возврат стоимости услуги по закону о защите прав потребителей
Как вернуть деньги за неоказанные услуги
Как вернуть деньги за неоказанную услугу:
Общий порядок возврата
Необходимость сделать возврат предоплаты за неоказанные услуги возникает в следующих случаях:
В обоих случаях заказчик обязан оплатить фактически понесенные затраты, если таковые были. Разницу между предоплатой и величиной фактически понесенных затрат заказчик вправе вернуть. Если никаких затрат не было, предоплата возвращается целиком: возврат денег по договору оказания услуг в таком случае — это обязанность исполнителя. Если в договоре сторон имеется пункт, в соответствии с которым в таких ситуациях предоплата не возвращается, он ничтожен, потому что противоречит законодательству.
Общий порядок возврата предполагает составление и направление исполнителю официальной претензии, в которой заказчик требует вернуть ему деньги, ссылаясь на правила, установленные договором сторон и действующим законодательством.
Если возврат необходим из-за того, что нарушен срок, следует сослаться на пункт договора, в котором стороны закрепили срок выполнения обязанностей исполнителем, и п. 1 ст. 28 ЗОЗПП.
Если заказчик отказывается от услуги до ее оказания, следует сослаться на ст. 782 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 ЗОЗПП, дополнительно мотивировать отказ необязательно.
Претензия составляется письменно, подписывается заказчиком. Передать претензию следует так, чтобы была возможность подтвердить ее получение исполнителем:
Какие нужны документы
Чтобы получить деньги, достаточно только претензии, предоставлять какие-либо дополнительные бумаги, например копию договора или платежные документы, подтверждающие факт перечисления предоплаты, необязательно — эти бумаги и информация и без того имеются у исполнителя.
В то же время если услуга не оказана, как вернуть деньги и не потратить несколько месяцев на разбирательства? Разумно приложить к претензии копии документов, подтверждающих позицию заказчика, в частности документа, подтверждающего, что предоплата перечислена. При этом направлять оригиналы не стоит — ограничьтесь копией.
В какие сроки обращаться
В зависимости от причины обращения его сроки следующие:
Закон о защите прав потребителей в ст. 31 регламентирует сроки возврата денежных средств за неоказанные услуги — 10 дней с момента предъявления соответствующего требования, то есть предъявления претензии.
Что делать, если вам отказываются вернуть деньги добровольно
Если исполнитель отказался возвращать деньги или проигнорировал направленный ему отказ от услуги и возврат денежных средств, заказчику следует прибегнуть к помощи контролирующих органов, в первую очередь — Роспотребнадзора.
В Роспотребнадзор следует направить жалобу, в которой подробно изложить обстоятельства дела:
К жалобе следует приложить копию договора, платежных документов, подтверждающих перечисление предоплаты, и копию претензии, направленной ему вместе с документом, подтверждающим, что исполнитель ее получил.
Роспотребнадзор обязан провести проверку по факту жалобы.
Если и это не поможет, чтобы вернуть деньги, следует обратиться в прокуратуру или суд, жалуясь уже не только на незаконный отказ от возврата денег, но и на бездействие Роспотребнадзора, не обработавшего надлежащим образом жалобу.
Претензии по некачественным услугам и работам
Клиенты могут пожаловаться на качество работ и услуг. Обязанности исполнителя на этот случай прописаны в Законе о правах потребителей. Точное исполнение закона — главная защита предпринимателей от потери денег и злоупотреблений со стороны заказчиков.
Мы рассказываем, как действовать предпринимателям, чтобы не заплатить пени, моральный вред и штраф.
Речь пойдёт только об услугах и работах. Как принять от потребителя некачественный товар, мы писали в другой статье
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Кого защищает закон о правах потребителей
Потребители — это люди, которые заказывают платные услуги и работы для себя лично, семьи или в подарок другому человеку. Их и защищает закон. Родители нанимают аниматоров на детский праздник — они потребители.
У потребителей повышенная защита на случай просрочек и плохого качества сервиса по сравнению с услугами для предпринимателей и юрлиц. Ещё потребители вправе отказаться от договора в любой момент, оплатив исполнителю его фактические расходы по ст. 32 Закона.
Заказчики услуг и работ для бизнеса — не потребители. Фирма оплатила корпоратив для сотрудников — повышенной ответственности исполнителя нет.
Люди, которые пользуются бесплатными услугами — не потребители. ТСЖ организовало бесплатный праздник во дворе для жильцов — правила для потребителей не работают.
Что такое недостаток в услуге и работе
Работа — это действие исполнителя с материальным результатом для потребителя. Услуга — действие с конкретной целью для потребителя, но без материального результата. Ремонт — работа, стрижка — услуга.
Недостаток — это когда работа или услуга:
— не соответствует цели использования, условиям договора с потребителем или ГОСТу и другим подобным требованиям — ст. 4 Закона;
— небезопасна для людей и имущества — ст. 7 Закона;
— оказана не в срок — ст. 27 Закона;
— оказана без информирования заказчика о потребительских свойствах, из-за чего пострадало качество — ст. 10 и 12 Закона.
Пример недостатка: до оказания услуги исполнитель не предоставил заказчику исчерпывающую информацию о путёвке
Семья купила тур во Вьетнам. По прилёту оказалось, что рядом с отелем шумная стройка, отдыхать некомфортно. Туроператор не предупреждал о стройке ни в памятках для туристов, ни на официальном сайте. Такую услугу суд признал некачественной — дело № 33-15553/2016.
Пример недостатка: услуга небезопасна
Женщина сдала в химчистку норковую шубу. При получении увидела, что меховая ткань порвалась в некоторых местах. Организовали экспертизу, и выяснили, что ткань истончилась из-за воздействия химических растворов во время чистки. Такая услуга небезопасна для имущества потребителя — дело № 33-11921/2019.
Существенный недостаток — когда услугу или результат работы нельзя исправить, или можно, но это дорого либо бессмысленно для заказчика.
Пример существенного недостатка: результат работ не соответствует цели использования и строительным правилам
Мужчина заказал в фирме монтаж межкомнатных дверей в частном доме. После установки дверное полотно перекосило, появились щели и двери стали заклинивать — закрывать невозможно. Экспертиза показала, что работы не соответствуют требованиям нормативно-строительной документации и общепринятым способам монтажа дверей в деревянных домах — дело № 33-21381/2018.
Права потребителя при просрочке
Предъявить требование
Когда исполнитель оказал услуги или провёл работы с нарушением начального или конечного срока по договору, заказчик предъявляет требование из ст. 28 Закона:
— назначить новый срок, записать его в договор и довести дело до конца;
— отдать заказ другому исполнителю или доделать самостоятельно и потребовать компенсации расходов;
— сделать скидку на заказ;
— отказаться от заказа и вернуть оплату.
Когда заказчик отказывается от договора и не принимает результат, исполнителю не возмещаются затраты, работа не оплачивается. Но если результат принят несмотря на просрочку, потребитель оплачивает его.
Например, заказчик забрал плащ, который починили позже срока. Он должен оплатить услуги швеи. Если бы не забрал — платить было бы необязательно.
Требование выбирает потребитель, а не исполнитель. Ограничить выбор в договоре нельзя — ст. 16 Закона.
Просить возмещения убытков
Вместе с требованием потребитель вправе просить компенсации убытков.
Посчитать пени
За нарушение срока исполнитель платит пени в размере 3 % от цены заказа или этапа работы за каждый день просрочки. Это правило действует, даже при нарушении вновь установленных сроков. Общая сумма пени не может быть больше самой цены заказа или этапа — ст. 28 Закона.
Когда ответственности нет
С исполнителя снимается вся ответственность, если он докажет, что в просрочке виноват сам заказчик или случился форс-мажор — ст. 28 Закона.
Права потребителя при недостатке в услуге и работе
Предъявить требование
Если услуга оказана некачественно или в изготовленной вещи найден дефект, заказчик может предъявить требования из ст. 29 Закона:
— бесплатно устранить недостаток;
— сделать скидку на заказ;
— бесплатно повторить работу или услугу с возвратом бракованной вещи исполнителю;
— отдать заказ другому исполнителю или устранить недостаток самостоятельно и потребовать возмещения расходов;
— отказаться от заказа и вернуть оплату — если недостаток существенный или не устранён в оговорённый срок.
Требование выбирает потребитель, а не исполнитель. Нельзя запрещать договором что-то из этого перечня — ст. 16 Закона.
По видимым недостаткам заказчик предъявляет претензию во время приёмки работы или даже в ходе выполнения. По скрытым — в пределах гарантийного срока. Без гарантии — в разумный срок в пределах двух лет, и пяти — когда результат работ это недвижимость.
Чтобы установить наличие недостатка в работе и его причину, проводят экспертизу. Пока действует гарантия, за экспертизу платит исполнитель. Заказчик возмещает оплату, если окажется, что дефект работы возник по его вине. Без гарантии, наоборот: платит заказчик, исполнитель возмещает, если причина было в неправильном производстве работ.
Просить возмещения убытков
Потребитель вправе просить возмещения своих убытков, которые появились из-за плохого качества услуги или работы.
Посчитать пени
За нарушение конечного срока из-за устранения недостатков или повторения работы исполнитель платит потребителю пени в размере 3 % от цены заказа или этапа работы. Пени нельзя насчитать больше цены заказа или его этапа.
Как устранить недостаток
Исполнитель устраняет дефекты в срок по договорённости с заказчиком. Срок записывают в соглашение об устранении недостатков или потребитель указывает его в заявлении о недостатках — ст. 30 Закона.
Как повторить услугу или изготовить новую вещь
А вот бесплатно повторить услугу или заново изготовить вещь вместо бракованной исполнитель должен в срок, который изначально писали в договоре.
Если срок по договору подряда на пошив платья был пять дней, то новое платье вместо бракованного надо сшить тоже за пять дней.
Бракованную вещи исполнитель забирает у заказчика — ст. 31 Закона.
Как уменьшить цену
Исполнитель и заказчик договариваются о размере скидки на оплату некачественной работы или услуги. Обычно скидку дают в размере расходов на ремонт или из общей стоимости вычитают стоимость бракованного этапа.
Срок возврата денег — десять дней с момента претензии потребителя — ст. 31 Закона.
Как возместить расходы на ремонт или оплату услуг у другого исполнителя
Заказчик пишет заявление о возмещении расходов на ремонт или услуги. К заявлению прикладывает договор с исполнителем и чек. Исполнитель возвращает деньги в течение десяти дней — ст. 31 Закона.
Как вернуть деньги
Заказчик пишет заявление об отказе от договора и возврате оплаты. Исполнитель возвращает деньги в течение десяти дней — ст. 31 Закона.
Если заказчик оплачивал работу в кредит, исполнитель возвращает уплаченную сумму с процентами. Если заказчик для оплаты сам оформил потребкредит в банке, исполнитель возвращает основную сумму, проценты и все остальные платежи банку — ст. 24, ст. 29 Закона.
Что будет, если ущемить права потребителя
Когда работы выполнены с просрочкой или результат оказался некачественным, важно удовлетворить все требования потребителя. Например, отремонтировать товар и возместить убытки. Или повторить услугу и заплатить пени за просрочку.
Иначе потребитель вправе пожаловаться в Роспотребнадзор и обратиться за выплатами в суд.
Штраф от Роспотребнадзора
Заказчик может пожаловаться в Роспотребнадзор, и к исполнителю придут с проверкой.
За оказание некачественных услуг населению оштрафуют по ст. 14.4 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей — от 10 000 до 20 000 рублей, для организаций — от 20 000 до 30 000 рублей.
За отсутствие полной информации об услуге и нарушение других прав потребителей штрафуют по ст. 14.8 КоАП РФ. Для фирмы штраф от 5 000 до 20 000 рублей.
Иск в суд от заказчика
Если заказчик хорошо знает свои права, а исполнитель не удовлетворил их, он обратится в суд. Настойчивый потребитель может судиться даже за пени или убытки, когда основное требование удовлетворили. Поэтому исполнителю выгоднее следить за соблюдением сроков и попытаться договориться о компенсации убытков или бесплатном повторении услуги, чем довести дело до иска.
По решению суда в пользу потребителя исполнителю придётся заплатить:
— основной долг по цене на день вынесения решения, то есть, возможно, больше изначальной цены;
— пени за просрочку 3 % цены заказа;
— моральный вред по ст. 15 Закона;
— расходы потребителя на экспертизу и юристов;
— штраф в размере половины присужденной суммы по ст. 13 Закона.
Пример: фирма заплатила потребителю в два с раза больше, чем просил заказчик до суда
Мужчина заказал в фирме дезинфекцию от насекомых в своей квартире, заплатил 2500 рублей. Пришли рабочие и обработали стены дезсредствами. Через два месяца обои и плинтус в комнатах почернели. Мужчина позвал экспертов. Эксперты установили, что потемнения появились из-за дезсредств, стоимость ремонта составляет 37 898 рублей. Мужчина потребовал от фирмы эти деньги, как убытки. Фирма отказала, тогда мужчина обратился в суд и выиграл.
Суд взыскал с фирмы:
— 2 500 рублей оплаты — за некачественную услугу можно не платить;
— 37 898 рублей убытков — процесс оказание услуги был небезопасен;
— 1 125 рублей пени — за нарушение срока в десять дней для компенсации убытков;
— 1000 рублей — моральный вред;
— 5000 рублей — за оплату экспертизы;
— 1700 рублей — за оплату доверенности на юриста в суд;
— 20699 рублей — штраф за отказ оплатить ремонт в квартире без суда;
— 1475 рублей — госпошлину.
Теперь фирма заплатит 71 397 рублей вместо 37 898 рублей.
Как избежать споров с потребителями
Мы рассказали, как действовать, если потребитель уже заявил требования по срокам и качеству сервиса. Но предпринимателю лучше заранее обезопасить себя от споров с клиентами:
Статья актуальна на 28.01.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Что будет, если игнорировать юриста
История одного бизнес-тренера
Мы уже не раз писали, что работать надо законно, а заключать договоры необходимо.
В этой статье расскажу, что может случиться, если отмахнуться от предложений юриста и заблокировать его в социальных сетях. Спойлер: суды и расходы.
История одной услуги
В мае 2018 года ко мне пришла девушка Люба с просьбой вернуть деньги. Она вместе со своей знакомой планировала заниматься бизнесом, но четкого понимания, какой продукт будет востребован на рынке, не было. Вдвоем они пытались придумать интересные товары для детей, тестировали их продажи в Инстаграме, но дело не шло.
Чтобы разобраться с бизнесом, Люба нашла в одном бизнес-сообществе в Фейсбуке Александра. Он позиционировал себя как профессионала по созданию привлекательного для покупателя продукта, специалиста по упаковке бизнеса. В мессенджере Фейсбука он предложил девушке свои услуги.
По закону предложение что-то купить или оказать услуги — не важно, в мессенджере, по телефону или на сайте — в случае судебного разбирательства, скорее всего, будет признано офертой. То есть предложением заключить договор на определенных условиях.
Согласие с офертой, или акцепт — это действия клиента: оплата, заявка, регистрация на сайте или даже сообщение в мессенджере «Да, мне подходит».
В момент получения денег переписка превращается в договор возмездного оказания услуг со всеми вытекающими последствиями. Александр становится исполнителем и обязан оказать услугу, а Люба — заказчиком и имеет право требовать услугу или отказаться от нее.
ст. 779 ГК РФ — договор возмездного оказания услуг
Девушка согласилась на условия Александра и заплатила 70 тысяч рублей. Важно, что Люба перевела деньги не ему лично, а на карту какой-то женщине, которую Александр назвал своим бухгалтером. Возможно, «бухгалтер», получившая деньги, ни о чем не знала и сделала Александру одолжение. Но именно она впоследствии станет одним из главных действующих лиц истории.
Что делать, если на карту упали чужие деньги
ст. 1102 ГК РФ — обязанность возвратить неосновательное обогащение
Женщина, которой Люба перевела деньги, обратно их не вернула.
У Любы и Александра договоренность была такая. Специалист по упаковке бизнеса придумывает бизнес-идею, учит продавать через социальные сети и доводит бизнес до реальных продаж. С первой частью проблем не возникло: Александр действительно придумал идею, на первый взгляд даже неплохую, — детский конверт для сна. Но когда дело дошло до обучения, после нескольких скайп-коллов Александр сообщил Любе, что ее невозможно ничему научить и она все делает не так. Обучение остановилось, до продаж дело не дошло.
В это же время у Любы возникли разногласия с ее знакомой и она решила этот проект не продолжать. Девушка высказала Александру претензии по поводу неслучившегося обучения и отсутствия продаж, а он заблокировал ее в соцсетях и отключил телефон.
Люба обратилась к юристу — так она стала моей клиенткой.
В любой ситуации сначала лучше попробовать решить конфликт мирно. Суды не бывают быстрыми и всегда энергозатратны. В моей практике были случаи, когда благодаря переговорам удавалось избежать судебных разбирательств и находилось решение, которое устраивало обе стороны.
Поскольку ситуация моей клиентки усложнялась разногласиями с несостоявшимся бизнес-партнером, я сначала написала Александру в Фейсбуке, а потом мы с ним созвонились. Я предложила ему честное, на мой взгляд, решение — составить и подписать договор между ним и Любой. Договор должен был зафиксировать их отношения, и мы смогли бы определить стоимость той части услуги, которую он все-таки оказал.
Как это обычно бывает, Александр сообщил мне, что ничего подписывать не будет и не станет возвращать деньги. Уйдя советоваться с другими юристами, он пропал из эфира и на всякий случай заблокировал меня в соцсетях и по телефону.
Как делать не надо. Когда спор идет о понятиях мироздания, отправить в бан неприятного человека бывает разумным решением. Но когда дело касается договоренностей и денег, у таких действий могут быть последствия. Например, суд, как у незадачливого бизнесмена Александра.
Как лучше. Если в личку пришел клиент или юрист с требованиями и претензиями, стоит провести переговоры и посоветоваться со своим юристом, которому вы доверяете. Блокировать точно не надо. Вместо этого стоит попросить официальную претензию в подписанном и отсканированном виде.
Своим исчезновением Александр не оставил выбора, кроме как писать официальную претензию. По моему опыту претензию отправляют в самом крайнем случае, когда клиенты уже готовы не просто писать сообщения с требованиями, а полны решимости судиться до последнего.
Претензия — это попытка решить конфликт до суда. В некоторых ситуациях она обязательна. Например, при споре предпринимателей по договору сторона обязана направить претензию до подачи искового заявления в суд. А при корпоративных спорах необходимости в претензии нет.
п. 5 ст. 4 АПК РФ — право на обращение в суд
В конфликтах с физическими лицами я предпочитаю всегда направлять требование или претензию до подачи иска в суд. Это честно, серьезно и дает стороне время все обдумать, взвесить свои шансы. Бывают случаи, когда претензии оказывается достаточно и требования удовлетворяют без суда.
абз. 7 ст. 132 ГПК РФ — документы, прилагаемые к иску
Предварительно мы отправили на адрес электронной почты Александра требование о возврате денег. Письмо осталось без ответа. Но специалист по бизнес-идеям не упустил шанса оставить некорректные комментарии в адрес моей клиентки в сообществе в Фейсбуке.
Претензия «бухгалтеру». Отправлять по почте официальную претензию самому Александру не имело смысла, потому что деньги моя клиентка перевела на счет его «бухгалтера». И с юридической точки зрения именно она оказалась другой стороной в конфликте. Для претензии надо было выяснить ее данные.
Благодаря банковской выписке по счету стали известны фамилия, имя и отчество женщины, которой Люба перевела деньги. Когда перевод делается по номеру карты или телефона, онлайн-банк дает информацию только об имени и отчестве, оставляя от фамилии первую букву. Чтобы узнать ФИО целиком, надо сделать запрос в банк на получение бумажной выписки по счету.
Зная имя женщины, которая получила деньги от Любы, мои помощники через открытые интернет-ресурсы выяснили, что за время истории «бухгалтер» зарегистрировала себя в качестве индивидуального предпринимателя.
Через регистрирующую налоговую Любе удалось узнать почтовый адрес женщины. Так можно, если физическое лицо зарегистрировано как ИП. Для этого надо составить специальный запрос и уплатить госпошлину.
Люба и Александр не подписали классический бумажный договор с условием направить претензию: отправлять ее было необязательно. Но поскольку «бухгалтер» могла не знать о произошедшем, претензию мы все-таки решили направить.
Моя клиентка направила на адрес «бухгалтера» Александра заказным письмом претензию с требованием вернуть 70 тысяч рублей, которые она оплатила. Дополнительно она потребовала 34 тысячи рублей — проценты за пользование чужими деньгами и затраты на юридическую помощь. В тексте претензии Люба сразу указала реквизиты для перевода денег.
Спустя месяц от Александра пришло письмо о том, что он готов перечислить деньги в полном объеме, а именно 104 тысячи рублей. Спустя час Люба получила второе письмо, где он согласился только на 70 тысяч, которые сразу же пришли ей на карту.
Как делать не надо. Бывают ситуации, когда вернуть деньги проще, чем пытаться что-то объяснить. Но так не работает с бизнесом и договорами. Если приходится возвращать деньги, делать это надо в рамках закона.
Как лучше. В случае Александра просто делать возврат не стоило. Лучше было выйти на переговоры и заключить соглашение о возврате денежных средств и отсутствии у сторон претензий друг к другу.
У Любы был выбор: остановиться на достигнутом или дальше добиваться оплаты своих расходов на юриста. Она была готова завершить дело, но Александр в очередной раз нелестно высказался о ней и ситуации в целом в социальных сетях, после чего Люба приняла решение идти до конца.
Выбор суда. Первым делом мы решили, куда подавать исковое. Получательница денег жила в Московской области, а моя клиентка — в Санкт-Петербурге. По общему правилу исковое заявление подается в суд по месту жительства ответчика. Ехать судиться в Московскую область было дорого, и я подготовила документы для подачи в районный суд там, где живет Люба. Единственным основанием для такого выбора суда был закон о защите прав потребителей.
ст. 28 ГПК РФ — предъявление иска по месту жительства ответчика
Закон дает потребителю право выбирать, в какой суд обращаться: по месту нахождения организации, по своему месту жительства или регистрации, по месту заключения или исполнения договора.
п. 2 ст. 17 ЗоЗПП — судебная защита прав потребителей
Александр пообещал придумать идею и научить продавать. А любое обучение чему-то за деньги — это платная образовательная услуга, на которую распространяется закон о защите прав потребителей. Так я и написала в исковом заявлении, тем самым обосновав выбор суда.
Выбор ответчика. С юридической точки зрения Александр стал представителем индивидуальной предпринимательницы, на чьи реквизиты Люба отправила деньги. И именно она стала стороной отношений, а потом конфликта и ответчицей по иску. Хотя фактически в данной истории никак не участвовала.
Александр в исковом заявлении фигурировал только как лицо, проводившее переговоры и обучение моей клиентки. Как третье лицо и соответчика мы его не привлекали.
Госпошлина. По закону о защите прав потребителей потребители не платят пошлину при обращении в суд за защитой.
п. 3 ст. 17 ЗоЗПП — судебная защита прав потребителей
Требования иска я обосновала так.
Договор есть договор. Договорившись в мессенджерах и по телефону о конкретных услугах — создании идеи, обучении, продажах, Люба и Александр заключили договор оказания услуг. Моя клиентка договоренность соблюла — оплатила услуги авансом в размере 100%. Но поскольку Люба перевела деньги третьему лицу, знакомой Александра, то и стороной по этому договору стала она. Александр выступил только представителем индивидуальной предпринимательницы.
Нарушать договор нельзя. Переписка в мессенджерах и по электронной почте подтверждала, что исполнитель нарушил условия договора: не довел обучение до конца, тестирование продаж не начал.
Вернув Любе деньги, исполнитель подтвердил, что договор был и он не оказал услуги как надо.
Закон защищает потребителя. Закон о защите прав потребителей обязывает выполнять требования потребителя, если услуга оказана ненадлежащим образом или не оказана вовсе. Исполнитель обязан компенсировать моральный вред и возместить потребителю убытки, которые возникли по вине исполнителя.
Исковое заявление я подала в районный суд по месту проживания Любы, и через месяц пришла информация, что иск принят к рассмотрению и назначено предварительное заседание.
За две недели до предварительного заседания Александр решил исключить мой номер из черного списка и позвонил. Он попросил меня прислать ему фотографии искового заявления с приложениями, потому что ехать в Санкт-Петербург ему было накладно. Поскольку закон не обязывает меня это делать, я предложила ему ознакомиться с документами в суде лично.
Судебный процесс начинается с предварительного заседания. Его цель — определиться с основными обстоятельствами дела, имеющимися у истца доказательствами, проверить соблюдение сроков. На предварительном заседании судья не выносит никакого решения.
ст. 152 ГПК РФ — предварительное судебное заседание
Если судья посчитает дело достаточно подготовленным, оно переходит в стадию судебного разбирательства.
ст. 153 ГПК РФ — назначение дела к разбирательству
На предварительном судебном заседании со стороны ответчицы никто не присутствовал. На основное заседание, которое стало единственным, Александр приехал как представитель ответчицы по доверенности и предъявил суду письменный отзыв на наш иск.
Возражения в отзыве свелись к тому, что возникшие между сторонами спора отношения — это отношения двух предпринимателей, поэтому дело должно рассматриваться арбитражным, а не районным судом. Но судья эти доводы не принял, поскольку, несмотря на то что у Любы какое-то время был статус ИП, в отношения с Александром и его «бухгалтером» она вступила как обычный потребитель. А по закону арбитражные суды рассматривают дела, которые связаны с предпринимательской деятельностью обеих сторон спора.
п. 1 ст. 27 АПК РФ — подведомственность дел арбитражному суду
Как делать не надо. Если неожиданно стало известно, что в суд подано исковое заявление, не надо игнорировать этот факт. Судья вполне может, не вникая в подробности, вынести решение в пользу истца, даже если он не совсем прав.
Как лучше. Обязательно явиться в суд и ходатайствовать об отложении рассмотрения дела, чтобы выиграть время. Пауза нужна для того, чтобы найти юриста или как минимум ознакомиться с материалами дела и решить, что делать дальше.
Судья в одно заседание рассмотрел дело и вынес решение удовлетворить требования частично. Частичность выразилась в уменьшении всех требований, кроме расходов на нотариальное заверение переписки между моей клиенткой и Александром.
взыскал суд в пользу моей клиентки
Суд посчитал, что предложение ответчицы-«бухгалтера» оказать услуги за деньги, несмотря на то что оно было сделано Александром, а не ею лично, является офертой. А перевод моей клиенткой денег на карту ответчицы — акцептом.
Переписка между моей клиенткой и Александром, а также отзыв ответчицы стали подтверждением того, что между ними был заключен договор оказания услуг. А возврат денег моей клиентке стал дополнительным подтверждением договорных отношений.
Несмотря на то что в момент оказания услуги ответчица не была ИП, судья применил закон о защите прав потребителей.
То есть тем фактом, что деньги Любе вернули, ответчица подтвердила все ключевые моменты моего искового заявления. И то, что между ними существовал договор оказания услуг, и то, что услуга была оказана ненадлежащим образом. Суд с этим согласился.
Моей клиентке важно было выиграть суд с точки зрения принципа, поэтому оспаривать решение в апелляцию мы не пошли.
Запомнить
Как же у меня бомбит с того, что судьи самостоятельно снижают неустойки и расходы на юристов. Я уверен, что ни 333, никакое другое ходатайство ответчиком подано не было. Хотя это прямое нарушение постановления ВС. То есть просто судья подумала, что много хотите, а она тут за 80к в месяц сидит и слушает вас. Терпеть не могу это.
Philipp, в выложенных скринах решения суда 333 статья не упоминается, а сказано, что истица сама уменьшила неустойку (зачем-то). А вот зачем?
Ведь судья даже признал применимость ЗоЗПП при данном обучении конкретному бизнесу в ходе бизнес-партнерства на конкретном проекте (что нонсенс, но играет в пользу истице).
Alex, вот да, мне прямо интересно: в законе указано, что потребитель тот, кто использует товары и услуги для личного некоммерческого использования. Бизнес-тренинг предполагает коммерческое использование полученных знаний. Странно
Кирилл, ну и что? Услугу она все равно получила как потребитель, она могла в дальнейшем нигде это не использовать или передать кому-то другому эту информацию за так. Просто сам факт обучения чему-то вообще ничего не значит и не предполагает.
Philipp, жиза! Одно из самых непонятных.
Правильно, мочить инфоциган и бизнес гуру с их никчёмными услугами по закону.
Dmitry, к сожалению, это страна ошиблась в своем пути(
Бизнес-гуру, которому накладно ехать в Питер)))
Я так понимаю тут всё же не обошлось без доли везения. Горе мамкин бизнес коуч даже ж. буйками не обставил. Не думал, что на такого принципиального «ученика» нарвётся. А мог бы перевод на эл. кошелёк принять, левую карту/биткоин и пр. Потом ходи ищи, кому деньги заплатил.
Самое интересное, что таких жуликов 99%, а народ ведётся и несёт и несёт им деньги.
Илья, ага, «доистерила», что за сексизм, ее обокрали, можно сказать, она ещё и виновата? «Суши сухари» пацанчик то с понятиями, возможно и недавно вышел))
Не спорю, что клиент мог попасться реально тугой. Но по честному тогда, верни часть суммы. Раз ты его не доучил, даже по той причине, что клиент туп, ты же и свое время сэкономил. Возьми деньги за потраченное время(то есть за часть курса) а остальное верни. Здесь как раз тот случай, когда можно говорить, что есть справедливость в этой стране. Не захотел по хорошему, вернул в полтора раза больше
можно ли взыскать с директора фирмы? Почему в суд я подаю на мифические буквы названия фирмы?
What, за этим фирма и создаётся, чтобы в случае чего учредитель не отвечал всем своим имуществом по долгам фирмы. Потому и называется «общество с ограниченной ответственностью»
What, почитайте про солидарную ответственность
Самое интересное удалось ли взыскать присуждённые с ответчика.
Руслан, кстати да. Юрист то своё получил и выиграл дело. А что с истцом?
What, она всё получила)
Если бы ИП занял позицию, что он не в курсе кто такой Александр, то в суде можно было бы взыскать только неосновательное обогащение. В итоге глупые и непродуманные действия ответчика привели к тому, что иск рассматривался по закону о защите прав потребителей.
Надежда, поддерживаю мнение, что внезапно пришедшие деньги возвращать самостоятельно нельзя. Пусть отправитель через банк сам решает этот вопрос.
Base, я уже спросила, а что было бы, если б дали карту не Сбербанка (допустим, как-то усмотрели там в выписке еще и фамилию), а неименную какого-то регионального. Не отвечают.
Очень интересная и поучительная история, спасибо автору!
Понравилось как описано решение суда: четко, живо и понятно. И даже без лишнего канцелярита и цитирования статей закона.
Но я бы на месте ответчика пошел в апелляцию, есть ощущение, что тут есть за что побороться.
Всем привет! Да, моя клиентка получила деньги, которые мы взыскали. Полностью 🙂
Спасибо всем за комментарии и вопросы!
Алёна, как говорится «кулстори бро, пиши еще!»
обожаю такие истории, ждем новых)
Теперь я жалею только об упущенных возможностях через суд выбить хорошие деньги с недобросовестных предпринимателей. Хорошо, когда есть хорошей юрист.
История поучительная, но странно от юриста слышать предложение заключить договор где будет прописано, что идея принадлежит какому-либо лицу. В ст. 1259 ГК ясно указано, что идеи не охраняются.
А получение услуги по обучению бизнесу таки связано с осуществлением предпринимательской деятельности )
Alex, любая образовательная услуга попадает под действие Закона о защите прав потребителей. Есть нюансы, но не в этой ситуации
А юрист (автор) готова была вернуть бо́льшую часть аванса клиентке в случае отсутствия суда после добровольной выплаты должника?
Ведь трудозатраты без искового и без суда у юриста ниже.
И сколько именно, если не секрет?
Или у клиентки не оставалось другого выхода, как требовать эти деньги только с должника, подав на него в суд?
Alex, можно же в договоре написать одну стоимость юруслуг, а взять другую. В районных судах обычно принципиально не взыскивают полную стоимость услуг, поэтому по документам можно и «накинуть», чтобы клиент получил больше.
Сразу оговорюсь, что в нашей коллегии адвокатов последующей налоговой отчётностью занимался бухгалтер, и я не знаю, как она всё это оформляла))))
Александр, адвокатский запрос, вероятно.
Как говориться, выиграть суд это еще не победа. Победа будет, когда деньги попадут на счет победителя.
Ирина, ниже ответила. Да, деньги уже получены
А штраф взыскал по зпп за неудовлетворение претензии? Не должен был же вроде как
Ильшат, штраф не взыскал, да
Алёна, а это принципиально важно. Деньги перевели частному лицу, не самому поставщику услуги, и удивительно, что их согласились вернуть, да ещё и с судебными издержками. А как же банковская тайна?
Кирилл, какой договор? Вася может смело говорить: я вас не знаю, зачем вы мне перевели деньги, не понимаю. И это если банк Васи согласится нарушить банковскую тайну