возникновение первобытной общины регулирование брачных отношений
4. Регулирование семейно-брачных отношений в первобытном обществе
При рассмотрении семьи необходимо видеть в ней две стороны: социальную и правовую. С социальной стороны семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
С правовой точки зрения семья представляет собой крут лиц, объединенных взаимными юридическими правами и обязанностями.
В условиях родового строя семьи не существовало. Отношения между мужчинами и женщинами были полигамными «беспорядочными». Детей воспитывали матери и все члены рода. В последующем с повышением производительности труда и возможностью обеспечить свое существование малыми группами, а не всем родом, стали возникать парные браки и создавались семьи, которые вели самостоятельное хозяйство и воспитывали детей.
Формирование семьи, распределение обязанностей между супругами, воспитание детей, другие внутрисемейные отношения регулировались определенными правилами. Так, сначала существовало правило брать жен только из своего рода (эндогамия). Поскольку это приводило к кровосмешению и вырождению, жен стали брать из других родов (экзогамия). Этот процесс был непростым. Возникли такие правила, как умыкание (похищение) жен, их выкуп, внесение платы роду, а затем родителям за невесту. Жена не имела никаких прав. Она продавалась родителями и покупалась мужем как вещь и поэтому всецело зависела от мужа. Такое положение жены было закреплено в религиозных нормах, обычаях. В этих условиях наследство передавалось сыновьям, как правило, старшему сыну, который становился главным в семье.
Существует также теория о том, что в определенный период развития первобытного общества был матриархат, когда главную роль играла женщина – мать. Это имело место в период собирательной экономики, т. е. добывания пищи путем собирания плодов диких деревьев, грибов, ягод, насекомых, мелких животных. Тогда родство определялось по материнской линии. Женщина играла более важную роль, чем мужчина.
Главной экономической причиной возникновения семьи была потребность в сохранении, приумножении и передаче по наследству имущества, находящегося в частной собственности семьи. Исторически первой была патриархальная семья, состоявшая из многих членов: сыновей, дочерей, их жен и мужей, детей. Нередко такие семьи включали несколько поколений. Во главе патриархальной семьи был отец, патриарх. Он осуществлял управление ею.
Патриархальная семья являлась одновременно производственным объединением и обычно была многочисленной. Ей принадлежали земля, скот, сельскохозяйственные орудия, постройки, жилые дома, рабы. С появлением таких семей род распался. Каждая семья самостоятельно обеспечивала себя средствами существования, воспитывала детей, решала все другие вопросы совместной жизни и деятельности.
Существовала определенная система правил воспитания детей в семье. Так, например, у славян и других народов мальчики до определенного возраста, как правило, до 12 лет, находились с матерью, а с 12 лет – с отцом, мужчинами и обучались мужскому делу – охоте, воинскому искусству, ремеслу, другим мужским делам. Девочки всегда находились с матерью. Они обучались женским профессиям: рукоделию, уходу за детьми, шитью, кулинарии и т. п.
Существовали правила, регулировавшие порядок бракосочетания. В основном это были религиозные нормы. Но были и древние, дорелигиозные обычаи, которые дошли до нас в виде обрядов встречи гостями жениха и невесты, уплаты выкупа женихом для встречи с невестой и др. В Древних Афинах муж покупал жену, и та становилась его собственностью. Собственностью были и его дети. Жена не имела никаких прав. Она жила в доме на правах старшей служанки.
В Древнем Риме глава патриархальной семьи – домовладыка имел по отношению ко всем членам семьи такую же власть, как и над вещами: он распоряжался их жизнью и смертью. Можно предположить, что такие отношения сформировались еще при родовом строе и в последующем были закреплены нормами права.
Складывались правила, регулировавшие имущественные отношения супругов и детей, их общую совместную и долевую собственность, раздела ее после расторжения брака, порядка наследования и др. Как правило, все имущество семьи принадлежало ее главе – патриарху и передавалось по наследству по мужской линии. Женщины никакой собственностью не обладали.
Такой вывод можно сделать из Законов XII таблиц Древнего Рима, согласно которым все имущество семьи принадлежало домовладыке. Ни один из членов семьи, даже взрослые сыновья, какое бы общественное положение они не занимали, не имели никакой собственности и без согласия домовладыки не имели права заключать какие-либо имущественные сделки.
На этом этапе развития семья существовала только как социальная малая группа, права и обязанности членов которой определялись главой семьи, а также религиозными и иными нормами. В последующем, после появления государства, многие нормы и правила, регулировавшие жизнь семьи, приобрели правовое значение, а взаимные права и обязанности членов семьи стали юридическими и исполнение их обеспечивалось государством. Право стало регулировать порядок заключения брака, взаимные права и обязанности супругов, детей, имущественные внутрисемейные отношения, расторжение брака и т. д. Власть патриарха была утрачена или значительно ограничена.
Вопрос 18.Брак и семья в раннеродовой общине.
С возникновением родовой организации и свойственной её дуальной экзогамии в первобытном обществе возник брак, т. е. особый институт, регулирующий отношения м/д полами. Одновременно, а по другой точке зрения несколько позже, возник институт семьи, регулирующий отношения как м/д супругами, так и между родителя и детьми. Вопрос о начальной форме брака пока ещё не может быть решён вполне однозначно. По данным этнологии и отчасти археологии допускают две его основные трактовки. Первая: исходной формой был групповой брак, лишь позднее сменившийся различными формами индивидуального брака и индивидуальной семьи. Вторая: с самого начала сущ-ли индивидуальный брак и индивидуальная семья, которые в своём развитии принимали различные формы.
Начало первому решению было положено Л.Г. Морганом. Он наметил пять последовательно сменявших друг друга форм семьи: кровнородственная(брачная общность м/ж всеми лицами одного поколения), пуналуальная( также общность с исключ., из неё сиблингов-родных братьев и сестёр), парная (непрочные и лишённые эконом., основы соединения 2 супругов), промежуточно патриархальна (семья с выраженной властью мужа), моногамная (прочное соединение супругов с властью мужа как частного собственика). Две первые формы были основаны на групповом браке, а остальные – на индивидуальном.
Существуют два типа систем родства: классификационные и описательные, хоты ни те, ни другие не выражены в чистом виде. В описательных системах, характерных для классовых обществ, имеются термины для отдельных родственников – «отец», «мать», «сын», «дочь». В классификационных системах, характерных для ПО, одними и теми же терминами обозначаются все мужчины и женщины определённых возвратных и брачных классов, или категорий.
Доказательство группового брака усматривается в некоторых чертах брачной общности, этнологически фиксируемым на стадии раннеродовой общины. В частности они обнаружены у аборигенов Австралии с их системой так называемых брачных классов. У аборигенов Австралии имеются и др., черты брачной общности, в частности, обычай «пирауру», дающий как мужчинам, так и женщинам право на несколько «дополнительных» жён и мужей. Сходные брачные обычаи сущ-ли и у др., племён на этой стадии.
Большая часть учёных считают концепцию первичности группового брака несостоятельной. Они исходят из того, что даже у наиболее отставших в своём развитии низших охотников, рыболовов собирателей обнаружены парный брак и семья. Археологически на этой стадии также достаточно широко фиксируются небольшие одноочажные жилища.
Л. Файсон понимал групповой брак не как сочетание всеобщего многожёнства и многомужества в двух взаимобрачных группах, а как право-обязанность этих групп поставлять друг другу фактических супругов, совместная жизнь которых могла более или менее длительной. Спор идёт не только о фактической, сколько о понятийно-терминологической стороне дела. Если групповой брак существовал лишь в потенции, то его проявлениями можно было бы считать всякую эндогамию – локальную, кастовую, даже этническую. Видимо групповой брак – это миф.
Правила регулировали заключение брака: экзогамия. Для обществ низших охотников и др., характерна дуально-фратриальная экзогамия в форме так называемого, или кросскузенного, брака. Мужчины женились на своих двоюродных сестрах. Фактически в брак вступали не только двоюродные, но и троюродные, четвероюродные и т. д. братья и сестры. Экзогамия при этом не нарушалась. Ведь при унилинейном счёте родства мужчины и женщины этих двух взаимобрачных групп вообще не считались сородичами.
В то же время существовали механизмы для предотвращения половых, а тем более брачных связей м/д людьми, не принадлежавших к кругу понтециальных мужей и жён. Важнейшим из них был обычай избегания м/д такими лицами: запрещение разговаривать, приближаться друг к другу и т.п. У аборигенов Австралии наблюдалось некоторое избегание м/д братом и сестрой и очень ярко выраженное – м/д зятем и тёщей.
Особенностью парного брака была его известная аморфность и недолговечность соединения в нём супругов, а основанной на нём парной семьи – крайняя слабость в ней внутренних экономических связей. Сама парность этого брака была относительной т. к широко совмещалась с «дополнительными браками». Практиковалась полигиния, в том числе в форме сорората – брака с несколькими сестрами, а в дальнейшем развитии – с сестрой умершей жены, и левирата – сожительство с женой умершего брата. Бытовала и полиандрия (многомужество). Допускались добрачные и внебрачные связи первое гетеризм, второе гостеприимный гетеризм. Вступление в драк не закреплялось какими либо или по крайней мере сколь-нибудь сложными обрядами.
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 539 ; Мы поможем в написании вашей работы!
ХР Система первобытных брачных отношений
ХР. 2.6.175. Эпоха первобытных цивилизаций. Система первобытных брачных отношений.
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).
ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью
Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.
Часть 6. Эпоха первобытных цивилизаций.
Глава 175. Система первобытных брачных отношений.
Иллюстрация из открытой сети Интернет.
Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
55 000 до н.э.
Эта девочка «Европа» подарит миру всего семь дочерних генетических линий (U1, U2, U3, U4, U5, U6 и U7).
Возникновение в Передней Азии многочисленного клана людей вида Homo sapiens sapiens – человека разумного, неоантропа-кроманьонца, классического кроманьонца, современного человека Европеоидной или Евразийской расы.
Ни внешне, ни по способностям классический кроманьонец не отличается от современных людей Европеоидной или Евразийской расы.
Одновременно сформировались генетические линии J, J3ela. J2fl, J2f2, J2c и F потомков «Джахангира» (J) генетического сына «Сифа» (F) и генетического внука «африканского Адама».
Повсеместно среди носителей генов Европеоидной или Евразийской расы распространился обычай установления брачных связей между представителями различных общин, родов и фратрий.
Вероятно, именно Великая Мать-прародительница, впервые открыла и установила закономерность экзогамии как общественного закона (запрета, табу, закона, института).
Повсеместное установление и распространение системы брачных отношений, зарождение праздничного свадебно-брачного ритуала и обычая (55 000-50 000 до н.э.).
Как и все животные окружающего мира, первобытные люди данного времени живут естественной жизнью половых отношений, образуя относительно устойчивые во времени и пространстве половые объединения мужчин-самцов и женщин-самок – брачные семьи.
Основной целью и задачей образования брачной семьи является зарождение, рождение, взращивание и воспитание потомства. Эта жизнедеятельность является выражением сложносоставных врождённых инстинктов, закономерна и подчиняется общему закону эволюции (эволюционного развития).
Со времён эпохи гоминид (4 700 000-2 750 000 до н.э.) человечество, по примеру царства животных, создало четыре варианта системы брачно-семейно-половых отношений: групповой брак, полигинию, полиандрию и моногамию.
Эти варианты брачно-семейно-половых отношений существуют иногда одновременно, но в разных местах и при разных условиях состояния окружающей среды. Первобытные люди выбирают варианты системы брачно-семейно-половых отношений в зависимости от условий обеспечения и достижения основной цели и задачи – получения здорового потомства.
Групповой брак не разделяет мужчин-самцов и женщин-самок на отдельные семьи – вся община и есть одна семья.
Полигиния устанавливает систему отношений гаремной семьи и брака – один мужчина и несколько женщин.
Полиандрия устанавливает систему отношений матриархальной семьи и брака – одна женщина и несколько мужчин.
Моногамия – это наиболее распространённая и естественная система брачно-семейно-половых отношений – один мужчина и одна женщина. Моногамия реализуется в двух формах – пожизненного брачно-семейного союза и союза, предусматривающего возможность развода (распада).
Одиночные семьи – мать с детьми без отца – существуют повсеместно и в любых зоологических или человеческих объединениях, но в любом случае без участия самца мужского пола такие семьи не возникают.
В любом случае брачно-семейные объединения-союзы возникают естественно, как биологическая и инстинктивная потребность родителей иметь детей, а детей – иметь родителей. Это универсальный биологический закон жизни всех живых организмов.
В отличие от животных, которые имеют определённые свои видовые системы брачно-семейно-половых отношений, человек создал несколько таких систем. В целом они обеспечивают основную цель и задачу жизни любого живого организма – порождение себе подобных, продолжение рода, но также имеют другую цель и задачу – удовлетворение половой потребности, получение удовольствия.
Все животные ведут регулярную (сезонную) половую жизнь, но только люди могут «заниматься любовью» непрерывно с момента полового созревания. Такое умение человека не врождённое, но благоприобретённое, как умение ходить и бегать прямо на двух ногах, пользоваться речью, изготавливать орудия труда и т.д.
В определенные сезоны (например, весна) у животных «просыпается» репродуктивное поведение, половая система животного возбуждается и активизируется. Животные меняют свой внешний облик, приобретают яркий брачный наряд, выделяют особый запах или особые звуки-сигналы готовности к спариванию (пение самцов лягушек и птиц, рёв оленей, вопли котов).
Затем животные демонстрируют самкам и всем окружающим своё возбуждённое состояние. Те, у кого ещё половая система не активирована, остаются безучастными, а те, кто также возбуждён, вступают в соперничество с себе подобными. В результате среди животных-самцов одного вида начинается соревнование за обладание самками, где каждый стремится победить остальных соперников.
Репродуктивное поведение возбуждённых животных-самцов варьируется от мягкого соперничества до жёсткой борьбы с болью и кровью (иногда со смертельным исходом). Одни устраивают групповые танцы (игрища), другие демонстрируют свои возможности на своей территории, третьи устраивают турнирные бои в местах обитания самок, четвертые ищут соперников, яростно на них нападают и стараются изгнать со своей территории.
Такое репродуктивное поведение является общим для всех животных-самцов, в том числе для человекообразных обезьян, приматов, гоминид, архантропов-питекантропов, неандертальцев и первобытных людей современного вида. Мужчины-самцы тоже соревнуются друг с другом, демонстрируя друг другу и окружающим женщинам-самкам свои возможности, таланты, способности и, главное, силу.
Состязательность самцов обеспечивает самкам возможность выбора будущего своего брачного партнёра. Состязательное репродуктивное поведение самцов, как правило, эффектное, энергичное, интересное, зрелищное, поэтому оно взаимно стимулирует самцов и самок. Самки тоже соперничают, пытаясь отдаться наиболее сильному и славному самцу-претенденту на брачный союз.
Состязательное инстинктивное репродуктивное поведение самцов и самок, по-видимому, является основой для отношений системы доминирования, так как победитель-самец празднует победу, а побеждённый отмечает своё поражение. Победитель занимает в иерархии отношений доминирующее (господствующее) положение, а побеждённый – подчинённое (зависимое) положение.
Такая система отношений и репродуктивного поведения самцов и самок животных (и людей) не позволяет генам слабых особей перейти в следующее поколение. Так было и так будет до начала современной истории человечества (примерно до 6000-5000 до н.э.).
Репродуктивная половая система самцов и самок очень многих животных активизируется только один раз в год и то на короткий брачный период. В остальное время года она неактивна и животные могут только играть «в любовь». Брачные пары животных на это время обычно распадаются, живут отдельно или совместно, но только благодаря общим инстинктам заботы о потомстве или привязанности друг к другу.
Как правило, к началу следующего брачного периода потомство животных достигает самостоятельности и покидает родителей. Если потомство ещё не готово для самостоятельной жизни, то самки либо пропускают следующий брачный сезон, либо соглашаются (либо над ними совершается насилие) вступить в новые брачные отношения. При этом партнёром самки может быть самец, сохранивший свой статус главы семейства или новый победивший самец.
Сезонные циклы готовности к репродуктивным половым отношениям имеют только самки, самцы с момента половой зрелости имеют способность спариваться постоянно и в любое время. Такая способность гарантирует, что каждая самка, готовая к деторождению, может встретить не одного, а нескольких готовых к спариванию самцов. Причём со времен эпохи человека умелого (2 690 000 до н.э.) существуют отношения первобытного промискуитета.
Беспорядочные и ничем не ограниченные половые отношения между полами, как правило, происходят в периоды катастрофических изменений климата, при резком сокращении численности вида и в период подросткового или юношеского возраста.
Частые половые связи с непрерывной сменой партнёров могут являться условием или результатом ритуального, обрядового поведения, как следование заветам духов-предков. Однако вероятнее всего первобытный промискуитет явился следствием разрушения системы отношений доминирования в гаремных семьях. С появлением орудий труда и боя, главным в соперничестве самцов стала не грубая физическая сила и масса, а знание, умение, ловкость, смелость и отвага охотника-добытчика.
Кроме этого, в группах-объединениях самцов-холостяков, где господствует система отношений силового доминирования (современная «дедовщина» или «годковщина»), нередко действует определённый стиль сексуальных взаимоотношений. Молодые люди, как правило, начинают подражать друг другу, испытывать друг друга, удовлетворять другу друга, играть «во взрослые игры», в том числе заводя случайные половые связи для немедленного удовлетворения своего полового влечения.
В любом случае, при любых проявлениях половых отношений в процессе взаимных представлений выбирается репродуктивный партнёр, даже если это случайные половые связи. При этом выбирает каждый, но выбирает другого один путём предложения (или уклонения), а другой выбирает путём согласия (или несогласия) на предложение.
У одних видов животных самцы ждут прихода самки на их призывные звуки, у других самки выбирают победителей брачных турниров, а у приматов, гоминид и человека самец выбирает самку и овладевает ею. Однако самки приматов, гоминид и человека тоже осуществляют выбор наиболее подходящего партнёра половых отношений путём согласия его принять и отдаться ему.
Существует общий принцип выбора брачного партнёра – больше украшены и демонстративны в своём поведении те, кого выбирают. Поэтому первобытные люди данного времени обоих полов во время брачных игр и состязаний одинаково красочно украшают себя, демонстрируют свою силу, умение, стойкость, выдержку и смекалку.
Цель выбора брачного партнёра очень простая и естественная – получить лучшее (качественное, здоровое, красивое, выделяющееся, отличающееся от обычного). Так же естественно люди стремятся выбрать лучший кусок охотничьей добычи, лучший плод, самый красивый цветок или наиболее сочное лекарственное растение.
Биологическая цель репродуктивного выбора, соревнования и брачного выбора в том, чтобы обеспечить рождение наиболее полноценных детей, имеющих лучшие качества родителей. С такой инстинктивной целью осуществляют выбор партнёров самки животных, приматов, гоминид и человека. Для них наиболее привлекателен самый выдающийся самец, поэтому создаются гаремные семьи и отношения первобытного промискуитета.
Такие половые и семейно-брачные отношения естественны и обычны для тех зоологических и человеческих объединений, в которых отсутствует забота самцов о самке и о потомстве, где невозможно проследить прямое родство и «авторство» детей (потомства). Самцы в таких объединениях спариваются со всеми выбравшими их самками или овладевают всеми самками, которые попадаются им в брачный период.
Гаремные семьи и отношения первобытного промискуитета характерны для стадных и стайных человеческих объединений, относительно многочисленных и однородных, в которых существует система отношений доминирования и возможность выбора.
После катастрофических природных катаклизмов (например, Светопреставление, извержения супервулканов Йеллоустон и Тоба), когда резко усилилась борьба за выживание и резко повысилась ценность человеческой жизни, возникают относительно малочисленные кровнородственные общины и семейно-родовые группы первобытных людей.
Возможно, само возникновение института предков, родоначальников, творцов, Великих Отцов и великих Старух-Матерей свидетельствует о возникновении парных половых отношений, парных брачных отношений, об усилении чувств родства, физиологической и духовной близости и совместимости.
В любом случае, существование в современных общественных отношениях институтов парной брачной семьи и брака свидетельствует о том, что было время (возможно в данное время), когда эти институты возникли.
Инстинктивное желание обеспечить себе полноценное потомство одинаково диктует условия полового поведения, как самцов, так и самок. Физически и функционально более сильные самцы (охотники, воины, хищники) имеют возможность путём насилия и дрессуры овладеть практически любым количеством самок, даже против их желания, мнения и несогласия.
Самки, лишённые физических и функциональных возможностей самцов, выполняют то, что не может сделать ни один самец – вынашивание тяжёлого плода, рождение детёнышей и их последующее вскармливание, взращивание и первоначальное воспитание. Занятые такой деятельностью самки и их детёныши неизбежно и закономерно нуждаются в защите, обеспечении и заботе со стороны самцов.
Принципиальная разница в половой жизнедеятельности приводит к тому, что наиболее выдающихся самцов всегда не хватает. Многие мужчины-самцы погибают на охоте, в боях, в драках, в происшествиях на путях следования, от болезней и травм, от раннего старения (изнашивания организма). Женщины-самки тоже часто погибают от тех же причин, в том числе от тяжёлых родов, но в целом изначально с древнейших времён живут дольше мужчин.
Поэтому повсеместно первые произведения первобытного изобразительного искусства связаны с образом Великой Старухи-Матери, прародительницы, дарительницы жизни, роданицы-рожаницы («первобытные венеры»).
Вероятнее всего, опытные и умелые женщины-повитухи, знахарки в области половых отношений, в дородовой подготовке организма будущих женщин к родам, в родах и послеродовой помощи ослабевшим женщинам и родившимся младенцам, – такие женщины-ведуньи стали архетипами и прообразами будущих богинь плодородия, богоматерей и маддонн.
«Женские дела» связанные с деторождением во все времена и повсеместно в любых зоологических и человеческих объединениях были тайной, скрывались от глаз и участия самцов, тщательно оберегались и освящались. Роды в природе, как правило, проходят без участия посторонних лиц, в тайных или защищённых местах.
Родившийся младенец, обычно, после того, как будет облизан или обмыт, приведён в чувство и порядок, накормлен и обласкан матерью, представляется стае, стаду, общине или роду. Существует множество сказок о животных и мифов о людях, повествующих от таких представлениях детёнышей, детей и об их вхождении в мир (например, сказка «о гадком утёнке-лебеде»). При этом повсеместно считается, что дети являются «детьми мамиными» (без конкретизации самца-отца).
Даже у некоторых видов птиц, которые традиционно считались строго моногамными объединениями, методом биохимического установления отцовства обнаружено, что фактический (формальный) самец может не быть генетическим отцом части или всех птенцов в гнезде.
Самки птиц и других животных, в том числе приматов, гоминид и человека, часто сами выбирают самца и отца своего будущего детёныша, отвечающего их личному инстинктивному образу-эталону или архетипу их вида (общины, рода, племени). Главное, получить лучшее – лучшие гены, лучшие качества, которые гарантируют выживание и приспособление потомства к изменениям окружающей среды.
Но как самке получить лучшего самца-производителя, если он уже занят? Для этого самки, как правило, сами выбирают занятого самца, входят в его гарем или образуют вторые семьи, устраиваются на краю участка самца (кормовой территории). Самец их оплодотворяет, но о потомстве не заботится. Такие самки живут самостоятельно, обеспечивая себя и своих детей пока не встретят других самцов и не образуют свои моногамные пары.
Борьба за выживание неизбежно и закономерно привела первобытное человечество к семейно-брачным отношениям данного времени. Теперь самка выбирает самца не только по его внешним признакам, инстинктивным структурам-образам и архетипам поведения, но, главным образом, по возможностям самца обеспечить ей и её потомству лучшие условия жизни (выживание, благополучие, счастье или часть добычи).
Как правило, сначала самки проверяют качество кормовой территории, на которой обитает самец. Обычно самец показывает свои владения каждой самке, которая входит с ним в общение. Самки исследуют и оценивают возможности кормовой территории, наличие и качество места их совместного обитания – гнезда-жилища, норы-пещеры и т.д. Если место обитания и кормления удовлетворяет самку, то нравится и самец. У большинства видов животных, приматов, гоминид и человека действует один и тот же принцип: «Самец без кормовой территории (работы, зарплаты, доходов, капитала) и участка для обитания (квартиры, дома, земельного участка) – вообще не самец».
Затем самки проверяют возможность самца прокормить самку и детей, проверяют его физические, хозяйственные и личностные способности. Для этого самки начинают инстинктивно играть, преображаясь в маленьких и капризных детей, нуждающихся в заботе сильного и опытного самца.
Такое добрачное ритуальное кормление-поведение существует у многих видов животных (например, пауков, птиц, волков, обезьян) и у людей. При этом самки активно используют проверки готовности самцов их защищать. Для этого они своим поведением (капризами, показным невниманием, насмешками) испытывают самцов на терпение и выдержку, вызывают ревность и провоцируют стычки между самцами-претендентами. Конфликты, стрессы и ссоры-драки лучше всего проявляют скрытые свойства личностей самцов, их отношение и степень влечения к самке.
Самец выбирает самку несколько иначе. Обычно самец не может проверить качества самки, как будущей матери. Поэтому он выбирает самку, сравнивая её внешний вид и поведение со своим врожденным инстинктивным (генетическим) представлением об идеальной самке своего вида или согласно структуре-образу своей матери, бабушки, великой Старухи-матери, духа-предка общины, рода, племени.
Как правило, наибольшее доверие по признакам половой готовности к деторождению самцы испытывают к опытным самкам в расцвете их физической формы. Юные самки привлекают самцов исключительно для получения полового удовольствия и удовлетворения своего полового влечения. Однако наиболее привлекательны молодые самки, получившие опыт половых сношений или прошедшие обряд женской инициации – соответствующее обучение и дефлорацию (лишение девственности).
Так же, как и самцы, самки должны быть готовы к жизнедеятельности в условиях выживания, трудностей поиска и собирания пропитания, обеспечения жизни. Они также должны быть готовы к заботе о самцах, к их защите и к участию в делах самцов. Самки также проверяются самцами на терпение, выдержку и стойкость в своём половом влечении к самцу. Нередко между самками тоже разгораются конфликты, ссоры, драки и состязание за возможность спаривания и совместной жизни с доминирующим самцом.
Молодые опытные самки более привлекательны, чем зрелые и пожилые тем, что демонстрируют свои возможности и состояние половой готовности, свои физические и поведенческие навыки будущего материнства, свою свежесть, новизну и энергию. Самцы тоже изображают из себя юных шаловливых детёнышей, проверяя своих избранниц на материнское умение их кормить, заботиться, защищать и т.д.
В данное время идеальной структурой-образом и архетипом Великой Матери, возможно, является зрелая женщина-самка. Сильная, с хорошо развитым телом, большой грудью, широким тазом, крепкими и сильными руками и ногами, способная рожать и воспитывать много детей, переносить тяготы длительных переходов, умеющая владеть орудиями труда и вести присваивающее хозяйство. Такая, какой была Великая Старуха-Мать, прародительница кровнородственной общины, рода.
Главное в том, что самки неизбежно и закономерно стараются соответствовать и подражать структуре-образу Великой Матери. Они стараются сохранять все внешние признаки этого образа: стройность и крепость тела; состояние своей здоровой кожи; припухлость наполненных кровью губ и щёк; выпуклость и полноту молочной груди; округлость и наполненность торса, силу и крепость рук и ног.
Однако перечисленные признаки молодой зрелости самцов и самок и готовности их к активным половым отношениям и к деторождению возникают один раз – в юности и затем сохраняются и демонстрируются как подобие и соответствие этой юности-молодости. Вот почему всю последующую жизнь самцы и самки пытаются выглядеть как можно моложе, если хотят завести семью и оставить своё потомство.
Выбор брачных партнёров в данное время, вероятнее всего, подчиняется инстинктивным требованиям биологической (физиологической, биоритмической) совместимости. Только физиологической совместимостью достигается главная цель – зарождение потомства. Это возможно только при условии готовности организмов обоих партнёров-родителей одновременно с одной стороны выплеснуть «мужское семя» (сперму), а с другой стороны принять это «мужское семя» и осуществить оплодотворение женского лона (матки).
Жизнь первобытных людей сложна и насыщена огромным количеством опасных и трудоемких событий, а время вынашивания в материнском лоне-утробе плода-детёныша очень велико (7-9 месяцев). Особенно трудно вынашивать детей в условиях постоянных миграций вслед за животными, поэтому неизбежно и закономерно возникают более-менее постоянные стоянки-поселения, в которых живут готовые к рождению беременные самки-женщины.
Мужчины также неизбежно и закономерно начинают вести жизнь охотников-промысловиков. Они добывают мясо, кровь и необходимые для полноценного питания продукты питания, приносят их в места обитания-проживания своих беременных женщин-самок и старух-повитух, ухаживающих за ними. Вместе с женщинами живут дети и подростки, а также те мужчины, которые не в состоянии по разным причинам участвовать в охоте и собирательстве.
Такой образ жизни мужчин-охотников и женщин-самок в условиях отношений системы доминирования и первобытного промискуитета не гарантирует конкретное отцовство детей, рождающихся в кровнородственной общине или роде.
Поэтому, по закону подобия («всё подобно всему») вся община или род воспринимается первобытными людьми данного времени как единое целое, как одна большая семья, у которой есть свои первопредки-родоначальники. Поэтому все дети являются не только детьми конкретных матерей, но и детьми общины, рода, первобытного сообщества. Вот почему снабжение питанием и охотничьей добычей осуществляется путём делёжки на всех членов и участников кровнородственной общины, рода, при соблюдении отношений системы доминирования и соответствующих обычаев общины, рода.
Система выбора части из целого, выбора приоритетов, выбора партнёра закрепляется образованием в мозгу доминирующей структуры-образа. При этом сделанный выбор почти всегда воспринимается как лучший вариант выбора, преувеличивает его достоинства и умаляет недостатки. В брачных отношениях этот доминирующий выбор является «влюблённостью» и порождает любовь – доминирующую привязанность к объекту выбора.
В системе отношений мужского и женского полов не существует и не может быть естественного равенства, так как физиологически, функционально и по статусу они разные. Естественное доминирование одного из полов предопределено указанным неравенством и принимается всеми как объективная действительность окружающей среды и мира.
Функционально отношения системы доминирования всё время изменяются – в нужный момент, в нужном месте и в соответствующих обстоятельствах доминирует тот, кто способен и может справиться с возникшими задачами и проблемами. Поэтому существует естественное разделение мужских, женских, детских и т.д. дел и проблем.
Однако статусные отношения системы доминирования остаются неизменными многие миллионы лет. Например, у приматов и людей в период размножения самцы-производители абсолютно доминируют над самками, потому что без самцов самки не могут иметь детей. Но после акта зарождения потомства доминирование переходит от самцов к самкам, которые в быту, хозяйственных, близких и интимных отношениях приобретают существенную власть и влияние. Самцам остается только статусное доминирование, за которое им приходится бороться друг с другом и самками.
Достижение главной цели (зарождение потомства) часто приводит к инверсии доминирования. Самцы и самки, чтобы не испугать и не оттолкнуть друг друга, становятся ласковыми, покладистыми и послушными. После спаривания обычно происходит обратная инверсия доминирования, самцы и самки возвращаются в исходное статусное состояние, но иногда инверсия доминирования сохраняет отношения «влюблённости» и эти отношения переходят в любовь.
При согласовании статусного и функционального доминирования возникает лад, мир, согласие, взаимопонимание, взаимопомощь, забота друг о друге, дружба, товарищество, совместная трудовая и иная деятельность. Возникают брачные отношения, брак.
Следствием таких брачных отношений является успешная жизнедеятельность семейной пары, возникновение рода, общины и племени, формирование коллективной памяти, родовой и племенной культуры, общинных, родовых и племенных обычаев, обрядов и традиций, мифологии и истории семьи, общины, рода и племени.
У подавляющего большинства приматов и представителей человечества инверсия доминирования в период размножения оканчивается актом оплодотворением. Самец, овладевший самкой и получивший половое удовлетворение от спаривания, как правило, утрачивает интерес к самке. Самка, почувствовав себя оплодотворённой и удовлетворённой, также теряет интерес к самцу и под влиянием полученных мужских гормонов нередко проявляет агрессивность на ухаживания-приставания самца (самцов).
Однако спаривание с одним самцом не даёт гарантии оплодотворения, поэтому очень часто в мире животных (в том числе у приматов и человека) самки спариваются не с одним, а с несколькими или многими самцами. Такое «быстрое спаривание» не нарушает брачных отношений, но лишает самца и самку возможности знать, кто биологический отец их потомства.
Возможно «быстрое спаривание» (первобытный промискуитет) порождено отношениями системы доминирования, обычным или ритуальным каннибализмом, инстинктом сохранения потомства. Самцы, не зная своего и только своего потомства, вынуждены сохранять жизнь, взращивать, воспитывать и защищать всех и любых детей общины, так как среди них есть и родные кровные дети. Дело в том, что у некоторых приматов самец убивает детёныша, если подозревает, что он родился не от него.
Инстинкт самосохранения и система отношений доминирования заставляет самцов ревниво относиться к своему потомству. Повсеместно и во все времена это основной вопрос и проблема мужского деторождения.
Каждый самец стремится сохранить и дать потомство своего вида, своего рода, своей крови, себя самого. Поэтому повсеместно существует ритуал признания отцовства путём публичного принятия младенца на руки. Не принятое самцом дитя ждала печальная участь стать изгоем или жертвой.
Практически все народы на Земле имеют древние языческие праздники, на время которых брачно-семейные отношения отменяются и мужчины-самцы и женщины-самки вольны спариваться друг с другом без ограничений и осуждений. Возможно, это коллективная генетическая память о временах первобытного промискуитета и групповых браков. Однако вероятнее всего такое «быстрое спаривание» приурочено к катастрофическим событиям в истории человечества, к необходимости рождения как можно большего количества детей, чтобы выжить и сохранить вид.
Такие же всемирные катастрофические события породили непрерывную способность женщины к половым контактам, к регулярному ежемесячному ритму возможного оплодотворения. Такая способность женщин-самок гарантировала непрерывность деторождения, а значит и выживания человечества.
Кроме этого, способность женщин-самок к непрерывным половым отношениям гарантирует им постоянный интерес мужчин-самцов, череду состояний беременности, при которых происходит инверсия доминирования и мужчины-самцы обязаны заботиться о беременных женщинах-самках.
Все самцы, овладевшие самкой, инстинктивно обязаны делиться с нею пищей, обеспечивая тем самым своё будущее потомство и находясь с ней в подчинённом состоянии. Поэтому в результате половой эволюции сохранились и стали доминировать женщины-самки наиболее сексуально активные, многородящие, многоопытные и умелые.
Чем больше детей у женщины-самки первобытной общины, тем больше самцов инстинктивно чувствующих себя их родителями. Поэтому в случае гибели или ухода какого-либо самца самка с детёнышами не остаётся без внимания, заботы и пропитания.
Так путём первобытного промискуитета самкам приматов и человека удалось преодолеть древнюю систему отношений доминирования, продлить период инверсии доминирования и обеспечить себе и своим детям благополучное существование. В этом биологическая суть Матриархата.
В отличие от человекообразных гоминид и человека обезьяны сохраняют древние отношения системы доминирования. Орангутанги не дерутся из-за самок и не заботятся о самках и их детёнышах. На деревьях, где живут орангутанги, для всех хватает корма. С четырёхлетнего возраста детёныши орангутангов уходят от родителей в группы-стаи полувзрослых особей.
Гориллы живут гаремными группами с полным доминированием одного самца, который иногда позволяет подчиненным ему самкам спариваться с самцами-холостяками. Самки горилл полностью подчинены самцами, которые не теряют своего статусного доминирования и не кормят самок и их детёнышей. Только с трёхлетнего возраста самцы горилл приближают к себе оставшихся без матери детёнышей.
Шимпанзе живут и действуют на более обширной кормовой территории. Их объединения более многочисленные, а отношения разнообразнее. Самцы шимпанзе не образуют строгую систему отношений доминирования, самок не ревнуют и не кормят. Все питаются тем, что могут найти, собрать или отнять.
Человекообразные обезьяны и приматы (например, гиббоны) уже имеют семейные отношения. Семья гиббонов состоит из самца, одной-двух самок и детей. Дети обоего пола после достижения определённого возраста изгоняются из семьи. На кормовой территории и в местах кормёжки семьи гиббонов объединяются в группы. Также жили первые гоминиды и предки человека.
Подтверждение первоначальной моногамности – сохранение у человека инстинкта самосохранения в виде ревности к самкам и своим детям, естественной обязанности мужчины-самца обеспечивать, кормить и охранять свою женщину-самку, её детей и всех детей, независимо от их происхождения.
Только всемирные природные катастрофы вынуждали человека и первобытных людей возвращаться к групповому браку и отношениям первобытного промискуитета, к инверсии доминирования, к различным формам половых отношений. Применение орудий труда и овладение приёмами охоты и боя с применением орудий уравняло силы и возможности самцов. Теперь охота и жизнедеятельность человека всё более становится слаженной, коллективной, объединённой.
В таких условиях доминирующим самцам практически невозможно обеспечить неприкосновенность отдельных гаремных семей, тем более что инстинктивное стремление самцов и самок иметь полноценное потомство порождает первобытный промискуитет. В результате отношения системы доминирования в первобытном сообществе коренным образом изменились.
Всемирные природные катастрофы не только физически уничтожают множество животных и людей, но и порождают многочисленные болезни, в том числе заразные болезни. Половые отношения первобытного промискуитета распространяют такие заразные болезни и угрожают вымиранием вида. Поэтому, в результате естественного отбора и по закону единства и борьбы противоположностей одновременно возникли и сохраняются генетические основы строгой моногамии и промискуитета.
В прошедшее и в данное время, возможно, человечество не раз переживало периоды массовых эпидемий, похожих на современную пандемию СПИДа. Вероятно, эти пандемии и эпидемии случаются и-за половых контактов людей с обезьянами, человека и людей разного вида, генетической несовместимости, гомосексуальных отношений и т.д. В результате умирали половые партнёры и их дети.
Кроме этого, с развитием производства орудий труда, охоты и боя, речи, языка и культуры общения, ускорился ритм жизни первобытных людей. Главным условием развития и выживания стала не генетически передаваемая информация, а передаваемый жизненный опыт и знания. Выживать стали не те, кто сильнее и здоровее, а те, кто лучше пользуется приобретенными умениями, опытом и знаниями.
Лучше выживать стали предприимчивые, способные, отзывчивые, приспосабливающиеся. Недаром говориться: «Хочешь жить – умей вертеться».
В результате стали рождаться дети с «огромными» головами (увеличенным мозгом), а таз женщин-матерей генетически остается прежним (генетическая эволюция не успевает за естественным отбором). Поэтому роды для женщин тяжелы, мучительны и опасны.
В сравнении интеллектуальной деятельности жизнь животных, приматов, гоминид и архантропов-питекантропов весьма проста (примитивна), чем жизнь неандертальцев и первобытных людей современного вида. Мало иметь большой мозг, он должен быть развитым.
Развитие мозга и образование в мозгу новых структур и нервных связей наиболее активно происходит в детстве, до наступления половой зрелости. После наступления половой зрелости начинается период отдачи и передачи накопленного опыта, его совершенствование. Практически к 3-5 годам жизни человек становится уже личностью, обретает характер, привычки, наклонности и далее только совершенствует и подправляет их.
В отличие от человека щенок за год вырастает до размеров взрослой собаки, способен жить самостоятельно и может размножаться. Приматы и гоминиды к 3-4 годам достигают самостоятельности и к 6-10 годам – способны зарождать и рождать потомство.
Человек обретает способность к полноценным половым отношениям к 12-14 годам, а самостоятельным становится в 15-16 лет. Все годы младенчества, ребячества, детства и юности человек нуждается в родительской опеке, защите, кормлении и обучении.
Чтобы человеческий род продолжался необходимо довести до половозрелого и самостоятельного возраста как минимум двух и более детей. Вероятнее всего, первобытные женщины-самки в среднем за свою жизнь рождали один раз в три-четыре года. Чтобы взрастить трёх детей женщине-матери необходимо прожить после полового созревания 16-20 лет.
В данное время (и во всё время Каменного века) средняя продолжительность жизни первобытного человека не превышает 20-25 лет. За эти годы жизни, в условиях борьбы за выживание, первобытные люди имеют большую вероятность умереть от болезней или погибнуть. В таких условиях могли выжить общины и роды, в которых образовывались парные моногамные семьи и одновременно групповые (родовые и межобщинные) половые брачные отношения.
Занятые детьми человеческие женщины-матери могут добывать пищу только собирательством в основном растительной пищи. Однако без мясной пищи и живой крови (без белков животного происхождения) развивается так называемый «алиментарный маразм» – ребенок становится тупым, не способным учиться, примитивным. Охотиться на животных могут только необременённые детьми мужчины-самцы.
Поэтому у гоминид, архантропов-питекантропов, неандертальцев и первобытных людей современного вида выживание зависело от того будут ли самцы заботиться о самках и их детёнышах. Эта простая задача усложнялась системой отношений доминирования самцов над самками.
Вот почему используя инстинктивную инверсию доминирования перед спариванием самки стали усиленно продлевать свою половую привлекательность перед самцами, приобрели способность к непрерывным половым отношениям, а значит и к регулярному деторождению. Всё очень просто: «Если самке удавалось удержать около себя сильного доминирующего самца, её дети выживали, если нет – погибали или жили невыносимо плохо».
В любом случае самки-женщины инстинктивно нуждаются и ищут сильного доминирующего самца-мужчину (производителя, руководителя, авторитет, популярную удачливую личность), чтобы понравиться ему, войти в его окружение и получить часть его внимания, поддержки, заботы, участия и помощи, в содержании, обеспечении и удовлетворении её самой и её детей.
Моногамные брачные отношения мужчин-самцов и женщин-самок удовлетворяли инстинктивным требованиям безопасных половых и семейных отношений. Одновременно групповые брачные отношения первобытных людей данного времени компенсировали недостаточную продолжительность жизни родителей. В такой системе брачных отношений детёныш не остается без отцовского и материнского участия, так как многие мужчины-самцы могут считать этого детёныша своим ребёнком.
Вот почему во многих человеческих объединениях данного времени и последующих эпох родство считается по материнской линии, так как в групповом браке неизбежна неопределенность отцовства. Эта система брачных отношений получила название Матриархат, что не означает доминирующей власти женщин, но отражает доминирующую роль женщин-матерей в деторождении.
В результате естественного отбора и интеллектуального развития человека, вероятно, уже в данное время зародилась следующая система брачных отношений: праматери и праотцы современного человечества (великие прародители – Великие Отцы и Великие Матери) стремились иметь одну более прочную семью (половой союз-связь) и несколько вспомогательных половых союзов-связей. Таким образом, гарантировалось рождение многочисленных детей и неразрывность потомства.
Система отношений моногамного брака и группового брака позволяет варьировать половые, семейные, хозяйственные и иные отношения (комбинировать их). В результате получается полигиния (женщины живут в моногамном браке, а мужчины – в групповом браке), полиандрия (женщины живут в групповом браке, а мужчины – в моногамном браке), а также моногамный брак или групповой брак в чистом виде.
Такая система брачных отношений позволяет при изменении существенных условий жизни легко переходить к разным формам брачных отношений. Например, оседлым первобытным людям более всего подходит моногамия, а охотникам-кочевникам более подходит полигиния.
В любом случае врождённые инстинкты половых и брачных отношений настолько сильны и глубоки, что мало поддаются отмене или исправлению, сильно влияют на человеческое поведение, отношения и сознание (совместное знание).
Вот почему возникло и сохраняется единство и борьба противоречий и противоположностей инстинктов и сознательных правил поведения в системе половых, семейных, брачных и общественных (социальных, экономических, политических) отношений.
В этом единстве и борьбе инстинктов и норм поведения первоисточник всех удачных и неудачных, правильных и неправильных, достойных или преступных деяний. В этом первоисточник будущего правосознания и права (юриспруденции).
Начало праистории цивилизации современного человечества (55 000-40 000 до н.э.)