возврат денежных средств по акту сверки назначение платежа
Назначение платежа «Возврат ошибочно перечисленных денежных средств»
Содержание:
При ошибочном перечислении денег организацией, ИП или физлицом по платежке, если сумма еще не была проведена по счетам, можно сделать возврат средств через отзыв платежа. Для этого надо срочно позвонить в банк, который обслуживал эту транзакцию, и попросить сделать отмену.
Если средств на счете уже нет, то остается только надеяться на законопослушность и совесть получателя. На его имя пишется заявление о возврате средств, которые были ошибочно перечислены.
Иногда возможно договориться с человеком или руководством организации, если действовать быстро, и они сделают обратный перевод средств. Но чаще всего такая ошибка, которая совершается мгновенно, требует много времени на исправление.
Чтобы вернуть не туда отправленные средства, нужно будет потратить много времени на составление бумаг и общение с людьми, которые оказались втянутыми в эту ситуацию. Возможно, придется дойти до суда. Если сумма большая, то стоит сразу обратиться к опытному юристу, И тогда из этой ситуации можно будет выйти с наименьшими потерями.
Обращение в банк при ошибочном поступлении денежных средств
В банк в подобной ситуации нужно обращаться в первую очередь. Но финансово-кредитные организации чаще всего не могут произвести возврат средств, когда они уже переведены на другой счет. Им для отмены транзакции необходимо разрешение клиента. Если удалось договориться с получателем сразу, без письма, то средства должны будут возвратиться достаточно быстро.
Бывает, что ошибочное перечисление происходит не из-за плательщика, и тогда возврат средств происходит оперативно. Банк сам организует весь процесс, ведь это по его вине произошло неправильное перечисление. Но если к неправильной транзакции привели действия плательщика, то банк не будет ему особо помогать в получении возврата. Придется договариваться с получателем, ведь возврат средств на досудебном этапе зависит прежде всего от его доброй воли.
Если незадачливому отправителю удалось уговорить случайного получателя на возврат средств, тот в течение 10 дней должен написать заявление о намерении вернуть неоснованно полученную денежную сумму. На перечисление самих средств дается больший срок, до 30 дней.
Заявление на возврат ошибочно полученных денежных средств на имя получателя
Письмо, в котором отправитель платежа сообщает о случившемся форс-мажоре и просит получателя произвести возврат денежных средств, составляется произвольно. Но определенные правила для писем о возврате все же есть. Если эта неприятность случилась у юридического лица, то принято оформлять документ на бланке фирмы. Внизу должна стоять подпись руководителя.
При составлении письма стоит помнить, что оно нужно для разъяснения ситуации получателю, чтобы он понял, что случилось, и какие последствия могут быть при его неправильных ответных действиях по отношению к полученным средствам. Поэтому обосновывать необходимость возврата нужно максимально подробно и понятно.
В тексте заявления нужно указать:
Желательно указать конкретный временной промежуток, в течении которого должен быть осуществлен обратный перевод средств отправителю. Еще стоит напомнить о том, что отправитель средств в этой ситуации может иметь основания для обращения в суд.
Если перед отправкой письма организацией-плательщиком была проведена сверка расчетов, то в письме можно указать сведения из акта сверки. При наличии каких-то документальных подтверждений отправки средств по неправильно адресу (квитанций, чеков) их копии нужно приложить к письму и указать в тексте, что именно прилагается.
При составлении письма без учета перечисленных правил получатель может его проигнорировать. А на суде оправдаться тем, что был недостаточно информирован и не понял, что от не требуют вернуть средства.
Применение письма на возврат средств считается досудебной процедурой. Обращаться в арбитражный суд можно не раньше, чем через 30 дней после получения письма адресатом. Но суд признает несвоевременность возвращения средств, только если дата получения заявления будет зафиксирована.
Для этого в случае личного вручения письмо нужно составить в двух экземплярах, на втором проставить пометку о получении и оставить его у себя. Если это было заказное письмо, отправленное по почте, то должно прийти уведомление, что корреспонденция о возврате вручена. Там должна быть проставлена дата получения.
Важно соблюсти все правила досудебной процедуры, чтобы иск о возврате ошибочно перечисленных денежных средств не оставили в суде без рассмотрения. В случае успешного судебного результата получатель должен компенсировать всю сумму перевода и уплатить проценты с учетом суммы средств, длительности просрочки и базовой ставки ЦРБ, согласно статье №395 ГК. Если неправомерный получатель средств успел их куда-то вложить и получить проценты, то по суду возвращаются и они, согласно статье №1107 ГК.
Бухгалтерский и налоговый учёт операций возврата денежных средств
Если в организации произошел неправильный платеж, то бухгалтер это должен отразить в дебете субсчета №76.2 как расчет по претензиям. А также в кредите счета 51, если это были средства в рублях, или 52, если в валюте.
При возврате средств нужно будет провести на тех же счетах обратные записи. Ни в расходы, ни в доходы подобные переводы бухгалтер не включает. Налог с таких операций не берется ни при какой системе налогообложения. Предприниматели на «упрощенке» должны показывать такие платежи в учетной книге при получении как доход, при возврате средств как как сторнирование.
У организации на основном налогообложении, которая получила перевод средств по ошибке, могут быть проблемы с налогами. Бухгалтера особенно боятся таких ситуации, когда средства переведены с учетом НДС. В этом случае платеж затрагивает налоговые службы, и может возникнуть вопрос о махинациях с безналичными средствами. Надо провести все операции через отчетность и заранее обсудить ситуацию с местными налоговиками, чтобы снять с себя необоснованные подозрения.
Если средства поступили на чей-то счет ошибочно, они должны быть возвращены. С законодательной точки зрения в этом случае причина ошибки не имеет никакого значения. Обязательно должен произойти возврат средств, которые по закону требуется вернуть владельцу независимо от того, кто их неправильно переводил – получатель, отправитель или банковский компьютер.
Как написать поставщику письмо на возврат денежных средств
Письмо на возврат денежных средств — это письменное обращение к партнеру. Его направляют контрагенты, обнаружившие ошибки при перечислении средств и желающие получить деньги назад.
В жизни хозяйствующего субъекта складываются ситуации, при которых необходимо вернуть денежные средства, ранее перечисленные поставщику. Рассмотрим отражение операций в бухгалтерском учете и юридические нюансы при возвращении денежных средств.
Как получить деньги назад
Возможны различные причины, вследствие которых необходимо вернуть деньги, например:
Чтобы вернуть деньги при переплате или получить их назад в связи с возвратом некачественного товара, необходимо направить требование поставщику. Это может быть письмо на возврат денежных средств в связи с отказом от товара или в связи с ошибкой при перечислении средств.
Как составить требование
Унифицированной формы такого письма не существует. Заявление на возврат денежных средств составляется в свободной форме, на фирменном бланке, в котором указывают:
Шаблон заявления
Заявление при переплате
Заявление на возвращение аванса
В целях устранения разногласий с поставщиком рекомендуем к письму приложить акт сверки расчетов.
Образец акта сверки
При составлении требования и акта сверки обязательно сделайте ссылку на договор.
Если товар некачественный
Если покупатель выявил недостатки оплаченного товара, он направляет поставщику претензию и акт возврата товара (или акт о выявленных недостатках), возврат оформляет с помощью накладной. Брак, замеченный при приемке товара, оформляйте с помощью унифицированной формы ТОРГ-2.
Отражение операций в учете
Рассмотрим порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета со стороны всех участников сделки:
Излишне перечислен аванс
Дт 51 Кт 62 — поступил аванс;
Дт 51 Кт 76/2 — излишне полученная сумма.
Дт 60 Кт 51 — перечислена предоплата;
Дт 76/2 Кт 51 — излишне перечисленная сумма.
Дт 51 Кт 76/2 — ошибочно полученная сумма.
Дт 76/2 Кт 51 — ошибочно перечисленная сумма.
Расторжение или изменение условий договора
Дт 51 Кт 62 — поступила предоплата.
Дт 60 Кт 51 — перечислен аванс.
При возвращении ошибочных платежей совершаются обратные бухгалтерские записи.
Нюансы учета при УСНО
Нередко у поставщика возникают разногласия с налоговыми органами о налогообложении излишних поступлений. Дело в том, что налоговая база формируется по факту оплаты, т. е. на момент поступления денег возникает доход.
При ошибочном или излишнем перечислении платежей полученные суммы не учитываются при формировании налогооблагаемого дохода (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). До выяснения обстоятельств данные средства не попадают под определение доходов от реализации или внереализационных доходов (ст. 249, 250 НК РФ).
Сказанное выше не относится к авансам, возвращаемым вследствие расторжения или изменения условий договора. На момент поступления предоплаты у налогоплательщика возникает обязанность в увеличении дохода. При взыскании полученных от покупателей авансов на возвращаемую сумму уменьшаются доходы того периода, в котором возвращены денежные средства (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Срок возврата платежей
Ошибочно или излишне перечисленные платежи возвращаются в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении (п. 2 ст. 314 ГК РФ).
В случаях неправомерного удержания денежных средств и уклонения от их взыскания на сумму долга начисляются проценты в соответствии с нормами, изложенными в п.1 ст. 395 ГК РФ и п. 5 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении (Инф. письмо ВАС РФ №49 от 11.01.2000).
Аналогичные обращения по начислению процентов применяются при расторжении договора поставки товаров (п. 3 – 4 ст. 487 ГК РФ).
Чтобы избежать выплаты процентов за пользование чужими деньгами, обратите внимание на дату документа и не позднее семи дней исполните обязательства.
Иная юридическая ситуация складывается в случае возвращения аванса при расторжении или изменении договора подряда. Организация, получившая предоплату, приступила к выполнению работ. В этом случае подрядчик обязан доказать, что на момент получения уведомления о расторжении договора часть его уже выполнена. При выполнении этого условия подрядчик удерживает часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора, и возмещает убытки, причиненные прекращением договора подряда (ст. 717 ГК РФ).
Хранение документации
Вся служебная переписка хранится не менее 5 лет, не являются исключением и письма на возвращение денег.
Если хозяйственная деятельность ведется активно и переписка объемная, используйте журнал регистрации входящих и исходящих писем, утвердив его форму в учетной политике и включив в должностные обязанности ответственного лица обязанность вести журнал учета корреспонденции.
Назначение платежа при возврате денежных средств покупателю
vozvrat.jpg
Похожие публикации
Операции с безналичными переводами денег проводятся посредством платежных поручений. Бланк документа и порядок его заполнения регламентируется нормативными документами Банка России (Положение ЦБ РФ № 383-П от 19.06.2012 г.). При формировании платежки обязательно должны быть указаны корректные реквизиты участников сделки, сумма перевода, выделен НДС, обозначена суть операции. Каким образом формируется назначение платежа при возврате денежных средств покупателю, рассмотрим далее.
Возврат ошибочно перечисленных денежных средств: назначение платежа
Обычно возврат перечисленных покупателем средств производится в следующих ситуациях:
Для осуществления возврата денег покупатель должен уведомить продавца об имеющихся претензиях. Сделать это можно, составив соответствующее письменное обращение и направив его продавцу. Товар может быть обменян на аналогичную продукцию, отправлен на ремонт. Когда альтернативные пути решения конфликта не устраивают покупателя, необходимо выплатить ему возмещение, равное стоимости возвращенного изделия.
При ошибочном перечислении, если по выпискам банка продавец видит, что на текущий счет компании поступили лишние средства, надо письменно уведомить об этом обслуживающую банковскую организацию. Сообщение об излишне уплаченной сумме может поступить и от самого плательщика. Если безакцептное списание банком ошибочных сумм невозможно, продавец оформляет платежное поручение на возврат средств.
Варианты формулировок, которые могут быть вписаны в поле 24 платежки «Назначение платежа»:
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Верно указываем назначение платежа в платежном поручении
Роль реквизита «Назначение платежа» в платежном поручении
В соответствии с п. 1.7.2 положения Банка России от 27.02.2017 № 579 владелец банковского счета обязан указывать в своих платежных поручениях назначение платежа. Все платежные документы должны раскрывать суть проводимой операции, а сделать это поможет верно заполненное поле 24 (назначение платежа).
ВАЖНО! В платежном поручении есть еще одно поле с назначением платежа, но кодовым. Это поле 20 «Наз. пл.». С 01.06.2020 в нем проставляется код вида дохода при платежах работникам. Подробнее о его заполнении читайте здесь.
При заполнении данной графы следует иметь в виду, что для нее установлено максимальное количество знаков — 210. Такая информация содержится в приложении 11 к положению Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 29.06.2021 № 762-П.
Согласно приложению 1 к положению № 762-П следует уделить внимание указанию назначения платежа в платежном поручении. Так, здесь может быть приведено название работ, товаров, услуг, реквизиты договоров, счетов, расходных накладных или иных первичных документов. Если имеет место оплата (предварительная оплата) реализации ТМЦ или услуг, важно указать необходимую информацию об НДС.
Если оформляется платеж в бюджет, в поле 24 может быть указан вид налога (страхового взноса), период, а также иная важная для фискальных органов информация.
ВНИМАНИЕ! С 2021 года произошли изменения в реквизитах платежных поручений на уплату налогов. Изменились реквизиты Казначеств: № счета, наименование банка, а в поле 15 нужно указывать номер банковского счета, который входит в состав ЕКС. Эти изменения действуют с 01.05.2021 года. Подробности смотрите здесь.
Нюансы заполнения платежных документов на оплату налогов, включая бланки и образцы, есть в статьях:
Способы изменения назначения платежа в платежном поручении: письмо или иной путь?
В случае если требуется внести изменения в графу с назначением платежа в платежном поручении, отправитель денег просто создает новую платежку и представляет ее в банк, но только в том случае, если предыдущий документ не был исполнен. Замена платежного поручения может быть произведена путем отзыва, который осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств (п. 2.13 положения № 762-П). Указанным положением не допускается вносить в платежный документ исправления, также недопустим частичный отзыв суммы по переданному на исполнение платежному поручению.
Внесение изменений в назначение платежа после исполнения банком поручения клиента о перечислении денежных средств уже невозможно. Клиент не сможет представить банку измененную платежку и потребовать ее подтверждения.
После исполнения платежа внесение изменений в его назначение может быть оправдано рядом факторов. Например:
Для того чтобы внести изменения в назначение платежа после исполнения поручения по оплате банком, следует составить письмо, указав в нем реквизиты платежного поручения и текст назначения, считающийся верным. Это письмо, зарегистрированное и подписанное руководителем предприятия, передается контрагенту. Письмо должно быть изготовлено в 2 идентичных экземплярах, чтобы его могли использовать в своем учете обе стороны — плательщик и получатель денег.
Образец письма контрагенту об уточнении или изменении назначения платежа вы можете скачать в КонсультантПлюс, оформив бесплатный пробный доступ к системе:
После согласования уточнения платежа с контрагентом соответствующее уведомление об изменении назначения платежа нужно направить в свой банк. Подписать его должны те же лица, которые подписывали платежное поручение. К уведомлению нужно приложить копии платежки и письменного согласия получателя.
Образец письма об уточенении платежа в банк также можно бесплатно скачать в КонсультантПлюс по пробному доступу:
Аналогичным способом (через письмо) уточняют назначение платежа в платежных документах на уплату налогов и страховых взносов. Письма направляют в ИФНС (п. 7 ст. 45 НК РФ) или в соцстрах, если речь идет об уточнении назначения платежа по взносам на травматизм.
Правовое значение изменения назначения платежа
На сегодняшний день в судебной практике сложилась неоднозначная ситуация относительно признания правомерности внесения изменений в назначение платежа:
1. Считается, что отправитель и получатель денежных средств должны достичь обоюдного согласия по изменению назначения платежа, обменявшись письмами. Такую позицию поддерживает ряд судов.
Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 02.12.2011 № А70-2105/2011 говорится о том, что банки не могут вмешиваться в договорные отношения сторон сделки, проведенной при помощи платежного поручения, исполненного банком. В связи с чем и дальнейшие разногласия, возникшие между сторонами не по вине финансового учреждения, должны решаться без участия банка. Суд указывает на необходимость получения согласия стороны на внесение изменений в назначение платежного документа.
Аналогичная позиция отражена в постановлениях следующих федеральных арбитражных судов:
2. Отправитель денежных средств имеет полное право на изменение назначения платежа.
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.12.2010 по делу № А75-12877/2009 судом указано, что, поскольку исправления в платежном поручении недопустимы, внесение изменений в него должно быть произведено иным способом, например в виде оформленного в виде письма заявления отправителя денег. В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ владелец имущества может совершать со своей собственностью любые действия, если они не противоречат закону и не нарушают права других лиц.
Подобная позиция отражена в постановлениях следующих федеральных арбитражных судов:
3. Изменение назначения платежа в исполненном платежном поручении недопустимо.
Такая позиция суда изложена в постановлении ФАС Московского округа от 09.06.2011 по делу № А40-15801/09-105-184.
О том, к каким последствиям могут привести ошибки в оформлении платежных документов по налоговым платежам, читайте в статье «Ошибки в платежном поручении на уплату налогов».
Итоги
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что прямого запрета на внесение изменений в назначение платежа в российском законодательстве нет. Корректировать информацию в этой графе можно даже после исполнения платежа, если она не соответствует содержанию сделки и была указана по ошибке или невнимательности.
Если внесение изменений в назначение платежа не ущемляет интересы получателя денег, а, наоборот, помогает установить справедливость и уточнить неясные моменты, то получение согласия от получателя денежных средств может не требоваться. Но все же лучше заручиться письменной поддержкой контрагента.
Письмо должнику о погашении задолженности из акта сверки в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0
Разработчики 1С все чаще радуют пользователя расширением функционала своей программы. В новом релизе 1С: Бухгалтерии предприятия 3.0.83 добавлена возможность оформить и отправить должнику письмо с просьбой о погашении задолженности прямо из акта сверки, что очень актуально в условиях продолжающейся самоизоляции. Расскажем сегодня вам каким образом это реализовано в программе.
Данное письмо формируется из документа «Акт сверки расчетов», доступном в разделе «Покупки» или «Продажи».
Шаг 1. Создайте документ «Акт сверки расчетов с контрагентами» по кнопке «Создать».
Шаг 2. Заполните документ:
• Укажите договор, при необходимости;
• Нажмите кнопку «Заполнить».
В кнопке «Печать» выберите форму «Письмо об оплате задолженности».
Печатная форма письма сформирована.
При формировании документа «Акт сверки расчетов с контрагентом» на закладке «Дополнительно» укажите представителя организации и представителя контрагента.
Печатную форму можно сохранить или отправить непосредственно из программы по электронной почте.
Установите галочку «Подпись и печать», для их отображения в печатной форме.
При отправке письма по электронной почте из документа, программа предложит выбрать отправляемое вложение.
Выберите печатную форму для отправки – «Письмо об оплате задолженности».
Нажав гиперссылку «Формат вложений», можно изменить формат отправляемого письма, например, лист Excel или документ Word.
Можно выбрать несколько вариантов форматов и упаковать их в архив, установив соответствующую галочку.
Автор статьи: Ольга Круглова
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов