возврат на счет плательщика неверно зачисленная сумма компенсации проводки бюджет
Возврат на счет плательщика неверно зачисленная сумма компенсации проводки бюджет
Дата публикации 03.06.2021
Какие проводками отразить отказ от денежных средств, неверно зачисленных на лицевой счет администратора доходов? Основанием операции является уведомление об уточнении платежа.
Администраторами невыясненных поступлений могут быть территориальные органы Федерального казначейства. Полномочиями администратора невыясненных поступлений при их зачислении на счет бюджета, минуя счет Федерального казначейства, могут быть наделены финансовые органы публично-правовых образований или иные органы исполнительной власти, местного самоуправления.
Если учреждение не наделено полномочиями администратора невыясненных поступлений, то платеж, зачисленный на его лицевой счет, не является невыясненным (п. 42 порядка, утв. приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н).
Судя по тому, что платежи уточнялись с помощью уведомления об уточнении вида и принадлежности, учреждение не является администратором невыясненных поступлений, и средства зачислены казначейством на лицевой счет администратора.
Следовательно, код 181 КОСГУ и счет учета по невыясненным поступлениям 205 81 не могли быть использованы в учете, а поступивший доход может быть отражен в учете по подстатье 189 КОСГУ с применением счета 205 89 (пп. 9.8.1, 9.8.5 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, п. 77 Инструкции № 162н). Такой вариант учета необходимо согласовать в порядке п. 2 Инструкции № 162н.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете могут отражаться следующие операции:
Возврат средств в доход бюджета
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2018.
На вопросы отвечает старший бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ» Тамара Щербина.
– В 2018 г. в результате ревизии казенным учреждением была выявлена переплата социального пособия за прошлый год. Как отразить возврат средств в доход бюджета, если организация не наделена полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет?
– С данной ситуацией сталкиваются, в основном, казенные учреждения, функционирующие в сфере социальной поддержки и обслуживания, а также подведомственные им учреждения.
Ответственность за переплату пособия может лежать на:
сотруднике, получившему пособие, в следствии проявления недобросовестности с его стороны;
учреждении, перечисляющем пособие, в следствии допуска счетной или технической ошибки.
В случае, если причиной переплаты является первый вариант, то сумма излишне выплаченного пособия возвращается сотрудником в счет организации.
Если вина за переплату лежит на учреждении, то возврат излишне перечисленной суммы необходимо согласовать с сотрудником, получившим пособие. Данное требование основывается на ст. 1109 ГК РФ, в которой говорится о том, что неосновательное обогащение не подлежит возврату, если «сумма предоставлена гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки». Это значит, что в случае отказа сотрудником учреждения добровольно вернуть сумму переплаты, взыскать ее придется через суд, в котором необходимо представить доказательство того, что переплата была произведена в следствии счетной ошибки.
Если учреждение сталкивается с ситуацией, в которой возместить сумму переплаты с гражданина не является возможным, то сумму необоснованных расходов в бюджет должен возместить сотрудник учреждения, который допустил переплату данного пособия.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 №65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений отражаются с кодом экономической классификации 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат». С 01.01.2018 года данная статья была детализирована и суммы переплат социальных пособий, удерживаемых в текущем году за предыдущий, относятся на код 134 «Доходы от компенсации затрат».
Обратите внимание: данное распределение действует в том случае, если дебиторская задолженность отсутствовала на начало года.
Также с 01.01.2018 года суммы переплат в соответствии с Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 г. №162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее Инструкция 162н) ведутся на счете 209.34 «Расчеты по доходам от компенсации затрат».
В случае, если допуск переплаты пособия основан на неправильном применении бухгалтером норм законодательных актов или счетных ошибок, сумма переплаты должны быть отражена на забалансовом счете 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок» до ее полного погашения.
Корреспонденции по начислению доходов от внесенных сотрудников сумм переплаты и перечисление их в бюджет учреждением, не наделенным полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет, в соответствии с Инструкцией 162н, представлены в таблице 1.
Таблица 1 «Отражение в текущем году возврата суммы переплаты, произведенной в прошлом году»
Содержание операции
Дебет
Кредит
Документ, выполняемый в программе «1С:БГУ 8»
Отражена на забалансовом счете сумма переплаты пособия
Начислен доход в размере пособия, переплаченного в прошлом году
Сумма переплаты внесена сотрудником в кассу учреждения
Приходный кассовый ордер
Денежный средства из кассы сданы на лицевой счет учреждения
Расходный кассовый ордер
Денежные средства оприходованы на лицевой счет учреждения
Сумма переплаты пособия перечислена с лицевого счета учреждения
Отражена сумма задолженности перед бюджетом по суммы переплаты пособия
С забалансового счета списана сумма переплаты пособия
Далее сумма переплаты отражается в учете вышестоящего учреждения, наделенного полномочиями по администрированию кассовых поступлений и перечисляются в бюджет.
Корреспонденции счетов при данной операции отражены в таблице 2.
Таблица 2 «Перечисление переплаты в бюджет учреждением, наделенным полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет»
Содержание операции
Дебет
Кредит
Документ, выполняемый в программе «1С:БГУ 8»
Отражены суммы переплат, перечисленных подведомственным учреждением
Сумма переплаченного пособия перечислена в бюджет
Возврат на счет плательщика неверно зачисленная сумма компенсации проводки бюджет
Дата публикации 15.10.2021
Бюджетное учреждение ошибочно отправило в ФСС РФ электронный листок нетрудоспособности по сотруднику. В результате ФСС РФ излишне выплатил сотруднику пособие по временной нетрудоспособности. Фонд направил в адрес учреждения требование о возмещении расходов, излишне понесенных страховщиком. Сотрудник добровольно внес денежные средства в кассу учреждения. Какими проводками отразить расчеты с ФСС РФ по возмещению расходов? Какие применить КФО, КВР и КОСГУ при внесении сотрудником денежных средств в кассу, сдаче наличных денег на лицевой счет учреждения, перечислении денежных средств в ФСС РФ в возмещение расходов?
С 2021 года на всей территории РФ действует механизм прямых выплат, предусматривающий выплату пособий напрямую из ФСС РФ, а не через работодателя. Следовательно, суммы пособия сотруднику не являются расходом учреждения, корректировать расчеты по задолженности перед ФСС РФ путем исправления ошибок прошлых лет не нужно. Учреждению необходимо взыскать сумму переплаты с работника и перечислить в ФСС РФ в качестве возмещения расходов фонда.
Суммы пособий, излишне выплаченные сотруднику, могут быть взысканы с него только в случаях счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, и т. п.). Это установлено ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
В рассматриваемом случае сотрудник добровольно возвращает сумму излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности. Такой доход рассматривается в качестве компенсации затрат и отражается путем начисления новых доходов согласно новому основанию.
Денежные средства могут быть зачислены на лицевой счет учреждения как в день внесения, так и в день, отличный от внесения. Из вопроса неясно, какая ситуация имеет место в рассматриваемом случае, поэтому рассмотрим оба варианта.
Денежные средства, перечисленные учреждению, зачисленные не в один операционный день, а также средства, переведенные с одного счета учреждения на другой счет, при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день в целях бухгалтерского учета признаются денежными средствами в пути (п. 162 Инструкции № 157н). Для учета операций по движению денежных средств учреждения в валюте РФ и в иностранной валюте в пути предназначен счет 201 23 (пп. 155, 162 Инструкции № 157н).
В соответствии с пп. 365, 367 Инструкции № 157н к счетам 201 00, 210 03 открываются забалансовые счета 17 «Поступление денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств».
В программе «1С:БГУ 8» реализована единая концепция применения забалансовых счетов 17 и 18 в операциях по движению денежных средств. По общему правилу по КФО 2, 4, 5, 6, 7 счета 18.ХХ используются при отражении перечислений и восстановлений расходов. Счета 17.ХХ применяются:
Операции по движению денежных средств между лицевым счетом и кассой не являются доходными или расходными, поэтому к забалансовому счету 17 применяются статьи 510 «Поступление на счета» и 610 «Выбытие со счетов» КОСГУ (письма Минфина России от 15.04.2015 № 02-07-07/21402, от 01.07.2015 № 02-07-07/38257).
В программе «1С:БГУ 8» реализована единая концепция, когда к забалансовым счетам 17, 18 указывается КПС назначения поступления (платежа).
Возмещение учреждением сумм в ФСС РФ является новым расходом. Порядок № 209н не содержит прямых указаний, по какому коду КОСГУ могут быть отражены такие расходы. На наш взгляд, их целесообразно рассматривать в качестве экономических санкций и относить на подстатью 295 «Другие экономические санкции» КОСГУ (п. 10.9.5 Порядка № 209н).
Согласно п. 48.8.5.3 Порядка № 85н на элемент вида расхода 853 «Уплата налогов, сборов и иных платежей» относятся штрафы, пени, компенсации и прочие платежи, включая возмещение ущерба юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения принадлежащего им имущества, другие аналогичные расходы. Перечень расходов, отражаемых с применением элемента видов расходов 853, не является исчерпывающим, поэтому расходы по возмещению средств ФСС РФ могут быть отнесены на элемент видов расходов 853.
Следовательно, в учете бюджетного учреждения рассматриваемая ситуация может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:
если денежные средства зачислены на лицевой счет учреждения в день внесения:
денежные средства зачислены на лицевой счет учреждения в день, отличный от дня внесения:
Смотрите также
Возврат на счет плательщика неверно зачисленная сумма компенсации проводки бюджет
Дата публикации 25.09.2020
Казенное учреждение является администратором доходов в виде госпошлины за выдачу спецразрешений. Учет ведется на счете 205 12. Поступило заявление о возврате ошибочно перечисленной госпошлины. Какими проводками отразить эту операцию?
За получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, уплачивается государственная пошлина в соответствии с п. 1.111 ст. 333.33 НК РФ.
В пункте 1 ст. 333.40 НК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев возврата госпошлины из бюджета. Основанием для такого возврата является заявление плательщика госпошлины.
Администратор доходов бюджета принимает решение о возврате ошибочно перечисленной госпошлины, а также процентов за несвоевременный возврат (п. 2 ст. 160.1 БК РФ). Излишне уплаченные суммы возвращаются плательщику на основании заявки на возврат (ф. 0531803), представленной в орган Федерального казначейства (п. 28 порядка, утв. приказом Минфина России от 13.04.2020 № 66н).
Доходы бюджетов от государственных пошлин, сборов, уплачиваемых по законодательству о налогах и сборах, относятся на подстатью 112 КОСГУ (п. 9.1.2 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н). Для учета доходов в виде госпошлин применяется счет 205 12.
В соответствии с п. 16 СГС «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н, доходы от налогов, сборов (в т.ч. государственных пошлин) признаются в бухгалтерском учете по факту получения информации о возникновении обязанности по уплате налогов, сборов (в т.ч. государственных пошлин).
Поступления денежных средств по доходам от налогов, сборов (в т.ч. государственных пошлин) до предоставления информации о наступлении такого события не признаются в бухгалтерском учете доходами и отражаются в составе расчетов по доходам (расчетов по авансовым поступлениям по доходам) (п. 17 СГС «Доходы»).
Как следует из вопроса, в учреждение ошибочно поступила оплата госпошлины за получение специального разрешения. Вероятно, оплата госпошлины поступила до предоставления информации о возникновении обязанности по ее уплате. Следовательно, госпошлина не начислялась, полученный доход может рассматриваться в качестве аванса. В данном случае осуществляется только возврат ошибочно перечисленной госпошлины:
Если документы на рассмотрение были поданы, госпошлина начислена, но возникли основания для ее возврата, начисление доходов нужно скорректировать:
Возврат дебиторской задолженности прошлых лет
Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Бюджетное учреждение спорта в конце 2018 года перечислило контрагенту (коммерческой организации) аванс за услуги связи (подстатья 221 КОСГУ) за декабрь в сумме 5400руб. по КВФО 4. С 01.01.2019 с этим контрагентом заключили новый договор, прежний договор перестал действовать 31.12.2018. По состоянию на 01.01.2019 по данному контрагенту на счете 420621564 возникла дебиторская задолженность в сумме 5400руб. В январе поступил акт об оказанных услугах связи за декабрь в сумме 5051,72руб. В феврале 2019 года контрагент перечислил учреждению возврат излишне уплаченного аванса в сумме 348,28руб. Может ли учреждение расходовать эти средства? Надо ли вносить изменения в план ФХД на 2019 год? Какие бухгалтерские проводки нужно сделать при поступлении на лицевой счет указанной суммы? Как отразить операции в бухгалтерской отчетности?
Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленные бюджетному учреждению в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых учреждение создано (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в соответствии с действующим законодательством у бюджетного учреждения не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм восстановленных выплат прошлого года по средствам субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
Следовательно, поступившие суммы зачисляются на лицевой счет бюджетного учреждения и используются в зависимости от потребности учреждения в рамках выполнения государственного (муниципального) задания с обязательным уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности.
При этом денежные средства, поступившие в погашение дебиторской задолженности (возврат излишне уплаченного аванса) за прошлые отчетные периоды, отражаются в плане ФХД, в бухгалтерском учете и отчетности как источник финансирования дефицита средств учреждения. Таким образом, эти средства не учитываются ни в составе доходов, ни в составе расходов (как восстановление кассовых расходов).
Согласно п. 66.4.1 Порядка № 132н поступления государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным им расходам относятся на статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510.
Корректировка плана ФХД.
Поступления средств от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания следует отражать в плане ФХД в таблице 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения» (раздел «Поступления финансовых активов») по строке 310 «Увеличение остатков средств» с указанием кода аналитической группы вида источника финансирования дефицитов бюджетов 510 (п. 8.1 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (утверждены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н) либо по соответствующей строке формы плана ФХД, утвержденной учредителем.
Поступление финансовых активов, всего:
из них:
увеличение остатков средств
Отражение в бухгалтерском учете.
Поскольку в указанном случае дебиторская задолженность является текущей, операции по ее погашению отражаются в учете в порядке, установленном в п. 72 Инструкции № 174н:
Дебет счета 4 201 11 510
Кредит счета 4 206 21 664
Одновременно отражается информация по увеличению:
забалансового счета 17 с указанием аналитического кода 510;
плановых назначений по источникам финансирования средств учреждения (в объеме изменений, внесенных в план ФХД) на счете 4 507 10 510.
Таким образом, в бухгалтерском учете в 2019 году будут отражены следующие операции:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Начислены расходы за оказанные услуги связи за декабрь