всемирный банк и россия отношения
Группа Всемирного банка
Общие сведения
Группа Всемирного банка — многосторонний институт развития, состоящий из пяти организаций, управляющихся странами-членами, общей целью которых является: положить конец крайней бедности, сократив к 2030 году долю мирового населения, живущего в крайней бедности, до 3 процентов; а также обеспечить благосостояние для всех, повысив доходы беднейших 40 процентов населения каждой страны. Группа Всемирного банка является крупнейшим источником финансовой и технической помощи, оказываемой развивающимся странам по всему миру.
Всемирный банк (наряду с Международным валютным фондом (МВФ)) был основан по итогам Бреттон-Вудской конференции в 1944 году. Штаб-квартира расположена в Вашингтоне (Федеральный округ Колумбия). Организация насчитывает более 120 представительств по всему миру, в которых работают более 10 000 человек.
Сотрудничество Банка России с Группой Всемирного банка
Взаимодействие Банка России с Группой Всемирного банка ориентировано в первую очередь на привлечение экспертизы Всемирного банка в процессе совершенствования финансового регулирования и внедрения лучшего мирового опыта и практики, преимущественно путем участия в реализации проводимых Всемирным банком совместно с МВФ оценочных мероприятиях в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP — Financial Sector Assessment Program), а также в ходе реализации совместных проектов.
Руководство Банка России принимает участие в сессиях и ежегодных совещаниях, проводимых совместно Группой Всемирного банка и Международным валютным фондом, взаимодействует с ведомствами и организациями (например, при рассмотрении и подготовке предложений по Стратегии сотрудничества Российской Федерации и Группы Всемирного банка) в целях выработки единой позиции Российской Федерации и Группы Всемирного банка по отдельным вопросам повестки. При необходимости Банк России участвует в согласовании решений Правительства Российской Федерации о выделении Россией помощи беднейшим странам.
На регулярной основе Банк России участвует в подготовке справочных и аналитических материалов по вопросам участия Российской Федерации в деятельности Группы Всемирного банка.
Важным приоритетом сотрудничества остается информационное взаимодействие и обмен информацией с Группой Всемирного банка, а также совместная научно-исследовательская и экспертно-аналитическая деятельность. Группа Всемирного банка представляет для Банка России ценный источник международной экспертизы (например, в сфере макроэкономического моделирования и прогнозирования), а также эффективную площадку по выработке рекомендаций и стандартов в сфере финансового регулирования (например, в области развития финансового сектора и повышения доступности и качества финансовых услуг).
Лента новостей
Все новости »
Москва оказалась на пятом месте в списке крупнейших кредиторов в мире. Больше всех России должны Белоруссия, Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен
России должны около 23 млрд долларов. Об этом сообщает Всемирный банк, который впервые обнародовал данные по странам-кредиторам и их должникам. Информация предоставлена за 2019 год.
Крупнейший кредитор в мире — Китай, он выдал другим странам займов почти на 150 млрд долларов. Далее следуют Япония, Германия и Франция. Россия в рейтинге на пятом месте.
Крупнейший должник России — Белоруссия. По итогам 2019 года Минск был должен Москве более 8 млрд долларов. Но с тех пор Белоруссии был обещан еще 1 млрд.
Далее в списке тех, кто должен России, идут Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен, каждая из этих стран заняла более 1 млрд. Однако Бангладеш получил от России экспортный кредит на постройку атомной электростанции, то есть не в виде живых денег, а в счет оплаты поставок и услуг российских экспортеров, писало ранее РБК.
За Афганистаном, Сербией, Украиной и Сирией числятся долги перед Россией от полумиллиарда до миллиарда долларов. Сумма долга Афганистана не меняется в течение последних 12 лет, Сирии — последних десяти.
Что касается Украины, то Киев учитывает только долг в 600 млн за поставки российского газа в начале 1990-х годов, в то время как Москва считает, что Украина должна ей более 3 млрд по спорным еврооблигациям.
У африканских стран кроме кредитов, выданных во времена СССР, есть и новые российские, в частности у Замбии и Мозамбика.
Почему Россия дает в долг тем странам, которые фактически не смогут его вернуть? Такой вопрос довольно часто становится предметом политических манипуляций в обществе, говорит руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
— Мы видим крупные суммы, и это создает возможность для политической спекуляции: смотрите, нам не хватает денег, а мы Замбии, Мадагаскару, Венесуэле раздаем эти деньги. На самом деле это смешение твердого с холодным. Если Россия сейчас предоставляет кредит, это носит очень важное политическое значение, потому что это часто обеспечивает закупку российских вооружений, что очень важно с точки зрения поддержания некоего баланса сил в мире. Что касается возврата этих денег, то вполне возможен товарный возврат: кофе, какие-то продукты, которые эти страны производят. Возможна форма создания каких-то баз, совместных предприятий. Есть разные механизмы возврата этого долга. Нужно помнить, что это в сложной форме обеспечивает и престиж России, и возможности осуществлять постоянные поставки на какие-то рынки или препятствовать захвату этих стран и их подчинению американским государствам. Если говорить об Африке, к примеру, то сильные позиции РФ в Африке оборачиваются более сильными позициями России в ЕС, потому что бывшие европейские колонизаторы смотрят на Москву и понимают, что если они хотят разговаривать с бывшими колониями (а им очень хочется с ними разговаривать, потому что у них есть экономические интересы в этих зонах), то они должны с особенным уважением относиться к российскому государству, считаться с его политикой и его экономическими интересами в Европе. В данном случае я говорю про поставки газа.
— Белоруссия — самый большой наш должник. Понятно, что вопрос все-таки политический, но такой кредит тоже окупается?
— С Белоруссией кредит окупается только теперь, наверное. После того как в Белоруссии возник в 2020 году тяжелейший политический кризис и его временное притушение и будущее разрешение оказалось связано с сотрудничеством с Россией. Но еще недавно, в середине 2020 года, мы наблюдали безобразные метания белорусского руководства.
Россия продолжит предоставлять кредиты другим странам, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «В рамках двусторонних отношений со многими государствами Россия предоставляет кредиты. Это обычная мировая практика. Это является неотъемлемой частью тесного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества», — сказал Песков журналистам. По его словам, существуют определенные правила по обслуживанию долгов и правила, которые регулируют продолжение кредитования в соответствии с уровнем закредитованности той или иной страны.
Минфин России информацию о кредитах, выданных другим странам, не публикует. Программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету, отмечает РБК.
Россия и Всемирный банк: международная помощь на цели развития
Сотрудничество в целях развития
На протяжении последнего десятилетия Россия активно формирует модель сотрудничества в сфере содействия международному развитию. За период с момента своего председательства в «Группе восьми» в 2006 году Россия предприняла ряд шагов по расширению такого рода сотрудничества, прежде всего, путем существенного увеличения объемов официальной помощи развитию (ОПР) и активного участия в международных форумах, таких как АТЭС, «Группа 20» и БРИКС.
В апреле 2014 года была утверждена «Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию», которая является логическим продолжением предыдущей Концепции, разработанной в 2007 году. Основные принципы и приоритеты государственной политики России в сфере содействия международному развитию остались прежними.
Приоритетными направлениями российской политики в области содействия международному развитию на региональном и глобальном уровне являются:
Официальная помощь развитию
Для России основными приоритетными направлениями официальной помощи развитию являются: здравоохранение, продовольственная безопасность, сельское хозяйство, развитие человеческого потенциала, образование и укрепление институционального потенциала.
В период глобального финансового кризиса 2008-2009 годов помощь России на цели развития составила 785 млн. долларов США. Кроме того, в это время Россия инициировала создание инновационного антикризисного механизма сотрудничества – Евразийского фонда стабилизации и развития, при этом вклад России составил 7,5 млрд. долларов США. Часть оказываемой Россией ОПР предоставляется через каналы многосторонней помощи, в том числе через Группу Всемирного банка, систему организаций ООН, крупные глобальные инициативы и целевые фонды.
Международная ассоциация развития
Россия укрепила свою глобальную роль путем расширения участия в многосторонних механизмах оказания помощи развитию. Начиная с 2004 года, Россия непрерывно увеличивает объем помощи для Международной ассоциации развития (МАР) и оказывает поддержку ряду глобальных инициатив в области развития, предоставляя помощь в виде вклада в различные многосторонние организации, включая трастовые фонды под управлением Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Россия является партнером Международной организации развития (МАР) с девятого пополнения бюджета МАР («МАР-9») в 1997 году. В 2013 году основным предметом взаимодействия России и Банка стало участие в 17-ом пополнении средств МАР (МАР-17). Россия выразила твердую поддержку МАР как важному механизму оказания многосторонней помощи беднейшим странам. Российская Федерация поддержала МАР на уровне министров, используя свое председательство в «Группе 20», и в декабре 2013 года провела итоговую встречу в Москве в рамках 17-ого пополнения ресурсов МАР.
Трастовые фонды
Трастовый фонд (ТФ) – это финансовый механизм, созданный за счет взносов одного или нескольких внешних доноров или партнеров, а в отдельных случаях – за счет ресурсов Группы Всемирного банка – в целях оказания поддержки реализации мероприятий в области международного развития, в том числе, связанных с развитием и укреплением внутреннего потенциала стран.
Россия в общей сложности профинансировала 22 трастовых фонда МАР/МБРР, 14 из которых являются действующими: совокупный объем взносов в данные программы составляет почти 267 млн. долларов США. Основными направлениями деятельности российских трастовых фондов, находящихся под управлением МБРР, являются борьба с инфекционными заболеваниями, качество школьного образования, доступ к энергоресурсам, меры по преодолению последствий продовольственного кризиса и программы социальной поддержки населения.
Также Россия, наряду с другими донорами, оказывающими международную помощь в целях развития, приняла участие в нескольких важных глобальных инициативах, включая списание долгов странам с высоким уровнем внешней задолженность, борьбу со СПИДом, туберкулезом и малярией.
Большая часть российского портфеля трастовых фондов предназначена для формирование знаний и опыта в развивающихся странах – среди них: Программа повышения потенциала в странах Европы и Центральной Азии (ЕЦА), Программа повышения потенциала в области статистики в ЕЦА, Российская Программа содействия образованию в целях развития, Управление государственными финансами и др. В рамках Российских трастовых фондов финансируют такие мероприятия, как техническое содействие, обучение, обмен опытом между практикующими экспертами и разработка инструментария и методологий.
Программные трастовые фонды для региона Европы и Центральной Азии
Программный трастовый фонд по вопросам управления государственными финансами (УГФ) в объеме 18 млн. долларов США поддерживает программы исследований и анализа, обучения, институционального развития и повышения потенциала в странах ЕЦА в целях поддержки систем УГФ.
Трастовый фонд, финансируемый многосторонними донорами, по повышению потенциала в странах ЕЦА в объеме 23 млн. долларов США финансирует проекты и программы в странах ЕЦА с низким уровнем доходов в целях повышения качества и скорости их подготовки. Трастовый фонд использует разнообразные подходы для разработки стратегии и наращивания потенциала развития проектов.
Многосторонний Трастовый фонд, финансируемый различными донорами, по развитию потенциала стран ЕЦА в области статистики в объеме 15 млн. долларов США призванный поддержать повышение потенциала и снижение остроты проблемы финансовых ограничений, с которыми сталкиваются статистические ведомства стран Восточной Европы и СНГ – с акцентом на страны-заемщики МАР.
Партнёрство Группы Всемирного банка с Россией как со страной, предоставляющей глобальные общественные блага
Что такое Всемирный Банк?
Всемирный банк был создан в 1944 году после Бреттон-Вудской конференции в США, когда делегаты из 45 стран обсуждали стратегии восстановления экономики после войны. Всемирный банк должен был выдавать кредиты европейским государствам под невысокий процент, что должно было помочь восстановить разрушенную промышленность и торговлю.
Из чего состоит Всемирный банк?
Откуда Всемирный банк берет деньги?
Займы развивающимся странам выдаются из фонда банка. Деньги банк получает от продажи облигаций на финансовых рынках, от процентов с прошлых займов и в виде взносов от государств-членов Всемирного банка.
Все эти деньги банк тратит на покрытие расходов, «одалживает» странам, которым это нужно или «прощает» часть долгов.
Что финансирует Всемирный банк?
Консультации Банка
Всемирный банк управляет огромным капиталом, и естественно, выдает кредиты не просто так. Банк консультирует должников о том, как правильно тратить выданные деньги, строго следит за проведением реформ и коррупцией. Более того, сотрудники банка часто консультируют правительства по экономической политике.
Как управляется Всемирный банк?
Критика Всемирного банка
Всемирный банк позиционирует себя вне политики. Тем не менее, в некоторых решениях банка можно увидеть политический контекст. Даже свой самый первый кредит Всемирный банк выдал Франции только после того, как в 1947 году из коалиционного правительства в Париже была «вычищена» компартия. Кредит был подтвержден сразу после того, как это произошло.
Сами консультации всемирного банка подвергаются критике. В развивающихся странах банк часто выставляет условия, которые приводят к олигархии и еще большему обнищанию населения. Так, банк потребовал от Танзании приватизировать водные ресурсы, ввести сбор с учеников школ в Гане и упразднить трудовой кодекс Шри Ланки в обмен на восстановление после цунами.
Всемирный банк и Россия
Всемирный банк сегодня
Критика Всемирного банка не остается без внимания: организация постоянно меняется, вносит изменения в свой устав и пытается соответствовать времени. Так, в последние десятилетия Всемирный банк перестал выдавать займы для развития нефтегазовой отрасли и разработал новые схемы поддержки населения бедных стран. Насколько успешными станут эти изменения, покажет будущее.
Чужой интерес: почему Россия отказалась дать денег Всемирному банку
МОСКВА, 24 апреля — РИА Новости, Наталья Дембинская. Страны — члены Всемирного банка приняли решение увеличить его капитал на 13 миллиардов долларов. Россия от участия в докапитализации отказалась. Как заявили в Минфине, Москва не согласна с новыми принципами кредитной политики организации. Наблюдатели указывают, что ВБ долгое время был удобным инструментом для экономического и политического влияния США, но сегодня это уже не работает. Кроме того, ВБ стал абсолютно неэффективным. Понимая это, докапитализировать его отказался и Вашингтон.
Объясняя отказ России участвовать в докапитализации Всемирного банка, замминистра финансов Сергей Сторчак отметил, что его кредитная политика может привести к отказу от поддержки крупнейших и самых надежных заемщиков банка — Индии и Китая.
В результате организация утратит финансовую устойчивость и через несколько лет снова попросит средства у акционеров. В российском Минфине напомнили, что ВБ отказался финансировать ряд проектов в России. Впрочем, ключевая причина, по которой Москва утратила интерес к ВБ, состоит в том, что этот институт в условиях нового экономического порядка теряет актуальность.
Низкая эффективность
Всемирный банк зарекомендовал себя хорошим предсказателем — его макроэкономические оценки и прогнозы чаще всего оправдываются. Но программы, которые финансирует ВБ, за редким исключением неэффективны. В перестроечные годы надежды на него возлагала и Россия, однако со временем стало ясно: ВБ не слишком подходящий помощник в развитии экономики.
«Как и большинство международных институтов, Всемирный банк чрезмерно забюрократизирован. Реальных действий мало, расходов много», — отмечает Сергей Хестанов, советник генерального директора по макроэкономике «Открытие Брокер».
Экономисты указывают, что Всемирный банк и Международный валютный фонд — структуры из эпохи глобализации. Но сейчас все меняется.
«Капитал Всемирного банка направлялся на реформы, выгодные транснациональным корпорациям, в том числе американским. Теперь страны, от которых нужны те или иные реформы, «взламываются» с помощью Майдана. Тут уже не до переговоров. А потому вложения в ВБ или МВФ стали не столь выгодными», — объясняет Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований.
Протекционизм вместо свободной торговли
В основе Всемирного банка, как и других структур в системе ООН — Международного валютного фонда и Всемирной торговой организации (ВТО), — лежали принципы свободной торговли. Предполагалось, что политика не сможет никоим образом вторгаться в экономику: страны, принявшие принципы экономической открытости общества, будут торговать и сотрудничать друг с другом, а МВФ и ВТО помогут им провести правильные реформы.
На самом деле и МВФ, и ВБ были инструментом глобальной экономической, а также политической гегемонии Вашингтона в мире. Они навязывали экономически слабым странам жесткие правила — так называемый вашингтонский консенсус.
Причем США не считают нужным соблюдать какие-либо правила. Вашингтон перешел к открытому протекционизму и грубейшим образом нарушает законы свободной торговли, затеяв торговую войну с Китаем. В таких условиях и Международный валютный фонд, и Всемирный банк выглядят все более архаично.
«России лучше использовать деньги для решения собственных проблем. А вкладывать их в международные институты, которые не только не работают, но и враждебны вам, — чистое безумие», — подчеркивает Василий Колташов.
«Поддерживать организацию, способствующую проведению американской политики, да еще в условиях санкций, нам совершенно не с руки», — добавляет Михаил Беляев, главный экономист Института фондового рынка и управления.
США не хотят платить
Любопытно, что решение об отказе в докапитализации Всемирного банка приняли и в Вашингтоне. Соображения те же, что и у нашего Минфина: невысокая эффективность профинансированных проектов и, собственно, понимание того, что эта организация исчерпала свои возможности, так как не соответствует новым экономическим условиям.
Глава Всемирного банка Джим Ен Ким, подводя итоги ежегодного собрания акционеров, заявил, что принятые решения позволят организации за несколько лет мобилизовать дополнительные ресурсы для своих программ.
Аналитики считают, что, пока система не перестроилась, Всемирному банку нужно хотя бы тактически соответствовать новым условиям и продолжать выполнять свои функции более адекватно. Отсюда и потребность в докапитализации.
Поскольку нынешняя модель финансовой структуры себя изжила, следующим шагом станет реорганизация Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), действующего в тандеме с Всемирным банком.
«Желающих поддерживать Всемирный банк в его нынешнем виде все меньше. Это все равно что вливать новое вино в старые мехи — и мехи разорвутся, и вино разольется», — резюмирует Беляев.