возврат таможенных сборов при отзыве декларации
Возврат таможенных сборов при отзыве декларации
Статья 106. Отзыв таможенной декларации и аннулирование выпуска товаров
1. Случаи и условия отзыва таможенной декларации установлены статьей 113 Кодекса Союза.
2. При подаче обращения декларанта об отзыве таможенной декларации таможенный орган совершает таможенные операции, связанные с регистрацией такого обращения, не позднее одного часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи обращения. В регистрации обращения не может быть отказано.
3. При подаче обращения декларанта об отзыве таможенной декларации до выпуска товаров таможенный орган выдает разрешение на отзыв таможенной декларации или отказывает в таком отзыве до выпуска товаров.
4. При подаче обращения декларанта об отзыве таможенной декларации после выпуска товаров таможенный орган выдает разрешение на отзыв таможенной декларации или отказывает в отзыве не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации обращения. При отказе в отзыве таможенной декларации таможенный орган сообщает декларанту о причинах отказа с учетом положений пункта 7 статьи 113 Кодекса Союза.
5. Таможенный орган отказывает в отзыве таможенной декларации, если не выполнены условия отзыва, установленные абзацами вторым и третьим пункта 7 статьи 113 Кодекса Союза.
6. Положения части 5 настоящей статьи не применяются при отзыве временной декларации на товары, поданной при применении временного периодического таможенного декларирования товаров в соответствии со статьями 102 и 204 настоящего Федерального закона.
9. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, в случаях, предусмотренных Комиссией, определяются случаи и условия, когда выпуск товаров может быть аннулирован таможенным органом по мотивированному обращению декларанта.
10. Порядок совершения таможенных операций, связанных с аннулированием выпуска товаров, в части, не урегулированной Комиссией, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
Статья 356. Иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов
Статья 356. Иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов
1. Возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае:
1) если представленная в таможенный орган таможенная декларация считается неподанной в соответствии с настоящим Кодексом;
2) отзыва таможенной декларации;
3) предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины;
4) восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;
5) если настоящим Кодексом предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров с таможенной территории Российской Федерации, или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров;
6) изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленного таможенного режима, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранный таможенный режим, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальном таможенном режиме, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 статьи 212 настоящего Кодекса;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 февраля 2006 г. N 26-ФЗ подпункт 7 пункта 1 статьи 356 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
7) возврата (полностью или частично) предварительной специальной пошлины, предварительной антидемпинговой пошлины и предварительной компенсационной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров.
2. Возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения пункта 7 статьи 355 настоящего Кодекса не применяются.
ГАРАНТ:
О порядке применения таможенными органами положений статьи 356 настоящего Кодекса см. Методические указания, утвержденные распоряжением ГТК РФ от 27 ноября 200З г. N 647-р
Возврат таможенных сборов при отзыве декларации
Статья 68. Иные случаи возврата (зачета) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)
2. Возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег) в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3, 9 пункта 1 статьи 67, подпунктами 2 и 8 пункта 3 статьи 76 Кодекса Союза производится в порядке, установленном статьей 36 настоящего Федерального закона, при наступлении обстоятельств, в соответствии с которыми таможенные пошлины, налоги и иные денежные средства (деньги) подлежат возврату.
5. Решение (разрешение) о внесении изменений в декларацию на товары в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 4 настоящей статьи, принимается таможенным органом в течение пятнадцати рабочих дней со дня представления декларантом после выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой реимпорта или таможенной процедурой реэкспорта надлежащим образом заполненной в соответствии с порядком, установленным Комиссией, формы корректировки декларации на товары, если иной срок не установлен Комиссией.
7. Если на дату подачи в таможенный орган плательщиком распоряжения об использовании авансовых платежей в соответствии с частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона таможенный орган не произвел возврат (зачет) в авансовые платежи сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег), подлежащих возврату в соответствии с частью 1 настоящей статьи, подлежат начислению проценты. Проценты начисляются и выплачиваются в порядке, установленном частью 18 статьи 67 настоящего Федерального закона, со дня подачи в таможенный орган плательщиком распоряжения об использовании авансовых платежей в соответствии с частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона по день фактического зачета.
Шереметьевская таможня
Декларирование товаров
Возврат (зачет) денежных средств
Возврат (зачет) денежных средств производится в соответствии с главой 13 Таможенного кодекса Таможенного союза, главами 13, 14, 17 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон), вступившего в силу 29 декабря 2010 года, приказом ФТС России от 22.12.2010 года № 2520 (в редакции приказа ФТС России от 02.05.2012 года № 831) «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога» вступившего в силу 5 апреля 2011 года далее приказ ФТС России от 22.12.2010 года № 2520.
«1. Взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
2. Если после регистрации таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину таможенных сборов за таможенные операции, сумма таможенных сборов за таможенные операции, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенные операции не производятся.
3. В случаях, установленных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 148 настоящего Федерального закона, возврат таможенных сборов за таможенные операции не производится.»
«Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства».
«Заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания».
«7. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате»…
«12. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков».
«Возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи…»
в частности в случаях:
«1) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
2) отзыва таможенной декларации;
3) восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций…»
и др. «производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей».
«Возврат денежного залога или его зачет в счет авансовых платежей осуществляется при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о возврате (зачете) денежного залога подано лицом, внесшим денежный залог (его правопреемником), в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения или прекращения обязательства. Возврат (зачет) денежного залога также осуществляется, если обязательства, обеспеченные денежным залогом, не возникли, при этом указанный срок подачи заявления о возврате (зачете) денежного залога исчисляется со дня оформления таможенным органом таможенной расписки».
«6. Денежный залог возвращается в валюте Российской Федерации в безналичном порядке на счет лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате денежного залога.»
«7. Возврат (зачет) денежного залога не производится при наличии у лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в размере такой задолженности. Таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со статьей 158 настоящего Федерального закона.»
Для осуществления возврата (зачета) денежных средств принимается к рассмотрению заявление плательщика, оформленное по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 года №2520.
Перечень и требования к прилагаемым к заявлению документам, а также порядок возврата (зачета) определены статьями 122, 147 – 149 Федерального закона.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с главой 17 Федерального закона при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
По вопросу осуществления возврата денежных средств по договорам уступки требования (цессии)
Пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК России) установлено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное
не предусмотрено законодательством.
Пунктом 1 статьи 388 ГК России установлено, что уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.
При наличии договора уступки права требования третьему лицу при подаче заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей такой возврат допускается исключительно в случае перехода прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства, поскольку передача права требования, вытекающего из публично-правовых отношений по сделке (уступке права требования), регулируемой гражданским законодательством, недопустима.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 г. № 99-О пункт 3 статьи 2 ГК России предписывает судам и иным правоприменительным органам применять гражданское законодательство к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой в том случае, если это предусмотрено законодательством.
Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 1 июля 1996 г. установлено, что в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством.
В соответствии с пунктом 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 5 из пункта 3 статьи 2 ГК России следует, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательством не применяется.
Возврат (зачет) сумм авансовых платежей осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – Кодекс ЕАЭС) в случаях, порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведена уплата таких авансовых платежей.
В настоящее время в Российской Федерации вопросы возврата (зачета) авансовых платежей регулируются главой 13 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
С учетом части 1 статьи 122 Федерального закона возврат (зачет) авансовых платежей производится по заявлению плательщика (его правопреемника) на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.
Данный порядок является единым, и ни Кодексом ЕАЭС, ни Федеральным законом не предусмотрено положений, наделяющих плательщика (его правопреемника) полномочиями переуступить свое право на возврат таможенных пошлин, налогов и иных платежей, администрируемых таможенными органами,
установленное вышеуказанными положениями права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, иным лицам, в том числе путем заключения с этими лицами гражданско-правовой сделки.
Равным образом ни Кодекс ЕАЭС, ни Федеральный закон не предусматривают положений, которые бы наделяли лиц, не являющихся плательщиками (их правопреемниками), правом, в том числе на основании гражданско-правовой сделки, заключенной с плательщиком (его правопреемником), подавать в таможенные органы заявление о возврате и (или) требовать возврата таможенных пошлин, налогов и иных платежей, администрируемых таможенными органами, в том числе на счета, отличные от счетов плательщика (его правопреемника).
Таким образом, возврат авансовых платежей осуществляется в едином порядке, определенном Федеральным законом, и только той категории лиц, которая поименована в соответствующих статьях Федерального закона.
Следовательно, только лицо, внесшее авансовые платежи, вправе требовать их возврата и не вправе передавать данное требование иному лицу по гражданско-правовому договору. Данный вывод согласуется с позицией судебных органов (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.10.2016 № Ф03-4879/2016, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.09.2015 № 303-КГ15-10237 по делу № А51-26003/2014).
О текущем порядке возврата денежных средств, в том числе уплаченных в качестве авансовых платежей
Возврат денежных средств юридическим лицам осуществляется автоматически таможенным органом декларирования в форме зачета в счет авансовых платежей на единый лицевой счет плательщика. Возврат авансовых платежей производится региональным таможенным управлением на основании письменного заявления плательщика, поданного в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей, с приложением документов. Подача заявлений о возврате авансовых платежей в электронном виде в настоящее время не применяется.
Возврат излишне уплаченных (взысканных) денежных средств осуществляется таможенным органом, в котором было осуществлено декларирование товаров, в отношении которых эти денежные средства были уплачены. Основанием для такого возврата является подача декларантом товаров коррекировки декларации на товары (КДТ), оформленной в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 № 289. Возврат осуществляется автоматически в форме зачета в счет авансовых платежей на ЕЛС плательщика без предоставления соответствующего заявления.
Возврат денежного залога осуществляется таможенным органом, принявшим такой денежный залог, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполнена в полном объеме, прекращена либо не возникла. Возврат осуществляется также автоматически в форме зачета в счет авансовых платежей на ЕЛС плательщика без предоставления заявления.
Возврат авансовых платежей юридическим лицам осуществляется только региональными таможенными управлениями (РТУ) на основании заявлений о возврате авансовых платежей с приложением документов, перечень которых установлен ст.122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей.
РТУ осуществляют администрирование ЕЛС юридических лиц в исходя из места их постановки на учет в налоговых органах, то есть согласно коду причины постановки на учет (КПП). Перечень таможенных органов, осуществляющих администрирование лицевых счетов в зависимости от КПП юридических лиц, приведен в Приложении 3 к приказу ФТС от 26.06.2019 г. № 1039.
РТУ осуществляют возврат авансовых платежей юридическим лицам с соответствующими КПП, а также предоставляет отчеты о расходовании денежных средств, подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов и акты выверки расходования денежных средств.
Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждена приложением 1 к приказу ФТС России от 22.12.2010 № 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога».
К заявлению о возврате авансовых платежей должны прилагаться следующие документы:
Документы должны быть заверены нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригиналов документов.
Если в таможенный орган ранее были представлены необходимые документы, их можно не предоставлять повторно, сообщив сведения о предоставлении таможенному органу и об отсутствии в них изменений. Однако нужно иметь в виду, что документ должны были ранее представляться в это же таможенное управление, а не в другой таможеннй орган!
Подача заявлений о возврате авансовых платежей в электронном виде в настоящее время не осуществляется.
Возможность подачи заявлений о возврате авансовых платежей в электронном виде установлена ч.4 ст.36 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Однако, электронная форма будет применяться только со дня вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения 5 и 8 к Договору о ЕАЭС. Когда изменения вступят в силу, ст.122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ прекратит свое действие и вместо нее порядок возврата авнсовых платежей будет регулироваться ст.36 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.
На данный момент Протокол о внесении соответствующих изменений в Договор о ЕАЭС подписан в г. Ереване 01.10.2019 и уже ратифицирован Федеральным законом РФ от 01.04.2020 № 78-ФЗ. Но согласно ст.2 Протокола он вступает в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором депозитарием по дипломатическим каналам получено последнее письменное уведомление о выполнении государствами-членами ЕАЭС внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Протокола в силу. В связи с тем, что такое уведомление до сих пор не получено, изменения в приложения 5 и 8 к Договору о ЕАЭС в силу еще не вступили в действие.
Поэтому в настоящее время заявление на возврат авансовых платежей подается исключительно в письменном виде вместе с необходимыми документами в РТУ в соответствии с КПП плательщика согласно ст.122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ.
Заверение документов осуществляется должностными лицами отдела контроля электронных платежей РТУ либо нотариально.