временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды

Временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды

Статья 44. Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости

С 01.01.2023 в ч. 1 ст. 44 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 120-ФЗ).

1. Государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

2. В случае государственной регистрации прекращения обременения земельного участка или здания, сооружения, помещения, в связи с установлением которого была образована и поставлена на государственный кадастровый учет часть такого земельного участка или таких здания, сооружения, помещения, снятие с государственного кадастрового учета части земельного участка либо части здания, сооружения, помещения осуществляется без соответствующего заявления одновременно с государственной регистрацией прекращения обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения, помещения при отсутствии сведений о том, что в отношении такой части земельного участка или такой части здания, сооружения, помещения зарегистрировано другое обременение. Для государственного кадастрового учета части земельного участка либо части здания, сооружения, помещения и государственной регистрации обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения, помещения, если соответствующая часть ранее была снята с государственного кадастрового учета в связи с государственной регистрацией прекращения обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения, помещения, по заявлению заявителя орган регистрации прав использует межевой план или технический план, представлявшиеся ранее в отношении указанных части земельного участка или части здания, сооружения, помещения, если не изменилось местоположение границ указанных части земельного участка или части здания, сооружения, помещения. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения обо всех помещениях, расположенных в здании, сооружении, и на государственную регистрацию прав представлен договор аренды здания, сооружения, предусматривающий право пользования (владения и пользования) частью здания, сооружения, представляющей собой одно или несколько помещений, имеющих общие строительные конструкции (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), здания, сооружения, орган регистрации прав обеспечивает государственный кадастровый учет части здания, сооружения без представления соответствующего технического плана.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государственная регистрация договора аренды части земельного участка осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части.

4. Государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Если в аренду передается часть земельного участка, здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части земельного участка, здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть земельного участка, здания или сооружения. Если в аренду передается часть земельного участка, здания, сооружения, помещения или машино-места и вместе с заявлением о государственной регистрации прав и прилагаемыми к нему документами не представлен межевой план, технический план в отношении части таких объектов недвижимости, государственный кадастровый учет данной части земельного участка, здания, сооружения, помещения или машино-места, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, не осуществляется, договор аренды на такие объекты регистрируется как обременение соответствующего объекта недвижимости. В случае передачи в аренду части земельного участка, здания, сооружения государственная регистрация прекращения права на здание, сооружение и снятие таких здания, сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Государственный кадастровый учет части находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которая образуется в целях установления сервитута, осуществляется по заявлению одной из сторон соглашения об установлении сервитута.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

Источник

Временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды

временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды. временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды фото. картинка временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды. смотреть фото временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды. смотреть картинку временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды. временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды фото. картинка временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды. смотреть фото временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды. смотреть картинку временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды. временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды фото. картинка временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды. смотреть фото временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды. смотреть картинку временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды.Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 октября 2017 г. N Д23и-4942 «Относительно кадастрового учета части здания в целях регистрации долгосрочного договора аренды»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев в пределах своей компетенции обращение сообщает.

Росреестр руководит деятельностью своих территориальных органов, контролирует и анализирует их деятельность и разрабатывает меры по ее совершенствованию в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, кроме того Росреестр в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет полномочия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведению ЕГРН и предоставлению сведений, содержащихся в нем (пункты 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.15).

При этом также отметим, что решение об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, приостановлении или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав принимается органом регистрации прав в каждом конкретном случае на основании представленных для такого учета документов.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Технический план согласно части 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте или об объекте незавершенного строительства, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения либо новые необходимые для внесения в ЕГРН об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Обращаем внимание, что, по мнению Департамента недвижимости, положение подпункта 34 пункта 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ применяется при осуществлении государственного кадастрового учета исключительно в отношении помещения, если оно не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест).

Требования к обособленности или изолированности части здания, сооружения, помещения Законом N 218-ФЗ, Требованиями N 953 не установлены.

Таким образом, при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием или прекращением существования части здания, сооружения, помещения, на которую распространяются ограничения (обременения) прав, за исключением случая, если одновременно выполнялись кадастровые работы в связи с созданием либо образованием помещения, положение пункта 34 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ не применяется.

В соответствии с частью 5 статьи 44 Закона N 218-ФЗ, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в ЕГРН, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.

Однако в уведомлении о приостановлении государственной регистрации договора аренды от 26 января 2017 г. указывается, что согласно представленному договору аренды нежилых помещений в аренду передается именно нежилое помещение.

Учитывая вышеуказанные противоречия в представленных документах, а также принимая во внимание описанные особенности осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации в зависимости от предмета договора аренды (часть здания или помещение) подготовка обоснованной правовой позиции Департамента недвижимости по затронутому в Вашем обращении вопросу не представляется возможной.

Дополнительно полагаем существенным отметить, что в целях осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации в отношении частей объектов недвижимости, требования о необходимости приложения к техническому плану такого объекта заключения о состоянии несущих конструкций Законом N 218-ФЗ не предусмотрено.

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу кадастрового учета части здания в целях регистрации долгосрочного договора аренды. В частности, указано следующее.

Если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в ЕГРН, в частности, блок-секция, подъезд, помещение, в т. ч. в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), то кадастровый учет такой части здания или сооружения совершается одновременно с госрегистрацией договора аренды без соответствующего заявления.

При передаче в аренду части здания или сооружения госрегистрация прекращения права на них и снятия объектов с кадастрового учета не проводится.

При оценке правомерности приостановления кадастрового учета и (или) госрегистрации ограничения прав в случае предоставления в аренду недвижимого имущества существенное значение имеет предмет договора, который может представлять собой как часть здания, так и помещение в нем.

Источник

Боль, аренда и Росреестр

Коллеги, волей судеб уже несколько лет связан с регистрацией договоров (преимущественно аренды) в реестре недвижимости. На собственном опыте прочувствовал все веяния регистрационной моды. В связи с этим, решил написать статью, которая поможет не проходить через все грабли и препоны в отношениях с государством тем, кому этот опыт ещё предстоит.

Статья будет состоять из двух частей. Первая будет посвящена больной теме — кадастровому учёту части объекта недвижимости. Вторая часть затронет юридические вопросы (претензии к самим сделкам).

Как сказал заранее ВС РФ, ещё до ввода в действие нового закона о регистрации недвижимости (видимо, предвидя особое мнение Росреестра), «учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения)» (Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета от 30.11.2016).

Но как известно, Росреестр — это вещь в себе, поэтому забудьте про старые добрые времена, когда всё, что нужно было нужно сторонам, — публичность. Теперь они должны разбираться с совершенно не нужными им вопросами кадастрового учёта.

Кадастр в кадастре

Я не знаю, насколько это частая ситуация. Но у нас собственность на каждое здание целиком (с соответствующим кадастровым номером здания), но каждый этаж считается отдельным помещением (с отдельным кадастровым номером), а какие-то этажи разбиваются на мелкие фракции ещё дальше (тоже со своими номерами).

Сначала нас заставляли указывать в характеристиках предмета именно конечный кадастровый номер помещения (раз часть помещения сдаём, то кадастровый номер помещения и указываем). Потом концепция поменялась. После серии приостановок и хождений в справочное окно, флюгер мнения Росреестра дрогнул. Теперь, говорят нам, указывайте кадастровый номер того объекта недвижимости, собственником которого вы и являетесь. Да, вы формально собственник этого помещения, но документы у вас на здание целиком. А на помещение у вас ничего нет. Поэтому формально для наших баз вы не собственник.

Совет: сдавайте в аренду тот объект, на который у вас есть правоустанавливающие документы.

Часть части

После того, как для нас устаканилась практика со связкой кадастрового номера и помещения/здания через какой-то период мы опять получили серию приостановок. Долгие хождения с минимум информативности по справочным окнам Росреестра показали углубление концепции «собственником помещения или здания мы являемся». Раз здания, то мы должны подавать заявление на кадастровый учёт не помещения, а здания. Да, мы сдаём часть помещения, которое ещё и является частью здания. Значит должны проводить кадучёт не по помещению, а по зданию.

Совет: подавайте заявление на кадастровый учёт части в «главном» объекте, если у вас нет собственности на его отдельные части.

Меняем всё

Очередная серия приостановок после благополучного периода. Хождения на приём к регистратору показали его крайнее несогласие с простой постановкой части на учёт. Потому что мы создаём часть, а значит меняются характеристики здания. Регистратор сказал, что это нужно другое заявление, но достаточно его озаглавить по-другому. В остальном оно выглядит так же. Наивные. Следующим требованием поступило производить кадастровый учёт земельного участка, потому что мы заявили о кадастровом учёте здания. Пришлось отзывать заявление и подавать заново. После долгих дискуссий и споров с регистраторами выявили «безопасную» формулировку, которую и пишем в заявлении. В МФЦ нет такой строчки, поэтому она заполняется вручную — «учёт изменений объекта недвижимости в связи с изменением основных характеристик объекта».

Совет: пишите правильные формулировки, даже если объект выбран правильно.

Графа есть, но смысла нет

В связи с тем, что нам приходится проводить кадастровый учёт здания без полноценного учёта (который не нужен), мы столкнулись с серией приостановок, показывающих всю глубину глубин этой концепции. К примеру, мы должны описать часть здания в виде характерных точек границ части здания. Грубо говоря, проекцию части помещения на земельный участок. Как будто бы помещение восьмого этажа висело в воздухе отдельно и можно было его очерчить на земле. Что само по себе абсурдно, да ещё и сложно чисто технически. Поэтому это всё рисуется ориентировочно и специально для регистратора указывается, почему это сделано неточно. Так же в форме техплана предусмотрены жёсткие требования к масштабу, которые приходится нарушать (ничего не видно) и обосновывать это отдельно.

Совет: кадастровый инженер должен мотивировать все отступления от формы, даже если всем всё понятно, что буквальное следование требованиям невозможно.

Проект решает

Почти сразу начали всплывать вопросы с обоснованием образования части. Пресловутый проект перепланировки. Которой не может быть в нежилом здании (но это вопрос отдельной статьи). У нас было несколько итераций приостановок. Такое ощущение, что регистраторы проходят курсы переподготовок и начинают выдавать новые усовершенствованные причины. Сначала это было просто требование хоть какого-нибудь проекта перепланировки, потом появилось требование о страницах до и после перепланировки, потом с описанием того, что изменилось и какие работы проводились. Закончилось это в итоге жёстким информационным вакуумом, а после было заявлено, что наш проект — это не проект, а чёрт знает что. Попросили сделать его соответствующим какому-то постановлению Правительства по проектной документации (так и сказали, дословно).

А как я это сделаю, если нам проект в принципе не нужен по закону? Мы же не ведём строительство, это просто отделка. Даже если возводишь стену, выделяя отдельный офис, это же всё равно отделочные работы. Как будто ты шкафом в коммуналке комнату разделил. И строители наши тоже меня послали, говорят, что мы тебе туда напишем? Требования по вывозу отходов? В общем, нам намекнули, что нужна «презентабельная» проектная документация, чтобы выглядело красиво. Наняли отдельно архитектора, который нам теперь делает каждый раз один и тот же проект, где кроме планов ничего не меняет. Накидали туда всякий мусор про пожарку, состав стен из ГВЛ, ссылки на СНиПы.

Совет: делайте красиво и бохато, главное, чтоб у регистратора глаз радовался.

Мало бумажек

Следующая итерация по проекту заключалась в том, что по постановлению Правительства Москвы (наверняка такое есть во многих регионах) № 432-ПП от 27.08.12 «О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется» необходимо предоставлять техническое заключение как отдельный документ. Само это постановление вызывает раздумья о субординации нормативных актов. Может ли акт субъекта переплюнуть градостроительный кодекс? Но что ж, архитектор теперь нам делает и техзаключение, которое почти полностью повторяет проект перепланировки.

Совет: обязательно прикладывайте техзаключение к вашему проекту, где будет написано, что разрешение на строительство не требуется, а с несущими конструкциями проблем нет.

Приказ — наша Конституция

Отдельная длинная история баталий с Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений». Чтобы не описывать все хождения по руководствам и справочным Росреестра (где нам честно говорили, что они не понимают, чего от нас хочет регистратор и сами же (!) предлагали подать на него в суд), пришли к следующей схеме.

Техплан должен быть нарисован только с использованием условных знаков, которые содержатся в приказе. Остальное выбрасываем. Если их нет (а знаков там очень мало), но очень надо, то этот знак можно использовать, но внести его в легенду плана. В итоге у нас там какие-то абсурдные знаки вроде колонн, но, главное, чтобы регистратор был счастлив.

Совет: ваш техплан должен быть вылизан по-армейски. Шаг право, шаг влево — приостановка без объяснения причин с ссылкой на приказ.

Разрешение

О, эта асбурдная, но постоянная причина для приостановки. В общем, требования к представленному качеству документов, где указывается даже разрешение сканирования. И никого не волнует, что у нас pdf, а этот формат в принципе не показывает разрешение… Итого, требования, выстраданные долгими хождениями:

Совет: делайте средненько, но однообразненько.

Планы планам рознь

Регистратор будет смотреть ваши планы под лупой. В ход пойдёт любое несоответствие, чтобы влепить вам приостановку. В договоре стороны отметили, к примеру, на плане БТИ помещение для удобства, а в проекте перепланировки использовалась автокадовская версия? Несоответствие. У вас там по-разному нарисовано. Техплан сделан по всем знакам приказа, а БТИ не знало, что когда-то в будущем выйдет приказ? Несоответствие. Что это у вас тут за шахта какая-то? А почему фасадные стёкла нарисованы не так как внутреннее остекление? В итоге, мы пришли к неудобной, но работающей схеме. Когда договор уже окончательно согласовывается всеми сторонами (предварительно используется план БТИ), мы отдаём на доработку инженеру с архитектором этот план, который вылизывается на соответствие приказу, и уже его вставляем в договор. И только потом подписываем. Это затягивает сроки, но что делать.

Совет: план в договоре, в проекте и в техплане для пущего спокойствия неспокойного регистратора должен быть одинаков.

Этажный вопрос спортил

Буду короток. Один регистратор вам скажет, что в архив с техпланом нужно засунуть планы всех этажей. Даже если это чердак. Другой вам скажет, кто эту ересь вам сказал и зачем мне эти этажи, если помещение только на одном. Выкидывайте, мол, всё.

Совет: не угадать, но в большей части раз у нас проходил вариант с планом только этажа, где находится помещение.

У нас база вас не видит

Совет: если у вас возврат именно по такой ошибке, то не подавайте снова без непосредственного контакта с регистратором. Объяснить, где именно упал архив может только он. И даже это не всегда помогает. Бывает, что приходится несколько раз подавать заново, эксперементируя вместе с регистратором. Потому что порой они сами искренне не понимают, в чём проблема. Ведь вручную они всё могут видеть в архиве, ошибок не находят. А программа не подгружает данные. И всё.

А у нас всё просто

Передаёте помещение целиком? Без перепланировок? Прямо по плану БТИ всё идеально? Ха. Кроме того, что в вашем техплане найдут кучу ошибок, а план БТИ нарисован не по будущему приказу, вам ещё и напишут, что вы не узаконили перепланировку. Какую, если её не было? Я тоже не знаю. Но ведь пишут же!

Совет: не расслабляйтесь. И вместе с договором отдавайте сопроводительное письмо, где прямо так и пишите, как ребёнку, что, мол, помещение полностью отдаётся, перепланировок не было, всё прочерчено прямо по капитальным стенкам как всё это добро и висит в Росреестре.

Линейки

Новое веяние. Теперь должны быть указаны линейные размеры всех помещений. То есть все стены обозначены. Ну и что, что в БТИ не все помещения были с размерами. Ну и что, что в Росреестре этих размеров тоже нет и раньше им это не мешало. Ну и что, что площадь даже по БТИ не всегда точно выходит, если её высчитывать по линейным размерам. Это ваши проблемы.

Совет: если не хотите мерить вручную все помещения (да ещё с живыми арендаторами), то постарайтесь найти план помещения в автокаде (проектную документацию). Только посмотрите его на актуальность. И высчитывайте потом все площади тоже вручную. Чтобы подогнать потом размеры под площадь, если найдёте несоответствие.

Источник

Временный кадастровый учет нежилого помещения для аренды

Статья 70. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Орган регистрации прав снимает с учета часть земельного участка, сведения о которой внесены в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» до 1 января 2013 года в связи с наличием на соответствующем земельном участке здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в случае:

(в ред. Федеральных законов от 30.04.2021 N 120-ФЗ, от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) снятия с государственного кадастрового учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования;

2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об описании местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке;

3) поступления заявления собственника земельного участка о снятии с учета части земельного участка, образованной в связи с наличием на земельном участке здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, и отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о расположении таких здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на данном земельном участке.

(п. 3 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

1.1. Части земельного участка, государственный кадастровый учет которых осуществлен до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сведения о которых носят временный характер, могут быть сняты с государственного кадастрового учета (за исключением частей земельных участков, образованных в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории):

1) по истечении пяти лет со дня государственного кадастрового учета таких частей по решению органа регистрации прав;

2) до истечения пяти лет со дня государственного кадастрового учета таких частей на основании заявлений правообладателей земельных участков или лиц, в пользу которых установлены ограничения прав или обременения объектов недвижимости, в связи с возникновением которых был осуществлен государственный кадастровый учет таких частей земельного участка.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

2. Государственная регистрация права собственности на объект недвижимости, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимости с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимости при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по такому договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимости, предусмотренным данным документом.

2.1. При отсутствии государственной регистрации права собственности на нежилое здание, сооружение, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 января 2017 года, государственный кадастровый учет всех помещений и (или) машино-мест в таких здании, сооружении может осуществляться на основании заявления застройщика или лица, уполномоченного в порядке, установленном законом, собственниками указанных помещений и (или) машино-мест, лицами, права которых на данные помещения и (или) машино-места возникают, в том числе участниками долевого строительства, и на основании технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных помещений и (или) машино-мест.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

3. Орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

3.1. До 1 января 2040 года орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, предоставленный в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в связи с отказом гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 247-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществлены до 1 сентября 2018 года, в случае, если право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

4. Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета часть помещения, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае:

1) снятия с государственного кадастрового учета соответствующего помещения или здания, сооружения, в котором расположено помещение, в связи с прекращением их существования;

2) прекращения прав на такую часть помещения.

5. В срок до 2025 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права собственности Российской Федерации на здания и сооружения, не подлежащие передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляются без подготовки технического плана на основании указанной в настоящей части декларации об объекте недвижимости, при этом государственная регистрация перехода прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок с ними допускается только после уточнения сведений Единого государственного реестра недвижимости о таких объектах недвижимости по результатам выполнения кадастровых работ. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Особенности, установленные частью 5 настоящей статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. В срок до 2025 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, отнесенный решением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к числу объектов гражданской обороны, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

6.2. Особенности, установленные частью 6.1 настоящей статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Единый институт развития в жилищной сфере представляет в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации предусмотренного Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» ограничения права собственности Российской Федерации на находящиеся в федеральной собственности земельные участки, земельные участки, образованные из таких земельных участков, иные находящиеся в федеральной собственности объекты недвижимости, в отношении которых Единый институт развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» выполняет функции агента Российской Федерации, при государственной регистрации права собственности Российской Федерации, аренды и иных обременений, устанавливаемых в пользу третьих лиц, в отношении указанных объектов недвижимости или в течение одного месяца со дня принятия межведомственным коллегиальным органом решения, указанного в пункте 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» и в соответствии с которым Единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Допускается осуществление государственного кадастрового учета части лесного участка в составе земель лесного фонда в целях предоставления ее в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их составной частью, без одновременной государственной регистрации обременения лесного участка. Государственная регистрация обременения лесного участка в указанном в настоящей части случае осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона.

(часть 9 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ)

10. В срок до 1 января 2024 года подготовка технического плана в целях осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд зданий, сооружений, относящихся к имуществу общего пользования и созданных до дня вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании декларации, составленной и заверенной председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и правоустанавливающего документа на земельный участок общего назначения, на котором расположены такие здания, сооружения. При этом для подготовки технического плана предоставление разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод в эксплуатацию таких зданий, сооружений, а также иных документов не требуется.

(часть 10 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

11. В случае поступления в орган регистрации прав от органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, заявления о государственном кадастровом учете и прилагаемых к нему документов в отношении соответствующего объекта недвижимости, в том числе выданного в период с 1 января 2018 года до 1 августа 2018 года разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, орган регистрации прав одновременно с кадастровым учетом объекта недвижимого имущества обеспечивает внесение сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с правилами, установленными статьей 34 настоящего Федерального закона, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации указанное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию являлось решением об установлении зоны с особыми условиями использования территории.

(часть 11 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

С 01.03.2022 в ч. 12 ст. 70 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 299-ФЗ). См. будущую редакцию.

12. До 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(часть 12 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 267-ФЗ; в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости;

2) предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом.

(часть 13 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

14. Положения, предусмотренные пунктами 61 и 62 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, применяются также в случае, если создание объекта индивидуального жилищного строительства осуществлялось на основании разрешения на строительство.

(часть 14 введена Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ)

15. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на помещение (помещения) или машино-место (машино-места) в многоквартирном доме могут осуществляться при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком многоквартирном доме в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона был осуществлен государственный кадастровый учет хотя бы одного жилого или нежилого помещения либо машино-места, расположенных в таком многоквартирном доме, или если государственный кадастровый учет такого многоквартирного дома был осуществлен без государственного кадастрового учета помещений или машино-мест в нем. Условие, предусмотренное настоящей частью, не распространяется на многоквартирные дома, введенные в эксплуатацию с 13 июля 2015 года.

(часть 15 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

16. Государственный кадастровый учет расположенных в многоквартирном доме, указанном в части 15 настоящей статьи, помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такого многоквартирного дома. Государственный кадастровый учет такого многоквартирного дома осуществляется на основании заявления и необходимых для осуществления государственного кадастрового учета документов (разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию и соответствующего технического плана), представленных органом государственной власти или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на ввод такого многоквартирного дома в эксплуатацию, застройщиком, собственником жилого помещения или машино-места либо представителем собственников, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, или участником долевого строительства. В случае, если застройщиком, собственником жилого помещения или машино-места либо представителем таких собственников, уполномоченным решением общего собрания указанных собственников, или участником долевого строительства в орган регистрации прав не представлено разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, орган регистрации прав получает такое разрешение путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства.

(часть 16 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(часть 17 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

18. При представлении лицом, указанным в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника здания, сооружения, либо его законным представителем заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о наименовании данных здания, сооружения или помещения либо об изменении такого наименования (если такое изменение не связано с их реконструкцией, перепланировкой или переустройством либо изменением их назначения) такие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления. При этом такие сведения в данном заявлении должны быть указаны в отношении:

1) здания или сооружения в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию;

2) здания или сооружения в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, если такое здание или такое сооружение является объектом культурного наследия и включено в указанный реестр;

3) автомобильной дороги в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в едином государственном реестре автомобильных дорог, если соответствующее сооружение является составной частью автомобильной дороги.

(часть 18 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

19. Сведения о наименовании здания, сооружения или помещения могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника такого объекта недвижимости при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о виде разрешенного использования такого объекта недвижимости либо одновременно с внесением сведений о виде разрешенного использования такого объекта недвижимости.

(часть 19 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

20. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объекты, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не являются объектами недвижимого имущества (в том числе в связи с исключением таких объектов из числа недвижимых вещей в соответствии с внесением изменений в федеральный закон) и (или) не подлежат государственному учету в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом (до 1 января 2017 года не подлежали государственному учету в соответствии с правилами, предусмотренными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), записи о таких объектах и правах на них исключаются из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению лица, указанного в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника (обладателя иных вещных прав) такого объекта, или по заявлению собственника земельного участка, на котором расположен такой объект, если в Едином государственном реестре недвижимости права на указанный объект не зарегистрированы. Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает необходимую для принятия решения об исключении из Единого государственного реестра недвижимости таких записей информацию (документы) у органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществивших государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, или у организации, осуществляющей хранение документов, указанных в части 2.1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», в отношении объектов, ранее включенных в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 3 статьи 45 указанного Федерального закона.

(часть 20 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

21. До 2022 года государственный кадастровый учет в отношении объектов недвижимости, подлежащих передаче в собственность акционерного общества «Почта России» в качестве дополнительного вклада в уставный капитал в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2018 года N 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляется на основании заявления, представленного уполномоченным акционерным обществом «Почта России» лицом, декларации об объекте недвижимости и межевого плана или технического плана, подготовленных в том числе на основании такой декларации.

(часть 21 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

22. В случае, если в отношении жилого дома или садового дома, созданных на садовом земельном участке либо земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, до дня вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществлен государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав на такие объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом осуществляется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости. В случае, если право заявителя на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, представление правоустанавливающего документа на такой земельный участок не требуется. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.

(часть 22 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

Об особенностях регистрации одноэтажных гаражей, которые блокированы общими стенами, см. ФЗ от 05.04.2021 N 79-ФЗ.

23. Государственная регистрация права собственности на земельный участок, на котором расположен гараж, возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, и который предоставлен в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» гражданину в собственность бесплатно, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такого гаража (в случае, если ранее его государственный кадастровый учет не был осуществлен) и государственной регистрацией права собственности данного гражданина на такой гараж, которые осуществляются по заявлению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших данному гражданину указанный земельный участок. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления после государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, государственного кадастрового учета гаража (в случае, если ранее его государственный кадастровый учет не был осуществлен) и государственной регистрации права собственности гражданина на гараж обязан передать собственнику указанных объектов выданные в соответствии с частью 1 статьи 28 настоящего Федерального закона выписки из Единого государственного реестра недвижимости об указанных объектах недвижимости.

(часть 23 введена Федеральным законом от 05.04.2021 N 79-ФЗ)

24. В случае, если земельный участок, указанный в части 23 настоящей статьи, является ограниченным в обороте и в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставлен гражданину в аренду, государственная регистрация договора аренды такого земельного участка осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такого гаража (в случае, если ранее его государственный кадастровый учет не был осуществлен) и государственной регистрацией права собственности данного гражданина на такой гараж, которые осуществляются по заявлению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших данному гражданину указанный земельный участок.

(часть 24 введена Федеральным законом от 05.04.2021 N 79-ФЗ)

25. Заявление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, указанное в части 23 или 24 настоящей статьи, должно быть подано таким органом в течение пяти рабочих дней с момента принятия таким органом решения о предоставлении земельного участка гражданину в собственность бесплатно или с момента подписания договора аренды земельного участка его сторонами. В случае, если в указанный срок заявление не подано соответствующим органом, с таким заявлением гражданин вправе обратиться самостоятельно.

(часть 25 введена Федеральным законом от 05.04.2021 N 79-ФЗ)

26. В целях реализации положений части 23 настоящей статьи межевой план земельного участка и технический план гаража могут быть подготовлены на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В случае, если земельный участок, указанный в части 25 настоящей статьи, является образованным, для подготовки технического плана расположенного на нем гаража предоставление правоустанавливающих или иных документов на данные земельный участок и (или) гараж не требуется.

(часть 26 введена Федеральным законом от 05.04.2021 N 79-ФЗ)

(часть 27 введена Федеральным законом от 05.04.2021 N 79-ФЗ)

28. До перевода в соответствии с настоящим Федеральным законом хранящихся в реестровых делах (открытых до 1 января 2017 года кадастровых делах, делах правоустанавливающих документов) заявлений и иных документов в форме документов на бумажном носителе в форму электронных документов (электронных образов документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица и имеющих ту же юридическую силу, что и документы на бумажном носителе, такие дела ведутся на бумажном носителе. С момента перевода в соответствии с настоящим Федеральным законом хранящихся в реестровых делах (открытых в том числе до 1 января 2017 года кадастровых делах, делах правоустанавливающих документов) заявлений и иных документов в форму электронных документов (электронных образов документов) такие дела, ведение которых осуществлялось на бумажном носителе, не являются составной частью Единого государственного реестра недвижимости, их дальнейшее ведение осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть 28 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *