вправе ли республика башкортостан заключать международные договоры

Вправе ли республика башкортостан заключать международные договоры

(с изменениями на 17 марта 1998 года)
_______________________________
Документ утратил силу на основании:
Закона РБ от 13.03.2001 N 210-з
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Законом РБ от 17.03.98 N 146-з
___________________________________________________________________________________________________________________________

Статья 1. Конституционные основы международных отношений Республики Башкортостан

В соответствии с Конституцией (Основным Законом) Республики Башкортостан и Приложением к Федеративному Договору от Республики Башкортостан от 31 марта 1992 года Республика Башкортостан является самостоятельным участником международных связей, кроме тех, которые добровольно переданы по договору Российской Федерации.

Республика Башкортостан имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться представительствами, участвовать в деятельности международных организаций.

Статья 2. Задачи Закона

Настоящий Закон определяет правовые условия участия Республики Башкортостан в международных отношениях путем заключения международных договоров в целях обеспечения ее государственных интересов и осуществления принципов внешней и внутренней политики, провозглашенных в Конституции Республики Башкортостан.

Международные договоры Республики Башкортостан заключаются, выполняются и прекращаются в порядке, соответствующем Конституции Республики Башкортостан, а также общепризнанным принципам и нормам международного права и регламентированном в данном нормативном акте.

Положения настоящего Закона применяются в отношении всех международных договоров республики независимо от их формы (договор, соглашение, конвенция, обмен письмами или нотами, иные формы и наименования международных договоров).

Статья 3. Определение терминов

В настоящем Законе:

а) урегулированное международным правом «договор» означает соглашение между государствами относительно установления, исполнения, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей, регулируемое настоящим Законом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования;

б) «заключение договора» означает выполнение всех действий и процедур, необходимых в соответствии с настоящим Законом и нормами международного права для вступления международного договора в силу для Республики Башкортостан;

в) «международная организация» означает межправительственную организацию;

г) «полномочия» означают документ, который исходит от компетентного органа Республики Башкортостан и посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять Республику Башкортостан в целях ведения переговоров, принятия текста договора или установления его аутентичности, выражения согласия Республики Башкортостан на обязательность для нее договора или в целях совершения любого другого акта, относящегося к договору;

д) «оговорка» означает одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора либо присоединения к нему, посредством которого исключается или изменяется юридическое действие определенных положений договора в их применении к Республике Башкортостан;

е) «депозитарий» означает орган государства или международной организации, которому сдается на хранение подлинник международного договора и который выполняет функции, предусмотренные в этом договоре.

Статья 4. Органы, полномочные заключать международные договоры Республики Башкортостан

Вопросы, связанные с участием Республики Башкортостан в международных отношениях, относятся к исключительному ведению Республики Башкортостан в лице ее высших органов государственной власти и управления.

Международные договоры Республики Башкортостан заключаются:

— с иностранными государствами и международными организациями от имени Республики Башкортостан (государственные договоры) или Правительства Республики Башкортостан (правительственные договоры);

— с органами управления иностранных государств от имени министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан (ведомственные договоры).

Действует единая государственная система учета и регистрации международных договоров Республики Башкортостан, которая входит в ведение Министерства внешних связей Республики Башкортостан.

Статья 5. Действительность международных договоров

Для Республики Башкортостан имеют юридическую силу обязательства только по тем международным договорам, которые заключены или подтверждены в порядке, определенном настоящим Законом.

Порядок заключения, выполнения и прекращения соответствующих договоров органов государственного управления Республики Башкортостан в пределах их компетенции с юридическими лицами иностранных государств («диагональные соглашения») определяется Правительством Республики Башкортостан.

Республика Башкортостан продолжает осуществление прав и выполнение обязательств, вытекающих из действующих для нее международных договоров, заключенных бывшим Союзом ССР и Российской Федерацией и не противоречащих нормам законодательства Республики Башкортостан.

Юридическое действие таких договоров в отношении Республики Башкортостан может быть изменено или прекращено в порядке, определяемом настоящим Законом, и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Статья 6. Международные договоры и законодательство Республики Башкортостан

Если заключенный на основании постановления Верховного Совета или Правительства Республики Башкортостан международный договор Республики Башкортостан предусматривает правило иное, чем содержащееся в правовых актах соответствующего органа государственной власти, то применяется правило международного договора.

Раздел II

Подготовка и заключение международных договоров

Статья 7. Договорная инициатива

Рекомендации о заключении международных договоров Республики Башкортостан по вопросам, относящимся к их ведению, представляют Верховный Совет Республики Башкортостан, его Президиум и Совет Министров Республики Башкортостан.

Такие рекомендации передаются на рассмотрение Правительства Республики Башкортостан. Правительство или по его поручению Министерство внешних связей Республики Башкортостан в двухнедельный срок дают мотивированный ответ на предложение и в дальнейшем сотрудничают с соответствующим органом государственной власти в целях осуществления договорной инициативы.

Верховный Совет Республики Башкортостан, его Президиум, а также комиссии Верховного Совета могут запрашивать и заслушивать на своих заседаниях информацию Правительства или Министерства внешних связей республики об их деятельности в связи с заключением, выполнением и прекращением международных договоров.

Статья 8. Предложения о проведении переговоров и подготовке международных договоров

Предложения о проведении переговоров и подготовке международных договоров Республики Башкортостан представляются Министерством внешних связей Республики Башкортостан с соблюдением правил статьи 9 настоящего Закона Правительству Республики Башкортостан. При этом указываются цели, которые должны быть достигнуты в ходе переговоров.

Другие министерства, государственные комитеты и ведомства Республики Башкортостан представляют такие предложения по вопросам, относящимся к их ведению, совместно с Министерством внешних связей Республики Башкортостан либо по согласованию с ним.

Предложения о проведении переговоров по вопросам, относящимся к ведению двух или более министерств и ведомств, подлежат согласованию со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами.

Если упомянутые в настоящей статье предложения предусматривают принятие новых или изменение либо отмену действующих норм законодательства Республики Башкортостан, такие предложения подлежат согласованию с Министерством юстиции Республики Башкортостан.

Статья 9. Решения о подготовке международных договоров

Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан принимает решения о проведении переговоров о заключении международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Верховного Совета Республики Башкортостан, а также по вопросам, относящимся к ведению Правительства Республики Башкортостан, если это вызывается необходимостью или вытекает из принятого Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан международного обязательства, или предусмотрено иным подписанным им актом.

Правительство Республики Башкортостан принимает решения о проведении переговоров о заключении международных договоров по вопросам, относящимся к его ведению, по вопросам, относящимся к совместному ведению двух или более министерств, государственных комитетов или ведомств Республики Башкортостан, а также по вопросам, относящимся к ведению любого одного министерства, государственного комитета или ведомства, если соответствующие вопросы имеют важное значение для государственных интересов Республики Башкортостан.

Руководитель министерства, государственного комитета или ведомства Республики Башкортостан самостоятельно принимает решения о проведении переговоров о заключении договоров ведомственного характера по вопросам, полностью входящим в ведение этого министерства, государственного комитета и ведомства.

Статья 10. Переговоры о заключении международных договоров

Переговоры о заключении международных договоров осуществляются Министерством внешних связей Республики Башкортостан самостоятельно либо совместно с другими республиканскими министерствами, государственными комитетами и ведомствами.

Другими республиканскими министерствами и ведомствами проводятся переговоры о заключении договоров по вопросам, полностью входящим в их компетенцию. В этих случаях за Министерством внешних связей Республики Башкортостан сохраняется ответственность и участие в переговорах по вопросам международного права и международных процедур.

Министерство внешних связей Республики Башкортостан информирует соответствующие органы Верховного Совета Республики Башкортостан о ходе переговоров, о заключении международных договоров, подлежащих ратификации, одобрению или принятию Верховным Советом Республики Башкортостан.

Статья 11. Предложения о подписании международных договоров

Предложения о подписании международных договоров Республики Башкортостан представляются Министерством внешних связей Республики Башкортостан соответственно Президиуму Верховного Совета или Правительству Республики Башкортостан с соблюдением правил статьи 12 настоящего Закона.

Другие республиканские министерства, государственные комитеты и ведомства, если они проводили переговоры, упомянутые в статье 10 настоящего Закона, представляют такие предложения совместно либо по согласованию с Министерством внешних связей Республики Башкортостан.

Предложения о подписании международных договоров, устанавливающих иные нормы, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Башкортостан, либо требующие принятия таких норм, представляются по согласованию с Министерством юстиции Республики Башкортостан.

Министерство юстиции Республики Башкортостан дает свое заключение и может представить предложения о внесении соответствующих изменений и дополнений в законодательство Республики Башкортостан.

Упомянутые в настоящей статье предложения отражают цели, которые должны быть достигнуты заключением международного договора, необходимость изменения существующего положения, финансовые затраты и источник их покрытия, а также другие возможные последствия для государственных интересов Республики Башкортостан.

Статья 12. Решения о подписании международных договоров

Решения о подписании международных договоров Республики Башкортостан принимаются Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан:

— если им было принято решение о проведении соответствующих переговоров;

— если договор подлежит представлению в Верховный Совет Республики Башкортостан для ратификации, утверждения или принятия;

— если договор подписывается от имени Республики Башкортостан.

Во всех остальных случаях решения о подписании международных договоров принимаются Правительством Республики Башкортостан.

В упомянутых в настоящей статье решениях определяются министерства, государственные комитеты, ведомства и другие органы управления, которым поручается непосредственное осуществление прав и выполнение обязательств Республики Башкортостан по соответствующему международному договору после вступления его в силу.

Статья 13. Полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров

Полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров выдаются Президиумом Верховного Совета или Правительством Республики Башкортостан на основании решений, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Закона.

Источник

Вправе ли республика башкортостан заключать международные договоры

от 08 декабря 2003 года N 53-з

О соглашениях органов государственной власти Республики Башкортостан об осуществлении международных и внешнеэкономических связей

Статья 1. Законодательство Республики Башкортостан о соглашениях органов государственной власти Республики Башкортостан об осуществлении международных и внешнеэкономических связей

Законодательство Республики Башкортостан о соглашениях органов государственной власти Республики Башкортостан об осуществлении международных и внешнеэкономических связей основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Федеральном законе от 4 января 1999 года N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», иных федеральных законах и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

2. Соглашения не являются международными договорами и не могут содержать положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Республики Башкортостан, договорам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, а также положения, ущемляющие законные интересы другого субъекта Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

принятия текста соглашения или установления его аутентичности;

выражения согласия на обязательность соглашения;

совершения любого другого акта, относящегося к соглашению;

Статья 4. Виды соглашений

от имени Республики Башкортостан;

от имени Правительства Республики Башкортостан (межправительственные соглашения);

от имени министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан (межведомственные соглашения).

Статья 5. Соглашения от имени Республики Башкортостан

Статья 6. Межпарламентские соглашения

Статья 7. Межправительственные соглашения

Статья 8. Межведомственные соглашения

Статья 9. Выражение согласия на обязательность соглашений

1. Формами выражения согласия на обязательность соглашения являются: подписание, присоединение, утверждение, обмен документами, образующими соглашение, иные установленные сторонами способы выражения согласия на вступление данного соглашения в силу.

2. Решения о согласии на обязательность соглашений принимаются органами государственной власти Республики Башкортостан в соответствии с настоящим Законом.

Статья 10. Предложения о заключении соглашений

1. Предложения о заключении соглашений представляются:

Предложения о заключении соглашений представляются после согласования с республиканским органом исполнительной власти, координирующим вопросы международных и внешнеэкономических связей;

Предложения о заключении межведомственных соглашений по вопросам, относящимся к ведению двух или более министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан, представляются в Правительство Республики Башкортостан по согласованию со всеми заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами Республики Башкортостан.

2. Предложение о заключении соглашения должно содержать проект соглашения, заключение республиканского органа исполнительной власти, координирующего вопросы международных и внешнеэкономических связей, обоснование целесообразности его заключения, определение соответствия проекта соглашения законодательству, оценку возможных финансово-экономических и иных последствий его заключения.

Статья 11. Согласование проектов соглашений

1. Проекты соглашений не позднее чем за 60 дней до дня подписания представляются для согласования в республиканский орган исполнительной власти, координирующий вопросы международных и внешнеэкономических связей.

2. Республиканский орган исполнительной власти, координирующий вопросы международных и внешнеэкономических связей, не позднее чем за 50 дней до дня подписания представляет для согласования проекты соглашений в уполномоченный Президентом Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Источник

Закон Республики Башкортостан от 8 декабря 2003 г. N 53-з «О соглашениях органов государственной власти Республики Башкортостан об осуществлении международных и внешнеэкономических связей» (с изменениями и дополнениями)

Закон Республики Башкортостан
от 8 декабря 2003 г. N 53-з
«О соглашениях органов государственной власти Республики Башкортостан
об осуществлении международных и внешнеэкономических связей»

С изменениями и дополнениями от:

30 ноября 2005 г., 3 ноября 2006 г., 14 июля 2010 г., 2 марта 2016 г.

Исполняющий обязанности Президента
Республики Башкортостан

Уфа, Дом Республики

8 декабря 2003 года

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон определяет порядок заключения, выполнения, приостановления и прекращения действия соглашений органов государственной власти республики об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Действие закона распространяется на все виды соглашений: меморандумы, протоколы, обмены письмами и т.д. Соглашения не являются международными договорами и не могут противоречить законодательству Российской федерации и Республики Башкортостан, общепризнанным принципам и нормам международного права.

Закон Республики Башкортостан от 8 декабря 2003 г. N 53-з «О соглашениях органов государственной власти Республики Башкортостан об осуществлении международных и внешнеэкономических связей»

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон Республики Башкортостан от 10 июля 2019 г. N 119-з

Изменения вступают в силу с 10 июля 2019 г.

Закон Республики Башкортостан от 2 марта 2016 г. N 339-з

Закон Республики Башкортостан от 14 июля 2010 г. N 297-з

Закон Республики Башкортостан от 3 ноября 2006 г. N 370-з

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 30 ноября 2005 г. N 240-з

Источник

ГАРАНТ:

См. также Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 г. N 452-О

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

Неопределенность в понимании этих положений, считает заявитель, создает затруднения в законотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан и является препятствием для практической реализации ряда решений Конституционного Суда Российской Федерации, касающихся федеративного устройства России.

2. Определением от 27 июня 2000 года N 92-О Конституционный Суд Российской Федерации признал:

При этом, как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» и Определении от 27 июня 2000 года N 92-О, с Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не снимается вытекающая из статей 9, 72 (пункты «в», «д» части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязанность в установленном федеральным законом порядке гарантировать использование и обеспечить охрану земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;

этим не затрагивается также право республик в соответствии со статьями 72 (пункт «о» части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации осуществлять международные и внешнеэкономические связи, при условии что такие связи не вторгаются в полномочия и прерогативы Российской Федерации как суверенного государства, предусмотренные статьей 71 (пункты «к», «л», «м», «н»), и что их координация определяется федеральным законом и принимаемыми на его основе законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации (пункты 1-5 резолютивной части Определения от 27 июня 2000 года N 92-О).

Разъясняя Определение от 27 июня 2000 года N 92-О, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 апреля 2001 года N 65-О подтвердил, что указанные положения Конституции Республики Башкортостан утратили силу непосредственно на основании решений Конституционного Суда Российской Федерации, без каких-либо отменяющих их специальных решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и, следовательно, более не являются составной частью правовой системы Российской Федерации (и правовой системы соответствующего субъекта Российской Федерации как ее элемента).

3. В Постановлении от 7 июня 2000 года и Определениях от 27 июня 2000 года N 92-О и от 19 апреля 2001 года N 65-О Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам.

3.1. Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.

Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. По смыслу преамбулы, статей 3, 4, 5, 15 (часть 1), 65 (часть 1), 66 и 71 (пункт «б») Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства.

При этом, по смыслу статей 3, 4, 5, 11, 71, 72, 73 и 76 Конституции Российской Федерации, наделение республики всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также признание высшей юридической силы конституции республики по вопросам ее ведения как субъекта Российской Федерации не означает, что республика тем самым признается суверенным государством, поскольку и то и другое проистекает не из суверенного волеизъявления республик, выраженного в их конституциях либо договоре, а из Конституции Российской Федерации как высшего нормативно-правового акта суверенной власти всего многонационального народа России.

Отсюда также следует, что не только принадлежащая субъекту Российской Федерации полнота государственной власти, т.е. пределы полномочий (статья 73 Конституции Российской Федерации), но и приоритет нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, изданного по вопросам его собственного правового регулирования (статья 76, части 4 и 6, Конституции Российской Федерации), а также самостоятельное установление субъектом Российской Федерации своей системы органов государственной власти (статья 77, часть 1, Конституции Российской Федерации) не могут рассматриваться республикой в качестве ее суверенных прав и суверенных полномочий со всеми вытекающими последствиями.

Положение о полноте законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которой обладают субъекты Российской Федерации в порядке статьи 73 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать в системном единстве не только с положениями статьи 76 (части 2 и 5), согласно которым по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут им противоречить, а в случае противоречия действует федеральный закон, но и с положениями статьи 77 о том, что самостоятельное установление субъектами Российской Федерации системы своих органов государственной власти должно соответствовать основам конституционного строя, общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом (часть 1) и что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (часть 2), а следовательно, и те, и другие должны подчиняться единым принципам и правилам функционирования этой системы.

3.4. Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года, признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов (статья 4, часть 2; статья 15, часть 1; статья 67, часть 1). Отсутствие у субъектов Российской Федерации, в том числе у республик, суверенитета подтверждается и положениями статей 15 (часть 4) и 79 Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерация как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором. Кроме того, территориальные границы республики, как и всех других субъектов Российской Федерации, являются не государственными, а административными.

Разрешая указанным образом вопрос о суверенитете республик, Конституция Российской Федерации тем самым предопределяет и решение производного вопроса о гражданстве, поскольку именно суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации ни в статье 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Российской Федерации, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ее статья 71 (пункт «в») относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, что во взаимосвязи со статьей 76 (часть 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Действующий Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» 1991 года, принятый до вступления в силу Конституции Российской Федерации, устанавливает, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики (часть 2 статьи 2). С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года возник вопрос о том, подлежит ли названное законоположение, действовавшие до ее вступления в силу, применению, для ответа на который необходимо прежде всего уяснение закрепленного статьей 6 Конституции Российской Федерации принципа единого гражданства: означает ли этот принцип, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики, являются одновременно гражданами этой республики, и, следовательно, правомерно ли сохранение республиканского гражданства и правомочий республик по регулированию в данной сфере, или же данный принцип в контексте Конституции Российской Федерации означает иное, а именно что граждане Российской Федерации обладают единым, общим для всех, единственным гражданством и вытекающими из принадлежности к нему едиными и равными федеральными гарантиями прав и свобод и государственной защиты независимо от того, на территории какого субъекта Российской Федерации они проживают, и независимо от оснований приобретения российского гражданства?

Разрешение этого вопроса, однако, означало бы, по существу, проверку конституционности указанного положения Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Между тем такая проверка не может быть осуществлена в процедуре толкования Конституции Российской Федерации.

Приоритет положений Конституции Российской Федерации имеет место при определении как статуса субъекта Российской Федерации, так и предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов. Следовательно, содержащееся в статье 11 (часть 3) Конституции Российской Федерации положение о том, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, предполагает, что все указанные договоры должны соответствовать Конституции Российской Федерации, а потому любое допускавшееся ими ограничение либо разделение суверенитета Российской Федерации исключается.

Как следует из преамбулы, статьи 3 (часть 3) и пункта 1 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации, принятая всенародным голосованием Конституция Российской Федерации как таковая является актом высшего непосредственного выражения власти многонационального российского народа в целом. Поэтому положения Федеративного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции Российской Федерации.

В связи с этим необходимо учесть, что Федеративный договор в части, касающейся взаимоотношений Российской Федерации с республиками в составе Российской Федерации, предусматривал, что республики (государства) обладают всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы (отнесены) в ведение федеральных органов государственной власти в соответствии с данным Договором (пункт 1 статьи III). В отличие от этого в статье 73 Конституции Российской Федерации применительно не только к республикам, но и ко всем другим субъектам Российской Федерации закреплено, что они обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения. Другими словами, властные полномочий субъектов Российской Федерации в сфере их ведения закреплены «по остаточному принципу», без раскрытия содержания этих полномочий.

Кроме того, Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации как судоустройство (статья 71, пункт «о») и установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности (статья 71, пункт «г»), так и установление судебной системы Российской Федерации в целом, которая в силу статьи 118 (часть 3) определяется исключительно Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Конституция Российской Федерации устанавливает единую судебную систему и не предполагает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов Российской Федерации. К судам субъектов Российской Федерации федеральным конституционным законом отнесены лишь их конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Исходя из этого. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 7 июня 2000 года сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой регулирование образования и деятельности федеральных судов не может осуществляться нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, поскольку это нарушает принцип верховенства Конституции Российской Федерации и является вторжением в полномочия Российской Федерации по предметам ее ведения, т.е. не согласуется со статьями 4 (часть 2), 71 (пункты «г», «о») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Из Постановления от 7 июня 2000 года во взаимосвязи с Определениями от 27 июня 2000 года N 92-О и от 19 апреля 2001 года N 65-О следует, что другие положения нормативных актов республик в составе Российской Федерации, которые хотя и не были предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, но содержат предписания о принадлежности суверенитета (полного или частичного) республике и именно на нем основывают те или иные полномочия и компетенцию органов государственной власти и характер правоотношений с Российской Федерацией, в том числе возникающих из договоров, по существу, независимо от формы изложения будут такими же, как и положения, которые названными решениями Конституционного Суда Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, частями первой и четвертой статьи 71 и частями первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *