамоты депозитарию договора (например, статья 6 Соглашения о создании Консультативной экономической рабочей комиссии при Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств от 09.10.1992);
— по истечении определенного срока с момента сдачи депозитарию последней ратификационной грамоты (например, пункт 2 статьи 23 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества от 17.06.2004);
— с даты получения депозитарием четвертого письменного уведомления о выполнении подписавшими его сторонами внутригосударственных процедур (например, абзац первый статьи 17 Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 10.12.2010).
Следует отличать утверждение международного договора как один из способов выражения согласия государства на его обязательность от предварительного утверждения договора (его проекта), осуществляемого компетентными органами власти.
Необходимо также отличать принятие международного договора как способ выражения согласия государства на обязательность для него договора от принятия самого текста договора после его выработки.
С помощью данного способа выражения согласия к международному договору присоединяются те государства, которые не принимали участие в переговорах и не являлись его участниками с самого начала.
О разъяснениях данных положений см. пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 и пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5.
Дополнительно см. Порядок подготовки текстов международных договоров Российской Федерации.
Решите задачи:
В апреле 1997 г. Во время визита в Россию председателя кнр был подписан международный договор (Российская Федерация, кнр, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан) о пограничной безопасности.
Участники договорились не публиковать текст договора. Глава МИД России заверил лишь, что «документ будет полностью соответствовать российским интересам» и «будут полностью учтены военно-стратегические интересы России».
Возможно ли заключение секретных договоров, которые не подлежат опубликованию? Регулируется ли этот вопрос в международном праве и законодательстве Российской Федерации?
В соответствии с п.5 закона «О международных договорах Российской Федерации» непосредственно действуют в Российской Федерации положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты, которые в соответствии со ст.15 конституции РФ подлежат официальному опубликованию.
В соответствии с п. 14 закона «О международных договорах Российской Федерации» ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона. Именно ратификация придает международному договору РФ юридическую силу федерального закона.
С момента официальной опубликации договор становится частью правовой системы страны и подлежит применению всеми органами государства.
Согласно ч.3 ст. 15 КРФ Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Международное право содержит положения о регистрации, как о средстве ограничения возможности использования тайных договоров. Так, в соответствии со ст. 102 Устава ООН требуется, чтобы всякое международное соглашение члена Организации было зарегистрировано в Секретариате и им опубликовано. На случай нерегистрации предусмотрена санкция:- стороны в таком договоре не могут ссылаться на него ни в одном из органов ООН. Однако это не влияет на обязательную силу договора в отношении сторон. Это было подтверждено Международным судом. Например, В решении о юрисдикции в отношении спора между Катаром и Бахрейном Международный суд определил, что нерегистрация «не имеет никаких последствий для действительности соглашения, которое не становится менее обязательным для сторон».
Возможно ли заключение секретных договоров, которые не подлежат опубликованию?
Вместе с тем широко применяется в международной практике заключения секретных соглашений, особенно среди военно-стратегической политики.
К тому же следует учитывать, что полный отказ от тайных соглашений или их отдельных положений едва ли возможен. Заключаются договоры о военно-техническом сотрудничестве, о поставках товаров и др., публикация которых может иметь отрицательные последствия. Закон о международных договорах предусматривает, что публикация договоров осуществляется по представлению МИД.
Регулируется ли этот вопрос в международном праве и законодательстве Российской Федерации?
Согласно ст. 30 ФЗ «о международных договорах РФ» п 1: Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации.
Также по ст. 80 Венской конвенции о праве международных договоров ч. 1: Договоры после их вступления в силу направляются в Секретариат Организации Объединенных Наций для регистрации или для хранения в делах и занесения в перечень, в зависимости от случая, и для опубликования.
Согласно этим двум актам, принятие предшествует опубликованию, а также опубликование не является обязательной частью процесса.
Это означает, что заключение секретных международных договоров возможно.
Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. была ратифицирована Россией 28 мая 2001 г. В апреле 2001 г. депутат Государственной Думы Михайлов, сравнив русский и английский тексты Конвенции, обнаружил ошибку в русском переводе: слово «fiscal» (налоговый) было переведено как «финансовый». Из-за этой ошибки изменился смысл одной из статей Конвенции.
Следует ли России отменить прежнее свое решение и принять новое?
В отношении РФ должен действовать текст, содержащий аутентичное толкование в соответствии с изначально принятым текстом.
Данное требование вытекает из положений с п.1 ч.3 ст.33 Венской конвенции о праве международных договоров, где говорится, что «если аутентичность текста договора была установлена на двух или нескольких языках, его текст на каждом языке имеет одинаковую силу, если договором не предусматривается или участники не условились, что в случае расхождения между этими текстами преимущественную силу будет иметь какой-либо один определенный текст; предполагается, что термины договора имеют одинаковое значение в каждом аутентичном тексте».
Конвенция об отмывании денег была заключена в Страсбурге на английском и французском языках. То есть аутентичным должен быть признан текст договора на английском и французском языках.
В силу п.1,4 ст.31 Венской конвенции о праве международных договоров договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора; специальное значение придается термину в том случае, если установлено, что участники имели такое намерение.
Это означает, что при выражении согласия на данный международный договор при ратификации на Российскую Федерацию должны быть возложены обязанности в соответствии с официальным аутентичным текстом договора.
Во время ежегодной встречи глав правительств азиатских государств премьер- министры Японии и Тайваня выступили с совместным заявлением, что ни одно из правительств (ни Японии, ни Тайваня) не будет применять торговых санкций против другой стороны в течение двух лет.
Можно ли рассматривать такое заявление в качестве международного договора?
Согласно п. a) ч.1 ст.2 Венской конвенции о праве международных договоров: «Договор» означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования;
Что значит такое заявление нельзя рассматривать в качестве международного договора.
В 1990 г. между СССР и США было подписано Соглашение о линии разграничения морских пространств в Беринговом море, по которому к США отошло около 80 тыс. кв. км морских просторов и шельфа, богатых рыбой, морским зверем, запасами нефти, газа и др. видами минерального сырья. Соглашение не было ратифицировано ни Президиумом Верховного Совета СССР (по старой Конституции), ни до сих пор Государственной Думой РФ (по новой Конституции 1993 г.). Конгресс США ратифицировал это Соглашение еще в 1991 г. Считая эти воды своими, США задерживает в них российские рыболовецкие суда и отводит их под конвоем в порты Аляски. Правомерны ли действия военных кораблей США?
В соответствии со ст.7 Соглашения о линии разграничения морских пространств в Беринговом море «Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами. В удостоверение чего представителя Сторон, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящее Соглашение».
Из сказанного выше можно сделать вывод, что Российская Федерация не выразила своего согласия на обязательность данного международного договора путем ратификации, следовательно, договор не вступил в силу в соответствии со ст.7 Соглашения.
Из этого можно сделать вывод, что действия флота США являются неправомерными, так как договор не вступил в силу.
Но, существует возможность временного применения нератифицированного договора, предусмотренная ст.25 Венской конвенции: договор или часть договора применяются временно до вступления договора в силу, если: a) это предусматривается самим договором; b) участвовавшие в переговорах государства договорились об этом каким-либо иным образом. Если в договоре не предусматривается иное или участвовавшие в переговорах государства не договорились об ином, временное применение договора или части договора в отношении государства прекращается, если это государство уведомит другие государства, между которыми временно применяется договор, о своем намерении не стать участником договора.
В данном случае министр иностранных дел СССР направил ноту о применении договора до его вступления в силу, начиная с 15 июня 1990 года.
Значит договор действовал и действия военных кораблей США правомерны.
При подписании Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948г., Советский Союз сделал оговорку, в соответствии с которой юрисдикция Международного Суда ООН, предусмотренная этой конвенцией, не действует в отношении СССР (в 1990 г. эта оговорка была снята).
Соответствует ли такая оговорка международному праву?
Оговорка к международному договору в праве международных договоров означает одностороннее заявление, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определённых положений договора в их применении к данному государству.
Основными источниками международно-правовых норм, относящихся к оговоркам, являются Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года, Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года, а также обычные нормы международного права.
Право делать оговорки к международным договорам закреплено в статьях 19 Венских конвенций 1969 и 1986 года (о праве международных договоров 1969 года и о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года).
Согласно ст. 19 Венской конвенции о праве международных договоров
Государство может при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединения к нему формулировать оговорку, за исключением тех случаев, когда:
a) данная оговорка запрещается договором;
— в договоре запретов нет.
b) договор предусматривает, что можно делать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; или
— перечная оговорок нет.
c) или в случаях, когда оговорка несовместима с объектом и целями договора.
— про другие органы (междунар. трибуналы, междунар. уголовный суд) ничего не говорит, от их юрисдикции не отказался. Значит, не противоречит объекту и целям.
Оговорки должны делаться в письменной форме и доводиться до сведения договаривающихся государств и договаривающихся организаций и других государств и международных организаций, имеющих право стать участниками договора. К многосторонним международным договорам могут быть заявлены оговорки при условии, что в их текстах отсутствует согласованный запрет на оговорки. К двусторонним договорам оговорки не допускаются. Государство, сделавшее оговорку, может в любое время снять ее, равно как и государство, возразившее против оговорки.
Такая оговорка соответствует международному праву.