все ложное пошлое всякую форму без содержания все это называют риторикой
Реферат на тему: «РИТОРИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
« СТАХАНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 7 »
«РИТОРИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ»
учитель русского языка
2. История развития риторики. 5
3. Предмет риторики как науки. 8
4. Структура риторики. 15
7. Список используемой литературы. 22
Риторика — классическая наука о целесообразном и уместном слове — востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.
Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.
Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений (лингвистических, логических, психологических и др.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение.
Исследованию риторики посвящены труды таких ученых, как Дюбуа Ж., Перельман Х., Граудина Л.К., Миськевич Г.И., Топоров В.Н., Гаспаров М.Л. и т.д.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении риторики как науки и искусства воздействия. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи :
· определить предмет риторики как науки;
· рассмотреть структуру риторики;
· рассмотреть функции риторики.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ
В наши дни интерес к риторике как в России, так и за рубежом огромен. Возрождение этого интереса закономерно, поскольку любая либерализация общественной системы сопровождается усиленным вниманием к правам и свободам человека. среди которых свобода слова занимает далеко не последнее место. Потребность в искусном владении словом есть всегда, но насущной необходимостью оно становится именно в переломные, революционные моменты. Заметьте, расцвет ораторского искусства совпадает с расцветом древнегреческой и древнеримской республики, с эпохой Ренессанса, с великими революциями во Франции ХУШ в. и в России ХХ в.
Кончается золотой век Екатерины, уходит с исторической сцены Павел 1 и с воцарением Александра Благословенного начинаются государственные реформы. Кошанский определил «сущность риторики в работе мысли и нравственном чувстве.
С другой стороны, риторика и стиль, в котором писались учебники, критиковался со стороны «передовых», демократически настроенных ученых и журналистов. Целая кампания по ниспровержению риторики и как науки, и как учебной дисциплины в гимназиях была развернута публицистической деятельностью «неистового Виссариона».
ПРЕДМЕТ РИТОРИКИ КАК НАУКИ
Риторика (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория.
Традиционная риторика (bene dicendi scientia «наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике (recte dicendi scientia – «науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты. От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.
Методологическое отличие риторики и дисциплин риторического цикла от других филологических наук состоит в ориентации на ценностный аспект в описании предмета и подчиненности этого описания прикладным задачам. В Древней Руси существовал целый ряд синонимов с ценностным значением, обозначающих владение искусством хорошей речи: благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и, наконец, красноречие. В древности ценностный элемент включал и морально-этическую составляющую. Риторика считалась не только наукой и искусством хорошей ораторской речи, но и наукой и искусством приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи.
Морально-этический компонент в современной риторике сохранился лишь в редуцированном виде, хотя некоторые исследователи предпринимают попытки восстановить его значение. Предпринимаются и другие попытки – определять риторику, полностью удаляя из определений ценностный аспект. Существуют, например, дефиниции риторики как науки о порождении высказываний. Устранение ценностного аспекта исследования речи и текста приводит к утрате специфики риторики на фоне описательных филологических дисциплин. Если задачей последних является создание полного и непротиворечивого описания предмета, которое допускает дальнейшее прикладное использование (например, в преподавании иностранного языка, создании систем автоматического перевода), но само по себе нейтрально по отношению к прикладным задачам, то в риторике уже само описание строится с ориентацией на потребности речевой практики. В связи с этим столь же важную роль, как и научная риторика, в системе риторических дисциплин, играет учебная (дидактическая) риторика, т.е. обучение технике порождения хорошей речи и качественного текста.
Различия в определении предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились, по сути, к различиям в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной. Сложились два основных направления.
Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагало считать хорошей речью убедительную, эффективную речь. При этом эффективность тоже сводилась к убедительности, к способности речи завоевать признание (согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действовать определенным образом. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
Второе направление также возникло в Древней Греции. К числу его основателей относят Исократа и некоторых других риторов. Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Следуя Ф. ван Эемерену, направление в риторике, берущее начало от Аристотеля можно назвать «логическим», а от Исократа – «литературным».
В эпоху эллинизма «литературное» направление укрепилось и вытеснило «логическое» на периферию дидактической и научной риторики. Это произошло, в частности, в связи со снижением роли политического красноречия и повышением роли церемониального, торжественного красноречия после падения демократических форм правления в Греции и в Риме. В Средневековье такое соотношение продолжало сохраняться. Риторика стала замыкаться в сфере школьного и университетского образования, превращаться в литературную риторику. Она находилась в сложных взаимоотношениях с гомилетикой – учением о христианском церковном проповедничестве. Представители гомилетики то обращались к риторике, чтобы мобилизовать ее инструментарий для составления церковных проповедей, то вновь отгораживались от нее как от «языческой» науки. Преобладание «декоративно-эстетического» представления о собственном предмете углубляло отрыв риторики от речевой практики. На определенном этапе сторонники «литературной» риторики вообще перестали заботиться о том, годятся ли их речи для эффективного убеждения кого-либо. Развитие риторической парадигмы в данном направлении завершилось кризисом риторики в середине 18 века.
Соотношение сил изменилось в пользу «логического» направления во второй половине 20 в., когда на смену старой риторике пришла неориторика, или новая риторика. Ее создатели были преимущественно логиками. Они создавали новую дисциплину как теорию практического дискурса. Наиболее весомую часть последней составила теория аргументации. Сферой интереса неориторики вновь была объявлена эффективность воздействия и убедительность речи и текста. В связи с этим неориторику иногда именуют неоаристотелевским направлением, особенно если речь идет о неориторике Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки.
Неориторика не отвергла результатов, полученных в русле «литературного» направления. Более того, некоторые исследователи риторики по сей день уделяют преимущественное внимание эстетическим качествам речи (сторонники риторики как науки о художественно-выразительной речи: в некоторой степени авторы Общей риторики, В.Н.Топоров и др.). Сегодня можно говорить о мирном сосуществовании и взаимном обогащении «логического» и «литературного» направлений при доминировании первого.
Большинство определений, даваемых риторике различными ее исследователями на протяжении веков, помещают дисциплину в русло одного из двух охарактеризованных направлений. Новые представления о дисциплине отражаются в ряде современных определений риторики.
Определения в русле «логического» направления: искусство правильной речи с целью убеждения; наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта (А.К.Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С.И.Гиндин); убеждающая коммуникация (Й.Коппершмидт); наука речевых действий.
Определение в русле «литературного» направления: Филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи, прежде всего, прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой (В.Н.Топоров).
Во всем многообразии видов и родов произведений словесности риторика изучает определенный аспект словесного творчества — аргументацию.
Предметом современной общей риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.
Было бы неправильным ограничить предмет риторики какими-либо конкретными разрядами словесных произведений — только ораторской речью, проповедью, публицистикой, массовой информацией, хотя риторика изучает по преимуществу произведения именно такого рода. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство.
Большинство наук о слове, как сравнительная и теоретическая грамматика, лексикология, стилистика, история языка, теория литературы и другие, ограничивают свой предмет фактами языка — они исследуют продукты речевой деятельности. Предмет риторики — произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать.
Риторика стремится ответить на вопрос: как создать высказывание в определенным образом заданных условиях? Поэтому она представляет собой скорее филологическую инженерию, чем фундаментальную науку. Но из этого не следует, что ее понятийная система и состав разделов зависят от произволения или вкуса автора того или иного руководства, — риторика обобщает опыт искусства аргументации и отражает реальные нормы культуры слова, сложившиеся исторически.
В системе языкового образования риторика следит за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики: запрет на отсутствие новизны в сообщении.
Грамматика и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность. Как любая наука, риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:
І . Схема Квинтилиана:
Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи.
ІІ . Схема Аристотеля:
Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.
Феномен речи является не только тем, что составляет основной признак общества – общение, но и дает представление о динамике развития общества благодаря речи.
Риторика – учение о развитии мысли в слове. Сюда равно относится и инвенция (изобретение) и локуция (выражение изобретенного в словах).
В основе инвенции и элокуции лежит понятие о семантизации высказываний в виде понятий и образов.
Опорой риторики (как учения о семантизации) является понятийная структура речи, которая дополняется эмоциональной выразительностью и эмоциональным воздействием на слушателя или читателя. Связь между понятийной и эмоциональной структурой речи лежит через теорию парадоксов (витийство), где наряду с силлогизмами применяются софизмы и приемы эристики. Предметно-теоретическа речь и вымышленная речь (т.е. художественный вымысел) различаются, хотя все виды речи едины с точки зрения понятийности, эмоциональности и витийства.
Дидактическим центром риторики является красноречие. Красноречие образует образ оратора, тип красноречия, следовательно, определяет характер образа оратора. Воспитание образа оратора – педагогическая цель риторики. Лучшим оратором является рассудительный, добродетельный и эмоциональный человек, обладающий волей стать общественным деятелем, полезным обществу. Эстетика речи сочетается с этикой, этика образуется через эстетику.
Эти характеристики рациональной риторики содержат в себе единую цель – формирование человека через обучение его наилучшим образом мыслить и чувствовать и выражать это красноречивым образом. Для этого создается нормирование приемов композиции, характерных для разных видов речи.
Так достигается цель воспитания человека нового стиля для решения любых жизненных, в том числе риторических задач.
Принципы риторики происходят из диалектики. Характерно, что цивилизации Востока не разработали принципов риторики, так как диалектическая философская беседа не была свойственна их культурам. Арабский исламский мир разрабатывал риторику по греческим образцам и главным образом как гомилетику и логико-философские трактаты, индуизм сосредоточился на философско-психологической проблематике; буддизм, разработав логику, использовал ее как гомилетику; китайская филология использовала логику «Книги перемен» для композиционных форм письменно-литературных сочинений. Поскольку диалектика как диалог по особому условию не стала обычаем восточного общества, представлять человека как создателя и получателя речевой семантической информации как бы не было нужды.
Традиционно считается, что риторика относится к ораторской прозе или к прозе документной, научной и пр., а поэзия – к поэтическим произведениям. Считается, что поэтика и риторика отвлекаются от разного эмпирического материала текстов, и поэтому они различны.
В риторике важен логический анализ, прежде всего как инструмент риторической критики. В риторике такой анализ можно произвести только через тезаурус.
Риторика включает два основных раздела — общую риторику и частную риторику.
Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации. Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. В современной риторике термин «общая риторика» имеет также второе значение – одно из направлений новой риторики. Начало использованию этого термина положил выход в свет книги Дюбуа Ж. и др. Иногда «общая риторика» используется как синоним «неориторики».
Строение общей риторики отражает ход создания ритором высказывания от замысла к завершенному тексту. Общая риторика содержит:
· учение об аргументации, то есть об отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает решение об их приемлемости;
· учение о риторическом построении, то есть о создании произведения слова.
В учебном изложении риторическое построение обыкновенно поглощает учение о риторе и теорию аргументации. Это делается, чтобы не осложнять и без того трудоемкий процесс обучения.
Риторическое построение представляет собой учение о так называемом «внутреннем слове», или «внутреннем высказывании». Высказывание рассматривается на уровне общего замысла (семантики), на уровне словесной конструкции (синтактики) и на уровне словесного воплощения (прагматики — отношения слова как выразительного средства к получателю речи), что и проявляется в классическом разделении общей риторики на изобретение (инвенцию), расположение (диспозицию) и выражение (элокуцию).
Частная риторика содержит учение о конкретных родах и видах словесности. Специально в частной риторике изучаются те виды слова, которыми должен активно владеть всякий образованный человек:
· письма по предметам общежития и литературные;
· документы и деловая корреспонденция;
· диалоги, в основном литературные, но дающие представление о правилах построения и ведения дискуссии;
· повествовательная (историческая) проза;
· устное слово в виде политической, судебной, академической ораторики, проповеднической (духовной), педагогической и пропагандистской речи;
В античных учебниках риторики различались три функциональных типа речи: совещательная (склоняющая или отклоняющая), судебная (обвинительная или защитительная) и торжественная, церемониальная или показательная (хвалебная или порицающая) речь. Совещательная речь использовалась в политическом красноречии. Она должна была исходить из ценностных категорий полезного и вредного. Судебная речь основывалась на категориях справедливого и несправедливого, а церемониальная – на категориях хорошего и дурного. В Средневековье преобладающим видом красноречия было церковное красноречие, исходившее из категорий угодного и неугодного Богу.
В новое время статус различных сфер социальной коммуникации относительно уравнялся. К традиционным видам красноречия – политическому, судебному, торжественному и богословскому добавились новые – академическое, деловое и публицистическое красноречие.
Ныне можно различать столько же частных риторик, сколько существует сфер коммуникации, функциональных разновидностей языка, а в ряде случаев – и более мелких функциональных подразделений (например, риторика телевизионного выступления является подразделом публицистической риторики).
Наибольшее воздействие на общественное сознание в каждую эпоху оказывают доминирующие виды речевой коммуникации. Поэтому и изучающие их риторические дисциплины привлекают наибольший интерес. В настоящее время это риторика средств массовой информации, политическая и деловая (коммерческая) риторика.
Среди других подразделений риторики – деление на теоретическую, прикладную и тематическую риторику. Теоретическая риторика занимается научным исследованием правил построения качественной речи, а прикладная использует найденные правила и закономерности, а также лучшие образцы наиболее успешных речей, в практике обучения словесности. Теоретическая и прикладная риторика тождественны научной и учебной риторике. Тематическая риторика рассматривает объединение различных видов словесности вокруг одной важной темы, например, выборов президента. Она получила распространение в США.
СЛОВОМ НА ЧЕЛОВЕКА
Главная функция риторики: практическая — владение искусством целесообразного слова. Искусство слова — самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки. Не существует легких путей к трудным целям.
Но у риторики есть и образовательная функция, быть может, не менее важная. Освоение искусства слова невозможно без свободного владения литературным языком, без систематического образования — знания богословия, истории, философии, права, художественной литературы. В противном случае искусство слова становится пустословием.
Изучение риторики предполагает совершенное знание русского литературного языка — инструмента аргументации. Поэтому в ходе изучения риторики следует постоянно обращаться к учебникам русского языка, к руководствам по стилистике, к толковым и энциклопедическим словарям, повторяя и оживляя в памяти те разделы школьного курса русского языка, которые, может быть, забыты или не освоены достаточным образом.
Чтобы научиться строить письменную и устную публичную речь, необходимо:
· понимать, как устроена аргументация, то есть знать теорию;
· читать и понимать классические произведения, развить в себе умение понимать строение произведения и замысел его автора;
· упражняться в построении различного рода устных и письменных высказываний, усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом;
· говорить и писать публично.
Кризис риторики: период новой теории и истории словесности (II пол. XIX в.)
В это время происходит становление научного языкознания и литературоведения:
— язык изучается как лингвистическая система;
— словесность рассматривается как художественная литература и фольклор;
— риторика выведена из системы преподавания.
Что же произошло? Почему в середине XIX в. риторика утратила свой авторитет?
Дело в том, что постепенно, еще на протяжении первой половины XIX в. предмет риторики все более суживался:
· обособляется теория науки;
· риторика разделяется на:
ü общую (теория прозы вообще)
ü частную (отдельные жанры, например, речи поучительно-деловые и др.)
В 40-е годы XIX в. поэтика и риторика окончательно получили различные предметы. Поэтика рассматривает структуру литературного произведения, отвлекаясь от его воздействия на адресата. Риторика вновь становится лишь учением о приемах убеждения.
Таким образом, мы видим, что к середине XIX в. риторика как научная теоретическая дисциплина во многом исчерпала себя, дав начало нескольким областям филологии.
Попытки возрождения риторики в России можно отнести к 20-м годам XX столетия. В 1918 г. В Петрограде был создан Институт живого слова. В его работе принимали участие выдающиеся научные и общественные деятели: С.М.Бонди, В.Э.Мейерхольд, А.В.Луначарский, Л.В.Щерба, Н.А.Энгельгардт.
Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности. Выпущено несколько сборников статей, организовано обучение лекторов.
Однако в тоталитарном обществе мастерство свободного слова, воздействующего на умы и души сограждан, было более чем опасным. К началу 30-х годов институт фактически прекратил своё существование, слившись с институтом языкознания.
Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий.
Советский период в истории русской риторики (1920-1985/90 гг.)
В cоветское время на месте старой риторики был создан ряд дисциплин:
При всем положительном, что заключают в себе новые теории, без учета опыта риторики их современный потенциал представляется ограниченным.
Кроме того, результаты «падения риторики» в нашей стране очевидны: немногие наши соотечественники могут похвастаться умением легко и свободно говорить публично, найти нужный тон в беседе, в споре, доказательно и доброжелательно убедить в своей правоте.
Заключение
Интерес к риторике как науке и учебному предмету возродился в 70-80 гг. Появились работы Е.А. Ножина, Г.З. Апресяна, А.В. Толмачева, В.И. Аннушкина, А.К. Михальской, Л.К. Граудиной и многих других.
Таким образом, мы видим, что расцвет риторики пришелся на тот период, когда она рассматривалась как неотъемлемая часть словесности, а в жизни российского общества происходили положительные перемены.
Сейчас в России происходит риторический “бум” при “очередной” смене общественно-политического стиля. Создание новой идеологии, морали, нового стиля приходится признать как существующую реальность и необходимость. Благополучие будущей жизни не может не зависеть от языка. А практическим языком как раз и занимается риторика. Какой будет новая риторика не в последнюю очередь зависит от наших конкретных сегодняшних усилий.
Ждет ли риторику новый взлет, покажет уже недалекое будущее.
Список литературы
1. История русской риторики: Хрестоматия / Сост. В.И. Аннушкин: Учебное пособие для вузов и гуманитарных школ. М.: Издательский центр “Academia”, 1996
3. Михальская А.К./ Основы риторики. М., 1996.
4. Чернышев В.И. / Правильность и чистота русской речи. Т. 1-2. М., 1970.
6. Казарцева О.М. /Культура речевого общения. М., 1998.
7. Клюев Е.В. /Риторика. М., 1999.
8. Голуб И.Б. Розенталь Д.Э./ Секреты хорошей речи. М.,1993.
9. Кохтев Н.Н./ Ораторская речь: стиль и композиция. М., 1992.
10. Сопер Пол. /Основы искусства речи. М., 1992.
Риторика как наука о красноречии стала развиваться в России в XIX в., но само искусство красноречия берет начало со времен введения христианства на Руси.
Именно это событие потребовало новых знаний, изучения произведений ученых ранних, христианских культур. Риторические знания появились на Руси вместе с сочинениями христианско-византийской учености. Риторика в Древней Руси рассматривалась как высшая наука, приезжие ученые греки восхвалялись не только за знание грамматического, но и риторического художества. Древнерусские произведения до монгольского нашествия свидетельствуют о том, что старинному русскому красноречию были присущи высокое уважение к книжному слову, мудрой речи, словесному мастерству.
Виды красноречия в Древней Руси:
1) становление политического красноречия. Высшим органом власти в то время являлось народное собрание, вече, на котором выступали со своими речами князья, воеводы;
2)военное красноречие. В это время князья обращались к народу с призывом стойко сражаться;
3)дипломатическое красноречие. В переговорах русских князей между собой, с иноземными государствами требовалось умение склонить на свою сторону, убедить;
4)торжественное красноречие. Речи на пирах, тризнах предполагали большую эмоциональность, глубокое содержание, а следовательно, риторическое мастерство;
5)духовное красноречие. Проповеди считались средством воздействия на массы.
Основной формой красноречия в Древней Руси являлось духовное и торжественное. Древнерусские книжники усвоили систему красноречия других народов и внесли свой вклад в развитие ораторского искусства.
Многие рассуждения христианских писателей, переведенные на древнерусский язык, рекомендовали определенный образ оратора, тип речевого поведения, общения с аудиторией.
Особенности красноречия в Древней Руси можно свести к следующему:
— уважение к книжному слову, к мудрости;
— высокая эмоциональность, образность;
— кротость и смирение в речи.
1) стремление к художественному абстрагированию. В окружающей жизни авторы пытались увидеть божественное, духовное начало, символы вечного; изложение жизни святых сопровождалось аналогами и цитатами из священного писания;
2) повышенная экспрессивность, эмоциональность;
3) ритмически организованная речь. Ключевые слова повторяются несколько раз;
4) усиление сопоставления и противопоставления;
5) широкое использование метафор, символов, сравнений, стилистическая симметрия.
Выдающимся оратором XVI в. является Максим Грек(ок. 1475 —1556). Это грек, приехавший в Москву, занимавшийся педагогической и просветительской деятельностью. Максим Грек — остроумный полемист, он использовал форму диалога для создания полемического характера.
XVII век — время становления абсолютизма, культура этого периода была приспособлена к созданию и поддержанию образа государства во главе с монархом. Как следствие этого возрождалось торжественное красноречие, которое представляло собой различной длины похвалы, восхваления царю.
В это же время развивается политическое красноречие, которое было представлено речами о правителях. Все речи строились по одному плану:
— воспоминание о родственниках правителя;
— восхваление их правления, добрых дел, которые они совершили;
— наказ ныне правящему.
Автор хорошо знал античное красноречие, в своем пособии он ссылался на сочинения Демосфена, Цицерона и других авторов.
Макарий, как и античные авторы, делит риторику на пять частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение, запоминание и воспроизведение, или произнесение.
Пособие написано в форме диалога, где учитель задает вопрос, а ученик формулирует ответ.
Другим автором риторики того времени был Феофан Прокопович(1681-1736) оратор, публицист, поэт и теоретик литературы.
Основные положения науки о красноречии Феофан Прокопович изложил в двух трактатах, написанных на латинском языке: «О поэтическом искусстве», «Об искусстве риторики». В данных трактатах содержались лекции по истории поэзии и риторики. Ф.Прокопович не делает различий между риторикой и поэтикой.
Риторика превращается из учения о красноречии в общую теорию словесности, где автор выступает против замысловатости и цветистости слога, перегруженности и излишней приподнятости, осуждает искусственность, вычурность. В понятие средств украшения Ф.Прокопович включает фонетические и интонационные приемы. В основе всех рекомендаций лежит требование ясности, содержательности, простоты, естественности.
В начале XVIII в. русская наука о красноречии развивается в сложных условиях, поскольку еще сохранялись традиции древнерусской и средневековой культуры и одновременно менялись эстетические идеалы, книжное монашество утратило свои господствующие позиции.
В это время начало развиваться академическое красноречие, которое находило реализацию в форме лекций, читаемых с кафедры. Кроме того, широкую популярность приобрел эпистолярный жанр.
Светское красноречие представлено военным красноречием. Примером тому может служить обращение Петра I к воинам перед Полтавской битвой с воодушевляющей речью. Петр I воздействовал на добрые чувства воинов, высказывал уверенность в их силах, ставил в пример самого себя.
Большая заслуга в развитии риторики в XVIII в. принадлежит В.К. Тредиаковскому и М.В. Ломоносову.
В.К. Тредиаковский(1703-1768) первый профессор в области ораторского красноречия. Его речь «Слово о витийстве» затрагивает проблемы русского искусства речи и включает следующие части:
— восхваление русского языка, рассуждения о том, что русский язык очень богат, о его природе надо заботиться;
— проблема индивидуального слога писателей.
По мнению автора, все народы должны прежде всего знать свой родной язык, его красоты, обилие и силу. На нем должны быть написаны научные труды и художественные произведения. При этом Тредиаковский призывал к тому, чтобы писать простым языком, таким, «которым мы меж собой говорим». Говоря о русском народе и его языке, Тредиаковский в эпоху иностранного засилья в России выступал как патриот, защитник и любитель русского языка: «Да приложит токмо труд, увидит, увидит он вскоре, ко-лико его язык, который также есть и мой, и обилия, и сил и красот, и приятностей имеет».
Однако Тредиаковский не был врагом иностранных языков: «. чужестранные языки. наинужнейший союз взаимного между народами сообщения. наилучшее средство к получению просвещенного познания. »
«Слово о витийстве», «говоренное» 12 августа 1745 г., явилось ответом на присвоение Тредиаковскому звания профессора российской и латинской элоквенции Академии наук, т. е. академика; в этом звании он и М.В. Ломоносов были утверждены указом императрицы Елизаветы Петровны 25 июля 1745 г.
В XVIII в. развивается академическое красноречие. М.В. Ломоносов (1711-1765) впервые прочитал лекцию на русском языке.
Текст риторики разбит на параграфы, имеет следующие три части.
— природное дарование: душевное (остроумие и память), телесное (громкий голос, крепкая грудь, дородство);
— упражнения в сочинении речей;
— знание других наук.
Во второй половине XVIII в. риторика развивается в плане теории словесности. Лучшим курсом по теории словесности и лучшей хрестоматией стал «Письмовник» Н.Г.Курганова, соратника М.В.Ломоносова.
Риторику в качестве теории ораторской речи рассматривает Амвросий Серебрянников. Автор выделяет показательные (надгробные, хвалебные, оправдательные, поздравительные) и советовательные речи. Основное внимание уделяет судебному красноречию, подробно останавливается на способах доказательства, детально описывает ход судебного обличения.
Теоретиком ораторского искусства был И.С. Рижский(1759-1811), первый ректор Харьковского университета, впоследствии академик. Еще в период преподавательской деятельности в Санкт-Петербургском горном училище он пишет свой «Опыт риторики» (1796), многократно переиздаваемый. И.С. Рижский выделяет два рода красноречия: прозаическое и стихотворное. Автор обращает внимание на различные стилистические приемы в грамматике и стилистике. Специальная глава книги отведена учению о слоге. Риторика Рижского — первое пособие по стилистике.
Временем расцвета русской риторики считают первую половину XIX в., а ко второй половине XIX в. риторика как самостоятельная дисциплина оказалась утраченной. Научный и общественный интерес к риторике в нашей стране вновь возродился в 1970-х гг. С одной стороны, он был вызван развитием семиотических наук, связанных с усилением информационных процессов и распространением информационных систем, с появлением новых языковедческих дисциплин, например, лингвистики текста, прагматики и др. С другой стороны, возрождение риторики было связано с социальным заказом — необходимостью повышения эффективности устной агитации и пропаганды, особенно лекционной. Усилился интерес к изучению пропагандистского воздействия устного слова. Стали разворачиваться исследовательская работа в области ораторского искусства. Развитие риторической теории в современных условиях происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, социологии и т.д. Поэтому проблемами ораторского искусства занимаются специалисты разных областей.
В Московском университете А.Ф. Мерзляков(1778-1830) написал «Краткую риторику, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических». Книга эта выдержала несколько изданий, в том числе 3-е дополненное (1821) и 4-е стереотипное (1828).
Предмет риторики А.Ф. Мерзляков определяет следующим образом: «Смысл, или чувство и выражение оных служат предметом риторики, которая, впрочем, не простирает своих исследований до мыслей и слов, предоставляя это Логике и Грамматике». Главным содержанием риторики А.Ф. Мерзлякова является описание общих свойств и разновидностей стиля, достоинства и недостатки стиля, фигуры, периоды, благозвучие и произношение. Исключается из курса глава об изобретении, общих местах, хрии, учение о страстях. Таким образом, на данном этапе происходит изменение понимания задач риторики в пользу учения о стилистике.
А.Ф. Мерзляков в «Краткой риторике» делит науку о красноречии на две части: общую теорию и пять разделов, которые касаются отдельных родов словесности:
Риторика Мерзлякова является прообразом классической теории словесности.
Во второй четверти XIX в. оформляется план теории словесности. Большой вклад в развитие словесной науки сделал Н.И.Греч (1787-1867). «Учебная книга русской словесности» Н.И. Греча представляет собой хрестоматию, перед каждым разделом которой приведена теоретическая статья.
«Человек, употребляя дар слова, может иметь одну из следующих целей:
1) сообщать другим свои мысли;
2) управлять их волею или деяниями;
3) действовать на чувство или воображение.
В первых двух случаях язык его есть проза, в последнем — поэзия», — отмечает автор.
Греч последовательно проводит разделение риторики и поэтики на две части: «Риторика и пиитика разделяются каждая на две части: в первой части предлагаются общие правила сочинять прозою и стихами, в последней рассматриваются свойства разных родов прозаических и пиитических произведений, с приложением к оным вышеприведенных общих правил».
В общей части риторики рассматриваются: 1) предмет или содержание сочинения (изобретение предмета для размышления); 2) форма сочинения (письменная и устная). Вторая часть риторики содержит описание «родов прозаических сочинений». Таких родов Греч насчитывает семь: 1) письма; 2) разговоры; 3) описания; 4) исторические сочинения; 5) деловые бумаги; 6) учебные сочинения; 7) речи.
Теория словесности Греча напоминает систему А.Ф.Мерзлякова, но отличается большей полнотой и подробным делением каждого рода на виды. Так, Греч, подробно разработал учение о документах («деловых бумагах») и письмах. Слог деловых бумаг бывает высокий, средний и низкий. Для каждого стиля дается полный перечень жанров документов, в которых употребляется данный стиль. Таким образом, Н.И.Греч исчерпывающе описал деловую письменность своего времени по составу жанров и стилю документов.
— «Каждое слово должно быть на своем месте. »;
— «Слова не на своем месте хотя не изменяют значения, но, кажется, теряют половину ясности и силы»;
— «Всякое лишнее слово в прозе есть бремя для читателя»;
— «В стихах иногда извиняют для меры, для рифмы; в периодах, для ораторской полноты и течения речи; а в прозе нет подобных извинений. »;
— «Всякая страсть говорит своим языком, быстро или медленно»;
— «Должно соразмерять краткость или полноту выражений с движением духа, с действием страстей».
Предметом частной риторики становится у Кошанского описание непосредственно родов и видов словесности в их отношении друг к другу. Частная риторика исследует состав и строит классификацию родов и видов словесности. Она проводит только общее разделение форм словесности для построения цельной системы. Автор уделяет много места анализу языка науки, ученых сочинений: книг, рассуждений, диссертаций, периодических изданий и т.п.
Кошанский выделяет пять родов прозы: письма, разговоры (имеется в виду философский диалог как литературный жанр), повествования, ораторство и ученость. В каждом роде описываются его виды и разновидности и дается справка об историческом развитии данного рода прозы в классической, родной и иностранной словесности.
В 30-40-е гг. XIX в. появляются разработки теории словесности ученого характера. К таким сочинениям относится университетский курс И.И.Давыдова «Чтения о словесности» (1837) и программа этого курса (система «Российской словесности», 1832).
В Одессе в 1846 г. профессор лицея Ришельевского Константин Петрович Зеленецкий пишет «Исследование о риторике в ее наукообразном содержании и в отношении, какое имеет она к общей теории слова и логики».
Содержание теоретико-словесного курса Зеленецкого в целом можно понимать как развернутое определение понятия «литературно-письменный язык».
В середине XIX в. теория словесности в ее прежней трактовке была объявлена несостоятельной и затем исчезла из практики преподавания как самостоятельный учебный курс. Теория словесности, построенная на обобщении традиционного круга школьных филологических наук, трактовалась как схоластика, не соответствующая научным понятиям своего времени.
Престиж риторики сильно падает. И это понятно. В ее научном аппарате нет «чертежей важнейшего передаточного звена» — механизма создания и усиления изобразительности, направленного на раскрытие психологических компонентов убеждающей речи.
Вместе с тем основные моменты содержания частной риторики (теории прозы) сохранились в школьной теории словесности до конца существования курса. Почти все учебники начала XX в. содержат разделы, в которых кратко перечисляются основные виды словесности. Классификации, однако, относятся только к литературной прозе. В школьном курсе сохраняется и различение видов и форм словесности.
В начале XX в. престиж риторики продолжает падать, несмотря на расцвет конфронтационного по своей сути судебного красноречия, когда в золотой фонд русского ораторского искусства входят речи известнейших юристов: П.А. Александрова (1838-1893), С.А. Андреевского (1847-1918), А.Ф. Кони (1844-1927), Ф.Н. Плевако (1842-1908), В.Д.Спасовича (1829-1906), Н.И.Холева (1858-1899). Он падает, несмотря на расцвет академического красноречия, представленного именами виднейших ученых: И. С. Сеченова, Д. И. Менделеева, В. О. Ключевского, К. А. Тимирязева, СП. Боткина, И. В Склифосовского. Падает до нуля, несмотря на рост так называемого «парламентского» красноречия в России начала XX в. Престиж старой риторики не возрождается даже в судьбоносное октябрьское время, когда ораторы увлекают под свои знамена неисчислимые массы людей. Правда, уже в 1918 г. в Петрограде усилиями С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольда, А. В. Луначарского, Л. В. Щербы, Н. А. Энгельгардта, Л. П. Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова, и преподаватели этого института предлагают программы курсов лекций по теории красноречия и теории спора. Затем вплоть до начала 1930-х гг. появляются и соответствующие исследования.
В последующие годы создается целый ряд исследований общего воспитательно-учебного и теоретического направления, которые ставят целью помочь политинформаторам, лекторам, агитаторам овладеть основами ораторского искусства. Это книги Г. 3. Апресяна, Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Н. Н. Кохтева, В. П. Чихачева, Д. С. Беиикова и др. Продолжаются, хотя и далеко не беспристрастные, попытки оценивать социальную природу риторики. Завершая описание этого периода, особенно важно отметить, что уже в 1930 г., анализируя причины исчезновения риторики, к ее возрождению призывал академик В.В. Виноградов (1895-1969).
В современную эпоху риторика занимает прочное место в программе школ и университетов.
Риторика рассматривается как важная часть гуманитарного образования современного человека независимо от его основной специальности. Предмет риторики по-разному понимается в разных научных традициях новейшего времени. Риторику изучают как теорию культуры речи, историю ораторского искусства, технику устного публичного выступления, стилистику текста, методику обучения эффективному общению. Все эти аспекты имеют непосредственное отношение к риторике.
Новая русская риторика развивается, что обусловлено практическими задачами общества, так как в настоящее время каждый человек заинтересован в том, чтобы говорить правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни. Риторика оказалась нужной в практической деятельности людей многих профессий: бизнесменов, менеджеров, учителей, юристов, политиков и др., именно им приходится общаться с людьми, консультировать, выступать публично. Таким образом, особенностями современной риторики конца XX в. оказалось то, что эта дисциплина:
1) существует как наука о речевом воздействии;
2) выступает как теоретическая и практическая наука;
3) разделяется на два основных вида: публичное речевое воздействие (мастерство публичного выступления) межличностное речевое общение (искусство убеждать диалоге);
Постепенное понимание того, что опыт античной и средневековой риторики необходимо изучать, возрождает интерес к давно забытому инвентарю выразительно-изобразительных средств. Появляется фундаментальный труд, скрупулезно суммирующий старания древних риторов (даже с учетом приоритетов и дат). Это книга Г. Лаусберга «Руководство по литературной риторике». Нужно упомянуть и о «Справочнике риторических терминов» Р. Ланэма.
Следует особо подчеркнуть возрождение интереса к нашей отечественной риторике. Напомним об исключительно содержательном и добросовестном труде Л. К. Граудиной и Г.И. Миськевич «Теория и практика русского красноречия», об исследовании В.П. Вомперского и В.И. Аннушкина. Отметим также издание и переиздание содержательных учебников, например книги «Основы общей риторики», написанной С. С. Гурвичем, В. Ф. Погорелко и М. А. Германом.
В 90-е гг. XX в. в России происходит возрождение риторики как научного направления и учебной дисциплины, риторика становится темой монографий и статей, предметом изучения в вузах и школах.
Это было вызвано рядом причин:
— культурно-историческим характером (развитием свободы, демократии, свободы личности);
— психологическим характером (меняется концепция человека в обществе: каждый человек оказался личностью);
— коммуникативными (расширение сфер обучения, повышение роли речи в обществе);
— социально-политическими (появилась необходимость убеждать людей);
— экономическими (конкуренция, кризис непроизводства породили необходимость науки о рекламе, завоевание покупателей).