возврат абонентской платы при расторжении договора мтс

Управление разъясняет: права потребителей при расторжении договора услуг связи

С начала 2019 года в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление) поступило 44 жалобы от граждан (24 письменных, 20 устных в рамках работы горячей линии и Общественной приемной) на операторов связи, которые не расторгают заключенный договор оказания услуг, несмотря на получение от абонента заявления с просьбой о расторжении договора. Наряду с этим в обращениях потребителями ставится вопрос о привлечении оператора связи к административной ответственности в связи с его отказом, по мнению заявителей, в расторжении договора оказания услуг связи.

В связи с этим Управление обращает внимание на следующее: т.к. пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ, статьей 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребителю услуг связи предоставляется безусловное право на односторонний отказ от исполнения любого договора возмездного оказания услуг связи, абоненту необходимо не просить оператора связи расторгнуть заключенный с ним договор, а следует уведомить его об отказе абонента от исполнения конкретного договора оказания услуг связи в одностороннем порядке. В таком уведомлении целесообразно указать конкретную дату отказа абонента от исполнения договора, которая не может предшествовать дате фактического получения оператором связи уведомления абонента, при этом сам факт отказа от исполнения договора оказания услуг связи не освобождает бывших абонентов от погашения имеющейся задолженности по оплате услуг связи. Поскольку же в своих обращениях гражданами ничем не подтверждается довод о том, что оператор связи именно отказывает в расторжении договора оказания услуг связи, т.е. не подтверждается наличие самого события административного правонарушения, постольку у Управления не имеется оснований для возбуждения в отношении оператора связи производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, потребителю необходимо именно уведомить оператора связи о принятом им самим решении об одностороннем отказе от исполнения договора, после такого уведомления и в силу пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ договор оказания услуг связи считается расторгнутым. Направление же оператору связи просьбы о расторжении договора предполагает рассмотрение вопроса о расторжении договора на усмотрение самого оператора связи и, соответственно, возможность отказа в просьбе, поскольку оператор связи не обязан удовлетворять все просьбы потребителей.

Вышеизложенное не относится к ситуации, когда потребитель заключил смешанный договор, т.е. договор, содержащий в себе одновременно элементы договора оказания услуг связи и договора купли–продажи абонентского оборудования (например, роутера, телевизионной приставки и т.п.), поскольку заключив смешанный договор и став на его основании собственником товара, потребитель не вправе вернуть товар оператору связи по причине одностороннего отказа потребителя от исполнения договора оказания услуг связи или в связи с отсутствием у потребителя необходимости в использовании такого оборудования.

С 1 июня 2019 года Постановлением Правительства РФ от 27.05.2019 № 665 в Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи», внесено дополнение, согласно которому на территории Российской Федерации оператор мобильной связи в своей сети устанавливает одинаковые условия оказания услуг каждому абоненту независимо от того, находится ли абонент в пределах территории субъекта Российской Федерации, указанной в решении о выделении такому оператору связи ресурса нумерации, включающего в себя выделенный абонентский номер, или за пределами указанной территории.

Источник

Как расторгнуть договор с МТС

Большинство абонентов не уделяют внимание расторжению договора с оператором мобильной связи. Как правило, если номер больше не нужен, абонент просто выкидывает SIM-карту. На самом деле это не правильной подход. Дело в том, что даже после продолжительного отсутствия активности по номеру все подключенные услуги продолжают действовать, вследствие чего может образоваться задолженность. В итоге, спустя некоторое время, когда Вы уже забудете о существовании этого номера, оператор начнет требовать от вас погашения задолженности. Именно поэтому каждый абонент должен знать, как расторгнуть договор с МТС. Независимо от того, по какой именно причине Вы решили отказаться от услуг оператора, приведенные ниже рекомендации помогут вам сделать это правильно. Есть несколько способов расторжения договора с МТС и мы рассмотрим их все.

Расторгнуть договор с МТС можно:

Стоит отметить, что самым надежным является личное посещение салона связи МТС. Также обратите внимание на то, что речь идет об окончательном расторжении договора с оператором. Если вам нужно заблокировать СИМ-карту МТС с возможностью последующего восстановления, то читайте отдельный обзор на эту тему.

Расторжение договора с МТС через офис

Самый надежный способ навсегда заблокировать номер — лично обратиться в офис МТС и заявить о своем намерении расторгнуть договор. Независимо от причины, которая подтолкнула вас на расторжение договора, сотрудники офиса обязаны выполнить вашу просьбу, разумеется, бесплатно. Для блокировки номера должны быть соблюдены определенные условия. Если все в порядке, вам не имеют права отказать.

Для расторжения договора с МТС должны быть соблюдены следующие условия:

Если Вы владелец номера и за номером не числится долгов, договор будет расторгнут в течение нескольких минут. Многих интересует, как расторгнуть договор с МТС, если на балансе остались деньги. На самом деле этот факт ничего не меняет. Вам также нужно прийти в офис МТС, написать заявление на расторжение договора и получить деньги, оставшиеся на счету. Стоит отметить, что возврат средств при расторжении договора возможен только при личном обращении в офис МТС. Блокировка номера посредством звонка оператору или через личный кабинет не предусматривает возможности возврата остатка денег с баланса.

Что касается расторжения договора через справочный центр МТС, то данный вариант нельзя назвать самым удобным. Дело в том, что оператор не всегда соглашается осуществить вечную блокировку номера дистанционно и просит обратиться в ближайший офис МТС. Помимо этого, звонок оператору не удобен еще и тем, что предусматривает необходимость долго ждать ответа специалиста.

Как расторгнуть договор с МТС через интернет

Приведенный выше способ эффективен, однако он предусматривает необходимость посещения офиса МТС, что не всегда удобно. К тому же, блокировка номера в офисе возможна только в том случае, если SIM-карта оформлена на вас, в противном случае вам откажут в расторжении договора. Впрочем, есть решение и для таких случаев. Если Вы по какой-то причине не хотите идти в офис МТС, расторгнуть договор с оператором можно не покидая собственной квартиры через интернет. Все, что вам потребуется — наличие доступа к личному кабинету. Регистрация в личном кабинете МТС описана в отдельной статье, здесь же приведем инструкцию по блокировке номера. Обратите внимание, что через личной кабинет можно заблокировать номер на определенное время или навсегда. Рассмотрим второй вариант.

Чтобы расторгнуть договор с МТС выполните следующие действия:

Как видите, расторжение договора через личный кабинет не предусматривает сложностей. После выполнения действий, приведенных в инструкции Ваш номер будет безвозвратно заблокирован и договор с оператором расторгнут. Перед тем, как расторгнуть договор с МТС следует хорошо подумать, действительно ли вам больше не нужен данный номер. Дело в том, что после расторжения договора о предоставлении услуг связи номер окажется свободным и в ближайшее время у него может появиться новый владелец.

Источник

Как расторгнуть договор с МТС, и не потерять деньги?

Компания МТС предоставляет различные по профилю услуги связи – мобильную связь, мобильный и домашний интернет, кабельное телевидение и другие. Качество данных услуг достаточно высоко, но иногда по многим причинам у клиента возникает необходимость отказаться от работы с МТС и воспользоваться предложениями других операторов. Эти действия нуждаются в правильном юридическом оформлении, чтобы не потерять на этом крупную сумму денег.

Причины расторжения

возврат абонентской платы при расторжении договора мтс. возврат абонентской платы при расторжении договора мтс фото. картинка возврат абонентской платы при расторжении договора мтс. смотреть фото возврат абонентской платы при расторжении договора мтс. смотреть картинку возврат абонентской платы при расторжении договора мтс.

Абонент не обязан сообщать причины расторжения договора.

Договор между оператором связи и потребителем услуг заключается бессрочно, т.е. он длится до тех пор, пока его не расторгнут. При этом абонент и оператор регулярно подтверждают актуальность договора – абонент вносит плату, а оператор предоставляет услуги связи. Это означает, что договор не может быть расторгнут из-за того, что закончилось время его действия.

Причиной для прекращения договора может стать желание абонента отказаться от определенных услуг связи. При этом абонент не обязан объяснять причины такого решения. Также причиной расторжения может быть ненадлежащее качество услуг, предоставляемых оператором.

В свою очередь оператор связи не может расторгнуть договор по своему желанию, а только при неисполнении абонентом своих обязательств. Причиной для этого может стать бездействие абонента – на телефон не поступают звонки и сообщения в течение 183 дней (около полугода), при этом счет за услуги связи не оплачивается. Это же касается интернета – неплатежи могут привести к отключению услуги и обращению в суд.

Обязательно ли расторгать?

Так ли важно соблюдать процедуру расторжения договора? Не всегда. Договор расторгнется автоматически, если не пользоваться номером телефона в течение полугода.

В этом случае важно не иметь задолженности, поскольку ее могут взыскать в судебном порядке. Процедура расторжения договора нужна в том случае, если важно завершить деловое партнерство в короткие сроки.

Как правильно расторгнуть договор

Если абонент решил расторгнуть договор с МТС по всем правилам, следует предпринять ряд действий. Для оформления соответствующих документов можно придти в офис компании или сделать это через личный кабинет. Для пользования личным кабинетом важно иметь положительный баланс на счете.

Для того, чтобы разорвать контракт по желанию абонента нужно иметь положительный баланс на счету мобильного телефона или оплаченный интернет. Если имеется задолженность или отрицательный баланс, нужно оплатить счет. Если на счету есть деньги, их можно вывести со счета и получить в кассе.

Порядок действий

При обращении в офис порядок действий выглядит следующим образом:

После совершения этих действий договор считается расторгнутым.

Составление заявления

Это самая трудоемкая часть расторжения договора – заявление должно быть составлено правильно, иначе оно не имеет силы. Бланк и образец заявления можно получить у оператора в офисе компании. В заявлении обязательно нужно указать следующие данные:

Если заявление составлено правильно, то никаких дополнительных действий предпринимать не надо – договор будет расторгнут с момента его подписания.

Где можно расторгнуть договор, и какие особенности процедуры

Лучше всего расторгать договор в офисе – так можно спросить нужную информацию у оператора, уточнить важные моменты, при необходимости оперативно пополнить счет.

Нюансы расторжения договора МТС

возврат абонентской платы при расторжении договора мтс. возврат абонентской платы при расторжении договора мтс фото. картинка возврат абонентской платы при расторжении договора мтс. смотреть фото возврат абонентской платы при расторжении договора мтс. смотреть картинку возврат абонентской платы при расторжении договора мтс.

Расторжение договоров предоставления услуг мобильной связи, интернета и телевидения имеет некоторые нюансы.

В предыдущей части статьи речь шла в основном о мобильной связи. Но МТС предоставляет и другие услуги. Особенности прекращения пользования ими также следует обговорить.

Условия возврата оборудования

МТС предоставляет абонентам, пользующимся интернетом и телевидением, оборудование для поставки услуг – роутеры, приставки, и т.д. За пользование оборудованием оператора абонентская плата повышается.

Если пользоваться роутером или приставкой достаточно долго (как правило, около 5 лет), то сумма, заплаченная за технику, позволит получить ее в собственность. Если же этот срок еще не прошел, оборудование нужно вернуть при расторжении договора.

Абонент может пользоваться и собственным оборудованием, к которому подключается интернет или телевидение. При этом МТС не несет ответственности за качество работы техники. При этом не начисляется плата за пользование оборудованием, а также не нужно его возвращать после расторжения договора. Эти же правила распространяются и на оборудование, которое абонент выкупил в течение использования.

Правовая база

Деятельность операторов связи регулируется законом о защите прав потребителя, а также законом об услугах связи. Эти постановления требуют от оператора предоставлять услуги связи заявленного качества в том объеме, который предусмотрен в тарифе. При этом условия тарифа оператор в праве назначать любые – здесь регулирующим фактором выступает только конкуренция на рынке услуг связи.

По этим же законам абонент обязан вовремя вносить плату за услуги связи в том объеме, который указан в тарифе. Подписывая договор, обе сторону подтверждают, что согласны с этими условиями.

Смотрите видео о сложностях расторжения договора с МТС:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник

Как расторгнуть договор с МТС в 2021 году

Как расторгнуть договор с МТС? Иногда возникают ситуации, когда пользователь не хочет продолжать пользоваться услугами оператора. Это может быть связано с выбором другой компании, с переездом или с другой подобной причиной. Все услуги, предоставляемые оператором, подразумевают обязательную абонентскую плату. Поэтому важно вовремя отказаться от подключенных опций и расторгнуть договор обслуживания, в противном случае на балансе может образоваться задолженность.возврат абонентской платы при расторжении договора мтс. возврат абонентской платы при расторжении договора мтс фото. картинка возврат абонентской платы при расторжении договора мтс. смотреть фото возврат абонентской платы при расторжении договора мтс. смотреть картинку возврат абонентской платы при расторжении договора мтс.

Где можно расторгнуть договор с МТС

Обычно, существует два варианта по расторжению:

Для первого варианта не нужно обращаться в офис оператора и предоставлять документы. Достаточно просто перейти в личный кабинет через приложение Мой МТС или на официальном сайте:

В случае с полным отказом от обслуживания немного труднее. Например, если абонент хочет расторгнуть договор с МТС по мобильной связи, то изначально необходимо удостовериться, что на балансе отсутствует долг. Затем можно обратиться в службу поддержки и оповестить менеджера о своих планах.

Процедура расторжения зависит от типа услуг. Если отключение мобильной связи осуществляется по упрощенной процедуре, то в случае с телевидением или интернетом потребуется личное посещение.

Причины отказа

Существуют конкретные ситуации, при которых оператор может ввести штрафные санкции или отказаться разрывать сделку:

Особенности

Операторская компания MTS старается не только привлекать новых клиентов, но и удержать старых. Поэтому, когда вы позвоните в техподдержку или обратитесь к сотруднику в салоне связи, готовьтесь что вам зададут вопрос – почему вы хотите отключиться. Но, согласно законодательству, компания не в праве настаивать и обязана закрыть сделку с абонентом.возврат абонентской платы при расторжении договора мтс. возврат абонентской платы при расторжении договора мтс фото. картинка возврат абонентской платы при расторжении договора мтс. смотреть фото возврат абонентской платы при расторжении договора мтс. смотреть картинку возврат абонентской платы при расторжении договора мтс.

Клиенту могут предложить:

Предварительно рекомендуется получить консультацию у менеджера. Если вы отключаетесь в связи с возникшей проблемой, то возможно сотрудники смогут решить вопрос. Юридические лица расторгают сделку по другим правилам – подразумевается личное посещение офиса. Сотрудники предоставят подробную консультацию и ответят на вопросы.

Как правильно расторгнуть договор с МТС на мобильную связь

Чтобы расторгнуть сделку по мобильной связи, вам не придется отправляться в офис или заполнять заявления. Процедура проходит по упрощенной форме. Убедитесь, что:

Отказаться от обслуживания можно по телефону горячей линии. Специалист обязательно спросит, почему было принято представленное решение и постарается предоставить альтернативный вариант. В случае вашего отказа, он аннулирует договор, в последствие чего симка будет заблокирована.

Как расторгнуть договор на ТВ

Чтобы разорвать договор с МТС на телевидение потребуется учесть некоторые нюансы. Приобретая пакеты на интерактивное или спутниковое ТВ, абонентам выдается специальное оборудование. При отказе от дальнейшего обслуживания пользователь обязуется вернуть технику в исправном состоянии обратно.

Убедитесь, что вы не задолжали провайдеру за предоставленные услуги и абонентский платеж полностью погашен. Стоит отметить, что подключение телевидения часто подразумевает обязательный период, в течение которого абонент обязуется использовать выбранный пакет. То есть, в случае расторжения сделки, вы рискуете заплатить штраф.

Возврат оборудования

Не во всех ситуациях нужно возвращать оборудование. Например, если вы не пользовались арендой, предлагаемой оператором, а приобрели собственную приставку ТВ. Также надобность в возврате отпадает, если пользователь выполнил все требования, прописанные в договоре для аренды.

В других случаях оборудование возвращается в таком же состоянии, что и выдавалось клиенту в момент заключения договора.

Как правильно расторгнуть договор с МТС на домашний интернет

Расторгнуть договор с МТС на домашний интернет можно таким же образом, как и телевидение. Обратитесь в офис к менеджеру и заполните соответствующий бланк. Заранее проверьте баланс и убедитесь, что условия сделки не были нарушены.возврат абонентской платы при расторжении договора мтс. возврат абонентской платы при расторжении договора мтс фото. картинка возврат абонентской платы при расторжении договора мтс. смотреть фото возврат абонентской платы при расторжении договора мтс. смотреть картинку возврат абонентской платы при расторжении договора мтс.

Как расторгнуть договор с МТС через интернет

Отключение мобильной связи доступно в личном кабинете. Для начала рекомендуется отписаться от дополнительных опций, располагающиеся в разделе подключенных услуг.

Полностью деактивировать тарифный план и заблокировать симку можно с помощью заполнения специального раздела и отправки тикета, который располагается в личном кабинете. При возникновении проблем свяжитесь со службой поддержки, тогда специалист произведет отключение удаленно.

Заявление

Заявление требуется при отключении интернета или ТВ. Не нужно искать бланк на официальном сайте, его выдают сами сотрудники в отделении МТС. Абоненты должны указать причину, контактную информацию. Если вы давно пользуетесь услугами провайдера, то менеджер скорее всего предложит альтернативные варианты.

Источник

Решение по Делу № 1-10-65/00-11-17 (МТС-Вифлеемский)

ПО ДЕЛУ № 1-10- 65 /00-11-17

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2018 г.

Решение изготовлено в полном объеме 13 апреля 2018 г.

Приказом ФАС России от 08.06.2017 № 760/17 принято к рассмотрению переданное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области дело №87-ФАС52-03/17, возбужденное в отношении ПАО «МТС» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление гражданина (далее — Заявитель, Абонент) на действия ПАО «МТС» по прекращению в одностороннем порядке оказания услуг связи.

В результате анализа документов, материалов, представленных ПАО «МТС», заявителем, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Письмом вх. от 20.10.2016 № 8724 Заявитель обратился в Нижегородское УФАС России с жалобой на действия ПАО «МТС», выразившиеся в списании денежных средств без оказания платных услуг связи и изменении в одностороннем порядке тарифного плана на «базовый 092013» с абонентской платой.

На заседании комиссии Заявитель сообщил, что в соответствии пунктом 47 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 (далее — Правила) и зменение договора, заключенного в письменной форме, оформляется путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме либо путем совершения абонентом конклюдентных действий, перечень и порядок осуществления которых определяются договором.

Перечень и порядок конклюдентных действий во исполнение пункта 47 Правил определяется оператором связи самостоятельно.

Несмотря на то, что указаный перечень обществом определен, это не освобождает оператора связи от соблюдения требований Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи), Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей).

Также Заявитель пояснил, что совершение конклюдентных действий в силу статьи 158 ГК РФ предполагает такое активное поведение, из которого явствует его воля на совершение сделки или изменение ее условий.

Вместе с тем согласие на изменение тарифного плана не давалось, никаких конклюдентных действий по подключению тарифа «базовый 092013» не совершалось.

Согласно пункту 9.1 Правил оказания услуг связи ПАО «МТС» (далее — Правила ПАО «МТС»), являющихся неотъемлемой частью договора на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, оператор вправе определять условия оказания услуг, в том числе тарифных планов, посредством введения новых тарифных планов/услуг и/или внесения изменений в действующие условия оказания услуг/тарифный план в предусмотренном настоящими правилами порядке.

Согласно пункту 17.3 Правил ПАО «МТС» оператор вправе, в любом случае, устанавливать самостоятельно тарифные планы, отдельные тарифы на услуги, определять иные ценовые условия предоставления услуг, при условии извещения абонентов о введении указанных изменений не менее, чем за 10 календарных дней до момента вступления их в силу через средства массовой информации, в том числе на Интернет-сайте оператора или направлением уведомления иным допускаемым способом.

Согласно условиям тарифного плана « Red Energy 2011 » в случае неиспользования платных услуг связи посредством абонентского номера в течение 150 дней и при условии положительного баланса лицевого счета, тарификация услуг связи на данном абонентском номере будет осуществляться в соответствии с условиями тарифного плана «базовый 092013» (условия предоставления: www.mts.ru ).

Как следует из пояснений Заявителя вх. от 13.02.2017 № 750 действия ПАО «МТС» по установлению в собственных правилах, тарифных планах условий об одностороннем расторжении без волеизъявления абонента договора услуг связи в случае неиспользования платных услуг в течение какого-то времени понуждает потребителя использовать платные услуги связи, нарушают права потребителей и установленные Правила, то есть содержат признаки нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как сообщил представитель ПАО «МТС» на заседании Комиссии, в момент заключения договора абонент ознакамливается с условиями тарифного плана и с условиями порядка оказания ПАО «МТС» услуг связи. Условия ПАО «МТС» являются неотъемлемой частью договора на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи общества. Таким образом, заключая с обществом договор на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи абонент соглашается с указанными условиями, в том числе с условием одностороннего расторжения договора абонентом при неиспользовании платных услуг в течении указанного в тарифном плане периода.

В письменных пояснениях ПАО «МТС» исх. от 28.08.2017 б/н сообщает, что все тарифные планы содержат условия о взимании платы при неиспользовании абонентом платных услуг связи в течение определенного времени и условия расторжения договора по инициативе абонента. Вместе с тем на тарифных планах, в которых имеются иные периодические платежи за услуги, создается минимальная вероятность выполнения условий для взимания платы за неиспользование абонентом платных услуг в течение определенного периода, т. к. абонент на систематической основе потребляет платные услуги и тем самым возмещает оператору связи постоянные затраты на обслуживание и поддержку (в силу самой структуры тарифного плана).

Комиссия оценила указанный довод ПАО «МТС» и полагает следующее.

Согласно пункту 29 Правил тарифы на услуги телефонной связи, в том числе тариф, используемый для оплаты неполной единицы тарификации, устанавливаются, в том числе изменяются, оператором связи самостоятельно, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 31 Правил при формировании тарифных планов могут применяться следующие виды тарификации:

а) абонентская система оплаты, при которой размер платежа абонента за определенный (расчетный) период является величиной постоянной, не зависящей от объема фактически полученных услуг телефонной связи;

б) повременная система оплаты, не предусматривающая постоянную сумму оплаты и зависящая от количества оказанных услуг телефонной связи в единицах, определенных оператором связи;

в) комбинированная система оплаты, при которой услуги телефонной связи, не превышающие определенного объема за определенный (расчетный) период, оказываются за постоянную сумму оплаты, и отдельно оплачиваются услуги телефонной связи, превышающие указанный объем.

Согласно пункту 32 Правил при формировании тарифных планов допускается сочетание нескольких видов тарификации.

Между оператором связи и абонентом заключается договор об оказании услуг связи, и если абонентом выбран тарифный план, по условиям которого, в случае неиспользования услуг связи более 150 календарных дней подряд при условии нахождения баланса лицевого счета равным порогу отключения либо ниже порога отключения, договор об оказании услуг связи считается расторгнутым по инициативе абонента.

Таким образом, наличие ценового условия о начислении абонентской платы при неиспользовании услуг в течение установленного периода времени свидетельствует о применении к тарифному плану комбинированной, в том числе и абонентской системы оплаты, что не противоречит Правилам.

На заседании Комиссии Заявитель сообщил, что ПАО «МТС» не представлено экономического обоснования включения данного пункта в Правила ПАО «МТС» и условия тарифных планов.

В качестве обоснования включения данного пункта в Правила ПАО «МТС», общество пояснило, что помимо непосредственного оказания услуг голосовых соединений и передачи данных ПАО «МТС» поддерживает в технической готовности оборудование связи, а именно несет постоянные затраты на электроэнергию, содержание базовых станций и сетей связи, а также на ресурс нумерации, сохраняя за абонентом абонентский номер, несет затраты на поддержание сети для обеспечения готовности выполнения запроса абонента на конкретную услугу связи в любой момент, обеспечивает возможность формирования беспроводной линии соединения, приема входящих сообщений и вызовов, в том числе на номера экстренных служб. Таким образом, когда абонент не совершает действий, влекущих списания денежных средств за оказанные услуги, ПАО «МТС» не прекращает оказание услуг абоненту и продолжает нести расходы на оказание таких услуг.

Комиссия отмечает, что при рассмотрении действий хозяйствующего субъекта на соответствие положениям статьи 10 Закона о защите конкуренции, такие действия подлежат, в том числе оценке на предмет экономической, технологической и иной обоснованности.

В соответствии с пунктом 13 Правил услуги телефонной связи оказываются на основании возмездных договоров.

Таким образом, возмездность оказания услуг связи предусмотрена действующим законодательством в сфере связи.

Комиссия отмечает, что н есмотря на неиспользование абонентом услуг связи, оператор поддерживает в технической готовности оборудование связи, сохраняя за абонентом возможность пользования услугами связи, то есть, в случае, когда абонент не совершает действий, влекущих списание денежных средств за оказанные услуги, оператор не прекращает оказание услуг, а абонент не перестает пользоваться предоставленными услугами связи. В указанный период абонент находится в другом режиме пользования услугами — режиме приема информации и оказанные оператором услуги подлежат оплате.

Указанные выводы подтверждаются судебной практикой, например, постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 г. по делу №А79-2576/2012.

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при оценке действия (бездействия) на предмет злоупотребления доминирующим положением необходимо определить, совершены ли данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Таким образом, при рассмотрении действий хозяйствующих субъектов на предмет наличия/отсутствия нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу необходимо установить, в том числе были ли совершены такие действия в следствие наличия у хозяйствующего субъекта доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

На рынке оказания услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Нижегородской области ПАО « МТС » занимает доминирующее положение в совокупности с несколькими хозяйствующими субъектами, их общая доля превышает 50 процентов.

В письменных пояснениях ПАО «МТС» исх. от 28.08.2017 б/н сообщает, что обществом проанализированы тарифные планы операторов связи, в том числе не занимающих доминирующего положения на рынке оказания услуг подвижной радиотелефонной связи. Так, например, оператор связи ООО «Екатеринбург-2000» применяет сходные условия в случае неиспользования абонентом услуг в течение 89 календарных дней подряд, а ООО «ТМТ» в течении 60 календарных дней подряд.

ПАО «МТС» отмечает, что операторы связи, не занимающие доминирующего положения, применяют плату при неиспользовании платных услуг (дифференциацию тарифа в зависимости от объема оказанных услуг) и предусматривают условия расторжения договора по инициативе абонента. Это свидетельствует о том, что в отсутствии доминирующего положения применяемый хозяйствующим субъектом способ реализации права остается возможным и экономически целесообразным, то есть действия ПАО «МТС» не связаны с доминирующим положением и не могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением.

Таким образом, установление ПАО «МТС» платы при неиспользовании платных услуг в течение периода, указанного в тарифном плане абонента, на своих тарифных планах и условий расторжения договора по инициативе абонента не может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства, поскольку указанные действия вызваны объективными рыночными условиями реализации услуг связи и допустимы действующим законодательством.

Решением от 26.12.2016 по делу № 1675-ФАС52-04/16 Нижегородское УФАС России признало ПАО «МегаФон» нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг связи на территории российской Федерации, выразившиеся в ущемлении интересов неопределенного круга потребителей, выдав предписание об устранении допущенных нарушений, так как условия ПАО «МегаФон» понуждают потребителя для исключения расторжения обществом в одностороннем порядке договора пользоваться услугами связи не в тот период, и не в том объеме, в каком заинтересован потребитель, тем самым ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2018 №301-КГ17-20047 и Управлению Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в передаче кассационных жалоб на постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.10.2017 по делу № А43-1962/2017, которым признано недействительным и отменено решение Нижегородского УФАС России, для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.

Как установлено Верховным Судом Российской Федерации и Арбитражным судом Волго-Вятского округа по делу № А43-1962/2017, включение спорного положения экономически и технологически обусловлено.

Так, б ез отключения неактивных абонентов с учетом среднего количества новых подключений снижается доступность номеров свободной нумерации.

Помимо материальных затрат, оператор связи поддерживает в технической готовности оборудование связи, сохраняя за абонентом абонентский номер, обеспечивает возможность формирования беспроводной линии соединения, приема входящих сообщений и вызовов, в том числе на номера экстренной службы.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 30, оценивая действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Условием о том, что абонент вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора путем неиспользования услуг связи в течение определенного срока и на условиях, указанных в тарифном плане абонента, не нарушаются нормы ГК РФ и Правил № 1342, то есть оно является экономически обоснованным, не нарушает в допустимых пределов осуществления гражданских прав, сложившихся обычаев оборота.

Комиссия полагает, что обстоятельства, рассмотренные в рамках дела № А43-1962/2017, аналогичны рассматриваемым в настоящем деле о нарушении антимонопольного законодательства.

Так, постановлением суда по делу № № А43-1962/2017 установлено, что согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 30, оценивая действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Условием о том, что абонент вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора путем неиспользования услуг связи в течение определенного срока и на условиях, указанных в тарифном плане абонента, не нарушаются нормы ГК РФ и Правил № 1342, то есть оно является экономически обоснованным, не нарушает допустимых пределов осуществления гражданских прав, сложившихся обычаев оборота.

Комиссия ФАС России в результате анализа доказательств, доводов и пояснений лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что действия ПАО «МТС», выразившиеся в одностороннем изменении оператором связи тарифного плана на тарифный план, предусматривающий абонентскую систему оплаты и включение условия о том, что абонент вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора путем неиспользования услуг связи в течение определенного срока и на условиях, указанных в тарифном плане абонента, не содержат нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

1. Признать отсутствие нарушения в действиях ПАО «МТС».

2. Производство по делу № 1-10-65/00-11-17 в отношении ПАО «МТС» прекратить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *