возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении

Возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении

Дата публикации 22.01.2021

Бюджетное учреждение провело сверку с налоговым органом, была выявлена переплата по НДФЛ за 2019 г. Какими проводками восстановить в учете переплату по НДФЛ? Можно ли восстановить задолженность по аналогии с восстановлением на счетах 0 206 00 000, 0 208 00 000 в корреспонденции со счетом 0 401 20 273?

Положения п. 6 ст. 81 НК РФ обязывают налогового агента представить уточненный расчет, если в ранее сданном расчете выявлены искажения, а также ошибки, приводящие к занижению или завышению суммы налога.

Ошибка прошлых лет исправляется дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью по счетам учета в период (на дату) обнаружения ошибки (п. 28 СГС «Учетная политика», п. 17 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480).

В рассматриваемой ситуации операции по начислению НДФЛ не влияют на финансовый результат (НДФЛ удерживается из оплаты труда). Ошибка выявлена не в результате контрольных мероприятий. Следовательно, для исправления ошибки могут применяться счета 304 86 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному», 304 96 «Иные расчеты прошлых лет» (п. 281 Инструкции № 157н).

Таким образом, в учете бюджетного учреждения может быть отражена следующая бухгалтерская запись:

Задолженность перед работником, возникшая вследствие излишнего удержания НДФЛ из заработной платы, корректируется записью:

В корреспонденции со счетом 0 401 20 273 отражается восстановление дебиторской задолженности, учтенной на забалансовых счетах (п. 153 Инструкции № 174н). В данном случае задолженность не была отражена в учете учреждения, поэтому счет 0 401 20 273 использовать некорректно.

Источник

Два способа отразить в учете возврат НДФЛ

Автор: Анастасия Хахулина, главный бухгалтер-консультант Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, весна 2020 г.

Ситуации, при которых необходимо выполнять перерасчет удержанного налога на доходы физических лиц в сторону увеличения или уменьшения, получают все большее распространение и вызывают много вопросов у бухгалтеров. Рассмотрим случаи, встречающиеся в хозяйственной практике учреждений при излишнем перечислении сумм НДФЛ.

Почему нужен перерасчет

Причины, вызывающие необходимость производить перерасчет НДФЛ:

перечислили зарплату за истекший налоговый период;

изменение расчетной базы (суммы начислений);

предоставление заявления о праве на налоговые вычеты с опозданием;

Излишнее удержание НДФЛ из дохода сотрудника может быть обнаружено как самим налогоплательщиком, так и налоговым агентом. При обнаружении излишнего удержания налоговым агентом, согласно п. 1 ст. 231 НК РФ, налогоплательщик должен быть оповещен об этом в течение 10 дней со дня обнаружения. Независимо от того кем была обнаружена переплата, для того чтобы вернуть налог необходимо письменное заявление налогоплательщика с указанием банковских реквизитов для перечисления средств.

Как возвращать

Переплаченные суммы можно вернуть на лицевой счет учреждения. Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию заявление, с образцом которого можно ознакомиться в приказе ФНС от 14.02.2017 №ММВ-7-8/182. Также к заявлению должны быть прикреплены платежные поручения и выписки из регистра по НДФЛ, которые доказывают внесенные вами лишние суммы налога в бюджет.

Обратите внимание: некоторые инспекции не принимают утвержденную форму, если налоговым агентов было перечислено в бюджет больше, чем удержано или если налоговый агент заплатил налог раньше срока, так как в данном случае возникает переплата за счет средств налогового агента, а не налогоплательщика. Чтобы вернуть такую переплату необходимо заполнить заявление в свободной форме.

А как же отразить данные ситуации в учете учреждения?

Ситуация 1.

Переплата за счет средств бюджета, которую можно либо вернуть, либо зачесть в счет недоимки и будущих платежей по другим федеральным налогам.

В данном случает сумма перечисленных учреждением средств за налоговый период превышает суммы, удержанные у налогоплательщиков, образуется дебиторская задолженность на счете 303.01 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц». Сложившиеся показатели нужно будет отражать в Сведениях о дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503769). Заметим, что формы с дебиторской задолженностью по счету 303.01 могут быть не приняты финансовым органом, потому что в соответствии с НК РФ юридические лица не являются налогоплательщиками и не имеют права перечислять НДФЛ за счет средств соответствующего бюджета. В качестве плательщика – налогового агента налог уплачивается за счет средств, удержанных у сотрудников с их доходов.

В бюджетных учреждениях уплату излишних сумм налога из средств субсидий, полученных на выполнение государственного задания или субсидии на иные цели, может быть расценено как нецелевое использование, что является административным правонарушением и влечет административную ответственность должностных лиц его допустивших в виде административного штрафа. В казенных учреждениях такие расходы однозначно будут признаны нецелым расходованием бюджетных средств.

Если в 2020 г. была обнаружена переплата, подтвержденная сверкой расчетов, и налоговый орган вернул учреждению сумму излишне перечисленного налога, в бухгалтерском учете данная ошибка исправляется методом «красное сторно».

В 2019 г. учреждение сделало следующую запись по удержанию излишнего налога из зарплаты: Дт Х 302.11 837 Кт Х 303 01 732.

Для того чтобы отразить исправление необходимо использовать специальные счета по исправлению ошибок прошлых лет 304.86 и 304.96. В нашем случае исправленная корреспонденция будет иметь следующий вид:

Дт Х 302.11 837 Кт Х 304.86 732 «красное сторно»;

Дт Х 304.86 832 Кт Х 303.01 732 «красное сторно».

Результат таких проводок — это задолженность ФНС перед учреждением и задолженность учреждения перед сотрудником.

Ситуация 2.

Работодатель – бюджетное учреждение, обязан вернуть сотруднику излишне удержанный налог, а не учесть его в текущем году.

Не имеет значения по какому КФО будет отражена данная ситуация, главное, чтобы все хозяйственные операции по начислению и исправлению были отражена по одному КФО. После того, как сумма налога будет возвращена сотруднику, ни в ф. 0503737, ни в ф. 0503723 она отражена не будет.

Дт Х 302.11 837 Кт Х 201.11 610 возврат средств сотруднику.

Источник

Два способа отразить в учете возврат НДФЛ

Нет времени читать?

Ситуации, при которых необходимо выполнять перерасчет удержанного налога на доходы физических лиц в сторону увеличения или уменьшения, получают все большее распространение и вызывают много вопросов у бухгалтеров. Рассмотрим случаи, встречающиеся в хозяйственной практике учреждений при излишнем перечислении сумм НДФЛ.

Почему нужен перерасчет

Причины, вызывающие необходимость производить перерасчет НДФЛ:

Излишнее удержание НДФЛ из дохода сотрудника может быть обнаружено как самим налогоплательщиком, так и налоговым агентом. При обнаружении излишнего удержания налоговым агентом, согласно п. 1 ст. 231 НК РФ, налогоплательщик должен быть оповещен об этом в течение 10 дней со дня обнаружения. Независимо от того кем была обнаружена переплата, для того чтобы вернуть налог необходимо письменное заявление налогоплательщика с указанием банковских реквизитов для перечисления средств.

Как возвращать НДФЛ

Переплаченные суммы можно вернуть на лицевой счет учреждения. Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию заявление, с образцом которого можно ознакомиться в приказе ФНС от 14.02.2017 №ММВ-7-8/182. Также к заявлению должны быть прикреплены платежные поручения и выписки из регистра по НДФЛ, которые доказывают внесенные вами лишние суммы налога в бюджет.

Обратите внимание: некоторые инспекции не принимают утвержденную форму, если налоговым агентов было перечислено в бюджет больше, чем удержано или если налоговый агент заплатил налог раньше срока, так как в данном случае возникает переплата за счет средств налогового агента, а не налогоплательщика. Чтобы вернуть такую переплату необходимо заполнить заявление в свободной форме.

А как же отразить данные ситуации в учете учреждения?

Ситуация 1.

Переплата за счет средств бюджета, которую можно либо вернуть, либо зачесть в счет недоимки и будущих платежей по другим федеральным налогам.

В данном случает сумма перечисленных учреждением средств за налоговый период превышает суммы, удержанные у налогоплательщиков, образуется дебиторская задолженность на счете 303.01 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц». Сложившиеся показатели нужно будет отражать в Сведениях о дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503769). Заметим, что формы с дебиторской задолженностью по счету 303.01 могут быть не приняты финансовым органом, потому что в соответствии с НК РФ юридические лица не являются налогоплательщиками и не имеют права перечислять НДФЛ за счет средств соответствующего бюджета. В качестве плательщика – налогового агента налог уплачивается за счет средств, удержанных у сотрудников с их доходов.

В бюджетных учреждениях уплату излишних сумм налога из средств субсидий, полученных на выполнение государственного задания или субсидии на иные цели, может быть расценено как нецелевое использование, что является административным правонарушением и влечет административную ответственность должностных лиц его допустивших в виде административного штрафа. В казенных учреждениях такие расходы однозначно будут признаны нецелым расходованием бюджетных средств.

Если в 2020 г. была обнаружена переплата, подтвержденная сверкой расчетов и налоговый орган вернул учреждению сумму излишне перечисленного налога, в бухгалтерском учете данная ошибка исправляется методом «красное сторно».

В 2019 г. учреждение сделало следующую запись по удержанию излишнего налога из зарплаты: Дт Х 302.11 837 Кт Х 303 01 732.

Для того чтобы отразить исправление необходимо использовать специальные счета по исправлению ошибок прошлых лет 304.86 и 304.96. В нашем случае исправленная корреспонденция будет иметь следующий вид:

Результат таких проводок — это задолженность ФНС перед учреждением и задолженность учреждения перед сотрудником.

Ситуация 2.

Работодатель – бюджетное учреждение, обязан вернуть сотруднику излишне удержанный налог, а не учесть его в текущем году.

Не имеет значения по какому КФО будет отражена данная ситуация, главное, чтобы все хозяйственные операции по начислению и исправлению были отражена по одному КФО. После того, как сумма налога будет возвращена сотруднику, ни в ф. 0503737, ни в ф. 0503723 она отражена не будет.

возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении. возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении фото. картинка возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении. смотреть фото возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении. смотреть картинку возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении.

Автор: Анастасия Хахулина,
методист Департамента проектов внедрения и консалтинга «ГЭНДАЛЬФ»

Источник

Возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении

возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении. возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении фото. картинка возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении. смотреть фото возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении. смотреть картинку возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении. возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении фото. картинка возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении. смотреть фото возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении. смотреть картинку возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении. возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении фото. картинка возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении. смотреть фото возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении. смотреть картинку возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Факт возмещения суммы переплаты 2019 года работником или виновными лицами может рассматриваться как новый факт хозяйственной жизни и отражаться как операция по начислению доходов по счету 209 34 «Доходы по компенсации затрат».
Суммы страховых взносов и НДФЛ с излишне начисленной в прошлые периоды заработной платы могут быть возмещены налоговым органом только в случае, если возврат переплаты осуществляет работник, которому данная заработная плата была выплачена. При этом возврат данных денежных средств от налогового органа осуществляется с применением счета 209 34 «Доходы по компенсации затрат».
Если возмещает виновное лицо, то сумма НДФЛ и страховых взносов включается в сумму ущерба, подлежащему взысканию в адрес казенного учреждения.

Обоснование вывода:
Применяемая в настоящее время методология учета в учреждениях бюджетной сферы для отражения расчетов, связанных с возмещением переплат, предусматривает возможность применения одного из вариантов:
— корректировка ранее произведенных начислений способом «Красное сторно»;
— начисление доходов в виде компенсации затрат.
Для применения корректировки ранее произведенных начислений способом «Красное сторно» необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
— переплата (неположенная выплата) является следствием счетной ошибки (смотрите письмо Минфина России от 30.08.2019 N 02-06-10/66912);
— решение об удержании принято работодателем не позднее одного месяца со дня начисления неположенной выплаты в части расчетов по оплате труда;
— получено согласие работника, уведомленного о перерасчете, на удержание суммы переплаты из будущих начислений по оплате труда.
В рассматриваемом случае переплата является следствием неправильного расчета суммы заработной платы по сверхурочной работе, то есть не является счетной ошибкой. Счетной не является ошибка, допущенная работником при расчете заработной платы в связи с ненадлежащим исполнением им своих должностных обязанностей, небрежностью или недостаточной квалификацией (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2017 по делу N 33-8356/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 01.02.2017 по делу N 33-660/2017). Согласно позиции, существующей в судебной практике, к счетной ошибке не относится неправильное применение расчетчиком норм права или ошибочное использование в расчете ненадлежащих исходных данных, в частности неправильный выбор тарифа или коэффициента при расчете заработной платы, техническая ошибка (апелляционное определение СК по гражданским делам Орловского областного суда от 20.06.2012 по делу N 33-1068, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 22.03.2012 N 33-8718).
Также с момента неположенной выплаты прошло два года. Следовательно, оснований для корректировки ранее произведенных начислений способом «Красное сторно» у учреждения нет. В таком случае факт переплаты следует отразить с использованием счета 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» как новый факт хозяйственной жизни.
Выявленные переплаты могут быть возмещены в добровольном порядке получателями такой выплаты либо виновными в такой переплате лицами, которые будут установлены в ходе контрольных мероприятий внутри казенного учреждения.
Так, суммы задолженности работников и виновных лиц учреждения по выявленным переплатам отражаются по дебету счета 209 34 «Расчеты по компенсации затрат» в корреспонденции со счетом 401 10 134, 401 40 134 (п. 86 Инструкции N 162н) на основании подтверждающего право требования документа, направленного плательщику. Применение счета 401 40 обусловлено в том случае, если виновное лицо еще не установлено или установлено, но не согласно с возмещением ущерба казенному учреждению.
Вместе с тем в учреждении в связи с выявленной переплатой по заработной плате возникала переплата по страховым взносам и НДФЛ.
Если работник, получивший выплату, возвращает переплату, то при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете по страховым взносам плательщик вправе внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет (п. 1, 7 ст. 81 НК РФ, п. 1.2 Порядка заполнения РСВ, утвержденным приказом ФНС России 18.09.2019 N ММВ-7-11/470). Также при обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете ошибок, приводящих в том числе к завышению суммы НДФЛ, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет (п. 6 ст. 81 НК РФ).
В этом случае страховые взносы и НДФЛ по переплатам, которые возвращает работник в добровольном порядке, возмещаются налоговым органом на основании заявления и приложенных корректировочных расчетов.
Факт выявления сумм излишне начисленных и перечисленных страховых взносов и налогов в прошлых отчетных периодах должен найти отражение в бухгалтерском учете учреждения. Детальный порядок отражения в бухгалтерском учете таких операций действующими нормативными правовыми актами не определен. Следовательно, этот порядок должен быть разработан казенным учреждением самостоятельно и утвержден в составе учетной политики (п. 6 Инструкции N 157н).
Так, казенным учреждением в соответствии с учетной политикой в зависимости от классификации данной хозяйственной ситуации в качестве ошибки, допущенной в 2019 году, или как нового факта хозяйственной жизни может быть отражена корректировка ранее произведенных начислений способом «Красное сторно» в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции N 157н, п. 28 Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», с применением специальных счетов или начисление доходов в виде компенсации затрат соответственно.
Согласно п. 27 федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении бухгалтерского учета и (или) формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни, которая была доступна на дату подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности и должна была быть получена и использована при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности, является бухгалтерской ошибкой.
Вместе с тем в рассматриваемой ситуации сумма отраженных в учете учреждения расходов соответствовала сумме начислений, указанных в поданных в налоговый орган расчетах. То есть данные бухгалтерского учета соответствовали данным налоговых расчетов. Кроме того, на протяжении указанных отчетных периодов перед составлением годовой бюджетной отчетности в учреждении проводилась инвентаризация, в ходе которой было подтверждено отсутствие переплаты. При подобных обстоятельствах операцию по «восстановлению» в учете дебиторской задолженности, на наш взгляд, можно рассматривать как новый факт хозяйственной жизни с начислением доходов от компенсации затрат.
Доходы, полученные в качестве компенсации ранее понесенных расходов, относятся на подстатью 134 КОСГУ (п. 9.3.4 Порядка N 209н) и учитываются в порядке, предусмотренном п. 86 Инструкции N 162н. Так как налоговая служба еще не приняла корректирующие расчеты, то доходы от компенсации затрат подлежат отражению в качестве доходов будущих периодов. При принятии налоговым органом корректирующих расчетов и возврате излишне перечисленных сумм доходы будущих периодов признаются доходами текущего финансового года.
По возмещению виновным лицом суммы переплаты (не работником, которому данная выплата была осуществлена) отметим следующее. В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. При этом под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
С учетом приведенного определения полагаем, что как материальный ущерб, причиненный работодателю, может быть квалифицирована и излишне выплаченная работнику заработная плата (оплата периода простоя), и иные расходы, которые работодатель в силу требований закона вынужден был понести в связи с выплатой этой заработной платы. По нашему мнению, в число таких расходов должны включаться и страховые взносы, начисляемые на данную выплату в соответствии с главой 34 НК РФ, и излишне перечисленная сумма НДФЛ при условии, что излишне выплаченный заработок остается у работника, которому он был выплачен.
Таким образом, в бюджетном учете казенного учреждения при классификации в соответствии с учетной политикой хозяйственных операций в качестве нового факта хозяйственной жизни могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КДБ 1 209 34 567 Кредит КДБ 1 401 10 134
— отражено начисление доходов от компенсации затрат в части работников, добровольно возмещающих сумму переплаты, и виновных лиц, согласных с возмещением ущерба казенному учреждению;
2. Дебет КДБ 1 304 04 134 Кредит КДБ 1 303 05 731
— отражено направление администратору доходов бюджета Извещения (ф. 0504805) о поступлении ожидаемых доходов;
3. Дебет КРБ 1 302 11 837 Кредит КРБ 1 304 03 737
— отражено удержание из заработной платы работников сумм переплаты;
4. Дебет КРБ 1 304 03 837 Кредит 1 304 05 211
— отражено перечисление удержанных сумм;
5. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КДБ 1 209 34 667
— на основании поступившего в казенное учреждение от администратора доходов бюджета Извещения (ф. 0504805) отражено поступление ожидаемого дохода в доход бюджета.
6. Дебет КИФ 1 201 34 510 Кредит КДБ 1 209 34 667
— отражено поступление от виновных лиц в кассу учреждения;
7. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КИФ 1 201 34 610
— выбытие наличных средств из кассы в целях дальнейшего ее внесения на лицевой счет администратора доходов;
8. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КДБ 1 209 34 667
— на основании сведений, предоставленных администратором соответствующих кассовых поступлений, отражено зачисление средств в доход бюджета в случае, если средства были внесены сотрудником непосредственно на лицевой счет администратора доходов;
9. Дебет КДБ 1 209 34 561 Кредит КДБ 1 401 40 134
— отражено начисление доходов от компенсации затрат в части страховых взносов и НДФЛ от налогового органа по возвращенным суммам заработной платы работниками, ее получившими;
10. Дебет КДБ 1 401 40 134 Кредит КДБ 1 401 10 134
— доходы будущих периодов признаны доходами текущего финансового года при принятии налоговым органом заявления и возврате сумм страховых взносов и НДФЛ;
11. Дебет КДБ 1 304 04 134 Кредит КДБ 1 303 05 731
— отражена задолженность перед бюджетом в сумме ожидаемых к поступлению в доход бюджета доходов, в адрес администратора кассовых поступлений направлено Извещение (ф. 0504805);
12. Дебет КРБ 1 304 05 213 Кредит КДБ 1 209 34 661
— отражено зачисление денежных средств на лицевой счет получателя бюджетных средств и одновременно погашение дебиторской задолженности ИФНС по страховым взносам;
13. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КРБ 1 304 05 211
— отражено списание с лицевого счета получателя бюджетных средств при перечислении денежных средств в доход бюджета в части перечисления НДФЛ;
14. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КРБ 1 304 05 213
— отражено списание с лицевого счета получателя бюджетных средств при перечислении денежных средств в доход бюджета в части перечисления страховых взносов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Источник

Как быть, если у казенного учреждения образовалась переплата по налогу?

Автор: Белецкая Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Нередко учреждение сталкивается с такой ситуацией: в бюджет перечислена излишняя сумма того или иного налога. Это может произойти, к примеру, при неверном заполнении «платежки» на перечисление налога или при завышении облагаемой базы. При этом завышение может быть не только следствием бухгалтерской ошибки, но и иметь другие причины (изменение законодательства задним числом, что приводит к появлению налоговой льготы с начала периода). Например, согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности и в соответствии с бюджетным законодательством РФ подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ. Закон был принят в сентябре прошлого года, а изменения следовало применять с 01.01.2019. В итоге в учреждениях возникла переплата по налогу на прибыль.

В подобных ситуациях налогоплательщик имеет право на своевременный зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ), а налоговый орган обязан вернуть эти суммы (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ). О данных процедурах и поговорим в консультации.

Сумма излишне уплаченного налога может быть возвращена или зачтена

Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов регулируется ст. 78 НК РФ. Правила, установленные этой нормой, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов (п. 14).

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит:

зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по данному налогу или иным налогам;

зачету в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения;

Факт излишней уплаты налога может быть обнаружен как самой организацией, так и налоговой инспекцией.

К сведению: согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Форма сообщения приведена в приложении 2 к Приказу ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Предложение о проведении сверки может исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа.

Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом, который вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам утверждена Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@.

Итак, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату. Начнем с зачета.

Зачет излишне уплаченных сумм налога

Зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется:

в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам (п. 4 ст. 78 НК РФ);

Обратите внимание: с 01.10.2020 утратил силу абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ, согласно которому зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов должен был осуществляться по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Что здесь имеется в виду? Формулировка «по соответствующим видам» означала, что зачет федеральных налогов мог осуществляться только в отношении федеральных налогов, региональных – в отношении других региональных налогов, соответственно, местные налоги шли в зачет исключительно местных налогов.

Например, к федеральным налогам относятся НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций, водный налог (ст. 13 НК РФ), к региональным – налог на имущество организаций, транспортный налог (ст. 14 НК РФ), к местным – земельный налог (ст. 15 НК РФ). Таким образом, переплату по какому-либо федеральному налогу можно было зачесть в счет уплаты либо по тому же налогу (авансовым платежам), либо по любым другим налогам из перечня, приведенного в ст. 13 НК РФ. Допустим, переплату по НДФЛ можно было зачесть в счет уплаты налога на прибыль и наоборот.

Теперь (с 01.10.2020) правило о зачете налогов «внутри вида» не применяется и налог можно зачесть в счет уплаты другого налога любого вида, а также сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.

Зачет в счет погашения недоимки по иным налогам

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, осуществляется налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет погашения недоимки по иным налогам должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней:

со дня обнаружения им факта излишней уплаты налогов;

со дня подписания им и налогоплательщиком акта совместной сверки расчетов с бюджетом (если она проводилась);

со дня вступления в силу решения суда (если налогоплательщик обращался в суд).

При этом положение п. 5 ст. 78 НК РФ не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о проведении зачета.

Форма заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога (сбора, пеней, штрафа) приведена в приложении 9 к Приказу ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Заявление может быть представлено в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

В таком случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки принимается в течение 10 дней:

со дня получения заявления налогоплательщика;

со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если она проводилась).

Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете сумм излишне уплаченного налога или об отказе в зачете в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Например, проведя сверку расчетов с бюджетом, учреждение выявило переплату по налогу на прибыль в размере 100 000 руб. Оно обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете переплаты в счет погашения недоимки по налогу на имущество, которая к моменту обращения составляла 150 000 руб. В течение 10 дней с момента подписания акта сверки ИФНС приняла решение о зачете излишне уплаченного налога на прибыль в размере 100 000 руб. в счет погашения недоимки по налогу на имущество.

Зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам

Если у налогоплательщика нет недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам), то переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет. На основании письменного заявления налогоплательщика такое решение принимает налоговая инспекция. Решение должно быть принято в течение 10 дней со дня получения заявления от налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (об отказе в зачете) сумм излишне уплаченного налога в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении. возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении фото. картинка возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении. смотреть фото возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении. смотреть картинку возврат ндфл проводки в бюджетном учреждении.

Обратите внимание: с 01.01.2021 ст. 78 НК РФ будет дополнена п. 5.1, согласно которому зачет сумм излишне уплаченных учреждением транспортного и земельного налога осуществляется не ранее дня направления такому налогоплательщику налоговым органом сообщения об исчисленных за соответствующий налоговый период суммах указанных налогов в соответствии со ст. 363 и 397 НК РФ.

Возврат излишне уплаченной суммы налога

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Форма заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) приведена в приложении 8 к Приказу ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Заявление может быть представлено в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Если у налогоплательщика имеется недоимка по иным налогам (задолженность по пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ), возврат производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Обратите внимание: до 01.10.2020 абз. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ предусматривал перед возвратом излишне уплаченного налога обязательный зачет задолженности (при ее наличии) по налогам «соответствующего вида». Теперь переплату можно будет вернуть только после погашения недоимки по налогам любого вида.

Например, у учреждения имеется переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет на сумму 100 000 руб. Оно обратилось в ИФНС с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога. В то же время за данным налогоплательщиком числится недоимка по налогу на имущество (региональному налогу) в размере 40 000 руб.

Переплата по налогу на прибыль в размере 100 000 руб. будет распределена следующим образом: 40 000 руб. пойдет на погашение недоимки по налогу на имущество, а оставшаяся часть переплаты по налогу на прибыль в сумме 60 000 руб. (100 000 – 40 000) будет возвращена налогоплательщику.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней:

со дня получения заявления налогоплательщика о возврате;

со дня подписания акта совместной сверки расчетов с бюджетом (если она проводилась).

До истечения этого срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога (оформленное на основании решения налогового органа) подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для возврата налогоплательщику (п. 8 ст. 78 НК РФ).

В течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику:

о возврате сумм излишне уплаченного налога;

об отказе в возврате.

Сообщение передается руководителю учреждения, его представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения документа (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, должен уведомить налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 11 ст. 78 НК РФ).

Об исчислении срока для принятия решения о возврате (зачете) излишне уплаченного налога в случае КНП

В силу ст. 78 НК РФ налоговый орган принимает в отношении излишне уплаченного налога решение о зачете суммы в счет предстоящих платежей (абз. 2 п. 4), решение о зачете в счет погашения недоимки (абз. 3 п. 5), решение о возврате (абз. 1 п. 8) в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки расчетов с бюджетом.

При этом на основании п. 8.1 ст. 78 НК РФ в случае проведения камеральной налоговой проверки (КНП) сроки, установленные абз. 2 п. 4, абз. 3 п. 5 и абз. 1 п. 8 данной статьи, начинают исчисляться:

при отсутствии нарушений, выявленных в результате КНП, – по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения КНП за соответствующий налоговый (отчетный) период, или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ;

при выявлении нарушения налогового законодательства в ходе КНП – со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

Введение правила было обусловлено тем, что без КНП и подтверждения налоговым органом права на возврат денежных средств из бюджета суммы излишне уплаченного налога у налогоплательщика не возникает (см. письма Минфина РФ от 15.05.2017 № 03-02-08/30790, 03-02-08/30802, от 21.02.2017 № 03-04-05/9949, от 09.11.2016 № 03-02-08/65564).

Проценты за несвоевременный возврат налога

Согласно п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Так, в соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ при нарушении сроков возврата излишне уплаченного налога налоговый орган на сумму, не возвращенную в срок, начисляет проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата. С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки, определенному на соответствующую дату. Самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается. Правила применяются в том числе в отношении нарушения сроков возврата излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов (п. 14 ст. 78 НК РФ).

К сведению: при определении суммы процентов ставка рефинансирования должна делиться на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней) (см. Письмо Минфина РФ от 18.07.2017 № 03-05-04-03/45570).

Аналогичный расчет процентов приведен также в п. 3.2.7 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утвержденных Приказом ФНС РФ от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@.

В случае изменения ставки в отдельные периоды времени проценты исчисляются отдельно за каждый период действия соответствующей ключевой ставки.

Налоговой инспекции необходимо было не позднее 11.06.2020 вернуть излишне уплаченный учреждением налог на прибыль в размере 36 600 руб. Но фактически это было сделано 31.07.2020.

С 27.07.2020 ключевая ставка установлена в размере 4,25 %, до нее действовала ставка 4,5 % (с 22.06.2020), а до этого – 5,5 % (с 27.04.2020).

Рассчитаем размер процентов, причитающихся налогоплательщику за нарушение срока возврата излишне уплаченной суммы налога:

за период с 12.06.2020 по 21.06.2020 – 55 руб. (36 600 руб. x 10 дн. x 5,5 % / 366 дн.);

за период с 22.06.2020 по 26.07.2020 – 157, 5 руб. (36 600 руб. x 35 дн. x 4,5 % / 366 дн.);

за период с 27.07.2020 по 31.07.2020 – 21,25 руб. (36 600 руб. x 5 дн. x 4,25 % / 366 дн.).

Всего налогоплательщику причитается 233,75 руб. (55 + 157,5 + 21,25).

В заключение отметим, что при обнаружении излишне уплаченной суммы налога учреждение может обратиться в налоговый орган с заявлением о ее возврате (зачете) в срок, установленный п. 7 ст. 78 НК РФ, – в течение трех лет со дня уплаты данных сумм (если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах). По общему правилу налоги считаются уплаченными с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджет (пп. 1 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ).

Если налогоплательщик пропустил этот срок, он вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *