возврат субсидии на выполнение муниципального задания текущего года
Возврат субсидии на выполнение муниципального задания текущего года
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По итогам проверки в 2021 году в бюджетном учреждении после принятия отчета о выполнении задания выяснилось, что задание 2020 года не исполнено в полном объеме. Следовательно, учреждение обязано вернуть средства субсидии. Остатки субсидии на выполнение задания прошлого года у учреждения отсутствуют. Средств от приносящей доход деятельности недостаточно для возврата субсидии.
Вправе ли учреждение для возврата субсидии на выполнение задания прошлого года использовать субсидию текущего года? Какими бухгалтерскими записями оформить операции?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Использование средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания текущего года для возврата субсидии прошлого контролирующие органы могут квалифицировать в качестве нецелевых расходов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, постановление Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 14.08.2020 N 2478-п/1 «О предоставлении муниципальным учреждениям городского округа Тольятти отсрочки (рассрочки) по возврату в бюджет городского округа Тольятти средств в объеме остатка субсидий, предоставленных в 2019 году муниципальным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных муниципальным заданием показателей, характеризующих объем (качество) муниципальных услуг (работ)».
*(2) Более подробно смотрите в материале: Энциклопедия решений. Получение бюджетными и автономными учреждениями кредитов или займов.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отражаем в учете возврат неиспользованных субсидий
Автор: Семина Л., эксперт журнала
В данной статье рассмотрим основные причины возврата субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям спорта из бюджета, а также порядок отражения таких операций в бухгалтерском учете.
Возврат субсидии на госзадание.
Средства субсидии на госзадание возвращаются в бюджет в следующих случаях:
при невыполнении госзадания (недостижении целевых показателей, установленных в госзадании);
при досрочном прекращении выполнения госзадания по установленным в нем основаниям.
Невыполнение госзадания.
В соответствии с п. 6 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей, характеризующих объем и качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ).
В пункте 46 Положения № 640[1] предусмотрен следующий порядок возврата субсидии при невыполнении госзадания:
Если на основании отчета о выполнении госзадания показатели объема, указанные в отчете, меньше показателей, установленных в госзадании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то средства субсидии подлежат перечислению в бюджет в объеме, соответствующем недостигнутым показателям, и учитываются в порядке, определенном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.
Расчет объема субсидии, подлежащей возврату в бюджет, осуществляется с применением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) по форме, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии. Примерная форматакого расчета приведена в приложении 2 к Типовой форме соглашения о предоставлении субсидии федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н.
Федеральные бюджетные или автономные учреждения обеспечивают возврат в федеральный бюджет субсидии в объеме недостигнутых показателей не позднее 1 мая текущего финансового года.
При расчете объема субсидии, подлежащей возврату, необходимо учитывать следующее:
формулы для расчета объема остатков субсидии, образовавшихся в связи с недостижением показателей госзадания и подлежащих возврату в бюджет, приведены в Письме Минфина РФ от 05.02.2016 № 02-01-09/5870;
объем субсидии по госзаданию, подлежащей возврату в бюджет, определяется на основании значений нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) и невыполненного объема госзадания по каждой государственной услуге (работе). Кроме того, при расчете следует учитывать возможные отклонения показателей, в пределах которых госзадание считается выполненным (Письмо Минфина РФ от 11.04.2016 № 02-01-09/20628);
если фактический объем отдельных оказанных услуг (выполненных работ) выше, чем это предусмотрено в госзадании, то сумма превышения не учитывается при расчете объема остатка субсидии, подлежащего возврату в бюджет (Письмо Минфина РФ от 12.04.2016 № 02-01-09/20629).
В бухгалтерском учете возврат остатков субсидии отражается следующими бухгалтерскими записями (п. 150, 158, 133 Инструкции № 174[2], п. 178, 180, 161 Инструкции № 183н[3]):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена бюджетными (автономными) учреждениями задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидий на госзадание, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ), на основании отчета о выполнении госзадания
Погашена задолженность по возврату остатков субсидии
Согласно государственному заданию, утвержденному для ГБУ «Физкультурно-оздоровительный комплекс», количество привлеченных лиц должно составить 1 100 человек (показатель, характеризующий объем государственной работы «Организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения») с учетом возможного отклонения в 10 %. Утвержденный объем нормативных затрат на выполнение такой работы равен 337 700 руб. (307 руб. – затраты на единицу работы на одно привлеченное лицо). Фактический объем работы согласно отчету о выполнении госзадания составил 900 человек.
По другим государственным услугам (работам), включенным в госзадание, показатели, характеризующие объем и качество услуг (работ), достигнуты полностью. Возврат средств в бюджет осуществляется за счет общего объема остатков субсидии на госзадание, возникшего по окончании года и составляющего 50 000 руб.
Рассчитаем объем субсидии, подлежащей возврату в связи с недостижением показателей, установленных в госзадании.
Исходя из нормативных затрат на одно привлекаемое лицо учреждению спорта необходимо вернуть в бюджет 27 630 руб. (90 чел. x 307 руб./чел.).
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Начислена задолженность по возврату субсидии на госзадание в связи с недостижением установленных показателей
Погашена задолженность за счет общего остатка субсидии на госзадание
Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ*)
* Статья применяется в соответствии с п. 14.1 Порядка № 209н[4].
Досрочное прекращение выполнения госзадания.
Согласно п. 41 Положения № 640 при досрочном прекращении выполнения государственного задания неиспользованные остатки субсидии в размере, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанных государственных услуг (невыполненных работ), подлежат перечислению в установленном порядке бюджетными или автономными учреждениями в бюджет и учитываются в порядке, предусмотренном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.
Основания досрочного прекращения выполнения госзадания отражаются в самом госзадании (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). К ним относятся:
принятие в установленном порядке решения о реорганизации учреждения, в результате которой учреждение прекращает свою деятельность в качестве юридического лица;
перераспределение полномочий, повлекшее исключение из компетенции учреждения полномочий по оказанию государственной услуги (выполнению государственной работы);
изменение действующих нормативных правовых актов, в результате которого дальнейшее выполнение государственного задания будет противоречить указанным актам;
возникновение (выявление) в ходе выполнения государственного задания обстоятельств, не позволяющих его выполнить по не зависящим от учреждения причинам;
некачественное выполнение государственного задания или нарушение условий такого задания;
иные случаи, предусмотренные законодательством РФ.
По нашему мнению, в бухгалтерском учете операции по возврату в бюджет неиспользованных средств субсидии отражаются аналогично возврату субсидии при невыполнении госзадания.
При досрочном прекращении выполнения госзадания в связи с реорганизацией бюджетного или автономного учреждения неиспользованные остатки субсидии подлежат перечислению соответствующим бюджетным и автономным учреждениям, являющимся правопреемниками (п. 41 Положения № 640).
Возврат целевых субсидий.
Возврат неиспользованных остатков целевых субсидий в бюджет осуществляется в том случае, если:
не подтверждена потребность в таких остатках;
выявлено нецелевое использование субсидий.
Не подтверждена потребность в остатках.
В силу п. 9 Порядка № 59[5] не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии, предоставленной бюджетным (автономным) учреждениям Минспорта, подлежат перечислению в федеральный бюджет в соответствии с Порядком № 82н[6]. Вместе с тем такие остатки могут быть израсходованы учреждением в очередном финансовом году на те же цели при принятии Минспортом решения о наличии потребности в остатках целевой субсидии, согласованного с Минфином.
Согласно Порядку № 82н неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году, подлежат взысканию.
В целях подтверждения потребности в остатках целевой субсидии бюджетное (автономное) учреждение не позднее 20 мая текущего финансового года представляет в территориальный орган Федерального казначейства (ОФК), в котором ему открыт отдельный лицевой счет для учета операций с целевыми субсидиями, утвержденные учредителем сведения об операциях с целевыми субсидиями на 20__ г. (ф. 0501016) с указанием разрешенного к использованию остатка целевых средств.
В случае если до указанной даты учреждением не будут представлены названные сведения, территориальный ОФК не позднее десятого рабочего дня после 1 июня текущего финансового года осуществляет взыскание остатков целевых субсидий путем их перечисления на счет, открытый на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления остатков в доход федерального бюджета.
С учетом вышеприведенного порядка взыскания остатков целевых субсидий учреждению, не подтвердившему потребность в них, целесообразно перечислить такие остатки в бюджет и не ждать списания средств принудительно.
Рассмотрим порядок отражения возврата целевой субсидии на примере.
Училищу олимпийского резерва (бюджетное учреждение) на основании соглашения, заключенного с учредителем, в текущем году из бюджета предоставлена целевая субсидия на выплату стипендий в сумме 500 000 руб. Исходя из отчета сумма подтвержденных расходов за счет целевой субсидии составила 483 000 руб. Неиспользованный остаток субсидии в размере 17 000 руб. учреждение возвратило:
в конце текущего года;
в начале следующего года.
В бухгалтерском учете данные операции отражены следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Начислены доходы в виде целевой субсидии на основании заключенного соглашения
Поступила целевая субсидия на отдельный лицевой счет
Забалансовый счет 17 (подстатья 152 КОСГУ)
Начислены расходы на выплату стипендий
Перечислены стипендии на банковские карты студентов училища
Забалансовый счет 18 (подстатья 296 КОСГУ)
Начислен доход текущего финансового года по предоставленной субсидии в соответствии с отчетом о расходовании целевых средств
Возврат субсидии в бюджет в конце текущего года
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков неизрасходованных средств субсидии
Возвращены неиспользованные остатки целевой субсидии
Забалансовый счет 17 (подстатья 152 КОСГУ)
Возврат субсидии в бюджет в начале следующего года
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков неизрасходованных средств субсидии
Возвращены неиспользованные остатки целевой субсидии
Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ)
При подтверждении потребности в остатках субсидии перечисленные средства поступают на счет учреждения либо списывается задолженность перед бюджетном (если средства не перечислялись в бюджет). В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующими проводками:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Средства субсидии были возвращены в бюджет до момента принятия решения о подтверждении потребности в их использовании
Поступили на лицевой счет учреждения неиспользованные средства субсидии
Забалансовый счет 17 (статья 510 КОСГУ)
Средства субсидии не перечислялись в бюджет
до момента принятия решения о подтверждении потребности
в их использовании
Списана задолженность по возврату остатков субсидии в бюджет
Выявлены нарушения в порядке использования субсидий.
Нарушения выявляются по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля. В качестве основного нарушения, как правило, выступает нецелевое использование субсидий.
Целевые субсидии должны быть использованы в строгом соответствии с целями их предоставления, обозначенными в соответствующих соглашениях. Контроль за использованием целевых субсидий могут осуществлять учредители, а также органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:
Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований – органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;
Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Кроме того, за нецелевое использование средств субсидии (то есть направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением) бюджетное (автономное) учреждение может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ (Письмо Федерального казначейства от 10.08.2017 № 07-04-05/09-665).
В бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения операции по возврату в бюджет средств целевой субсидии в случае выявления нарушений по результатам контрольных мероприятий отразятся следующими бухгалтерскими записями (п. 152, 93 Инструкции № 174н, п. 180, 96 Инструкции № 183н):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена задолженность учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий на иные цели в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий
Погашена задолженность по возврату остатков субсидии
Если средств субсидии для возврата не хватает.
Встречаются случаи, когда не хватает средств субсидии для возврата необходимой суммы в бюджет. Тогда в целях погашения задолженности перед бюджетом учреждение вправе использовать средства, полученные от приносящей доход деятельности (письма Минфина РФ от 11.04.2016 № 02-04-09/20394, от 12.04.2016 № 02-01-09/20629). Хотя в указанных письмах речь идет о возврате субсидии на госзадание, по нашему мнению, аналогичный подход можно применять в отношении целевых субсидий.
Разъяснения по отражению в бухгалтерском учете возврата субсидий в бюджет за счет привлечения средств из собственных доходов учреждения содержатся в Письме Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-10/84803. Приведем пример отражения таких операций.
В автономном учреждении спорта не все показатели госзадания были достигнуты. При этом субсидия, предоставленная на его выполнение, была израсходована полностью. Учреждение приняло решение возвратить объем субсидии, соответствующий недостигнутым показателям, за счет собственных доходов. Сумма средств, подлежащих возврату в бюджет, составляет 30 000 руб.
Операции по возврату в бюджет остатка субсидии отразятся в бухгалтерском учете следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Начислена задолженность учреждения по возврату в доход бюджета возврат остатков субсидий, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей
Привлечены средства, полученные от приносящей доход деятельности, для возврата части субсидии, соответствующей недостигнутым показателям госзадания
Возврат бюджетными учреждениями субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания
Автор: Обухова Т. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Комментарий к Письму Минфина РФ от 14.09.2017 № 02-07-10/59464.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. В соответствии с видами деятельности, осуществляемыми автономным учреждением, его учредитель формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание. Автономное учреждение не вправе отказаться от его выполнения. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение данного имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
При выполнении учреждением государственного (муниципального) задания возникают разные ситуации, приводящие:
к неисполнению учреждением качественных и (или) количественных показателей государственного (муниципального) задания;
к исполнению учреждением показателей задания ненадлежащего качества.
В комментируемом Письме от 14.09.2017 № 02-07-10/59464 Минфин привел разъяснения в части применения бюджетными учреждениями п. 5 ст. 69.2 БК РФ. Поскольку нормы ст. 69.2 БК РФ распространяются на автономные учреждения, положения данного письма автономные учреждения вполне могу использовать в своей работе. Итак, финансисты, сославшись на п. 5 ст. 69.2 БК РФ, сделали вывод: законодательством РФ предусмотрен возврат учреждениями субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в случае невыполнения его качественных и (или) количественных показателей. Напомним, 1 января 2018 года вступает в силу п. 6 указанной статьи, из которого следует, что государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения):
показателей задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
показателей задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.
Для справки: положениями п. 5 ст. 69.2 БК РФ установлено, что порядки формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения должны устанавливать в том числе правила и сроки определения объема финансового обеспечения выполнения такого задания, включая возврат субсидии в объеме, соответствующем показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты.
При этом в письме отмечено, что в случае возникновения правовых оснований для возврата части субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания исполнение обязательства учреждения по возврату указанных средств, по мнению Минфина, возможно:
за счет образовавшихся у автономного учреждения неиспользованных остатков субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания;
за счет других не запрещенных законом поступлений (в том числе за счет средств на выполнение государственного задания текущего года), за исключением средств, предоставленных федеральным автономным учреждениям в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ.
Позиция финансового ведомства в части возможности использования средств субсидий, выделенных учреждению на выполнение государственного задания текущего года для исполнения обязательств по возврату в бюджет средств субсидий на выполнение задания прошлого года в связи с исполнением им показателей такого задания ненадлежащего качества, на наш взгляд, является неожиданной. Ранее Минфин (см. Письмо от 12.04.2016 № 02-01-09/20629) отмечал, что законодательством РФ не определен источник средств, за счет которого федеральные бюджетные и автономные учреждения возвращают в федеральный бюджет указанные остатки субсидии на выполнение государственного задания. Поэтому, по мнению чиновников, возврат в федеральный бюджет остатков субсидии на выполнение государственного задания можно осуществлять:
за счет образовавшихся у федеральных бюджетных и автономных учреждений остатков субсидий на выполнение государственного задания;
за счет других не запрещенных законом поступлений, кроме средств, предоставленных данным учреждениям в силу абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ на иные цели.
Возврат субсидий прошлых лет в доход бюджета отражается в отчете (ф. 0503737) по соответствующему коду финансового обеспечения по строкам 592 «Выбытие денежных средств» и 720 «Уменьшение остатков средств». Одновременно возврат субсидий прошлых лет в доход бюджета показывается в разд. 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» отчета (ф. 0503737).