возврат переплаченного налога физическим лицом
Возврат переплаченного налога физическим лицом
НК РФ Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи, в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи, в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Зачет сумм излишне уплаченных налогоплательщиком-организацией транспортного налога и земельного налога производится не ранее дня направления такому налогоплательщику-организации налоговым органом сообщения об исчисленных за соответствующий налоговый период суммах указанных налогов в соответствии со статьями 363 и 397 настоящего Кодекса.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, если иное не установлено настоящим пунктом.
(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
Возврат суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, особенности исчисления и уплаты которого установлены статьей 310.1 настоящего Кодекса, может осуществляться на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, либо на указанный в этом заявлении налогоплательщика, открытый в банке счет иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и (или) лица, которому открыт счет депозитарных программ, в случае, если через таких лиц осуществлялась выплата дохода налогоплательщику.
(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
П. 6.1 ст. 78 признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 31.10.2019 N 32-П). О правовом регулировании до внесения изменений см. п. 4 Постановления.
6.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату, если, по информации территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, указанная сумма в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
(п. 6.1 в ред. Федерального закона от 01.10.2020 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.06.2014 N 166-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
8. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
8.1. В случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 настоящего Кодекса.
В случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.
(абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.
(абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
(абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Проценты, начисленные налоговым органом в соответствии с настоящим пунктом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного налога, подлежат уплате налогоплательщику на основании такого решения без заявления налогоплательщика об уплате процентов.
(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
В иных случаях проценты, начисленные налоговым органом в соответствии с настоящим пунктом, подлежат уплате налогоплательщику по заявлению налогоплательщика.
(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.
(п. 13.1 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
(в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.
(п. 15 введен Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ)
(п. 16 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)
17. Правила о возврате сумм излишне уплаченных налогов, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата сумм ранее удержанного налога на прибыль организаций, подлежащих возврату иностранной организации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 312 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Решение о возврате суммы ранее удержанного налога на прибыль организаций принимается налоговым органом в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате ранее удержанного налога и иных документов, указанных в пункте 2 статьи 312 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сумма ранее удержанного налога на прибыль организаций подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате суммы ранее удержанного налога.
(п. 17 введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 322-ФЗ)
Я вернул излишне уплаченный налог на имущество
На основании постановления Конституционного суда
В 2020 году я вернул 9092 Р излишне уплаченного налога на квартиру за 2017 и 2018 годы и получил право заплатить меньше за 2019 год.
Дело в том, что до 2015 года налог на имущество физлиц считали по инвентаризационной стоимости недвижимости, а с 2020 года его считают по кадастровой стоимости. Между 2015 и 2020 годами был переходный период, во время которого налог на имущество в разных регионах считали по разной стоимости. Это приводило к неравномерной налоговой нагрузке.
В статье расскажу, почему произошел переходный период, что о нем думает Конституционный суд и кому налоговая обязана вернуть излишне уплаченный налог на имущество.
Матчасть: что не так с налогом на имущество физлиц
Расчет налога по инвентаризационной стоимости недвижимости. В 1991 году в России ввели закон «О налогах на имущество физических лиц». Согласно ему, налог исчисляли исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости.
Инвентаризационная стоимость — это что-то вроде себестоимости строительства объекта, которая складывается из цены материалов и работ. То есть инвентаризационная стоимость квартиры формируется из фактической стоимости материалов для ее строительства.
Для расчета налога на имущество инвентаризационную стоимость увеличивали на коэффициент-дефлятор. С его помощью учитывали изменение потребительских цен на товары, работы и услуги в России. До 2020 года коэффициент-дефлятор ежегодно утверждало Минэкономразвития.
Инвентаризационная стоимость не учитывает местоположение здания, например удаленность от центра города, инфраструктуру района, где оно расположено, и уровень внутренней отделки помещения. Поэтому обычно такая стоимость в разы ниже рыночной. Их соотношение различается в зависимости от региона: где-то может быть в 1,5 раза меньше, а где-то — в 30 раз.
Например, инвентаризационная стоимость элитных квартир в старинных зданиях в престижном историческом центре города может быть ниже стоимости квартир в удаленных необустроенных новостройках. Соответственно, налог на квартиры с большей рыночной ценой, который посчитали по инвентаризационной стоимости, может быть меньше, чем налог на дешевые квартиры. И наоборот: налог на жилье с низкой рыночной ценой может быть необоснованно большим.
Расчет налога по кадастровой стоимости недвижимости. В 2014 году федеральный закон № 284-ФЗ ввел пятилетний переходный период к другому способу расчета налога на имущество: его должны были начать считать исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Он же отменил закон «О налогах на имущество физических лиц» — все положения перенесли в главу 32 налогового кодекса.
Кадастровая стоимость — это аналог рыночной стоимости: цена недвижимости по версии государства. Ее устанавливают при помощи государственной кадастровой оценки, которую проводят с определенной периодичностью.
Например, в Москве и Санкт-Петербурге кадастровую оценку проводят не чаще одного раза в два года. В других регионах — не чаще одного раза в течение трех лет.
Кадастровую оценку проводят на основе анализа рыночных цен: кадастровая стоимость должна быть приближена к рыночной, а в идеале вообще должна совпадать с суммой, которую собственник квартиры указал бы при ее продаже.
Цель перехода от инвентаризационной стоимости к кадастровой как раз в том, чтобы сделать налогообложение более справедливым. Логика примерно такая: не имеет значения, сколько стоила постройка здания, — важна его рыночная цена, а значит, и налог стоит рассчитывать исходя из нее.
Ставка налога на имущество физлиц зависит от способа расчета налога — по инвентаризационной стоимости или по кадастровой. Также на ставку влияет объект налогообложения — на что рассчитывают налог: на комнату, квартиру, дом, гараж, машиноместо и т. д.
Если налог считают по кадастровой стоимости, то размеры ставок не превышают 0,1%, 0,5% и 2%, в зависимости от объекта налогообложения. Например, по ставке до 0,1% облагаются жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи и машиноместа. До 2% — деловые и торговые центры, офисные и торговые объекты, а также недвижимость, кадастровая стоимость которой больше 300 млн рублей.
Если налог считают по инвентаризационной стоимости, то налоговые ставки устанавливают на основе суммарной инвентаризационной стоимости недвижимости, умноженной на коэффициент-дефлятор. Размер ставок также зависит от объекта налогообложения и может варьироваться от 0,1% до 2%.
Например, жилой дом с суммарной инвентаризационной стоимостью до 300 тысяч рублей будет облагаться налогом по ставке до 0,1%, а стоимостью от 300 до 500 тысяч рублей — по ставке от 0,1% до 0,3%. Если инвентаризационная стоимость дома больше 500 тысяч, ставка будет от 0,3% до 2%.
Проблемы переходного периода. Переходный период к новому способу расчета налога на имущество начался 1 января 2015 года и закончился 1 января 2020 года. С 2020 года инвентаризационная стоимость вообще не применяется: разрешено считать налог только исходя из кадастровой стоимости.
Во время переходного периода местные органы власти каждого субъекта РФ самостоятельно устанавливали, с какого момента отказаться от инвентаризационной стоимости и перейти на кадастровую. Если субъект не определил дату перехода на кадастровую стоимость, применяли инвентаризационную.
Из-за того, что каждый регион сам решал, в какой момент перейти на кадастровую стоимость, налог на имущество в разных субъектах мог сильно отличаться. Именно эта разница стала предметом разбирательства в Конституционном суде: он проверил, нарушает ли разное налоговое бремя в переходный период принцип равенства налогообложения.
Расскажу об этом разбирательстве подробнее.
Что за постановление Конституционного суда
Именно эту сумму налога жительница Алтайского края считала справедливой, поэтому в марте 2017 года обратилась в суд. Она просила признать недействительными требования ИФНС и обязать ее пересчитать сумму налога на дом.
Сначала суды вообще не хотели принимать у женщины исковое заявление. А когда суд наконец рассмотрел иск, то отказался удовлетворить ее требования. Вторая инстанция поддержала решение.
Параллельно налоговая два раза пыталась взыскать с женщины задолженность в суде, и оба раза ИФНС это не удалось: сначала суд отменил приказ о взыскании денег, а потом отказал налоговой из-за истечения срока исковой давности.
Битва в судах между жительницей Алтайского края и налоговой длилась около года. В итоге в 2018 году женщина решила, что статья 402 налогового кодекса о применении кадастровой и инвентаризационной стоимости не соответствует Конституции: она нарушает принцип равенства налогообложения и возлагает на граждан непосильную налоговую нагрузку. Поэтому она подала жалобу в Конституционный суд.
В феврале 2019 года Конституционный суд постановил, что статья 402 НК РФ не нарушает Конституцию, так как не запрещает налогоплательщику в индивидуальном порядке требовать, чтобы и во время переходного периода налог на имущество рассчитывали исходя из кадастровой стоимости, а не инвентаризационной.
Постановление КС от 15.02.2019 № 10-П PDF, 454 КБ
При этом Конституционный суд указал, что недопустимо, чтобы у кого-то из налогоплательщиков были более выгодные условия, чем у других. Налогообложение должно быть соразмерным: нельзя допускать существенных — в два и более раза — различий в размере налога на имущество в зависимости от способа его расчета.
Если для конкретного объекта недвижимости уже установлена кадастровая стоимость, но для целей налогообложения еще официально не используется, то по ней все равно можно считать налог на имущество физлиц.
А если кадастровая стоимость недвижимости еще не определена, то ее можно применять для расчета налога по решению налоговой или суда. В этом случае необходимо оценить имущество.
Таким образом, Конституционный суд дал возможность всем гражданам требовать пересчитать налог на имущество, если сумма налога по инвентаризационной стоимости для них в два и более раза превышает сумму налога по кадастровой стоимости.
ФНС даже выпустила отдельное письмо, в котором обязала налоговые службы всех субъектов РФ изучить и применить постановление КС. Минфин России, ссылаясь на КС, также неоднократно указывал, что гражданин вправе в индивидуальном порядке требовать применить кадастровую стоимость для расчета налога на имущество.
Письмо Минфина от 14.03.2019 № 03-05-06-01/16658PDF, 187 КБ
Перерасчет налога не происходит автоматически: для этого гражданин должен подать в налоговую заявление в свободной форме.
Вернуть излишне уплаченный налог можно только за три предыдущих года. Например, если подать заявление на перерасчет суммы в 2020 году, то налог пересчитают за 2019, 2018 и 2017 годы.
Если при перерасчете окажется, что налог по кадастровой стоимости больше, чем по инвентаризационной, требовать доплаты не станут.
На сайтах судов мне не удалось найти информацию о том, что жительница Алтайского края обращалась в суд для пересмотра решения по своему делу на основании постановления Конституционного суда. Думаю, это связано с тем, что налоговая все равно уже никогда не сможет взыскать с женщины задолженность — даже в судебном порядке.
Зато благодаря постановлению КС другие граждане, которые платят налог на имущество физлиц, могут пересчитать и вернуть излишне уплаченные деньги. Этим правом я и воспользовался.
Размер налога на мою квартиру
У меня есть квартира в Иркутской области. Каждый год я исправно плачу налог на имущество физических лиц, который рассчитывают по инвентаризационной стоимости.
Р до 6600 Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Когда я изучил постановление КС, сначала решил проверить, могу ли претендовать на перерасчет налога на квартиру. Затем обратился в налоговую, чтобы вернуть переплату.
Вот что я для этого сделал:
Кадастровую стоимость недвижимости можно посмотреть в выписке из ЕГРН, если на руках есть свежий документ. Или онлайн на сайте Росреестра по адресу или кадастровому номеру — это бесплатно.
Кроме того, с 2020 года любой гражданин может посмотреть кадастровую стоимость недвижимости в личном кабинете на сайте ФНС в разделе «Имущество» и в уведомлении, которое присылает налоговая. Это быстро и бесплатно.
В личном кабинете также можно рассчитать налог на имущество и посмотреть формулу, которую для этого используют. В ней есть такие показатели:
Налоговая ставка в моей формуле 0,1%, потому что объект налогообложения — квартира.
Коэффициент периода владения отражает, сколько месяцев в году квартира принадлежала мне. В 2017 и 2018 годах их было по 12, поэтому коэффициент равен 1. Если бы я владел квартирой, например, всего два месяца в году, коэффициент составил бы 0,16.
Размер доли в праве собственности показывает, сколько у квартиры владельцев. В моей формуле размер доли 1, потому что я единственный собственник. Если бы существовал еще один владелец, размер доли был бы 0,5, если бы их было три — 0,3, и т. д.
Последнее значение в формуле нужно для учета льготы пенсионерам, инвалидам, Героям Советского Союза, участникам войн и т. д. Мне льготы не положены.
Также рассчитать налог на имущество можно в специальном калькуляторе на сайте ФНС. Он нужен на случай, если нет личного кабинета, где можно посмотреть формулу расчета налога на имущество.
Калькулятор — это форма, в которой необходимо заполнить пустые поля: год расчета налога, регион, кадастровый номер недвижимости и т. п. Весь процесс разбит на шаги, запутаться или ошибиться практически невозможно: система подсказывает варианты заполнения.
Чтобы понять, за какие годы можно пересчитать налог на имущество, необходимо определить, когда регион, где находится недвижимость, перешел на исчисление налога по кадастровой стоимости. Информацию о переходе можно посмотреть на сайте налоговой.
Сроки перехода регионов на расчет по кадастровой стоимостиXLSX, 23 КБ
Иркутская область перешла на расчет по кадастровой стоимости только с 1 января 2020 года.
Это значит, что при подаче заявления в 2020 году я могу претендовать на перерасчет за 2017, 2018 и 2019 годы. Если бы регион перешел на исчисление налога по кадастровой стоимости в 2019 году, а заявление я бы также подал в 2020 году, то перерасчет мне был бы положен только за 2017 и 2018 годы.
24 января 2020 года через личный кабинет налогоплательщика я подал заявление с просьбой сделать перерасчет налога за предыдущие годы. Обратиться в налоговую можно любым другим удобным способом: направить заявление по почте или прийти в инспекцию лично. Обращаться нужно в ИФНС по месту регистрации имущества.
Я отправил заявление в виде обращения в свободной форме. Для этого в личном кабинете перешел в раздел «Сообщения», затем нажал на ссылку «Обратиться в налоговый орган» и выбрал «Прочие ситуации». В открывшемся разделе выбрал «Нет подходящей жизненной ситуации».
В заявлении я использовал такую формулировку:
«Прошу пересчитать налог на имущество физических лиц по моему объекту налогообложения в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ № 10-П от 15.02.2019 г.».
Самое важное — сослаться на постановление Конституционного суда и указать его дату и номер. ФНС знает, за какие годы пересчитать налог.
Возможно, если не указать реквизиты постановления, в перерасчете налога могут отказать. Но это не лишает гражданина права еще раз обратиться в налоговую с аналогичным требованием.
На момент подачи заявления я уплатил налоги за 2017 и 2018 годы, а налог за 2019 год — еще нет: его нужно уплатить до 1 декабря 2020 года. Если бы я обратился в ФНС в 2019 году, мне бы также пересчитали налог за 2016 год.
Получается, что за 2015 и 2016 годы я заплатил больше, чем должен был. Если бы Конституционный суд принял постановление уже в 2015 году, то в пятилетний переходный период можно было бы уплатить налог по кадастровой стоимости и сэкономить. Но хорошо, что переплату можно вернуть хотя бы за предыдущие три года.
10 февраля 2020 года мне пришел ответ от налоговой: она скорректировала налог за квартиру за 2017—2018 годы.
В ответе также было указано, что мне придет новое уведомление, в котором налог за 2017—2018 годы рассчитают уже по кадастровой стоимости. Переплату за предыдущие два года можно было включить в счет уплаты налога за 2019 год. О том, что деньги можно вернуть на банковскую карту, в письме сказано не было.
14 февраля 2020 года я получил новое налоговое уведомление, о котором меня предупредили.
излишне уплаченный мной налог
Спустя месяц после подачи заявления, 14 февраля, в личном кабинете отразилась переплата — 9092 Р излишне уплаченного налога на имущество. На следующий день я подал в ИФНС заявление о возврате этой суммы.
Заявление на возврат переплаты можно подать в инспекции, заказным письмом или онлайн в личном кабинете налогоплательщика. Последний способ — самый удобный.
Для этого необходимо зайти в раздел «Жизненные ситуации» личного кабинета и нажать на ссылку «Распорядиться переплатой». Откроется простая и понятная форма для заполнения, в которой нужно указать данные банковского счета для возврата денег. Заявление сформируется автоматически.
Налоговая должна была вернуть излишне уплаченный налог в течение 30 дней, но этого не произошло.
17 апреля через личный кабинет я направил еще одно обращение в свободной форме с вопросом, когда ждать деньги.
28 апреля налоговая ответила, что решение вернуть мне излишне уплаченный налог приняли только 27 апреля. Деньги должны были поступить на мой счет в ближайшее время.
Вся эта история выпала на самый разгар пандемии коронавируса: президент объявил нерабочие дни, в Иркутской области ввели режим самоизоляции. Насколько мне известно, сотрудники моей ИФНС работали из дома, — возможно, именно с этим связана задержка возврата.
Что в итоге
Теперь я жду нового уведомления по налогу на имущество за 2019 год.
В конце 2019 года налоговая в Иркутской области сообщила, что, так как регион перешел на расчет по кадастровой стоимости только в 2020 году, налог на имущество за 2019 год посчитают по инвентаризационной. Применять кадастровую стоимость начнут только в 2021 году.
Мой налог за 2019 год в любом случае должен быть рассчитан по кадастровой стоимости. Надеюсь, в новом уведомлении не будет ошибок. Если же налог рассчитают по инвентаризационной стоимости, придется снова обращаться в соответствующую инстанцию. Если есть личный кабинет налогоплательщика, это несложно.
Запомнить
Использовал в том числе и Вашу статью, всё на днях завершилось удачно пересчётом, налоговая отвечает как ни странно быстро, спасибо за пошаговый опыт и все разъяснения!
Anton, отлично! Очень рад, что у вас все получилось и моя статья оказалась полезна!
Nina, надеюсь, у вас все получится! Поделитесь потом результатом!
Большое спасибо за подробное и понятное разъяснение алгоритма подачи заявления через ЛК. Вот если бы такие разъяснения были в путеводителе по сайту.
Евгения, рад, что статья оказалась вам полезна!
Добрый день. За квартиру налоговая пересчитала. А вот за дом площадью 33 кв м отказала в пересчете. Мотивируя тем, что после применения вычета 50 кв м площадь становится отрицательной, объект налогообложения по кадастровой стоимости не возникает. Соответственно не возникает предмет сравнения и определения во сколько раз сумма налога по И больше чем по К. Ссылаются на письмо СД-4-21/27192
Понимаю, что бред и отписка.
Как убедить налоговую. З
Анна, сложно дать оценку ситуации не видя документов, но в первом приближении кажется, что в вашем случае налоговая может ошибаться.