возврат денежных средств за вычетом понесенных расходов
Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 461 «Об утверждении Правил возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 461
«Об утверждении Правил возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора»
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. справку «Коронавирус COVID-19»
В соответствии с частью пятой статьи 11.8 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 апреля 2020 г. N 461
Правила
возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. информацию Ростуризма от 20 апреля 2021 г. «Наиболее часто задаваемые вопросы относительно порядка использования средств фонда персональной ответственности туроператора для возврата туристам денежных сумм, уплаченных за туристский продукт»
Перечень таких стран (мест) временного пребывания с указанием даты начала действия ограничений размещается Федеральным агентством по туризму на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Информация об изменениях:
Требование о возврате включается в реестр требований туроператором исходя из даты и времени получения туроператором такого требования от туриста и (или) иного заказчика.
В реестр требований не включаются требования туриста и (или) иного заказчика по договору о реализации туристского продукта, в который были внесены изменения в части сроков совершения путешествия.
Туроператор размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о сроках и порядке формирования реестра требований.
Форма требования о возврате утверждается объединением и подлежит размещению на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Требование о возврате должно содержать следующие сведения:
номер договора о реализации туристского продукта (при наличии) и дата его заключения;
период туристской поездки (период фактического предоставления услуг);
общая цена туристского продукта в соответствии с договором о реализации туристского продукта;
размер денежной суммы, подлежащей возврату;
перечень оказанных туристу услуг, входящих в состав туристского продукта (в случае, если такие услуги оказывались);
реквизиты банковского счета туриста и (или) иного заказчика либо их представителей для перечисления денежной суммы, подлежащей возврату из средств фонда туроператора.
Под представителем туриста или иного заказчика понимается лицо, действующее на основании надлежаще оформленной доверенности.
Под уплаченной за туристский продукт денежной суммой, подлежащей возврату из денежных средств фонда туроператора, понимаются расходы, понесенные туристом и (или) иным заказчиком в соответствии с договором о реализации туристского продукта.
Информация об изменениях:
5. Возврат туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из средств фонда туроператора осуществляется объединением при следующих условиях:
договор о реализации туристского продукта между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком либо их представителями заключен до принятия Правительством Российской Федерации решения, предусмотренного частью первой статьи 11.8 Федерального закона (если иное не установлено Правительством Российской Федерации);
туристом и (или) иным заказчиком была осуществлена оплата туристского продукта в соответствии с договором о реализации туристского продукта полностью либо частично;
период фактического предоставления туристских услуг в соответствии с договором о реализации туристского продукта полностью либо частично совпадает с периодом действия ограничений по въезду туристов в страну (место) временного пребывания, указанную в перечне иностранных государств, ограничивших въезд туристов в страну (место) временного пребывания, и стран (мест), в которые ограничен выезд туристов в связи с возникновением обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровью, а также опасности причинения вреда их имуществу, размещенный на официальном сайте Федерального агентства по туризму в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
сумма денежных средств, указанная в требовании о возврате, не может превышать фактически оплаченную туристом и (или) иным заказчиком сумму денежных средств по договору о реализации туристского продукта;
общий объем денежных средств, указанных в требованиях о возврате, включенных в реестр требований, представленный туроператором в объединение, не должен превышать фактический размер фонда туроператора;
наличие у туроператора, в том числе в отношении которого принято решение об освобождении от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд туроператора, финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма, действующего в течение 120 дней после даты окончания формирования реестра требований;
туроператор не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, деятельность туроператора не должна быть прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Возврат уплаченной за туристский продукт денежной суммы осуществляется за вычетом стоимости фактически оказанных туристу услуг, входящих в состав туристского продукта.
6. Для исполнения своих обязательств по возврату туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими денежных сумм за туристский продукт из средств фонда туроператор представляет в объединение следующие документы в бумажном виде либо в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью:
а) реестр требований, подписанный руководителем и главным бухгалтером (при наличии) туроператора и скрепленный печатью туроператора (при наличии), содержащий следующие сведения:
полное наименование туроператора;
основание для осуществления возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из средств фонда, предусмотренное частью первой статьи 11.8 Федерального закона;
дата направления реестра требований;
размер фонда туроператора на дату подачи реестра требований;
общий размер денежных средств, подлежащих возврату туристам и (или) иным заказчикам из средств фонда туроператора (в рублях, указывается цифрами с двумя знаками после запятой и прописью) (с учетом условия, установленного абзацем девятым пункта 5 настоящих Правил);
б) требования о возврате, включенные в реестр требований;
в) копии паспортов или иных документов, удостоверяющих личность туристов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) копии договоров о реализации туристского продукта (в случае заключения договора о реализации туристского продукта на бумажном носителе) или договоров о реализации туристского продукта в форме электронного документа на электронном носителе информации (в случае заключения договора о реализации туристского продукта в форме электронного документа);
д) документы, подтверждающие факт оплаты туристом и (или) иным заказчиком услуг туроператора в соответствии с договором о реализации туристских услуг или надлежащим образом заверенные копии таких документов.
7. В течение 60 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил, объединение осуществляет выплаты из средств фонда туроператора путем перечисления денежных средств на счет в банке, указанный туристом и (или) иным заказчиком либо их представителями в требовании о возврате, и информирует туроператора и Федеральное агентство по туризму об осуществлении выплат из средств фонда туроператора в соответствии с реестром требований и о размере таких выплат либо отказывает в такой выплате и информирует туроператора об отказе с указанием оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил.
8. Основаниями для отказа в удовлетворении требований о возврате являются:
а) непредставление (представление не в полном объеме) в объединение документов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил;
б) наличие в документах, указанных в пункте 6 настоящих Правил, неполных или недостоверных сведений;
в) несоответствие требования о возврате условиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил.
Информация об изменениях:
9. Отказ в удовлетворении требований о возврате по основаниям, предусмотренным пунктом 8 настоящих Правил, не является препятствием для повторного обращения в объединение после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа.
10. Выплата денежных средств туристу и (или) иному заказчику либо их представителям из средств фонда осуществляется в рублях.
Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 461 «Об утверждении Правил возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора»
Вступает в силу с 17 апреля 2020 г.
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 9 апреля 2020 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 апреля 2020 г. N 15 (часть IV) ст. 2312
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2021 г. N 598
Изменения вступают в силу с 23 апреля 2021 г.
Удержание с Покупателя (Заказчика) комиссии банка (платы за эквайринг) при возврате денег за товар (неоказанную услугу)
В настоящий момент большинство платежей совершаются по платежным картам. Организации устанавливают эквайринговые аппараты и получают оплату денежных средств по банковской карте от физических лиц-покупателей. В связи с тем, что банк удерживает свою комиссию при перечислении денежных средств, то организация получает оплату не полностью, а за вычетом банковского вознаграждения.
Может произойти ситуация, когда физическое лицо, купившее товар или услугу, отказывается от этого товара или услуги. В этом случае организация должна вернуть средства обратно физическому лицу на банковскую карту покупателя (пункт 2 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»).
Получается, что при таком возврате денежных средств за товар или услугу продавец теряет сумму комиссии, уплаченную банку за операцию эквайринга.
Например, покупатель перечисляет 2000 рублей, продавец получает на расчетный счет 1800 рублей и 200 рублей – это комиссия банка за операцию эквайринга. Вопрос в том, можно ли вернуть физическому лицу-покупателю сумму за вычетом комиссии банка, т.е. в нашем случае это сделать возврат не на 2000 рублей, а на 1800 рублей?
Основные документы, которыми защищены права потребителей – это Гражданский Кодекс и Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Продавец обязан передать товар, оказать услуги надлежащего качества, поэтому в данном случае мы рассматриваем получение покупателем – физическим лицом качественного товара или услуги.
Может ли Продавец удержать комиссию банка при возврате товара?
Согласно статье 25 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. потребитель имеет право на обмен качественного непродовольственного товара (есть исключения по товарам, которые обмену не подлежат), а в случае отсутствия аналогичного товара потребовать вернуть всю сумму уплаченных денежных средств. Таким образом, при возврате денежных средств за возвращаемый товар, комиссию банка удержать с потребителя нельзя, и вся сумма денежных средств должна быть возвращена за товар полностью.
Может ли Исполнитель удержать плату за эквайринг при возврате денег за неоказанную услугу?
Что касается отказа от оказания услуги, то здесь действует статья 782 ГК РФ, а также статья 32 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. Если читать данную статью дословно, то «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору». Возникает вопрос, относится ли комиссия банка, при зачислении платежа на счет исполнителя, к фактически понесенным расходом, связанным с исполнением обязательств по данному договору?
Точного определения фактически понесенных расходов нигде нет. Однако проценты за эквайринг относятся к комиссии банка, которую в свою очередь продавец имеет право включать в прочие расходы. Таким образом, проценты за экварийнг могут являться фактическими расходами, связанными с исполнением обязательств по договору.
По нашему мнению, для того, чтобы эти расходы за эквайринг можно было бы отнести к фактическим расходам, в договоре эквайринга должно быть прописано, что при возврате услуги банк не возвращает комиссию за первоначальную операцию. Банк не возвращает комиссию, значит Исполнитель несет фактические расходы, связанные с договором оказания услуг.
Удержание платы за эквайринг в составе других фактических расходов при возврате денег за неоказанную услугу рекомендуем прописать в договоре оказания услуг, чтобы Продавец при подписании договора согласился на условия возврата.
Опять же, в связи с тем, что определения фактически понесенных расходов в законодательстве нет, Заказчик вправе оспорить удержание платы за эквайринг в суде.
Важным фактором принятия решения, удерживать или не удерживать плату за эквайринг при возврате услуги, является деловая репутация Исполнителя, поскольку возврат неполной суммы Заказчику однозначно не повышает уровень его лояльности Исполнителю, что может отрицательно сказаться на его выручке в будущем.
В связи с этим, Исполнитель может придерживаться политики возврата полной суммы за неоказанную услугу, включив плату за эквайринг в свои расходы. В этом случае Исполнитель несет определенные затраты, но не вредит собственной репутации и избегает возможных разбирательств и судов.
Оказываем качественные бухгалтерские услуги для ООО и индивидуальных предпринимателей. Снижайте затраты на ведение бухгалтерского учета с нами! Оставьте заявку на сайте, или узнайте стоимость по тел.: (495) 661-35-70!
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку
28 октября 2016 года Арбитражным судом Архангельской области было вынесено решение по делу А05-9205/2016 по заявлению индивидуального предпринимателя Гришаева Юрия Павловича о признании незаконным постановления Управления Роспотребнадзора по Архангельской области.
09 августа 2016 года Управлением было вынесено постановление, согласно которому ИП Гришаев Ю.П. был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
ИП Гришаев Ю.П. обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене данного постановления, не согласившись с указанным постановлением.
Поводом для вынесения постановления явилось обращение потребителя на незаконный отказ предпринимателя в возврате уплаченной денежной суммы. Потребитель заключила с заявителем договор купли-продажи товара (диван Барселона, кресло-кровать Барселона). Внесла предоплату за товар. Гражданка обратилась к предпринимателю с целью отказа от товара и возврата денежных средств, уплаченных за товар, так как он не подошел по размеру, конфигурации и механизму трансформации. При этом были сохранены его товарный вид и потребительские свойства.
Согласно ч.4 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней.
В случае, если информация о порядках и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней.
Несмотря на то, что потребитель в установленный срок сообщила заявителю об отказе от товара, приобретенного посредством заключения договора розничной купли-продажи дистанционным способом, в нарушении пункта 21 Правил продажи товара дистанционным способом №612 от 27.09.2007 предприниматель отказался возвратить потребителю уплаченную по договору денежную сумму.
Довод ИП Гришаева Ю.П. о наличии у товара индивидуально-определенных свойств был отклонен судом. Доказательств того, что при заключении договора с покупателем согласованы индивидуально-определенные свойства заявитель не представил. Отметки, о том, что товар имеет индивидуально-определенные свойства, отсутствуют.
Таким образом, суд, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ, и факт совершения ИП Гришаевым Ю.П. этого правонарушения являются доказанными, а, следовательно, в удовлетворении заявления ИП Гришаева Ю.П.о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области о назначении административного наказания было отказано.
Что делать, если договор с исполнителем расторгает заказчик? (часть 2)
На фоне пандемии коронавируса и существенного снижения темпов экономической деятельности многие компании испытывают множество проблем с ведением бизнеса.
Мы уже разбирали на «Клерке» ситуацию, когда договор с исполнителем разрывает заказчик. Сегодня продолжим эту тему и рассмотрим порядок учета операций по расторжению договора (по инициативе Заказчика) у Исполнителя.
Расторжение договора и гражданское законодательство
Согласно данной норме, если от договора отказывается заказчик, то он обязан оплатить исполнителю фактически понесенные тем расходы (п. 1 ст. 782 ГК РФ).
Таким образом, действующее законодательство возлагает на заказчика обязанность оплатить исполнителю фактически понесенные расходы в случае, если заказчик в одностороннем порядке отказывается от исполнения договора оказания услуг.
Фактически понесенные расходы
При этом исполнитель должен доказать, что расходы были понесены до отказа от договора и вызваны исполнением или подготовкой к его исполнению.
Здесь возникает вопрос: Что подразумевается под «фактически понесенными расходами»? В Гражданском кодексе РФ такое понятие как «фактические расходы» не расписано. Поэтому за ответом на поставленный вопрос следует обратиться к арбитражной практике.
Анализируя решения судов, можно сделать такие выводы:
1. Пункт. 1 ст. 782 ГК РФ, в котором идет речь о возмещении фактически понесенных расходов, не регулирует те случаи, когда услуги по договору уже оказаны (п. 2 Информационного письма ВАС РФ от 21.12.2005 N 104).
Иными словами, если по договору исполнитель обязуется выполнить комплекс услуг, те услуги, которые полностью оказаны к моменту отказа заказчика от дальнейшего исполнения договора, должны быть оплачены как оказанные услуги по правилам, установленным п. 1 ст. 781 ГК РФ (см., например, Постановление ФАС УО от 04.05.2010 N Ф09-2940/10-С3).
То есть, необходимо доказать, что расходы исполнителя являются расходами в смысле пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса. Отметим, что не могут быть причислены к таким расходам внутренние затраты.
Так, например, не рассматривается в качестве фактически понесенных расходов заработная плата работников исполнителя и страховые взносы на нее, если, конечно, эти работники не были приняты специально для оказания услуг по конкретному договору.
Арендная плата за помещение также не может рассматриваться в качестве фактически понесенных расходов, если помещение не было арендовано исключительно для оказания услуг по конкретному договору (Постановления ФАС СЗО от 06.07.2006 по делу N А05-19122/2005-32, ФАС СКО от 09.01.2008 N Ф08-8599/07).
Кроме этого, не рассматривается в качестве фактически понесенных расходов предусмотренное договором вознаграждение исполнителя за услуги в не оказанном объеме, это его упущенная выгода (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2009 N 09АП-19125/2009-ГК).
Естественно, что сделать это тем проще, чем более подробно описаны в договоре сама услуга и действия, которые необходимо осуществить исполнителю для ее оказания.
Поэтому по возможности лучше составить смету на расходы по оказанию услуги, которая будет являться Приложением к договору с заказчиком.
Документальным подтверждением расходов будет являться первичная документация (акты, отчеты о выполнении работ и пр.), внутренняя организационно-распорядительная документация исполнителя, договоры исполнителя с третьими лицами и т.д.
Суды всех уровней отказывают исполнителям в исках о возмещении фактически понесенных расходов, если отсутствуют доказательства их несения (см., например, Постановления ФАС МО от 29.04.2010 N КГ-А40/1994-10, ФАС ВВО от 24.04.2009 по делу N А82-8533/2008-17).
Можно ли в договоре заранее предусмотреть размер фактически понесенных расходов на разных стадиях расторжения договора?
То есть нельзя указать в договоре предварительную (упреждающую) оценку фактически понесенным расходам (например, за один день, 10 дней, 20 дней и т.д.), то есть, так сказать, дать.
Размер фактически понесенных расходов определяется индивидуально в каждом случае по каждому договору исходя из имеющихся в распоряжении исполнителя документов.
Бухгалтерский учет у Исполнителя
Однако в рассматриваемой ситуации при отказе заказчика от исполнения договора понесенные исполнителем расходы не могут быть признаны таковыми.
Поэтому данные затраты, на основании п. п. 4, 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (Утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 33н), признаются прочими расходами и подлежат списанию со счета 20 «Основное производство» на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» (Инструкция по применению Плана счетов (Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н)).
Указанный доход принимается к учету в составе прочих доходов в сумме, признанной заказчиком, и отражается в учете в отчетном периоде признания ее заказчиком (п. п. 10.6, 16 ПБУ 9/99).
Налоговый учет у Исполнителя
Для целей налогообложения прибыли доходы в виде сумм возмещения заказчиком понесенных организацией расходов признаются внереализационными доходами (ст. 250 НК РФ).
При применении в налоговом учете метода начисления сумма указанного дохода отражается в периоде ее признания заказчиком (п. 1 ст. 271 НК РФ).
Пример. Исполнитель, применяющий обычную систему налогообложения, получил 100%-ную предоплату в размере 120 000 руб. по договору на оказания маркетинговых услуг.
Однако вскоре договор был в одностороннем порядке расторгнут заказчиком.
Согласно калькуляции сумма фактически понесенных в связи с исполнением договора расходов, подлежащая возмещению заказчиком, составляет 50 000 руб.
Исполнитель представил калькуляцию фактически понесенных расходов заказчику и, получив его согласие, удержал эту сумму из средств полученной предоплаты.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма,
руб.
услуг по проведению концерта
с исполнением договора
на подготовку несостоявшегося концерта
по возмещению фактически понесенных
исполнителем расходов
расходов, возмещаемая заказчиком
удержанного возмещения фактически понесенных расходов
(120 000 — 50 000) руб.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
- возврат денежных средств в связи с расторжением договора назначение платежа
- возврат денежных средств за ипотеку на квартиру