врожденная малоизменяемая форма поведения обеспечивающая приспособление организации
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Деловая психология
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Познав себя, никто уже не останется тем, кто есть.
Издание, предлагаемое вашему вниманию, может быть использовано в качестве учебного пособия по психологии для студентов как высших, так и средних специальных учебных заведений, а также для слушателей различных курсов повышения квалификации и усовершенствования специалистов. Оно специально подготовлено с целью оказания им помощи в эффективном усвоении учебного материала по таким дисциплинам, как ‘общая психология’, ‘социальная психология’, «конфликтология», ‘психология управления’, ‘психология и этика делового общения’ и др.
Предлагаемый курс лекций включает в себя достаточно полный основной курс знаний по психологии и этике, столь необходимых любому современному человеку, претендующему на звание ‘культурного и образованного’ и как следствие этого – на достойное место в современном мире бизнеса и рыночных отношений, для успешной деятельности в нынешних достаточно жестких и непростых условиях и отношениях между людьми.
В этот курс вошли сведения из целого ряда отраслей психологической науки, имеющих самое непосредственное отношение к профессиональной деятельности, тесно связанной с процессом общения в сфере повседневных межличностных отношений.
Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить – прежде всего себя, а затем обстоятельства.
Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо.
Для социальной психологии аксиомой является вывод, что все современные российские экономические, политические и другие проблемы – это псевдопроблемы. Настоящие проблемы лежат исключительно в сфере духа и сознания, то есть в сфере культуры и нравственности.
Культура – это не количество прочитанных книг, просмотренных фильмов, прослушанной музыки. Культура – это умение строить человеческое сообщество. Экономика всецело зависит от этого умения. В тиши кабинета можно писать научный труд, сочинять музыку, рисовать картины, но нельзя делать бизнес без людей.
Культура, как чернозём, накапливается медленно. Это касается и культуры деловой жизни. Менеджмент, маркетинг, искусство рекламы и многое другое – для этого нужен надежный фундамент деловой культуры и психологической образованности каждого предпринимателя. Культура проявляется в умении жить в согласии с другими, вести беседу и организовывать совещания, писать личные и деловые письма, слушать и слышать человека, организовывать свою личную жизнь и отдых. Согласимся, что этому не научишь даже в самой престижной школе бизнеса.
Ни один человек не может жить без гармонии, без согласия ума, воли и чувств, без созвучия с природой, окружающим миром, культурой. Но это согласие имеет разные уровни, разные масштабы, цели, моральные, утилитарные, эстетические оценки, включая и явно отрицательные.
Личность развивается, не только согласуясь с обстоятельствами, но и наперекор им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию.
Профессиональное становление личности начинается ещё со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьёз задумывается о будущей своей деятельности, определяя этим круг своих интересов и объём знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учёбой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества.
Главное в общении – не «зазубривание» правил, а такое владение языком, чтобы кратко, точно и впечатляюще звучала любая, самая сложная, мысль. Широкие и глубокие знания – это не только условие высокой профессиональной квалификации, но и важнейший ресурс, который, в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается.
Использование в учебном процессе единых программ нерационально и несовременно. Определяющими для обучения по той или иной программе должны быть интересы, цели, перспективы, интеллектуальные и личностные характеристики студентов и слушателей. Кроме того, педагогу следует ориентировать себя не только на формирование у обучающихся определённого багажа знаний, но и на раскрытие их потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы.
Исследования, проводимые психологами и социологами, убедительно показывают, что мы чаще озадачены тем, как изменить других людей или ситуацию. Значительно труднее причину своего неблагополучия, личных неудач, безрадостной жизни увидеть в себе, в своём отношении к жизни и другим людям.
Высокая культура и нравственность – это благо не только для общества в целом, это благо для каждой конкретной личности. Уметь – значит быть свободным, уметь – значит больше чем иметь. Культура делает человека свободным, экономически независимым. Имея высокую профессиональную культуру, человек не боится личной безработицы и банкротства предприятия.
В рыночной экономике ценность образования растёт, и место в жизни обеспечивается не столько связями, сколько состязанием умов, трудолюбием и инициативой. Студенческая скамья – отличное время для подготовки к будущей деловой и предпринимательской деятельности. Бесполезных знаний нет. Это уже важно само по себе. А процесс получения этих знаний – прекрасное условие для развития интеллекта и мира чувств. Не льстите себя надеждой, что, поучившись кое-как, вы сподобитесь попасть в какую-нибудь престижную школу бизнеса и получите всё, что вам нужно. Посредственность остаётся ею при любых условиях, если не начинает самостоятельно и активно работать над собой.
Данный курс лекций предназначен в первую очередь тем, кто хочет улучшить свою жизнь, свою профессиональную состоятельность и здоровье через умение влиять на свои эмоции, самосознание, через способность «выстаивать» в трудных жизненных ситуациях.
Психологические механизмы мотивации человека.
I.Источник отношений человека: механизмы инстинкта.
Инстинкт –в первоначальном виде – это форма биомотивации, обеспечивающая пристрастие восприятия целого комплекса ключевых воздействий, каждое из которых возможно побудить индивида к определенному действию.
Инстинктивные механизмы проявляются в регуляции, например, прожевывание пищи, а также в сфере человеческих взаимоотношений, придавая мотивированное значение сложнейшему языку мимики, движений, поз и т.п.
Инстинкт – врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организации к типичным условиям его жизни.
Инстинктивные действия – однообразные, стереотипные.
II.Источник отношений человека: ситуативное и онтогенетическое развитие мотивации человека, в результате которого предметы и воздействия, уже имеющие мотивационное значение, передают такое значение практически всему, что с ними связано.
В основе мотивационного обусловливания лежит акт эмоционального переключения (мотивационная установка).
Компоненты потребностного блока должны объяснить, почему у человека возникло побуждение что-то сделать;
Компоненты “внутреннего фильтра” – почему это побуждение стало реализовываться именно так (или почему субъект отказался от удовлетворения потребности);
Компоненты целевого блока – для чего совершается данное действие или поступок, каков их смысл.
В мотив ДАННОГО ПОСТУПКА или ДЕЯТЕЛЬНОСТИ могут входить один – два компонента из каждого блока либо только из 1-го и 3-го (если задача удовлетворения потребности проста). Следовательно, набор компонентов в каждом конкретном мотиве может быть РАЗНЫМ. Но и сходство структуры мотивов у двух лиц не означает их тождество по смысловому содержанию (ведь у каждого человека свои склонности, интересы, ценности, самоутверждения и т.п.).
Особенности человеческой мотивации.
Инстинкт у человека может подавляться.
Инстинкт у человека проявляется в меньшей степени, чем у животных.
Способы возникновения инстинкта становятся социальными.
Мотивационное поле (совокупность мотивов и предметов удовлетворения потребности) у человека расширено.
Теории мотивации.
Маслоу Абрахам Харальд (1908-1970) – американский психолог. Основоположник гуманистической психологии, изучающей проблему ценности самого человека. Создал иерархическую модель мотивации (“Мотивация и личность”, 1954).
А. Маслоу — автор подробной классификации мотивов, особенности которой следующие:
— представляет не отдельные мотивы, а группы;
— группы мотивов упорядочены в целостной иерархии.
Упорядоченность зависит от уровня развития личности, от возраста и роли социальной мотивирующей группы в развитии личности.
Потребности, или группы потребностей, – выступают как инициатор активности. Деятельность обусловлена не изнутри, она привлекается извне возможностью удовлетворения потребности.
Потребности, образующие иерархию, взаимодействуют между собой так:
— пока не удовлетворены потребности нижележащих уровней, потребности более высокого уровня не актуализируются;
— если у субъекта актуализируются потребности разного уровня, то в этом конфликте побеждают потребности жизненного уровня.. Он представляет не отдельные мотивы, а группы мотивов упорядоченые в целостной иерархии.
— если у субъекта актуализируются две или более потребности разного уровня, то в этом конфликте побеждают потребности жизненного уровня: потребности нужды не зависят от ситуации. Эта закономерность свойственна дефицитарной мотивации.
— Упорядоченность зависит от уровня развития личности, от возраста и роли мотивационной группы в развитии личности.
Потребности — инициатор активности, активируют деятельность. Потребности, образующие иерархию, взаимодействуют между собой так:
пока не удовлетворены потребности нижележащих уровней, потребности более высокого уровня не актуализируются,
Вещества или энергия должны поступить в организм извне. Организм, испытывающий нужду, должен произвести необходимые изменения в себе или в окружающей среде для ее удовлетворения. Организм испытывает нужду в чем-то, что находится в среде вне организма. Для того чтобы нужда была способной вызвать активные процессы, должны существовать специальные механизмы, способные эту нужду обнаружить, а также механизмы для обнаружения необходимых веществ вне организма и механизмы, способные обеспечить тем, в чем организм нуждается. Это БИОПОДХОД в определении потребности.
Иерархия потребности (по А. Маслоу):
I уровень: физиологические потребности (голод, жажда и т.д.);
II уровень: потребность в безопасности;
III уровень: потребность в социальных связях (внешности, любви, идентификации, аффилиации и т.д.);
IV уровень: потребность в самоуважении (признаки, достижения, одобрения и т.д.);
V уровень: потребность в самоактуализации (реализация собственных способностей, в понимании и осмыслении себя и других).
Самоактуализирующихся личностей всего 1% от общего количества людей. Эта потребность не всегда достигается; это тот идеал, к которому личность стремится (или должна стремиться).
ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ
Инстинкт – наследуемая или врожденная предрасположенность, определяющая у ее обладателя способы воспитать и обращать внимание на определенный класс объектов, эмоционально возбуждаться на конкретные качества этих объектов и действовать при этом вполне конкретным образом или, по крайней мере, испытывать побуждение к таким действиям.
Мак-Дауголл попытался свести все поведение к мотивационным факторам. Любое поведение человека является целенаправленным и ориентировано на достижение намеченного целевого состояния.
Инстинкт включает в себя 3 компонента:
1. Когнитивный компонент –предрасположенность к селективному восприятию окружающего мира в зависимости от специфических состояний организма (голодное животное замечает только пищу).
2. Эмоциональный компонент – ядро инстинкта – специфическое, свойственное только данному субъекту эмоциональное состояние, сопровождающее каждый инстинкт.
3. Моторный компонент –активность инструментального типа, т.е. в способах достижения поставленной цели.
Склонность –это 1) диспозиция (предрасположенность); будучи актуализированной диспозиция порождает 2) активную тенденцию, стремление, импульс, влечение к некоторой цели; эта тенденция есть желание.
Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 925 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Лекция на тему: «Мозг и психика. Развитие психики в филогенезе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Мозг и психика. Развитие психики в филогенезе»
Цель: раскрыть этапы развития психики в филогенезе и основные понятия, связанные с этим; рассмотреть особенности и различия психики и человека, животных.
— воспитывающая- формировать научное мировоззрение, разносторонность взглядов и позиций.
Оборудование: конспект лекции, пояснительные примеры, схема «Различия психики человека и животных», таблица «Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)».
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.-Спб.:Питер,2004-320с: ил.-( серия «Мастера психологии») – С.29-34.
Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. [электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://bookap.info\psymoney\morosov_delovaya_psihologia\g18.shm
Постановка цели и задач.
Изучение нового материала.
Понятия «мозг», «психика», особенности их развития у животных и людей.
Стадии и уровни развития психики.
Сознание – высший уровень развития психики.
Понятия «мозг», «психика», особенности их развития у животных и людей.
Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до нашей эры древнегреческим врачом Алкмеоном Кротским ( VI в. до н. э.), и поддерживалась Гиппократом (ок. 460-377 г. до н. э.).
Большой вклад в становление психологии как науки в отечественной психологии внесли ученые: И.М. Сеченов (1829-1905) и И.П. Павлов (1849-1936). Они занимались вопросами связи между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека и животных. Главной заслугой было создание рефлекторной теории психики. По мнению И.М. Сеченова, психические явления входят как обязательный компонент в любой поведенческий акт и сами собой представляют своеобразные сложные рефлексы.
(Любое действие – это последовательная цепь внутренних механизмов, начинающаяся с возбуждения в головном мозге, далее передача по «путеводителям» и в конечном итоге происходит движение. Пример: желание покушать, сделать снимок.)
И.П. Павлов создал новую область науки – учение о высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах, временных нервных связях организма с окружающей средой.
РЕФЛЕКС — автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя (Р. С. Немов, Словарь основных психологических терминов).
РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ — врожденная автоматическая реакция организма на специфическое воздействие (Р. С. Немов, Словарь основных психологических терминов).
РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ — приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным подкреплением со стороны актуальной потребности (Р. С. Немов, Словарь основных психологических терминов).
МОЗГ – центральный отдел нервной системы позвоночных животных, образованный нервными клетками и их отростками.
ПСИХИКА – особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений.
Стадии и уровни развития психики.
А.Н. Леонтьев выделил в развитии психики животных три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта ( Приложение 1).
ИНСТИНКТ — врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни (Р. С. Немов, Словарь основных психологических терминов)
3. Сознание – высший уровень развития психики.
Выделяют следующие свойства сознания:
Здесь идет речь о непосредственном включении мышления и эмоций в процессы сознания. Основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль окрашиваются эмоциями, становятся переживаниями. «Осознание переживания – это всегда установление его объективной отнесенности к причинам его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн). Сознание развивается у человека только в социуме и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающих в процессе труда.
отражательная (свое мнение, оценка);
порождающая / творческая (образ, создание чего-либо);
рефлексивная (связанная с рефлексом, как ответ организма с определенной реакцией, порождающей внутренний анализ);
В качестве объекта рефлексии может выступать: отражение мира и мышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, и сами процессы рефлексии, свое личное сознание.
На бытовом уровне это можно объяснить как наличие образа, операционно-предметного значения образа, осмысленное и предметное действие. Через язык человек познает объективную реальность мира. Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того, чтобы самоактуальзироваться, стать самим собой, надо: осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это без самокритики; решиться сделать выбор, принимать решения и брать ответственность за их решение, дать возможность проявиться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовать свои возможности полностью и в каждый момент.
Стадии и уровни развития психики и поведения животных
(по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)
Стадии и уровень психического отражения, его характеристика
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем
Виды живых существ, достигших этого уровня развития
I . Стадия элементарной сенсорной психики
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость.
А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.
А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.
Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
II. Стадия перцептивной психики.
А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение.
А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира». В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт).
Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению.
В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. ные.
Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).
В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
АБСТРАКЦИЯ — мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.
АГРЕССИВНОСТЬ (враждебность) —поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
АДАПТАЦИЯ — приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.
АКЦЕНТУАЦИЯ — выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.
АМНЕЗИИ — нарушения памяти.
АНАЛИЗАТОР — понятие, предложенное И. П. Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.
АПАТИЯ — состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.
АССОЦИАЦИЯ — соединение, связь психических явлений друг с другом.
АФФЕКТ — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
БИХЕВИОРИЗМ — учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Б. отрицает необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений. Основателем Б. считается американский ученый Д. Уотсон.
ВЕРБАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ — приобретение человеком жизненного опыта, знаний, умений и навыков через словесные инструкции и разъяснения.
ВЕРБАЛЬНЫЙ — относящийся к з-вуковой человеческой речи.
ВЛЕЧЕНИЕ— желание, или потребность, что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.
ВНИМАНИЕ — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста, их развитие и переходы из одного возраста в другой.
ВОЛЯ — свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками, Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
ВООБРАЖЕНИЕ— способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
ВОСПОМИНАНИЕ (припоминание) —воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Один из основных процессов памяти.
ВОСПРИЯТИЕ — процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.
ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (экспрессия) — система данных от природы или выученных движений (окесты, мимика, пантомимика), при помощи которых человек невербальным путем (см. вербальный) передает, информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям.
ВЫТЕСНЕНИЕ — один из защитных механизмов (см.) в психоаналитической теории личности (см. психоанализ). Под действием В. из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного сведения, вызывающие у него сильные неприятные эмоциональные переживания.
ГЕШТАЛЬТ — структура, целое, система.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX в. в период открытого кризиса психологической науки. В противоположность ассоциацийнизму гештальтпсихология утверждала приоритет структуры, или целостности (см. гештальт), в организации психических процессов, законах и динамике их протекания.
ГОМЕОСТАЗ — нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе.
ГРЕЗЫ — фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Г. п, возникла в первой половине XX в. Основоположниками считаются американские ученые Г. Оллпорт, А. Маслоу и К. Роджерс.
ДЕПРЕССИЯ — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.
ДЕТЕРМИНАЦИЯ — причинное обусловливание.
ДЕТЕРМИНИЗМ — философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире.
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль возрастной психологии, в которой изучается психология детей разного возраста, от рождения до окончания школы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая и объясняющая психологические и поведенческие различия людей.
ЖЕСТ — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.
ЗАДАТКИ — предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными при жизни.
ЗАМЕЩЕНИЕ (сублимация) — один из защитных механизмов представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ — психоаналитическое понятие (см. психоанализ), обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм.
ЗАПОМИНАНИЕ — один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.
ЗНАК — символ или объект, служащий заменителем другого объекта.
ЗНАЧЕНИЕ (слова, понятия) —то содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди.
ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО (БЛИЖАЙШЕГО) РАЗВИТИЯ — возможности в психическом развитии, которые открываются у человека при оказании ему минимальной помощи со стороны. Понятие 3. п. р. введено Л. С. Выготским.
ЗООПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая поведение и психологию животных.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ — отождествление. В психологии — установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам.
ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от других людей.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.
ИНСТИНКТ — врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.
ИНТЕЛЛЕКТ — совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например, человекообразных обезьян.
ИНТЕРЕС — эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ — переход из внешней для организма среды во внутреннюю. Применительно к человеку И. означает превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами. Согласно культурно-исторической теории формирования высших психических функций И. является основным механизмом их развития.
ИНТРОВЕРСИЯ —обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. И. является одной из базовых черт личности.
ИНТРОСПЕКЦИЯ — метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т. е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач.
ИНТУИЦИЯ — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
ИНФАНТИЛИЗМ —проявление детских черт в психологии и поведении взрослого человека.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования.
КОМПЕНСАЦИЯ — способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков (см. комплекс неполноценности) за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие К. введено А. Адлером.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ—сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.
КОНФОРМНОСТЬ —некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается. Такой отказ при конформном поведении обычно мотивирован какими-либо конъюнктурными соображениями.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ—теория, объясняющая процесс формирования и развития высших психических функций человека на основе культурных и общественно-исторических условии существования людей. Разработана в 20—30-е годы Л. С. Выготским.
ЛАБИЛЬНОСТЬ — свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени. Л. также характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса.
ЛИБИДО — одно из основных понятий психоанализа. Обозначает некоторый вид энергии, чаще всего биохимической, которая лежит в основе потребностей и поступков человека. Понятие Л. Введено в научный оборот 3. Фрейдом.
ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (свойств и состояний человека) — представленность в структурах головного мозга человека места расположения там основных психических функций, состояний и свойств, их связь с конкретными анатомо-физиологическими отделами и структурами мозга.
ЛОКУС КОНТРОЛЯ — понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Внутренний Л. к. — это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний Л. к.— их локализация вне человека, в окружающей его среде. Понятие Л. к, введено американским психологом Ю. Роттером.
ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ —длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений.
МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ (иконическая) — память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове человека следов воспринятого материала. М. п. действует, как правило, только во время самого процесса восприятия.
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая психические явления и поведение человека с целью предупреждения, диагностики и лечения разных болезней.
МЕЛАНХОЛИК — человек, чье поведение характеризуется замедленностью реакций на действующие стимулы., а также речевых, мыслительных и двигательных процессов.
МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ —метод научного исследования, основанный на сравнении психологии и поведения двух типов близнецов: монозиготных (с одинаковым генотипом) и дизиготных (с различным генотипом). М. б. применяется для решения проблемы генотипической или средовой обусловленности определенных психологических и поведенческих особенностей человека.
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК —способ приобретения знаний, умений и навыков через многократное механическое повторение действий, в результате которых они формируются. М. п. и о. введен американским исследователем Э. Торндайком для изучения процесса научения у животных.
МЕЧТЫ — планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.
МИМИКА —совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т. п.).
МОДАЛЬНОСТЬ — понятие, обозначающее качество ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей.
МОТИВ — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.
МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА — потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматриваемая как устойчивая личностная черта.
МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ — более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. М. и. н.— черта личности, противоположная мотиву достижения успехов.
МОТИВАЦИЯ—динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.
МЫШЛЕНИЕ — психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
НАБЛЮДЕНИЕ — метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.
НАВЫК — сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ —способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами.
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ —способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практических действий с ними.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.
НАСТРОЕНИЕ —эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.
НАУЧЕНИЕ — приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта.
НЕВРОТИЗМ — свойство человека, характеризующееся его ровышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ— отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний с работой мозга.
ОБРАЗ — обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.
ОДАРЕННОСТЬ — наличие у человека задатков к развитию способностей.
ОНТОГЕНЕЗ — процесс индивидуального развития организма или личности.
ОПЕРАЦИЯ — система движений, связанных с выполнением конкретного действия, направленных на достижение его цели.
ОТРАЖЕНИЕ — философско-гносеологическое понятие, относящееся к теории познания. В соответствии с ним все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражения в голове человека объективной, не зависимой от него действительности.
ОЩУЩЕНИЕ — элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.
ПАМЯТЬ — процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.
ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ — память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение.
ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.
ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.
ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ — вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.
ПАРАПСИХОЛОГИЯ — область психологии, изучающая необычные, не поддающиеся научному объяснению явления, связанные с психологией и поведением людей.
ПАТОПСИХОЛОГИЯ — область психологических исследований, связанная с изучением отклонений в психике и поведении человека при различных заболеваниях.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологической науки, изучающая психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности.
ПЕРЕЖИВАНИЕ — ощущение, сопровождаемое эмоциями.
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ — относящийся к восприятию.
ПОДКРЕПЛЕНИЕ — средство, способное удовлетворить возникшую потребность, снять вызванную ею напряженность. П.— также средство, подтверждающее правильность или ошибочность совершенного поступка, действия.
ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ — значение стимула, воздействующего на органы чувств, которое вызывает минимальное ощущение (нижний абсолютный порог ощущений), максимально возможное по силе ощущение соответствующей модальности (верхний абсолютный порог ощущения) или изменение параметров уже имеющегося ощущения (см. относительный порог ощущения).
ПОТРЕБНОСТЬ — состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.
ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам.
ПРЕДСОЗНАНИЕ— психическое состояние человека, занимающее промежуточное место между сознанием и бессознательным. Характеризуется наличием смутного осознания переживаемого, но отсутствием волевого контроля или способности им управлять.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.
ПРОЕКЦИЯ — один из защитных механизмов, посредством Которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.
ПСИХИКА — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др.
ПСИХОАНАЛИЗ — учение, созданное 3. Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний.
ПСИХОДИАГНОСТИКА —область исследований, связанных с количественной оценкой и точным качественным анализом психологических свойств и состояний человека при помощи научно проверенных методов, дающих достоверную информацию о них.
ПСИХОЛИНГВИСТИКА — пограничная между психологией и лингвистикой область науки, занимающаяся изучением речи человека, ее возникновением и функционированием.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА — область науки, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности людей, включая их профессиональную ориентацию, профессиональное консультирование, профессиональное обучение и организацию труда.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ —отрасль психологической науки, в которой изучаются психологические аспекты управления со стороны человека различными объектами: государственными организациями, людьми, экономическими и техническими системами и т. п.
ПСИХОТЕРАПИЯ— область, пограничная между медициной и психологией, в которой широко используются психологические средства диагностики и методы лечения заболеваний.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ — область исследований, пограничная между психологией и физиологией. Занимается изучением связей, существующих между психологическими явлениями и физиологическими процессами в организме.
РАЗДРАЖИМОСТЬ — способность живых организмов биологически целесообразно (с целью самосохранения и развития) реагировать на значимые для их жизни воздействия среды.
РАЗДРАЖИТЕЛЬ —любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.
РЕАКЦИЯ — ответ организма на какой-нибудь раздражитель.
РЕФЛЕКС — автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя.
РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ — врожденная автоматическая реакция организма на специфическое воздействие.
РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ — приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным подкреплением со стороны актуальной потребности.
РЕФЛЕКСИЯ — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
РЕЧЬ — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
РИГИДНОСТЬ — заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ — использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. Стремление к личностному самосовершенствованию. С. как понятие введена в гуманистической психологии.
САМООЦЕНКА — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
САМОСОЗНАНИЕ —осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.
САНГВИНИК — тип темперамента, характеризующийся энергичностью, повышенной работоспособностью и быстротой реакций.
СЕНЗИТИВНОСТЬ — характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ — период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
СЕНСОРНЫЙ — связанный с работой органов чувств.
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения.
СОЗНАНИЕ — высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
СОХРАНЕНИЕ — один из процессов памяти, направленный на удержание в ней полученной информации.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс и результат усвоения ребенком социального опыта.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, возникающие во взаимодействии и общении людей.
СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
СТРАСТЬ — сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.
СТРЕМЛЕНИЕ — желание и готовность действовать определенным образом.
СТРЕСС — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
СУБЪЕКТИВНЫЙ — относящийся к человеку — субъекту.
ТЕМПЕРАМЕНТ — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.
ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ —общее понятие, обозначающее совокупность психологических и физиологических концепций, объясняющих, каким образом человеком и животными приобретается жизненный опыт.
ТРЕВОЖНОСТЬ — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
УМЕНИЕ — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.
УТОМЛЕНИЕ — состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.
ФЛЕГМАТИК — тип темперамента человека, характеризующийся пониженной реактивностью, слабо развитыми, замедленными выразительными движениями (см.).
ФРЕЙДИЗМ — учение, связанное с именем австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда. Кроме психоанализа содержит теорию личности, систему взглядов на отношения человека и общества, совокупность идей об этапах и стадиях психосексуального развития человека.
ФРУСТРАЦИЯ — эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — сложно организованная психофизиологическая система, обеспечивающая согласованную работу физиологических и психологических процессов, участвующая в регуляции целостного поведенческого акта. Понятие Ф. с. предложено П. К. Анохиным.
ХАРАКТЕР — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.
ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — сенсорная, мысленная дострой ка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.
ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ—устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление.
ЧУВСТВО — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.
ЭГОЦЕНТРИЗМ — сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.
ЭЙФОРИЯ — состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.
ЭКСТРАВЕРСИЯ — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Э. противоположна интроверсии.
ЭМОЦИИ —элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
ЭМПАТИЯ — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая психические процессы, явления и состояния людей, участвующих в восприятии, следовании юридическим нормам, в Ю. п. исследуются также явления, связанные с производством дознания, судом и исправлением осужденных.