возражение на акт пфр о нарушении сроков сдачи сзв м образец
Штраф за СЗВ-М: снизить или отменить
Марина Баландина, профессиональный бухгалтер
СЗВ-М — простой отчет. Даже слишком. Наверное, поэтому ему уделяют меньше всего внимания, пропускают ошибки или вообще забывают сдать. Как итог — штрафы, и чем больше штат, тем суммы этих штрафов внушительнее. Не хотите платить обидные штрафы за СЗВ-М — читайте статью.
Вы узнаете
Размер штрафов за СЗВ-М
ИП без работников заключил договор ГПХ в январе. Акт будет подписан в июле. СЗВ-М нужно сдать за 7 месяцев: с января по июль.
Если ИП вспомнит про СЗВ-М только в августе и сдаст их «кучкой» 14 августа, то за 6 просроченных СЗВ-М штраф составит 3 000 руб.
Сроки для уменьшения или отмены штрафа
Штраф не спишут с вашего счета на следующий же день после ошибки или просрочки СЗВ-М. По Закону у вас есть время:
5 рабочих дней на исправление ошибки
— с даты получения уведомления об устранении ошибок или отрицательного протокола приема СЗВ-М.
Если пришло уведомление об устранении ошибок или частично положительный протокол, подайте дополняющую и (или) отменяющую СЗВ-М. Если пришел отрицательный протокол, подайте заново исходную форму с исправлениями. Исправите ошибку в 5-дневный срок — штрафа не будет. Не уложитесь в срок — ПФР зафиксирует нарушение в акте. Акт составят и в том случае, если просрочили отчет.
Получайте уведомления от ПФР онлайн
15 рабочих дней на подачу письменных возражений в ПФР
— с даты получения акта об обнаружении правонарушения.
ПФР может отменить штраф на основании письменных возражений, если нарушение произошло из-за технических неполадок у самого фонда. Например, вы сдали отчет вовремя, а ПФР принял с опозданием. В остальных случаях за уменьшением или отменой штрафа придется идти в суд.
В письменных возражениях распишите основания для отмены штрафа и приложите подтверждающие документы (например, квитанцию о приеме отчета оператором ЭО). Подать возражения можно почтой (ценным письмом с описью вложения), по ТКС или лично в ПФР.
3 месяца, чтобы обратиться в суд первыми
— с даты получения решения ПФР о привлечении к ответственности.
Если сумма штрафа для вас значительная, обращайтесь в суд первыми. Так вы возьмете ситуацию в свои руки и не пропустите сроки.
Есть решения судов, в которых штраф удалось снизить в 2 раза (с 556 000 руб. до 278 000 руб.) и даже в 1000 раз (с 478 000 руб. до 500 руб.).
Чтобы оспорить решение ПФР:
До 3 лет, чтобы дождаться обращения в суд ПФР
Вы можете не подавать в суд первыми, а подождать, когда ПФР обратится в суд за взысканием штрафа.
Выбирайте этот вариант, когда готовы расстаться с суммой штрафа, если что-то пойдет не так. Например, вы рискуете пропустить сроки для обжалования штрафа, если вовремя не получите письма из суда. А по штрафам до 3000 рублей, скорее всего, вообще забудете за 3 года, в чем суть нарушения.
Чтобы оспорить штраф, отправьте в суд свои возражения или отзыв на заявление ПФР:
Основания для снижения штрафа
Чем больше смягчающих обстоятельств вы перечислите, тем больше вероятность, что суд снизит штраф. На практике суды «засчитывают» следующие аргументы:
Основания для отмены штрафа
ПФР не будет разбираться, почему вы просрочили или ошиблись в СЗВ-М. Готовьтесь самостоятельно доказывать, что штраф «не положен». Аргументы могут быть следующие:
При обнаружении ошибок в СЗВ-М ПФР должен направить уведомление об устранении ошибок в 5-дневный срок (или отрицательный протокол). Если фонд этого не сделал, а сразу составил акт об обнаружении правонарушения, у вас есть все шансы отбиться от штрафа в суде (Постановление 19 ААС по делу № А48-108/2019).
Если заметили ошибки в сданных СЗВ-М раньше, чем ПФР, у вас есть право безнаказанно их исправить. В этом случае отменяющую и (или) дополняющую СЗВ-М вы можете сдать и после установленного срока, суд будет на вашей стороне (Постановление АС ПО от 11.12.2017 № Ф06-27663/2017).
Другое дело с дополняющей СЗВ-М по «забытым» сотрудникам. Есть судебные решения в пользу страхователей: Постановление АС ПО от 25.04.2018 № Ф06-31604/2018, Постановление АС ПО от 25.04.2018 № Ф06-31604/2018. Но есть решения, в которых суд признает такие сведения не дополняющими, а новыми, и оставляет штраф: Постановление АС ДВО от 28.02.2018 № Ф03-154/2018, Постановление АС ДВО от 28.02.2018 № Ф03-154/2018. За второй подход говорит и Инструкция о порядке ведения персучета.
К обстоятельствам, полностью снимающим с вас вину, относятся, например, отключение электричества и неисправность сетевого оборудования (Постановление АС ВВО по делу № А28-11249/2016).
Дата сдачи отчетности по ТКС — это дата, когда отчет принят оператором. Поэтому если вы отправите отчет вовремя, а ПФР примет его уже после установленного срока сдачи и обвинит в просрочке, штраф получится отменить. Главное доказательство вашей правоты — справка о приеме отчета оператором электронной отчетности.
Удобная отправка отчетности
Как сдать СЗВ-М без ошибок
У пользователей СБИС «шансы» получить штрафы за ошибки и просрочку СЗВ-М минимальны, потому что сервис:
Если вы ведете учет зарплаты в СБИС, то программа автоматически заполнит отчет по занесенным кадровым документам и сведениям из карточек сотрудников. Меньше ручной работы — меньше ошибок.
Опоздали со сдачей СЗВ-М? Узнайте, как избежать штрафа
СЗВ-М — ежемесячная форма отчетности в ПФР. Сдавать ее нужно до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Если этот срок упущен, грозит штраф. Однако в некоторых случаях его удается избежать полностью или частично. Когда это возможно? Приведем примеры из судебной практики.
Напомним о санкциях
За опоздание с формой СЗВ-М установлена ответственность по статье 17 закона о персонифицированном учете № 27-ФЗ. Все случаи, когда компании может быть выставлен штраф, в таблиц:
Штрафные санкции за СЗВ-М
За что могут оштрафовать | Сумма штрафа | Законодательная норма |
Пропущен срок сдачи СЗВ-М (опоздание или непредставление – не важно) | Для компании: 500 руб. за каждое застрахованное лицо | ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ |
Для должностного лица страхователя (руководителя, бухгалтера): 300-500 руб. | ст. 15.33.2 КоАП РФ | |
Ошибка в персонифицированной информации (объект применения санкций – каждое застрахованное лицо, вне зависимости от того, одна или несколько ошибок допущены в отношении его данных) | Для компании: 500 руб. за каждое застрахованное лицо | ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ |
Для должностного лица страхователя (руководителя, бухгалтера): 300-500 руб. | ст. 15.33.2 КоАП РФ | |
Сдача СЗВ-М на бумаге вместо электронной формы (при количестве работников от 25 человек) | Для компании: 1000 руб. | ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ |
Сумма штрафа зависит от количества застрахованных лиц, данные о которых поданы с нарушением срока. Таким образом, если в организации работает большое количество человек, то опоздание с подачей формы может вылиться в весьма крупный штраф.
Одно дело, если субъект не подал СЗВ-М в срок без уважительной причины. Понятно, что обращение в суд в этом случае вряд ли поможет. Однако бывает, что страхователя штрафуют по весьма обидным причинам. Например, когда просрочка случилась из-за того, что в последний день подачи отчетности в офисе нет электричества или интернета. Зачастую нарушение сроков возникает из-за того, что в своевременно поданной форме обнаруживается ошибка, исправление которой производится уже за пределами срока подачи отчетности. Далее рассмотрим подобные случаи.
Ошибка в первоначальной форме СЗВ-М
Страхователь подал СЗВ-М вовремя, но после этого обнаружил в ней ошибку. Для исправления он подает уточненную форму, однако это происходит уже позже 15 числа.
Отметим, что чуть более года назад вступила в силу Инструкция по ведению персонифицированного учета, утвержденная приказом Минтруда № 766н. В пункте 39 этого документа говорится о том, что к субъектам, самостоятельно исправившим свои ошибки, санкции не применяются. Тем не менее при проверках более ранних периодов специалисты ПФР нередко в таких ситуациях накладывают штрафы.
Сразу скажем, что в подобных случаях арбитры обычно встают на сторону страхователей. Примерами могут служить постановления АС Дальневосточного округа от 10.04.17 № Ф03-924/2017 и АС Поволжского округа от 17.01.18 № Ф06-28745/2017. Аргумент: поскольку страхователь самостоятельно обнаружил и исправил ошибку до того, как об этом узнали в Фонде, то штраф накладывать неправомерно.
О том же самом сказано и в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 20.09.17 № А20-3775/2016. С той лишь разницей, что в нем речь идет о представлении отчетности в электронной форме.
Забытые сотрудники
Бухгалтер подал СЗВ-М своевременно, однако по невнимательности не включил в форму одного сотрудника. Чтобы исправить эту оплошность, была подана дополняющая форма с данными этого работника. Однако уложиться с ее подачей в срок бухгалтер не успел. В результате последовал штраф в сумме 500 рублей.
Если забытый сотрудник всего один или их несколько, это не беда. Но в крупных компаниях такая забывчивость может вылиться в весьма ощутимые проблемы.
Правомерно ли в такой ситуации наложение штрафа? Ведь за рамками срока подачи отчетности сдавалась лишь дополняющая форма, тогда как первичная была подана вовремя. Арбитражная практика неоднозначна, например:
Итак, судебная практика говорит о том, что в подобной ситуации шанс оспорить штраф все-таки есть. Так что если его сумма действительно существенна, стоит обратиться в суд.
Ошибочные данные по нескольким работникам
В следующем примере речь пойдет об оспаривании не самого факта наложения штрафа, а его суммы.
В организации работает 100 человек. СЗВ-М подавалась в последний день срока, однако принята не была. Причина — в отношении трех сотрудников указаны некорректные данные (СНИЛС либо ИНН). Бухгалтеру ничего не остается, кроме как исправить ошибки и подать форму позже 15-го числа. В Фонде посчитали, что отчет подан с нарушением срока, и наложили штраф — 500 рублей за каждое застрахованное лицо. То есть сумма штрафа составила 50 тыс. рублей.
Страхователь с этим не согласился. По его мнению, штраф должен рассчитываться исходя из количества лиц, в отношении которых в первоначально поданной форме были указаны некорректные данные. При таком расчете штраф должен составить всего 1,5 тыс. рублей. Кто прав?
Опять же, единого мнения арбитров на этот счет нет. Были решения, когда суди принимали сторону Фонда (постановление АС Дальневосточного округа от 21.11.17 № Ф03-4421/2017). Но есть и противоположные исходы разбирательств, например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.08.17 № А27-22235/2016. В нем указано, что отчет с ошибками в отношении отдельных лиц не может считаться несданным в полном объеме. Соответственно, исчислять штраф исходя из общего количества застрахованных лиц неправомерно.
Таким образом, учитывая практику арбитражных судов, шанс на оспаривание подобного штрафа у страхователей имеется. Воспользоваться им или нет — это зависит от масштаба «бедствия».
Когда исправление ошибки в СЗВ-М грозит штрафом
В случае, когда произошло нарушение срока сдачи СЗВ-М, организации могут грозить штрафные санкции. Такое может произойти даже в том случае, когда организация самостоятельно внесла коррективы и исправила ранее допущенные ошибки в СЗВ-М.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона № 27 утверждён список персональных данных, которые организация в обязательном порядке передает в Пенсионный фонд о каждом из своих сотрудников.
Обзор Определения Конституционного Суда РФ от 23.04.2020 г. № 824-О. Организация передала всю необходимую информацию о сотрудниках в Пенсионный фонд в виде персонифицированного учёта по форме СЗВ-М в установленный законодательством срок, а позже самостоятельно обнаружила ошибку в собственной отчётности и представила в ПФР уточняющую форму.
В результате чего ПФР применил к организации штрафные санкции, согласно ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за нарушение сроков сдачи отчётности. Данное решение было оспорено, после чего отменено и признано недействительным в связи с тем, что, согласно положениям законодательства РФ, организации имеют законное право самостоятельно выявлять, а также исправлять выявленные ошибки в уже ранее представленных персональных данных сотрудников, в случае, если организация обнаружила данные ошибки до того, как они были обнаружены сотрудниками Пенсионного фонда при проверке отчётности.
Однако, за это же нарушение привлекли к ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ генерального директора.
Суды пришли к выводу, что самостоятельное устранение организацией ошибок в представленной в срок отчётности, а также отказ в её привлечении к ответственности не являются основанием для освобождения руководителя организации от административной ответственности.
В ответ на это генеральный директор обратился в Конституционный суд РФ с просьбой о признании ст. 15.33.2 КоАП РФ не соответствующей закону. По мнению руководителя, вменённый ему штраф является штрафом за деяние, которое не признано правонарушением организации.
КС противоречий с Конституцией РФ не усмотрел и не принял жалобу к рассмотрению. Как пояснили судьи, ответственность, предусмотренная КоАП для руководителей, способствует реализации права граждан на соцобеспечение. Такое правовое регулирование позволяет правоприменительными органами оценить реальные обстоятельства дела и не исключает возможности освободить лицо от ответственности и применить к нему замечание при малозначительности деяния.
Несвоевременная сдача СЗВ-М из-за исправления ошибки
Страхователь отправил форму СЗВ-М в срок, но впоследствии в уже представленном отчёте самостоятельно обнаружил ошибку. С целью исправления ситуации, работодатель подал уточнения, но они поступили в фонд после окончания срока, отведенного для сдачи отчетности.
Компаниям и предпринимателям, самостоятельно выявившим и исправившим свои ошибки, штраф не грозит. Об этом прямо сказано в пункте 40 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.20 № 211н.
Если рассматривать прецеденты, то оказывается, что штрафов удаётся избежать даже тем фирмам, которые внесли в отчётность исправления уже после того, как ошибка была обнаружена сотрудниками Пенсионного фонда в ходе проведения проверки, о чём организации и было сообщено.
Например, имеется прецедент того, как штрафные санкции были оспорены индивидуальным предпринимателем, перепутавшим в отчётности графы, которые были отведены для имени и отчества. Судебные органы высказались в поддержку предпринимателя в связи с незначительностью характера оплошности (постановление АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 14.12.18 № А27-6320/2018). Аналогичное решение было принято по делу в отношении компании, которая допустила ошибку в отчестве работника (определения ВС РФ от 28.09.18 № 309-КГ18-14482).
Какие обстоятельства могут признать смягчающими
Зачастую удается снизить сумму штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М, если нарушения были допущены страхователем при смягчающих обстоятельствах. И примеров тому в арбитражной практике немало. К таким обстоятельствам могут отнести:
В следующей таблице приведены примеры смягчающих обстоятельств.
Таблица. Что может смягчить штраф за сдачу СЗВ-М с нарушением срока
Несвоевременная сдача СЗВ-М: как избежать штрафа
Для того, чтобы избежать уплаты штрафа, нужно не допускать нарушений правил сдачи отчёта о застрахованных лицах. Документацию и отчётность удобнее всего подготавливать и представлять в ПФР не в крайний день срока подачи отчётности, а хотя бы за 2-3 дня до того, как закончится срок, отведённый инспекторами для сдачи документации. Это минимизирует риски опоздания, например, по причине технических сбоев. В противном случае можно нарваться на штрафные санкции за непредоставление СЗВ-М.
При сдаче отчётности необходимо как можно более внимательно и тщательно проверять направляемые в Пенсионный Фонд сведения. Даже после того, как передача документации завершена. В случае, когда страхователь самостоятельно обнаружит ошибку и сделает это раньше, чем сотрудник ПФР, организация освобождается от уплаты штрафных санкций.
В ситуации, когда штраф уже выписан, и его сумма существенна, не бойтесь обращаться в суд. Именно арбитры смогут решить, какая сумма является правомерной за опоздание или допущенные ошибки в СЗВ-М. Судебная практика подтверждает, что судьи часто снижают размер штрафных санкций в том случае, когда организация ссылается на незначительную просрочку или наличие смягчающих обстоятельств, заключающихся в технических сбоях, произошедших не по вине компании, поломки техники, или в случае впервые совершенного правонарушения.
При сдаче отчётности по форме СЗВ-М и других, наиболее комфортно чувствуют себя те работодатели, которые используют для подготовки и проверки отчётности веб-сервис «Контур.Экстерн». Все актуальные обновления и проверочные программы устанавливаются без участия пользователя. Если данные, которые ввёл страхователь, не соответствуют требованиям к заполнению формы и контрольным соотношениям, система обязательно предупредит его об этом и подскажет, как можно исправить ошибки. А своевременное исправление ошибок избавит бухгалтера от необходимости подавать «уточненку», судиться или платить штрафы.
Как оспорить штраф ПФР за СЗВ-М
При оформлении возражения по акту проверки ПФР с целью последующего обжалования в суде, необходимо указать одно или несколько следующих обстоятельств:
Штрафные санкции могут быть полностью аннулированы по решению суда, при условии, что со стороны ПФР имели место нарушения закона в части:
Количество найденных процессуальных ошибок прямо влияет на решение суда об отмене или снижении штрафа.
Обжалование решения ПФР вполне возможно осуществить, минуя сам фонд. В этом случае возражения на акт проверки необходимо направлять сразу в суд.
Как оплатить штраф за СЗВ-М
В случае, когда руководство организации принимает решение о добровольной оплате вменённых штрафных санкций, важно помнить о том, что платёжное поручение имеет ряд особенностей и нюансов в графах:
В остальных полях, то есть во всех, кроме КБК и ОКТМО, проставьте по одному нулю. Назначение платежа менее унифицировано, однако лучше указать в нем максимум информации для идентификации платежки:
Чаще всего организации принимают решение об оплате штрафа уже по истечению срока штрафа, который, как правило, составляет 10 дней после выставления компании требования об оплате. Пропуск срока оплаты штрафа является для ПФР своего рода сигналом к началу подготовки судебного иска. Поэтому, после принятия решения об оплате, необходимо убедиться в отсутствии иска к компании, в противном случае штраф с компании спишут ещё раз.
Минакова Юлия
бухгалтер
Письмо в ПФР об отмене штрафа, образец
Не всегда выездные или камеральные проверки ревизоров внебюджетных фондов, и в частности – ПФР, заканчиваются результатом, удовлетворяющим обе стороны. Как поступить, если вы уверены в достоверности предоставленных в ПФР сведений, но по итогам проверки получили акт, в котором отражены нарушения?
Несущественные противоречия могут быть устранены по согласованию с проверяющим сразу в ходе проверки. Но если страхователь не согласен с выводами Фонда, устранять разногласия придется, направив обоснованное пояснение или возражение на акт проверки ПФР в установленном законом порядке.
Пояснения и возражения: разница понятий
Страхователь имеет право изложить свое мнение о результатах проверки представителем ПФР, составив пояснение или возражение на акт ПФР. В чем отличия этих документов, если их суть, в принципе, существенных различий не имеет?
Пояснения подаются страхователем на устный или письменный запрос ревизора Фонда в ходе проверки. Такие пояснения представитель Фонда имеет право запросить в случае, если:
обнаружены ошибки в расчете в начислениях и уплате страховых взносов;
выявлены несоответствия между сведениями, поданными плательщиком в отчетах Фонду и сведениями, отраженными в документах, представленными в ходе проверки;
обнаружены противоречия в содержании документов, представленных аудитору для проверки.
Возражение на акт проверки ПФР подается страхователем только после его вручения. Подать возражения страхователь может в тех случаях, когда он не согласен с выводами, указанными в акте, либо в ходе проверки аудитором были допущены ошибки по существу или процессуальные.
Как подавать возражения на акт ПФР по СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ
Камеральная или выездная проверка представителем Фонда может быть проведена в т.ч. на предмет проверки сведений, представленных в отчете СЗВ-М, а также в относительно новом (подается с отчетности за 2017 год) отчете СЗВ-СТАЖ.
Нередко можно услышать мнение, что подавать возражения (или давать пояснения в ходе проверки) бесполезно. Однако это не так, и возможность доказывать и отстаивать свою правоту, предоставлена плательщику взносов законом, в качестве права.
Предоставлять возражения на акт ПФР целесообразно уже хотя бы потому, что это дает возможность страхователю:
взвешенно и обдуманно сформулировать и изложить с аргументацией свою позицию по вопросам о том, почему в расчеты включены именно такие, а не иные данные;
избежать списания в бесспорном порядке средств со счета на погашение назначенного штрафа;
указать на процедурные нарушения, допущенные сотрудниками Фонда в ходе проверки.
Акт вручается страхователю в течение 5 дней с даты подписания. Он может быть передан тремя способами:
под расписку представителю страхователя при личном посещении клиентской службы ПФР;
через почтового оператора (отправляется заказным письмом);
в электронном виде (если страхователь зарегистрирован в качестве пользователя системы электронного документооборота).
При получении акта проверки, возражения могут быть представлены страхователем не позднее 15 дней с даты, указанной в отметке о вручении, или доставке (дата устанавливается по отметке почты о вручении или сведений об отправке по системе телекоммуникационных связей (ст. 17 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
В случае согласия с представленными возражениями, руководитель территориального подразделения ПФР выносит решение об отказе в привлечении страхователя к ответственности. Если же доводы страхователя окажутся неубедительными – решение по акту останется неизменным, а свою правоту придется доказывать через суд.
Как составить возражения по акту проверки ПФР: образец оформления документа
Если с выводами по акту проверки страхователь не согласен, либо проверяющими Фонда были нарушены проверяемые периоды (с 01.01.2017 г. администрирование по взносам на пенсионное страхование было передано ФНС, поэтому специалисты ПФР могут подвергать проверке страхвзносы только за периоды не позднее 31.12.2016 г.), он имеет право направить в адрес ПФР возражения.
Документ составляется по типовой структуре, согласно которой образец возражения на акт ПФР выглядит следующим образом:
указывается наименование отделения ПФР, проводившего проверку, и его адрес, регистрационные данные страхователя;
включает в себя наименование документа, дату составления, номер акта, на который составлены возражения;
часть, в которой необходимо указать основные сведения – указание на акт, на который представляются возражения, сведения о действиях, предписанных страхователю ревизором Фонда, и предмете возражений, основания представления возражений.
раздел документа, в котором страхователь излагает свои возражения на акт, обоснование своего мнения, указания на правовые акты;
часть документа, в которой страхователь излагает просьбу о рассмотрении возражений на акт ПФР, о вынесении решения об отмене выводов Фонда и решения о привлечении страхователя к ответственности;
указывается перечень документов, подтверждающих доводы страхователя.
Рассмотрим на примерах как пишется возражение на акт ПФР (образец по СЗВ-М), в каждой из частей.
В Управление Пенсионного Фонда РФ № 4
гор. Москва, пр. Мира,158, корп.2, офис 96
на Акт выездной (камеральной) проверки от 15 октября 2018 года № 734
По результатам проверки ПФР, согласно Акта № 734 от 15 октября 2018 года, ООО «Прогресс» решено привлечь к ответственности в виде уплаты штрафа в сумме 50000 рублей, согласно ч. 3 ст. 17 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок «Сведений о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М) за сентябрь 2018г.
ООО «Прогресс» не согласно с фактами, выводами и предложениями, изложенными в Акте, и представляет следующие возражения:
Мотивировочная и резюмирующая части
В этой части мы рассмотрим несколько примеров, чтобы обозначить, как правильно составить возражения на акт ПФР (СЗВ-М), применительно к различным ситуационным событиям. Для наглядности объединим в примерах мотивировочную и резюмирующие части.
При нарушении сроков сдачи
ООО «Прогресс» далее – страхователь, предпринимал неоднократные попытки отправки сформированного отчета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 г. (электронный файл ПФР 123-456-789000_000987_СЗВ-М_654321…xml) в 4 отделение ПФР по г. Москва, Московской области (код подразделения ПРФ 123-456).
Файл, содержащий сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года, был проверен штатным модулем проверки на наличие форматно-логических ошибок, и не выявил проблем.
Попытки отправки были предприняты: 12.10.2018 в 15.28ч (идентификатор документооборота ……)
15.10.2018 в 10.00, 17.40, 18.30 и 23.58 ч (идентификаторы документооборота: ………)
Во всех случаях сведения не были приняты системой, страхователь подтверждения о приеме отчета со стороны ПФР не получил.
Тот же самый файл без изменений был отправлен 16.10.2018 в 09.05 ч (идентификатор документооборота ……), и страхователем была получена квитанция о доставке и положительный протокол о приеме отчета.
Очевидно, что именно приемный комплекс ПФР в первичных отправках не смог справиться с обработкой отчета страхователя, составленного в установленной форме, но успешно обработал этот же файл 16.10.2018г., в связи с чем усматривается очевидный вывод о том, что сроки подачи отчета страхователем были нарушены не по своей воле.
Обращаем внимание на отсутствие в действиях страхователя вины в нарушении сроков сдачи отчета по форме СЗВ-М и просим считать сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 г. поданными своевременно.
Считаем неправомерным привлечение ООО «Прогресс» к ответственности в виде штрафа в сумме 50000 рублей и просим об отмене данной санкционной меры. При этом просим учесть что:
нарушение срока представления «Сведений о застрахованных лицах» ООО «Прогресс» было допущено впервые, не было умышленным и не нанесло ущерба бюджету ПФР;
страхователь не имеет задолженности перед страховщиком по страховым взносам;
период просрочки составил всего 1 день.
Файл сведений СЗВ-М за сентябрь 2018г.
Квитанция о доставке сведений СЗВ-М за сентябрь 2018г.
Протокол о приеме сведений СЗВ-М за сентябрь 2018г.
При оспаривании вопросов недостоверности представленных сведений
Нередко ПФР выносит решение о недостоверности или неполноте представленных в форме СЗВ-М сведений, которые на самом деле являются правильными. Например, при проверке сведений за сентябрь 2018 г. были выявлены расхождения по численности застрахованных с предыдущим месяцем – в августе в компании было 100 человек застрахованных, а в сентябре – 98. ПФР счел это ошибкой, влекущей штраф за неполноту представленных данных в сентябре.
ООО «Прогресс» представило «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М) за август 2018 г. на 100 человек, а за сентябрь на 98 человек. Сведения за сентябрь 2018 г. являются достоверными и полными — данное расхождение по численности застрахованных лиц возникло по причине увольнения следующих сотрудников ООО «Прогресс» в августе 2018 г.:
Иванова Виктора Петровича (страховой номер 019-111-222-33) – дата увольнения 16.08.2018 г.;
Петрова Игоря Сергеевича (страховой номер 016-444-555-66) – дата увольнения 31.08.2018 г.
В связи с вышеизложенным:
Считаем неправомерным привлечение ООО «Прогресс» к ответственности за неполноту представленных сведений в виде штрафа в сумме 1000 рублей.
Просим рассмотреть данные возражения и вынести решение об отказе в привлечении ООО «Прогресс» к ответственности.
Копия приказа об увольнении Иванова В.П. – в 1 экз.
Копия приказа об увольнении Петрова И.С. – в 1 экз.
>Как написать письмо — возражение в ПФР по штрафу за дополняющие формы по СЗВ-М
Вопрос
Как правильно написать письмо — возражение в ПФ по штрафу за дополняющие формы по СЗВ-М, на что ссылаться? На какие законы, постановления (мы бюджетная организация). Мы же сами устранили свои недочеты.
Ответ
С 2017 года ПФР не штрафует, если компания самостоятельно нашла ошибку и исправила раньше, чем ее нашел фонд. Это следует из новой редакции статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ и новой инструкции по персучету, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н.
Но штрафа не избежать, если вы (п. 39 новой инструкции):
— забыли включить застрахованное лицо в СЗВ-М;
— ошибочно включили застрахованное лицо в СЗВ-М.
Тем не менее, если вы не согласны с актом ПФР о штрафе, у вас есть 15 дней, чтобы представить письменные возражения. 15 дней отсчитывайте со дня получения акта (ч. 8 ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ).
В письме-возражении опишите свою ситуацию — почему вы подали дополняющие СЗВ-М. Попросите фонд учесть смягчающие обстоятельства.
Образец письма-возражения на акт камеральной проверки ПФР
В Управление Пенсионного фонда РФ
по району Тропарево-Никулино г. Москвы
адрес: 119571, Москва,
проспект Вернадского, 125, офис 211
по акту камеральной проверки № 36 от 17.10.2016
ООО «Открытие» (рег.номер в ПФР 087-125-123456) получило Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 36 от 17.10.2016, направленный по ТКС и сообщает следующее.
ООО «Открытие» признает факт правонарушения и не отрицает своей вины. При принятии решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности просим принять во внимание смягчающие обстоятельства, такие как:
— нарушение срока представления отчетности в ПФР допущено впервые;
— незначительный период просрочки;
— отсутствие умысла в нарушении;
— нарушение не нанесло ущерба бюджету ПФР;
— ранее компания не привлекалась к штрафным санкциям;
— задолженности по страховым взносам не имеется.
Руководством ООО «Открытие» будут приняты все меры для недопущения в дальнейшем подобных нарушений.
Генеральный директор Новоселов Новоселов С.А.
Досудебное обжалование
Гражданин вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее – жалоба).
В досудебном (внесудебном) порядке гражданин имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР:
Жалоба должна содержать:
В случае если жалоба подается через представителя гражданина, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина.
Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальными органами ПФР (в месте, где гражданин подавал заявление (извещение), либо в месте, где гражданином получен результат предоставления государственной услуги).
Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.
Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
В случае подачи жалобы при личном приеме гражданин представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В электронном виде жалоба может быть подана гражданином посредством:
Жалоба рассматривается территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) данного органа, его должностного лица. В случае если обжалуются решения руководителя территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган ПФР (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В случае если жалоба подана гражданином в ПФР и (или) территориальный орган ПФР, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует гражданина о перенаправлении жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
Жалоба может быть подана гражданином через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР, предоставляющий государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и территориальным органом ПФР, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в территориальном органе ПФР, предоставляющем государственную услугу.
Гражданин может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
В территориальных органах ПФР определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления все имеющиеся материалы направляются в органы прокуратуры.
Территориальные органы ПФР, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:
Жалоба, поступившая в ПФР или территориальный орган ПФР, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.
Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены ПФР или территориальным органом ПФР.
В случае обжалования гражданином отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у гражданина, либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (далее – решение). Решение принимается в форме акта ПФР или территориального органа ПФР.
При удовлетворении жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче гражданину результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Информирование заявителя о результатах рассмотрения жалобы осуществляется путем направления гражданину соответствующего ответа.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется гражданину не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме или по желанию гражданина в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В случае если жалоба была направлена через систему досудебного обжалования, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем ПФР или территориального органа ПФР.
По желанию гражданина ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа.
ПФР, территориальный орган ПФР отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
ПФР, территориальный орган ПФР вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вышестоящем территориальном органе ПФР, в ПФР или в судебном порядке.
Граждане имеют право обратиться в ПФР, в территориальный орган ПФР за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме гражданина, или в электронном виде.
Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы граждане могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
Через систему досудебного обжалования жалоба может быть подана в отношении следующих услуг ПФР:
Прием от страхователей реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»»Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»
Положение о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198.
Обжалование решения ПФ РФ
Обжалования решений пенсионного фонда в суд или жалобы на пенсионный фонд в вышестоящий орган приходится делать все чаще. Наш юрист поможет, жалоба в суд на пенсионный фонд будет составлена в срок. Мы заключим соглашение об оказании юридических услуг в представлении Ваших интересов в суде, в целях отстаивания Вашего права на пенсию.
ВНИМАНИЕ: для индивидуальных предпринимателей и организаций у нас есть отдельные предложения сотрудничества по обжалованию решений пенсионного органа и иных контролирующих структур в рамках юридического сопровождения бизнеса.
Порядок обжалования решений пенсионного фонда
Для обжалования решений пенсионного фонда требуются основания, то есть то, с чем вы не согласны. Возможно, вы считаете, что имеет место неправильное оформление решения или был нарушен порядок при вынесении решения. А может вы столкнулись с тем, что в документах отражены данные, не соответствующие реальным.
Определившись с основанием, перейдем к самой жалобе на пенсионный фонд. Рассмотрим варианты путей досудебного обращения. Итак, в случае жалобы на решение работника пенсионного фонда, можно обратиться сначала к его непосредственному начальнику, лицу, стоящему выше его по должности. Возможно, уже этот шаг поможет вам в решении вашего вопроса. Как показывает практика, именно так и происходит на деле, и жалоба остается удовлетворенной. Поэтому желательно не обходить вниманием такую возможность, которая поможет вам сэкономить ваше время и нервы. Саму жалобу нужно подать в письме, в бумажной или электронной форме. Обращаться необходимо не позднее трёх месяцев после того дня, как было обнаружено соответствующее нарушение. Хотя предусмотрено продление срока подачи в случае уважительной причины. В качестве обоснования прикрепите копии самих документов. В ответ вам должны дать подтверждение, что жалоба принята к рассмотрению. Вне зависимости от итогов рассмотрения, решение принимается в течение месяца, полтора. Вы получаете ответ в письменной форме или на вашу электронную почту.
Срок обжалования решения пенсионного фонда
При несогласии с начальником отдела обращаемся к лицу, возглавляющему местный пенсионный фонд. Если необходимо имеете право обратиться в областной, затем региональный фонд, вплоть до федерального уровня. Вы можете принести жалобу в письменном виде лично, можно отправить через обычную почту, также она может быть отправлена через электронную почту соответствующему органу. При подаче любым из указанных способов ваше обращение не противоречит правилам подачи, описанным в законе. Вам должны ответить в течение месяца.
Полученное решение вы с полным правом можете обжаловать в суде через жалобу на пенсионный фонд. Срок обжалования решения пенсионного фонда общий и составляет три года с момента нарушения Вашего пенсионного права. При обжаловании решения пенсионного фонда в суд госпошлина 300 рублей. Нужно направить исковое заявление с изложением всех обстоятельств дела и указанием своих требований. Обязательно приложите все копии необходимых документов. Наш адвокат станет Вашим помощником в борьбе с пенсионным фондом.
Уменьшение штрафа за несвоевременную сдачу отчета
Если у вас возникла проблема с просрочкой подачи СЗВ-М, ожидайте уведомления о необходимости уплаты суммы накладываемых за опоздание отчетности штрафных санкций в размере 0,5 на одного работника. Некоторые совершившие данное нарушение участники бизнеса пытаются писать в ПФР письма, в которых описывают различные смягчающие обстоятельства:
Все это могло сработать в той или иной мере до вступления в силу ФЗ №212. Ранее обжалование штрафов пенсионного фонда осуществлялось на основе положений Налогового Кодекса РФ прописанных в ст.112 и 114.
В ту пору вопроса, как оспорить штраф пенсионного фонда, не возникало, так как в статьях НК РФ были четко прописаны основания снижения арбитражным судом проблемы или полной отмены штрафа за просрочку отчетности ПФР. Даже наличия одного из перечисленных смягчающих обстоятельств было достаточно для снижения в два раза суммы наложенного штрафа.
В сегодняшних условиях суд не принимает к рассмотрению положения НК, судья при вынесении решения ориентируется на ФЗ №212 и №27, в которых совершенно не указано каким образом и при каких обстоятельствах можно смягчить или отменить наказание за просрочку отчетности ПФР. Сам пенсионный фонд не имеет никаких прав уменьшения сумм штрафных выплат.
Оставьте все формулировки для написания встречного искового заявления о признании недействительным решения пенсионного фонда. Писать какие-либо объяснения и письма-возражения с признанием вины, аргументацией ситуации и просьбами о смягчении штрафных санкций в структуру Пенсионного Фонда совершенно бесполезно. Все будет решаться в суде.
ВНИМАНИЕ: смотрите видео про назначение льготной пенсии педагогам, медработникам, спискам №1, №2, а также подписывайтесь на наш канал YouTube. Тогда Вы первые увидите новые ролики и сможете в комментариях задать вопрос адвокату бесплатно.
Следует отметить, что хотя арбитражная практика по вопросу обжалования решения пенсионного фонда о наложении штрафа пока еще не сложилась, но позитивные прецеденты с отменой и уменьшением штрафов такого рода имеют место быть.
Очень важно для совершившего нарушение подачи отчета в ПФР ответчика при рассмотрении вопроса обжалования постановления пенсионного фонда лично присутствовать в суде. Практика показывает, что все смягчающие обстоятельства, указанные в действовавших ранее соответствующих статьях НК принимаются судами во внимание и сегодня, но через иной способ их применения.
Помощь адвоката по обжалованию решения пенсионного фонда
Мы защищаем пенсионные права граждан, которым отказывают в назначении пенсии.
Также к нам обращаются юридические лица, которым назначен штраф со стороны ПФ РФ, граждане, имеющие право на досрочную пенсию, но не получившее положительного решения от государства. Пенсионный фонд относится к государственному аппарату, и он подчиняется закону «Об обращениях граждан». Согласно данному закону должностные лица обязаны принимать требуемые меры, если граждане обращаются к ним с какими – либо жалобами или замечаниями.
Наш адвокат по пенсии поможет Вам: профессионально, на выгодных условиях и срок. Звоните уже сегодня.
P.S.: если у Вас проблема — позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок
Многие жалобы в Пенсионный Фонд не имеют никакого эффекта, и тогда приходится прибегнуть к подаче иска в суд. Увы, из-за того, что государство не всегда заинтересовано в том, чтобы вы получили свои выплаты, процент положительно разрешенных дел против ПФР довольно мал, и почти всегда приходится задействовать хорошего специалиста. Суть пенсионной системы и обилие законов, которые меняются почти каждый год, такова, что часто без помощи не обойтись.
В этой статье будет описан процесс подачи искового заявления и нужные досудебные шаги, которые помогут повысить шансы на положительный исход дела.
Основания для обращения
Чаще всего суд привлекают тогда, когда разбирательства с самим ПФР зашли в тупик. Основные причины, естественно, касаются денег. Это может быть:
Досудебные разбирательства
Однако, сразу бежать в суд не стоит. Это достаточно провальное занятие, поскольку по закону сначала должны быть предприняты попытки досудебного урегулирования. В дальнейшем суд может учесть эти попытки как признак вашей благонадежности и серьезности. В любом случае, вы точно заработаете пару очков в глазах судьи.
Весь путь досудебных разбирательств в каждом конкретном случае будет разным. Если вы действительно хотите чего-то добиться, вся переписка с ПФР должна быть в письменном виде, а разговоры с сотрудниками (если таковы имеют место быть) – записаны с отчетливым предупреждением о съемке/записи. Любые доказательства правонарушений должны быть добыты честным путем.
Основные этапы разбирательств:
Важно! О передаче дел в суд нужно оповестить ПФР, без этого заявление могут тоже не принять. Для этого после очередного отказа в отделение ПФР направляется финальное письмо-жалоба с требованием урегулировать вопрос в определенный законом срок, и последствия невыполнения этого требования – передача дел в судебные инстанции.
Этот путь достаточно долгий, потому что государство дает любым компаниям и органам целых 30 дней на рассмотрение вашего обращения.
Поэтому нередки случаи, когда подача иска сразу же следует за правонарушением. Они тоже имеют шансы на успех, но еще и вероятность, что суд откажет в рассмотрении дела и все-таки направит вас разбираться в досудебном порядке.
Порядок подачи
Прежде чем начинать подавать жалобы и иски, необходимо собрать доказательства, что ваши права действительно грубо нарушили. Здесь и пригодится юрист, поскольку придется ссылаться на законы и акты, и проверять и перепроверять, действительно ли вы имеете право на то, что вы хотите попросить у суда.
Если доказательства у вас есть (должны быть получены законным образом), необходимо:
Как составить иск
Иск составляется похожим образом, что и обычная жалоба. У него также есть довольно четкая структура написания, но сам текст может подаваться свободной форме.
Сначала заполняется шапка в правом верхнем углу:
Основная часть иска – возникшая ситуация – излагается простым текстом. При этом он должен:
Все факты должны быть именно фактами, а не домыслами. Предоставление ложных сведений может повлечь за собой штраф.
Образец
В какой суд подавать
Разбирательства с ПФР чаще всего проходят в региональных судебных инстанциях – по месту нахождения того ведомства Пенсионного Фонда, которое нарушило ваши права.
Дела юридических лиц могут рассматривать арбитражные суды.
Информацию о судах можно получить на портале «Правосудие» — sudrf.ru.
Какие документы приложить
Пакет документов для суда при разбирательствах с ПФР может выглядеть так:
Также может понадобиться копия СНИЛС, хотя эти данные суд может затребовать и самостоятельно.
Сроки рассмотрения
Как и любые обращения, иски рассматриваются в определенные сроки. Разбирательства с ПФР могут составлять от месяца до трех, в зависимости от серьезности правонарушения. Поскольку Пенсионный Фонд распоряжается государственными средствами, то для своей защиты может задействовать сложные меры, задерживать разбирательство и т.д. Следует готовиться к тому, что рассмотрение иска займет не менее месяца.
Стоимость
Для подачи иска в суд следует оплатить стандартную пошлину на рассмотрение дела – 300 рублей.
В случаях, если иск рассматривается по КАС, пенсионеры могут не облагаться пошлиной. Однако, это следует уточнять в самом суде во избежание отказа в рассмотрении дела.
При достижении определенного возраста большинство из нас выходит на пенсию. Это своего рода плата государства за трудовые заслуги.
Однако для того, чтобы претендовать на положенные выплаты, работодатели должны делать в пользу работника страховые взносы. В противном случае они взыскиваются принудительно.
И тогда предприятию остается лишь один выход обжалование решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки и штрафов по страховым взносам. Итак, как отметить решение ПФР?
Признание недействительным решения ПФ о взыскании недоимки
Решение Пенсионного фонда о взыскании недоимки является тем официальным документом, на основании которого плательщику начисляются не оплаченные вовремя страховые взносы, пеня, и штрафные санкции.
В случае, когда эти суммы не уплачиваются добровольно, то запускается механизм их взыскания в судебном порядке по особой процедуре.
Однако не всегда начисления этих сумм является бесспорным и правомерным. Поэтому всегда есть возможность оспаривания решения Пенсионного фонда.
Наиболее правильным способом будет признание недействительным решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам.
Порядок обжалования действий Пенсионного фонда
Куда же подавать жалобу на действия ПФР?
Как и в случае с любым другим актом государственного органа, признание недействительным решения ПФ о взыскании недоимки возможно двумя способами.
Первый из них заключается в обращении с жалобой в орган Пенсионного фонда, расположенный на ступеньку выше.
Второй предусматривает подачу в суд заявления о недействительности указанного решения путем его оспаривания в арбитражный суд.
В какой срок можно оспорить
При выборе пути действий стоит принимать во внимание ряд факторов, например срок обжалования решений Пенсионного фонда о наложении штрафа.
Заявление в арбитражный суд о восстановлении пропущенного срока обжалования
Каждый из двух предложенных вариантов обжалования решений Пенсионного фонда предполагает определенный объем подготовительной работы. Так, следует в обязательном порядке досконально изучить нормативную базу и сделать собственный подсчет взыскиваемых платежей.
Мы же рекомендуем обратиться к юристам специализирующимися на решении споров с государственными органами.
Готовим жалобу на решение ПФР
Заявление о признании недействительным решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов подается в арбитражный суд, с учетом действующего законодательства.
Если предприятие или индивидуальный предприниматель решили осуществить признание недействительным решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам в судебном порядке, то руководствоваться необходимо следующим.
Порядок обжалования действий Пенсионного фонда предполагает, что в суд по месту нахождения ответчика подается не привычный всем иск, а заявление о признании недействительным решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Заявление должно содержать в себе следующие данные:
Данное заявление оплачивается госпошлиной в сумме 3000 рублей для юридических лиц и 300 для индивидуальных предпринимателей. Законодательство отводит суду для рассмотрения всех материалов срок, не превышающий 3-х месяцев.
При удовлетворении иска суд вынесет определение, предметом которого будет признание недействительным решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам.
Пример заявления об оспаривании решения ПФР
Заявитель: Индивидуальный предприниматель
Заявление
о признании недействительным решения пенсионного фонда о взыскании
недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов
Пенсионный фонд направил в адрес индивидуального предпринимателя требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем-страхователем.
В соответствии с указанным требованием Индивидуальному предпринимателю было предложено в добровольном порядке в срок до уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период в размере руб., в том числе страховая часть трудовой пенсии – руб. и накопительная часть трудовой пенсии – руб. Указанное требование Индивидуальным предпринимателем исполнено не было.
Пенсионный фонд вынес решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя в размере руб.
Таким образом, оспариваемое решение Пенсионного фонда не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прошу:
1) Решение Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере руб. признать недействительным.
2) Приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта до вступления судебного решения по настоящему делу в законную силу.
1) Уведомление о вручении копии заявления Пенсионному фонду.
2) Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
3) Копия требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
4) Копия Решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
5) Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Литература: Споры с органами ПФР и ФСС России: формы жалоб
Как оспорить штраф от ПФР
Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 8 июня 2018 г.
Содержание журнала № 12 за 2018 г. ШПАРГАЛКАЕ.О. Калинченко,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Ошибки, связанные с представлением формы СЗВ-М, обходятся довольно дорого. Но чтобы снизить штраф или отменить его, страхователи вынуждены доводить дело до суда.
Этап 1. Получение акта
ПФР может оштрафовать организацию или предпринимателя на 500 руб. в отношении каждого застрахованного, сведения о котором поданыст. 17 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ (далее — Закон № 27-ФЗ):
•или с нарушением срока (скажем, сведения по форме СЗВ-М нужно подавать не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным);
•или с указанием неполных сведений;
•или с указанием недостоверных сведений.
Выявив такие нарушения, ПФР составит актприложение 1 к Постановлению Правления ПФР от 23.11.2016 № 1058п. Этот документ в течение 5 рабочих дней с даты подписания должен бытьст. 17 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ (далее — Закон № 27-ФЗ):
•или вручен вам лично под расписку;
•или направлен по почте заказным письмом;
•или передан в электронном виде по ТКС.
Дата получения корреспонденции (акта о выявлении нарушения, решения о привлечении к ответственности, требования об уплате штрафа), направленной вам ПФР, такая:
•6-й рабочий день считая с даты отправления заказного письма по почтест. 17 Закона № 27-ФЗ; ст. 2 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее — Закон № 167-ФЗ); п. 6 ст. 6.1 НК РФ;
•дата, указанная в подтверждении получения корреспонденции информационной системой страхователя при отправке в электронном виде по ТКСп. 7 Порядка, утв. Постановлением Правления ПФР от 11.01.2018 № 3п.
Правда, страхователи нередко полагают, что они не совершали никакого правонарушения. И поэтому не соглашаются добровольно платить штраф. Такие разногласия возникают, например, в случае представления дополняющей формы СЗВ-М на забытых застрахованных (см. подробнее на с. 59). Но, даже признавая вину, страхователи зачастую не согласны платить штраф в полном объеме, считая его несоразмерным нарушению.
Вы попали в подобную ситуацию? Тогда именно с получения акта и начнутся ваши действия для разрешения спора с ПФР.
Этап 2. Представление возражений на акт
Свои письменные возражения на акт вы можете представить в ПФР в течение 15 рабочих дней со дня получения актаст. 17 Закона № 27-ФЗ; ст. 2 Закона № 167-ФЗ; п. 6 ст. 6.1 НК РФ. В возражениях приводите доводы:
•об отсутствии вины — если вы считаете, что штрафовать вас не за что. Скажем, в случае представления дополняющей формы СЗВ-М на забытых застрахованных эти доводы сводятся к следующему. Вы не виновны в совершении правонарушения, так как подали дополняющую СЗВ-М, воспользовавшись своим законным правом на уточнение и исправление представленной отчетностист. 17 Закона № 27-ФЗ. И такие действия, совершенные вами до обнаружения ошибок в ПФР, исключают применение санкций (подробнее о штрафах за представление дополняющей формы СЗВ-М на забытых застрахованных читайте на с. 59);
О том, какие последствия могут быть, если ошибка в сведениях, представляемых по форме СЗВ-М, привела к неправомерной индексации пенсии работающему пенсионеру, читайте:
•о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, — если вину вы признаете, но желаете уменьшить размер штрафа. В частности, укажите, что ошибку вы выявили самостоятельно и исправили в короткий срок. А также отметьте, что отсутствие сведений о застрахованных в исходной СЗВ-М или ошибка в поданных сведениях не повлекли (если это, конечно, так) индексацию и фактическую выплату проиндексированных пенсий пенсионерам. То есть финансовым интересам государства не был нанесен ущерб.
Представление возражений в ПФР — ваше право, а не обязанность.
Имейте в виду, что, рассмотрев ваши возражения, ПФР:
•вряд ли решит не привлекать вас к ответственности (но попробовать стоит);
•уж точно не снизит размер штрафа — у ПФР просто нет таких полномочий. Для этого все равно придется обращаться в суд.
В Законе № 27-ФЗ нет общего правила о том, в каких днях, рабочих или календарных, нужно считать установленные им сроки. Правоотношения, связанные с уплатой пенсионных взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, с 2017 г. регулируются Налоговым кодексомст. 2 Закона № 167-ФЗ. Поэтому суды считают, что при исчислении сроков нужно также руководствоваться нормами Налогового кодексасм., например, Постановление 3 ААС от 03.05.2018 № А33-5962/2018.
То есть срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если этот срок прямо не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается выходным и (или) нерабочим праздничным днемп. 6 ст. 6.1 НК РФ; статьи 111, 112 ТК РФ.
Этап 3. Присутствие при рассмотрении акта
По окончании срока, отведенного на представление возражений, руководитель территориального управления ПФР рассмотрит акт и ваши возражения (если они были представлены). На это у него есть 10 рабочих дней (срок может быть продлен, но не более чем на месяц). Вы вправе присутствовать при рассмотрении акта. О месте и времени вас должен уведомить ПФР. Но если вы не явитесь, акт будет рассмотрен и без васст. 17 Закона № 27-ФЗ.
Этап 4. Обжалование в вышестоящем органе
Рассмотрев акт, руководитель территориального управления ПФР должен решить, привлекать вас к ответственности или нет. Если убедить ПФР в невиновности не удалось, вам в течение 5 рабочих дней после подписания будет вручено (лично, по почте или по ТКС) решение о привлечении к ответственностист. 17 Закона № 27-ФЗ; ст. 2 Закона № 167-ФЗ; п. 6 ст. 6.1 НК РФ. Такое решение вы можете обжаловать в вышестоящем органе ПФР. На это у вас есть 3 месяца со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих правст. 17 Закона № 27-ФЗ. То есть в этом случае — со дня вручения решения.
Заметим, что в отличие от налоговых споров досудебный порядок урегулирования споров с ПФР не обязателен. Вы можете этот этап пропустить. Или одновременно подать жалобу и в вышестоящий орган ПФР, и в суд.
Этап 5. Судебное разбирательство
Решение о привлечении к ответственности вступит в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения вам. И в течение следующих 10 рабочих дней вам будет направлено требование об уплате штрафаст. 17 Закона № 27-ФЗ; ст. 2 Закона № 167-ФЗ; п. 6 ст. 6.1 НК РФ. На добровольную уплату штрафа отведено 10 календарных дней со дня получения требования. Если, конечно, в требовании не указан более продолжительный срок. Если штраф вы не заплатите, ПФР будет вынужден обратиться в суд. Вы можете не дожидаться этого, а сами обжаловать решение ПФР в суде. Рассмотрим действия, которые нужно будет предпринять в каждом из этих случаев.
Обращение ПФР в суд для взыскания неуплаченного штрафа. Неуплаченный штраф ПФР сможет взыскать с вас только в судебном порядкест. 17 Закона № 27-ФЗ. С этой целью ПФР может обратиться в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплатест. 2 Закона № 167-ФЗ; п. 3 ст. 46 НК РФ.
ПФР может подать в судч. 1 ст. 212 АПК РФ:
•или заявление о выдаче судебного приказаст. 229.2 АПК РФ. Сразу скажем, что если суд посчитает требования ПФР небесспорными, то в выдаче приказа будет отказано. Если же приказ все-таки будет вынесен, его вышлют вам по почте в пятидневный срок. Если в течение 10 рабочих дней со дня его получения (или истечения срока хранения судебной корреспонденции на почте) вы представите в суд возражения, приказ будет отмененч. 3, 4 ст. 229.5, ч. 3 ст. 113 АПК РФ; п. 32 Постановления Пленума ВС от 27.12.2016 № 62. Причем в возражениях достаточно просто заявить о несогласии с судебным приказомп. 31 Постановления Пленума ВС от 27.12.2016 № 62. В противном случае через 10 рабочих дней по истечении срока для представления возражений приказ вступит в силу. Но и тогда вы еще сможете обжаловать его в суде в течение 2 месяцевч. 11 ст. 229.5, статьи 276, 113 АПК РФ;
•или заявление о взыскании с вас задолженности в размере штрафа (и в случае неудачи с судебным приказом)ст. 125 АПК РФ. Если размер штрафа не превышает 500 000 руб. (или 250 000 руб. — для страхователей-предпринимателей), суд рассмотрит дело в упрощенном порядке, без вызова сторонч. 1 ст. 227, ч. 5 ст. 228 АПК РФ. В этом случае ваша задача как ответчика будет следующей. В срок, установленный судом (не менее 15 рабочих дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления ПФР), вам нужно будет представить в суд отзыв с доказательствами своей невиновности (указанием смягчающих обстоятельств)ч. 3 ст. 228, ч. 3 ст. 113 АПК РФ. Суд будет принимать решение, рассмотрев требования ПФР и ваши возражения, представленные в отзыве.
На представление возражений в ПФР работодателю отведен конкретный срок. И нахождение руководителя или бухгалтера в отпуске его не отменяет
Обжалование решения ПФР в суде. Вы сами можете обратиться в суд с заявлением о признании решения ПФР о привлечении вас к ответственности незаконным (частично незаконным — если вину вы признаете, но считаете штраф несоразмерным нарушению)ст. 18 Закона № 27-ФЗ; ч. 1 ст. 198, ст. 199, п. 2 ч. 1 ст. 227 АПК РФ. Подать его нужно в течение 3 месяцев со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, то есть в нашем случае — со дня получения решенияч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Как мы уже отмечали, заявление в суд можно подать параллельно с направлением жалобы в вышестоящий орган ПФР.
Заявляя в суде о своей невиновности, постарайтесь упомянуть и об обстоятельствах, которые могли бы смягчить ответственность. Тогда, даже если суд признает, что вы виновны, размер штрафа наверняка будет снижен. Причем, ссылаясь на нормы НК РФ, некоторые суды снижают штраф не менее чем в два разаст. 2 Закона № 167-ФЗ; п. 3 ст. 114 НК РФ. А как показывает арбитражная практика, рассчитывать можно и на существенно большее снижение штрафовсм., например, Постановление 9 ААС от 14.05.2018 № 09АП-19136/2018.
Для несогласных со штрафом, выставленным ПФР, по большому счету есть одна дорога — в суд. И к сожалению, в суде первой инстанции разбирательство, скорее всего, не закончится. Поэтому готовьтесь отстаивать свои интересы также в суде апелляционной, а возможно, и кассационной инстанции.
Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Штрафы налоговые / штрафы по взносам / административные штрафы»:
Как обжаловать решение ПФР о штрафе за несвоевременную сдачу дополняющей формы СЗВ-М?
Спасибо!
Беспокоит то, что весь процессуальный порядок рассмотрения материалов камеральной проверки был описан в 212-ФЗ, который ныне не действует(.
Не понятно, чем это регламентируется сейчас и на что ссылаться.
АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА на решение и действие (бездействие) начальника Управления ПФР в Кировском районе Санкт-Петербурга ХХХХХ.Х.Х.
ООО «ХХХ» зарегистрировано в Государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда (далее – Пенсионный фонд) в качестве страхователя за регистрационным номером ХХ-ХХ-ХХХХ.
__.__ 2019г. мною были отправлены Дополняющие формы за октябрь, ноябрь, декабрь 2018г. с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период. Исходные формы были отправлены 12.11.2018г, 07.12.2018г., 11.01.2019г. соответственно.
19.07.2019г. мною было получено Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №ХХХ от 11.06.2019г. В соответствии с указанным Решением ООО «ХХХ» привлекается к ответственности, предусмотренной ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ за непредоставление страхователем сведений в установленный срок, в виде штрафа в размере 6000 руб.
В решении указано, что лицо, в отношении которого производилась проверка, было извещено о месте и времени рассмотрения материалов проверки, что подтверждается записью в акте о выявленном правонарушении от 26.04.2019г. №ХХХ, в связи с чем принято решение о рассмотрении материалов проверки в отсутствие лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя).
Однако я не был извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки ни лично, ни заказным письмом, ни в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Таким образом я был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и реализовать свое право на дачу объяснений по фактам, установленным проверкой.
Также мне не был вручен акт о выявленном правонарушении, что является нарушением ст. 3.2.1 Постановление Правления ПФ РФ от 11.01.2018 N 3п «Об утверждении формата, порядка и условий направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
На основании вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прошу отменить Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №202S19190043964 от 11.06.2019г.
Прошу также учесть следующие возражения с моей стороны по факту применения к совершенному мной правонарушению финансовых санкций: в соответствии с п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (ред. от 14.06.2018) страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Применение Дополняющей формы СЗВ-М предусматривает возможность впервые предоставить сведения о застрахованном лице за истекший отчетный период, следовательно предоставление данной формы не содержит в себе признаков вины и противоправности деяния страхователя. Данный вывод подтверждает Письмо ПФ РФ от 14 декабря 2004 г. N КА-09-25/13379.
Исходные формы СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2018г. были предоставлены с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона 27-ФЗ, а дополняющие формы СЗВ-М отправлены в пенсионный фонд по инициативе ООО «ХХХ» в связи с самостоятельным выявлением ошибок в ранее представленных сведениях. Таким образом ООО «ХХХ» реализовал свое право на исправление недостоверных сведений, законные основания для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона 27-ФЗ отсутствуют (Определение ВС №308-ЭС19-975 от 05.07.2019 по делу N А22-1060/2018, Постановление Арбитражного Суда Дальневосточного округа № Ф03-924/2017 от 10.04.2017 г.).
Александр Погребс,
буду очень благодарна, если Вы прочитаете и выскажете свои замечания по поводу сей кляузы