возврат с забалансового счета проводки

Оформляем продажу материальных ценностей, учтенных на забалансовом счете

Нередко организации продают инвентарь и хозяйственные принадлежности, которые ранее находились в эксплуатации. Как правило, это вызывает определенные трудности, поскольку такие активы чаще всего учтены за балансом, а в большинстве современных программ реализация товара с забалансовых счетов не предусмотрена. На практике бухгалтеры применяют ряд приемов, которые позволяют обойти сложности и правильно отразить продажу инвентаря. Мы изучили опыт участников нашего форума и обобщили его в данной статье.

Вводная часть

У большинства компаний есть активы, которые отвечают критериям основных средств, и стоимость которых не превышает 40 000 руб. за единицу. Это инструменты, спецодежда, различный инвентарь и проч.

Такие объекты чаще всего включают в состав материально-производственных запасов (МПЗ) на основании пункта 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В этом случае стоимость актива отражают по счету 10 «Материалы». Затем, после ввода в эксплуатацию, списывают на один из «затратных» счетов (например, на счет 26 или на счет 44).

Одновременно стоимость объекта отражают по дебету забалансового счета, предназначенного для учета инвентаря и хозяйственных принадлежностей в эксплуатации. Это нужно, чтобы контролировать сохранность актива, его передвижение между цехами, отделами и т д.

Как отразить реализацию актива

Может так случиться, что руководство компании примет решение продать МПЗ, находящиеся в эксплуатации. По факту реализации бухгалтеру следует списать стоимость актива в кредит забалансового счета. Кроме того, необходимо отразить доходы от продажи и расходы в виде начисленного НДС. С этой целью нужно создать проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91 субсчет «Доходы» — показана выручка от реализации актива;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Расходы» КРЕДИТ 68 — начислен НДС при реализации актива;
ДЕБЕТ 51 (либо 50) КРЕДИТ 62 — поступила выручка от покупателя

В налоговом учете также надо отразить доходы от реализации и показать их в декларации по налогу на прибыль.

Что касается расходов в виде закупочной стоимости проданного актива, то ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете их показывать не следует. Дело в том, что данные затраты уже были учтены в момент передачи в эксплуатацию, и повторное отражение приведет к искажению налогооблагаемой базы и финансового результата.

Нужно ли восстановить актив на балансе

На практике многие бухгалтеры не ограничиваются приведенными выше проводками. Они создают дополнительную операцию, суть которой — восстановить ранее списанные ценности на балансе.

Это делается из-за того, что в ряде бухгалтерских программ типовая операция по продаже «забалансового» имущества не предусмотрена. И чтобы провести такую реализацию, пришлось бы создавать проводки вручную, что крайне нежелательно. К тому же без типовой операции программа не может автоматически сформировать накладную на отгрузку, и данный документ приходится выписывать самостоятельно. Поэтому, чтобы «обмануть» программу, актив сначала вновь проводят по дебету счета 10, и только после этого оформляют продажу.

Однако восстанавливать актив по его фактической стоимости нельзя, так как это приведет к возникновению доходов и затрат, которых на самом деле нет. По этой причине объект повторно ставят на баланс не по реальной, а по символической стоимости — к примеру, равной 1 коп. При этом бухгалтер делает следующие проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91 субсчет «Доходы»
– 0,01 руб. — оприходован актив для реализации;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Расходы» КРЕДИТ 10
– 0,01 руб. — списана себестоимость актива

В итоге программа без проблем позволяет реализовать объект, который учтен на балансе наравне с другими материалами. При этом создаются все необходимые проводки и формируется печатная форма отгрузочной накладной.

Как решают проблему пользователи 1С Бухгалтерия 8

Компании, у которых установлена программа 1С Бухгалтерия 8, тоже пользуются приведенным выше приемом, а именно восстанавливают «забалансовый» актив на счете 10. Но сделать это они могут не со всеми активами, а лишь в отношении спецодежды и спецоснастки. Такие объекты возвращают на баланс при помощи документа «Возврат материалов из эксплуатации». Если же речь идет об инвентаре или хозяйственных принадлежностях, то для них возврат из эксплуатации не предусмотрен.

Не подходит и документ под названием «Оприходование товаров». Он создает хозяйственную операцию, содержание которой звучит как «оприходование излишков инвентаря». Такой вариант нельзя признать корректным, ведь излишки, как известно, появляются в результате инвентаризации, а она в данном случае не проводилась.

Единственный способ, который помогает решить проблему — это использование документа «Реализация товаров и услуг». При его создании в закладке «Счет учета» следует указать забалансовый счет, с которого нужно списать актив (как правило, это счет МЦ04). В закладке «Счет доходов» надо поставить счет 91.01. Тогда, посредством данного документа, в учете появится проводка, отражающая получение дохода в виде выручки за проданный объект. Одновременно объект будет списан в кредит забалансового счета.

Здесь необходимо учесть один важный нюанс. При продаже программа должна списать тот же самый актив, который ранее был передан в эксплуатацию. Чтобы этого добиться, при создании документа «Реализация товаров и услуг» бухгалтер должен в качестве второго субконто к счету МЦ04 указать документ передачи в эксплуатацию. Сделать это можно в режиме ручной корректировки. Обратите внимание: документы «Возврат материалов из эксплуатации» и «Оприходование товаров» создавать не надо.

Источник

«1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0): как продать материал с забалансового счета (+ видео)?

Видеоролик выполнен в программе «1С:Бухгалтерия 8» версия 3.0.73.50.

Активы со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации (но не более 40 000 руб. за единицу), могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (МПЗ). В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).

МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по их фактической себестоимости (п. 5, п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н). При вводе малоценного объекта в эксплуатацию его стоимость включается в расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

В налоговом учете имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью 100 000 руб. и менее амортизируемым не признается (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Стоимость такого имущества может быть включена в состав материальных затрат в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию. Организация также вправе списывать его стоимость в течение более чем одного отчетного периода, самостоятельно определив порядок такого списания (п. п. 1, 2 ст. 254 НК РФ).

Выручка от продажи малоценных активов является прочим доходом и признается на дату их передачи покупателю в сумме, согласованной сторонами в договоре купли-продажи (п. 7, 10.1, 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н). В налоговом учете выручка от продажи малоценного актива признается доходом организации от реализации прочего имущества (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ). Расходов в такой ситуации не возникнет, если стоимость имущества в полной сумме уже была ранее признана в составе материальных расходов при передаче его в эксплуатацию (п. 5 ст. 252 НК РФ).

В «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) для отражения продажи малоценного имущества следует использовать документ Реализация (акт, накладная) (раздел Продажи). В табличной части документа следует указать наименование объекта, его количество, стоимость и ставку НДС. В поле Счета учета следует перейти по ссылке и счет учета номенклатуры поменять на счет МЦ.04.

Обратите внимание, что при реализации прочего имущества статья прочих доходов и расходов должна иметь вид Реализация прочего имущества. Это необходимо для правильного отражения доходов и расходов от операции в декларации по налогу на прибыль. При проведении документа стоимость имущества списывается с забалансового счета.

При списании со счета МЦ.04 аналитика автоматически не заполняется. Поэтому в форме просмотра проводок следует установить флаг Ручная корректировка и дополнительно указать документ передачи материалов в эксплуатацию, и сотрудника – материально ответственное лицо.

Операции по реализации прочего имущества признаются объектом обложения по НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому на основании документа Реализация (акт, накладная) необходимо создать документ Счет-фактура выданный.

Источник

Формирование проводок по забалансовым счетам 17 и 18

возврат с забалансового счета проводки. возврат с забалансового счета проводки фото. картинка возврат с забалансового счета проводки. смотреть фото возврат с забалансового счета проводки. смотреть картинку возврат с забалансового счета проводки.

Важно! С 17.10.2020 вступили в силу изменения в Едином плане счетов и Инструкции № 157н. Часть новшеств надо внедрить до составления отчетности за 2020 год. Остальные поправки применяются с нового года, к чему также надо подготовиться. Разобраться с изменениями вам поможет Обзор от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в материал.

Забалансовые счета в государственных учреждениях

Единым планом счетов предусмотрено 30 забалансовых счетов (далее — з/с) под номерами от 1 до 27, а также 30, 31 и 40. Ко всем этим счетам применяется простая схема ведения учета, то есть приход отражается только по дебету, а расход — по кредиту, без корреспонденций.

Кроме того, для организации управленческого учета учреждения могут сами создавать дополнительные з/с.

Как ведут забалансовый учет коммерческие предприятия, узнайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Как делать проводки по счетам 17 и 18

В соответствии с правилами пп. 365, 367 Единого плана счетов з/с 17 и 18 открываются к основным счетам 020100000 и 021003000, а также 030406000 (только для денежных расчетов). Чтобы понять, как использовать з/с 17 и 18, необходимо изучить учет денежных средств (далее — ДС).

Применение счета 020100000

Счет 020100000 «Денежные средства учреждения» используется для записей по движению денежных средств. На примере кодировки, применяемой в бюджетных учреждениях (План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), рассмотрим, какие комбинации синтетических и аналитических кодов возможны для создания счетов по учету ДС.

Источник

Возврат товара ненадлежащего качества

Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Все поставленные в казенное учреждение материальные ценности должны проходить проверку качества. И если выявлен товар ненадлежащего качества, то его можно вернуть поставщику. Какие документы в этом случае необходимо оформить? Как отразить указанные операции в бюджетном учете? Подробности – далее.

Правовые основания для возврата некачественного товара

Заключение государственных (муниципальных) контрактов (договоров) на поставку товаров осуществляется казенными учреждениями (заказчиками) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ.

Согласно п. 2 ст. 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных (муниципальных) нужд применяются правила о договоре поставки, установленные ст. 506 – 522 ГК РФ.

Учреждение при принятии товаров от поставщика должно проверить их количество и качество в порядке, предусмотренном контрактом, и незамедлительно письменно уведомить поставщика о выявленных несоответствиях или недостатках товаров (п. 2 ст. 513 ГК РФ).

Для проверки соответствия поставленного товара условиям контракта заказчик самостоятельно либо с привлечением сторонних экспертов (экспертных организаций) должен провести экспертизу (ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе).

К сведению: Правительство РФ вправе определять случаи, когда экспертиза должна быть проведена исключительно сторонними экспертами (экспертными организациями) (ч. 4.1 ст. 94 Закона о контрактной системе).

Результат экспертизы можно оформить отдельным документом либо отразить в документе о приемке товара, который обязательно должен быть составлен.

Если недостатков не обнаружено, то документ о приемке товара подписывается заказчиком, а также членами приемочной комиссии (при ее создании). Если товары признаны некачественными, учреждение направляет поставщику мотивированный отказ от подписания такого документа в письменной форме в порядке и сроки, установленные контрактом (ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе).

Покупатель (получатель), которому были поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ. Исключением является случай, когда поставщик, получивший от заказчика уведомление о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит их товарами надлежащего качества (п. 1 ст. 518 ГК РФ).

Если выявленные недостатки являются несущественными, то заказчик имеет право потребовать от поставщика (п. 1 ст. 475 ГК РФ):

соразмерного уменьшения покупной цены;

безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Если же выявленные недостатки являются существенными (неустранимыми) (п. 2 ст. 475 ГК РФ), то заказчик может потребовать от поставщика:

возврата уплаченной за товар денежной суммы;

замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим контракту.

Учреждение вправе предъявить поставщику требование об отказе от исполнения контракта и возврате суммы, уплаченной за некачественный товар, в течение гарантийного срока или срока годности товара. Если сроки не установлены, подать требование можно в разумный срок, но не позднее двух лет со дня передачи товара. Более длительные сроки могут быть установлены законодательством или контрактом (ст. 18, п. 1 ст. 19 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1).

Возврат денег, уплаченных учреждением за некачественный товар, осуществляется в течение 10 дней с момента предъявления требования (ст. 22 Закона о защите прав потребителей).

Замена товара ненадлежащего качества на новый производится в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования. Когда необходима дополнительная проверка качества обмениваемого товара, продавец обязан заменить его в течение 20 дней (абз. 1 п. 1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей).

В случае обнаружения недостатков в технически сложном товаре учреждение может вернуть его продавцу, потребовать его замены или возврата уплаченной за него суммы только в течение 15 дней со дня передачи такого товара (п. 3 ст. 503 ГК РФ, абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей).

К сведению! Перечень технически-сложных товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924.

По истечении указанного срока эти требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

1) если нарушены установленные сроки устранения недостатков товара;

2) если невозможно использовать товар в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков;

3) если обнаружен существенный недостаток товара.

Документальное оформление возврата товара

Как говорилось выше, отказ в приемке товара ненадлежащего качества должен быть оформлен документально.

В силу положений Приказа Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, если при получении материалов (материальных ценностей) выявлено несоответствие сопроводительных документов отправителя (поставщика) фактическому количеству, качеству, ассортименту товаров, то составляется акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220).

Этот документ оформляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов совместно с ответственным лицом и представителем поставщика (представителя незаинтересованной организации) в двух экземплярах и служит основанием для предъявления претензии отправителю (поставщику).

После приемки товаров акт с приложением документов (транспортных накладных и других сопроводительных документов) передается по одному экземпляру:

в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей;

в соответствующее структурное подразделение для направления претензионного письма поставщику.

Возврат некачественного товара поставщику можно оформить одним их следующих документов:

актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);

накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205);

иным первичным документом, предусмотренным учетной политикой учреждения.

Для отражения указанной операции на счетах бюджетного учета формируется бухгалтерская справка (ф. 0504833).

Бюджетный учет операций по возврату товаров

Порядок отражения в бюджетном учете возврата поставщику товара ненадлежащего качества будет зависеть от того, принят он на баланс или нет.

Если товары не оприходованы.

В случае если недостатки товара выявлены при его приемке, то до момента возврата поставщику он может учитываться на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» (п. 335 Инструкции № 157н). Основание – акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220).

Некачественный (бракованный) товар не соответствует критериям признания его активом, поэтому его учет за балансом осуществляется в условной оценке «один объект – 1 руб.».

К сведению: в соответствии с п. 36 СГС «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета активом признается имущество, принадлежащее учреждению и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Возврат товара поставщику отражается в бюджетном учете записями по уменьшению забалансового счета 02.

Операции по движению товаров фиксируются в карточке учета материальных ценностей (ф. 0504043).

Казенное учреждение здравоохранения в рамках контракта, заключенного с поставщиком (коммерческой организацией), приобрело для своих работников респираторы в количестве 50 шт. на сумму 25 000 руб. (500 руб. за шт.).

При приемке товара был выявлен брак трех респираторов. На основании акта (ф. 0504220) они были приняты к забалансовому учету. Поставщику направлена претензия. Другие (пригодные для дальнейшего использования) респираторы учтены в составе материальных запасов (мягкого инвентаря).

Позднее бракованные респираторы были заменены поставщиком на новые и оприходованы в составе материалов.

Все респираторы (50 шт.) выданы в личное пользование работникам.

В бюджетном учете на основании Инструкции № 162н указанные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции*

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты на ответственное хранение бракованные респираторы (в адрес поставщика направлена претензия)
(3 шт. х 1 руб.)

Забалансовый счет 02

Приняты пригодные респираторы к учету в составе материальных запасов
(47 шт. x 500 руб.)

Отражен возврат бракованных респираторов поставщику

Забалансовый счет 02

Приняты к учету в составе материальных запасов респираторы, поступившие взамен бракованных
(3 шт. х 500 руб.)

Отражена выдача респираторов в личное пользование работникам

1 401 20 272
Забалансовый счет 27**

* В целях упрощения примера порядок отражения в учете расчетов с поставщиком не рассматривается.

** Учет респираторов на указанном счете организуется в целях обеспечения контроля за их сохранностью, целевым использованием и движением (п. 385 Инструкции № 157н).

Если товары приняты на балансовый учет.

Если факт поступления товаров ненадлежащего качества выявлен после принятия их к учету, то в соответствии с Инструкцией № 162н, письмами Минфина РФ от 17.01.2020 № 02-06-05/2072, от 12.10.2018 № 02-06-10/73415 оформляются следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списаны с балансового учета:

1 401 10 172
1 104 3х 411

– некачественные (бракованные) материальные запасы

Одновременно операция отражена на забалансовом счете 02 (для обеспечения сохранности товара до возврата поставщику)

Предъявлена претензия поставщику – отражена задолженность по компенсации затрат учреждения:

– в натуральной форме

Отражен возврат товара поставщику

Отражено поступление товара от поставщика взамен некачественного

1 101 3х 310
1 105 хх 34х

Отражено поступление денег за некачественный товар на лицевой счет учреждения (восстановление кассового расхода текущего года)

Скорректированы показатели принятых за счет ЛБО текущего года бюджетных и денежных обязательств на стоимость некачественного товара (способом «красное сторно»)*

* Данные операции отражаются в учете в случае возврата уплаченной за товар суммы в текущем году.

Казенное учреждение приобрело ноутбук стоимостью 45 000 руб. Он был принят к учету и введен в эксплуатацию. Через несколько дней ноутбук вышел из строя и был сдан поставщику (коммерческой организации) обратно. Поставщик заменил его на новый.

В бюджетном учете казенного учреждения оформлены следующие корреспонденции счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списан с балансового учета неисправный ноутбук

Одновременно отражено принятие ноутбука на забалансовый учет

Предъявлена претензия поставщику по замене несправного ноутбука на новый

Отражен возврат ноутбука поставщику

Отражено поступление ноутбука от поставщика взамен сломанного

Начислена 100%-я амортизация при вводе ноутбука в эксплуатацию

Пример 3.

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что поставщик вернул деньги за неисправный ноутбук, зачислив их на лицевой счет учреждения. Операции по покупке ноутбука, возврату его поставщику, а также получению денег за него совершены в одном году.

В учете казенного учреждения будут составлены следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списан с балансового учета неисправный ноутбук

Одновременно отражено принятие ноутбука на забалансовый учет

Предъявлена претензия поставщику по замене несправного ноутбука на новый

Отражен возврат ноутбука поставщику

Отражено поступление денег за некачественный товар на лицевой счет учреждения (восстановление кассового расхода текущего года)

Скорректированы показатели принятых за счет ЛБО текущего года бюджетных и денежных обязательств на стоимость неисправного ноутбука (способом «красное сторно»)

Итак, первое, что необходимо сделать в случае установления факта поставки товара ненадлежащего качества, – известить об этом поставщика путем направления ему претензии.

В зависимости от характера выявленных недостатков поставщик может устранить их, заменить товар или вернуть учреждению деньги.

Возврат некачественного товара поставщику должен быть оформлен соответствующим первичным учетным документом: актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) либо другим документом, утвержденным в учетной политике учреждения.

Порядок отражения в бюджетном учете возврата соответствующего товара будет зависеть от того, принят он на баланс или нет. В случае если недостатки товара выявлены при его приемке, то до момента возврата поставщику товар может учитываться на забалансовом счете 02. Если факт поступления некачественных товаров выявлен после их принятия к учету, то они изымаются из оборота (списываются с баланса), поскольку не соответствуют критериям признания их активами. Одновременно их стоимость отражается на забалансовом счете 02.

Задолженность поставщика в сумме требований учреждения по замене некачественного товара, возврату уплаченных за товар денег отражается на счете 1 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *