временная прописка в сельской местности льготы
Получение детских пособий – при наличии временной регистрации
Одинокой матери отказали в выплате пособия из-за отсутствия постоянной регистрации. Законно ли это?
«Мне, одинокой матери с ребенком 5 лет, отказали в выплате пособия из-за отсутствия постоянной регистрации. Временная регистрация у меня есть. Подтверждающий документ я представила через Портал госуслуг вместе с заявлением. Является ли отказ в выплате пособия нарушением моих прав, если в законе прописано слово “регистрация”, а то, что она должна быть постоянной, – нет?»
Закон и суды на стороне граждан
Закон позволяет обращаться за детскими пособиями по постоянному месту жительства, указанному в паспорте как место регистрации, и по месту фактического проживания заявителя и ребенка (ст. 2 Закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).
Этой же позиции придерживаются суды при разрешении споров, связанных с назначением социальных выплат и оказанием гражданам господдержки на региональном уровне. Еще в 1998 г. Конституционный Суд РФ сказал, что граждане могут реализовывать свои права вне зависимости от места регистрации. Суд отметил, что регистрация – это лишь предусмотренный федеральным законом способ учета граждан в пределах РФ, который носит уведомительный характер и отражает факт нахождения человека по месту пребывания или жительства. Наличие регистрации или ее отсутствие не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ (Постановление от 2 февраля 1998 г. № 4-П).
Таким образом, пособие можно оформить в любом регионе, даже не имея прописки. Но заявителю нужно представить доказательства проживания там, где подано заявление на пособие. Такое требование ввели для того, чтобы избежать возможного начисления выплат одному человеку в нескольких регионах. Поэтому органы социальной защиты могут просить документы, подтверждающие фактическое проживание в регионе, в котором заявитель обращается за пособием, а вот отказать в назначении пособия только потому, что нет постоянной регистрации, – не могут. Такой отказ получится успешно оспорить в суде со ссылкой на вышеуказанное постановление Конституционного Суда РФ.
Сельская прописка и ее преимущества на примере Москвы.
Самое дорогое жилье в России признано за Москвой. Дабы избежать такого гнета, люди ищут различные варианты, в частности, предпочитают прописку и проживание в Московской области, нежели в самой столице. Каковы особенности и преимущества такого шага, почему сельская прописка выгодней?
Сельская прописка – плюсы и минусы.
1. Стоимость жилья. Цена за квадратный метр в Подмосковье гораздо дешевле. На территории области можно приобрести в собственность квартиры и индивидуальные дома на 15-20% дешевле столичных.
2. Меньшее налогообложение. Сборы по недвижимости меньше. При исчислении налога учитывают лишь кадастровую оценку. Выгодно платить транспортный налог – в области ставка составляет 10 рублей для автомобиля, чья мощность доходит до 75 л.с. В столице – 12 рублей.
3. Оплата коммунальных платежей. Федеральный стандарт области составляет 163 рубля, а в Москве – уже 191. В два раза плата за капитальный ремонт в столице превышает аналогичную в области.
4. Доступные квоты на лечение в области.
5. Наибольшая доступность свободных мест в детсадах.
6. Однако в Москве пенсионные выплаты больше чем в области. У столичных пенсионеров много прерогатив – безвозмездный проезд в метро, дополнительные надбавки к пенсии. Минимальная пенсия для столичных 11 тыс. рублей с копейками, а в области – не более 9 тыс. рублей.
7. В столице повыше величина денежных выплат по беременности, единовременная выплата по родам, детские пособия. Льготы по обеспечению лекарственными препаратами, снабжение продуктами питания детей до достижения ими возраста 2-х лет и прочее. Молодые супруги, ставшие родителями впервые, вправе получить пособие размером в пять окладов.
Преимущества сельской прописки.
Таким образом, на примере Москвы и области отчетливо видны преимущества, а также недостатки прописки в области. Однако если рассматривать ситуацию с другим регионом, не факт, что будет большая разница между пропиской в сельской местности и в городе. Как правило, в провинции основными моментами, на которых нужно заострить свое внимание, при выборе места прописки, становятся кадастровая стоимость недвижимости. Также цена за квадратный метр, отсутствие коммуникаций во многих селах, но в то же время – возможность иметь свой участок земли, выращивать здоровую и натуральную продукцию, сэкономить на коммунальных платежах, быстрее устроить ребенка в садик или школу. Однако о достаточном наличии организаций дополнительного образования (проведение досуга) в сельской местности говорить не приходится. Так или иначе, каждый человек делает собственный выбор, жертвуя теми или иными преимуществами.
Система прописки умерла
События, связанные с пандемией коронавируса, хорошо показали, что и как не работает в России. Возможно, это повод отказаться от устаревших институтов. Одним из таких институтов стала прописка или, говоря юридическим языком, институт постоянной или временной регистрации по месту жительства или пребывания.
Для введения режима самоизоляции и прямых карантинных мер государству оказалось важно знать, где человек живет на самом деле. Если меры станут более жесткими – по образцу, скажем, французских, где при каждом появлении на улице нужно указывать, где ты живешь и куда направляешься, – то эта информация станет жизненно необходимой.
Отдадим должное российским властям. Об официальной регистрации в этой ситуации почти никто не вспоминает. Отдельные эксцессы вроде попыток руководства Чечни ограничить въезд по принципу прописки встречают неодобрение федеральных властей. Тема прописки возникает только тогда, когда властям нужно подчеркнуть, как в Приморском крае, что указывать в документах, обеспечивающих режим самоизоляции, нужно адрес реального проживания, а не адрес постоянной или временной регистрации.
Кризис продемонстрировал, что системы регистрации не могут быть использованы для решения насущных задач управления. Это неудивительно. Всероссийский опрос 2017 г., проведенный Центром стратегических разработок, показал, что не по месту регистрации (постоянной или временной) живет четверть людей в возрасте до 30 лет. Нет никаких оснований предполагать, что за минувшие три года ситуация существенно поменялась. Более того, важно понимать, что оценка живущих не по прописке на основании опроса будет сильно заниженной, так как проживание не по прописке – административное правонарушение.
Некарантин на недоверии
Но информация о том, сколько и где проживает людей, критически важна для государственного управления. Места в школах и детских садах, коммунальная инфраструктура и проч. – все это завязано на информацию о численности населения. На самом деле много лет российские системы государственного управления успешно шли по пути отвязывания планирования и социального обеспечения от регистрации по месту жительства. Прикрепиться к поликлинике, записать ребенка в детский сад или школу, получить многие формы государственной социальной помощи сегодня одинаково легко в любой точке страны вне зависимости от места регистрации. Понятно, что существуют локальные инициативы, авторы которых стараются дискриминировать «приезжих», но это полулегальные и сомнительные практики. Большая часть государственных сервисов больше не нуждается в информации о прописке.
Проблемы остаются для различных региональных и муниципальных льгот, форм помощи и услуг. Там, где есть централизованный учет, нет шансов, что человек дважды получит единовременное пособие по рождению ребенка или материнский капитал. Но там, где такого учета нет, вполне можно представить, что человек обращается за материальной помощью от Ленинградской области в Тихвине, а потом едет получить аналогичную помощь от Вологодской области в Череповец. Однако эту проблему нужно решать другими способами.
Фактическим признанием смерти системы прописки стало появление на портале государственных услуг пункта «Адрес проживания», где гражданину предлагается сообщить, где он находится на самом деле, и, если он находится в ином регионе, фактически признаться в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.15.1 КоАПа и грозящей штрафом до 5000 руб. в Москве и Санкт-Петербурге или до 3000 руб. в остальных регионах. Однако никаких панических сообщений, что кто-то указал адрес своего фактического проживания на сайте госуслуг, а через полгода пришел участковый и составил протокол, нам найти не удалось.
Снижение фактической репрессивности системы по отношению к нарушителям режима регистрации по месту жительства было важной чертой государственной политики последних лет – несмотря на то что именно на законодательном уровне в 2013 г. произошло существенное ужесточение. В экстренной ситуации, как показывает практика, государство о системе регистрации и ответственности за жизнь без таковой просто не вспоминает.
Государство после пандемии: дай ему уйти
Реанимировать существующий институт прописки невозможно. Проблем с пропиской нет, только когда человек – собственник законного жилья или живет по договору социального найма. Если же он арендатор, то никаких способов убедить хозяина прописать его нет. Понятно, что наниматель, который пожалуется на арендодателя в полицию (на нарушение той же статьи 19.15.1 КоАПа), в лучшем случае лишится жилья, а в худшем – получит от обиженного рантье массу претензий. Собственных же стимулов у владельца прописывать арендатора нет. Даже в том случае, если он лишен (не всегда безосновательных) советских страхов «пропишешь, потом не выпишешь», прописка – это несколько рабочих часов коммуникации со структурами без дружественного интерфейса. Все, что может арендатор, – искать смелого арендодателя и стимулировать его дополнительной платой за проживание с пропиской. Понятно, что в обозримом будущем массовой такая история стать не может. Репрессивные меры помочь могут лишь в очень небольшой степени, как не помогали они 15 лет назад, когда применялись гораздо жестче.
В крупных городах двузначное число процентов населения будет жить без прописки так же, как и сейчас. В сельской местности и малых городах будет возникать обратная картина – количество прописанных будет существенно выше количества проживающих из-за трудовой миграции в города. Государственная система учета, которая не видит самых молодых и мобильных своих граждан, – это плохая система учета, которая может вводить лиц, принимающих решения, в заблуждение и ничего более.
Почему же нельзя оставить все как есть? На то есть две причины. Первая в том, что чем ближе правовые и управленческие технологии к реальности, тем они лучше. Наличие спящих репрессивных норм, недостоверной системы учета одновременно и ухудшает правовую среду, и снижает качество принимаемых государством решений. Вторая причина связана с выходом из кризиса. Бюджетные доходы сократятся, потребуется оптимизация всех расходов. В тучные годы можно позволить себе содержать несколько дублирующих неэффективных систем, в ситуации, когда нужно радикально оптимизировать расходы, – нельзя.
Отмена системы прописки – подарок для реформатора. Снижение уровня регулирования, улучшение правовой среды за счет формальной отмены мертвого института, высвобождение нескольких тысяч человек по стране, которые заняты администрированием этого института, и перенаправление на что-то более полезное (пусть даже в той же полиции). Сплошные плюсы и никаких минусов.
Понятно, что технологически потребуется несколько решений, которые позволят каким-то образом отслеживать перемещения граждан. Например, можно говорить об альтернативах типа «вы можете жить без прописки, если на сайте госуслуг (а им пользуется 103 млн человек, более 85% взрослого населения) указали адрес фактического проживания и согласились получать официальные уведомления на адрес электронной почты». В этом случае вы просто распечатываете выписку (как сейчас в ЕГРН) и представляете ее по месту требования. Для остальных можно на какое-то время оставить механизмы прописки. Остаются небольшие проблемы с социальной помощью на местах, но они решаются еще проще.
Авторы – младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, ассоциированный профессор социологии права им. С. А. Муромцева Европейского университета в Санкт-Петербурге
Основные плюсы и минусы прописки в деревне
В 2013 году в России был принят закон, разрешающий гражданам оформлять прописку в сельской местности. Процедура не имеет кардинальных отличий от стандартной регистрации в городском жилье. Так как информация об официальном оформлении постоянно меняется (что-то становится недействительным, появляются нововведения), за актуальными сведениями необходимо обратиться в местные органы, занимающиеся данной сферой.
Особенности процедуры
Если человек, желающий прописаться в деревне, не является владельцем жилища, он должен получить согласие собственника на оформление документа.
Заявитель предоставляет следующие документы:
Гражданин может обратиться к доверенному лицу, чтобы не заниматься процессом оформления самостоятельно. Для этого, заполняется доверенность, которая дает право постороннему человеку участвовать от стороны заявителя. Гражданин имеет право не выписываться с прошлого места жительства.
Если в населенном пункте есть паспортный стол, гражданин передает туда документы. Если такие вопросы решаются в городском или районном центре, к которому прикреплена деревня, необходимо обратиться в местный МФЦ или отделение ГУвм МВД. При наличии аккаунта на сайте «Госуслуги», можно подать электронное заявление.
Для оформления прописки не требуются денежные траты. Процедура полностью бесплатна, оплата госпошлины не нужна. Максимальное время оформления прописки после подачи документов — неделя.
Преимущества прописки в деревне
Недостатки прописки в сельской местности
Стоит ли оформлять прописку в деревне?
Перед оформлением прописки необходимо определиться, с какой целью она нужна. Можно получить официальную регистрацию, а проживать в городе или другом населенном пункте. В таком случае, значительных минусов практически нет. Многие автолюбители, желая сэкономить, регистрируются в деревнях.
Прописка в сельской местности дает много экономически выгодных преимуществ, но социальные выплаты и льготы значительно меньше. Также, проживание вблизи природы улучшает здоровье.
Рекомендуется сравнить особенности проживания в городе и областной деревне, так как все социальные услуги могут значительно отличаться в разных регионах.
При оформлении не рекомендуется заострять внимание на сложностях оформления, что отпугивает многих граждан. Важно сравнить плюсы и минусы данного выбора.
Современные городские жители все чаще задумываются над переездом из шумного города в тихую деревню. При этом они хотят сменить свою прописку на сельскую.
На что следует обратить внимание перед принятием решения о смене места жительства, какие документы нужно собрать для прописки в деревенском частном доме, причины отказа в регистрации – обо всем в этой статье.
Законодательная база
Чтобы прописаться в деревне (селе) нужно собрать необходимые документы и обратиться местную администрацию.
Порядок прописки в селе/деревне, как и в любой другой местности, регламентируется следующими нормативными актами и законами:
Если гражданин прописан в городе и решил изменить прописку на сельскую, он столкнется с некоторыми трудностями.
До января 2020 г регистрация гражданина в частном доме могла быть произведена главой сельсовета/администрации деревни/села.
Однако, эти обязанности перешли территориальным структурам ФМС России после внесения изменений в отдельные законодательные акты РФ (в народе они известны как «Закон о резиновых квартирах»).
Поэтому гражданину придется съездить в райцентр для осуществления процедуры сельской прописки.
Процедура оформления
Если дом в селе только построен, в нем еще никто не проживает, не прописан, то для совершения процедуры прописки сначала надо собрать свидетельства о пригодности постройки для проживания, а так же документ о введении дома в эксплуатацию.
Важно: конструктивное строительство должно быть совершено! (т.е. закончено возведение пола, стен и крыши).
Если дом в селе уже эксплуатируется и в нем есть проживающие, то для совершения процедуры прописки сначала нужно обеспечить письменное согласие владельца дома на прописку еще одного (нескольких) человек.
В случае, если требуется прописать новорожденного или ребенка, не достигшего возраста 14 лет, но при этом хотя бы один из его родителей прописан в доме, письменное соглашение собственника не требуется.
Чтобы получить прописку, нужно обратиться в паспортный стол сельской администрации (если таковая имеется) или в районный МФЦ и собрать документы:
В случае, если заявитель не занимается самостоятельно процедурой оформления, потребуется
В случае, если заявитель выписался из прежнего места проживания, потребуется
Однако, важно помнить, что быть нигде не прописанным можно только 7 дней, более – на гражданина накладывается штраф.
Еще один важный нюанс – для новой прописки (например, если гражданин переехал из города в село) не требуется выписка из предыдущего места жительства.
Можно одновременно подать заявление на выписку со старого места проживания и на прописку на новом месте.
При этом экономится время и есть гарантия, что гражданин «не зависнет в воздухе» без прописки.
Упростить и ускорить процедуру прописки поможет использование портала Госуслуг.
Там можно посмотреть список документов для получения прописки, а так же оставить электронное заявление на прописку.
При этом нужно иметь логин и пароль для входа в личный кабинет портала Госуслуг.Читайте, как сделать электронною регистрацию через Госуслуги.
Основные плюсы и минусы прописки в деревне
В 2013 году в России был принят закон, разрешающий гражданам оформлять прописку в сельской местности. Процедура не имеет кардинальных отличий от стандартной регистрации в городском жилье. Так как информация об официальном оформлении постоянно меняется (что-то становится недействительным, появляются нововведения), за актуальными сведениями необходимо обратиться в местные органы, занимающиеся данной сферой.
Особенности процедуры
Если человек, желающий прописаться в деревне, не является владельцем жилища, он должен получить согласие собственника на оформление документа.
Заявитель предоставляет следующие документы:
Гражданин может обратиться к доверенному лицу, чтобы не заниматься процессом оформления самостоятельно. Для этого, заполняется доверенность, которая дает право постороннему человеку участвовать от стороны заявителя. Гражданин имеет право не выписываться с прошлого места жительства.
Если в населенном пункте есть паспортный стол, гражданин передает туда документы. Если такие вопросы решаются в городском или районном центре, к которому прикреплена деревня, необходимо обратиться в местный МФЦ или отделение ГУвм МВД. При наличии аккаунта на сайте «Госуслуги», можно подать электронное заявление.
Для оформления прописки не требуются денежные траты. Процедура полностью бесплатна, оплата госпошлины не нужна. Максимальное время оформления прописки после подачи документов — неделя.
Преимущества прописки в деревне
Недостатки прописки в сельской местности
Стоит ли оформлять прописку в деревне?
Перед оформлением прописки необходимо определиться, с какой целью она нужна. Можно получить официальную регистрацию, а проживать в городе или другом населенном пункте. В таком случае, значительных минусов практически нет. Многие автолюбители, желая сэкономить, регистрируются в деревнях.
Прописка в сельской местности дает много экономически выгодных преимуществ, но социальные выплаты и льготы значительно меньше. Также, проживание вблизи природы улучшает здоровье.
Рекомендуется сравнить особенности проживания в городе и областной деревне, так как все социальные услуги могут значительно отличаться в разных регионах.
При оформлении не рекомендуется заострять внимание на сложностях оформления, что отпугивает многих граждан. Важно сравнить плюсы и минусы данного выбора.